налогообложение
Реализация товара со ставкой НДС в размере 10 % и вычет НДС
1 (377). Торговое предприятие приобретает товары и учитывает "входной" НДС по ним по ставкам 10 % и 20 % на отдельных субсчетах к счету 18. Основная часть товара реализуется в розничном магазине. Выручка пробивается через кассовый аппарат и учитывается на отдельном субсчете к счету 90. При отпуске товаров организациям по безналичному расчету и покупателям в рассрочку оформляются ТН-2 или ТТН-1, в которых покупателю выделяется включенный в розничную цену НДС по ставке 20 % либо 10 %. Такая реализация отражается также на отдельных субсчетах к счету 90 отдельно по ставкам НДС 20 % и 10 % и в налоговой декларации по НДС по стр. 1 и 3 соответственно. "Входной" НДС как по ставке 20 %, так и поставке 10 % принимается к вычету в пределах общей суммы исчисленного по реализации НДС.
Рассмотрим вопросы, возникшие в приведенной ситуации.
1.1. Правильно ли поступает организация?
"Входной" НДС, приходящийся на оборот по реализации, облагаемый по ставке 10 %, нужно принимать к вычету в полном объеме независимо от суммы НДС, исчисленной по реализации.
Организация неправильно производит вычет НДС, приходящийся на обороты, облагаемые НДС по ставке 10 %.
Сумму НДС, подлежащую уплате в бюджет, определяют как разницу между общей суммой НДС, исчисленной по итогам отчетного периода, и суммами налоговых вычетов. В случаях, предусмотренных п. 23 ст. 107 Налогового кодекса РБ (далее по тексту рубрики "Вопрос-ответ" – НК) и в случаях, установленных Президентом, вычет сумм НДС производится в полном объеме независимо от сумм НДС, исчисленных по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав (далее – активы).
В иных случаях вычет сумм НДС производится нарастающим итогом в пределах сумм НДС, исчисленных по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав (п. 5 ст. 103 НК).
Вычет сумм НДС производится в полном объеме, в частности, по товарам, при реализации которых обложение НДС осуществляется по ставкам 10 % и 9,09 % (подп. 23.2 п. 23 ст. 107 НК).
1.2. Может ли организация не применять указанный порядок вычета НДС по оборотам, облагаемым НДС по ставке 10 %, а пользоваться в этом случае порядком, установленным для вычета НДС по оборотам, облагаемым НДС по ставке 20 %?
"Входной" НДС, приходящийся на оборот по реализации, облагаемый по ставке 10 %, нужно принимать к вычету в полном объеме независимо от суммы НДС, исчисленной по реализации. Необходимо учитывать, что указанный вычет в полном объеме является не правом, а обязанностью плательщика.
1.3. Каков порядок определения налоговых вычетов, приходящихся на оборот, облагаемый по ставке 10 %?
Применяется метод удельного веса или метод раздельного учета.
Определение налоговых вычетов, приходящихся на оборот, облагаемый по ставке 10 %, производится в порядке, установленном п. 24 ст. 107 НК.
При реализации плательщиком активов, налоговые вычеты по которым производятся в различном порядке, распределение общей суммы налоговых вычетов плательщика по активам между этими оборотами производится 2 методами: методом удельного веса или методом раздельного учета, если иное не установлено гл. 12 НК (часть первая п. 24 ст. 107 НК).
Применение одного из 2 методов распределения налоговых вычетов в отношении налоговых вычетов по определенным плательщиком видам деятельности (операциям) (метода удельного веса или метода раздельного учета) производится как минимум в течение 1 календарного года и утверждается учетной политикой организации. При отсутствии в учетной политике организации указания о применяемом методе распределения налоговых вычетов все налоговые вычеты распределяются методом удельного веса. В случае ведения плательщиком книги покупок в распределении участвуют суммы НДС, отраженные в книге покупок (часть первая п. 24 ст. 107 НК).
При определении методом удельного веса налоговых вычетов, приходящихся на определенную сумму оборота по реализации, эта сумма оборота делится на общую сумму оборота по реализации и умножается на сумму налоговых вычетов, приходящихся на общую сумму оборота по реализации. Процент удельного веса рассчитывается с точностью не менее 4 знаков после запятой. Суммой оборота признаются сумма налоговой базы и НДС, исчисленного от этой налоговой базы, а также сумма увеличения (уменьшения) налоговой базы (часть третья п. 24 ст. 107 НК).
Определение налоговых вычетов методом раздельного учета предусматривает наличие в бухгалтерском учете (в книге учета доходов и расходов организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения) и книге покупок, если плательщик осуществляет ее ведение, информации о суммах НДС, предъявленных при приобретении либо уплаченных при ввозе активов, принятие к вычету которых, включение в затраты по производству и реализации активов, учитываемые при налогообложении, либо отнесение которых на увеличение стоимости активов производятся в одинаковом порядке (часть четвертая п. 24 ст. 107 НК).
Таким образом, если распределение налоговых вычетов производится методом удельного веса, то определение налоговых вычетов, приходящихся на оборот по реализации, облагаемый по ставке 10 %, производится путем умножения всех налоговых вычетов на долю этого оборота по реализации в общей сумме оборота по реализации (определяется сложением сумм, указанных в гр. 2 налоговой декларации расчета по НДС по строкам с 1 по 10 включительно).
Если распределение налоговых вычетов производится методом раздельного учета, то определение налоговых вычетов, приходящихся на оборот по реализации, облагаемый по ставке 10 %, производится путем сложения суммы налоговых вычетов по товарам, облагаемым по ставке 10 %, и произведения налоговых вычетов по расходам, учитываемым на счете 44, и налоговых вычетов по основным средствам и нематериальным активам на долю оборота по реализации, облагаемого НДС по ставке 10 %, в общей сумме оборота по реализации.
Олег Бурдюк, эксперт по налогообложению
Получение займа от резидента США и налог на доходы
2 (378). Белорусская организация (заемщик) 1 августа 2014 г. получила денежный заем на нужды текущей деятельности от иностранной организации – резидента США в сумме 100 000 долл. США. По условиям договора заем предоставляют на 3 месяца – по 31 октября 2014 г. Проценты за пользование займом начисляются в размере 1 % за каждый полный месяц пользования заемными средствами. Проценты в сумме 3 000 долл. США (100 000 × 1 % × 3 мес.) подлежат выплате заемщиком в последний день пользования займом (31 октября 2014 г.).
Возникли следующие вопросы.
2.1. Как исчислить налог на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство (далее – налог на доходы)?
Доходы по займам, полученные иностранной организацией от источников в Республике Беларусь, признают объектом обложения налогом на доходы (подп. 1.2.1 п. 1 ст. 146 НК).
Плательщиками налога на доходы признают иностранные и международные организации, в т.ч. не являющиеся юридическими лицами, не осуществляющие деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство, но извлекающие доходы из источников в Республике Беларусь (ст. 145 НК).
Налог на доходы исчисляется, удерживается и перечисляется в бюджет юридическими лицами, начисляющими и (или) выплачивающими доход иностранной организации, не осуществляющей деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство. Указанные юридические лица признаются налоговыми агентами и имеют права, несут обязанности, установленные ст. 23 НК (п. 3 ст. 150 НК).
Ставка налога на процентные доходы по займам составляет 10 % (п. 1 ст. 149 НК). Налоговым агентам предоставлено право выбора момента начисления дохода по займам: на дату отражения в бухгалтерском учете обязательств по выплате процентов либо на дату выплаты процентов иностранной организации. Под выплатой дохода понимают любые формы расчетов или способы прекращения обязательств (п. 2-1 ст. 148 НК).
Справочно: принятое налоговым агентом решение о выборе дня начисления дохода иностранной организации изменению в течение текущего календарного года не подлежит. Налоговые агенты, избравшие дату выплаты в качестве момента начисления дохода по займам, делают соответствующую отметку в ячейке на титульном листе налоговой декларации (расчета) по налогу на доходы, в которой отражен этот вид дохода (подп. 2-1.2 п. 2-1 ст. 148 НК).
В бухгалтерском учете проценты, подлежащие к уплате за пользование организацией займами, отражают ежемесячно независимо от условий их выплаты по договору (пп. 15, 37 Инструкции по бухгалтерскому учету доходов и расходов, утвержденной постановлением Минфина РБ от 30.09.2011 № 102).
Таким образом, независимо от того, что проценты по займу должны быть отражены в бухгалтерском учете ежемесячно (в последний день августа, сентября и октября 2014 г.), для целей исчисления налога на доходы у белорусской организации-заемщика есть право выбора момента начисления дохода по займам.
Д-т 91 – К-т 66
– отражено ежемесячное начисление процентов по полученному займу;
Д-т 66 – К-т 68
– начислен налог на доходы*.
___________________
* Корреспонденция счетов составлена редакцией.
2.2. Каков порядок устранения двойного налогообложения?
Положениями п. 2 ст. 5 НК установлен приоритет международных договоров, действующих для Республики Беларусь, над национальным законодательством. Республика Беларусь в качестве правопреемника бывшего СССР применяет Конвенцию между Союзом Советских Социалистических Республик и Соединенными Штатами Америки по вопросам налогообложения (далее – Конвенция), которая была заключена 20 июня 1973 г. Эта Конвенция регулирует порядок устранения двойного налогообложения.
В ней установлено, что проценты по ссудам, за исключением процентов, получаемых лицом с постоянным местопребыванием в другом договаривающемся государстве от проведения обычных банковских операций в первом договаривающемся государстве, извлекаемые из источников на территории одного договаривающегося государства лицом с постоянным местопребыванием в другом договаривающемся государстве, подлежат налогообложению только в этом другом договаривающемся государстве (подп. g п. 1 ст. III Конвенции).
При этом доходы от коммерческой деятельности, не указанные в ст. III Конвенции, извлекаемые в Республике Беларусь лицом с постоянным местопребыванием в США, облагают налогами в Республике Беларусь, только если они извлекаются через постоянное представительство (п. 1 ст. IV Конвенции).
С учетом изложенного проценты, выплачиваемые компании – резиденту США по договору займа, не упомянутые в ст. III Конвенции, могут облагаться налогом в Республике Беларусь в случае, если деятельность этой компании будет осуществляться на территории Республики Беларусь через постоянное представительство.
В качестве документа, подтверждающего, что иностранная организация имеет постоянное местонахождение в США для целей применения Конвенции, применяют справку по форме 6166.
Справочно: в этой справке содержится следующая информация: наименование иностранной организации; ее идентификационный номер; налоговый период; подтверждение того, что данное лицо является резидентом США в соответствии с Конвенцией; дата выдачи. На справке должна быть отметка, что она предназначена для Республики Беларусь.
Следует учесть, что освобождение от исчисления налога на доходы при применении Конвенции не освобождает белорусскую организацию от представления в налоговый орган соответствующей налоговой декларации. Налоговую декларацию (расчет) по налогу на доходы представляют не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем, на который приходится дата возникновения обязательства по уплате налога на доходы (пп. 1, 5 ст. 150 НК).
Владимир Васильев, экономист
бухучет-2014
Оформление документа, подтверждающего расход топлива
3 (379). УП эксплуатирует личные легковые автомобили, переданные ему в безвозмездное пользование своими работниками. Заправка бензином этих легковых автомобилей производится по топливным картам, выписываемым на каждый автомобиль. По истечении отчетного месяца поставщик топлива представляет отчет о количестве отпущенного топлива, цене каждой заправки. Списание бензина производится по акту, утвержденному руководителем, в котором указывается количество израсходованного бензина, соответствующее путевым листам, по цене каждой заправки, указанной в отчете поставщика. При таком учете топлива УП считает нецелесообразным составлять накопительные ведомости, как предложено в статье В. Сузанского "Использование служебных легковых автомобилей должно быть оформлено путевым листом" (см. "ГБ", 2014, № 30, с. 42–47).
Заменяет ли акт накопительную ведомость?
Организация может оформлять акт при соблюдении определенных условий.
Каждая хозяйственная операция подлежит оформлению первичным учетным документом (п. 1 ст. 10 Закона РБ от 12.07.2013 № 57-З "О бухгалтерском учете и отчетности"; далее – Закон).
Стоимость горюче-смазочных материалов, фактически израсходованных на эксплуатацию транспортных средств, машин и механизмов, списывается в дебет счетов учета затрат на производство, расходов на реализацию с кредита счета 10 "Материалы", субсчет "Топливо в баках транспортных средств", в зависимости от направления их использования.
Основанием для списания горюче-смазочных материалов на затраты производства являются накопительные ведомости данных путевых листов о фактическом расходе горюче-смазочных материалов или карточки учета расхода топлива за отчетный период. Указанные ведомости или карточки принимаются к бухгалтерскому учету после сверки записей в них с путевыми листами, о чем на ведомостях или карточках работником организации, ведущим оперативный учет горюче-смазочных материалов, делается соответствующая отметка (п. 83 Инструкции по бухгалтерскому учету запасов, утвержденной постановлением Минфина РБ от 12.11.2010 № 133).
Основанием для списания горюче-смазочных материалов на работу оборудования, машин и механизмов, которая не оформляется путевым листом, может являться отчет о расходе горюче-смазочных материалов на производство.
Таким образом, списание на затраты топлива, израсходованного на эксплуатацию транспортных средств, осуществляется на основании либо накопительной ведомости, либо карточки учета. При этом организационно-правовая форма организации (унитарное предприятие, общество с ограниченной ответственностью, акционерное общество) значения не имеет, требования одинаковы для всех.
Однако при этом нужно иметь в виду следующее.
Формы накопительной ведомости и карточки учета в настоящее время на общереспубликанском уровне не утверждены. Поэтому при решении вопроса о форме данных документов и порядке их оформления необходимо руководствоваться п. 2 ст. 10 Закона. Согласно указанным там правилам первичные учетные документы, если иное не установлено Президентом, должны содержать следующие сведения:
– наименование документа, дату его составления;
– наименование организации, фамилию и инициалы индивидуального предпринимателя, являющегося участником хозяйственной операции;
– содержание и основание совершения хозяйственной операции, ее оценку в натуральных и стоимостных показателях или в стоимостных показателях;
– должности лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и (или) правильность ее оформления, их фамилии, инициалы и подписи.
Первичные учетные документы могут содержать иные сведения, не являющиеся обязательными.
Таким образом, если внутренним локальным нормативным актом организации (например, учетной политикой) будет установлено, что в качестве накопительной ведомости данных путевых листов об израсходованном топливе применяется акт, в котором указывается количество израсходованного топлива (в случае необходимости – по направлениям использования) с указанием его стоимостной оценки, а также иные реквизиты, предусмотренные в качестве обязательных п. 2 ст. 10 Закона, то отражение в бухгалтерском учете операций по расходу топлива производится на основании такого акта. При этом дополнительное составление какой-либо иной ведомости обязательным не является. В указанном акте может (если это целесообразно для организации) указываться и иная информация: количество и стоимость приобретенного топлива, его остатки и т.д.
Владимир Сузанский, аудитор, директор ООО "Грант Торнтон Консалт"
отчисления в белгосстрах
Перевод работника на полную ставку и взносы в Белгосстрах
4 (380). Работник работает в организации постоянно на 0,3 ставки. В связи с отпускной кампанией в июле 2014 г. он был переведен в течение месяца на полную ставку вместо временно отсутствующего работника. В результате с 1 по 16 июля 2014 г. он работал на 0,3 ставки (плановое время – 48 ч, фактическое – 24 ч, заработок – 991 456 руб.) и с 17 по 30 июля работал на полную ставку (плановое время по ставке – 168 ч, фактически отработано – 96 ч, заработок – 1 982 912 руб.).
Как рассчитать сумму минимального страхового взноса, подлежащего уплате?
Сумма страховых взносов, подлежащая уплате страхователем в отношении каждого застрахованного лица, должна быть не менее суммы этих взносов, исчисленной из размера 60 % средней заработной платы рабочих и служащих в Республике Беларусь за месяц, предшествующий месяцу их начисления, пропорционально отработанному времени (п. 6 Положения о порядке уплаты страховщику страховых взносов по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 10.10.2003 № 1297).
Вначале определяем минимальный размер объекта страхования за период работы работника с 1 по 16 июля 2014 г.:
3 738 283 × 0,3 / 48 × 24 = 560 742 руб.,
где 3 738 283 – 60 % средней заработной платы рабочих и служащих в Республике Беларусь за июнь 2014 г.;
0,3 – доля ставки, по которой работал работник;
48 – плановое время работы в июле на 0,3 ставки;
24 – фактическое время работы в июле на 0,3 ставки.
Далее определяем минимальный размер объекта страхования за период работы работника с 17 по 30 июля 2014 г.:
3 738 283 / 168 × 96 = 2 136 162 руб.,
где 168 – плановое время работы в июле на полную ставку;
96 – фактическое время работы в июле на полную ставку.
Таким образом, общий минимальный размер объекта страхования в июле 2014 г. составляет 2 696 904 руб.
Фактический заработок работника (объект страхования) в июле 2014 г. составляет 2 974 368 руб. и превышает общий минимальный размер объекта страхования. В связи с этим страховые взносы определяются исходя из фактического объекта страхования.
Борис Бондарик, начальник управления страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний БРУСП "Белгосстрах"
ценообразование
Размер наценки на продукцию собственного производства
5 (381). Столовая 3-й категории, расположенная в г. Минске, имеет цехи по производству собственной продукции (кондитерский цех и цех по производству мясных полуфабрикатов). При формировании розничных цен на производимую собственную продукцию, в т.ч. на кондитерские, булочные изделия и мясные полуфабрикаты, применяется в отдельных случаях наценка более 70 %.
Имеет ли право столовая при формировании розничных цен на продукцию собственного производства применять наценку более 70 %?
Имеет, за исключением продукции, реализуемой в учреждениях образования.
Сразу ответим, что руководитель организации общественного питания имеет право самостоятельно определять уровень розничных цен (наценок) с учетом конъюнктуры рынка и исходя из результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятия в целом при условии, если эта организация не реализует продукцию общественного питания в учреждениях образования на территории Минска.
Напомним, что постановлением № 35* отменено регулирование облисполкомами и Минским горисполкомом цен и наценок на продукцию объектов общественного питания, за исключением цен и наценок на продукцию общественного питания, реализуемую в учреждениях образования.
___________________
* Постановление Совета Министров РБ от 17.01.2014 № 35 "Об утверждении перечней товаров (услуг), цены (тарифы) на которые регулируются государственными органами, и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь" (далее – постановление № 35).
В дальнейшем решением Мингорисполкома от 08.09.2011 № 2674 была отменена Инструкция о порядке формирования цен, включая применение наценок в торговых объектах общественного питания г. Минска, утвержденная решением Мингорисполкома от 23.08.2007 № 1900 (далее – Инструкция № 1900), и утверждена Инструкция о порядке формирования цен на продукцию общественного питания, реализуемую в учреждениях образования города Минска (далее – Инструкция № 2674).
В связи с отменой Инструкции № 1900 субъекты хозяйственной деятельности имеют право формировать цены на реализуемую продукцию собственного производства с учетом конъюнктуры рынка.
Справочно: Инструкцией № 2674 предусмотрен порядок формирования розничных цен на булочные, хлебобулочные и мучные кондитерские изделия собственного производства. Розничные цены на указанную продукцию собственного производства формируются с применением наценок к розничным ценам на сырье и пищевые продукты, используемые для приготовления продукции собственного производства в следующих размерах:
– на булочные и хлебобулочные изделия – 60 %;
– мучные кондитерские изделия – 70 %.
Людмила Зубко, главный специалист отдела финансов Главного управления потребительского рынка Мингорисполкома
вопросы права
Наличие у организации нескольких счетов и уплата налогов
6 (382). Организация не уплатила вовремя налог на прибыль ввиду отсутствия на счетах денежных средств. Платежная инструкция на уплату налога была направлена вовремя, но только к одному из счетов организации.
На других счетах денежные средства тоже отсутствовали, причем эти счета организация практически не использует и планирует закрыть.
Могут ли организацию привлечь к ответственности, принимая во внимание то, что она выставила платежную инструкцию на уплату налога только к 1 банковскому счету?
Могут.
Налоговым обязательством признается обязанность плательщика (иного обязанного лица) при наличии обстоятельств, установленных НК, таможенным законодательством Таможенного союза и (или) актами Президента либо решениями местных Советов депутатов (в отношении местных налогов и сборов), уплатить определенный налог, сбор (пошлину) (далее – налог) (ст. 36 НК).
По общему правилу, предусмотренному ст. 37 НК, исполнением налогового обязательства признается уплата причитающихся сумм налога.
Ответственность за неуплату налога установлена ст. 13.6 Кодекса РБ об административных правонарушениях (далее – КоАП). Так, обычно к организации применяется административная ответственность, предусмотренная ч. 1 этой статьи: неуплата или неполная уплата плательщиком, иным обязанным лицом суммы налога влекут наложение штрафа на юридическое лицо в размере 20 % от неуплаченной суммы налога, сбора (пошлины), но не менее 10 базовых величин.
Однако нередко плательщики не могут исполнить свои обязательства по причинам, которые не зависят напрямую от них, а связаны с их контрагентами и рисками ведения предпринимательской деятельности.
В целях исключения необоснованного привлечения плательщика к ответственности ст. 13.6 КоАП содержит примечание 2: не являются административным правонарушением, предусмотренным ч. 1–6 этой статьи, неуплата или неполная уплата плательщиком, иным обязанным лицом суммы налога, если ими не исполнено налоговое обязательство по причине отсутствия на их счетах средств, достаточных для исполнения своевременно направленных плательщиками (иными обязанными лицами) поручений на перечисление сумм налогов в полном объеме.
Указанные правила применяются, если плательщик своевременно направил поручения на перечисление сумм налогов, сборов (пошлин) в полном объеме. При этом сам по себе факт возможности уплаты налога в момент их направления не имеет значения, так как на счетах отсутствуют денежные средства.
Исходя из общего смысла рассматриваемых положений, а также принимая во внимание то, что в норме примечания речь идет о счетах во множественном числе, можно сделать вывод, что неуплата налога не признается правонарушением только тогда, когда плательщик выставил платежные инструкции ко всем имеющимся у него счетам.
Подтверждаются данные выводы и тем, что в 2010 г. в норму примечания 2 к ст. 13.6 КоАП были внесены изменения и слова "счет" и "поручение" в единственном числе были заменены соответственно на "счета" и "поручения" во множественном числе. Это также свидетельствует о том, что необходимо направлять поручения ко всем имеющимся у плательщика счетам.
В случае если плательщик не выполняет данное требование, он, несмотря на то что неуплата налога была вызвана отсутствием на счетах денежных средств, может быть привлечен к административной ответственности.
Юрий Веремейко, юрист