НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
1 (528). В каком порядке страховыми организациями исчисляется НДС с получаемого комиссионного вознаграждения?
Объектами обложения НДС признаются обороты по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь (подп. 1.1 п. 1 ст. 93 Налогового кодекса РБ (далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – НК)).
Налоговая база НДС при осуществлении посреднической деятельности определяется как сумма, полученная в виде вознаграждений подоговорам поручения, комиссии и иным аналогичным гражданско-правовым договорам (п. 5 ст. 98 НК).
Обороты по реализации на территории Республики Беларусь услуг по страхованию (сострахованию, перестрахованию) освобождаются от НДС.
К оборотам по реализации услуг по страхованию (сострахованию, перестрахованию) относятся комиссионные вознаграждения по договорам сострахования, перестрахования и комиссии с прибыли, выплачиваемые перестраховщиками перестрахователям за предоставленные возможности участвовать в договоре перестрахования и осмотрительное ведение дела (подп. 1.39 п. 1 ст. 94 НК).
Установлен фиксированный размер комиссионного вознаграждения при возврате страхового возмещения либо соответствующей его доли страховщиком (Белорусским бюро по транспортному страхованию) другому страховщику (Белорусскому бюро по транспортному страхованию), полностью возместившему вред потерпевшему, а также резиденту РБ, заключившему комплексный договор внутреннего страхования (постановление Совета Министров РБ от 26.05.2010 № 62 "Об установлении размера комиссионного вознаграждения").
Размер вознаграждения, установленный законодательством в фиксированной сумме, признается выручкой страховой организации и отражается по стр. 2 налоговой декларации (расчета) по НДС, а сумма налога рассчитывается путем умножения налоговой базы на 20 и делением на 120.
Если страховщиком дополнительно к сумме комиссионного вознаграждения, связанного с возмещением вреда потерпевшему на основании договора внутреннего страхования (комплексного договора внутреннего страхования), предъявлялась сумма НДС, рассчитанная путем умножения налоговой базы на 20 и делением на 100, то эта сумма подлежит уплате страховщиком в бюджет на основании п. 8 ст. 105 НК как излишне предъявленная в первичных учетных документах. Страховщик, уплачивающий такое комиссионное вознаграждение, предъявленную сумму налога имеет право принять к вычету в соответствии со ст. 107 НК с учетом требований пп. 2, 3 либо 4 ст. 106 НК.
2 (529). Должны ли филиалы страховых компаний платить в бюджет налог на прибыль и сбор на развитие территорий?
Не должны.
Как известно, плательщиками налогов, сборов (пошлин) признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК, Таможенным кодексом и (или) актами Президента РБ возложена обязанность уплачивать налоги, сборы (пошлины) (п. 1 ст. 13 НК).
В данном случае под организациями понимаются: юридические лица Республики Беларусь; иностранные организации (т.е. юридические лица Республики Беларусь, в уставном фонде которых иностранные инвестиции составляют 100 %) и международные организации, в т.ч. не являющиеся юридическими лицами; простые товарищества (участники договора о совместной деятельности) и хозяйственные группы.
Филиалы организаций не являются плательщиками налогов и сборов.
Однако филиалы, представительства и иные обособленные подразделения юридических лиц Республики Беларусь, имеющие отдельный баланс, которым для совершения операций юридическим лицом открыт банковский счет с предоставлением права распоряжаться таким счетом должностным лицам данных обособленных подразделений, обязаны исчислять суммы налогов, сборов (пошлин) и исполнять налоговые обязательства этих юридических лиц, если иное не установлено Налоговым кодексом либо Президентом РБ.
Вместе с тем при исчислении налога на прибыль объектом налогообложения у плательщика на основании ст. 126 НК признается валовая прибыль, которую составляет сумма прибыли от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и внереализационных доходов, уменьшенных на сумму внереализационных расходов.
Прибыль (убыток) от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав (за исключением основных средств, нематериальных активов) определяется как положительная (отрицательная) разница между выручкой от их реализации, уменьшенной на суммы налогов и сборов, уплачиваемых из выручки, и затратами по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемыми при налогообложении (ст. 127 НК).
В свою очередь при исчислении сбора на развитие территорий в 2010 г. согласно ст. 274 НК в качестве налоговой базы принимается сумма валовой прибыли, исчисленная в порядке, изложенном выше, и оставшаяся в распоряжении плательщика после налогообложения.
С учетом особенностей страховой деятельности ответственность перед страхователями несет страховая организация (страховщик), в связи с чем страховые резервы по видам страхования, являющиеся затратами в страховой деятельности, формируются не структурными подразделениями, а непосредственно юридическим лицом. Вследствие этого конечный финансовый результат (прибыль, убыток) может быть сформирован только в целом по страховой организации с учетом показателей выручки и всех затрат, в т.ч. сумм страховых резервов, сформированных и отраженных в бухгалтерском учете организации.
Поскольку обязательными составляющими определения сумм названных налога и сборов являются выручка и затраты, которые отражаются только в учете организации, у филиалов страховых организаций не возникает объектов налогообложения и соответственно налоговых обязательств по налогу на прибыль и местным целевым сборам (сбору на развитие территорий).
Александр Светлаков, экономист
3 (530). Организация планирует в декабре 2010 г. ввезти товары из Украины, которые в 2011 г. будут отгружены в Республику Польшу в соответствии с таможенной процедурой реэкспорта.
Будет ли организация в этой ситуации иметь право на применение нулевой ставки НДС при наличии документов, подтверждающих ее применение?
В 2011 г. исчисление и уплата НДС по таможенной процедуре реэкспорта производиться не будут. Это обосновывается следующим.
В 2010 г. ставка НДС в размере 0 % применяется при реализации товаров, помещенных под таможенные режимы экспорта, реэкспорта, а также вывезенных (без обязательств об обратном ввозе на территорию Республики Беларусь) в Российскую Федерацию (в т.ч. товаров, не происходящих с территории государств – участников таможенного союза, для постоянного их размещения в Российской Федерации), при условии документального подтверждения фактического вывоза товаров за пределы территории Республики Беларусь (подп. 1.1.1 п. 1 ст. 102 НК).
С 2011 г. не признаются объектами обложения НДС обороты по реализации товаров, помещенных под таможенную процедуру реэкспорта (подп. 2.22 п. 2 ст. 93 НК).
При изменении порядка исчисления НДС (изменении состава плательщиков, объектов налогообложения, налоговой базы, момента фактической реализации, ставок, порядка применения освобождения от налогообложения) новый порядок исчисления применяетсяв отношении товаров (работ, услуг), имущественных прав, отгруженных (выполненных, оказанных), переданных с момента изменения порядка исчисления НДС. Такая норма приведена в п. 10 ст. 103 НК.
Поскольку приобретенные товары планируется отгрузить в порядке таможенной процедуры реэкспорта в 2011 г., то организация на применение нулевой ставки НДС при наличии документов, подтверждающих применение этой ставки, не имеет права. В этом случае исчисление и уплата НДС не будут производиться.
4 (531). Организация в 2011 г. планирует передать безвозмездно ввезенное из-за пределов Республики Беларусь (Республика Польша) имущество районному отделу образования.
Имеет ли право организация на вычет уплаченного при ввозе этого имущества НДС, если это имущество было ввезено в Республику Беларусь в ноябре 2010 г. и принято на учет в этом месяце?
Не имеет по следующим причинам.
Не подлежат вычету суммы НДС, уплаченные (подлежащие уплате) при ввозе товаров (работ, услуг), имущественных прав, безвозмездно передаваемых республиканским органам государственного управления, местным исполнительным и распорядительным органам, а также государственным организациям, подчиненным Президенту, Совету Министров РБ, местным исполнительным и распорядительным органам. Указанные суммы НДС относятся на увеличение стоимости этих товаров (работ, услуг), имущественных прав.
Суммы НДС, принятые к вычету до момента передачи товаров (работ, услуг), имущественных прав, подлежат восстановлению (по основным средствам – исходя из их остаточной стоимости). Указанные суммы НДС включаются во внереализационные расходы. Это следует из подп. 19.5 п. 19 ст. 107 НК (в редакции, действующей в 2010 г.).
Подпункт 19.5 п. 19 ст. 107 НК с 1 января 2011 г. исключен из НК на основании Закона РБ от 15.10.2010 № 174-З.
При изменении порядка применения налоговых вычетов на основании п. 26 ст. 107 НК (в ред. от 15.10.2010 № 174-З) новый порядок вычетов действует в отношении товаров, ввезенных с момента изменения порядка применения налоговых вычетов. Дата ввоза определяется по дате выдачи декларации на товары с отметками таможенного органа о выпуске товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой.
В связи с тем что новый порядок налоговых вычетов действует в отношении товаров, ввезенных в 2011 г., при безвозмездной передаче районному отделу образования ввезенного до1 января 2011 г. имущества сумма НДС, уплаченная при его ввозе, вычету не подлежит. Если же эта сумма НДС все же была вычтена, то ее следует восстановить и отнести на внереализационные расходы.
Андрей Недоступ, аудитор
5 (532). Организация частной формы собственности оказывает парикмахерские услуги в г. Минске.
Как отразить в бухгалтерском учете сумму НДС, начисленную, но не подлежащую перечислению в бюджет на основании применения льготы, установленной подп. 1.43 п. 1 ст. 94 НК?
НДС по оборотам по реализации парикмахерских услуг начислять не следует, а значит, их не надо отражать в бухгалтерском учете.
Дело в том, что подп. 1.43 п. 1 ст. 94 НК предусмотрено освобождение от НДС оборотов пореализации на территории Республики Беларусь населению парикмахерских услуг.
Таким образом, НК освобождает перечисленные обороты от обложения НДС, а не от его уплаты. Поэтому НДС по этим оборотам начислять не следует.
6 (533). Организация частной формы собственности оказывает парикмахерские услуги в сельской местности.
Как отразить в бухгалтерском учете сумму НДС, начисленную в результате применения льготы, установленной подп. 1.43 п. 1 ст. 94 НК?
От НДС освобождаются обороты по реализации на территории Республики Беларусь населению услуг парикмахерских, бань и душевых, по стирке и химической чистке, по ремонту часов, по производству и ремонту одежды и обуви, по ремонту и техническому обслуживанию бытовых приборов, по ремонту предметов личного пользования и бытовых товаров (подп. 1.43 п. 1 ст. 94 НК).
НК освобождает перечисленные обороты от обложения НДС, поэтому НДС по этим оборотам не начисляется.
Однако организациям бытового обслуживания следует учитывать нормы Указа Президента РБ от 23.12.2004 № 611 "О предоставлении комбинатам бытового обслуживания населения, оказывающим бытовые услуги населению в сельской местности, льгот по уплате некоторых налогов и платежей" (далее – Указ № 611).
Указом № 611 до 1 января 2011 г. комбинаты бытового обслуживания населения, оказывающие бытовые услуги населению в сельской местности, в т.ч. в сельских населенных пунктах, поселках городского типа и городах районного подчинения, перечень которых приведен в приложении к Указу № 611, освобождены от уплаты НДС и налога на прибыль при реализации товаров (работ, услуг).
Указом № 611 предусмотрено целевое использование средств, высвободившихся в результате предоставления льгот.
Организации, включенные в перечень организаций, на которые распространяются льготы, установленные Указом № 611 (далее – перечень № 611), должны начислять НДС, но не перечислять его в бюджет.
В бухгалтерском учете следует делать записи:
Д-т 90 – К-т 68
– на сумму исчисленного НДС;
Д-т 68 – К-т 86
– отражается исчисленная сумма НДС в составе средств целевого финансирования.
Как видим, нормы НК и Указа № 611 расходятся.
В случае расхождения декрета или указа Президента РБ с НК или другим законом, регулирующим вопросы налогообложения, НК или другой закон имеют верховенство лишь тогда, когда полномочия на издание декрета или указа были предоставлены законом. Это установлено п. 4 ст. 3 НК.
Следовательно, комбинаты бытового обслуживания населения, перечисленные в перечне № 611, оказывающие бытовые услуги населению в сельской местности, в т.ч. в сельских населенных пунктах, поселках городского типа и городах районного подчинения, при исчислении НДС должны руководствоваться нормами Указа № 611.
Аналогичная позиция высказана в письме МНС РБ от 05.01.2010 № 2-1-9/9 "О направлении информации".
Валентина Прохожая, экономист
7 (534). Организация осуществляет деятельность по проведению технических испытаний и исследований и оказывает заказчикам следующие виды работ (услуг):
– проведение технических испытаний;
– проверку качества и надежности товаров (работ, услуг);
– работы по сертификации продукции, которые включают в себя проверку состояния технологического производства и проведение испытаний, сертификацию услуг, проверку состояния технологий производства с оформлением результатов произведенных работ.
Все указанные работы (услуги) носят характер подготовительных работ (услуг) процесса производства и реализации товаров (работ, услуг).
Относятся ли данные работы (услуги) к инжиниринговым услугам в целях применения Протокола о порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе от 11.12.2009 (далее – Протокол)?
Не относятся.
Объектами обложения НДС признаются обороты по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь (подп. 1.1 п. 1 ст. 93 НК).
Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им налогового законодательства (п. 1 ст. 5 НК).
Если нормами международных договоров, действующими для Республики Беларусь, установлены иные нормы, чем те, которые предусмотрены НК и иными законодательными актами РБ, то применяются нормы международного договора, если иное не определено нормами международного права (п. 2 ст. 5 НК).
В данном случае в качестве международного договора следует рассматривать Протокол. Он ратифицирован Законом РБ от 01.07.2010 № 145-З и вступил в силу с 1 июля 2010 г.
Взимание косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг осуществляется в государстве – члене таможенного союза, территория которого признается местом реализации работ, услуг (за исключением работ, указанных в ст. 4 Протокола) (ст. 2 Протокола).
Инжиниринговыми услугами для целей Протокола признаются инженерно-консультационные услуги по подготовке процесса производства и реализации товаров (работ, услуг), подготовке строительства и эксплуатации промышленных, инфраструктурных, сельскохозяйственных и других объектов, а также предпроектные и проектныеуслуги (подготовка технико-экономических обоснований, проектно-конструкторские разработки, технические испытания и анализ их результатов) (ст. 1 Протокола).
Следовательно, к инжиниринговым услугам для целей применения норм Протокола можно отнести не любые услуги по подготовке процесса производства и реализации товаров (работ,услуг), а только услуги, носящие инженерно-консультационный характер.
Владимир Васильев, экономист
8 (535). Организация РБ является учредителем предприятия-нерезидента. В июле 2010 г. учрежденная организация-нерезидент получила прибыль, распределила ее и организация-учредитель получила дивиденды. Налог на доходы с дивидендов удержан нерезидентом по ставке 15 %. Дивиденды получены организацией за минусом удержанного налога на доходы, отражены в налоговом учете по курсу Нацбанка РБ на день зачисления на валютный счет как внереализационные доходы, с которых исчислен налог на прибыль по ставке 12 % в соответствии с п. 5 ст. 142 НК.
Правильно ли действует в указанной ситуации организация?
Неправильно, и обосновывается это следующим.
При определении налоговой базы налога на прибыль дивиденды, полученные от источников за пределами Республики Беларусь, отражаются в составе внереализационных доходов в размере до удержания налога на доходы согласно законодательству иностранного государства.
Объектом обложения налогом на прибыль признаются валовая прибыль, а также дивиденды и приравненные к ним доходы, начисленные белорусскими организациями (ст. 126 НК).
Валовой прибылью в целях обложения налогом на прибыль для белорусских организаций признается сумма прибыли от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и внереализационных доходов, уменьшенных на сумму внереализационных расходов.
В состав внереализационных доходов включаются в т.ч. дивиденды, полученные от источников за пределами Республики Беларусь (подп. 3.1 п. 3 ст. 128 НК).
При определении налоговой базы налога на прибыль выручка (доход) белорусской организации от деятельности (источников) за пределами Республики Беларусь принимается в размере до удержания (уплаты) налогов (сборов, отчислений) согласно законодательству иностранного государства (п. 3 ст. 141 НК).
Ставка налога на прибыль по дивидендам, полученным от источников за пределами Республики Беларусь, установлена п. 5 ст. 142 НК в размере 12 %.
Организации следует иметь в виду, что на основании п. 3 ст. 144 НК уплаченная (удержанная) в соответствии с законодательством иностранного государства и (или) действующим для Республики Беларусь международным договором РБ по вопросам налогообложения сумма налога на прибыль (доход) в отношении дохода, полученного в иностранном государстве, пересчитанная в белорусские рубли по официальному курсу, установленному Нацбанком РБ на дату внесения налога в бюджет иностранного государства, зачитывается белорусской организацией при уплате в Республике Беларусь налога на прибыль.
Для того чтобы провести такой зачет, организации необходимо представить в налоговый орган по месту постановки на учет:
1) справку налогового органа (иной компетентной службы, в функции которой входит взимание налогов) иностранного государства, подтверждающую факт уплаты данной суммы в этом государстве в том отчетном периоде, в котором представлена такая справка, и содержащую следующие реквизиты:
– наименование плательщика;
– название налога;
– дату уплаты налога и период, за который уплачивался налог;
– название и размер объекта налогообложения (налоговой базы);
– ставку и сумму налога, зачисленного в бюджет иностранной организации;
2) или справку (иной документ) по форме, установленной налоговым органом (иной компетентной службой, в функции которой входит взимание налогов) иностранного государства, если она подтверждает сумму уплаченного налога на прибыль (доход) в этом государстве.
Зачет суммы налога на прибыль (доход), уплаченной (удержанной) по законодательству иностранного государства и (или) действующему для Республики Беларусь международному договору РБ по вопросам налогообложения в отношении дохода, полученного в иностранном государстве, производится в пределах уплаченной (уплачиваемой) в Республике Беларусь суммы налога на прибыль в отношении этого дохода и не может превышать суммы налога на прибыль, уплаченной в отношении этого дохода за календарный год, в котором он получен, а также суммы налога на прибыль, причитающейся к уплате в соответствии с действующим для Республики Беларусь международным договором РБ по вопросам налогообложения (при его наличии).
Ольга Щурок, аудитор
9 (536). Организация занимается производственной деятельностью и по отдельным технологическим операциям использует труд инвалидов, которые как состоят в штате организации, так и привлекаются по договорам подряда.
Каким образом следует определять списочную численность инвалидов в целях применения льготы по налогу на прибыль: отдельно за каждый отчетный период (месяц либо квартал) или нарастающим итогом с начала налогового периода?
Списочная численность определяется с учетом признания отчетного периода (месяца либо квартала).
При определении списочной численности в среднем за отчетный период в списочную численность (с учетом совместителей) включаются также лица, не состоящие в штате организации (работающие по договорам подряда, другим договорам гражданско-правового характера).
Данный порядок, позволяющий применить льготное налогообложение, установлен ст. 140 НК.
При определении организацией списочной численности работников в среднем за период при применении льготы по налогу на прибыль необходимо руководствоваться Указаниями по заполнению в формах государственных статистических наблюдений статистических показателей по труду, утвержденными постановлением Минстата РБ от 29.07.2008 № 92.
Налоговым периодом по налогу на прибыль в соответствии со ст. 143 НК в 2010 г. признается календарный год, а отчетным периодом – по выбору плательщиков календарный месяц или календарный квартал.
Данное условие не распространяется на иностранные организации, осуществляющие деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство.
Определение показателя численности инвалидов для целей применения льготы по налогу на прибыль должно определяться в среднем за месяц или квартал с учетом признания отчетного периода.
Справочно: прибыль организаций, использующих труд инвалидов, если численность инвалидов в них составляет более 50 % от списочной численности в среднем за отчетный период, кроме прибыли, полученной от торговой, торгово-закупочной и посреднической деятельности, освобождается от налога на прибыль (подп. 1.5 п. 1 ст. 140 НК).
Ирина Петрович, аудитор
КОМАНДИРОВОЧНЫЕ РАСХОДЫ
11 (538). По приказу нанимателя работник направлен в служебную командировку в Варшаву (Польша) сроком на 5 дней для участия в международной выставке с 30 августа по 3 сентября 2010 г.
30 августа работник выехал в служебную командировку из Минска в Варшаву поездом № 115 (по данным справочной службы Белорусской железной дороги, поезд отправился 30 августа в 20:40, пересек Государственную границу Республики Беларусь 31 августа в 2:50, прибыл 31 августа в 5:46).
3 сентября работник вернулся из Варшавы поездом № 10 (поезд отправился 2 сентября в 16:10, пересек Государственную границу Республики Беларусь 2 сентября в 22:40, прибыл 3 сентября в 1:40).
Как в данной ситуации возмещаются суточные 30, 31 августа, с 1 по 2 сентября,3 сентября 2010 г.?
Учитывая, что командировка имела место 30 августа, согласно подп. 53.3 п. 53 Положения о регулировании труда работников, направленных на работу в учреждения Республики Беларусь за границей, и гарантиях и компенсациях при служебных командировках за границу, утвержденного постановлением Минтруда РБ от 17.05.1994 № 55, возмещение суточных следует производить при проезде по территории Республики Беларусь в белорусских рублях по нормам, установленным законодательством по оплате служебных командировок в пределах Республики Беларусь; при проезде и за времяпребывания на иностранной территории – в иностранной валюте по нормам, предусмотренным для страны, в которую направлен работник в командировку.
День пересечения границы при выезде из Республики Беларусь включается в дни, за которые суточные выплачиваются в иностранной валюте по нормам, установленным для страны, в которую командирован работник.
С 1 сентября 2010 г. указанное выше положение утратило силу. С этой даты применяется Инструкция о порядке и условиях предоставления гарантий и компенсаций при служебных командировках за границу, утвержденная постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 30.07.2010 № 115 (далее – Инструкция № 115).
Пунктом 22 Инструкции № 115 определено, что возмещение суточных производится в иностранной валюте с включением дня отъезда из Республики Беларусь и дня прибытия в Республику Беларусь по нормам, определенным длягосударства, в которое работник направлен в командировку.
Таким образом, в приведенном случае суточные возмещаются:
за 30 августа – в белорусских рублях по нормам, установленным законодательством по оплате служебных командировок в пределах Республики Беларусь;
31 августа, 1–3 сентября – в иностранной валюте по нормам, установленным для страны, в которую работник направлен в командировку.
Надежда Египцева, экономист