НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
1 (404). Белорусская организация заключила с китайской компанией договор на выполнение работ по строительству объекта "под ключ". Договором предусмотрено выполнение всего комплекса работ, включая проектные, строительно-монтажные работы и сдачу готового объекта заказчику. Проектирование объекта начато в феврале 2009 г., строительные работы – в апреле 2009 г., срок сдачи объекта заказчику – июнь 2010 г.
Рассмотрим вопросы, которые возникли в этой ситуации.
1.1. Будет ли признаваться деятельность иностранной организации по выполнению этих работ деятельностью через постоянное представительство в Беларуси?
Определение постоянного представительства иностранной компании на территории Республики Беларусь содержится в п. 1 ст. 139 Налогового кодекса РБ (далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – НК). Так, постоянным представительством иностранной организации, расположенным на территории Республики Беларусь, признается в т.ч. обособленное структурное подразделение (учреждение), через которое осуществляется предпринимательская и иная деятельность иностранной организации на территории Республики Беларусь, в т.ч. место реализации товаров, имущественных прав, выполнения работ, оказания услуг, осуществления иной деятельности, за исключением тех видов деятельности, которые носят подготовительный или вспомогательный характер.
Строительная площадка, монтажный или сборочный объект признаются постоянным представительством иностранной организации, если такие площадка или объект существуют на территории Республики Беларусь в течение периода, превышающего 180 дней в любом 12-месячном периоде, начинающемся или заканчивающемся в соответствующем налоговом периоде (п. 4 ст. 139 НК). Строительство иностранным подрядчиком объекта "под ключ" попадает под понятие строительной площадки, так как в п. 4 ст. 139 НК указано, что к строительной площадке, монтажному или сборочному объекту иностранной организации на территории Республики Беларусь относятся в т.ч. место строительства новых объектов недвижимого имущества (за исключением воздушных и морских судов, судов внутреннего плавания и космических объектов), а также место строительства и (или) монтажа сооружений, машин и оборудования, функционирование которых требует жесткого крепления на фундаменте или к конструктивным элементам зданий, сооружений.
В описываемой ситуации обратим внимание на то, что силами иностранного подрядчика выполняются также проектные работы по объекту.
Для признания деятельности китайской компании на территории Беларуси через постоянное представительство этот факт имеет существенное значение.
В п. 4 ст. 139 НК установлено, что в случае осуществления проектирования объекта иными иностранными организациями за пределами Республики Беларусь в срок существования строительной площадки не включается срок выполнения таких работ.
В приведенной в вопросе ситуации проектирование осуществляет непосредственно китайская компания. Следовательно, эта ее деятельность увеличивает срок существования строительной площадки.
Если исходить из положений ст. 139 НК, постоянное представительство китайской компании возникнет на территории Беларуси по истечении 180 дней, т.е. в августе 2009 г.
Однако в п. 2 ст. 5 Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Китайской Народной Республики об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество от 17.01.1995 установлен иной срок для определения деятельности иностранной компании через постоянное представительство. Так, термин "постоянное представительство" включает, в частности, строительную площадку, строительный, монтажный или сборочный объект или связанную с ним надзорную деятельность, только если она продолжается в течение периода, превышающего 18 месяцев.
Таким образом, при завершении всего комплекса работ на территории Беларуси в июне 2010 г. у китайской компании не возникает постоянного представительства.
1.2. Какие налоги следует уплатить по такой деятельности? Если эти работы не завершены в июне 2010 г., то как будет происходить налогообложение в этом случае?
С учетом того что у китайской компании при завершении в июне 2010 г. всего комплекса работ не возникает постоянного представительства, налог на прибыль в бюджет Республики Беларусь не уплачивается.
НДС следует исчислять и уплачивать согласно положениям ст. 92 НК.
При реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь иностранными организациями, не осуществляющими деятельность в республике через постоянное представительство и не состоящими в связи с этим на учете в налоговых органах РБ (далее – иностранные организации, не состоящие на учете в налоговых органах РБ), обязанность по исчислению и перечислению в бюджет НДС возлагается на состоящие на учете в налоговых органах РБ организации и индивидуальных предпринимателей, приобретающих данные товары (работы, услуги), имущественные права. Такие организации и индивидуальные предприниматели имеют права и несут обязанности, установленные ст. 21 и 22 НК (п. 1 ст. 92 НК).
Иностранные организации, в т.ч. генеральные подрядчики, субподрядчики, осуществляющие строительство или сборку объектов и состоящие на учете в налоговых органах РБ, уплачивают НДС с начала осуществления такой деятельности на территории Республики Беларусь (п. 2 ст. 92 НК).
Если возникают объекты налогообложения по другим налогам, например по земельному налогу (выделялись земельные участки в пользование при строительстве), по налогу на недвижимость (например, приобретались и использовались вагончики-бытовки), экологическому налогу и др., то такие налоги следовало исчислять и уплачивать в бюджет РБ несмотря на то, что не уплачивался налог на прибыль.
В том случае, если продолжительность работ китайской компании на территории Республики Беларусь превысит 18 месяцев, у нее появляется постоянное представительство в Беларуси (для целей налогообложения) и налог на прибыль ей придется уплатить с начала осуществления деятельности через постоянное представительство, т.е. с февраля 2009 г. до фактического окончания срока существования строительной площадки.
1.3. Как правильно в изложенной ситуации определить срок окончания работ?
Чтобы правильно определить срок окончания работ для налоговых целей, следует обратиться к норме п. 4 ст. 139 НК.
Окончанием существования строительной площадки является дата подписания заказчиком (застройщиком) акта сдачи-приемки объекта или предусмотренного договором комплекса работ. В случае если акт сдачи-приемки не оформлялся или работы фактически окончились до или после подписания такого акта, строительная площадка считается прекратившей существование на дату фактического окончания подготовительных, строительных или монтажных работ, входящих в объем работ соответствующего лица на данной строительной площадке.
Отметим, что вопросы приемки объекта (комплекса работ) заказчиком регулируются ст. 708 Гражданского кодекса РБ, Положением о порядке приема объектов в эксплуатацию, утвержденным постановлением Совета Министров РБ от 29.11.1991 № 452, пп. 49–53 Правил заключения и исполнения договоров (контрактов) строительного подряда, утвержденных постановлением Совета Министров РБ от 15.09.1998 № 1450, иными нормативными правовыми актами.
Татьяна Филатова, экономист
2 (405). В 2009 г. организация и страховая компания заключили договоры добровольного страхования жизни работников организации, страховыми случаями по которым являются окончание срока страхования, смерть застрахованного. Ежемесячно суммы страховых взносов перечислялись организацией в пользу страховой компании за счет прибыли. С них согласно п. 2 ст. 158 НК был удержан подоходный налог.
В 2010 г. между организацией и страховой компанией заключено соглашение о досрочном расторжении указанных договоров. При этом суммы страховых взносов перечислены страховой компанией на счета застрахованных работников организации.
Подлежат ли доходы работников, полученные ими в виде возвращенных страховых взносов, обложению подоходным налогом?
Не подлежат.
Объектом обложения подоходным налогом с физических лиц признаются полученные плательщиками доходы (п. 1 ст. 153 НК).
Суммы страховых взносов, возвращаемые физическим лицам в связи с расторжением договора страхования, не могут рассматриваться в качестве полученных ими доходов, если они были внесены за счет их собственных средств. Расходы по страхованию будут признаны уплаченными за счет собственных средств физического лица, если они были понесены организациями и (или) индивидуальными предпринимателями за физических лиц, сумма этих расходов была учтена при определении их облагаемого дохода и соответственно с этих доходов был удержан подоходный налог.
Таким образом, доходы работников, полученные ими в виде возвращенных страховых взносов, учтенных при определении их облагаемого дохода, и соответственно с которых был удержан подоходный налог, не подлежат налогообложению.
3 (406). Организация в июле 2010 г. согласно заключенному договору займа предоставила индивидуальному предпринимателю денежные средства в сумме 10 000 000 руб. сроком на 3 месяца. Проценты по займу по условиям договора начисляются ежемесячно в размере ставки рефинансирования, установленной Нацбанком РБ на дату их начисления. В августе 2010 г.организация по договору купли-продажи приобрела от организации-поставщика товары на сумму 25 000 000 руб.
На основании дополнительного соглашения к договору займа индивидуальный предприниматель погашает свою задолженность перед организацией путем перечисления суммы основного долга займа на счет поставщика товаров, а начисленные за весь период действия договора займа проценты – на счет организации.
Следует ли в рассматриваемом случае организации с указанного займа удержать подоходный налог? Если да, то в каком порядке?
Следует.
При выдаче физическим лицам, в т.ч. индивидуальным предпринимателям (частным нотариусам), займов, кредитов налоговыми агентами подоходный налог исчисляется и уплачивается в бюджет за счет средств налоговых агентов не позднее дня, следующего за днем выдачи займа, кредита (п. 10 ст. 175 НК).
В рассматриваемом случае уплата подоходного налога осуществляется за счет средств налоговых агентов по ставке, установленной п. 1 ст. 173 НК, в размере 12 %. Таким образом, уплаченный организацией за счет собственных средств подоходный налог не уменьшает размера выданного индивидуальному предпринимателю займа.
Д-т 58 – К-т 50 (51)
– на сумму выданного индивидуальному предпринимателю займа;
Д-т 51 – К-т 91
– на сумму процентов, полученных от заемщика;
Д-т 76 – К-т 68
– исчислен подоходный налог из суммы займа*.
__________________________
* Здесь и далее проводки составлены редакцией.
По мере погашения физическими лицами займов, кредитов ранее уплаченная сумма налога в размере, пропорциональном погашенной задолженности по соответствующему договору, подлежит возврату уплатившему налог налоговому агенту. Возврат осуществляется налоговым агентом самостоятельно за счет общей суммы налога, удержанного с доходов физических лиц, путем уменьшения перечисляемой в бюджет суммы налога на сумму, причитающуюся к возврату.
Д-т 50, 51 – К-т 58
– на возвращенную непосредственно займодавцу часть займа;
Д-т 76 –К-т 58
– на часть займа, перечисленную индивидуальным предпринимателем по дополнительному соглашению на счет третьего лица;
Д-т 76 – К-т 68
– методом "красное сторно" отражено уменьшение начисленной суммы подоходного налога пропорционально сумме возвращенной части займа.
4 (407). Организация предоставляет своим работникам займы.
Все ли виды займа являются объектами обложения подоходным налогом?
Обязанность по уплате налога не распространяется на случаи выдачи:
– кредитов банками на общих основаниях;
– займов ломбардами под залог (в виде заклада) имущества, которое составляют предметы личного (домашнего, семейного) пользования, а также под залог ценных бумаг;
– займов и кредитов белорусскими организациями и (или) белорусскими индивидуальными предпринимателями на строительство или приобретение индивидуальных жилых домов или квартир лицам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в местных исполнительных и распорядительных органах, иных государственных органах и других государственных организациях, организациях негосударственной формы собственности, в случае, если они были признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий по основаниям, установленным законодательными актами;
– займов и кредитов белорусскими организациями и (или) белорусскими индивидуальными предпринимателями на оплату стоимости обучения в учреждениях образования Республики Беларусь при получении первого высшего, первого среднего специального, первого профессионально-технического образования физическим лицам, имеющим право на получение социального налогового вычета, предусмотренного подп. 1.1 п. 1 ст. 165 НК;
– займов потребительскими кооперативами, целью деятельности которых является оказание временной финансовой помощи своим участникам, при условии, что членами таких потребительских кооперативов являются только физические лица, а срок выдаваемых им займов не превышает 3 лет.
Таким образом, если организация выдала своим сотрудникам займы на иные цели, чем перечислены выше, ей необходимо за счет собственных средств исчислить с этих займов подоходный налог и уплатить его в бюджет.
5 (408). Белорусская организация заключила договор на оказание юридических услуг с гражданином Латвии, являющимся ее налоговым резидентом. По указанному договору иностранный гражданин (исполнитель) предоставляет организации – резиденту РБ квалифицированные услуги по вопросам, непосредственно связанным с ее деятельностью. При этом оказание услуг производится непосредственно с территории Латвии. Оплата за оказанные услуги производится резидентом РБ путем перечисления денежных средств на счет исполнителя, находящийся в банке Латвии.
Являются ли в рассматриваемом случае денежные средства, перечисленные по договору, доходом иностранного гражданина и в каком порядке производятся исчисление и удержание подоходного налога?
Подоходный налог не взимается с учетом норм международного соглашения.
Физические лица, признаваемые налоговыми резидентами РБ, уплачивают налог по доходам, полученным от источников как внутри страны, так и за ее пределами, а физические лица, непризнаваемые налоговыми резидентами Беларуси, – только по доходам от источников в Беларуси (п. 1 ст. 153 НК).
С учетом того что иностранный гражданин является налоговым резидентом Латвии, организация, являющаяся источником выплаты дохода, вправе была удержать с него подоходный налог только при условии, что этот доход признается полученным от источников в Беларуси.
Виды и обстоятельства получения доходов, при которых они признаются полученными от источников в Республике Беларусь, содержатся в ст. 154 НК.
Так, к указанным доходам, в частности, относится вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, включая денежные вознаграждения и надбавки за особые условия работы (службы), выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия (бездействие) на территории Республики Беларусь. Такие вознаграждения, получаемые плательщиками от белорусских организаций, белорусских индивидуальных предпринимателей (частных нотариусов), иностранных организаций, осуществляющих деятельность на территории Республики Беларусь через постоянное представительство, от постоянных представительств международных организаций в Республике Беларусь, дипломатических представительств и консульских учреждений иностранных государств в Республике Беларусь, признаются доходами, полученными от источников в Республике Беларусь, независимо от места, где фактически исполнялись возложенные на этих плательщиков обязанности или откуда производились выплаты этих вознаграждений.
В рассматриваемой ситуации гонорар был выплачен белорусской организацией. Следовательно, указанный доход признается полученным от источников в Республике Беларусь и подлежит обложению подоходным налогом у источника их выплаты, причем независимо от того, является физическое лицо налоговым резидентом РБ либо нет.
Однако при рассмотрении вопроса о налогообложении доходов, полученных иностранными гражданами, необходимо учитывать приоритет норм международного права по отношению к нормам белорусского законодательства применительно к налоговым правоотношениям, закрепленный в ст. 5 НК. Так, если международным договором РБ, содержащим положения о налогообложении, установлены иные правила, чем предусмотрены НК и иными актами белорусского налогового законодательства, то применяются правила международного договора.
В случаях получения гражданами Латвии доходов в Республике Беларусь белорусским организациям при решении вопроса налогообложения доходов от оказания независимых личных услуг следует применять положения ст. 14 Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Латвийской Республикой об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы от 07.09.1995 (вступило в силу с 31 октября 1996 г.) (далее – Соглашение с Латвией).
Так, вышеназванные доходы гражданина Латвии, являющегося ее резидентом, могут облагаться подоходным налогом в стране источника начисления и выплаты дохода, т.е. в Республике Беларусь. Но это возможно только при условии, если он имеет постоянную базу (постоянное место, регулярно доступное ему для целей осуществления его деятельности) в Республике Беларусь. Если он имеет такую постоянную базу, доход может облагаться налогом в Республике Беларусь, но только по доходу, приписываемому к этой постоянной базе. Для этой цели, если физическое лицо, являющееся резидентом Латвии, находится в Республике Беларусь в течение периода или периодов, превышающих в совокупности 183 дня в любом 12-месячном периоде, который начинается или заканчивается в соответствующем финансовом году, оно рассматривается как имеющее регулярно доступную ему постоянную базу в Республике Беларусь и доход, получаемый от его деятельности (о которой говорится выше), осуществляемой в Республике Беларусь, относится к этой постоянной базе.
С учетом того что в рассматриваемой ситуации постоянной базы в Республике Беларусь гражданин Латвии не имеет, доходы, получаемые от оказания юридических услуг, могут облагаться подоходным налогом только в Латвийской Республике.
На основании изложенного белорусская организация в указанном в вопросе случае не имеет права облагать подоходным налогом выплачиваемые гражданину Латвии доходы.
Анна Павлова, экономист
6 (409). Организация зарегистрирована в г. Минске, но имеет склады для хранения и отпуска продукции в различных городах республики. Склады на отдельный баланс не выделены, банковского счета не имеют. Для работы на них привлечены сотрудники, проживающие в городах по месту нахождения складов.
Куда следует перечислять подоходный налог с доходов работников складов, находящихся за пределами г. Минска?
По месту нахождения обособленных подразделений.
Суммы подоходного налога с физических лиц, исчисленные и удержанные в соответствии с законодательством налоговыми агентами – юридическими лицами и их филиалами, представительствами и иными обособленными структурными подразделениями (далее – обособленные подразделения), имеющими отдельный баланс, которым для совершения операций юридическим лицом открыт банковский счет с предоставлением права распоряжаться таким счетом должностным лицам данных обособленных подразделений, подлежат перечислению в соответствующий местный бюджет по месту постановки указанных юридических лиц и обособленных подразделений на учет в налоговых органах.
Порядок перечисления подоходного налога налоговыми агентами – юридическими лицами, обособленные подразделения которых находятся в пределах и (или) за пределами области (г. Минска) и которые не состоят на учете в налоговых органах, установлен Инструкцией о порядке уплаты (зачисления), распределения, возврата налогов, сборов (пошлин) и других доходов в 2010 году, утвержденной постановлением Минфина РБ от 29.03.2010 № 35 (далее – Инструкция № 35).
Налоговые агенты – юридические лица, обособленные подразделения которых находятся в пределах и (или) за пределами области (г. Минска) и не состоят на учете в налоговых органах, перечисляют исчисленные и удержанные с физических лиц по нормам законодательства суммы подоходного налога в соответствующий местный бюджет как по месту своей постановки на учет в налоговых органах, так и по месту нахождения таких обособленных подразделений. При этом по месту нахождения обособленных подразделений перечисляются суммы подоходного налога, фактически удержанные с физических лиц, работающих в этих обособленных подразделениях (часть вторая п. 23 Инструкции № 35). В Инструкции № 35 также разъяснено, что в целях применения приведенной выше нормы к обособленным подразделениям организации следует относить любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места, и признанное таковым в соответствии с законодательством, учредительными либо иными организационно-распорядительными документами организации.
Валентина Прохожая, экономист
7 (410). Организация после участия в международной выставке продала продукцию собственного производства нерезиденту за пределами Республики Беларусь.
Является ли такая продажа оборотом по реализации за пределами Республики Беларусь, который не облагается НДС? Если да, то как следует отражать его в налоговой декларации (расчете) по НДС?
При соблюдении определенных условий указанную операцию можно отнести к обороту по реализации за пределами Республики Беларусь.
Объектом обложения НДС признаются обороты по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь (подп. 1.1 п. 1 ст. 93 НК).
Порядок определения места реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав установлен ст. 32 и 33 НК и международными договорами, действующими для Республики Беларусь.
Так, местом реализации товаров признается территория Республики Беларусь, если товар находится на ее территории и не отгружается и не транспортируется и (или) в момент начала отгрузки или транспортировки находится на территории Республики Беларусь (ст. 32 НК).
Таким образом, если договор на реализацию товара был заключен в момент, когда товар находился за пределами Республики Беларусь, то этот оборот является оборотом по реализации товаров за пределами Республики Беларусь, который подлежит отражению в стр. 9а налоговой декларации (расчета) по НДС.
8 (411). Организация в 2010 г. являлась плательщиком налогов по упрощенной системе налогообложения (УСН) без НДС. Начиная с III квартала она перешла на УСН с уплатой НДС. В июне 2010 г. оплачен и получен товар из Литвы. При ввозе уплачен НДС по ставке 20 %, который был отнесен на увеличение стоимости. Реализация товара осуществлялась в июле 2010 г.
Можно ли выделить для вычета сумму НДС по данному товару?
Можно.
Налоговые вычеты производятся на основании первичных учетных и расчетных документов установленного образца, полученных в определенном законодательством порядке продавцами и выставленных ими при приобретении плательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, либо на основании свидетельств о помещении товаров под заявленный таможенный режим и документов (их копий), подтверждающих факт уплаты НДС при ввозе товаров на таможенную территорию Республики Беларусь (п. 5 ст. 107 НК).
Плательщики имеют право самостоятельно выделить для вычета суммы НДС при переходе с особого режима налогообложения без исчисления и уплаты НДС на общий порядок налогообложения или на особый режим налогообложения с исчислением и уплатой НДС. Выделение сумм налога для вычета осуществляется из остатков товаров (за исключением основных средств), имеющихся на дату перехода, путем самостоятельного выделения для вычета сумм НДС, уплаченных при приобретении (ввозе) этих товаров и отнесенных на увеличение их стоимости (подп. 22.4 п. 22 ст. 107 НК).
Поскольку у организации имеются остатки данного товара на начало III квартала, то она имеет право самостоятельно в июле 2010 г. выделить для вычета сумму НДС, уплаченную при его ввозе и отнесенную на увеличение стоимости.
Ольга Смольник, экономист
9 (412). Белорусская организация, применяющая упрощенную систему налогообложения (УСН) без уплаты НДС, оказала в Российской Федерации услуги резиденту этого государства в 2010 г. Расчет за оказанные услуги произведен российской стороной в денежном выражении за минусом суммы НДС, уплаченной в Российской Федерации.
Каков порядок определения у белорусской организации валовой выручки и налоговой базы при исчислении налога при УСН?
При определении валовой выручки и налоговой базы для УСН с 1 января 2010 г. следует руководствоваться п. 2 ст. 288 НК. Им предусмотрено, что налоговая база при УСН определяется исходя из валовой выручки, исчисляемой как сумма выручки, полученной за отчетный период организациями и индивидуальными предпринимателями от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, и внереализационных доходов. Выручка от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав определяется организациями исходя из поступлений за реализованные товары (работы, услуги), имущественные права в денежной и (или) натуральной формах (в т.ч. от третьих лиц).
Организациями, применяющими УСН и уплачивающими НДС, в валовую выручку не включаются суммы НДС, уплачиваемые из выручки от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и внереализационных доходов в соответствии с НК, а также суммы НДС, уплаченные (удержанные) в иностранных государствах по законодательству этих государств. Приведенная норма содержится в абзаце третьем п. 2 ст. 288 НК.
Для белорусской организации, применяющей УСН без уплаты НДС, уменьшение валовой выручки и налоговой базы на суммы НДС, уплаченные (удержанные) в иностранных государствах, законодательством не предусмотрено. Поэтому организация обязана включать в валовую выручку и налоговую базу для УСН всю сумму выручки за оказанные резиденту РФ услуги, без уменьшения указанной выручки на суммы НДС, уплаченные (удержанные) в Российской Федерации налоговым агентом.
Д-т 51, 52 – К-т 90
– на часть выручки, поступившей на счет организации;
Д-т 92 – К-т 90
– на сумму НДС, удержанную резидентом РФ.
Ответ подготовлен с учетом разъяснений МНС РБ по данному вопросу, приведенному в письме от 20.07.2010 № 2-2-14/11840.
Ирина Шибут, экономист
10 (413). Организация "А" – инвестор осуществляет строительство объекта производственного назначения. Выполняет это строительство организация "В". До начала строительства организацией "А" организации "В" был предоставлен денежный заем.
Оплату подрядчику выполненных работ согласно подписанным актам заказчик не производил, а осуществил в счет оплаты зачет долга по займу.
Вправе ли в таком случае организация "А" прольготировать прибыль, направленную на финансирование капвложений?
Вправе.
Организация-инвестор может воспользоваться льготой по налогу на прибыль. Это объясняется следующим.
Прибыль организаций, направленная на финансирование капвложений производственного назначения и жилищного строительства, а также на погашение кредитов банков, полученных и использованных на эти цели, может быть прольготирована по налогу на прибыль. Такое право организациям предоставлено подп. 1.1 п. 1 ст. 140 НК.
Справочно: капитальными вложениями производственного назначения признаются:
– приобретение объектов основных средств, предназначенных для использования в предпринимательской деятельности, и объектов незавершенного капитального строительства, предназначенных для использования в предпринимательской деятельности;
– капитальное строительство в форме нового строительства и (или) создание объектов основных средств;
– реконструкция, модернизация принадлежащих плательщику объектов основных средств и (или) объектов незавершенного строительства.
Для того чтобы организация могла воспользоваться указанной льготой, необходимо соблюсти ряд условий, предусмотренных пп. 2–3 ст. 140 НК.
В частности, п. 3 ст. 140 НК установлены ограничения для применения льготы в части формы расчетов за капитальные вложения.
Так, льготу применить нельзя, если расчеты за приобретенные основные средства, выполненные работы по строительству или погашение кредитов банка, полученных и использованных на эти цели, произведены векселем или путем проведения товарообменных операций.
Ограничений на применение льготы в случае проведения расчетов за выполненные работы по строительству путем зачета взаимных требований НК не устанавливает.
Поэтому при соблюдении всех прочих условий, определенных пп. 2 и 3 ст. 140 НК, организация-инвестор вправе воспользоваться льготой по налогу на прибыль.
Валентина Прохожая, экономист
УЧЕТ МАТЕРИАЛОВ
11 (414). Организация использует в производстве разные группы (виды) материалов (химволокна, красители и др.). При списании одних видов материалов в производство организация применяет метод ЛИФО, при списании других – метод средневзвешенных цен. В ходе аудиторской проверки аудитор указал на недопустимость такого подхода и на то, что организация должна применять один метод, ссылаясь на п. 12 Инструкции по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации", утвержденной постановлением Минфина РБ от 17.04.2002 № 62 (с изменениями и дополнениями, далее – Инструкция № 62).
Прав ли аудитор?
Нет, не прав.
Ведение бухгалтерского учета в организации осуществляется согласно учетной политике организации, сформированнойв соответствии с законодательством РБ и утвержденной решением руководителя организации. Организации, руководствуясь нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету и отчетности, самостоятельно формируют свою учетную политику исходя из их структуры, отраслевых и иных особенностей хозяйственной деятельности.
При формировании учетной политики организации по конкретному направлению ведения и организации бухгалтерского учета осуществляется выбор одного способа из нескольких, допускаемых законодательством и нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету (п. 12 Инструкции № 62).
Пунктом 9 Основных положений по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), утвержденных постановлением Минэкономики, Минфина и Минтруда и соцзащиты РБ от 30.10.2008 № 210/161/151, предусмотрено следующее. Включение в состав себестоимости сырья, материалов и других материальных ресурсов производится на основании учетной политики, принятой в организации, с использованием одного из следующих методов оценки запасов:
– по средневзвешенным ценам;
– учетным ценам с учетом отклонений от их фактической стоимости;
– ценам последнего приобретения (ЛИФО);
– ценам первого приобретения (ФИФО).
Возможность применения иных методов оценки запасов при их включении в себестоимость устанавливается законодательством.
Обратимся к п. 34 Инструкции о порядке бухгалтерского учета материалов, утвержденной постановлением Минфина РБ от 17.07.2007 № 114. Им установлено следующее: при отпуске материалов в производство и ином выбытии их оценка производится организацией одним из следующих способов:
– по себестоимости каждой единицы;
– средней себестоимости;
– способом ЛИФО (по себестоимости последнего по времени приобретения материала).
Применение одного из перечисленных способов по группе (виду) материалов производится в течение отчетного года и отражается в учетной политике организации исходя из допущения последовательности применения учетной политики.
Учитывая вышеизложенное и тот факт, что при производстве продукции организация использует разные группы (виды) материалов (химволокна, красители и др.), она может предусмотреть в своей учетной политике применение любых из вышеперечисленных способов отпуска материалов в производство для разных групп (видов) материалов. Например, при списании одних групп (видов) материалов в производство применять метод ЛИФО, а при списании других – метод средневзвешенных цен.
Анна Крупнова, консультант Главного управления регулирования бухгалтерского учета, отчетности и аудита Минфина РБ
Виталий Раковец, аудитор
ВОПРОСЫ ПРАВА
12 (415). Организация осуществляет деятельность в сфере игорного бизнеса, связанную с эксплуатацией игровых автоматов.
Влечет ли за собой какие-либо правовые последствия выплата организатором зала игровых автоматов выигрыша игроку без документов, удостоверяющих личность?
Влечет. Лицензия должна быть аннулирована.
Действующим законодательством урегулирован вопрос осуществления деятельности в сфере игорного бизнеса. Так, Указом Президента РБ от 10.01.2005 № 9 утверждено Положение об осуществлении деятельности в сфере игорного бизнеса на территории Республики Беларусь (далее – Положение № 9).
При осуществлении деятельности в сфере игорного бизнеса на территории Республики Беларусь выплату денежного выигрыша необходимо производить только при предъявлении игроком документов, удостоверяющих его личность (п. 11 Положения № 9).
Юридические лица и индивидуальные предприниматели вправе осуществлять деятельность в сфере игорного бизнеса только на основании специального разрешения (лицензии), выданного Минспорта РБ в соответствии с законодательством.
Постановлением Совета Министров РБ от 20.10.2003 № 1377 утверждено Положение о лицензировании деятельности в сфере игорного бизнеса. Названный документ к грубым нарушениям лицензиатом, его обособленным подразделением (филиалом) законодательства о лицензировании или установленных лицензионных требований и условий осуществления лицензируемой деятельности относит также нарушения, предусмотренные законодательными актами. Таким образом, несоблюдение нормы п. 11 Положения № 9 является грубым нарушением законодательства.
В случае выявления лицензирующим или другим государственным органом, который в пределах своей компетенции контролирует осуществление лицензиатами лицензируемых видов деятельности, грубого нарушения лицензиатом, его обособленным подразделением (филиалом) законодательства о лицензировании или установленных требований и условий осуществления лицензируемого вида деятельности лицензирующий орган, выдавший лицензию, принимает решение о ее аннулировании (п. 30 Положения о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденного Декретом Президента РБ от 14.07.2003 № 17).
В рассматриваемой ситуации разовая выплата организатором зала игровых автоматов выигрыша игроку без документов, удостоверяющих личность, является грубым нарушением законодательства о лицензировании, в связи с чем лицензия должна быть аннулирована.
Оксана Темницкая, юрист
От редакции:
Как известно, с 1 января 2011 г. лицензирование будет осуществляться на основании Указа Президента РБ от 01.09.2010 № 450 "О лицензировании отдельных видов деятельности". По нормам этого документа к деятельности в сфере игорного бизнеса будет относиться содержание зала игровых автоматов.