НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
1 (496). Руководителю организации для личных целей предоставлен легковой автомобиль. Расходы по стоимости топлива он несет сам.
Этот автомобиль:
– числится на балансе данной организации (ситуация 1);
– арендован у организации, занимающейся прокатом автомобилей (ситуация 2).
Рассмотрим вопросы, которые возникли в приведенных ситуациях.
1.1. Возникает ли объект обложения подоходным налогом?
Возникает.
При определении налоговой базы подоходного налога с физических лиц необходимо учитывать все доходы плательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах (п. 1 ст. 156 Налогового кодекса РБ (далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – НК)).
К таким доходам, в частности, относят (п. 2 ст. 157 НК):
– оплату (полностью или частично) за физическое лицо организациями или физическими лицами товаров (работ, услуг), иного имущества или имущественных прав, в т.ч. коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в интересах плательщика;
– полученные плательщиком товары, выполненные в интересах физического лица работы (оказанные услуги) на безвозмездной основе.
Таким образом, руководитель организации в обеих ситуациях получает доход в натуральной форме, поэтому объект исчисления подоходного налога возникает.
1. 2. В каком порядке организация должна исчислить подоходный налог?
При получении плательщиком дохода от организаций (индивидуальных предпринимателей) в натуральной форме в виде товаров (работ, услуг), иного имущества налоговую базу подоходного налога с физических лиц организации определяют как стоимость (с учетом НДС, а для подакцизных товаров – и акцизов) этих товаров (работ, услуг), иного имущества, исчисленную исходя из регулируемых розничных цен, а при их отсутствии – из цен (тарифов), применяемых такими организациями и индивидуальными предпринимателями на дату начисления плательщику дохода с учетом особенностей, установленных ст. 157 НК.
При отсутствии цен (тарифов), применяемых организациями и индивидуальными предпринимателями, а также при получении плательщиком дохода от физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, в натуральной форме в виде товаров (работ, услуг), иного имущества налоговую базу подоходного налога с физических лиц определяют в отношении:
– зданий и сооружений – в размере оценочной стоимости, определенной на дату получения дохода территориальными организациями по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним. При отсутствии такой стоимости – в размере стоимости, определенной в порядке, установленном законодательством для исчисления налога на недвижимость с физических лиц;
– акций – в размере их номинальной стоимости;
– долей (вкладов) в уставных фондах организаций, паев в производственных и потребительских кооперативах – по балансовой стоимости имущества юридического лица, приходящегося на долю (вклад) физического лица в уставном фонде организации либо пай физического лица в производственных и потребительских кооперативах;
– стоимости предприятия как имущественного комплекса – по балансовой стоимости имущества предприятия;
– земельных участков – по их кадастровой стоимости;
– иного имущества, не указанного выше, работ и услуг – по цене (тарифу) на идентичные имущество, работы и услуги на основании сведений изготовителей, исполнителей, субъектов торговли о ценах (тарифах) на товары, работы, услуги, содержащихся в специальных отечественных и зарубежных справочниках, каталогах, периодических изданиях, информационных материалах субъектов торговли (в т.ч. размещенных на сайтах в Интернете). При наличии двух и более источников информации, содержащих сведения о ценах (тарифах) на идентичные имущество, работы, услуги, налоговую базу определяют исходя из сведений о наименьшей цене (тарифе). При определении цен (тарифов) на идентичные имущество, работы, услуги принимают во внимание сделки, предусматривающие денежную форму исполнения обязательств, между лицами, не являющимися взаимозависимыми. Сделки между взаимозависимыми лицами могут приниматься во внимание только в тех случаях, когда наличие отношений между этими лицами не повлияло на условия таких сделок.
Налоговую базу подоходного налога в ситуациях 1 и 2 надо определять в следующем порядке.
1. Автомобиль находится на балансе данной организации.
Так как в отношении таких услуг, как прокат автомобилей, цену (тариф) организация не применяет, налоговую базу нужно определять с учетом правила, предусмотренного для иных работ и услуг, – по цене (тарифу) на идентичные работы и услуги на основании сведений изготовителей, исполнителей, субъектов торговли о ценах (тарифах) на товары, работы, услуги, содержащихся в специальных отечественных и зарубежных справочниках, каталогах, периодических изданиях, информационных материалах субъектов торговли (в т.ч. размещенных на сайтах в Интернете).
2. Автомобиль арендован у организации, занимающейся прокатом автомобилей.
Налоговая база будет равна сумме расходов, понесенных организацией, на аренду данного автомобиля.
Налогообложение таких доходов (как в 1-й, так и во 2-й ситуации) нужно производить с учетом льготы, установленной подп. 1.19 п. 1 ст. 163 НК. Так, не подлежат налогообложению доходы, не являющиеся вознаграждениями за выполнение трудовых или иных обязанностей, в т.ч. в виде материальной помощи, подарков и призов, оплаты стоимости путевок, страховых услуг, получаемые от организаций и индивидуальных предпринимателей, являющихся местом основной работы (службы, учебы), в т.ч. пенсионерами, ранее работавшими в этих организациях и у индивидуальных предпринимателей, с которыми трудовой договор был прекращен в связи с выходом на пенсию, в пределах 150 БВ от каждого источника в течение налогового периода, а от иных индивидуальных предпринимателей и организаций, за исключением профсоюзных, – в пределах 10 БВ от каждого источника в течение налогового периода.
Анна Павлова, экономист
2 (497). Белорусская организация получает от иностранной организации (РФ) услуги по доступу к электронной торгово-информационной системе (далее – система) в режиме реального времени посредством предоставления имени и пароля. Белорусская организация использует систему для извлечения (получения) информации и размещения (передачи и хранения) своей информации в этой системе.
Облагается ли плата за услуги, перечисляемая резидентом РБ российской организации, налогом на доходы?
Облагается, если оплата определена в целом за услугу.
Плательщиками налога на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство, являются иностранные организации, не осуществляющие деятельность Беларуси через постоянное представительство, но извлекающие доходы из источников в Республике Беларусь (ст. 145 НК).
Объектом обложения налогом на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство, признают доходы от предоставления доступа к информационному комплексу, его сервисам (режимам), базе данных, кроме доходов от предоставления доступа к информационному комплексу, его сервисам (режимам), базе данных автоматизированной системы межбанковских расчетов, международных платежных систем, международных телекоммуникационных систем передачи информации и (или) совершения платежей, полученные плательщиком от источников в Республике Беларусь (подп. 1.14 п. 1. ст. 146 НК).
Основные термины, применяемые в области информации и информатизации, определены в ст. 1 Закона РБ от 10.11.2008 № 455-З "Об информации, информатизации и защите информации". В частности, установлено, что:
– информация – это сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления;
– доступ к информации – возможность получения информации и пользования ею;
– информационная услуга – деятельность по осуществлению поиска, получения, передачи, сбора, обработки, накопления, хранения, распространения и (или) предоставления информации, а также защиты информации;
– информационная система – совокупность банков данных, информационных технологий и комплекса (комплексов) программно-технических средств;
– доступ к информационной системе и (или) информационной сети – возможность использования информационной системы и (или) информационной сети;
– база данных – совокупность структурированной и взаимосвязанной информации, организованной по определенным правилам на материальных носителях, и т.д.
Таким образом, доходы российской организации за услуги по доступу к системе посредством предоставления имени и пароля белорусской организации следует облагать налогом на доходы в Беларуси. Ставка налога – 15 % (п. 1 ст. 149 НК).
Плата за получение информации из системы, а также передачу и хранение в ней информации, принадлежащей белорусской организации, не названа в подп. 1.14 п. 1 ст. 146 НК как налогооблагаемые доходы. Если эти суммы отдельно предусмотрены в договоре между белорусской и российской организациями или ином документе, являющемся неотъемлемой частью договора, то такие доходы не следует облагать налогом на доходы.
Если плата за услуги российской организации определена в целом за услугу – за доступ к системе, получение, передачу и хранение в ней информации, то налог следует удержать со всей суммы платежа.
3 (498). Можно ли в ситуации, рассмотренной выше, применить нормы Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество от 21.04.1995?
Можно, но при наличии подтверждения резидентства организации.
Если нормами международных договоров, действующими для Республики Беларусь, установлены иные нормы, чем те, которые предусмотрены НК и иными законодательными актами РБ, то организации применяют нормы международного договора, если иное не определено нормами международного права (п. 2 ст. 5 НК).
Указанные доходы российской организации должны облагаться налогом в Российской Федерации, если только в Республике Беларусь эта организация не осуществляет деятельность через постоянное представительство (ст. 7 Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество от 21.04.1995).
Для целей применения положений международных договоров РБ по вопросам налогообложения следует применять нормы ст. 151 НК.
Так, российская организация, являющаяся фактическим владельцем дохода, должна представить по форме и в порядке, установленным МНС, подтверждение того, что она имеет постоянное местонахождение в Российской Федерации, которое должно быть заверено компетентным органом этого государства.
Подтверждение можно представить в белорусский налоговый орган как до, так и после уплаты налога на доходы.
При непредставлении в налоговый орган подтверждения налог на доходы будет удержан и перечислен в бюджет Республики Беларусь в установленном порядке.
Справочно: в настоящее время порядок представления нерезидентом подтверждения постоянного местонахождения определен в Инструкции о порядке представления подтверждения постоянного местонахождения иностранной организации, утвержденной постановлением МНС РБ от 15.11.2010 № 82.
Татьяна Филатова, экономист
4 (499). Предприятие применяет упрощенную систему налогообложения (УСН). По результатам рассмотрения дел страховой компанией на расчетный счет предприятия поступила денежная компенсация по страховке "Автокаско".
Следует ли включать указанные суммы в налогооблагаемую базу при исчислении налога при УСН?
Следует.
Налоговую базу налога при УСН следует рассчитывать исходя из валовой выручки, которую определяют как сумму выручки, полученной организациями за отчетный период от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, и внереализационных доходов (п. 2 ст. 288 НК).
К внереализационным доходам организации относят доходы, включаемые в состав внереализационных доходов в соответствии со ст. 128 НК.
В состав внереализационных доходов организации включают поступления в счет возмещения организации убытков, в т.ч. реального ущерба или вреда. Такие доходы следует отражать в том налоговом периоде, в котором плательщик получил денежные средства и (или) имело место возмещение убытков, в т.ч. реального ущерба или вреда в иной форме: оплата задолженности перед третьими лицами, перевод долга, зачет встречных требований и др. (подп. 3.7 п. 3 ст. 128 НК).
Таким образом, при получении организацией денежной компенсации по страховке "Автокаско" указанные поступления должны быть включены в состав внереализационных доходов организации. Следовательно, они подлежат включению в налоговую базу для исчисления налога при УСН.
Татьяна Сукристик, аудитор
УЧЕТ ВЫРУЧКИ
5 (500). На предприятии проведена налоговая проверка. Установлено, что в выручку не включены суммы, поступившие в кассу в качестве оплаты работниками стоимости транспортных услуг, оказанных организацией. Организация определяет выручку по мере оказания услуг. В бухгалтерском учете по данной операции сделаны следующие записи:
Д-т 76 – К-т 20
– определены затраты, связанные с оказанием транспортных услуг работнику предприятия;
Д-т 50 – К-т 76
– в кассу предприятия поступила от работника оплата в счет возмещения произведенных расходов.
Как следовало отразить в бухгалтерском учете эту операцию и какие последствия влечет ее неправильное отражение по счетам бухгалтерского учета?
Для обобщения информации о доходах и расходах, связанных с видами деятельности, указанными в уставе организации, а также для определения финансового результата по ним предназначен счет 90 "Реализация". Это установлено Инструкцией по применению Типового плана счетов, утвержденной постановлением Минфина РБ от 30.05.2003 № 89.
Если организация применяет метод учета выручки "по отгрузке", то в бухгалтерском учете следовало сделать записи:
– в месяце оказания услуг:
Д-т 62 – К-т 90
– в составе выручки учтена причитающаяся к оплате сумма за оказанные работнику предприятия транспортные услуги;
Д-т 90 – К-т 20
– списаны затраты, связанные с оказанием транспортных услуг работнику предприятия;
Д-т 90 – К-т 68
– начислен НДС по реализации транспортных услуг;
– в месяце поступления оплаты:
Д-т 50 – К-т 62
– в кассу предприятия работником внесена сумма оплаты оказанных ему услуг.
В бухгалтерском учете предприятия выручка от реализации транспортных услуг не учтена на счете 90 в составе выручки по реализации. В этом случае имеет место нарушение порядка ведения бухгалтерского учета. Ответственность за такое нарушение установлена ч. 1 ст. 12.1 Кодекса РБ об административных правонарушениях (далее – КоАП), а именно штраф в размере от 4 до 20 базовых величин (БВ) для должностного лица юридического лица (в данном случае – главного бухгалтера).
Кроме того, указанная операция не учтена при исчислении налогов. Для целей налогообложения реализацией товаров (работ, услуг), имущественных прав признают отчуждение товара одним лицом другому лицу (выполнение работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу), передачу имущественных прав одним лицом другому лицу на возмездной или безвозмездной основе вне зависимости от способа приобретения прав на товары (результаты выполненных работ, оказанных услуг), имущественных прав или формы соответствующих сделок (ст. 31 НК).
Поскольку налоги будут доначислены в ходе налоговой проверки, будет рассматриваться вопрос о применении административной ответственности по ст. 13.6 КоАП за неуплату или неполную уплату налогов. Указанная статья предусматривает ответственность в виде наложения штрафа:
– на юридическое лицо – в размере 20 % от неуплаченной суммы налога, сбора (пошлины), но не менее 10 БВ;
– на должностное лицо юридического лица (главного бухгалтера). Размер штрафа для него определяют в зависимости от процента неуплаченных налогов в общей сумме исчисленных организацией за проверяемый период сумм налогов, сборов (пошлин), учет которых осуществляют налоговые органы.
Светлана Новик, экономист
От редакции:
Приведенную в ответе норму Инструкции по применению Типового плана счетов необходимо применять с учетом разъяснений, изложенных в Положении о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденном Декретом Президента РБ от 16.01.2009 № 1: "В уставе юридического лица (учредительном договоре – для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора) по желанию собственника имущества (курсив наш. – прим. ред.), учредителей (участников) юридического лица могут указываться виды деятельности, осуществляемые юридическим лицом. При изменении таких видов деятельности юридические лица вправе (по своему усмотрению) обратиться за государственной регистрацией изменений и (или) дополнений, вносимых в устав (учредительный договор) юридического лица.
Регистрирующим и иным государственным органам (организациям) запрещается требовать указания в уставе юридического лица (учредительном договоре – для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора), свидетельстве о государственной регистрации индивидуального предпринимателя осуществляемых ими видов деятельности".
УЧЕТ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ
6 (501). При постановке на учет объекта основных средств в январе 2010 г. для целей начисления амортизации был выбран метод суммы чисел лет. Срок полезного использования установлен равным 4 годам. Таким образом, годовые нормы амортизационных отчислений по годам составили 40 %, 30 %, 20 % и 10 %.
В мае 2011 г. была проведена модернизация объекта. Организация приняла решение не пересматривать метод начисления амортизации и срок полезного использования.
Как следует начислять амортизацию с июня 2011 г. методом суммы чисел лет за весь оставшийся срок полезного использования объекта (2 года и 8 месяцев): необходимо ли заново рассчитывать норму амортизационных отчислений? Если да, то исходя из какого срока?
Общий порядок расчета амортизационных отчислений методом суммы чисел лет предусмотрен п. 42 Инструкции о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов, утвержденной постановлением Минэкономики, Минфина и Минстройархитектуры РБ от 27.02.2009 № 37/18/6 (далее – Инструкция № 37/18/6).
Особенности применения указанного метода в случае изменения условий эксплуатации, иных изменений, происходящих с объектом, в т.ч. связанных с проведением его модернизации, Инструкцией № 37/18/6 не определены.
Вместе с тем после проведенной модернизации амортизацию начисляют выбранным способом, который применялся до модернизации, либо заново установленным исходя из недоамортизированной стоимости объекта (с учетом ее изменения) и остаточного (с учетом возможного изменения) срока полезного использования, установленных на 1-е число месяца возобновления начисления амортизации (приложение 4 к Инструкции № 37/18/6).
Таким образом, организации следует рассчитать остаточный срок службы объекта, исходя из которого она и будет определять новые годовые нормы (суммы) амортизационных отчислений по методу суммы чисел лет.
С учетом общих подходов, применяемых при методе суммы чисел лет, в расчетах необходимо принимать остаточный срок полезного использования в годах. В данном случае остаточный срок составит 4 года за минусом 1 года и 4 месяцев, т.е. 2 года и 8 месяцев. В годах полученный срок составит 2,7 года (с учетом округления).
Исходя из указанного срока рассчитывают норму (сумму) амортизационных отчислений на каждый год остаточного срока полезного использования (2,7 года), по которой будут определены месячные нормы (суммы).
Вместе с тем, поскольку в данном случае остаточный срок полезного использования измеряют не в целых годах и при расчетах допускают округления, при начислении амортизации в последнем году надо принимать во внимание следующие подходы:
1) амортизацию начисляют до полного перенесения стоимости объекта или его выбытия;
2) если сумма, оставшаяся недоамортизированной на начало последнего месяца начисления амортизации, отклоняется от суммы амортизационных отчислений, произведенных в предыдущих месяцах текущего года, то в целях полного и своевременного погашения стоимости объекта основных средств она подлежит отнесению на издержки производства, расходы на реализацию, включению в состав операционных или внереализационных расходов в полном объеме в этом месяце (п. 32 Инструкции № 37/18/6).
На основании изложенного в последнем году начисления амортизации организация должна применять рассчитанные в соответствии с методом суммы чисел лет нормы (суммы) амортизации только до полного перенесения стоимости объекта на издержки производства, расходы на реализацию, включения в состав операционных или внереализационных расходов.
При этом в последнем месяце начисления амортизации ее сумма может отклоняться от суммы амортизационных отчислений, произведенных в предыдущих месяцах последнего года ее начисления.
Ирина Толкун, консультант управления финансовой политики Минэкономики РБ
ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ
7 (502). Предприятие занимается импортом медицинского оборудования. Оно импортирует трубу медную специальную (код ТН ВЭД 7411101100), на которую имеется регистрационное удостоверение Минздрава. При уплате таможенных платежей нет никаких льгот, т.е. ввоз на территорию Республики Беларусь осуществлен на общих основаниях.
Каким документом руководствоваться при формировании отпускной цены на трубу медную: Указом Президента РБ от 11.08.2005 № 366 "О формировании цен на лекарственные средства, изделия медицинского назначения и медицинскую технику" или Законом РБ от 10.05.1999 № 255-З "О ценообразовании"?
Указом Президента № 366.
Отнесение продукции и товаров (включая комплектующие, запасные части, расходные материалы и т.п.) к медицинской технике или изделиям медицинского назначения осуществляется на основании регистрационных удостоверений, выданных Минздравом, и данных Государственного реестра медицинской техники и изделий медицинского назначения Республики Беларусь.
Комплектующие, запасные части, расходные материалы и тому подобные продукция и товары, применяемые в медицинских целях, зарегистрированные в Минздраве в составе медицинской техники или изделий медицинского назначения и указанные в регистрационном удостоверении, относят соответственно к медицинской технике или изделиям медицинского назначения.
Цены на комплектующие, запасные части, расходные материалы и тому подобные продукцию и товары, отнесенные в установленном порядке к медицинской технике или изделиям медицинского назначения, следует формировать в соответствии с Указом Президента РБ от 11.08.2005 № 366.
Аналогичный вывод следует из письма Минздрава от 18.03.2008 № 03-3-11/916 и Минэкономики РБ от 20.03.2008 № 18-06-10/1660 "О порядке формирования цен на запасные части и расходные материалы к медицинской технике".
Татьяна Сукристик, аудитор