налогообложение
1 (390). В распределении налоговых вычетов, которое организация производит методом удельного веса, не участвуют налоговые вычеты прошлого налогового периода. Данный подход не предусмотрен учетной политикой организации.
Верно ли организация распределяет налоговые вычеты?
Неверно.
При реализации плательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, налоговые вычеты по которым организация производит в различном порядке, распределение общей суммы налоговых вычетов плательщика по товарам (работам, услугам), имущественным правам между этими оборотами можно производить 2 методами (методом удельного веса или методом раздельного учета), если иное не установлено гл. 12 Налогового кодекса РБ (далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – НК) (п. 24 ст. 107).
Применение одного из двух методов распределения налоговых вычетов в отношении налоговых вычетов по определенным плательщиком видам деятельности (операциям) (метода удельного веса или метода раздельного учета) организация производит как минимум в течение одного календарного года и утверждает своей учетной политикой. При отсутствии в учетной политике организации указания о применяемом методе распределения налоговых вычетов все налоговые вычеты следует распределять методом удельного веса.
В распределении налоговых вычетов методом удельного веса не участвуют налоговые вычеты прошлого налогового периода, если это предусмотрено учетной политикой организации. В ином случае налоговые вычеты прошлого налогового периода подлежат распределению методом удельного веса в порядке, установленном НК.
Таким образом, для того чтобы при распределении налоговых вычетов методом удельного веса в распределении не участвовали налоговые вычеты прошлого налогового периода, данный подход необходимо предусмотреть в учетной политике организации. Поскольку этого не сделано, налоговые вычеты прошлого налогового периода подлежат распределению методом удельного веса в порядке, установленном НК.
Виталий Раковец, аудитор ООО "АудитИнком"
2 (391). На ликеро-водочном заводе образуются потери при хранении на складе, перемещении и транспортировке водки и ликеро-водочных изделий (в т.ч. бой бутылок с готовой продукцией).
Следует ли облагать акцизами указанные потери?
Да, следует.
Реализацией (передачей) подакцизных товаров для отнесения к объектам обложения акцизами признают в т.ч. передачу плательщиком произведенных им подакцизных товаров для использования на собственные нужды (подп. 2.3 п. 2 ст. 113 НК).
Использованием подакцизных товаров на собственные нужды признают любое использование плательщиком подакцизных товаров в производственных и непроизводственных целях, прочее выбытие подакцизных товаров, в т.ч. включение их стоимости в затраты плательщика по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемые при налогообложении, и (или) во внереализационные расходы при исчислении налога на прибыль для организаций, а также за счет иных источников, за исключением фактических потерь подакцизных товаров при хранении, перемещении и транспортировке в пределах норм естественной убыли, утвержденных в установленном порядке.
Фактические потери подакцизных товаров при хранении, перемещении и транспортировке сверх норм естественной убыли, утвержденных в установленном порядке, для целей гл. 13 "Акцизы" НК также признают использованием на собственные нужды.
Таким образом, НК установлено, что фактические потери подакцизных товаров при хранении, перемещении и транспортировке в пределах норм естественной убыли не признают объектом обложения акцизами.
К нормируемым товарным потерям относят: естественную убыль товаров; бой, лом товаров вследствие их хрупкости; порчу товаров или повреждение потребительской тары, в которую упакована продукция, что в свою очередь вызывает потерю потребительских свойств товара; бой порожней стеклянной посуды; технологические отходы, образующиеся при подготовке отдельных видов товаров к продаже (Нормы товарных потерь, методика расчета и порядком отражения в учете, утвержденные приказом Минторга РБ от 02.04.1997 № 42).
Естественная убыль представляет собой потери товара (уменьшение его массы при сохранении качества в пределах требований нормативных документов), являющиеся следствием физико-химических свойств товара, воздействия метеорологических факторов и несовершенства применяемых в данное время средств защиты продукции от потерь при транспортировании, хранении и реализации.
Естественная убыль является следствием усушки, выветривания, распыла; утечки (таяние, просачивание); розлива при перекачке и отпуске жидких товаров.
К естественной убыли не относят потери, вызванные нарушением требований стандартов, технических условий, правил перевозки грузов, а также потери вследствие повреждения тары и изменения качества продукции. Эти потери относят к актируемым и списывают в установленном порядке.
Таким образом, товарные потери вследствие повреждения тары (например, бой стеклянной тары) являются нормируемыми товарными потерями, но не относятся к естественной убыли.
Нормы естественной убыли не устанавливают на продукцию:
– учет количества которой производят в единицах, отличающихся от массы;
– транспортируемую или хранящуюся в герметической таре;
– легко поглощающую влагу (при перевозках морским и речным транспортом).
Нормы естественной убыли не применяют к товарам, которые организация принимает и отпускает в таре или упаковке первого продавца без взвешивания (счетом или по трафарету).
Таким образом, нормы естественной убыли не устанавливают и не применяют к товарам, упакованным в герметичную тару и отпускаемым в этой таре (например, в бутылке).
Поэтому потери алкогольных напитков в результате боя стеклянной тары (бутылки), образовавшиеся при хранении на складах и транспортировании в пределах предельно-допустимых нормативов, не могут быть отнесены к потерям, вызванным естественными свойствами готовой продукции, и не относятся к естественной убыли. Следовательно, такие потери подакцизных товаров признают объектом обложения акцизами.
Александр Светлаков, экономист
3 (392). Организация общественного питания возмещает своим работникам расходы на оплату ими периодического медицинского осмотра.
Следует ли облагать данные расходы подоходным налогом с физических лиц?
Не следует, если медосмотр предусмотрен законодательством.
Объектом обложения подоходным налогом с физических лиц не признают доходы, полученные плательщиками в размере стоимости медицинских услуг на проведение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров работников, оплаченных за счет средств организации, проводимых в порядке и случаях, устанавливаемых Минздравом по согласованию с Минтруда и соцзащиты (подп. 2.11 п. 2 ст. 153 НК).
Порядок проведения обязательных медицинских осмотров работников изложен в Инструкции о порядке проведения обязательных медицинских осмотров работающих, утвержденной постановлением Минздрава РБ от 28.04.2010 № 47 (далее – Инструкция) и согласованной с Минтруда и соцзащиты.
Пункт 3 Инструкции определяет перечни видов работ, при выполнении которых обязательно проведение медицинских осмотров, классифицируя их в зависимости от наличия вредных и (или) опасных факторов производственной среды либо характеристики проводимых работ.
Организации общественного питания относят к организациям, для которых обязательны предварительные, периодические и внеочередные медосмотры с целью предотвращения инфекционных и паразитарных заболеваний (приложение 3 к Инструкции).
Таким образом, если организация общественного питания возмещает своим работникам расходы в размере стоимости медицинских услуг при прохождении ими обязательного периодического медицинского осмотра в случаях, установленных Инструкцией, то такие доходы работников не подлежат обложению подоходным налогом с физических лиц.
В иных, не предусмотренных законодательством случаях доход, полученный физическими лицами – работниками организации в виде оплаты организацией расходов в размере стоимости медицинских услуг при прохождении ими медицинского осмотра, относят к доходу в натуральной форме, подлежащему обложению подоходным налогом с физических лиц.
При исчислении подоходного налога с физических лиц с такого дохода можно применить льготу, установленную подп. 1.19 п. 1 ст. 163 НК.
Справочно: от подоходного налога с физических лиц освобождают не являющиеся вознаграждениями за выполнение трудовых или иных обязанностей доходы, в т.ч. в виде материальной помощи, подарков и призов, оплаты стоимости путевок, страховых услуг, получаемые от организаций, являющихся местом основной работы (службы, учебы), в пределах 150 базовых величин от каждого источника в течение налогового периода.
4 (393). Организация, применяющая УСН с уплатой НДС и находящаяся в сельском населенном пункте, закупает лес и производит его распиловку с привлечением сторонней организации ввиду отсутствия собственного производства.
По какой ставке облагают выручку от реализации пиломатериалов?
По ставке 3 %, если сельский населенный пункт указан в приложении 24 к НК.
Для организаций с местом нахождения в сельских населенных пунктах и населенных пунктах, указанных в приложении 24 к НК, при осуществлении деятельности по производству товаров (выполнению работ, оказанию услуг) в этих населенных пунктах, а также на территориях, входящих в пространственные пределы сельсоветов (за исключением территорий поселков городского типа и городов районного подчинения), ставки налога при УСН установлены в размере 5 % без уплаты НДС либо 3 % с НДС.
Данные ставки не применяют при реализации товаров, работ, услуг, производство, выполнение, оказание которых осуществляется с использованием основных средств и (или) труда работников за пределами вышеуказанной территории, и не распространяют на торговую посредническую деятельность по осуществлению оптовой и (или) розничной торговли товарами несобственного производства (п. 2 ст. 289 НК).
Как следует из приведенных норм НК, для применения пониженных ставок налога при УСН производство товаров должно осуществляться в пределах соответствующих территорий. Привлечение сторонней организации для обеспечения отдельной операции в процессе производства товаров не является препятствием для применения указанных ставок.
Таким образом, если при производстве пиломатериалов, осуществленном в пределах соответствующих территорий, использовались услуги (работы) сторонней организации, оказанные (выполненные) также на соответствующих территориях, выручка от реализации пиломатериалов подлежит обложению налогом при УСН по ставке 3 % с уплатой НДС.
Николай Савельев, экономист
5 (394). Организация в марте 2011 г. произвела оплату иностранной компании за услуги по обучению, оказанные на территории иностранного государства. Налог на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство (далее – налог на доходы), организация из перечисленных сумм не исчисляла и не уплачивала. Справку о постоянном местопребывании из налоговой службы иностранного государства организация получила только в августе 2011 г. и представила в налоговый орган 20 августа 2011 г. налоговую декларацию (расчет) по налогу на доходы за март 2011 г. с указанием оснований применения льготы по международному соглашению об избежании двойного налогообложения.
Какие меры ответственности будут применены к налоговому агенту?
Будет наложен штраф.
Налоговую декларацию (расчет) по налогу на доходы представляют юридические лица РБ, начисляющие и (или) выплачивающие доход иностранной организации, не осуществляющей деятельность в республике через постоянное представительство, в налоговые органы по месту постановки на учет такого юридического лица не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
Налог на доходы перечисляют в бюджет не позднее 22-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 5 ст. 150 НК).
Следовательно, если организация – налоговый агент начисляет (перечисляет) доход иностранной организации в марте 2011 г., она обязана представить в налоговый орган по месту постановки на учет налоговую декларацию (расчет) по налогу на доходы иностранной организации не позднее 20 апреля 2011 г. и уплатить налог на доходы не позднее 22 апреля 2011 г.
В рассматриваемом случае организация – налоговый агент перечислила доход иностранной организации в марте 2011 г., а декларацию (расчет) по налогу на доходы представила в налоговый орган в августе 2011 г. вместе с документом, подтверждающим постоянное местонахождение иностранной организации.
В связи с этим к налоговому агенту и его должностным лицам будут применены меры ответственности, предусмотренные п. 2 ст. 13.4 Кодекса РБ об административных правонарушениях (далее – КоАП).
Справочно: нарушение налоговым агентом установленного срока представления в налоговый орган налоговой декларации (расчета) при просрочке более 3 рабочих дней, в т.ч. совершенное должностным лицом юридического лица, влечет наложение штрафа в размере 2 базовых величин (БВ) с увеличением его на 0,5 БВ за каждый полный месяц просрочки, но не более 10 БВ, а на юридическое лицо – в размере 10 % от суммы налога, сбора (пошлины), подлежащей уплате, но не менее 10 БВ.
Ввиду отсутствия налогового обязательства на момент подачи в налоговый орган (20 августа) документа, подтверждающего постоянное местонахождение иностранной организации, пеню не начисляют.
Если в ходе проведения налоговой проверки будет выявлено, что налоговый агент не удержал и (или) не перечислил налог на доходы и документ, подтверждающий постоянное местонахождение иностранной организации, до составления акта проверки не представлен, то налоговый агент будет обязан уплатить пеню (ст. 52 НК). Также подлежат применению меры ответственности в соответствии со ст. 13.4 и 13.7 КоАП.
Владимир Васильев, экономист
6 (395). На учете в районной налоговой инспекции г. Минска состоят школы и детские сады, содержание которых финансируется из бюджета.
Следует ли данным учреждениям производить отчисления в инновационный фонд Мингорисполкома?
Не следует.
Порядок формирования и использования средств инновационных фондов определен соответствующим Положением, утвержденным Указом Президента РБ от 07.12.2009 № 596 (далее – Положение).
Бюджетные организации не осуществляют отчисления в инновационные фонды. Исключение составляют бюджетные организации, находящиеся в подчинении Минобразования, в части осуществления ими деятельности, приносящей доходы (п. 5 Положения).
Перечень государственных организаций, подчиненных Министерству образования Республики Беларусь, утвержден постановлением СоветаМинистров РБ от 31.07.2006 № 976. Школы, детские сады, финансируемые из бюджета, в данный перечень не включены, а отнесены к учреждениям коммунальной собственности.
С учетом вышеизложенного школы и детские сады, финансируемые из бюджета, отчисления в инновационный фонд не производят.
Справочно: Порядок формирования и использования средств инновационного фонда Мингорисполкома определен Инструкцией, утвержденной решением Мингорсовета от 16.12.2009 № 263 (далее – Инструкция). Так, инновационный фонд формируют в размере не более 0,25 % от себестоимости продукции (работ, услуг) находящиеся в коммунальной собственности организации, зарегистрированные на территории г. Минска, а также хозяйственные общества, акции (доли в уставных фондах) которых находятся в коммунальной собственности, пропорционально доле коммунальной собственности. Пунктом 4 Инструкции предусмотрено, что отчисления в инновационный фонд не осуществляют:
– бюджетные организации;
– организации в части работ по строительству жилья;
– организации в части оказываемых населению и субсидируемых из республиканского и местных бюджетов жилищно-коммунальных услуг, услуг по перевозке пассажиров транспортом общего пользования в городском пассажирском, пригородном автомобильном и внутреннем водном транспорте;
– иные организации – в случаях, установленных Президентом.
7 (396). Организация с 1 января 2011 г. ежемесячно оказывает безвозмездную помощь спортивному клубу, имеющему в уставном фонде долю коммунальной собственности г. Минска в размере 50 %. При исчислении налога на недвижимость в зависимости от экономико-планировочных зон организация применяет пониженный коэффициент зон 1,0.
Вправе ли она уменьшать облагаемую налогом прибыль на сумму денежных средств, перечисленных спортивной организации, в т.ч. в размере высвобожденных средств в результате применения пониженного коэффициента по налогу на недвижимость?
Да, вправе.
Любые организации могут оказывать поддержку спортивным организациям в виде безвозмездной передачи денежных средств, безвозмездного оказания услуг (выполнения работ) и безвозмездной передачи имущества. Поддержка республиканских федераций (союзов, ассоциаций) по виду (видам) спорта, клубов по виду (видам) спорта, перечень которых утвержден Советом Министров по согласованию с Президентом, осуществляется на основании п. 1 Указа Президента РБ от 01.03.2010 № 116 "О дополнительных мерах государственной поддержки отдельных видов спорта" (далее – Указ № 116). Перечень республиканских федераций (союзов, ассоциаций) по виду (видам) спорта, клубов по виду (видам) спорта, которым оказывается поддержка, и юридических лиц, оказывающих эту поддержку, утвержден постановлением Совета Министров РБ от 30.03.2010 № 470.
Облагаемую налогом прибыль юридических лиц уменьшают на сумму денежных средств, перечисленных спортивным организациям или направленных на оплату товаров (работ, услуг) для них по договорам о переводе долга, а также на стоимость безвозмездно переданных (выполненных, оказанных) спортивным организациям товаров (работ, услуг), имущественных прав (п. 5 Указа № 116). Данная норма не распространяется на юридические лица, импортирующие в установленном законодательством порядке на территорию Республики Беларусь табачные изделия (за исключением сигар, сигарилл и курительного табака), произведенные на территории Российской Федерации, и направляющие спортивным организациям не менее 5 % от выручки, полученной ими от реализации указанных табачных изделий (подп. 1.1 п. 1 Указа № 116).
Для организаций, оказывающих безвозмездную (спонсорскую) помощь Представительству Национального олимпийского комитета в г. Минске, государственным учреждениям (клубам) физической культуры и спорта по игровым видам спорта, находящимся в коммунальной собственности г. Минска, спортивным организациям, имеющим долю коммунальной собственности г. Минска в уставных фондах более 25 %, установлен коэффициент к ставке налога на недвижимость в размере 1,0 (подп. 1.3 п. 1 решения Мингорсовета от 24.11.2010 № 62 "Об установлении коэффициентов к ставкам земельного налога и налога на недвижимость"). Высвобожденные в результате применения данного коэффициента средства за вычетом налогов (сборов), приходящихся на сумму этих средств, должны быть направлены на договорной основе организациям физкультуры и спорта на цели, предусмотренные законодательством РБ о предоставлении безвозмездной (спонсорской) помощи.
С учетом вышеизложенного организация имеет право уменьшить облагаемую налогом прибыль на сумму безвозмездно перечисленных денежных средств спортивному клубу, в т.ч. в размере высвобожденных средств в результате применения пониженного коэффициента по налогу на недвижимость.
Ирина Петрович, аудитор
валютное законодательство
8 (397). У резидента нет возможности рассчитаться с нерезидентом в иностранной валюте за оказанные по импортному договору услуги. В связи с этим нерезидент предложил уступить право требования другому резиденту РБ (своему дочернему предприятию) по уплате задолженности в белорусских рублях.
Соответствуют ли законодательству такие расчеты?
Соответствуют.
Право (требование), принадлежащее кредитору на основании обязательства, может быть передано им другому лицу по сделке (уступка требования) или перейти к другому лицу на основании акта законодательства. Право первоначального кредитора (если иное не предусмотрено законодательством или договором) переходит к новому кредитору в том объеме и на тех условиях, которые существовали к моменту перехода права (ст. 353 Гражданского кодекса РБ (далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – ГК)).
При импорте расчеты по внешнеторговым операциям следует осуществлять только со счетов импортеров (подп. 1.10 п. 1 Указа Президента РБ от 27.03.2008 № 178 "О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций" (далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – Указ № 178)). Исключением из данного правила являются расчеты, производимые:
– с использованием кредитов банков, выданных импортерам, ссуд, займов, предоставленных импортерам нерезидентами;
– со счета другого резидента в соответствии с условиями договора перевода долга, заключенного между импортером и данным резидентом (при этом новый должник становится импортером);
– путем исполнения банком обязательств по выданным гарантиям по данным внешнеторговым договорам;
– посредством исполнения банком обязательств по валютно-обменным операциям;
– в иных случаях, определенных Нацбанком.
Что касается возможности проведения платежа в белорусских рублях, то здесь необходимо применять норму п. 7 Правил проведения валютных операций, утвержденных постановлением Правления Нацбанка РБ от 30.04.2004 № 72 (если иное не определено актами валютного законодательства РБ). Так, при совершении валютных операций между резидентом и нерезидентом по экспорту либо импорту изменение валюты обязательств возможно:
– при изменении денежных обязательств резидента, выраженных в иностранной валюте, на денежные обязательства, выраженные в белорусских рублях;
– при изменении денежных обязательств резидента, выраженных в белорусских рублях, наденежные обязательства, выраженные в иностранной валюте;
– при изменении денежных обязательств нерезидента, выраженных в иностранной валюте, на денежные обязательства, выраженные в белорусских рублях;
– при изменении денежных обязательств нерезидента, выраженных в белорусских рублях, на денежные обязательства, выраженные в иностранной валюте.
Таким образом, проведение платежа со счета одного резидента в пользу другого резидента соответствует законодательству.
9 (398). Резидент заключил с нерезидентом-1 договор поручения, по которому он, являясь поверенным, приобретает товар у нерезидента-2. Товар на территорию Республики Беларусь не ввозится.
Надо ли резиденту получать соответствующее разрешение Нацбанка на расчеты по импортному договору, не предусматривающему поступление товаров на территорию республики?
Нет, но он должен обеспечить поступление вознаграждения за экспорт услуг.
Из положений Указа № 178 следует:
– резидент, заключивший внешнеторговый договор, является импортером (подп. 1.1 п. 1 Указа № 178);
– расчеты по внешнеторговым договорам, предусматривающим импорт товаров без их поступления на таможенную территорию Республики Беларусь, можно проводить только на основании разрешений Нацбанка, выдаваемых по ходатайству Совета Министров либо иного государственного органа (подп. 1.4 п. 1 Указа № 178).
Однако в рассматриваемой ситуации кроме вышеназванных норм надо учитывать норму, определенную ст. 861 ГК. Из нее следует, что договор поручения – это такой договор, при котором одна сторона (поверенный) обязуется совершить от имени и за счет другой стороны (доверителя) определенные юридические действия. Права и обязанности по сделке, совершенной поверенным, возникают непосредственно у доверителя.
В нашем случае договор на приобретение товара у нерезидента-2 фактически заключает нерезидент-1. Как видим, резидент в данном случае не является импортером. Следовательно, ему не надо получать соответствующее разрешения Нацбанка.
Вместе с тем резидент в рамках договора поручения, заключенного с нерезидентом-1, является экспортером услуг. В связи с этим он обязан обеспечить поступление на свой счет денежных средств в качестве вознаграждения за исполненное поручение в срок, предусмотренный валютным законодательством.
10 (399). Внешнеторговая операция по экспорту завершилась поступлением денежных средств от банка-фактора, являющегося нерезидентом, с которым резидент заключил соответствующий договор финансирования под уступку денежного требования.
Нарушен ли в данном случае порядок, определенный Указом № 178?
Нет.
При экспорте внешнеторговая операция может быть завершена, в частности, путем поступления денежных средств (за вычетом дисконта) по договору финансирования под уступку денежного требования (факторинга), заключенному между экспортером и банком (небанковской кредитно-финансовой организацией) (подп. 1.7 п. 1 Указа № 178).
В связи с этим следует отметить, что подп. 1.1 п. 1 Указа № 178, в котором определены основные термины и понятия для применения данного Указа, не содержит такие термины, как "банк-резидент" и "банк-нерезидент". Данные термины используются в различных нормах Указа № 178 применительно к содержанию и смысловому значению этих норм. Так, например, термин "банк-нерезидент" указан в подп. 1.2.3, 1.6.4, 1,8 п. 1 Указа № 178. Термин "банк (небанковская кредитно-финансовая организация)" без конкретизации резидентства банка включает в себя банкирезиденты и банки-нерезиденты.
В отношении нормы, содержащейся в абз. 5 подп. 1.7 п. 1 Указа № 178 и определяющей способы завершения внешнеторговых операций при экспорте, отметим, что возможность завершения внешнеторговых операций по договору факторинга относится к случаям, когда фактором выступают как банки-резиденты, так и банки-нерезиденты.
Валерий Шуляковский, заместитель начальника управления мониторинга внешнеэкономической деятельности Нацбанка РБ
таможенное законодательство
11 (400). Белорусская компания импортирует из Литвы охлажденную мойву (код 0302 69 990 1 ТН ВЭД ТС). Решением Комиссии Таможенного союза от 19.05.2011 № 691 "О корректировке ставки ввозной таможенной пошлины Единого таможенного тарифа таможенного союза в отношении мойвы свежей или охлажденной" (далее –решение КТС № 691) при импорте таких товаров временно установлено применение ставки ввозной таможенной пошлины в размере 0 % (в ЕТТ ТС – 10 %).
С какой даты следует применять указанную ставку ввозной таможенной пошлины и по каким таможенным декларациям? Зависит ли ее применение от даты ввоза товаров, заключения договора и пр.?
Решения Комиссии Таможенного союза, имеющие обязательный характер, вступают в силу по истечении 30 календарных дней после дня их официального опубликования, а в исключительных случаях, требующих оперативного урегулирования, в решении Комиссии Таможенного союза может быть определен иной срок вступления его в силу, но не ранее даты его официального опубликования. Данная норма определена п. 39 Правил процедуры Комиссии Таможенного союза, утвержденных решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества (высшего органа Таможенного союза) от 27.11.2009 № 15 (далее – решение МГС № 15).
В решении КТС № 691 отсутствует положение о его вступлении в силу. Соответственно данное решение вступает в силу по истечении 30 календарных дней после дня его официального опубликования.
Официальным источником опубликования решений Комиссии Таможенного союза признан сайт Комиссии Таможенного союза (tsouz.ru) (п. 6 решения МГС № 15). Решение КТС № 691 опубликовано на данном сайте 21 июля 2011 г. Таким образом, оно вступило в силу с 21 августа 2011 г.
Применение ставок таможенных пошлин осуществляют на день регистрации таможенной декларации таможенным органом (ст. 77 Таможенного кодекса Таможенного союза).
Таким образом, по таможенным декларациям на помещение охлажденной мойвы (код 0302 69 990 1 ТН ВЭД ТС) под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, зарегистрированным 21 августа 2011 г. и позже, компания вправе применять ставку ввозной таможенной пошлины 0 %, причем независимо от даты заключения внешнеторгового договора или даты ввоза товаров. Отметим, что ее применение осуществляется в течение 12 месяцев, т.е. по 20 августа 2012 г.
Напомним, что регистрация таможенным органом декларации на товары отражается в графе А такой декларации. Соответствующий регистрационный номер содержит дату регистрации декларации (день, месяц, 2 последние цифры года) (решение Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 № 257 "Об инструкциях по заполнению таможенных деклараций и формах таможенных деклараций").
Андрей Аброскин, экономист, специалист таможенного дела
организация деятельности субъектов хозяйствования
12 (401). Водители в командировке воспользовались услугами платной охраняемой стоянки. В бухгалтерию для возмещения произведенных расходов представлен кассовый чек, в котором отсутствуют наименование и цена оказанных услуг.
Является ли такой кассовый чек подтверждением указанных расходов?
Нет, не является.
Документами, подтверждающими расходы по приобретению (поступлению, изготовлению, выполнению) продукции (товаров, работ, услуг), являются (применительно к оформлению кассового чека): кассовый чек, содержащий номер, наименование юридического лица, инициалы, фамилию индивидуального предпринимателя, дату продажи (выполнения работы, оказания услуги), наименование, количество и цену товара (выполнения работы, оказания услуги), сумму, идентификатор кассира.
В случае отсутствия в кассовом чеке указанных реквизитов документами, подтверждающими расходы по приобретению (поступлению, изготовлению, выполнению) товаров (работ, услуг), являются кассовый чек и товарный чек, содержащий номер, наименование юридического лица, инициалы, фамилию индивидуального предпринимателя, дату продажи (выполнения работы, оказания услуги), наименование, количество и цену товара (выполнения работы, оказания услуги), сумму, подписанные лицом, непосредственно осуществившим отпуск товаров (выполнение работ, оказание услуг), с указанием его должности, фамилии и инициалов. Данная норма приведена в п. 34 Инструкции о порядке ведения кассовых операций и порядке расчетов наличными денежными средствами в белорусских рублях на территории Республики Беларусь, утвержденной постановлением Правления Нацбанка РБ от 29.03.2011 № 107.
Таким образом, для принятия к учету произведенных расходов только на основании кассового чека последний должен содержать в т.ч. наименование, количество и цену товара (выполнения работы, оказания услуги).
13 (402). Транспортная организация планирует оказывать услуги автосервиса сторонним организациям и физическим лицам на платной основе.
Какой документ для целей учета будет подтверждать факт оказания услуги?
Факт оказания услуги по обслуживанию транспортных средств организация подтверждает составлением документа, форму которого утверждает руководитель организации автосервиса (если иное не предусмотрено законодательством РБ).
Примером документа, подтверждающего факт оказания услуги, может быть акт выполненных (оказанных) услуг.
Документ, подтверждающий факт оказания услуги, должен содержать следующие обязательные для отражения реквизиты:
– наименование документа;
– номер и дату составления документа;
– данные, идентифицирующие заказчика (владельца транспортного средства, представителя владельца);
– данные, идентифицирующие организацию автосервиса;
– данные, идентифицирующие транспортное средство (марка, модель, год выпуска, регистрационный знак (при наличии), заводской номер или иные идентифицирующие признаки компонента (при наличии), номер кузова (VIN), год выпуска, пробег и иную дополнительную информацию на усмотрение организации автосервиса);
– перечень выполненных организацией автосервиса работ с указанием их трудоемкости и (или) стоимости;
– перечень использованных организацией автосервиса компонентов и технических жидкостей, оплачиваемых заказчиком, и их стоимость;
– перечень использованных организацией автосервиса компонентов и технических жидкостей, принятых от заказчика;
– окончательную стоимость работ, компонентов и технических жидкостей.
Допустимо указание компонентов и технических жидкостей, предоставленных заказчиком, в приемо-сдаточном акте.
В документе, подтверждающем факт оказания услуги, также должны быть предусмотрены графы для отражения следующей информации:
– даты проведения ответственным работником организации автосервиса контроля полноты и качества выполненных работ и проверки технического состояния транспортного средства, должности, фамилии, инициалов и подписи ответственного работника;
– даты приемки заказчиком (представителем заказчика, если заказчиком являются юридическое лицо или индивидуальный предприниматель) транспортного средства с отметкой об отсутствии претензий по объему, качеству и стоимости выполненных работ, удостоверенной подписью заказчика.
Документ, подтверждающий факт оказания услуги, оформляют в 2 экземплярах, один из которых передают заказчику, другой – остается в организации автосервиса.
Все замененные за плату дефектные компоненты возвращают заказчику по его требованию. Факт получения заказчиком замененных компонентов удостоверяется записью в документе, подтверждающем факт оказания услуги, и подписью заказчика.
Факт приема-передачи транспортного средства после выполнения обслуживания удостоверяют подписями заказчика (представителя заказчика, если заказчиком является юридическое лицо или индивидуальный предприниматель) и уполномоченного представителя организации автосервиса в приемо-сдаточном акте (п. 5.3.3 СТБ 1175-2011 "Обслуживание транспортных средств организациями автосервиса", введен в действие постановлением Госстандарта РБ от 10.06.2011 № 30, введен в действие с 1 июля 2011 г.).
Татьяна Сукристик, аудитор
14 (403). Готовую продукцию животноводства, полученную в сельскохозяйственной организации в течение года, оценивают по нормативно-прогнозной (плановой) себестоимости, величина которой установлена в начале года. При реализации продукции по отпускным ценам, определяемым в настоящее время, организация получает финансовый результат в виде прибыли, что несколько не соответствует действительности.
Вправе ли сельскохозяйственная организация ежемесячно корректировать величину нормативно-прогнозной себестоимости продукции животноводства?
Да, вправе.
Порядок оценки производственных запасов и готовой продукции в сельскохозяйственных организациях определен Методическими указаниями по бухгалтерскому учету сельскохозяйственной продукции и производственных запасов для сельскохозяйственных и иных организаций, осуществляющих производство сельскохозяйственной продукции, утвержденными приказом Минсельхозпрода РБ от 14.08.2007 № 363. В частности, подп. 1.6 п. 1 этого документа содержит норму, определяющую, что сельскохозяйственная продукция собственного производства подлежит оценке в течение отчетного периода по нормативно-прогнозной себестоимости. В конце отчетного периода (года) определяется фактическая себестоимость сельскохозяйственной продукции.
Приказом от 18.08.2011 № 321 Минсельхозпрод внес дополнение в указанную норму, а именно: "В целях обоснования уровня цен на реализуемую сельскохозяйственную продукцию, определения финансового результата производственной деятельности ежемесячно (по окончании производственного цикла) производится корректировка нормативно-прогнозной (плановой) себестоимости продукции животноводства собственного производства не ниже уровня фактических затрат на единицу продукции".
Таким образом, сельскохозяйственная организация вправе корректировать величину установленной в начале года нормативно-прогнозной (плановой) себестоимости продукции животноводства до уровня фактической величины затрат на ее производство.
Елена Примак, экономист