НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
1 (387). Организация приобрела запасные части к дорожной технике для последующей продажи и затем отгрузила их третьему лицу. Оплата за запчасти поступила не от третьего лица, а непосредственно из бюджета.
Принимается ли организацией к вычету сумма НДС, уплаченная при приобретении запчастей?
Принимается.
Полагаем, что вопрос возник по следующей причине. Налоговым кодексом РБ (далее по тексту рубрики "Вопрос –ответ" – НК) предусмотрено, что не подлежат вычету суммы налога, уплаченные (подлежащие уплате) при приобретении (ввозе) товаров (работ, услуг), имущественных прав за счет безвозмездно полученных средств бюджета либо государственных внебюджетных фондов. Указанные суммы НДС относятся за счет этих источников. Такая норма приведена в подп. 19.3 п. 19 ст. 107 НК.
Однако в этом же подпункте сказано, что приведенные положения не применяются, если полученные из названных источников средства включены в налоговую базу.
Далее обратимся к норме п. 5 ст. 97 НК. Она гласит, что при определении налоговой базы по НДС не учитываются полученные плательщиком средства, не связанные с расчетами по оплате товаров (работ, услуг), имущественных прав, в т.ч. средства, поступившие из бюджета либо из государственных внебюджетных фондов и использованные по целевому назначению, за исключением средств, поступающих из бюджета либо указанных фондов в качестве оплаты за реализованные плательщиком товары (работы, услуги), имущественные права.
Таким образом, поскольку бюджетные средства получены в качестве оплаты за реализованные запчасти и включаются в налоговую базу (оборот по реализации запчастей облагается НДС), то сумма "входного" налога по запасным частям принимается к вычету в обычном порядке.
2 (388). Автомобильный дилер реализует в розницу автомобили, приобретенные в иных государствах и освобожденные от уплаты "ввозного" НДС. Некоторые марки автомобилей реализуются по ценам ниже цены приобретения.
Как исчисляется НДС и включается ли таможенная пошлина в цену приобретения?
Цена приобретения автомобилей для целей исчисления НДС включает в себя таможенную пошлину. Объясняется этот вывод следующим.
Напомним, что освобождение от акцизов и НДС, взимаемых таможенными органами, ввозимых на таможенную территорию Республики Беларусь транспортных средств, кроме ввозимых из Российской Федерации, установлено подп. 1.1 п. 1 Указа Президента РБ от 24.11.2005 № 546 "О некоторых вопросах налогообложения товаров, перемещаемых через таможенную границу Республики Беларусь" (далее – Указ № 546).
В этом же документе изложен порядок расчета налоговой базы для расчета НДС при реализации юридическими лицами ввезенных ими на таможенную территорию Республики Беларусь транспортных средств: она определяется как разница между ценой реализации и ценой приобретения этих транспортных средств (подп. 1.2 п. 1 Указа № 546). При этом цена реализации и цена приобретения определяются с учетом НДС.
Для ответа на вторую часть вопроса обратимся к письму МНС РБ от 05.02.2009 № 2-1-9/78. В нем сказано, что таможенная пошлина включается в цену приобретения для определения налоговой базы в соответствии с подп. 1.2 п. 1 Указа № 546.
При реализации автомобиля ниже цены приобретения налоговая база для исчисления НДС отсутствует, т.е. налог равен нулю.
3 (389). Организация приобрела справочно-консультационную систему в электронном виде, стоимость которой учтена в составе расходов будущих периодов. По учетной политике стоимость данного программного продукта списывается на себестоимость равными долями в течение года.
Возможно ли принять к вычету сумму "входного" НДС по программному продукту в полной сумме либо нужно осуществлять вычет в течение года (организация определяет выручку "по отгрузке")?
НДС следует принимать к вычету в полной сумме.
По общему правилу для плательщиков, определяющих момент фактической реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав в соответствии с п. 1 ст. 100 НК, т.е. "по отгрузке", вычетам подлежат предъявленные плательщику суммы НДС при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав независимо от периода погашения задолженности за приобретаемые товары (работы, услуги), имущественные права либо уплаченные плательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Республики Беларусь после их отражения в бухгалтерском учете и книге покупок, если такая книга ведется плательщиком (п. 6 ст. 107 НК).
Днем выполнения работ (оказания услуг) признается дата передачи выполненных работ (оказанных услуг) в соответствии с оформленными документами (приемо-сдаточные акты и другие аналогичные документы) (п. 1 ст. 100 НК).
Программный продукт получен покупателем. Следовательно, он вправе принять к вычету сумму НДС, приходящуюся на полную стоимость справочной системы, независимо от порядка списания расходов по ее приобретению на себестоимость.
4 (390). Предприятие выпускает собственную газету и передает ее пенсионерам, бывшим работникам предприятия.
Следует ли исчислять НДС? Если следует, то как нужно определять налоговую базу для исчисления НДС?
Следует.
Безвозмездная передача товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь, за исключением случаев безвозмездной передачи, установленных в ст. 31 НК и подп. 2.5 п. 2 ст. 93 НК, признается объектом обложения НДС на территории Республики Беларусь (подп. 1.1.3 п. 1 ст. 93 НК). В ст. 31 НК и подп. 2.5 п. 2 ст. 93 НК случай, аналогичный приведенному в вопросе, не указан. Следовательно, оборот по безвозмездной передаче газеты облагается НДС.
При безвозмездной передаче товаров (работ, услуг), имущественных прав, произведенных (выполненных, оказанных) плательщиком, налоговая база определяется исходя из себестоимости таких товаров (работ, услуг), имущественных прав (п. 3 ст. 97 НК). Налоговой базой для исчисления НДС является себестоимость газеты.
Наталья Нехай, экономист
5 (391). Организация уплатила госпошлину за регистрацию товарного знака в России.
Возникают ли при этом налоговые обязательства по исчислению и уплате НДС?
Не возникают.
Объектами обложения НДС признаются обороты по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь (подп. 1.1 п. 1 ст. 93 НК).
Порядок определения места реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав установлен ст. 32 и 33 НК и международными договорами, действующими для Республики Беларусь. В отношениях с Российской Федерацией и Республикой Казахстан применяются положения Протокола о порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе от 11.12.2009 (далее – Протокол), вступившего в силу с 1 июля 2010 г.
Протоколом определено, что местом реализации работ, услуг признается территория государства – члена Таможенного союза, если налогоплательщиком (плательщиком) этого государства приобретаются:
– консультационные, юридические, бухгалтерские, аудиторские, инжиниринговые, рекламные, дизайнерские, маркетинговые услуги,услуги по обработке информации, а также научно-исследовательские, опытно-конструкторскиеи опытно-технологические (технологические) работы;
– работы, услуги по разработке программ для ЭВМ и баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), их адаптации и модификации, сопровождению таких программ и баз данных;
– услуги по предоставлению персонала в случае, если персонал работает в месте деятельности покупателя (подп. 4 п. 1 ст. 3 Протокола).
Положения подп. 4 п. 1 ст. 3 Протокола применяются также при передаче, предоставлении, уступке патентов, лицензий, иных документов, удостоверяющих права на охраняемые государством объекты промышленной собственности, торговых марок, товарных знаков, фирменных наименований, знаков обслуживания, авторских, смежных прав или иных аналогичных прав.
Таким образом, поскольку при уплате госпошлины не происходит передача прав на товарный знак, у белорусской организации не возникает объект обложения НДС.
6 (392). Ситуация изложена в предыдущем вопросе.
Возникают ли у организации налоговые обязательства по уплате налога на доходы?
Не возникают.
Объектом обложения налогом на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство, признаются в т.ч. полученные плательщиком от источников в Республике Беларусь роялти. К доходам в виде роялти относятся, в частности, плата за лицензию, патент, товарный знак, знак обслуживания, фирменное наименование, чертеж, полезную модель, схему, формулу, промышленный образец или процесс либо за информацию относительно промышленного, коммерческого или научного опыта (в т.ч. ноу-хау), за использование имущества на территории Республики Беларусь либо предоставление права пользования таким имуществом, кроме платежей по аренде международных (континентальных и межконтинентальных) каналов и сетей электросвязи (подп. 1.3 п. 1 ст. 146 НК).
Таким образом, при уплате госпошлины за регистрацию товарного знака у белорусской организации не возникает объект обложения налогом на доходы, поскольку это плата не за товарный знак, а за регистрацию.
7 (393). Резидент РБ импортирует товары на основании договора, заключенного с нерезидентом-2. По договору с нерезидентом-1 он осуществляет поставку продукции собственного производства, по договору перевода долга переводит свой долг перед нерезидентом-2 на нерезидента-1.
Ситуация отражена в нижеприведенной схеме.
Имеет ли белорусская организация право на применение нулевой ставки НДС?
Возможность применения нулевой ставки НДС зависит от того, с резидентом какой страны заключены указанные договоры. Обоснуем сказанное.
Ставка НДС устанавливается в размере 0 % при реализации товаров, помещенных под таможенные режимы экспорта, реэкспорта, а также вывезенных (без обязательств об обратном ввозе на территорию Республики Беларусь) в Российскую Федерацию (в т.ч. товаров, не происходящих с территории государств – участников таможенного союза, для постоянного их размещения в Российской Федерации), при условии документального подтверждения фактического вывоза товаров за пределы территории Республики Беларусь (подп. 1.1.1 п. 1 ст. 102 НК).
Для подтверждения вывоза товаров за пределы Республики Беларусь с целью их постоянного размещения (кроме вывоза товаров в Российскую Федерацию) плательщик представляет в налоговый орган по месту постановки на учет:
– контракт (копию контракта), заключенный плательщиком с иностранной организацией или физическим лицом, на основании которого реализуются товары;
– подтверждение о вывозе товаров за пределы таможенной территории Республики Беларусь (п. 2 ст. 102 НК).
Заметим, что приведенная норма п. 2 ст. 102 НКсоответствует законодательству, действовавшему в рамках таможенного союза, в который входили Беларусь и Российская Федерация. В настоящее время (с 1 июля 2010 г.) в таможенный союз входят Беларусь, Российская Федерация и Республика Казахстан. Значит, приведенные нормы п. 2 ст. 102 НК распространяются на взаимоотношения между резидентами РБ и иных стран, кроме Российской Федерации и Республики Казахстан.
Таким образом, в случае если отгрузка на экспорт производится не в Российскую Федерацию и Республику Казахстан, то при представлении перечисленных документов белорусская организация имеет право на применение нулевой ставки НДС.
Что касается взаимоотношений с Российской Федерацией и Республикой Казахстан, то в соответствии с Протоколом о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в таможенном союзе (далее – Протокол по товарам) для подтверждения обоснованности применения нулевой ставки НДС и (или) освобождения от уплаты акцизов налогоплательщиком государства – члена таможенного союза, с территории которого вывезены товары, в налоговый орган одновременно с налоговой декларацией представляются следующие документы (их копии):
1) договоры (контракты) с учетом изменений, дополнений и приложений к ним (далее – договоры (контракты)), на основании которых осуществляется экспорт товаров; в случае лизинга товаров или товарного кредита (товарного займа, займа в виде вещей) – договоры (контракты) лизинга, договоры (контракты) товарного кредита (товарного займа, займа в виде вещей); договоры (контракты) на изготовление товаров; договоры (контракты) на переработку давальческого сырья;
2) выписка банка, подтверждающая фактическое поступление выручки от реализации экспортированных товаров на счет налогоплательщика-экспортера, если иное не предусмотрено законодательством государства – члена Таможенного союза;
3) заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, составленное по форме приложения 1 к Протоколу об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств – членов таможенного союза об уплаченных суммах косвенных налогов, с отметкой налогового органа государства – члена Таможенного союза, на территорию которого импортированы товары, об уплате косвенных налогов (освобождении или ином по-рядке исполнения налоговых обязательств) (в оригинале или в копии по усмотрению налоговых органов государств – членов Таможенного союза);
4) транспортные (товаросопроводительные) документы, предусмотренные законодательством государства – члена Таможенного союза, подтверждающие перемещение товаров с территории одного государства – члена Таможенного союза на территорию другого государства – члена Таможенного союза. Указанные документы не представляются в случае, если для отдельных видов перемещения товаров оформление таких документов не предусмотрено законодательством государства – члена Таможенного союза;
5) иные документы, подтверждающие обоснованность применения нулевой ставки НДС и (или) освобождения от уплаты акцизов, определенные законодательством государства – члена Таможенного союза, с территории которого экспортированы товары (п. 2 ст. 1 Протокола по товарам).
Таким образом, в случае если отгрузка на экспорт производится в Российскую Федерацию или Республику Казахстан, белорусская организация не может применить нулевую ставку НДС, поскольку для ее подтверждения необходимо представить либо выписку банка, подтверждающую фактическое поступление выручки от реализации экспортированных товаров, либо товарообменный контракт. В приведенной ситуации такие документы отсутствуют.
Ольга Смольник, экономист
8 (394). Физическое лицо в марте 2010 г. уволилось с основного места работы и в мае – августе 2010 г. работало в другой организации по договору подряда. В ходе налоговой проверки организации по вопросу правильности исчисления, удержания и перечисления подоходного налога было установлено, что данному работнику не был предоставлен стандартный налоговый вычет, установленный подп. 1.1 п. 1 ст. 164 НК. При этом его ежемесячный доход не превысил 1 635 000 руб., в результате чего, по мнению проверяюших, с работника был излишне удержан подоходный налог.
Правы ли работники налогового органа? Если да, то каким образом вернуть работнику излишне удержанный с него подоходный налог, если он уже не работает?
Правы, если плательщиком соблюдены определенные условия.
С 1 января 2010 г. стандартные налоговые вычеты могут быть предоставлены и не по месту основной работы (п. 3 ст. 164 НК). Однако указанное возможно только при условии, что у плательщика место основной работы (службы, учебы) отсутствует.
В таких случаях плательщику для целей представления стандартных налоговых вычетов необходимо обратиться к налоговому агенту с письменным заявлением и предъявить трудовую книжку, а при ее отсутствии в заявлении указать причины ее отсутствия. При получении доходов от нескольких налоговых агентов стандартные налоговые вычеты предоставляются по выбору плательщика только одним налоговым агентом.
При определении размера налоговой базы плательщик на основании подп. 1.1 п. 1 ст. 164 НК имеет право применить стандартный налоговый вычет в размере 270 000 руб. в месяц при получении дохода в сумме, не превышающей 1 635 000 руб. в месяц.
С учетом того что в ситуации, указанной в вопросе, физическое лицо, когда работало по договору подряда, не имело места основной работы (службы, учебы) и его доход не превышал 1 635 000 руб. в месяц, оно имело право на получение стандартного налогового вычета за эти месяцы.
Вместе с тем действия налогового органа, в результате которых установлен факт непредставления плательщику стандартного налогового вычета, будут правомерными при условии, что плательщик обращался к налоговому агенту с соответствующим письменным заявлением, а также им была предъявлена трудовая книжка.
Излишне удержанные суммы подоходного налога засчитываются налоговым агентом в уплату предстоящих платежей налога либо возвращаются по заявлению плательщика. В случае прекращения налоговым агентом выплат доходов плательщику (в т.ч. вследствие прекращения трудового договора (контракта), расторжения гражданско-правового договора либо по иной причине) производится возврат излишне удержанного налога по заявлению плательщика.
При этом возврат плательщику излишне удержанных сумм налога производится за счет общей суммы налога, подлежащей удержанию с доходов плательщиков и уплате в бюджет, или за счет собственных средств налогового агента с возмещением этих расходов за счет общей суммы налога, подлежащей удержанию с доходов плательщиков и уплате в бюджет (п. 3 ст. 181 НК).
К налоговым агентам административная ответственность может быть применена только за невыполнение ими или выполнение не в полном объеме в установленный срок обязанности по удержанию и (или) перечислению суммы налога, сбора (пошлины) (ст. 13.7 Кодекса РБ об административых правонарушениях (далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – КоАП)).
С учетом того что в рассматриваемой ситуации свои обязанности налоговый агент выполнил в полном объеме, меры ответственности к нему не применяются.
9 (395). Предприятие в сентябре 2010 г. заключило договор с медицинским учреждением на оказание стоматологических услуг своим работникам. В счет предварительной оплаты услуг предприятие в этом же месяце перечислило 5 000 000 руб. В октябре 2010 г. медицинское учреждение представило предприятию список работников, которым оказаны стоматологические услуги на сумму 3 800 000 руб.
Являются ли оказанные работникам предприятия стоматологические услуги их доходом?
Являются, но можно применить льготу.
Объектом обложения подоходным налогом с физических лиц не признаются доходы в размере стоимости медицинских услуг, оказываемых учреждениями здравоохранения, содержащимися либо финансируемыми организациями на условиях долевого участия в соответствии с заключенными договорами, для работников таких организаций (подп. 2.12 п. 2 ст. 153 НК).
В случае если учреждение здравоохранения не содержится либо не финансируется организацией на условиях долевого участия, расходы предприятия на оказание стоматологических услуг своим работникам не будут признаваться их доходом, подлежащим обложению подоходным налогом по основаниям, предусмотренным подп. 1.19 п. 1 ст. 116 НК. Так, не подлежат налогообложению доходы, не являющиеся вознаграждениями за выполнение трудовых или иных обязанностей, в т.ч. в виде материальной помощи, подарков и призов, оплаты стоимости путевок, получаемые от организаций и индивидуальных предпринимателей, являющихся местом основной работы (службы, учебы) плательщика, в пределах 150 базовых величин (БВ) в сумме от каждого источника в течение налогового периода.
Необходимо отметить, что в рассматриваемом случае данная льгота применима при условии, что ее размер (150 БВ) не был использован ранее на иные цели.
10 (396). Организация, занимающаяся оптовой торговлей, выдала заработную плату сотрудникам частично в натуральной форме. Товар, выданный в счет заработной платы, по решению учредителей отпущен по цене приобретения.
Каков порядок исчисления, удержания и перечисления подоходного налога в данном случае?
Порядок определен ст. 175 НК.
При определении налоговой базы подоходного налога с физических лиц учитываются все доходы плательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах (п. 1 ст. 156 НК). К доходам, полученным плательщиком в натуральной форме, в частности, относятся доходы в виде оплаты труда в натуральной форме (подп. 2.3 п. 2 ст. 157 НК).
При получении плательщиком дохода от организаций и индивидуальных предпринимателей в натуральной форме в виде товаров (работ, услуг), иного имущества налоговая база подоходного налога определяется как стоимость (с учетом НДС, а для подакцизных товаров – и акцизов) этих товаров (работ, услуг), иного имущества, исчисленная исходя из регулируемых розничных цен, а при их отсутствии – из цен (тарифов), применяемых такими организациями и индивидуальными предпринимателями на дату начисления плательщику дохода (п. 1 ст. 157 НК).
Если же на такой товар (работы, услуги), иное имущество организациями и индивидуальными предпринимателями цены (тарифы) не применяются, налоговая база определяется исходя из цен на аналогичные (идентичные) товары (работы, услуги) в соответствии с Инструкцией о порядке определения и документального подтверждения цен (тарифов) на аналогичные (идентичные) товары (работы, услуги), утвержденной постановлением МНС и Минэкономи-ки РБ от 24.01.2006 № 9/10.
Исчисление подоходного налога производится в порядке, указанном в ст. 175 НК.
Так, налоговые агенты обязаны удержать исчисленную сумму подоходного налога непосредственно из доходов плательщика при их фактической выплате. При этом удержание у плательщика исчисленной суммы налога производится налоговым агентом за счет любых денежных средств, выплачиваемых им плательщику, при фактической выплате указанных денежных средств плательщику либо по его поручению третьим лицам. Исчисленные и удержанные суммы налога налоговые агенты обязаны перечислить не позднее дня, следующего за днем фактического получения плательщиком дохода, – для доходов, выплачиваемых в денежной форме, а также дня, следующего за днем фактического удержания исчисленных сумм налога, – для доходов, полученных плательщиком в натуральной форме (пп. 8, 9 ст. 175 НК).
При невозможности удержать исчисленную сумму налога с дохода, выплаченного плательщику в натуральной форме, по причине отсутствия ему денежных выплат и (или) отказа плательщика внести причитающиеся суммы налога налоговый агент на основании п. 5 ст. 181 НК обязан в месячный срок со дня выявления указанных фактов направить в налоговый орган по месту жительства плательщика сообщение о сумме задолженности по налогу.
Налоговый орган по месту жительства плательщика в 30-дневный срок со дня получения сообщения о сумме задолженности по налогу вручает плательщику платежное извещение на уплату налога.
Уплата налога в этом случае производится плательщиками самостоятельно в 30-дневный срок со дня вручения налоговым органом извещения.
11 (397). Производственное предприятие в сентябре 2010 г. заключило договор с организацией общественного питания на оплату комплексных обедов для своих работников. Предприятие перечислило предварительную оплату в размере 100 % за разовые талоны на питание в количестве 1 540 штук (из расчета один талон на каждого из 70 работников в течение 22 рабочих дней) стоимостью 5 000 руб. каждый. Работникам предприятия талоны были переданы по раздаточной ведомости. Стоимостьталонов питания будет удержана из заработной платы работников.
В каком порядке в рассматриваемой ситуации производится исчисление подоходного налога?
При определении налоговой базы подоходного налога с физических лиц учитываются все доходы плательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах (п. 1 ст. 156 НК).К доходам, полученным плательщиком в натуральной форме, в частности, относится оплата (полностью или частично) за него организациями или физическими лицами товаров (работ, услуг), иного имущества или имущественных прав, в т.ч. коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в интересах плательщика (подп. 2.1 п. 2 ст. 157 НК).
Порядок исчисления подоходного налога в приведенной ситуации изложен в пп. 8 и 9 ст. 175 НК (см. ответ на предыдущий вопрос).
В изложенном примере подоходный налог с доходов, получаемых работниками предприятия в течение месяца в виде питания в счет заработной платы, должен удерживаться в порядке, указанном выше, т.е. за счет любых выплачиваемых работникам предприятия доходов в денежной форме, включаемых в заработную плату того месяца, в счет которой производится выдача питания, – отпускных, больничного, заработной платы. Исключение составляют выплаты доходов в виде оплаты труда за первую половину месяца и премий.
Исчисленные и удержанные суммы налога подлежат перечислению налоговыми агентами не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода и (или) дня перечисления дохода со счетов налоговых агентов в банке на счета плательщика либо по его поручению на счета третьих лиц в банках. В иных случаях налоговые агенты обязаны перечислять исчисленные и удержанные суммы налога не позднее дня, следующего за днем:
– фактического получения плательщиком дохода, – для доходов, выплачиваемых в денежной форме;
– фактического удержания исчисленных сумм налога, – для доходов, полученных плательщиком в натуральной форме.
12 (398). При получении расчетного листка за август 2010 г. сотрудником организации обнаружено, что из полученных доходов не был предоставлен стандартный налоговый вычет на его несовершеннолетнего ребенка.
В бухгалтерии пояснили, что право на данный стандартный налоговый вычет он утратил с месяца его развода с бывшей супругой, так как в решении суда отсутствует предписание на удержание алиментов на несовершеннолетнего ребенка.
Правомерны ли действия бухгалтерии и если нет, то в каком порядке следует произвести возврат излишне удержанного подоходного налога?
Нет, не правомерны.
При определении размера налоговой базы по подоходному налогу плательщик имеет право применить стандартный налоговый вычет в размере 75 000 руб. в месяц на каждого ребенка до 18 лет и (или) каждого иждивенца (подп. 1.2 п. 1 ст. 164 НК). Основанием для предоставления такого вычета являются имеющиеся у налогового агента сведения о наличии у плательщика ребенка (детей), а при отсутствии таких сведений – копия свидетельства о рождении ребенка (детей), либо исполнительный лист на взыскание средств на содержание ребенка (детей), либо заявление плательщика на удержание алиментов в добровольном порядке (п. 4 ст. 164 НК).
Данный стандартный налоговый вычет, в частности, предоставляется с месяца рождения ребенка или появления иждивенца и сохраняется до конца месяца, в котором:
– ребенок достиг 18-летнего возраста;
– был объявлен полностью дееспособным;
– наступила смерть ребенка или иждивенца.
При этом стандартный налоговый вычет предоставляется обоим родителям. Исключение составляют только родители, лишенные родительских прав.
Таким образом, исходя из норм НК оснований для непредоставления стандартного налогового вычета, установленного подп. 1.2 п. 1 ст. 164 НК, для родителя несовершеннолетних детей, насодержание которых по решению суда или по его распоряжению не удерживаются суммы в размере не менее предусмотренного для взыскания алиментов, не имеется.
То есть бухгалтерия, исчислившая подоходный налог без учета стандартного налогового вычета на ребенка, поступила неправильно.
Излишне удержанные налоговым агентом суммы подоходного налога засчитываются им в уплату предстоящих платежей по этому налогу либо возвращаются по заявлению плательщика. При этом возврат плательщику излишне удержанных сумм подоходного налога производится за счет общей суммы этого налога, подлежащей удержанию с доходов плательщиков и уплате в бюджет, или за счет собственных средств налогового агента с последующим возмещением этих расходов за счет общей суммы подоходного налога, подлежащей удержанию с доходов плательщиков и уплате в бюджет (п. 3 ст. 181 НК).
Анна Павлова, экономист
13 (399). Организация оказывает стоматологические услуги с применением упрощенной системы налогообложения (УСН).
Может ли организация при исчислении налога по ставке 8 % уменьшать налоговую базу на стоимость использованных материалов?
Может при условии обеспечения отдельного учета.
Налоговая база налога при УСН определяется исходя из валовой выручки, исчисляемой как сумма выручки, полученной за отчетный период организациями и индивидуальными предпринимателями от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, и внереализационных доходов. Данная норма закреплена в п. 2 ст. 288 НК.
С учетом особенностей деятельности отдельных организаций и индивидуальных предпринимателей в выручку от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав для целей определения налоговой базы включается при реализации физическим лицам (за исключением индивидуальных предпринимателей) работ (услуг), цены (тарифы) на которые сформированы в установленном порядке без учета стоимости используемых при их выполнении (оказании) материалов и запасных частей, оплачиваемых заказчиками, сумма, полученная от реализации этих работ (услуг), за вычетом покупной стоимости указанных материалов и запасных частей, определяемой на основании части второй п. 5 ст. 288 НК (при обеспечении отдельного учетапокупной стоимости материалов и запасных частей).
Покупная стоимость товаров определяется как цена их приобретения (договорная цена), увеличенная на фактические затраты по приобретению (таможенные пошлины и таможенные сборы, НДС, комиссионные вознаграждения, расходы на транспортировку, хранение) при условии их документального подтверждения (п. 5 ст. 288 НК).
С учетом изложенного при обеспечении отдельного учета покупной стоимости материалов, документального подтверждения их приобретения организация может исчислять налог при УСН от валовой выручки за вычетом покупной стоимости материалов.
Ирина Петрович, аудитор
КОМАНДИРОВОЧНЫЕ РАСХОДЫ
14 (400). Необходимо ли оплачивать командировочные расходы (суточные) работникам (водителям), направляемым в однодневные служебные командировки из г. Калинковичи в г. Гомель (расстояние в одну сторону – 110 км) с возвращением обратно в этот же день?
По решению нанимателя суточные могут выплачиваться.
Служебной командировкой признается поездка работника по распоряжению нанимателя на определенный срок в другую местность для выполнения служебного задания вне места его постоянной работы (ст. 91 Трудового кодекса РБ (далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – ТК)).
Не считаются служебными командировками служебные поездки работников, постоянная работа которых протекает в пути или носит разъездной либо подвижной характер, а также в пределах населенного пункта, где располагается наниматель.
Порядок и условия направления работников (водителей) в служебные командировки, в т.ч. в однодневные, в пределах Республики Беларусь регулируются нормами Инструкции о порядке и размерах возмещения расходов при служебных командировках в пределах Республики Беларусь, утвержденной постановлением Минфина РБ от 12.04.2000 № 35 (далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – Инструкция № 35).
Напомним, что с 1 января 2008 г. размер возмещения расходов (суточных) при служебных командировках, осуществляемых в пределах Республики Беларусь, в такую местность, откуда имеется возможность ежедневно возвращаться к месту жительства, составляет 7 500 руб. (п. 1 постановления Минфина от 21.12.2007 № 197).
Работникам, занятым на автомобильном транспорте, могут выплачиваться надбавки за подвижной и разъездной характер работы (далее – надбавки) (ст. 99 ТК). Условия, порядок и размеры выплаты данных надбавок установлены Положением, утвержденным постановлением Совета Министров РБ от 26.05.2000 № 763 (с изменениями и дополнениями).
Если работник имеет возможность ежедневно возвращаться к месту жительства, надбавки за подвижной и разъездной характер работы к его заработной плате устанавливаются в размере 50 % от нормы суточных при однодневных служебных командировках (с 1 января 2008 г. по настоящее время – 3 750 руб. (7 500 руб. × 50 / 100)).
Названные надбавки, а также суточные, выплачиваемые сверх размеров, установленных законодательством, производятся за счет прибыли, оставшейся после налогообложения.
Формы, системы и размеры оплаты труда работников организаций устанавливаются нанимателем самостоятельно на основании коллективного договора, соглашения и трудового договора (ст. 63 ТК). Следовательно, решение вопроса о том, являются ли в приведенном случае однодневные поездки работников (водителей) служебной командировкой (с оформлением соответствующих документов) либо об установлении данным работникам (водителям) указанных выше надбавок находится в компетенции нанимателя и отражается в локальных нормативных правовых актах, действующих в организации.
Наниматель вправе разработать в организации нормативный правовой акт (приказ, положение), на основании которого в зависимости от дальности расстояния и времени нахождении работника (водителя) в пути будет решаться вопрос, является ли однодневная поездка служебной командировкой, с оформлением соответствующих документов.
Таким образом, если решением нанимателя определено, что поездки работников (водителей) из г. Калинковичи в г. Гомель с возвращением обратно в этот же день относятся к однодневным служебным командировкам, то работнику должны возмещаться командировочные расходы (суточные).
15 (401). Житель г. Мозыря находился в служебной командировке в г. Минске. Он возвращался домой поездом "Минск – Гомель – Калинковичи".
Поезд должен был прибыть на станцию "Ка-линковичи" (с которой работник добирается в г. Мозырь автобусом) в 00:10. Однако поезд опоздал и работнику пришлось ожидать следующего автобуса на железнодорожном вокзале до 06:00 утра.
Можно ли включить в сумму командировочных расходов дополнительную компенсацию ("ночные")?
Нет. Выплата "ночных" не предусмотрена законодательством.
Гарантии и компенсации работникам при направлении их в служебную командировку производятся в соответствии со ст. 92–95, 99 ТК.
Срок фактического пребывания в служебной командировке определяется по отметкам на командировочном удостоверении о дне прибытия и выбытия из места пребывания.
Днем выбытия в служебную командировку является день выезда транспортного средства из места постоянной работы командированного, а днем прибытия – день приезда указанного транспорта к месту постоянной работы. При отправлении транспорта до 24 ч включительно днем выбытия считаются текущие сутки, а с 0 ч и позднее – последующие сутки.
В случае прибытия работника до окончания рабочего дня вопрос о времени явки на работу в этот день определяется по договоренности с нанимателем (ст. 94 ТК).
Нормами Инструкции № 35 не предусмотрена дополнительная компенсация ("ночные") командированному работнику за ожидание автобуса в ночное время на железнодорожном вокзале, что связано с расписанием движения пассажирского транспорта.
Следовательно, включить в сумму командировочных расходов дополнительную компенсацию ("ночные") оснований не имеется.
Алеся Гараева, главный экономист отдела регулирования оплаты
в реальном секторе экономики главного управления труда и заработной платы Минтруда и соцзащиты РБ
ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУБЪЕКТОВ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ
17 (403). Организация – резидент РБ в июле 2009 г. от иностранной организации безвозмездно получила брошюры, ручки, калькуляторы. Данные материалы предназначены для использования в качестве рекламной продукции. Аудитор, проверявший организацию, указал, что полученные в безвозмездном порядке товары являются иностранной безвозмездной помощью, которую следовало зарегистрировать в установленном законодательством порядке.
Действительно ли такое получение товаров является иностранной безвозмездной помощью и следовало ли ее регистрировать? Если да, то какая ответственность может быть применена к организации?
Иностранной безвозмездной помощью признаются денежные средства, в т.ч. в иностранной валюте, товары (имущество), безвозмездно предоставляемые в пользование, владение, распоряжение организациям и физическим лицам РБ:
– иностранными государствами;
– международными организациями;
– иностранными организациями;
– гражданами;
– лицами без гражданства и анонимными жертвователями (подп. 1.1 п. 1 Декрета Президента РБ от 28.11.2003 № 24 "О получении и использовании иностранной безвозмездной помощи", далее – Декрет № 24).
Иностранная безвозмездная помощь регистрируется в Департаменте по гуманитарной деятельности Управления делами Президента РБ. Порядок ее регистрации определен Инструкцией о порядке регистрации, учета, получения и использования иностранной безвозмездной помощи, утвержденной постановлением Управления делами Президента РБ от 30.06.2004 № 7 (далее – Инструкция № 7).
Документом, подтверждающим регистрацию иностранной безвозмездной помощи, является удостоверение, выдаваемое Департаментом по форме, утверждаемой Управлением делами Президента РБ.
За использование получателями иностранной безвозмездной помощи до получения удостоверения, подтверждающего ее регистрацию, ст. 23.23 КоАП для организации предусмотрена административная ответственность в виде штрафа в размере от 50 до 200 базовых величин.
В 2010 г. постановлением Управления делами Президента РБ от 16.02.2010 № 3 внесены изменения в Инструкцию № 7. Из новой редакции Инструкции № 7 следует, что не подлежит регистрации иностранная безвозмездная помощь в виде рекламной продукции, образцов товаров, предназначенных для проведения испытаний (сертификации), изучения их технических характеристик и потребительских свойств, полученная организациями РБ, независимо от ее размера (стоимости).
Таким образом, товары, безвозмездно полученные белорусской организацией в 2009 г. от иностранной организации, для целей Декрета № 24 признавались иностранной безвозмездной помощью, а такая помощь подлежала регистрации. Соответственно в действиях организации повышеуказанному вопросу имеет место состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена ст. 23.23 КоАП.
В 2010 г. такое получение товарно-материальных ценностей также признается иностранной безвозмездной помощью, но с учетом приведенных в Инструкции № 7 изменений обязанность по регистрации иностранной безвозмездной помощи в виде рекламной продукции не предусмотрена.
То есть в данном случае имеет место ситуация, когда в 2010 г. выявляется неисполнение предприятием обязанности, исполнение которой в году выявления данного факта отменено. Соответственно должны учитываться нормыст. 1.5 КоАП, согласно которым противоправность деяния и административная ответственность определяются актом законодательства, действовавшим во время совершения этого деяния. Временем совершения деяния признается время осуществления противоправного действия (бездействия) независимо от времени наступления последствий. Акт законодательства, устраняющий противоправность деяния, смягчающий или отменяющий ответственность или иным образом улучшающий положение физического или юридического лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, т.е. распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого акта законодательства в силу и в отношении которого постановление о наложении административного взыскания не исполнено. Со дня вступления в силу акта законодательства, устраняющего противоправность деяния, соответствующее деяние, совершенное до его вступления в силу, не считается административным правонарушением.
Таким образом, с 13 марта 2010 г. – дня вступления в силу новой редакции Инструкции № 7, использование полученной ранее (в т.ч. в 2009 г.) иностранной безвозмездной помощи в виде рекламной продукции до получения удостоверения, подтверждающего ее регистрацию, не является административным правонарушением.
Светлана Левич, экономист