НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
1 (416). Организация отгрузила товар в Российскую Федерацию.
Как следует поступить организации при неподтверждении экспорта товаров в Российскую Федерацию в течение 180 календарных дней со дня отгрузки? Нужно ли представить уточненную декларацию за тот период, на который приходится дата отгрузки, и уплатить НДС в случае неподтверждения экспорта товаров в Российскую Федерацию?
Уточненную декларацию представлять не нужно.
При отсутствии подтверждающих нулевую ставку НДС документов обороты по реализации товаров могут отражаться в налоговой декларации (расчете) по НДС того отчетного периода, в котором истек установленный срок – 180 дней со дня отгрузки. Объясняется это так.
В п. 2 ст. 1 Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в таможенном союзе, подписанного в г. Санкт-Петербурге 11.12.2009 (далее – Протокол) приведен перечень документов, необходимых для подтверждения обоснованности применения нулевой ставки НДС и (или) освобождения от уплаты акцизов налогоплательщиком государства – члена таможенного союза, с территории которого вывезены товары. Эти документы следует представить в налоговый орган одновременно с налоговой декларацией.
Документы представляются в налоговый орган в течение 180 календарных дней с даты отгрузки (передачи) товаров. Такое требование содержится в п. 3 ст. 1 Протокола.
При непредставлении документов в установленный срок суммы косвенных налогов подлежат уплате в бюджет за налоговый (отчетный) период, на который приходится дата отгрузки товаров, либо иной налоговый (отчетный) период, установленный законодательством государства – члена таможенного союза, с правом на вычет (зачет) соответствующих сумм НДС согласно законодательству государства – члена таможенного союза, с территории которого экспортированы товары.
В целях исчисления НДС при реализации товаров датой отгрузки признается дата первого по времени составления первичного бухгалтерского (учетного) документа, оформленного на покупателя товаров (первого перевозчика), либо дата выписки иного обязательного документа, предусмотренного законодательством государства – члена таможенного союза для плательщика НДС.
Возникает ситуация, когда в случае непредставления документов в течение 180 дней организации следует исчислить, уплатить и представить налоговую декларацию за тот налоговый (отчетный) период, на который приходится дата отгрузки товаров. Такой налоговой декларацией по общим правилам может быть только уточненная декларация. Однако в п. 3 ст. 1 Протокола говорится еще об одном варианте: "либо иной налоговый (отчетный) период, установленный законодательством государства – члена таможенного союза".
Иным периодом, установленным законодательством Республики Беларусь, является период, который определен в п. 2 ст. 102 Налогового кодекса РБ (далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – НК). В этом пункте сказано, что при отсутствии документов, подтверждающих вывоз товаров, до представления в налоговый орган налоговой декларации (расчета) по НДС за тот отчетный период, в котором истек установленный срок, обороты по реализации товаров отражаются в налоговой декларации (расчете) по НДС того отчетного периода, в котором истек определенный срок.
Уточненную декларацию за тот период, на который приходится дата отгрузки, представлять не нужно.
Ольга Клименкова, аудитор
2 (417). Для осуществления деятельности в области строительства белорусская организация зарегистрировала на территории России представительство, которое состоит на учете в качестве плательщика налогов в соответствии с законодательством России.
При осуществлении деятельности представительства в России резидент России (организация) оказывает ему инжиниринговые услуги.
Признаются ли объектом обложения налогом на доходы иностранных организаций эти доходы, начисляемые и выплачиваемые российской организации представительством белорусской организации, расположенным на территории России?
Доходы российской организации – не признаются.
Вначале рассмотрим, как этот вопрос разъясняется белорусским законодательством в целом в отношении доходов иностранных организаций.
Иностранные организации, не осуществляющие деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство, но извлекающие доходы из источников в Республике Беларусь, признаются плательщиками налога на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство (ст. 145 НК).
Доходы иностранной организации от оказания инжиниринговых услуг признаются объектом обложения налогом на доходы. Напомним, что к инжиниринговым услугам относятся инженерно-консультационные услуги по подготовке процесса производства и реализации товаров (работ, услуг), подготовке строительства и эксплуатации объектов инфраструктуры, промышленных, сельскохозяйственных и других объектов (подп. 1.12.1 п. 1 ст. 146 НК).
Доходы, начисляемые (выплачиваемые) иностранной организации юридическим лицом РБ, признаются доходами от источников в Республике Беларусь по подп. 3.1 п. 3 ст. 146 НК.
Так как представительство белорусской организации не зарегистрировано в России как самостоятельное юридическое лицо, а является структурным подразделением белорусской организации, расположенным за пределами Республики Беларусь, доходы, начисляемые и выплачиваемые этим структурным подразделением белорусской организации за оказание инжиниринговых услуг, рассматриваются как доходы из источников в Республике Беларусь.
Отметим, что в белорусском законодательстве не содержится каких-либо оговорок о том, что инжиниринговые услуги иностранной организации облагаются налогом на доходы лишь в том случае, если оказываются на территории Республики Беларусь.
Следовательно, эти доходы являются объектом обложения налогом на доходы иностранных организаций в Республике Беларусь.
Налог исчисляется, удерживается белорусской организацией (ее представительством) по ставке 15 % из средств нерезидента и перечисляется в бюджет Республики Беларусь, если иное не определено нормами международных договоров, действующими для Республики Беларусь. Так, п. 2 ст. 5 НК определено, что если международными договорами, действующими для Республики Беларусь, установлены иные нормы, чем те, которые предусмотрены НК и иными законодательными актами РБ, то применяются нормы международного договора, если иное не определено нормами международного права.
В рассматриваемой ситуации необходимо применять нормы Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество от 21.04.1995 (далее – Соглашение). Ими определено, что прибыль российского предприятия облагается налогом в России, если только такое предприятие не осуществляет предпринимательскую деятельность в Республике Беларусь через находящееся там постоянное представительство (п. 1 ст. 7 Соглашения).
Российская компания оказывает представительству белорусской организации инжиниринговые услуги на территории своего государства. Следовательно, по такой деятельности у российской компании не возникает постоянного представительства в Беларуси, и доходы (прибыль) иностранной организации, полученные по этой деятельности, должны облагаться налогом в России.
3 (418). Существует ли в отношении применения положений международного соглашения и освобождения от уплаты налога на доходы какая-либо определенная процедура?
Существует.
Порядок применения норм действующих для Республики Беларусь международных договоров об избежании двойного налогообложения доходов и имущества установлен в ст. 151 НК и пп. 1–6 Инструкции о порядке представления подтверждения постоянного местонахождения иностранной организации, заполнения и представления налоговой декларации (расчета) по налогу на доходы иностранной организации, не осуществляющей деятельности в Республике Беларусь через постоянное представительство, утвержденной постановлением МНС РБ от 31.12.2009 № 86.
Иностранная организация, являющаяся фактическим владельцем дохода, должна представить в налоговый орган по форме и в порядке, установленным МНС РБ, подтверждение того, что она имеет постоянное местонахождение в том иностранном государстве, с которым у Республики Беларусь есть действующий для нее международный договор по вопросам налогообложения.
При наличии такого документа доходы, начисленные и выплачиваемые белорусской организацией иностранной организации, подлежат освобождению от уплаты налога в бюджет Республики Беларусь.
Татьяна Филатова, экономист
4 (419). На территории Республики Беларусь построено здание, право собственности на которое зарегистрировала иностранная организация, а право хозяйственного ведения – иностранное частное унитарное предприятие.
В бухгалтерском учете это здание числится на балансе иностранного частного унитарного предприятия.
Возникает ли в данной ситуации объект исчисления налога на недвижимость?
Да, возникает у унитарного предприятия.
В Республике Беларусь унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. В форме унитарного предприятия могут быть созданы государственные (республиканские или коммунальные) либо частные унитарные предприятия. Приведенная норма определена ст. 113 Гражданского кодекса РБ (далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – ГК).
Объектами обложения налогом на недвижимость признаются здания и сооружения, в т.ч. сверхнормативного незавершенного строительства, являющиеся собственностью или находящиеся во владении, в хозяйственном ведении или оперативном управлении плательщиков-организаций (п. 1 ст. 185 НК).
Исходя из изложенного, плательщиком налога на недвижимость является резидент РБ (иностранное частное унитарное предприятия), в хозяйственном ведении которого находится здание, принадлежащее иностранному резиденту.
Ирина Петрович, аудитор
5 (420). Предприятие применяет упрощенную систему налогообложения (УСН). Арендодателем на основании судебного решения этому предприятию возмещены: убытки вследствие причиненного вреда – 9 000 000 руб.; оплата госпошлины – 480 000 руб.; расходы на оплату юридических услуг – 600 000 руб.
Как правильно отразить все полученные суммы в бухгалтерском учете?
Как правильно исчислить налог в этой ситуации?
В состав внереализационных расходов, учитываемых при налогообложении прибыли, включаются расходы, связанные с рассмотрением дел в судах (судебные расходы). Такая норма приведена в подп. 3.2 п. 3 ст. 129 НК.
Вместе с тем ст. 260 НК установлено, что государственная пошлина включается в затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), учитываемых при налогообложении прибыли. То есть имеется некоторое противоречие норм НК, но в любом случае расходы по уплате государственной пошлины учитываются при налогообложении прибыли.
Справочно: судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела. Это определено в ст. 114 ГК.
В состав внереализационных доходов включаются поступления в счет возмещения организации убытков, в т.ч. реального ущерба или вреда. Такие доходы отражаются в том отчетном периоде, в котором указанные суммы поступили на банковский счет или в кассу плательщика (подп. 3.7 п. 3 ст. 128 НК).
В бухгалтерском учете судебные расходы отражаются записями:
Д-т 68, 76 – К-т 51 – 1 080 000 руб. (480 000 + 600 000)
– на сумму оплаченных судебных расходов;
Д-т 92 – К-т 68, 76 – 1 080 000 руб.
– включаются во внереализационные расходы судебные издержки;
Д-т 51 – К-т 76 – 1 080 000 руб.
– на сумму возмещения ответчиком судебных расходов;
Д-т 76 – К-т 92 – 1 080 000 руб.
– включаются во внереализационные доходы суммы возмещения судебных расходов;
Д-т 51 – К-т 76 – 9 000 000 руб.
– на сумму возмещенных убытков;
Д-т 76 – К-т 92 – 9 000 000 руб.
– включается во внереализационные доходы сумма возмещения убытков.
У организаций, применяющих общеустановленный порядок налогообложения, финансовый результат от уплаты и возмещения судебных расходов будет равен нулю. Другая картина у организаций, применяющих УСН: налоговая база для исчисления налога при УСН определяется исходя из валовой выручки, определяемой каксумма выручки, полученной за отчетный период организациями от реализации товаров (работ,услуг), имущественных прав, и внереализационных доходов.
К внереализационным доходам относятся доходы, включаемые в состав внереализационных доходов при исчислении налога на прибыль. Такие нормы содержатся в ст. 288 НК.
То есть организации, применяющие УСН, не могут учесть при исчислении налога затраты и внереализационные расходы.
Следовательно, в рассматриваемой ситуации в налоговую базу для исчисления налога при УСН следует включать все суммы, поступившие в возмещение убытков: 480 000 + 600 000 + 9 000 000 = 10 080 000 руб.
Валентина Прохожая, экономист
РАСЧЕТЫ С ФСЗН
6 (421). В сентябре 2010 г. работнице оказана материальная помощь в связи с рождением ребенка. На указанные выплаты ошибочно начислены обязательные страховые взносы в Фонд социальной защиты населения Минтруда и соцзащиты РБ.
Подлежат ли возврату ошибочно начисленные страховые взносы?
Не подлежат.
Действительно, в приведенной ситуации обязательные страховые взносы начислены ошибочно, поскольку на основании п. 13 Перечня видов выплат, на которые не начисляются взносы по государственному социальному страхованию в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты и по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Белорусское республиканское унитарное страховое предприятие "Белгосстрах", утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 25.01.1999 № 115 (с изменениями и дополнениями (далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – Перечень № 115)), обязательные страховые взносы не начисляются на материальную помощь работникам, оказываемую в связи с рождением ребенка.
Однако вернуть на счет организации ошибочно перечисленные взносы нельзя. Суммы обязательных страховых взносов и иных платежей, излишне поступившие в Фонд социальной защиты населения Минтруда и соцзащиты РБ (далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – Фонд), подлежат зачету в счет погашения числящейся за плательщиком задолженности, при отсутствии задолженности – в счет предстоящей уплаты обязательных страховых взносов и иных платежей в Фонд. Данная норма содержится в п. 24 Положения об уплате обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты, утвержденного Указом Президента РБ от 16.01.2009 № 40.
7 (422). Предприятие ко Дню пожилых людей оказало материальную помощь бывшим работникам-пенсионерам.
Следует ли предприятию начислять обязательные страховые взносы в Фонд на сумму материальной помощи?
Не следует.
На сумму материальной помощи, выплаченную бывшим работникам пенсионерам к Дню пожилых людей, обязательные страховые взносы в Фонд начислять не нужно. Объясним почему.
Обязательному государственному социальному страхованию подлежат:
– граждане, работающие по трудовым договорам, гражданско-правовым договорам, предметом которых являются оказание услуг, выполнение работ и создание объектов интеллектуальной собственности, у юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и частных нотариусов, а также на основе членства (участия) в юридических лицах любых организационно-правовых форм;
– индивидуальные предприниматели (за исключением определенных категорий граждан), а также частные нотариусы;
– осужденные к лишению свободы, привлекаемые к выполнению оплачиваемых работ;
– неработающие инвалиды, не достигшие возраста, установленного ст. 11 Закона РБ от 17.04.1992 "О пенсионном обеспечении", получающие ежемесячную страховую выплату, установленную для застрахованных лиц законодательством об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
– лица, получающие пособие по временной нетрудоспособности в связи с повреждением здоровья вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания в соответствии с законодательством об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Такие нормы установлены ст. 7 Закона РБ от 31.01.1995 № 3563-XII "Об основах государственного социального страхования" (с изменениями и дополнениями).
За граждан, не работающих у данного нанимателя, обязательные страховые взносы не начисляются, так как эти граждане в соответствии с вышеназванным законодательством не подлежат обязательному государственному социальному страхованию.
Следовательно, на сумму материальной помощи, выплаченную бывшим работникам-пенсионерам ко Дню пожилых людей, обязательные страховые взносы в Фонд начислять не следует.
8 (423). В организацию были распределены выпускники, получившие среднее специальное и профессионально-техническое образование. Им выплачена денежная помощь из расчета стипендии и соответственно тарифной ставки по присвоенной квалификации.
Следует ли начислять обязательные страховые взносы в Фонд на сумму данных выплат?
Не следует.
Молодым специалистам, получившим среднее специальное или высшее образование, выплачивается денежная помощь в размере месячной стипендии, назначенной им в последнем семестре, получившим профессионально-техническое образование, – из расчета тарифной ставки по присвоенной им квалификации (разряду, классу, категории) или соответствующего оклада. Такая норма установлена в п. 26 Положения о распределении выпускников учреждений образования, получивших профессионально-техническое, среднее специальное или высшее образование, утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 10.12.2007 № 1702 (с изменениями и дополнениями).
Молодым специалистам, получившим среднее специальное или высшее образование по педагогическим специальностям, выплачивается денежная помощь за 45 календарных дней за счет средств республиканского или местных бюджетов учреждением образования, которое они окончили, из расчета месячной стипендии, назначенной им в последнем семестре.
Если молодые специалисты не получали стипендии в последнем перед выпуском семестре, им выплачивается соответствующая денежная помощь из расчета социальной стипендии, установленной на дату выпуска.
Выплата денежной помощи осуществляется нанимателем в месячный срок после заключения трудового договора (контракта) с молодым специалистом в полном размере независимо от количества использованных им дней отдыха.
Обязательные страховые взносы не начисляются работникам на материальную помощь, оказываемую в соответствии с действующим законодательством РБ. Это установлено п. 13 Перечня № 115.
В указанной ситуации суммы денежной помощи, выплаченной в соответствии с законодательством молодым специалистам, получившим среднее специальное, высшее или профессионально-техническое образование и распределенным на предприятие, также следует относить к указанным в п. 13 Перечня № 115. Следовательно, обязательные страховые взносы в Фонд не начислять не нужно.
Владимир Грихутик, начальник контрольно-ревизионного отдела ФСЗН Минтруда и соцзащиты РБ
УЧЕТ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ
9 (424). Организация приобрела объект недвижимости, не зарегистрированный в установленном порядке. После приема указанного объекта была произведена его государственная регистрация.
Может ли стоимость объекта быть увеличена на сумму расходов по его государственной регистрации?
Не может.
Порядок принятия на бухгалтерский учет объектов основных средств определен Инструкцией по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденной постановлением Минфина РБ от 12.12.2001 № 118 (далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – Инструкция № 118). Пункт 11 Инструкции № 118 устанавливает, какие затраты могут быть включены в первоначальную стоимость объекта основных средств. Так, первоначальной стоимостью основных средств признается сумма фактических затрат на их приобретение, сооружение, изготовление, доставку, установку и монтаж, включая, в частности:
– услуги сторонних организаций (поставщика, посредника, подрядной и других организаций), связанные с приобретением основных средств;
– проценты по кредитам и займам (за исключением процентов по просроченным кредитам и займам);
– суммовые разницы, возникающие при расчетах по обязательствам, связанным с приобретением основных средств в случаях, когда оплата осуществляется в белорусских рублях в сумме, эквивалентной определенной договором сумме в иностранной валюте (условных денежных единицах), кроме организаций, финансируемых из бюджета;
– иные затраты, непосредственно связанные с приобретением, сооружением и изготовлением объекта основных средств и доведением его до состояния, в котором он пригоден к использованию.
В то же время п. 11 Инструкции № 118 содержит императивную норму, в силу которой платежи за регистрацию прав на недвижимое имущество и землю, произведенные после принятия объекта к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, не признаются затратами, включаемыми в первоначальную стоимость объекта. Таким образом, организация, осуществившая после принятия на бухгалтерский учет объекта основных средств его государственную регистрацию, не вправе включить затраты по государственной регистрации объекта в первоначальную стоимость объекта, отраженную в бухгалтерском учете.
10 (425). Республиканское унитарное предприятие безвозмездно передает объект основных средств унитарному предприятию, имущество которого также находится в собственности Республики Беларусь. Принимающая сторона не согласна с высокой стоимостью объекта и предполагает отразить в бухгалтерском учете его рыночную стоимость.
Правомерно ли это?
Неправомерно.
Инструкция № 118 определяет случаи, в которых возможно принятие на учет объектов по результатам рыночной оценки либо по стоимости, определяемой по соглашению сторон (п. 15).
Первоначальная стоимость безвозмездно полученных объектов основных средств от организаций в пределах одного собственника по его решению или уполномоченного им органа устанавливается по стоимости, отраженной в балансе у передающей стороны. Следовательно, при безвозмездной передаче имущества в пределах республиканской собственности первоначальная стоимость такого имущества может быть определена только по стоимости, отраженной в балансе у передающей стороны.
Роман Томкович, канд. юрид. наук
11 (426). Организация приобрела оборудование в качестве товара. Затем несколько единиц было переведено в состав основных средств для сдачи в аренду. По истечении нескольких месяцев данное оборудование продано. Оплата поставщику за товар на момент реализации оборудования произведена не была.
Рассмотрим вопросы, которые возникли в приведенной ситуации.
11.1. Как правильно следовало отразить перевод товара в состав основных средств?
Перевод товара в состав основных средств следовало отразить в бухгалтерском учете записями:
Д-т 41 – К-т 60
– на стоимость приобретенного товара без учета НДС;
Д-т 18 – К-т 60
– на сумму НДС, предъявленного поставщиком товара;
Д-т 01 или 08 – К-т 41
– на стоимость товара, переводимого в состав основных средств.
11.2. Как отразить источник финансирования капитальных вложений в данной ситуации?
В приведенной в вопросе ситуации оплата за оборудование не произведена, поэтому никакие источники его финансирования не использовались. Следовательно, отражать направление источников финансирования капитальных вложений не следует.
Справочно: порядок использования собственных источников финансирования капитальных вложений установлен п. 170 Инструкции о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности, утвержденной постановлением Минфина РБ от 14.02.2008 № 19.
11.3. Следовало ли производить формирование амортизационного фонда?
Если основные средства были сданы организацией в аренду, то на сумму начисленной и отраженной по дебету счета 91 "Операционные доходы и расходы" амортизации следовало формировать амортизационный фонд. Такой вывод обосновывается следующим.
Начисление амортизации основных средств необходимо производить в соответствии с Инструкцией о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов, утвержденной постановлением Минэкономики, Минфина и Минстройархитектуры РБ от 27.02.2009 № 37/18/6 (далее – Инструкция № 37/18/6).
Учет формирования и использования амортизационного фонда ведется на забалансовых счетах "Амортизационный фонд воспроизводства основных средств" и "Амортизационный фондвоспроизводства нематериальных активов" и установлен в гл. 8 Инструкции № 37/18/6.
По дебету указанных забалансовых счетов отражаются:
– организациями торговли и общественного питания – суммы амортизационных отчислений, включенных в состав расходов на реализацию (за исключением сумм начисленной лизингополучателем амортизации по объектам лизинга);
– организациями-лизингодателями (обособленно по лизинговой деятельности) – суммы, равные величине амортизационных отчислений и других инвестиционных расходов лизингодателя в составе лизингового платежа, подлежащего получению в отчетном периоде по договору лизинга (графику лизинговых платежей);
– организациями, передающими амортизируемое имущество в аренду, – суммы амортизационных отчислений по данным объектам, включенные в состав операционных расходов;
– коммерческими организациями, выполняющими работы и оказывающими услуги, учетной политикой которых предусмотрен метод учета реализации по отгрузке, – суммы амортизационных отчислений, включенных в состав издержек производства с учетом общехозяйственных расходов и расходов на реализацию (за исключением сумм начисленной лизингополучателем амортизации по объектам лизинга, сумм амортизационных отчислений по транспортным средствам, приобретенным коммерческими организациями за счет средств государственного бюджета, отнесенных на увеличение внереализационных доходов), если особенности деятельности названных организаций не предусматривают наличия остатков по счетам учета затрат на производство;
– в иных случаях – суммы, равные величине амортизационных отчислений в составе полной (с учетом общехозяйственных расходов и расходов на реализацию) себестоимости реализованной продукции (работ, услуг).
Амортизация по объектам основных средств, которые в отчетном периоде не эксплуатировались, учитывается в составе внереализационныхрасходов (п. 43 Инструкции № 37/18/6). При этом такие суммы амортизации амортизационный фонд не формируют.
Валентина Прохожая, экономист
УЧЕТ ЗАТРАТ
12 (427). Организация-арендодатель, определяющая выручку "по отгрузке", для учета расходов по сдаче имущества (основных средств) в аренду (уставный вид деятельности) использует счет 20 "Основное производство", т.е. расходы от сдачи имущества в аренду отражает как расходы по видам деятельности. По условиям договора аренды она произвела капитальный ремонт сданного в аренду имущества. По учетной политике организации затраты на ремонт основных средств, используемых в предпринимательской деятельности, относятся на себестоимость продукции (работ, услуг) по мере осуществления работ, связанных с ремонтом.
На какой счет следует отнести понесенные расходы? Относятся ли они на счет 91 "Операционные доходы и расходы" согласно п. 37 Инструкции об отражении в бухгалтерском учете хозяйственных операций с основными средствами, утвержденной постановлением Минфина РБ от 20.12.2001 № 127?
Если учетной политикой организации предусмотрено, что затраты на ремонт основных средств, используемых в предпринимательской деятельности, относятся на себестоимость продукции (работ, услуг) по мере осуществления работ, связанных с ремонтом, то в бухгалтерском учете хозяйственные операции, связанные с ремонтом сданных в аренду основных средств, отражаются следующим образом:
Д-т 20 – К-т 60, 10, 70, 23 и др.
Пунктами 5–6 Инструкции по бухгалтерскому учету "Расходы организации", утвержденной постановлением Минфина РБ от 26.12.2003 № 182, определено, что расходы по видам деятельности представляют собой часть затрат организации, относящуюся к доходам по видам деятельности, полученным организацией в отчетном периоде.
Расходы по видам деятельности – это также расходы, связанные с предоставлением организацией за плату во временное пользование (временное владение и пользование) своих активов по договору аренды.
Инструкция № 89 предусматривает, что счет 90 "Реализация" предназначен для обобщения информации о доходах и расходах, связанных с видами деятельности, указанными в уставе организации, а также для определения финансового результата по ним. На счете 90 отражаются выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг и себестоимость реализованных товаров, продукции, работ, услуг, в т.ч. по предоставлению за плату во временное пользование (временное владение и пользование) своих активов по договору аренды.
Затраты по поддержанию основных средств, используемых в предпринимательской деятельности, в рабочем состоянии включаются в себестоимость продукции (работ, услуг) (см. Основные положения по составу затрат, включаемых всебестоимость продукции (работ, услуг), утвержденные постановлением Минэкономики, Минфина и Минтруда и соцзащиты РБ от 30.10.2008 № 210/161/151)* (далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – Основные положения).
__________________________
* С 29 октября 2010 г. носят рекомендательный характер (Указ Президента РБ от 23.09.2010 № 484).
В дебет же счета 91 относятся затраты на ремонт сданных в аренду основных средств, производимые по условиям договора за счет средств арендодателя, если для учета доходов и расходов по сдаче имущества в аренду используется счет 91.
Затраты на ремонт сданных в аренду основных средств, производимые в соответствии с условиями договора за счет средств арендодателя, учитываются в порядке, установленном Инструкцией об отражении в бухгалтерском учете хозяйственных операций с основными средствами, утвержденной постановлением Минфина РБ от 20.12.2001 № 127 (далее – Инструкция № 127), и списываются в дебет счета 91 "Операционные доходы и расходы" (п. 37 Инструкции № 127).
Счет 91 предназначен для обобщения информации об операционных доходах и расходах отчетного периода, в т.ч. о доходах и расходах (включая амортизационные отчисления), связанных с предоставлением за плату во временное пользование (временное владение и пользование) активов организации в соответствии с законодательством (когда это не является предметомдеятельности организации). Такая норма содержится в Инструкции по применению Типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной постановлением Минфина РБ от 30.05.2003 № 89.
Анна Крупнова, консультант Главного управления регулирования бухгалтерского учета, отчетности и аудита Минфина РБ
Виталий Раковец, аудитор
13 (428). Основным видом деятельности организации является розничная и оптовая торговля плиткой керамической, сантехникой и сопутствующими товарами. В перспективе планируется оказывать услуги по бесплатной доставке продукции физическим лицам при покупке товара свыше определенной суммы (т.е. за счет предприятия).
Правомерно ли отражение затрат по бесплатной доставке продукции покупателям в составе себестоимости?
Правомерно.
Затраты, связанные со сбытом (реализацией) продукции, товаров, работ, услуг, в т.ч. с транспортировкой до пункта, обусловленного договором, погрузкой в транспортные средства (кроме случаев, когда они возмещаются покупателями сверх цены за продукцию), а также прочие затраты, связанные со сбытом (реализацией) продукции, включаются в себестоимость продукции (работ, услуг) (подп. 3.29.1 и 3.29.7 п. 3 Основных положений).
Затраты организации, понесенные в связи с бесплатной доставкой в рознице товара покупателям, учитываются в установленном порядке в составе себестоимости как затраты, связанные со сбытом (реализацией) продукции, товаров, работ, услуг, изначально приобретенных торговой организацией для их дальнейшей реализации.
Д-т 44 – К-т 23, 10, 70
– затраты по бесплатной доставке продукции покупателям включаются в себестоимость реализованной продукции*.
– затраты по бесплатной доставке продукции покупателям включаются в себестоимость реализованной продукции*.
__________________________
* Проводка составлена редакцией.
* Проводка составлена редакцией.
Наталья Петровская, экономист
ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУБЪЕКТОВ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ
14 (429). У организации значительное время без движения числятся суммы на счете 58 "Финансовые вложения", субсчет "Паи и акции". Дивиденды в бухгалтерском учете организации не отражаются ввиду отсутствия информации об их начислении.
Подлежат ли обязательной инвентаризации финансовые вложения?
Подлежат.
Инвентаризация активов и обязательств проводится в соответствии с Инструкцией по инвентаризации активов и обязательств, утвержденной постановлением Минфина РБ от 30.11.2007 № 180 (далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – Инструкция № 180).
Для целей Инструкции № 180 финансовые вложения относятся к инвентаризируемым активам.
В случаях, установленных Законом РБ от 18.10.1994 № 3321-XII "О бухгалтерском учете и отчетности" (далее по тексту рубрики "Вопрос –ответ" – Закон № 3321-XII) и Инструкцией № 180, финансовые вложения подлежат обязательной инвентаризации.
При инвентаризации финансовых вложений проверяется наличие документов, подтверждающих затраты в депозиты, облигации, векселя, другие ценные бумаги, а также инвестиции средств в акции и иные формы участия в хозяйственных обществах и товариществах и уставные фонды унитарных предприятий.
Финансовые вложения в уставные фонды других организаций, а также займы при инвентаризации подтверждаются документами (договорами, выписками банков, товаросопроводительными документами и др.). В описи указываются: наименование организации, в которую осуществлены вложения; суммы вложений; срок, на который предоставлены средства; номера документов, подтверждающих предоставление займа и его возврат; суммы доходности по акциям, вкладам в уставные фонды (п. 60 Инструкции № 180).
Справочно: ст. 12 Закона № 3321-XII установлено, что проведение инвентаризации обязательно:
– при передаче активов государственного унитарного предприятия в аренду, их купле-продаже;
– при реорганизации или ликвидации организации;
– перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;
– при смене руководителя организации и (или) материально ответственных лиц;
– при выявлении фактов хищения и (или) порчи активов;
– в случае возникновения обстоятельств непреодолимой силы, т.е. чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств;
– в иных случаях, предусмотренных законодательством РБ.
Пунктом 4 Инструкции № 180 предусмотрено что инвентаризация проводится:
– обязательно в случаях, установленных ст. 12 Закона;
– по решению руководителя организации;
– по решению контролирующих органов или ревизионной группы в ходе проведения проверки (ревизии) в порядке, установленном законодательством;
– при коллективной (бригадной) материальной ответственности, в случае смены руководителя (бригадира), выбытии из коллектива (бригады) более 50 % его членов, а также по требованию одного или нескольких членов коллектива (бригады);
– в иных случаях, установленных законодательством РБ.
Анна Крупнова, консультант Главного управлениярегулирования бухгалтерского учета, отчетности и аудита Минфина РБ
Виталий Раковец, аудитор
15 (430). Собственником двух частных унитарных предприятий принято решение о реорганизации путем присоединения. В приказе о реорганизации указано на необходимость проведения инвентаризации.
Обязательно ли проведение инвентаризации в данном случае?
Проведение инвентаризации является обязательным при реорганизации организации. Это определено ст. 12 Закона № 3321-XII. Пункт 6 Инструкции № 180 четко устанавливает момент проведения инвентаризации при реорганизации – перед составлением передаточного акта и баланса. При этом при реорганизации организации путем присоединения одной организации к другой инвентаризация активов и обязательств проводится у присоединяемой организации (п. 6 Инструкции № 180).
Таким образом, в данном случае проведение инвентаризации необходимо в отношении активов и обязательств присоединяемого частного унитарного предприятия.
Роман Томкович, канд. юрид. наук
16 (431). Организация проводит турнир по спортивному покеру.
Каким образом принимать денежные средства от участников турнира по спортивному покеру для формирования призового фонда (код деятельности 93050)?
Прием наличных денежных средств, не связанных с реализацией товаров (работ, услуг) (в данном случае это формирование призового фонда участниками турнира по спортивному покеру), осуществляется в порядке, предусмотренном Инструкцией о порядке ведения кассовых операций и расчетов наличными денежными средствами в белорусских рублях на территории Республики Беларусь, утвержденной постановлением Правления Нацбанка РБ от 17.01.2008 № 4 (далее – Инструкция № 4). Она регулирует операции юридического лица, подразделения, индивидуального предпринимателя, частного нотариуса между собой (далее – организации), с банком и (или) с физическими лицами, которые связаны с приемом в кассу и (или) выдачей из кассы наличных денег с отражением этих операций в соответствующих книгах учета.
Прием организациями наличных денежных средств может осуществляться:
– с использованием кассовых суммирующих аппаратов (КСА), специальных компьютерных систем (СКС), зарегистрированных в налоговых органах;
– по приходным кассовым ордерам и (или) другим приходным документам, утвержденным в соответствии с законодательством (если есть право не использовать КСА (СКС)).
Приходные кассовые ордера и другие документы заполняются в порядке, установленном законодательством.
Подтверждением приема наличных денег являются:
– квитанция к приходному кассовому ордеру формы КО-1, утвержденной приказом Минфина РБ от 29.10.1999 № 311 "Об утверждении бланков унифицированных форм первичной учетной документации" (далее – приказ № 311);
– 2-й экземпляр квитанции формы КВ-1, утвержденной приказом № 311;
– квитанция к талону формы 20-фс, утвержденной приказом № 311;
– другие приходные документы, предусмотренные законодательством.
Если же денежные средства, принятые организацией от участников турнира в качестве призового фонда, предполагают в т.ч. расходы пооплате аренды помещения, рекламы турнира и т.д., то организации необходимо принимать наличные денежные средства в порядке, установленном постановлением Совета Министров и Нацбанка РБ от 09.01.2002 № 18/1 "О приеме наличных денежных средств при реализации товаров (работ, услуг) и о некоторых вопросах использования кассовых суммирующих аппаратови специальных компьютерных систем" (далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – постановление № 18/1).
17 (432). В ресторане выручка за предыдущий календарный год превысила 15 000 базовых величин (БВ).
Обязательно ли в ресторане устанавливать платежный терминал для регистрации операций, производимых с использованием банковских пластиковых карточек?
Обязательно.
На территории республики порядок приема наличных денежных средств определен постановлением № 18/1. Юридические лица и индивидуальные предприниматели (за исключением указанных в частях второй и пятой подп. 2.1 п. 2 постановления № 18/1), осуществляющие торговлю и (или) оказывающие платные услуги населению на объектах согласно приложению 1 к постановлению № 18/1, а также организации, оказывающие платные медицинские, риэлтерские и туристические услуги, при получении выручки по каждому торговому или иному объекту от продажи товаров, выполнения работ и оказания услуг за предыдущий календарный год в размере более 15 000 БВ, а по объекту бытового обслуживания населения – более 7 500 БВ обязаны установить в этом торговом объекте или ином объекте платежные терминалы для регистрации операций, производимых с использованием банковских пластиковых карточек. При этом количество устанавливаемых терминалов должно составлять в процентном отношении к количеству кассовых кабин либо контрольно-кассовых узлов указанных объектов в течение первого календарного года не менее 50 %, в течение второго – 100 %.
В перечень объектов, подлежащих оснащению платежными терминалами для регистрации операций, производимых с использованием банковских пластиковых карточек, включены торговые объекты общественного питания (рестораны, кафе, бары, столовые производственных организаций и учреждений, обеспечивающих получение высшего образования).
Таким образом, если в ресторане выручка за предыдущий календарный год превысила 15 000 БВ, то там необходимо установить платежный терминал.
Если организация не выполнит данное требование, она будет привлечена к административной ответственности по ст. 12.20 Кодекса об административных правонарушениях РБ. Так, нарушение порядка использования кассовых суммирующих аппаратов, специальных компьютерных систем, билетопечатающих машин, таксометров и (или) платежных терминалов для приема наличных денежных средств и (или) банковских пластиковых карточек в качестве средства осуществления расчетов на территории Республики Беларусь при продаже товаров, выполнении работ и оказании услуг, а равно отсутствие указанного оборудования для приема наличных денежных средств при продаже товаров, выполнении работ и оказании услуг влекут наложение штрафа: на юридическое лицо – от 10 до 200 БВ, на индивидуального предпринимателя – до 100 БВ.
Егор Дружинин, экономист