ВЫСТАВОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И НАЛОГИ
1 (368). Белорусская организация участвовала в промышленной ярмарке, проходившей в Германии. За участие в этом мероприятии она внесла регистрационный сбор иностранной компании (Германия). Образцы товаров, принадлежащие белорусской организации и участвовавшие в ярмарке, доставлялись в Германию автомобильным транспортом. Для этого белорусский резидент заключил договор с иностранным перевозчиком (Польша). В подп. 1.12.10 п. 1 ст. 146 Налогового кодекса РБ * (далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – НК) есть норма, на основании которой не облагаются доходы иностранной организации, полученные из источников в Республике Беларусь, связанные с участием белорусских организаций и белорусских индивидуальных предпринимателей в выставках за рубежом.
Рассмотрим вопросы, возникшие в данной ситуации.
_____________________
* Объект обложения налогом на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство, – это полученные плательщиком от источников в Республике Беларусь доходы от оказания услуг по рекламе (за исключением выплачиваемых иностранным организациям доходов, связанных с участием белорусских организаций и белорусских индивидуальных предпринимателей в выставках и ярмарках в иностранных государствах) (подп. 1.12.10 п. 1 ст. 146 НК).
1.1. Надо ли облагать налогом на доходы выплаты, произведенные иностранным партнерам?
За перевозку товаров – надо.
Оплата регистрационного сбора, произведенная немецкой компании за участие белорусской организации в промышленной ярмарке, не подлежит налогообложению в Республике Беларусь. В данном случае белорусская организация не должна исчислять налог на доходы немецкой компании и представлять налоговую декларацию (расчет) по налогу на доходы в белорусский налоговый орган (подп. 1.12.10 п. 1 ст. 146 НК).
Однако в отношении начисления дохода польскому резиденту за оказанные услуги по перевозке следует учесть нормы подп. 1.1 п. 1 ст. 146 НК. Напомним, что по этим нормам плата, полученная плательщиком от источника в Республике Беларусь за перевозку, фрахт в связи с осуществлением международных перевозок (за исключением платы за перевозку, фрахт в связи с осуществлением международных перевозок грузов морским транспортом), является объектом обложения налогом на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство. Там же указано, что международной признают перевозку, при осуществлении которой хотя бы один из пунктов транспортировки (отправки или назначения) находится в иностранном государстве.
Польский перевозчик доставил груз (образцы товаров) из Беларуси в Германию. Таким образом, эта перевозка является международной. Следовательно, доходы польского перевозчика следует облагать налогом на доходы по ставке 6 % в Республике Беларусь. Налог обязана удержать и перечислить в бюджет РБ белорусская организация.
Д-т 20, 44 и др – К-т 60
– отражена стоимость транспортных услуг, оказанных нерезидентом РБ;
Д-т 60 – К-т 68
– начислен налог на доходы со стоимости транспортных услуг*.
__________________________
* Корреспонденция счетов составлена редакцией.
1.2. Установлены ли международным договором в отношении изложенной ситуации иные нормы?
При представлении подтверждения доходы, выплачиваемые резиденту РП, будут облагаться налогом в Польше.
Соглашение между Правительством Республики Польша и Правительством Республики Беларусь об избежании двойного налогообложения доходов и имущества от 18.11.1992 (далее – Соглашение) в качестве доходов от международных перевозок определяет в т.ч. доходы от перевозок, осуществляемых автомобильным транспортом.
Прибыль, получаемую лицом с постоянным местонахождением в одном договаривающемся государстве от эксплуатации морских, речных, воздушных судов, средств наземного транспорта в международных перевозках, облагают налогом только в том договаривающемся государстве, в котором находится место фактического управления предприятия (п. 1 ст. 8 Соглашения).
Таким образом, доходы, выплачиваемые резиденту РП, необходимо облагать налогом в Польше.
Для применения положений Соглашения иностранной организации следует представить по форме и в порядке, установленным МНС, подтверждение того, что она имеет постоянное местонахождение в Республике Польша. Подтверждение должно быть заверено компетентным органом Республики Польша.
Кроме того, по данному виду дохода налоговому агенту необходимо представить налоговую декларацию (расчет) по налогу на доходы нерезидента в белорусский налоговый орган. Ее заполнение зависит от того, когда в налоговый орган будет представлено подтверждение о резидентстве получателя доходов (далее – подтверждение). Если подтверждение представлено в налоговый орган до даты начисления дохода нерезиденту и оно соответствует требованиям, установленным законодательством, это будет являться основанием для неудержания налога на доходы. В таком случае налоговый агент представляет налоговую декларацию по налогу на доходы, указав в ней льготы по международному соглашению.
Если подтверждение своевременно не представлено в налоговый орган, то налоговый агент представляет налоговую декларацию с исчисленным налогом на доходы.
Возврат из бюджета суммы удержанного налога возможен при последующем представлении налоговым агентом подтверждения в налоговый орган.
2 (369). Белорусская организация планирует принять участие в выставке, организованной в иностранном государстве (Казахстан). По условиям договора организатор выставки (иностранная компания) предоставляет в аренду выставочные площади. Кроме того, эта же компания осуществляет доставку автомобильным транспортом экспоната белорусской организации из Республики Беларусь к месту проведения выставки. Белорусская организация оплачивает нерезиденту и аренду площадей, и доставку экспоната.
Следует ли облагать указанные выплаты налогом на доходы?
Нет.
Так как при доставке груза происходит пересечение Государственной границы Республики Беларусь, перевозку следует отнести к международной. Но поскольку белорусская организация не заключает договор международной перевозки груза, а организатор выставки оказывает эту услугу белорусскому резиденту в связи с его участием в данном мероприятии, белорусская организация не должна исчислять и удерживать налог на доходы иностранной организации.
В данном случае не нужно представлять официальный документ, подтверждающий факт постоянного пребывания казахской организации в Казахстане. Это связано с тем, что объект обложения налогом на доходы иностранной организации отсутствует в силу НК и нет необходимости прибегать к положениям международного соглашения об избежании двойного налогообложения доходов и имущества.
Представлять в налоговый орган налоговую декларацию по налогу на доходы нерезидента белорусской организации также не нужно.
3 (370). Иностранная компания "А", не осуществляющая деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство, на территории Беларуси организовала выставку, в которой в качестве экспонентов принимали участие нерезиденты РБ. Одним из таких экспонентов (участников) являлась иностранная организация "Б", у которой в Беларуси открыто представительство. Представительство иностранной организации "Б" за участие в выставке уплатило доход иностранной компании "А".
Следует ли облагать выплаченный доход налогом на доходы и сдавать соответствующую налоговую декларацию?
Следует.
Объект обложения налогом на доходы не возникает, когда белорусская организация или индивидуальный предприниматель начисляют и выплачивают доходы иностранной компании за свое участие в выставке, проводимой в зарубежном государстве (подп. 1.12.10 п. 1 ст. 146 НК).
В рассматриваемой ситуации выставка проходит на территории Беларуси и представительство иностранной организации "Б" выплачивает доходы иностранной организации "А". Таким образом, условия, при которых не возникает объект налогобложения, не соблюдены, и налог следует удержать и перечислить в бюджет Республики Беларусь.
Обратим внимание, что доходами от источников в Республике Беларусь признают доходы (в т.ч. авансовые платежи), начисляемые (выплачиваемые) иностранной организации другой иностранной организацией, открывшей в Республике Беларусь свое представительство и (или) осуществляющей деятельность на территории Республики Беларусь через постоянное представительство, при условии, что возникновение данных доходов имеет отношение к этому представительству и (или) постоянному представительству (подп. 3.4 п. 3 ст. 146 НК).
Следовательно, представительство иностранной организации "Б" должно исчислить, удержать и перечислить в бюджет Беларуси налог с доходов, получаемых иностранной организацией "А", а также своевременно представить в налоговый орган налоговую декларацию по налогу на доходы.
Татьяна Филатова, экономист
НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
3 (371). Организация использует в своей деятельности труд инвалидов, в связи с чем она освобождена от уплаты НДС и налога на прибыль. В процессе хозяйственной деятельности возникает необходимость в заключении хозяйственных договоров на оказание услуг, выполнение работ с индивидуальными предпринимателями.
Учитывают ли индивидуальных предпринимателей при расчете списочной численности для целей применения налоговых льгот?
Не учитывают.
От НДС освобождают обороты по реализации на территории Республики Беларусь товаров (работ, услуг) (за исключением подакцизных товаров, брокерских и иных посреднических услуг, передачи имущества в аренду (финансовую аренду (лизинг)), произведенных (выполненных, оказанных) плательщиками, у которых численность инвалидов составляет не менее 50 % от списочной численности промышленно-производственного персонала в среднем за период.
В списочную численность работников в среднем за период включают также граждан, работающих по совместительству, и граждан, выполняющих работы, оказывающих услуги по договорам подряда, другим гражданско-правовым договорам. При этом процентное соотношение определяют ежемесячно и освобождение от НДС предоставляют при условии соблюдения установленного процента списочной численности в среднем за истекший месяц (подп. 1.16 п. 1 ст. 94 НК).
Прибыль организаций, использующих труд инвалидов (кроме прибыли, полученной от торговой, торгово-закупочной и посреднической деятельности), освобождают от обложения налогом на прибыль, если численность инвалидов в них составляет более 50 % от списочной численности в среднем за налоговый период. При определении списочной численности в среднем за налоговый период в списочную численность (с учетом совместителей) включают также лиц, не состоящих в штате организации (работающих по договорам подряда, другим договорам гражданско-правового характера) (подп. 1.5 п. 1 ст. 140 НК).
При применении налоговых льгот, установленных НК, для определения списочной численности работников в среднем за период необходимо руководствоваться Указаниями по заполнению в формах государственных статистических наблюдений статистических показателей по труду, утвержденными постановлением Минстата РБ от 29.07.2008 № 92 (далее – Указания № 92).
В среднюю численность граждан, выполнявших работу по гражданско-правовым договорам, не включают индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица (п. 12 Указаний № 92).
Таким образом, при определении критерия численности инвалидов для применения налоговых льгот, установленных НК, не учитывают индивидуальных предпринимателей, выполняющих (оказывающих) работы (услуги) на основе заключенных договоров.
5 (372). Организация приняла на работу по распределению молодого специалиста – выпускника колледжа (далее – работник). В связи с производственной необходимостью – повышением профессионального уровня работника, соответствующего его должностным обязанностям, организация заключила с ним договор об оплате его обучения на заочном факультете вуза Республики Беларусь, обеспечивающем получение первого высшего образования.
Облагают ли подоходным налогом с физических лиц сумму, оплаченную организацией за обучение работника в белорусском вузе?
Не облагают.
От подоходного налога с физических лиц освобождают доходы, полученные плательщиком в виде безналичной оплаты организацией стоимости его обучения в учреждениях образования Республики Беларусь при получении первого высшего, первого среднего специального, первого профессионально-технического образования, а также в виде расходов на погашение кредитов (включая проценты по ним) банков Республики Беларусь, фактически израсходованных плательщиком на получение первого высшего, первого среднего специального, первого профессионально-технического образования.
Указанные доходы освобождают от налогообложения, если плательщик представит организации документы, указанные в п. 3 ст. 165 НК (подп. 1.35 п. 1 ст. 163 НК).
Такими документами являются:
1) справка (ее копия) учреждения образования Республики Беларусь, подтверждающая, что плательщик является либо являлся студентом данного учреждения образования и получает либо получал первое высшее образование, с указанием периода обучения;
2) копия договора, заключенного с учреждением образования Республики Беларусь, об оказании образовательных услуг на платной основе;
3) документы, подтверждающие фактическую оплату образовательных услуг.
Следовательно, в случае оплаты организацией обучения работника, получающего первое высшее образование в учреждении образования Республики Беларусь, такой доход освобождают от подоходного налога с физических лиц.
6 (373). Супруги, работающие в одной организации, с января 2011 г. осуществляют строительство квартиры как нуждающиеся в улучшении жилищных условий. Для получения имущественного налогового вычета супруги разделили оплачиваемые ими расходы на строительство жилья. С августа 2011 г. супруга находится в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет.
Как предоставляют имущественный налоговый вычет супругам с августа 2011 г.?
Если в налоговом периоде имущественный налоговый вычет не может быть использован полностью, его остаток переносят на последующие налоговые периоды до полного его использования (подп. 1.1 п. 1 ст. 166 НК).
В 2011 г. имущественный налоговый вычет на строительство квартиры предоставляют плательщику:
– наниматели – по месту основной работы (службы, учебы);
– налоговые органы – по доходам, полученным не по месту основной работы (службы, учебы) и (или) подлежащим налогообложению в соответствии с п. 1 ст. 178 НК, при подаче налоговой декларации (расчета) по окончании налогового периода (п. 2 ст. 166 НК).
В рассматриваемой ситуации работница по месту основной работы находится в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет и доходов, подлежащих обложению подоходным налогом с физических лиц, не имеет. Таким образом, реализовать свое право на получение имущественного налогового вычета по месту основной работы она не может. В этом случае остаток неиспользованного имущественного налогового вычета организация перенесет на последующие налоговые периоды и предоставит данный вычет после выхода работницы из отпуска по уходу за ребенком на работу и получения ею доходов.
Если в течение календарного года работница получит доходы не по месту основной работы (доходы по договорам подряда) и (или) доходы, подлежащие декларированию не позднее 1 марта года, следующего за календарным годом (доходы из-за границы, от реализации второго в течение года автомобиля и т.п.)), то она вправе получить имущественный налоговый вычет в налоговом органе по месту постановки на учет (месту жительства) на основании налоговой декларации (расчета), представив документы, перечисленные в п. 2 ст. 166 НК.
Кроме того, имущественный налоговый вычет в размере остатка, не использованного супругой, вправе получить супруг как по месту основной работы (по доходам, полученным в течение календарного года), так и в налоговом органе (по доходам, полученным им не по месту основной работы и (или) подлежащим декларированию) при подаче налоговой декларации (расчета) по окончании налогового периода.
7 (374). Работник организации осуществляет строительство квартиры и представил в бухгалтерию документы для получения имущественного налогового вычета. При этом он отказался от работ, связанных с внутренней отделкой квартиры, стоимость которых составляет 6 млн. руб. В данной ситуации возникли вопросы:
7.1. Как предоставляют имущественный налоговый вычет на сумму отказных работ?
При строительстве квартиры с привлечением застройщика и (или) подрядчика фактически произведенные плательщиком расходы на такое строительство подлежат имущественному налоговому вычету в пределах цены объекта долевого строительства квартиры, указанной в договоре.
Расходы на работы, связанные с внутренней отделкой квартиры, принимают к вычету только в случае, если в договоре, на основании которого осуществлено строительство, указано строительство квартиры с внутренней отделкой (подп. 1.1 п. 1 ст. 166 НК).
Таким образом, если договором на строительство квартиры предусмотрено строительство квартиры с внутренней отделкой, но работник в процессе строительства отказался от этих работ и осуществляет их самостоятельно, то в пределах стоимости отказных работ он имеет право на получение имущественного налогового вычета.
Если договором на строительство изначально было предусмотрено строительство квартиры без внутренней отделки, то в случае осуществления таких работ самостоятельно имущественный налоговый вычет в отношении понесенных расходов не предоставляют.
Имущественный налоговый вычет предоставляют работнику на основании документов, подтверждающих стоимость работ по внутренней отделке помещения. Такими документами являются:
– договор на строительство квартиры и дополнительное соглашение к нему, в котором зафиксирован отказ от выполнения таких работ, или справка организации застройщика (подрядчика) о стоимости работ по внутренней отделке жилья;
– документы, подтверждающие фактическую оплату плательщиком товаров, работ, услуг, приобретенных и (или) выполненных в рамках работ по внутренней отделке;
– квитанции к приходным кассовым ордерам, платежные инструкции о перечислении денежных средств со счета плательщика на счет продавца (подрядчика, исполнителя), товарные и кассовые чеки, акты о закупке товаров (выполнении работ, оказании услуг) у физических лиц и другие документы.
При приобретении товаров (выполнении работ, оказании услуг) у физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в договоре на приобретение товаров (выполнение работ, оказание услуг) должны быть указаны фамилия, имя, отчество, место жительства, серия и номер документа, удостоверяющего личность физического лица (п. 2 ст. 166 НК).
7.2. Надо ли организации сообщать о предоставленном имущественном налоговом вычете налоговому органу?
Не надо.
Законодательством не предусмотрена обязанность налогового агента представлять налоговому органу сведения в отношении лиц, получивших имущественный налоговый вычет, в т.ч. в части расходов, понесенных ими самостоятельно по внутренней отделке помещения.
8 (375). Работник представил в бухгалтерию по новому месту основной работы (далее – организация) пакет документов для получения имущественного налогового вычета, в т.ч. платежные документы о погашении льготного кредита на строительство индивидуального дома за 2010–2011 гг.
В отношении сумм, указанных в платежных документах, имущественный налоговый вычет по предыдущему месту работы работник получил не полностью по причине небольшой заработной платы.
Рассмотрим вопросы, возникшие в этой ситуации.
8.1. Имеет ли право организация предоставить имущественный налоговый вычет в отношении расходов, которые понесены работником в 2010–2011 гг. и по которым не был предоставлен указанный вычет по предыдущему месту работы?
По нормам налогового законодательства, действующим с 1 января 2006 г., если имущественный налоговый вычет на строительство (приобретение) жилья не может быть использован полностью в налоговом периоде (календарном году), его остаток переносят на последующие налоговые периоды до полного его использования.
Таким образом, если плательщик по предыдущему месту работы не полностью использовал имущественный налоговый вычет ввиду того, что сумма вычета превышала налоговую базу по подоходному налогу с физических лиц, то организация, являющаяся новым местом работы, вправе предоставить ему имущественный налоговый вычет в размере его остатка, не использованного в предыдущих налоговых периодах.
Если и в 2011 г. имущественный налоговый вычет не может быть использован полностью, его остаток переносят на последующие налоговые периоды до полного его использования (подп. 1.1 п. 1 ст. 166 НК).
8.2. Какие документы необходимо представить работнику для получения имущественного налогового вычета при строительстве индивидуального дома с использованием кредита банка?
Для получения имущественного налогового вычета при строительстве индивидуального жилого дома с использованием кредита банка работнику необходимо представить:
– справку местного исполнительного и распорядительного органа или иного государственного органа и других государственных организаций, организаций негосударственной формы собственности по месту работы (службы), подтверждающую, что плательщик и члены его семьи состоят на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий;
– документы, подтверждающие регистрацию права собственности на индивидуальный жилой дом при его строительстве;
– подтверждающие фактическую оплату товаров (работ, услуг, в т.ч. риэлтерских услуг) квитанции к приходным кассовым ордерам, платежные инструкции о перечислении денежных средств со счета плательщика на счет продавца (подрядчика, исполнителя), товарные и кассовые чеки, акты о закупке товаров (выполнении работ, оказании услуг) у физических лиц и др.;
– копию свидетельства (удостоверения) о государственной регистрации земельного участка и прав на него, или государственного акта на право частной собственности, пожизненного наследуемого владения, или договора аренды земельного участка, предоставленного для строительства и обслуживания индивидуального жилого дома;
– копию договора на приобретение товаров (выполнение работ, оказание услуг) при строительстве дома. При приобретении таких товаров (выполнении работ, оказании услуг) у физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в договоре должны быть указаны фамилия, имя, отчество, место жительства, серия и номер документа, удостоверяющего личность такого физического лица;
– копию кредитного договора – при получении плательщиком в банках РБ кредитов на строительство на территории Республики Беларусь индивидуального жилого дома;
– документы, подтверждающие фактическое погашение кредитов банков РБ (включая проценты по ним, за исключением процентов по просроченным кредитам и займам, просроченных процентов по ним) (п. 2 ст. 166 НК).
Владимир Васильев, экономист
9 (376). Организация выполнила работы по заказу министерства. Выручку от реализации работ организация в объект обложения НДС не включала, так как работы оплачивались за счет средств международной технической помощи, полученной министерством.
Правильно ли поступила организация?
Такие действия правомерны только при соблюдении определенных условий.
Объектами обложения НДС не признают обороты по реализации на территории Республики Беларусь товаров (работ, услуг), поставляемых, передаваемых (выполняемых, оказываемых) поставщиком товаров (работ, услуг) проекта (программы) международной технической помощи и (или) получателем международной технической помощи для ее осуществления, атакже обороты по их дальнейшей безвозмездной передаче в соответствии с целями и задачами проектов (программ) международной технической помощи в порядке и на условиях, установленных Президентом РБ (подп. 2.19 п. 2 ст. 93 НК).
Аналогичную норму содержит подп. 1.3 п. 1 Указа Президента РБ от 22.10.2003 № 460 "О международной технической помощи, предоставляемой Республике Беларусь".
В названном Указе предусмотрено следующее. Минэкономики на основании решения Комиссии по вопросам международного технического сотрудничества при Совете Министров РБ (далее – Комиссия) представляет в МНС подтверждения:
– о денежных средствах, в т.ч. в иностранной валюте, ином имуществе (включая относимое к основным фондам, товарно-материальным ценностям и нематериальным активам), полученных в качестве международной технической помощи;
– оборотах по реализации на территории Республики Беларусь товаров (работ, услуг), поставляемых, передаваемых (выполняемых, оказываемых) поставщиком товаров (работ, услуг) проекта (программы) международной технической помощи и (или) получателем международной технической помощи для ее осуществления, а также оборотах по их дальнейшей безвозмездной передаче в соответствии с целями и задачами проектов (программ) международной технической помощи;
– имуществе, приобретенном за счет или полученном в виде международной технической помощи для непосредственного осуществления такой помощи;
– доходах, получаемых физическими лицами из средств международной технической помощи.
Перечень товаров (имущества, в т.ч. денежных средств), работ и услуг, предоставляемых для реализации проектов (программ), является документом, подтверждающим отнесение товаров (имущества, в т.ч. денежных средств), работ и услуг к товарам (имуществу, в т.ч. денежным средствам), работам и услугам, предоставляемым для осуществления проектов (программ) (пп. 22 и 23 Положения № 1522*).
Форма перечня установлена постановлением Минэкономики РБ от 04.05.2010 № 82 "О форме перечня товаров (имущества, в том числе денежных средств), работ и услуг, предоставляемых для реализации проектов (программ) международной технической помощи".
________________________
* Положение о порядке подготовки, рассмотрения и одобрения проектов (программ) международной технической помощи, а также перечней товаров (имущества, в том числе денежных средств), работ и услуг, предоставляемых для реализации этих проектов (программ), утвержденное постановлением Совета Министров РБ от 21.11.2003 № 1522 "О некоторых мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 22 октября 2003 г. № 460".
Получатель международной технической помощи и (или) поставщик товаров (работ, услуг) проекта (программы) вносит перечень на одобрение Комиссии по его выбору:
– одновременно с документами, направляемыми для одобрения проекта (программы);
– в ходе реализации проекта (программы);
– не позднее 40 дней с даты истечения срока реализации проекта (программы), на который он зарегистрирован.
Если в указанные сроки ни министерство (получатель международной технической помощи), ни организация, выполнявшая работы, не направили на рассмотрение Комиссии документы для одобрения перечня выполненных работ, то Комиссия решения по одобрению перечня работ в рамках данного проекта международной технической помощи не принимала.
В таких условиях работы, выполненные организацией в рамках проекта международной технической помощи, подлежат включению в состав объекта обложения НДС на общих основаниях.
10 (377). Газоснабжающая организация оказывает услуги по обеспечению природным газом учреждений социального обслуживания и жилых домов.
Следует ли облагать оборот по реализации этих услуг НДС?
Не следует.
Освобождаются от НДС обороты по реализации на территории Республики Беларусь оказываемых физическим лицам жилищно-коммунальных и эксплуатационных услуг по перечню таких услуг, утвержденному Указом Президента РБ от 26.03.2007 № 138 "О некоторых вопросах обложения налогом на добавленную стоимость", который включает в т.ч. и услуги по снабжению природным и сжиженным газом (ст. 94 НК).
Освобождение от НДС при оказании вышеназванных услуг физическим лицам применяют в т.ч. при их оказании через организации, осуществляющие эксплуатацию жилищного фонда, и иные организации, заключившие договоры на оказание этих услуг физическим лицам.
Первоочередное значение для правомерного применения освобождения от НДС при оказании услуг газоснабжения физическим лицам имеет факт потребления услуги непосредственно физическими лицами. Поэтому при отпуске природного и сжиженного газа в стационарные учреждения социального обслуживания (дома-интернаты для престарелых и инвалидов, дома-интернаты для детей-инвалидов, специальные дома для ветеранов, престарелых и инвалидов, сиротские детские дома, детские дома, школы-интернаты), в т.ч. при отпуске природного и сжиженного газа в отдельно стоящие здания (строения) некоммерческого назначения при условии использования указанных объектов исключительно для обеспечения деятельности учреждений социального обслуживания и удовлетворения потребностей проживающих в них граждан, газоснабжающие организации вправе воспользоваться освобождением от НДС.
Указанный порядок применения освобождения от НДС действовал также и в 2008–2009 гг.
В связи с тем что право на применение освобождения от НДС организации применяют как в отношении стационарных учреждений социального обслуживания, так и в отношении отдельно стоящих зданий (строений) некоммерческого назначения (административные и учебные корпуса, хозяйственные постройки и другие аналогичные строения), наличие раздельного учета отпускаемого газа в данном случае не требуется.
Кроме того, с 1 января 2011 г. из ст. 94 НК исключена норма, согласно которой применение освобождения от НДС было возможно только при наличии отдельного учета реализации соответствующих товаров (работ, услуг).
Александр Светлаков, экономист
11 (378). Налоговая инспекция при проведении выездной проверки установила факт необоснованного возврата организации сумм превышения налоговых вычетов по НДС, произведенного путем зачета этих сумм в счет уплаты других налогов.
Будут ли учтены в суммах доначисленных платежей налоги, подлежащие уплате в связи с аннулированием зачета сумм НДС, если они исчислены к уплате плательщиком верно?
По административным правонарушениям (за исключением выявленных в результате камеральных проверок) суммы штрафов исчисляют с суммы превышения доначисленных налогов, сборов (пошлин) по итогам календарного года (его части, если проверке подлежит часть календарного года) над суммой налогов, сборов (пошлин), уменьшенных за тот же период (п. 1 примечания к ст. 13.6 КоАП).
При аннулировании зачета сумм НДС в счет уплаты других налогов доначисление этих налогов не происходит, поскольку такие налоги, подлежащие уплате в бюджет в связи с принятием решения об аннулировании зачета, были своевременно исчислены плательщиком.
Эти суммы налогов следует учитывать при определении величины неуплаченных налогов, с которой надо исчислять размер налагаемого административного взыскания.
Ответ подготовлен на основании разъяснения, приведенного в письме МНС РБ от 11.07.2011 № 10-15/111.
Ирина Петрович, аудитор