Юридические лица приобретают товар в рознице
Купить в рознице, чтобы продать… Правомерно ли такое?
1 (357). Может ли организация розничной торговли приобретать товары для дальнейшей реализации в розничной торговой сети за наличный расчет?
Не может.
Продажа товаров из розничной торговой сети юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям для целей оптовой и (или) розничной торговли запрещена.
Следовательно, организации розничной торговли не имеют права реализовывать товары юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям для целей оптовой и (или) розничной торговли (п. 3 Инструкции о порядке продажи товаров из розничной торговой сети юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, утвержденной постановлением Минторга РБ от 08.06.2005 № 22; далее по тексту рубрики "Вопрос-ответ" – Инструкция № 22).
Цена товара для организации
2 (358). Организация планирует приобрести в розничной торговой сети моющие средства в значительном количестве.
По каким ценам должна осуществляться реализация?
По розничным ценам.
По общему правилу продажа товаров из розничной торговой сети юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям производится по розничным ценам, сформированным в установленном законодательством РБ порядке. Предприятие-продавец может предоставить покупателю скидку согласно действующему положению.
При этом заметим, что продажа товаров юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям из розничной торговой сети производится только при условии обеспечения бесперебойной продажи их населению (пп. 2, 4 Инструкции № 22).
Ограничения на расчеты наличными
3 (359). Работник организации-покупателя приобретает в розничном магазине запчасти к автомобилю, используемому организацией.
Правомерно ли осуществить расчеты по такой операции наличными денежными средствами?
Правомерно при соблюдении определенного условия.
Расчеты за товары осуществляются наличными денежными средствами или в безналичном порядке в соответствии с Порядком расчетов между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в Республике Беларусь, утвержденным Указом Президента РБ от 29.06.2000 № 359 (п. 5 Инструкции № 22).
Здесь уместно привести ограничение, установленное в п. 69 Инструкции о порядке ведения кассовых операций и порядке расчетов наличными денежными средствами в белорусских рублях на территории Республики Беларусь, утвержденной постановлением Правления Нацбанка РБ от 29.03.2011 № 107: юридическое лицо, его обособленное подразделение осуществляют расчеты наличными деньгами с другими юридическими лицами, их обособленными подразделениями, индивидуальными предпринимателями на территории Республики Беларусь в общей сумме не более 100 базовых величин на протяжении 1 дня, за исключением случаев, указанных в названной Инструкции, и случаев, установленных законодательством.
Документальное оформление при безналичной оплате…
4 (360). Организация-покупатель производит оплату товара в розничном магазине в безналичном порядке.
Каков порядок документального оформления операции по отпуску товара представителю организации-покупателя организацией розничной торговли?
Если оплата товаров осуществляется в безналичном порядке, то продавец выписывает счет-фактуру в 3 экземплярах, при этом 1 экземпляр передается покупателю, 2 экземпляра остаются у продавца (п. 6 Инструкции № 22).
Необходимо обратить внимание, что срок действия счета-фактуры устанавливает продавец, но не менее чем на 5 рабочих дней с даты его оформления. Оформление иных документов взамен счета-фактуры не допускается.
Организация розничной торговли выписанные счета-фактуры регистрирует ежедневно в реестре выписанных счетов-фактур на продажу товаров по безналичному расчету юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям.
По соглашению сторон оплата товара в безналичном порядке может осуществляться в согласованные сторонами сроки после передачи товара покупателю.
На отпущенные товары покупателю оформляется в установленном порядке товарно-транспортная накладная формы ТТН-1 или товарная накладная на отпуск и оприходование товарно-материальных ценностей формы ТН-2.
…и оплате наличными денежными средствами
5 (361). Работник организации-покупателя производит оплату канцелярских принадлежностей для организации наличными денежными средствами.
Каков порядок документального оформления операции по отпуску товара?
При отпуске товаров, оплата которых осуществляется наличными денежными средствами, покупателю выдается кассовый чек либо иной документ, подтверждающий прием наличных денежных средств, утвержденный в установленном порядке, где указываются сведения о номере документа, наименовании продавца, дате продажи, наименовании, количестве и цене товара, сумме покупки, подпись лица, непосредственно осуществившего продажу товаров, и его должность, фамилия и инициалы.
Если в кассовом чеке отсутствуют перечисленные выше сведения, покупателю вместе с кассовым чеком выдают товарный чек произвольной формы, в котором эти сведения должны быть отражены.
Людмила Зубко, главный специалист отдела финансов Главного управления потребительского рынка Мингорисполкома
налогообложение
6 (362). Белорусская организация заключила договор займа с резидентом оффшорной зоны.
Возникли следующие вопросы:
6.1. Следует ли получать разрешение Нацбанка на получение займа и погашение задолженности, в т.ч. процентов?
Следует.
Субъекты валютных операций – резиденты (кроме банков) осуществляют на основании разрешений Нацбанка на проведение валютных операций, связанных с движением капитала, валютные операции, предусматривающие получение займов, при соблюдении следующего условия: займодавец зарегистрирован в государстве (на территории), в котором действует льготный налоговый режим и (или) не предусматриваются раскрытие и представление информации о финансовых операциях (оффшорные зоны) (подп. 18.8 п. 18 Правил проведения валютных операций, утвержденных постановлением Правления Нацбанка РБ от 30.04.2004 № 72).
Перечень оффшорных зон определен Указом Президента РБ от 25.05.2006 № 353.
Таким образом, белорусская организация обязана получить разрешение Нацбанка на проведение валютных операций, связанных с получением займа и погашением задолженности по нему.
Следует учесть, что банк как агент валютного контроля осуществляет контроль за представлением клиентами документов по валютным операциям (подп. 6.2 п. 6 Инструкции о порядке регистрации сделки и выполнении банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями функций агентов валютного контроля, утвержденной постановлением Правления Нацбанка РБ от 16.04.2009 № 46; далее – Инструкция № 46).
При проведении валютных операций в банк при необходимости субъекты валютных операций представляют разрешение Нацбанка на проведение валютной операции, связанной с движением капитала, либо уведомление о валютной операции, если необходимость оформления разрешения либо уведомления предусмотрена валютным законодательством (подп. 8.1 п. 8 Инструкции № 46).
При этом банк отказывает клиенту в проведении валютной операции в случае непредставления в банк документов, необходимых банку для осуществления функций агента валютного контроля, либо несоответствия представленных документов (платежных инструкций) требованиям, установленным пп. 25 и 27 Инструкции № 46.
Исключение составляют валютные операции, связанные с поступлением денежных средств в безналичном порядке (подп. 28.2 п. 28 Инструкции № 46).
Таким образом, при отсутствии разрешения Нацбанка на проведение валютной операции, связанной с движением капитала, банк обязан отказать в проведении такой операции.
6.2. Следует ли уплачивать оффшорный сбор при погашении задолженности по займу?
Не следует.
Объектами обложения оффшорным сбором являются:
– перечисление денежных средств резидентом РБ нерезиденту РБ, зарегистрированному в оффшорной зоне, иному лицу по обязательству перед этим нерезидентом или на счет, открытый в оффшорной зоне, если иное не установлено ст. 232 Налогового кодекса РБ (далее по тексту рубрики "Вопрос-ответ" – НК);
– исполнение обязательства в неденежной форме перед нерезидентом РБ, зарегистрированным в оффшорной зоне, кроме случаев исполнения нерезидентом РБ встречного обязательства путем перечисления на счет резидента РБ денежных средств;
– переход в соответствии с законодательством имущественных прав и (или) обязанностей в связи с переменой лиц в обязательстве, сторонами которого выступают резидент РБ и нерезидент РБ, зарегистрированный в оффшорной зоне (п. 1 ст. 232 НК).
При этом освобождают от обложения оффшорным сбором перечисление денежных средств в целях возврата резидентами РБ денежных средств, полученных от нерезидентов РБ в качестве займов, процентов за пользование ими, а также ранее полученных от нерезидентов РБ денежных средств по иным основаниям в соответствии с законодательством РБ или договором (п. 1 ст. 233 НК).
Таким образом, при погашении задолженности по займу, в т.ч. процентов, оффшорный сбор уплачивать не нужно.
Cергей Козырев, канд. экон. наук, аудитор, DipIFR
Указ № 361 и арендная плата за землю
7 (363). На балансе предприятия находятся 2 здания, которые являются историко-культурной ценностью и включены в Государственный список историко-культурных ценностей РБ. Часть площадей этих зданий сдается в аренду, часть используется организацией для размещения органов управления, бухгалтерских и иных служб организации.
У предприятия имеются 2 земельных участка, на которых расположены эти здания:
0,0746 га – на праве постоянного пользования,
0,0009 га – предоставлены организации на условиях аренды Мингорисполкомом для эксплуатации и обслуживания административного здания (проезда).
Организация применяет упрощенную систему налогообложения (УСН) и в связи с этим не является плательщиком:
– налога на землю в соответствии с подп. 3.14.1 п. 3 ст. 286 НК;
– арендной платы за земельный участок, находящийся в собственности Мингорисполкома, в соответствии с подп. 2.1 п. 2 ст. 286 НК.
Просим разъяснить, стало ли предприятие плательщиком арендной платы за земельный участок площадью 0,0009 га на основании подп. 2.7 п. 2 Указа Президента РБ от 21.07.2014 № 361 "Об отдельных вопросах налогообложения, бухгалтерского учета, переоценки имущества и взимания арендной платы" (далее – Указ № 361)?
Не стало.
Организация не является плательщиком арендной платы за землю по следующим основаниям.
Вначале рассмотрим норму НК. Так, уплата налога при УСН заменяет уплату арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности, арендодателями которых являются сельские, поселковые, районные, Минский городской и городские (городов областного подчинения) исполкомы, администрации свободных экономических зон, если иное не установлено иными законодательными актами (подп. 2.1 п. 2 ст. 286 НК).
Подпунктом 2.7 п. 2 Указа № 361 внесен ряд изменений и дополнений в Указ Президента РБ от 01.03.2010 № 101 "О взимании арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности" (далее – Указ № 101) в части исчисления и уплаты арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности.
Так, в подп. 1.7.1 п. 1 Указа № 101 установлено, что арендная плата не взимается за земельные участки, занятые недвижимыми материальными историко-культурными ценностями, включенными в Государственный список историко-культурных ценностей РБ, по перечню таких ценностей, утвержденному Советом Министров, при условии выполнения их собственниками обязательств, обусловленных законодательством об охране историко-культурного наследия, за исключением земельных участков, используемых организациями для осуществления предпринимательской деятельности, в т.ч. занятых капитальными строениями (зданиями, сооружениями), используемыми для размещения органов управления, бухгалтерских и иных служб этих организаций, кроме земельных участков бюджетных организаций и некоммерческих организаций культуры.
Вместе с тем в подп. 1.72 п. 1 Указа № 101 сказано, что юридические лица, являющиеся плательщиками налога при УСН, исчисляют и уплачивают арендную плату за земельные участки, находящиеся в государственной собственности, в соответствии с Указом № 101, если общая площадь земельных участков, указанных в абз. 2–4 подп. 1.72 п. 1 Указа № 101, превышает 0,5 га.
В приведенной ситуации у организации, являющейся плательщиком налога при УСН, общая площадь всех земельных участков не превышает 0,5 га. Таким образом, исходя из норм подп. 1.72 п. 1 Указа № 101 организация не признается плательщиком арендной платы за землю независимо от того, что на данном земельном участке расположены капитальные строения, сдаваемые в аренду, а также используемые организацией для размещения органов управления и бухгалтерских служб.
Если организация будет применять общую систему налогообложения и использовать указанные объекты в предпринимательской деятельности, в т.ч. для размещения органов управления, бухгалтерских и иных служб организации, то вышеназванная льгота по арендной плате за земельные участки применяться не будет.
Социальный вычет при обучении в магистратуре
8 (364). После окончания БГЭУ бывший студент принят в университет на работу. Кроме того, он продолжил свое обучение в магистратуре. Обучение платное.
Имеет ли он право на получение социального налогового вычета в размере расходов, направленных на оплату обучения в магистратуре, если до этого он уже пользовался вычетом при обучении в БГЭУ?
Да, при соблюдении определенных правил.
В рассматриваемом случае налоговый агент при исчислении подоходного налога может учесть суммы, уплаченные плательщиком за обучение в магистратуре, только при соблюдении следующих условий:
– магистратура для плательщика является местом основной работы (учебы);
– получение образования в магистратуре производится впервые;
– плательщик представил документы, перечисленные в п. 3 ст. 165 НК.
Обоснуем наш ответ.
При определении размера налоговой базы в соответствии с п. 3 ст. 156 НК плательщик имеет право на применение социального налогового вычета в сумме, уплаченной им в течение налогового периода:
– за свое обучение в учреждениях образования Республики Беларусь при получении первого высшего, первого среднего специального или первого профессиональнотехнического образования;
– на погашение кредитов банков Республики Беларусь, займов, полученных от белорусских организаций и (или) белорусских индивидуальных предпринимателей (включая проценты по ним, за исключением процентов, уплаченных за несвоевременный возврат (погашение) кредитов, займов и (или) за несвоевременную уплату процентов по кредитам, займам), фактически израсходованных им на получение указанного образования (подп. 1.1 п. 1 ст. 165 НК).
Высшее образование подразделяется на 2 ступени. На I ступени высшего образования обеспечивается подготовка специалистов, обладающих фундаментальными и специальными знаниями, умениями и навыками, с присвоением квалификации специалиста с высшим образованием.
При этом высшее образование I ступени дает право на продолжение образования на II ступени высшего образования и на трудоустройство по полученной специальности (направлению специальности, специализации) и присвоенной квалификации.
В свою очередь, на II ступени высшего образования (магистратура) обеспечиваются углубленная подготовка специалиста, формирование знаний, умений и навыков научно-педагогической и научно-исследовательской работы с присвоением степени магистра (ст. 202 Кодекса РБ об образовании).
Таким образом, получение впервые образования на II ступени высшего образования (магистратура) не рассматривается как получение второго высшего образования.
На основании изложенного физические лица, проходящие обучение в магистратуре за плату, имеют право на получение социального налогового вычета в размере понесенных ими расходов, но только при условии, что такое обучение отвечает вышеприведенным требованиям – получение впервые образования на II ступени высшего образования.
Анна Павлова, экономист
взносы в белгосстрах
Корректировка взносов в Белгосстрах
9 (365). В июле 2014 г. работнику начислена заработная плата в размере 3 500 000 руб. Страховые взносы за июль 2014 г. были исчислены из суммы 3 738 283 руб. – 60 % средней заработной платы рабочих и служащих в Республике Беларусь за июнь 2014 г., поскольку этот размер превышает сумму фактического заработка работника. Сумма начисленных страховых взносов составила 22 430 руб. (при страховом тарифе 0,6 %).
В августе 2014 г. работнику начислена заработная плата в размере 4 000 000 руб., в т.ч. доначислено 310 000 руб. заработной платы за июль 2014 г. в связи с обнаружением ошибки в расчете заработной платы за июль.
Как производятся перерасчет начисленных страховых взносов за июль 2014 г. и расчет страховых взносов за август 2014 г.?
Прежде всего напомним, что сумма страховых взносов, подлежащая уплате страхователем в отношении каждого застрахованного лица, должна быть не менее суммы этих взносов, исчисленной из размера 60 % средней заработной платы рабочих и служащих в Республике Беларусь за месяц, предшествующий месяцу их начисления, пропорционально отработанному времени (п. 6 Положения о порядке уплаты страховщику страховых взносов по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 10.10.2003 № 1297).
Заработная плата, доначисленная в августе за июль, включается в объект для начисления страховых взносов за июль. По этой причине подлежит перерасчету сумма страховых взносов за июль. Так, с учетом доначисления сумма заработной платы работника за июль 2014 г. составляет 3 810 000 руб., что превышает 3 738 283 руб. – 60 % средней заработной платы рабочих и служащих в Республике Беларусь за июнь 2014 г. Страховой взнос за июль 2014 г. с учетом доначисления должен составлять 22 860 руб. (3 810 000 × 0,6 /100). За июль 2014 г. следует доначислить сумму страховых взносов в размере 430 руб.
Из заработной платы, начисленной в августе 2014 г. (4 000 000 руб.), сумму доначисления заработной платы за июль 2014 г. следует исключить. В результате сумма, начисленная за август (3 690 000 руб.), ниже минимального размера объекта для начисления страховых взносов за август 2014 г. (3 882 266 руб.) – 60 % средней заработной платы рабочих и служащих в Республике Беларусь за июль 2014 г. В связи с этим страховые взносы за август начисляются из минимального размера объекта и составляют 23 294 руб. (3 882 266 × 0,6 / 100).
Борис Бондарик, начальник управления страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний БРУСП "Белгосстрах"
Организация деятельности субъектов хозяйствования
Соблюдение сроков хранения документов и налоговые последствия
10 (366). Белорусская организация при использовании своего права по переносу убытков на будущие налоговые периоды в соответствии с п. 7 ст. 1411 НК обязана хранить документы (договоры, первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета), подтверждающие объем понесенного убытка, в течение всего срока, когда она уменьшает налоговую базу текущего налогового периода на суммы ранее полученных убытков, а также до завершения налоговым органом проверки правильности исчисления, своевременности и полноты уплаты налога на прибыль за период, в течение которого белорусская организация уменьшала налоговую базу на сумму убытка (суммы убытков) по итогам предыдущего налогового периода (предыдущих налоговых периодов).
В то же время в Перечне типовых документов Национального архивного фонда Республики Беларусь, образующихся в процессе деятельности государственных органов, иных организаций и индивидуальных предпринимателей, с указанием сроков их хранения, содержащемся в приложении 1 к постановлению Минюста РБ от 24.05.2012 № 140 (далее – постановление № 140), указаны иные сроки хранения документов. Например, согласно гл. 12 "Бухгалтерский учет и отчетность" первичные учетные документы и приложения к ним (кассовые, бухгалтерские документы, извещения банков, квитанции, накладные, авансовые отчеты и др.) хранятся 3 года после проведения налоговыми органами проверки соблюдения налогового законодательства, после чего могут быть уничтожены в порядке, установленном законодательством.
Например, организация осуществила перенос убытков по результатам 2012 и 2013 гг., в 2014 г. завершилась налоговая проверка (проверен период до 31 декабря 2013 г. включительно), в 2017 г. организация планирует уничтожить первичные учетные документы, но суммой перенесенного по итогам 2012 и 2013 гг. убытка будет пользоваться в 2017, 2018, 2019 гг. и последующих налоговых периодах.
Может ли организация быть привлечена к ответственности за нарушение налогового законодательства (может ли быть доначислен налог на прибыль) в том случае, если она уничтожает первичные учетные документы после 3 лет после проведения налоговой проверки, однако сумма перенесенного убытка будет отражена в налоговых декларациях по налогу на прибыль, представляемых после проведения налоговой проверки?
Может быть привлечена к ответственности.
Пунктом 7 ст. 1411 НК действительно предусмотрено, что белорусская организация обязана хранить документы (договоры, первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета), подтверждающие объем понесенного убытка, в течение всего срока, когда она уменьшает налоговую базу текущего налогового периода на суммы ранее полученных убытков, а также до завершения налоговым органом проверки правильности исчисления, своевременности и полноты уплаты налога на прибыль за период, в течение которого белорусская организация уменьшала налоговую базу на сумму убытка (суммы убытков) по итогам предыдущего налогового периода (предыдущих налоговых периодов).
Уничтожение документов с истекшими сроками хранения в порядке, установленном ст. 25 Закона РБ от 25.11.2011 № 323-З "Об архивном деле и делопроизводстве в Республике Беларусь", гл. 16 Инструкции по делопроизводству в государственных органах, иных организациях, утвержденной постановлением Минюста РБ от 19.01.2009 № 4 (далее – Инструкция № 4), а также с учетом сроков хранения документов, утвержденных постановлением № 140, является правом организации, а не ее обязанностью. В связи с этим организация при уничтожении документов должна учитывать ограничения и последствия, установленные иными нормативными правовыми актами, в т.ч. регулирующими вопросы соблюдения налогового законодательства.
Исходя из требований п. 7 ст. 1411 НК для подтверждения правомерности применения механизма "переноса убытков" у организации должно одновременно соблюдаться 2 условия (помимо соблюдения сроков хранения, определенных постановлением № 140):
1) должна быть проведена налоговая проверка;
2) в налоговых периодах, наступающих после проведения налоговой проверки, у организации не возникает необходимости при определении налоговой базы по налогу на прибыль воспользоваться суммой убытка, отраженной в налоговых декларациях (расчетах) по налогу на прибыль, имевшихся на дату проведения налоговой проверки.
На основании вышеизложенного, несмотря на соблюдение сроков хранения документов, установленных гл. 12 постановления № 140, и процедуры уничтожения документов, установленных Инструкцией № 4, организация может быть привлечена к административной ответственности за неправомерное использование "переноса убытков" в случае уничтожения документов, подтверждающих объем перенесенного убытка.
Так, в ситуации, указанной в вопросе, если после завершения налоговой проверки за 2013 г. организация уничтожит первичные учетные документы (договоры, накладные, акты выполненных работ, регистры бухгалтерского учета), например, в 2017 г.,то использование суммы "перенесенного убытка" по итогам 2012 и 2013 гг. путем уменьшения налоговой базы по налогу на прибыль в 2017, 2018, 2019 гг. и последующих будет признано неправомерным. Соответственно к организации могут быть применены меры административной ответственности, установленные за совершение правонарушений в области налогового законодательства.
Виктор Статкевич, аудитор
Совместительство директора
11 (367). Директор ООО просит перевести его на неполный рабочий день в связи с тем, что он хочет работать по совместительству главным инженером в соседней организации.
Правомерно ли такое совмещение?
Правомерно при соблюдении определенных условий.
В настоящее время ограничение работы по совместительству установлено лишь для руководителей государственных организаций и организаций, в уставном фонде которых 50 % и более акций (долей) находятся в собственности государства (ст. 255 Трудового кодекса РБ).
Если ООО не относится к таковым, то работа директора по совместительству возможна.
Однако не следует забывать о том, что директор является исполнительным органом общества, избираемым общим собранием участников (ст. 54 Закона РБ от 09.12.1992 № 2020-XII "О хозяйственных обществах").
Именно общее собрание определяет условия работы директора, отраженные в трудовом договоре с ним.
Поэтому общему собранию участников общества необходимо принять решение о том, разрешено или не разрешено директору работать по совместительству. В связи с этим должна быть утверждена новая редакция трудового договора с учетом соответствующих корректировок.
Анна Шинкевич, юрист
Валютное законодательство
Отражение в учете расходов по конверсии
12 (368). Расходы по конверсии иностранной валюты торговая организация относит в 2014 г. при расчетах приобретенной валютой за товары на стоимость товаров. Товары не реализованы.
Рассмотрим вопросы, возникшие в данной ситуации.
12.1. Верно ли организация отражает расходы по конверсии?
Неверно.
Обратимся к п. 1 постановления Совета Министров РБ от 03.06.2011 № 704 "О некоторых вопросах переоценки имущества и обязательств в иностранной валюте". В нем сказано, что коммерческие организации вправе расходы, связанные с покупкой иностранной валюты для проведения расчетов за сырье, материалы, товары, по использованным на их приобретение займам, кредитам и уплате процентов по ним в сумме разницы между курсом покупки иностранной валюты и курсом Нацбанка на момент покупки относить на увеличение стоимости указанного сырья, материалов, товаров.
В отношении расходов по конверсии такой порядок законодательством не предусмотрен.
Операции конверсии отражают в бухгалтерском учете как расходы по продаже иностранной валюты (п. 26 Инструкции по бухгалтерскому учету активов и обязательств организации, стоимость которых выражена в иностранной валюте, утвержденной постановлением Минфина РБ от 27.12.2007 № 199).
Доходы и расходы, связанные с реализацией и прочим выбытием денежных средств, включаются в состав прочих доходов и расходов по текущей деятельности, учитываемых на счете 90 "Доходы и расходы по текущей деятельности", субсчета 90-7 "Прочие доходы по текущей деятельности", 90-10 "Прочие расходы по текущей деятельности" (п. 13 Инструкции по бухгалтерскому учету доходов и расходов, утвержденной постановлением Минфина РБ от 30.09.2011 № 102).
Таким образом, расходы и доходы по конверсии отражают на счете 90, субсчета 90-7, 90-10.
12.2. Как исправить ошибку в бухгалтерском учете?
С 21 февраля 2014 г. вступил в силу Национальный стандарт бухгалтерского учета и отчетности "Учетная политика организации, изменения в учетных оценках, ошибки", утвержденный постановлением Минфина РБ от 10.12.2013 № 80 (далее – Национальный стандарт № 80).
Ошибка, допущенная в отчетном году и выявленная до его окончания, исправляется в том месяце отчетного года, в котором она выявлена, дополнительной или сторнировочной записью (записями) по соответствующим счетам бухгалтерского учета. Доход или расход, возникающие в результате исправления этой ошибки, отражают в составе доходов или расходов отчетного года (п. 10 Национального стандарта № 80).
Выявленные ошибки согласно п. 9 Национального стандарта № 80 подлежат исправлению.
В месяце обнаружения ошибки следует отразить в учете:
Д-т 41 "Товары" – К-т 51 "Расчетные счета", 57 "Денежные средства в пути", 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" и др.
– сторнировочная запись на сумму произведенных расходов, связанных с конверсией валюты;
Д-т 90-10 – К-т 51, 57, 76 и др.
– на сумму произведенных расходов, связанных с конверсией валюты.
Виталий Раковец, аудитор ООО "АудитИнком"