НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
1 (539). Государственный вуз оказывает услуги иностранным гражданам по подготовке специалистов, бакалавров, магистров. Договоры заключаются напрямую между белорусским государственным вузом и иностранным гражданином.
Облагаются ли услуги по обучению иностранных граждан НДС?
Однозначный и краткий ответ на этот вопрос дать нельзя. Рассмотрим вначале нормы Налогового кодекса РБ (далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – НК).
Обороты по реализации на территории Республики Беларусь услуг в сфере образования, связанных с образовательным процессом, оказываемых учреждениями образования, в т.ч. высшими учебными заведениями Федерации профсоюзов Беларуси, освобождены от НДС. Такая норма установлена подп. 1.28 п. 1 ст. 94 НК.
К данным услугам, в частности, относятся услуги по обучению на факультетах довузовской подготовки, подготовительных отделениях, курсах по подготовке к поступлению в учебные заведения в учебных заведениях и организациях Минобразования РБ и иных организациях, выполняющих государственные требования к учебному процессу в соответствии с Законом РБ от 29.10.1991 "Об образовании", а также по обучению иностранных граждан на подготовительных факультетах и по контрактам.
Как видим, нормы НК не позволяют применить освобождение от НДС по услугам, приведенным в вопросе. Обратимся еще к одному документу.
Указом Президента РБ от 30.08.2000 № 472 "О дополнительных мерах по развитию высшего образования в Республике Беларусь" установлено освобождение от налогов и неналоговых платежей в бюджет и внебюджетные фонды, кроме взносов по государственному социальному страхованию в Фонд социальной защиты населения Министерства социальной защиты в части средств, полученных от оказания образовательных услуг по перечню (далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – Перечень), утверждаемому в порядке, определенном Советом Министров РБ, для государственных высших учебных заведений, высших учебных заведений потребительской кооперации и высших учебных заведений Федерации профсоюзов Беларуси.
Перечень утвержден постановлением Мин-образования, ГНК и Минфина РБ от 29.12.2000 № 61/114/129.
В Перечень включено 8 видов образовательных услуг:
1) подготовка специалистов, бакалавров, магистров, кадров высшей научной квалификации Республики Беларусь, а также иностранных граждан в соответствии с международными договорами, заключенными Республикой Беларусь;
2) переподготовка и повышение квалификации, в т.ч. стажировка, руководителей и специалистов Республики Беларусь, а также иностранных граждан в соответствии с международными договорами, заключенными Республикой Беларусь;
3) подготовка к поступлению в высшие учебные заведения;
4) курсы по обучению иностранным языкам, пользованию компьютером;
5) ликвидация академической разницы при переводе, восстановлении;
6) повторная сдача государственного экзамена по специальности;
7) повторная защита дипломного проекта;
8) проверка качества знаний (тестирование).
Таким образом, при оказании образовательных услуг, поименованных в Перечне, физическим лицам, являющимся гражданами иностранных государств, с которыми у Республики Беларусь отсутствует соответствующий международный договор, освобождение от налогов и неналоговых платежей в бюджет и внебюджетные фонды будет применяться только в отношении услуг, указанных в пп. 3–8 Перечня, поскольку в них не содержится привязки к наличию у Республики Беларусь заключенного с иностранным государством международного договора.
В отношении услуг, предусмотренных в пп. 1 и 2 Перечня, при отсутствии международного договора с соответствующим иностранным государством, гражданам которого оказываются данные услуги, освобождение от налогов и неналоговых платежей в бюджет и внебюджетные фонды не применяется.
Информацию о заключенных Республикой Беларусь международных договорах можно получить в Минобразовании РБ, а также на официальном сайте этого министерства по электронному адресу: www.minedy.unibel.by.
2 (540). Иностранные граждане обучаются на подготовительном факультете в государственном вузе. Договоры заключены напрямую между белорусским государственным вузом и иностранными гражданами.
Облагаются ли указанные услуги по обучению иностранных граждан НДС?
Право на льготу по НДС в отношении услуг по обучению иностранных граждан на подготовительных факультетах по контрактам предоставлено подп. 1.28 п. 1 ст. 94 НК. Эта норма содержится также в п. 3 Перечня.
3 (541). Освобождаются ли от НДС работы (услуги), оказываемые при ремонте в сельской местности и малых городах жилья старой индивидуальной постройки и благоустройстве подворий, а также продукция, приобретаемая для этих целей малообеспеченными гражданами указанных населенных пунктов?
Действующим законодательством не предусмотрено применение освобождения от НДС в отношении оборотов по реализации населению строительных материалов.
По работам по благоустройству территории в пределах участка, выделенного под постройку дома, выполняемым организациями с использованием произведенных (приобретенных, ввезенных) строительных материалов, возможно применение освобождения исходя из норм п. 8 Перечня работ по строительству и ремонту объектов жилищного фонда, гаражей и автомобильных стоянок, обороты по реализации которых на территории Республики Беларусь освобождаются от обложения налогом на добавленную стоимость, утвержденного Указом Президента РБ от 26.03.2007 № 138 "О некоторых вопросах обложения налогом на добавленную стоимость" (с изменениями и дополнениями) (благоустройство и озеленение, осуществляемые в пределах участка, отведенного под строительство, за исключением работ по благоустройству и озеленению территории, выделенной под постройку одноквартирного жилого дома по индивидуальному проекту).
Условием для применения указанной льготы является отнесение Министерством архитектуры и строительства РБ жилого дома к дому, построенному не по индивидуальному жилому проекту.
При этом освобождение от налогообложения будет распространяться на произведенные (приобретенные, ввезенные) материалы при условии включения их стоимости в цену выполняемых работ по благоустройству.
В целях оптимизации налоговой нагрузки организации могут рассмотреть возможность применения упрощенной системы налогообложения без уплаты НДС на условиях, установленных ст. 286 НК.
Справочно: льготы по налогам, сборам (пошлинам), иным платежам в бюджет, в т.ч. бюджетные целевые фонды, а также обстоятельства, при наступлении которых обязанность уплаты налогов, сборов (пошлин), иных платежей не возникает, устанавливаются отдельным категориям юридических и физических лиц Президентом РБ и (или) законами, если иное не установлено Президентом РБ. Такая норма содержится в Указе Президента РБ от 03.11.2005 № 520 "О совершенствовании правового регулирования отдельных отношений в экономической сфере".
Александр Светлаков, экономист
4 (542). Белорусская организация заключила с немецкой компанией договор на оказание услуг по выполнению гарантийного обслуживания оборудования на территории разных стран по заданию заказчика.
Выполнение этих услуг осуществляется на основании заказов, направляемых немецкой компанией в адрес организации – резидента РБ.
Организация выполняет от своего имени и за счет немецкой компании услуги по обучению операторов на местах эксплуатации оборудования, устранению недостатков в рамках гарантийных обязательств, техническому содействию при сервисных и ремонтных работах.
За выполнение услуг выставляется счет, включающий вознаграждение за оказанные услуги и возмещение служебных расходов (расходы на проезд, проживание в гостинице, командировочные расходы). Возмещение расходов в счете указывается отдельно.
Рассмотрим вопросы, которые возникли у организации в данной ситуации.
4.1. Подлежат ли обложению НДС возмещаемые фактические служебные расходы (стоимость билетов, стоимость проживания в гостинице, командировочные расходы)?
Подлежат.
Налоговая база НДС при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), имущественных прав, исчисленная исходя из применяемых цен (тарифов) на товары (работы, услуги), имущественные права с учетом акцизов (для подакцизных товаров) без включения в них НДС (подп. 1.1 п. 1 ст. 98 НК).
Перечень оборотов по возмещению, непризнаваемых объектами обложения НДС, определен подп. 2.12 п. 2 ст. 93 НК и является исчерпывающим. Обороты по возмещению заказчиком исполнителю фактических служебных расходов (стоимость билетов, стоимость проживания в гостинице, командировочные расходы) в этом перечне не содержатся.
Налоговая база НДС увеличивается на суммы, фактически полученные за реализованные товары (работы, услуги), имущественные права сверх цены их реализации либо иначе связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг), имущественных прав (подп. 18.1 п. 18 ст. 98 НК).
В налоговой декларации (расчете) по НДС отражаются в т.ч. суммы увеличения налоговой базы. Суммы увеличения налоговой базы по операциям, указанным в стр. 1–9а, приводятся соответственно в той строке, в которой отражена налоговая база по указанным операциям (подп. 11.1 п. 11 Инструкции о порядке заполнения налоговых деклараций (расчетов) по налогам (сборам), расчета об исчисленных суммах отчислений в инновационный фонд, книги покупок, утвержденной постановлением МНС РБ от 31.12.2009 № 87).
Таким образом, обороты по возмещению заказчиком (резидентом Германии) исполнителю (белорусской организации) фактических служебных расходов заказчика (стоимость билетов, стоимость проживания в гостинице, командировочные расходы) увеличивают налоговую базу по НДС с отражением в соответствующей строке налоговой декларации (расчета) по НДС, в которой указана налоговая база по услугам гарантийного обслуживания оборудования.
4.2. Облагаются ли налогом на прибыль и сбором на развитие территорий возмещаемые заказчиком фактические служебные расходы (стоимость билетов, стоимость проживания в гостинице, командировочные расходы)?
Облагаются.
Объектом обложения налогом на прибыль признаются валовая прибыль, а также дивиденды и приравненные к ним доходы, признаваемые таковыми на основании п. 1 ст. 35 НК, начисленные белорусскими организациями (п. 1 ст. 126 НК). Валовой прибылью является для белорусских организаций – сумма прибыли от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и внереализационных доходов, уменьшенных на сумму внереализационных расходов (п. 2 ст. 126 НК).
Доходы, полученные плательщиком при осуществлении своей деятельности и непосредственно не связанные с производством и реализацией товаров (работ, услуг), имущественных прав, признаются для целей НК внереализационными доходами (п. 1 ст. 128 НК).
Внереализационные доходы определяются на основании документов бухгалтерского и налогового учета и отражаются в том отчетном периоде, в котором они фактически полученыплательщиком, если иное не установлено ст. 128 НК (п. 2 ст. 128 НК).
Объектом обложения сбором на развитие территорий является осуществление предпринимательской деятельности на территории г. Минска (п. 3 Инструкции о сборе на развитие территорий, утвержденной решением Мингорсовета от 16.12.2009 № 257 (далее – Инструкция № 257)). Налоговая база сбора определяется для плательщиков-организаций как сумма валовой прибыли, исчисленная в соответствии с гл. 14 НК и остающаяся в распоряжении организации после налогообложения (п. 4 Инструкции № 257).
Таким образом, доходы по возмещению заказчиком (резидентом Германии) исполнителю (белорусской организации) фактических служебных расходов заказчика (стоимость билетов, стоимость проживания в гостинице, командировочные расходы) по нормам ст. 128 НК участвуют при определении облагаемой налогом на прибыль и сбором на развитие территорий валовой прибыли в составе внереализационных доходов.
5 (543). Организация занимается оптовой реализацией лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники. В организации разработано положение, согласно которому оптовым покупателям выплачиваются бонусы (дополнительные премии) за достижение определенного объема закупок.
Имеет ли право организация выплаченные бонусы отнести к внереализационным расходам, учитываемым при налогообложении?
Имеет.
Для целей налогообложения внереализационными расходами признаются расходы, потери, убытки, произведенные плательщиком для осуществления своей деятельности и непосредственно не связанные с производством и реализацией товаров (работ, услуг), имущественных прав (п. 1 ст. 129 НК).
В частности, в состав внереализационных расходов включаются другие расходы, потери, убытки, произведенные плательщиком для осуществления своей деятельности и непосредственно не связанные с производством и реализацией товаров (работ, услуг), имущественных прав (подп. 3.27 п. 3 ст. 129 НК).
Таким образом, бонусы (премии, скидки и другие суммы денежных средств), выплачиваемые продавцом покупателю в рамках договора купли-продажи за выполнение определенных условий (в т.ч. за достижение определенных объемов закупки и реализации товаров), у продавца включаются в состав внереализационных расходов в том налоговом периоде, в котором они фактически выплачены (п. 2 ст. 129 НК).
Соответственно у покупателя суммы полученных бонусов должны быть включены в состав внереализационных доходов в том налоговом периоде, в котором они фактически получены, как суммы безвозмездно полученных денежных средств (п. 2 ст. 128 НК).
6 (544). На балансе организации числится временное сооружение, возведенное собственными силами и введенное в эксплуатацию в 2008 г. Срок полезного использования сооружения установлен 3 года в период строительства объекта. В процессе строительства выяснилось, что данное сооружение препятствует дальнейшему проведению строительных работ, и организацией принято решение о его досрочной ликвидации.
Включается ли сумма НДС, начисленная на остаточную стоимость выбывших основных средств за вычетом стоимости товарно-материальных ценностей, в состав внереализационных расходов, участвующих в налогообложении прибыли?
Включается.
Объектами обложения НДС признаются обороты по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь, включая обороты по прочему выбытию основных средств. Прочим выбытием основных средств признается любое их выбытие, за исключением продажи, обмена и безвозмездной передачи (подп. 1.1.7 п. 1 ст. 93 НК).
Таким образом, при ликвидации объекта основных средств следует произвести исчисление НДС.
Расходы на ликвидацию, списание основных средств, нематериальных активов, выводимых из эксплуатации (включая суммы недоначисленной в соответствии с установленным сроком полезного использования амортизации, расходы на демонтаж, разборку, вывоз демонтированного, разобранного имущества), а также расходы на ликвидацию и (или) производимое в порядке, установленном законодательством, списание иного имущества (включая его стоимость), в т.ч. объектов незавершенного строительства, имущества, монтаж которого не завершен, включаются в состав внереализационных расходов, учитываемых при налогообложении прибыли (подп. 3.16 п. 3 ст. 129 НК).
Таким образом, сумма НДС, исчисленная при ликвидации основных средств, включается во внереализационные расходы, учитываемые при налогообложении, в составе расходов на ликвидацию основных средств, выводимых из эксплуатации.
Николай Савельев, экономист
7 (545). Производственное предприятие – резидент РБ на основании решения общего собрания участников заключило договор с другой коммерческой организацией о передаче полномочий исполнительного органа предприятия. Обе организации применяют упрощенную систему налогообложения (УСН).
Каков порядок определения критерия средней численности работников у организации, передающей полномочия исполнительного органа по управлению?
Расчет критерия "численность работников" в среднем за период с начала года по отчетный период включительно определяется путем суммирования средней численности работников за все месяцы, истекшие за период с начала года; по отчетный период включительно, и деления полученной суммы на число истекших месяцев.
Средняя численность работников за месяц складывается из следующих составляющих:
– списочная численность работников в среднем за месяц (за исключением работников, находящихся в отпусках по беременности и родам, в связи с усыновлением (удочерением) ребенка в возрасте до 3 месяцев, по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет);
– средняя численность внешних совместителей;
– средняя численность лиц, выполнявших работу по гражданско-правовым договорам.
Расчет численности работников производится в целом по организации, включая филиалы, представительства и другие ее обособленные подразделения.
Приведенный порядок расчета критерия численности для применения УСН определен ст. 286 НК.
Средняя численность работников должна определяться согласно Указаниям по заполнению в формах государственных статистических наблюдений статистических показателей по труду, утвержденным постановлением Минстата РБ от 29.07.2008 № 92 (далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – Указания № 92).
С учетом изложенного если предметом договора является управление организацией, а не предоставление персонала, то работники организации, принявшей на себя обязательства по оказанию услуг по управлению, не включаются в среднюю численность у организации – заказчика таких услуг.
8 (546). Основным видом деятельности организации является издание средств массовой информации. В рамках этой деятельности она заключает договоры с авторами (физическими лицами) на приобретение прав на авторские материалы с последующим их опубликованием в периодических изданиях.
Включаются ли в численность работников организации физические лица, заключившие гражданско-правовой договор на использование созданных ими авторских произведений, для определения критерия численности в целях применения упрощенной системы налогообложения?
Нет, не включаются.
Указаниями № 92 определено следующее. В средней численности граждан, выполнявших работу по гражданско-правовым договорам, отражается численность граждан, выполнявших работу по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ и оказание услуг. Граждане, заключившие авторский договор о передаче неисключительных прав на использование созданных произведений, в государственной статистической отчетности по данному показателю не отражаются.
9 (547). Для привлечения долгосрочных иност-ранных инвестиций на предприятии проведен аудит финансовой отчетности в соответствии с международными стандартами за 2009 г.
Следует ли данные расходы по аудиту включать в состав затрат, учитываемых при налогообложении?
Да, следует.
Для отнесения расходов в состав затрат, учитываемых при налогообложении прибыли, необходимо наличие их связи с производственным процессом, т.е. использование в процессе производства и реализации товаров (работ, услуг).
Затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), учитываемые при налогообложении, представляют собой стоимостную оценку использованных в процессе производства и реализации товаров (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных средств, нематериальных активов, трудовых ресурсов и иных расходов на их производство и реализацию, отражаемых в бухгалтерском учете (п. 1 ст. 130 НК).
В ст. 131 "Затраты, не учитываемые при налогообложении" гл. 14 НК не содержится норм, ограничивающих включение в состав затрат, учитываемых при налогообложении, расходов по оплате проводимого в соответствии с международными стандартами бухгалтерской (финансовой) отчетности аудита хозяйственной деятельности предприятия. Поэтому данные расходы включаются в затраты для целей налогообложения.
10 (548). Организация осуществляет деятельность в г. Минске в сфере организации и проведения электронных интерактивных игр.
Возникает ли в этой ситуации объект налого-обложения сбора на развитие территории?
В случае осуществления деятельности в сфере организации и проведения электронных интерактивных игр организация является плательщиком сбора на развитие территории и уплачивает сбор с валовой прибыли, исчисленной в целом по организации согласно гл. 14 НК и остающейся в распоряжении после налогообложения. Обоснуем такой вывод.
Плательщиками в бюджет г. Минска сбора на развитие территории являются организации, определенные в п. 2 ст. 13 НК.
Налоговая база сбора определяется для плательщиков-организаций как сумма валовой прибыли, исчисленная в соответствии с гл. 14 НК и остающаяся в распоряжении организации после налогообложения (п. 4 Инструкции о сборе на развитие территорий, утвержденной решением Минского городского Совета депутатов от 16.12.2009 № 257 "О бюджете города Минска на 2010 год").
Для белорусских организаций валовой прибылью признается сумма прибыли от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и внереализационных доходов, уменьшенных на сумму внереализационных расходов (п. 2 ст. 126 гл. 14 НК).
Статьей 315 НК предусмотрено, что организации в части доходов, полученных от проведения электронных интерактивных игр, освобождаются только от:
– НДС, за исключением НДС, взимаемого при ввозе товаров на таможенную территорию Республики Беларусь;
– налога на прибыль.
11 (549). Товарищество собственников, зарегистрированное в г. Минске (далее – ТС), оказывает жилищно-коммунальные услуги членам товарищества по тарифам, установленным Советом Министров РБ, а также получает субсидию из бюджета г. Минска на возмещение части затрат на оказание этих услуг.
Должно ли ТС применять установленный коэффициент к ставке земельного налога согласно решению Мингорсовета от 17.03.2010 № 279?
В приведенной ситуации повышающие коэффициенты к ставкам земельного налога не применяются. Обоснование заключается в следующем.
Для физических лиц, а также для организаций, которым земельные участки предоставлены для обслуживания жилых домов (за исключением организаций, оказывающих жилищно-коммунальные услуги населению по тарифам, устанавливаемым Советом Министров РБ, и получающих субсидии из бюджета г. Минска на возмещение части затрат на оказание этих услуг), садоводческих, садово-огороднических товариществ (кооперативов), гаражно-строительных, гаражных кооперативов, потребительских кооперативов, автостоянок, в части площади земель, приходящихся на граждан, в соответствии с подп. 5.3.1 п. 5 решения Мингорсовета от 16.12.2009 № 257 "О бюджете города Минска на 2010 год" (с изменениями и дополнениями) установлен коэффициент к ставкам земельного налога 2,0.
Ирина Петрович, аудитор
12 (550). Организация (покупатель) заключила внешнеторговый договор купли-продажи с резидентом Литвы (продавец) на поставку товаров.
Договором предусмотрено, что продавец доставит товар указанному покупателем перевозчику до названного места – Королевства Нидерланды.
Общая сумма внешнеторгового договора составляет 20 000 долл. США, в т.ч. стоимость товара – 19 550 долл. США и плата за перевозку – 450 долл. США.
Облагается ли налогом на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство, стоимость платы за перевозку товара до места назначения – Королевства Нидерланды в сумме 450 долл. США?
Не облагается.
Объектом обложения налогом на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство (далее – налог на доходы), признаются доходы, полученные плательщиком от источников в Республике Беларусь, в т.ч. плата за перевозку, фрахт (в т.ч. демереджи и прочие платежи, возникающие при перевозках) в связи с осуществлением международных перевозок (за исключением платы за перевозку, фрахт в связи с осуществлением международных перевозок грузов морским транспортом), а также за оказание транспортно-экспедиционных услуг (за исключением услуг в области транспортно-экспедиционной деятельности при организации международных перевозок грузов морским транспортом).
При этом международной признается перевозка, при осуществлении которой хотя бы один из пунктов транспортировки (отправки или назначения) находится в иностранном государстве (подп. 1.1 п. 1 ст. 146 НК).
В случае включения в договор, заключенный с иностранной организацией, положений, предусматривающих выплату этой иностранной организации компенсации за осуществление видов деятельности, доходы от осуществления которых признаются объектом обложения налогом на доходы, суммы такой компенсации (за исключением платы за перевозку, если она включена в стоимость внешнеторгового договора купли-продажи товара) подлежат обложению налогом на доходы в порядке и по ставкам, установленным гл. 15 НК для соответствующих видов доходов (п. 2 ст. 146 НК).
Поскольку расходы по доставке груза включены в стоимость внешнеторгового договора купли-продажи и по условиям договора подлежат возмещению организацией (покупателем), то сумма такой компенсации за перевозку не подлежит обложению налогом на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство (п. 2 ст. 146 НК).
Владимир Васильев, экономист
КОМАНДИРОВОЧНЫЕ РАСХОДЫ
13 (551). Водитель, осуществляющий международные грузоперевозки, согласно отметке в паспорте пересек Государственную границу Республики Беларусь при возвращении из служебной командировки из г. Познань (Польша) 10 сентября 2010 г. За этот день наниматель выплатил водителю суточные в белорусских рублях по нормам, установленным законодательством по оплате служебных командировок в пределах Республики Беларусь.
Следует ли пересчитать и доплатить водителю суточные за этот день по нормам, установленным для государства, в которое направлен работник в командировку (для Польши), если командированный не требует перерасчета?
Учитывая, что по состоянию на 10 сентября 2010 г. порядок возмещения работнику в организации суточных при возвращении из служебной командировки за границей к постоянному месту работы в Республике Беларусь нормами Инструкции о порядке и условиях предоставления гарантий и компенсаций при служебных командировках за границу, утвержденной постановление Минтруда и соцзащиты РБ от 30.07.2010 № 115, был не определен, то до принятия соответствующего постановления Минтруда и соцзащиты РБ возмещение суточных при возвращении работника из служебной командировки за границей к постоянному месту работы в Республике Беларусь могло производиться в организации по ранее действующим нормам (согласно Положению о регулировании труда работников, направленных на работу в учреждения Республики Беларусь за границей, и гарантиях и компенсациях при слу-жебных командировках за границу, утвержденному постановлением Минтруда РБ от 14.04.2000 № 55 (далее – постановление № 55)).
Если с водителем, осуществляющим международные грузоперевозки, расчет по командировке был произведен по ранее действующим нормам (согласно постановлению № 55) и, в частности, день пересечения границы при возвращении в Республику Беларусь (10 сентября 2010 г.) был оплачен в белорусских рублях по нормам, установленным законодательством по оплате служебных командировок в пределах Республики Беларусь, то после принятия постановления Минтруда и соцзащиты РБ от 19.10.2010 № 148 (действие норм которого начинается с 1 сентября 2010 г.)
наниматель обязан пересчитать и доплатить водителю суточные за 10 сентября 2010 г. по норме страны командирования в иностранной валюте (независимо от того, что командированный водитель не требует перерасчета суточных).
Надежда Египцева, экономист
ПОСОБИЯ СЕМЬЯМ, ВОСПИТЫВАЮЩИМ ДЕТЕЙ
14 (552). Женщина, находящаяся в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет и получающая соответствующее пособие, заключила договор на выполнение работы по договору подряда.
В каком размере ей следует выплачивать пособие на ребенка до 3 лет?
Пособие выплачивать следует в полном размере. Обоснования следующие.
Лицам, вышедшим на работу на условиях, предусматривающих их занятость на протяжении более половины месячной нормы, а также при оформлении ребенка в учреждение, обеспечивающее получение дошкольного образования, данное пособие выплачивается в размере 50 %. Такая норма приведена в ст. 13 Закона РБ от 30.10.1992 № 1898-XII "О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей" (далее – Закон).
В случае выхода матери на работу на условиях занятости не более 0,5 месячной нормы (0,5 месячной нормы включительно), условие неполной занятости отражается в приказе либо трудовом договоре. Пособие в таком случае выплачивается в полном размере.
Иные ограничения размера пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет, в т.ч. лицам, выполняющим работу по гражданско-правовым договорам, Законом не установлены.
Таким образом, лицам, выполняющим работу по гражданско-правовым договорам, пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет назначается и выплачивается в размере 100 % бюджета прожиточного минимума (при условии неоформления ребенка в детское дошкольное учреждение).
Марина Артёменко, начальник отдела народонаселения, гендерной
и семейной политики Минтруда и соцзащиты РБ
КАССОВЫЕ ОПЕРАЦИИ
15 (553). Нужно ли выписывать расходный кассовый ордер и прикладывать его к платежной ведомости на выдачу зарплаты из кассы?
В некоторых случаях не нужно.
Выдача наличных денег из касс юридических лиц, подразделений, индивидуальных предпринимателей, частных нотариусов, привлекающих к предпринимательской деятельности физических лиц по трудовым и (или) гражданско-правовым договорам, производится по:
– расходному кассовому ордеру формы КО-2, утвержденному постановлением Минфина РБ от 29.03.2010 № 38 "Об утверждении бланков унифицированных форм первичной учетной документации";
– платежной ведомости с последующим проставлением на ней реквизитов расходного кассового ордера либо приложением расходного кассового ордера на общую сумму выплаченных наличных денег по платежной ведомости (ведомостям) без составления расходного кассового ордера на каждого получателя.
На общую сумму выданных наличных денег по нескольким платежным ведомостям допускается составление одного расходного кассового ордера, дата и номер которого проставляются на каждой из них.
Такие правила установлены в п. 28 Инструкции о порядке ведения кассовых операций и расчетов наличными денежными средствами в белорусских рублях на территории Республики Беларусь, утвержденной постановлением Правления Нацбанка РБ от 17.01.2008 № 4 (с изменениями и дополнениями).
Валентина Прохожая, экономист
УЧЕТ ТРУДА И ЕГО ОПЛАТЫ
16 (554). У работника из заработной платы бухгалтер удерживает алименты в пользу несовершеннолетнего ребенка в размере 25 % заработка. У работника во втором браке родился ребенок, и он оформляет отпуск по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет.
Следует ли производить удержание алиментов в пользу первого ребенка с суммы пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет?
Удержание алиментов на содержание несовершеннолетних детей производится с пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, уходу за ребенком в возрасте до 3 лет, выплачиваемых по социальному страхованию, только по судебному постановлению о взыскании алиментов. Такая норма содержится в подп. 1.5 п. 1 Перечня видов заработка и (или) иного дохода, из которых производится удержание алиментов на содержание несовершеннолетних детей, утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 12.08.2002 № 1092 (далее – Перечень № 1092).
Справочно: отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет вместо матери ребенка предоставляется работающим отцу или другим родственникам ребенка, фактически осуществляющим уход за ребенком, а при назначении опеки – опекуну ребенка. При этом за ними сохраняется право на получение ежемесячного государственного пособия (ст. 185 Трудового кодекса РБ).
Алименты на несовершеннолетних детей с их родителей при отсутствии Соглашения о детях, Соглашения об уплате алиментов, а также если размер алиментов не определен Брачным договором, взыскиваются в следующих размерах: на одного ребенка – 25 %, на 2 детей – 33 %, на 3 и более детей – 50 % заработка и (или) иного дохода родителей в месяц. При этом для трудоспособных родителей минимальный размер алиментов в месяц должен составлять не менее 50 % на одного ребенка, 75 % – на 2 детей, 100 % – на 3 и более детей бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения (ст. 92 Кодекса РБ о браке и семье).
Размер алиментов при определенных обстоятельствах может быть уменьшен судом.
Валентина Прохожая, экономист