НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
1 (433). Организация в 2010 г. являлась плательщиком налогов по упрощенной системе налогообложения (УСН) без НДС. Начиная с III квартала 2010 г. организация перешла на УСН с уплатой НДС.
Можно ли принять входной НДС к вычету, если:
1) товар оплачен во II квартале 2010 г., а получен в III квартале 2010 г.;
2) товар оплачен в III квартале 2010 г., а получен во II квартале 2010 г.?
В первом случае, поскольку у организации фактически не имеется остатков товара (так как товар поступил только в III квартале), она имеет право принять входной НДС в общем порядке на основании предъявленных первичных учетных и расчетных документов установленного образца (см. схему).
Во втором случае, если у организации имеются остатки данного товара на начало III квартала, она имеет право самостоятельно выделить для вычета суммы НДС путем самостоятельного выделения сумм НДС, отнесенных на увеличение стоимости приобретенных (ввезенных) товаров.
Такой вывод можно сделать исходя из следующих норм законодательства.
По общему правилу налоговые вычеты производятся на основании первичных учетных и расчетных документов установленного образца, полученных в определенном законодательством порядке продавцами и выставленных ими при приобретении плательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, либо на основании свидетельств о помещении товаров под заявленный таможенный режим и документов (их копий), подтверждающих факт уплаты НДС при ввозе товаров на таможенную территорию Республики Беларусь. Такая норма приведена в п. 5 ст. 107 Налогового кодекса РБ (далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – НК).
Плательщики имеют право самостоятельно выделить для вычета суммы НДС при переходе с особого режима налогообложения без исчисления и уплаты НДС на общий порядок налогообложения или на особый режим налогообложения с исчислением и уплатой НДС. Выделение сумм НДС для вычета осуществляется из остатков товаров (за исключением основных средств), имеющихся на дату перехода, путем самостоятельного выделения для вычета сумм НДС, уплаченных при приобретении (ввозе) этих товаров и отнесенных на увеличение их стоимости (подп. 22.4 п. 22 ст. 107 НК).
Ольга Смольник, экономист
2 (434). Резидент РБ отгрузил в Российскую Федерацию товары, которые освобождены от налогообложения при ввозе на территорию России в соответствии с законодательством этого государства.
Может ли белорусский резидент применить нулевую ставку НДС?
Резидент РБ может применить нулевую ставку НДС при наличии соответствующих документов.
Для подтверждения обоснованности применения нулевой ставки НДС налогоплательщиком государства – члена таможенного союза, с территории которого вывезены товары, в налоговый орган одновременно с налоговой декларацией представляется также заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, составленное по форме приложения 1 к Протоколу об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств – членов таможенного союза об уплаченных суммах косвенных налогов, с отметкой налогового органа государства – члена таможенного союза, на территорию которого импортированы товары, об уплате косвенных налогов (освобождении или ином порядке исполнения налоговых обязательств) (в оригинале или в копии по усмотрению налоговых органов государств – членов таможенного союза) (подп. 3 п. 2 ст. 1 Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров втаможенном союзе, подписанного в г. СанктПетербурге 11.12.2009 (далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – Протокол по товарам).
Таким образом, указанное выше заявление с отметкой об освобождении от НДС считается одним из документов, являющихся основанием для применения нулевой ставки НДС, что подтверждает ее применение.
3 (435). Белорусская организация, которая является производителем табачных изделий, отгрузила сигареты в Республику Казахстан в июле 2010 г.
Исходя из какой ставки акцизов следовало производить исчисление акцизов при экспорте подакцизных товаров в страны таможенного союза в случае отсутствия документов, подтверждающих освобождение от акцизов, и изменения ставок в течение срока, предоставленного на сбор этих документов (в августе 2010 г. ставки акцизов на эти сигареты были изменены в сторону уменьшения по сравнению с июлем 2010 г.)?
Из ставок, действовавших на дату отгрузки подакцизных товаров.
Объем товаров, ставки акцизов, действующие на дату отгрузки вывозимых в государства – члены таможенного союза подакцизных товаров, а также суммы акцизов подлежат отражению в соответствующей налоговой декларации по акцизам (п. 4 ст. 1 Протокола по товарам).
При отсутствии документов, подтверждающих освобождение от акцизов в условиях действия таможенного союза, и изменении ставок в течение срока, предоставленного на сбор этих документов, исчисление акцизов производится с применением ставок акцизов, которые действовали на дату отгрузки подакцизных товаров.
4 (436). Белорусский заказчик ввозит из Российской Федерации подакцизные товары, которые там были изготовлены из давальческого сырья заказчика.
Следует ли в условиях действия таможенного союза производить исчисление сумм акцизов по этим подакцизным товарам?
Следует.
По подакцизным товарам, произведенным из давальческого сырья и ввезенным на территорию Республики Беларусь с территории Российской Федерации, импортеру следует произвести исчисление акцизов в общеустановленном порядке. Объясним этот вывод.
При импорте товаров на территорию одного государства – участника таможенного союза с территории другого государства – участника таможенного союза косвенные налоги взимаются налоговыми органами государства-импортера, если иное не установлено законодательством этого государства в части товаров, подлежащих маркировке акцизными марками (учетно-контрольными марками, знаками) (ст. 3 Соглашения о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе от 25.01.2008 (далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – Соглашение). Косвенные налоги не взимаются при импорте на территорию государства – участника таможенного союза товаров, которые по законодательству этого государства не подлежат налогообложению при ввозе на его территорию.
Налоговой базой для обложения акцизами являются объем, количество (иные показатели) импортированных подакцизных товаров в натуральном выражении, в отношении которых установлены твердые (специфические) ставки акцизов, либо стоимость импортированных подакцизных товаров, в отношении которых установлены адвалорные ставки акцизов (п. 2 ст. 2 Протокола по товарам).
Налоговая база для исчисления акцизов определяется на дату принятия на учет налогоплательщиком импортированных подакцизных товаров (но не позднее срока, определенного законодательством государства – члена таможенного союза, на территорию которого импортированы подакцизные товары).
Аналогичный порядок применялся при ввозе подакцизных товаров из Российской Федерации и до 1 июля 2010 г.
5 (437). Белорусская организация в августе 2010 г. ввезла из Российской Федерации подакцизные товары. Оплата за них еще не произведена.
Следует ли по таким подакцизным товарам производить уплату акцизов в условиях действия таможенного союза?
Белорусской организации необходимо произвести исчисление акцизов в общеустановленном порядке независимо от того, что оплата этих подакцизных товаров еще не произведена.
Аналогичный порядок применялся при ввозе подакцизных товаров из Российской Федерации и до 1 июля 2010 г.
6 (438). Белорусская организация – производитель подакцизных товаров реализует подакцизные товары в Российскую Федерацию в условиях действия таможенного союза.
Следует ли отражать объем подакцизных товаров в налоговой декларации (расчете) по акцизам, если экспортером товаров получены документы, подтверждающие освобождение от акцизов?
Следует.
Объем товаров, ставки акцизов, действующие на дату отгрузки вывозимых в государства – члены таможенного союза подакцизных товаров, а также суммы акцизов подлежат отражению в соответствующей налоговой декларации по акцизам (п. 4 ст. 1 Протокола по товарам).
В разд. II части II налоговой декларации (расчета) по акцизам в стр. 3.2 указывается количество (объем) в единицах измерения видов подакцизных товаров, вывезенных на территорию государств – участников таможенного союза (подп. 37.2 п. 37 Инструкции о порядке заполнения налоговых деклараций (расчетов) по налогам (сборам), расчета об исчисленных суммах отчислений в инновационный фонд, книги покупок, утвержденной постановлением МНС РБ от 31.12.2009 № 87).
Следовательно, при экспорте товаров из Республики Беларусь в Российскую Федерацию в условиях действия таможенного союза объем подакцизных товаров следует отражать в стр. 3.2 разд. II части II налоговой декларации (расчета) по акцизам.
Аналогичный порядок применялся при ввозе подакцизных товаров из Российской Федерации и до 1 июля 2010 г.
7 (439). Из Российской Федерации в условиях действия таможенного союза ввезены подакцизные товары, которые были обращены в собственность государства.
Освобождаются ли от исчисления и уплаты акцизов эти подакцизные товары?
Освобождаются.
Косвенные налоги не взимаются при импорте на территорию государства – участника таможенного союза товаров, которые по законодательству этого государства не подлежат налогообложению при ввозе на его территорию (ст. 3 Соглашения).
Товары, ввозимые на таможенную территорию Республики Беларусь с территории Российской Федерации и подлежащие обращению в собственность государства в соответствии с законодательством, освобождаются от акцизов (подп. 2.4 п. 2 ст. 116 НК).
Таким образом, подакцизные товары, ввезенные в условиях действия таможенного союза, не являются исключением и при обращении их в собственность государства освобождаются от акцизов.
Аналогичный порядок применялся при ввозе подакцизных товаров из Российской Федерации и до 1 июля 2010 г.
8 (440). Подакцизные товары перемещаются из Российской Федерации транзитом через территорию Республики Беларусь.
Следует ли в условиях действия таможенного союза производить исчисление и уплату акцизов по таким товарам?
Не следует.
Поскольку в соответствии с законодательством РБ подакцизные товары, перемещаемые транзитом, освобождаются от акцизов, то перемещаемые транзитом подакцизные товары в условиях действия таможенного союза с территории Российской Федерации также освобождаются от акцизов.
Аналогичный порядок применялся при ввозе подакцизных товаров из Российской Федерации и до 1 июля 2010 г.
Андрей Недоступ, аудитор
9 (441). В предпринимательской деятельности организация использует 2 автомобиля: один собственный, другой – на основании заключенного договора краткосрочной аренды.
Включаются ли в затраты, учитываемые при исчислении облагаемой налогом прибыли, расходы по 2 автомобилям либо только по собственному?
Расходы на содержание двух автомобилей уменьшают облагаемую налогом прибыль.
Полагаем, что вопрос возник в связи с применением ранее постановления Совета Министров РБ от 03.05.1999 № 638 "О расходах на содержание служебного легкового автотранспорта". Названным документом было предусмотрено, что юридические лица и их обособленные подразделения включали в затраты по производству и реализации продукции, товаров (работ, услуг), учитываемые при налогообложении, расходы на содержание только одной единицы служебного, кроме специального, или используемого для служебных поездок личного легкового автотранспорта в пределах установленных норм. Этот документ отменен с 1 января 2010 г. в связи с выходом постановления Совета Министров РБ от 12.05.2010 № 702.
Следовательно, расходы как по собственному автомобилю, так и по автомобилю, взятому в краткосрочную аренду, включаются в состав затрат, учитываемых при определении облагаемой налогом прибыли.
От редакции:
Уточним, что расходы по содержанию служебного легкового автотранспорта, используемого в предпринимательской деятельности, учитываются при налогообложении без ограничений именно с 1 января 2010 г. на основании письма МНС РБ от 31.05.2010 № 2-2-10/10249 "О расходах на содержание служебного легкового автотранспорта".
10 (442). Ситуация изложена в предыдущем вопросе.
Относится ли к расходам, учитываемым при исчислении облагаемой налогом прибыли, стоимость мойки автомобилей?
Относится
Расходы на мойку автомобиля, участвующего в предпринимательской деятельности, включаются в состав затрат, учитываемых при налогообложении прибыли.
Такой вывод следует из разъяснения Минэкономики и Минфина РБ от 05.09.2001 № 13-13/4898/15-9/700. В нем определено, что к расходам на содержание служебного легкового автотранспорта относятся:
– стоимость горюче-смазочных материалов;
– расходы на проведение всех видов ремонта;
– расходы на проведение технического осмотра и технического обслуживания транспортного средства.
В свою очередь согласно ОКРБ 005-2006, утвержденному постановлением Госстандарта от 28.12.2006 № 65, техническое обслуживание и ремонт автомобилей (подкласс 50200) включают мойку, полировку и т.п.
Наталья Нехай, экономист
11 (443). Организация – резидент РБ применяет упрощенную систему налогообложения с уплатой НДС. В 2010 г. она реализует по цене ниже покупной стоимости товар, который был приобретен в 2008 г. у нерезидента РБ. Формирование покупной стоимости в 2008 г. было произведено исходя из контрактной стоимости, таможенных платежей и транспортных услуг.
Каким образом в этой ситуации следует определить налоговую базу для исчисления НДС в 2010 г.?
Налоговая база должна определяться исходя из цены товара, указанной в первичных документах.
При реализации отдельных предметов в составе оборотных средств по ценам ниже остаточной стоимости, приобретенных на стороне товаров по ценам ниже цены приобретения налоговая база определялась соответственно исходя из остаточной стоимости, цены приобретения. В 2008 г. данная норма содержалась в п. 4 ст. 6 Закона РБ от 19.12.1991 № 1312-ХII "О налоге на добавленную стоимость" (далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – Закон об НДС). С 1 января 2009 г. из данного пункта Закона об НДС исключена норма, согласно которой цена приобретения товаров (работ, услуг), определялась путем суммирования фактически произведенных расходов на их покупку, за исключением налогов, неотносимых на увеличение стоимости товаров.
В 2010 г. п. 10 ст. 103 НК предусмотрено, что при изменении порядка исчисления НДС (изменении состава плательщиков, объектов налогообложения, налоговой базы, момента фактической реализации, ставок, порядка применения освобождения от налогообложения) новый порядок исчисления применяется в отношении товаров (работ, услуг), имущественных прав, отгруженных (выполненных, оказанных), переданных с момента изменения порядка исчисления НДС.
Пунктом 3 ст. 97 НК также установлено, что при реализации отдельных предметов в составе оборотных средств по ценам ниже остаточной стоимости, приобретенных на стороне товаров по ценам ниже цены приобретения налоговая база определялась соответственно исходя из остаточной стоимости, цены приобретения.
Из вышеприведенных обоснований законодательных актов следует, что при реализации товаров, в т.ч. приобретенных до 1 января 2010 г., по цене ниже цены их приобретения налоговая база должна определяться исходя из цены приобретения. В данном случае под ценой товара следует понимать цену товара, указанную в договоре (первичных учетных документах), подтверждающем приобретение товара. Таможенная пошлина, расходы по доставке, не включенные продавцом в цену товара, не включаются в цену приобретения.
Ответ подготовлен с учетом разъяснения, приведенного в письме МНС РБ от 05.10.2010 № 2-1-10/1186.
12 (444). Для обеспечения исполнения обязательств по кредитному договору организация (кредитополучатель) заключила с банком (кредитодатель) отдельный договор о переводе правового титула на недвижимое имущество, принадлежащее кредитополучателю на праве собственности.
Облагается ли данная операция по переводу правового титула НДС?
До наступления срока возврата кредита операция по переводу правового титула как у передающей, так и у принимающей стороны не признается объектом обложения НДС.
В договоре о переводе правового титула на имущество, в т.ч. на имущественные права, должно быть оговорено право кредитополучателя выкупить путем возврата (погашения) кредита переданное кредитодателю имущество (право выкупа) в течение определенного в кредитном договоре срока возврата (погашения) кредита. Кредитодатель не вправе отчуждать имущество до истечения срока реализации права выкупа. Данная норма закреплена в ст. 149 Банковского кодекса РБ.
Кредитодатель приобретает право собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления на имущество, в т.ч. на имущественные права, если кредитополучатель не возвратил (не погасил) кредит в срок, установленный кредитным договором.
Следовательно, по договору о переводе правового титула на недвижимое имущество фактически банк-кредитодатель принимает право (гарантию) на имущество в целях обеспечения возврата банковского кредита, а кредитополучатель получает денежные средства в виде кредита. При этом путем возврата (погашения) банковского кредита кредитополучатель может выкупить правовой титул обратно.
В изложенной ситуации полученные кредитополучателем в качестве кредита денежные средства не являются для него выручкой за осуществление перевода правового титула на недвижимое имущество, так как не происходит переход права собственности. До наступления срока возврата кредита операция по переводу правового титула (без передачи самого имущества либо с передачей имущества) не признается объектом обложения НДС как у передающей, так и у принимающей стороны.
В случае, когда кредитополучатель по окончании срока кредита не возвратит кредит, к банку-кредитодателю переходит право собственности на имущество по договору, в связи с чем у кредитополучателя возникает оборот по реализации недвижимого имущества, в отношении которого был осуществлен перевод правового титула. Моментом фактической реализации при этом признается день передачи имущества в собственность банка-кредитодателя.
Ответ подготовлен с учетом разъяснения МНС РБ по данному вопросу, приведенного в письме от 05.10.2010 № 2-1-10/1186.
13 (445). Организация оптовой торговли закупила в 2009 г. большую партию сахарапеска для реализации на территории Республики Беларусь. Остатки нереализованного сахара были переоценены по состоянию на 3 октября 2009 г., так как данное требование было предусмотрено постановлением Минэкономики РБ от 30.09.2009 № 157 "О ценах на сахар-песок".
В каком порядке должна определяться налоговая база по НДС при реализации сахара-песка после проведенной переоценки?
Налоговую базу по НДС следует определять в виде разницы между ценой реализации и ценой приобретения с учетом переоценки. Обоснованием приведенного вывода в 2009 г. являлась норма, содержащаяся в п. 3 ст. 7 Закона об НДС. Данным пунктом было предусмотрено, что налоговая база при исчислении НДС по приобретенным (ввезенным) товарам, реализуемым по регулируемым розничным ценам с учетом налога, исчисляется как разница между ценой реализации и ценой приобретения этих товаров. При этом цены приобретения и реализации определяются с учетом налога.
Остаточная стоимость и цена приобретения должны были приниматься на дату реализации с учетом переоценок (уценок), проводимых по законодательству РБ (подп. 1.1 п. 1 ст. 2 Закона об НДС).
В 2010 г. аналогичные нормы содержатся в ст. 97–98 НК. Статьей 97 НК предусмотрено, что принцип определения налоговой базы НДС при реализации товаров состоит в следующем: при реализации отдельных предметов в составе оборотных средств и имущества, учитываемого в составе внеоборотных активов, по ценам ниже остаточной стоимости, при реализации приобретенных на стороне товаров по ценам ниже цены приобретения налоговая база определяется соответственно исходя из остаточной стоимости, цены приобретения. Остаточная стоимость и цена приобретения принимаются на дату реализации с учетом переоценок (уценок), проводимых на основании законодательства.
В 2010 г. особенность определения налоговой базы при исчислении НДС при реализации по регулируемым розничным ценам с учетом НДС приобретенных (ввезенных) товаров определена ст. 98 НК. Она состоит в том, что база рассчитывается как разница между ценой реализации и ценой приобретения этих товаров. При этом цены приобретения и реализации определяются с учетом НДС.
Следовательно, налоговая база по НДС при реализации сахара должна определяться как разница между ценой реализации и ценой приобретения с учетом переоценки.
Аналогичное мнение по данному вопросу содержится в письме МНС РБ от 05.10.2010 № 2-1-10/1186.
14 (446). В организации розничной торговли, работающей по методу самообслуживания, в августе 2010 г. был выявлен бой плодоовощных консервов в стеклянной таре.
Нужно ли данное выбытие товара включить в налоговую базу при исчислении НДС и если да, то по какой ставке?
При прочем выбытии товаров возникает объект налогообложения по ставке 10 % либо 20 %.
В 2010 г. объектом обложения НДС признаются обороты по прочему выбытию товаров на основании подп. 1.1.7 п. 1 ст. 93 НК. При прочем выбытии товаров сверх норм естественной убыли моментом фактической реализации является день составления сличительной ведомости или иного документа, подтверждающего их прочее выбытие (п. 6 ст. 100 НК).
Учитывая вышеизложенное, при недостаче товаров в розничной торговой сети, вызванной боем плодоовощных консервов, возникает объект налогообложения и применяются ставки НДС в размере 10 % и 20 %. В случае отсутствия данных о фактической ставке налога плательщик, имеющий право на применение ставки 10 %, вправе на основании п. 10 ст. 102 НК применить ставку НДС в размере 20 %.
Справочно: учет фактических потерь товаров в магазинах самообслуживания, торгующих с открытой выкладкой товаров, а также учет недостач и потерь от боя, лома, порчи товаров, выявленных при их хранении и реализации, производится в порядке, установленном подп. 3.2.8 и 3.2.9 п. 3 Методических рекомендаций по документальному оформлению и учету товарных операций в розничной торговле и общественном питании, утвержденных приказом Минторга РБ от 09.04.2007 № 74.
Отражение факта недостачи товаров (по розничным ценам), недостачи товаров, выявленной при инвентаризации, списание товарных потерь от боя, лома, порчи товаров (по розничным ценам) производится путем доведения розничной цены недостающих товаров до цены приобретения.
Ответ подготовлен с учетом мнения МНС РБ по данному вопросу, приведенного в письме от 05.10.2010 № 2-1-10/1186.
Ирина Петрович, аудитор
15 (447). Отражаются ли в налоговых декларациях (расчетах) доходы, полученные местными органами власти от сдачи в аренду имущества, находящегося в коммунальной собственности сельсовета, поселка городского типа, города районного подчинения?
Отражаются в общем порядке.
Доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в коммунальной собственности сельсовета, поселка городского типа, города районного подчинения, подлежат обложению НДС, налогом на прибыль и сбором на развитие территорий в общеустановленном порядке и отражению в соответствующих налоговых декларациях (расчетах). Обосновывается этот вывод так.
На территории Республики Беларусь объектами налогообложения, в частности, признаются:
– НДС – обороты по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав (п. 1 ст. 93 НК);
– налогом на прибыль – валовая прибыль, а также дивиденды и приравненные к ним доходы, признаваемые таковыми в соответствии с п. 1 ст. 35 НК, начисленные белорусскими организациями (пп. 1 и 2 ст. 126 НК);
– сбором на развитие территорий – осуществление предпринимательской деятельности на территории соответствующих административно-территориальных единиц (пп. 1 и 2 ст. 274 НК).
Следует учитывать, что республиканские органы государственного управления, другие государственные органы и иные государственные организации, подчиненные Президенту РБ, должны обеспечить перечисление в республиканский бюджет средств, полученных от сдачи в аренду имущества и оставшихся после вычета сумм амортизационных отчислений, уплаты налогов, сборов и иных обязательных платежей в республиканский и местные бюджеты, в т.ч. в государственные целевые бюджетные, а также в государственные внебюджетные фонды, если иное не предусмотрено законодательными актами. Данная норма определена Указом Президента РБ от 23.10.2009 № 518 "О некоторых вопросах аренды и безвозмездного пользования имуществом".
Вместе с тем Указом Президента РБ от 12.01.2007 № 21 "О повышении роли органов местного управления и самоуправления в решении вопросов жизнеобеспечения населения" установлено, что доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в коммунальной собственности сельсовета, поселка городского типа, города районного подчинения, зачисляются в бюджеты сельсоветов, поселков городского типа, городов районного подчинения.
Таким образом, сельским, поселковым и городским (по городам районного подчинения) Советам депутатов при перечислении в бюджет доходов от сдачи в аренду имущества следует руководствоваться приведенными нормативно-правовыми актами, как не противоречащими друг другу, так как Указ № 21 только конкретизирует бюджет, в который зачисляются доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в коммунальной собственности сельсовета, поселка городского типа, города районного подчинения.
Иван Данилов, экономист
16 (448). Частное предприятие осуществляет розничную торговлю и имеет фирменный магазин, зарегистрированный в установленном порядке.
Имеет ли право предприятие включать расходы по приобретению фирменной одежды в себестоимость продукции (работ, услуг)?
У предприятия есть такое право.
Если фирменная одежда передана в пользование персоналу, то ее стоимость отражается как элемент "Материальные затраты" в составе себестоимости продукции (работ, услуг) (подп. 7.3 п. 7 Основных положений по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), утвержденных постановлением Минэкономики, Минфина и Минтруда и соцзащиты РБ от 30.10.2008 № 210/161/151, далее – Основные положения)*. В связи с тем что на фирменную одежду установлен срок службы (локальным документом), ее стоимость погашается ежемесячно исходя из сроков службы.
__________________________
* С 29 октября 2010 г. носят рекомендательный характер (Указ Президента РБ от 23.09.2010 № 484).
Если фирменная одежда остается в постоянном личном пользовании или продается работникам по сниженным ценам, то в состав затрат на оплату труда включается стоимость выдаваемых бесплатно в соответствии с законодательством предметов (включая форменную и фирменную одежду, обмундирование), остающихся в постоянном личном пользовании (или разница в стоимости в связи с их продажей работникам по сниженным ценам), и относится к элементу "Затраты на оплату труда" (подп. 14.1.8 п. 14 Основных положений).
Д-т 44 – К-т 10, 70
– выдана бесплатно фирменная одежда, остающаяся в постоянном личном пользовании (или разница в стоимости в связи с ее продажей работникам по сниженным ценам)*.
__________________________
* Проводка составлена редакцией.
Справочно: фирменный магазин имеет в установленном порядке зарегистрированный знак торгового обслуживания и фирменную одежду для персонала (п. 8 Типового положения о фирменном магазине предприятия (объединения), утвержденного приказом Минторга РБ от 27.10.1998 № 138 (с изменениями и дополнениями, внесенными приказом Минторга РБ от 14.11.2008 № 171)).
Фирменная одежда – это одежда с индивидуализирующими признаками, подтверждающими принадлежность работника к конкретному предприятию (на ней может быть логотип, слоган, наименование торговой марки, определенная цветовая гамма, наименование самого предприятия и пр.), выдержанная в определенной цветовой гамме, имеющая единый фасон и соответствующие знаки отличия.
Наталья Петровская, экономист
УЧЕТ ТРУДА И ЕГО ОПЛАТА
17 (449). Работник переведен на должность механика с должности инженера 2-й квалификационной категории.
Сохраняется ли присвоенная в установленном порядке квалификационная категория по новой должности механика?
Присвоенная ранее квалификационная категория по новой должности не сохраняется.
Общими положениями Единого квалификационного справочника должностей служащих, утвержденного постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 30.03.2004 № 32 (в ред. от 30.10.2007 № 135), установлено, что присвоение специалистам квалификационных категорий производится в порядке, определяемом коллективным договором, соглашением или нанимателем в соответствии с квалификационными характеристиками должностей специалистов, предусмотренных ЕКСД, с учетом рекомендаций аттестационной комиссии.
Квалификационной характеристикой должности "инженер-механик (механик)" предусмотрено, что для присвоения 2-й квалификационной категории работнику необходимо иметь высшее профессиональное (техническое) образование и стаж работы в должности инженера-механика (механика) не менее 3 лет.
В случае если работник переведен на должность механика с должности инженера, то, учитывая аналогичный характер должностных обязанностей, наниматель при решении вопроса о присвоении механику квалификационной категории может учитывать его стаж работы в должности инженера. Для присвоения квалификационной категории стаж работы должен соответствовать квалификационным требованиям (не менее 3 лет).
После приведения в соответствие наименования должности специалиста без изменения его прежних должностных обязанностей присвоенная работнику в установленном порядке квалификационная категория не применяется к новому наименованию должности. Однако наниматель может рассмотреть вопрос о присвоении в установленном порядке работнику квалификационной категории по новой должности. Приэтом наниматель наряду с деловыми, личностными качествами вправе учитывать в т.ч. и опыт работы по ранее занимаемой должности.
Одновременно сообщаем, что во всех случаях присвоение (подтверждение, снижение) нанимателем квалификационной категории осуществляется с учетом рекомендаций аттестационной комиссии, внесенных по результатам аттестации, проведенной в порядке, установленном в организации.
Светлана Василевич, экономист
АМОРТИЗАЦИОННЫЙ ФОНД
18 (450). Организация формирует амортизационный фонд исходя из полной себестоимости реализованной продукции (работ, услуг).
Может ли она формировать такой фонд исходя из ежемесячных данных, а не нарастающим итогом с начала года?
Нет, не может.
В указанной в вопросе ситуации по дебету забалансовых счетов 010 "Амортизационный фонд воспроизводства основных средств" и 013 "Амортизационный фонд воспроизводства нематериальных активов" организацией неверно отражаются суммы, равные величине амортизационных отчислений в составе полной (с учетом общехозяйственных расходов и расходов на реализацию) себестоимости реализованной продукции (работ, услуг).
Сумма амортизационных отчислений в составе полной себестоимости реализованной продукции (работ, услуг) рассчитывается умножением удельного веса суммы амортизации (основных средств – с учетом допускаемой индексации) в затратах на производство с учетом общехозяйственных расходов и расходов на реализацию (за исключением сумм начисленной лизингополучателем амортизации по объектам лизинга) нарастающим итогом с начала отчетного года на полную себестоимость реализованной продукции (работ, услуг) с начала отчетного года (п. 76 Инструкции о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов, утвержденной постановлением Минэкономики, Минфина и Минстройархитектуры РБот 27.02.2009 № 37/18/6).
Виталий Раковец, аудитор