НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
1 (157). Организация получила товар по договору займа. В накладной займодавец предъявил НДС.
Имеет ли организация право принять к вычету предъявленную сумму НДС?
Имеет при соблюдении определенных условий.
Вычетам подлежат (п. 6 ст. 107 Налогового кодекса РБ, далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – НК):
– предъявленные плательщику суммы НДС при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав независимо от периода погашения задолженности за приобретаемые товары (работы, услуги), имущественные права либо уплаченные плательщиком при ввозе товаров на территорию Республики Беларусь после их отражения в бухгалтерском учете и книге покупок, если ведение книги покупок осуществляется плательщиком, – для плательщиков, определяющих момент фактической реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав методом "по отгрузке";
– фактически уплаченные плательщиком суммы НДС при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав либо при ввозе товаров на территорию Республики Беларусь после отражения их в бухгалтерском учете и книге покупок, если ведение книги покупок осуществляется плательщиком, – для плательщиков, определяющих момент фактической реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав методом "по оплате".
Разъяснения по указанной ситуации приведены в письме МНС РБ от 03.01.2011 № 2-1-10/8 (вопрос 9). В нем сказано, что с учетом положений ст. 93 НК займодавец и заемщик при передаче предметов займа для целей исчисления НДС выступают продавцами, а значит, вправе принимать предъявленные суммы налога к вычету в установленном законодательством порядке.
Таким образом:
– заемщик, определяющий выручку "по отгрузке", принимает к вычету сумму НДС, предъявленную займодавцем, при оприходовании полученного в заем товара;
– заемщик, определяющий выручку "по оплате", принимает к вычету сумму НДС, предъявленную займодавцем, при возврате предмета займа.
Указанный порядок вычета НДС применялся и в 2011 г.
2 (158). В соответствии с договором арендную плату арендатор должен вносить до наступления месяца аренды, т.е. предварительно. За несвоевременное внесение арендной платы договором аренды установлена пеня. Сроки нарушения договора незначительны, поэтому арендодатель обычно не истребует пеню у арендатора.
Возникает ли у арендодателя необходимость исчисления налогов (НДС и налога на прибыль) из суммы неполученной пени?
Не возникает.
Объектом обложения НДС являются обороты по реализации на территории Республики Беларусь товаров (работ, услуг), имущественных прав, в т.ч. передача арендодателем объекта аренды арендатору (ст. 93 НК).
Налоговую базу при передаче арендодателем объекта аренды арендатору следует определять как сумму арендной платы. Если по условиям договора аренды арендатор выкупает объект аренды, то налоговую базу необходимо увеличить на величину выкупной стоимости объекта аренды (п. 7 ст. 98 НК).
Кроме того, предусмотрено увеличение налоговой базы на суммы, полученные в виде санкций за нарушение покупателями (заказчиками) условий договоров (п. 18 ст. 98 НК).
Таким образом, в случае неполучения от арендатора суммы санкций налог на причитающуюся сумму санкций начислять не следует.
В отношении налога на прибыль поясним следующее. В состав внереализационных доходов необходимо включать суммы неустоек (штрафов, пеней) и других видов санкций, полученных за нарушение условий договоров (подп. 3.6 п. 3 ст. 128 НК). Значит, причитающиеся, но не полученные от арендатора суммы пени организации не включают в состав доходов от внереализационных операций при определении облагаемой налогом прибыли.
3 (159). На балансе у предприятия числится сауна. Предприятие приобретает моющие средства, используемые в сауне работниками (мыло, шампуни).
Следует ли облагать НДС стоимость использованных моющих средств?
Не следует при соблюдении определенных условий.
Объектом налогообложения признают обороты по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь, в т.ч. обороты по безвозмездной передаче товаров (подп. 1.1.3 п. 1 ст. 93 НК).
При этом с 1 января 2008 г. собственное потребление непроизводственного характера не является объектом налогообложения.
Исходя из норм письма МНС РБ от 24.09.2008 № 2-1-9/740 (вопрос 22) потребление внутри организации товаров, приобретенных для собственных нужд организации (ее работников), которое должно подтверждаться соответствующими распорядительными документами руководителя организации, относится к собственному потреблению непроизводственного характера. Его не следует облагать НДС.
Таким образом, при наличии распоряжения руководителя о том, что расходы по приобретению моющих средств осуществляются для целей предприятия непроизводственного характера, НДС исчислять не следует, поскольку отсутствует факт безвозмездной передачи.
Если передачу указанных товаров производят конкретным лицам в качестве подарка (например, к празднику), то возникает объект для исчисления НДС по факту безвозмездной передачи.
Наталья Нехай, экономист
ОТЧИСЛЕНИЯ В ФСЗН
4 (160). В апреле 2012 г. работникам начислено вознаграждение по итогам работы (13-я зарплата за 2011 г. за счет прибыли, остающейся в распоряжении после уплаты налогов).
Рассмотрим вопросы, которые возникли в приведенной ситуации.
4.1. Следует ли начислять обязательные страховые взносы в Фонд социальной защиты населения (далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – Фонд) на указанные суммы выплат работникам?
Да.
Объектом для начисления обязательных страховых взносов в Фонд для работодателей и работающих граждан являются выплаты всех видов в денежном и (или) натуральном выражении, начисленные в пользу работающих граждан по всем основаниям независимо от источников финансирования, включая вознаграждения по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются оказание услуг, выполнение работ и создание объектов интеллектуальной собственности, кроме предусмотренных Перечнем* видов выплат, на которые не начисляются обязательные страховые взносы в Фонд, но не выше 4-кратной величины средней заработной платы работников в республике за месяц, предшествующий месяцу, за который уплачиваются обязательные страховые взносы (ст. 2 Закона РБ от 29.02.1996 № 138-ХIII "Об обязательных страховых взносах в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь").
________________________
* Перечень видов выплат, на которые не начисляются взносы по государственному социальному страхованию, в том числе по профессиональному пенсионному страхованию, в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты и по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Белорусское республиканское унитарное страховое предприятие "Белгосстрах", утвержденный постановлением Совета Министров РБ от 25.01.1999 № 115 (с изменениями и дополнениями) (далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – Перечень).
Перечень не содержит таких выплат, как "выплаты работникам вознаграждений по итогам работы за год". Следовательно, обязательные страховые взносы на названные суммы, выплачиваемые работникам предприятия, необходимо начислять в общеустановленном порядке.
Д-т 90-8 (субсчет "Прочие расходы по текущей деятельности") – К-т 70
– начислено работникам вознаграждение по итогам работы за год;
Д-т 90-8 (субсчет "Прочие расходы по текущей деятельности") – К-т 69
– на сумму отчислений в Фонд в размере 34 %, начисленных на сумму вознаграждения по итогам работы за год;
Д-т 70 – К-т 69
– на сумму удержаний в Фонд в размере 1 % с суммы вознаграждения по итогам работыза год*.
_________________________
* Корреспонденция счетов составлена редакцией.
4.2. Будут ли данные выплаты учитываться при исчислении пенсии работникам?
В заработок для исчисления пенсии включают выплаты всех видов в денежном и (или) натуральном выражении, начисленные в пользу работающего гражданина по всем основаниям независимо от источников финансирования, включая вознаграждения по гражданско-правовым договорам, выплаты застрахованному лицу, подлежащему обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, доходы физического лица, самостоятельно уплачивающего обязательные страховые взносы, на которые согласно законодательству начислялись и из которых уплачивались обязательные страховые взносы. Такая норма приведена в ст. 58 Закона РБ от 17.04.1992 № 1596-XII "О пенсионном обеспечении".
Премии и иные выплаты включаются в заработок за тот месяц, в котором они получены.
5 (161). Работник предприятия направлен в служебную командировку за границу. По возвращении из командировки нанимателем работнику были возмещены командировочные расходы, в т.ч. расходы по оплате страхового полиса добровольного страхования от несчастных случаев и болезни при выезде работника за границу.
Следует ли расходы по оплате страхового полиса добровольного страхования от несчастных случаев и болезни относить к п. 6 Перечня?
Да.
Пункт 6 Перечня содержит следующую норму: "Компенсации, предусмотренные законодательством Республики Беларусь (кроме компенсаций, выплачиваемых: за неиспользованный трудовой отпуск; вместо предупреждения о предстоящем высвобождении; за особые условия труда); суммы, выплачиваемые в возмещение дополнительных расходов, связанных с выполнением работниками трудовых обязанностей".
Обратимся к п. 30 Инструкции о порядке и условиях предоставления гарантий и компенсаций при служебных командировках за границу, утвержденной постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 30.07.2010 № 115 (далее – Инструкция № 115). В нем предусмотрено, что командированному работнику необходимо возместить комиссионные по обмену в банке чека или одного вида иностранной валюты на другой, за совершение операций с использованием банковских пластиковых карточек, расходы по получению служебного паспорта гражданина Республики Беларусь, виз, страхованию от несчастных случаев и болезней на время поездки за границу, по оплате обязательного сбора (пошлины), взимаемого с граждан в аэропортах, а также расходы, предусмотренные в пп. 31, 32 Инструкции № 115, при обязательном представлении подтверждающих документов в оригинале (счета, квитанции и т.п.), за исключением расходов, связанных с получением служебного паспорта и виз.
Таким образом, сумму расходов по оплате страхового полиса добровольного страхования от несчастных случаев и болезни при выезде работника в служебную командировку за границу следует относить к п. 6 Перечня.
6 (162). Работник устроился на основную должность в организацию, а также оформил внутреннее совместительство (уборка бытовых помещений) на 0,25 ставки. В феврале 2012 г. начисленные работнику выплаты составили: по основной должности (заработная плата, доплаты, вознаграждение по итогам работы (13-я зарплата), премиальные выплаты – 11 250 000 руб.), за совмещение – 550 000 руб., т.е. всего данному работнику начислено 11 800 000 руб.
Как следует производить начисление обязательных страховых взносов в Фонд в части ограничения 4-кратной величиной средней заработной платы за работника при внутреннем совмещении: по совокупности с оплатой по основной должности или такое ограничение необходимо применить к этим доходам раздельно?
Определение объекта для начисления обязательных страховых взносов в Фонд приведено в ответе на вопрос № 4 (160).
При исчислении страховых взносов в Фонд следует учитывать, что 4-кратную величину применяют к выплатам, начисленным в пользу каждого работника. Общий объект для исчисления страховых взносов в Фонд работодатель формирует из начисленных выплат каждому работнику с применением в необходимых случаях 4-кратной величины.
Ограничение в размере 4-кратной величины средней заработной платы работников в республике за месяц, предшествующий месяцу, за который уплачиваются обязательные страховые взносы, применяется с 1 января 2009 г. как при начислении обязательных страховых взносов в Фонд работодателем, так и при удержании из выплат работающих граждан.
В случае если работодателем заключены со своим работником трудовой договор и договор о работе по совместительству (так называемое внутреннее совместительство), то при определении объекта для начисления обязательных страховых взносов в Фонд нужно применять 4-кратную величину к общей сумме выплат, начисленной работнику в целом за месяц, за который уплачиваются страховые взносы.
В приведенной ситуации доход работника в феврале превысил 4-кратную величину средней заработной платы работников в республике за январь 2012 г. – 11 522 340 руб.
(2 880 585 руб. × 4).
Следовательно, за февраль 2012 г. должны были быть начислены, удержаны и перечислены (по установленному сроку уплаты в марте) обязательные страховые взносы в Фонд из суммы всех начисленных выплат работнику по совокупности всех начислений (основная должность и внутреннее совмещение), но облагаемый доход не должен превысить 4-кратную величину средней заработной платы работников в республике за январь 2012 г.
На сумму превышения начисленных выплат в размере 277 660 руб. (11 800 000 – 11 522 340) обязательные страховые взносы в Фонд начислять не следует.
Владимир Грихутик, первый заместитель управляющего ФСЗН Минтруда и соцзащиты РБ
ОТЧЕТНОСТЬ
7 (163). В форме отчета о прибылях и убытках за 2011 г. по стр. 010 организации отражали выручку от реализации продукции, товаров, работ, услуг, учитываемую по кредиту счета 90 "Реализация", а по стр. 011 – налоги и сборы, включаемые в выручку от реализации продукции, товаров, работ, услуг.
В форме отчета о прибылях и убытках, которую следует заполнять в 2012 г., не предусмотрена строка для отражения налогов и сборов, включаемых в выручку от реализации продукции, товаров, работ, услуг.
Каким образом при составлении бухгалтерской отчетности в 2012 г. следует отражать суммы НДС, исчисляемые от выручки от реализации товаров, продукции, работ, услуг?
По статье "Выручка от реализации продукции, товаров, работ, услуг" (стр. 010) в отчете о прибылях и убытках следует отражать выручку от реализации продукции, товаров, работ, услуг, учитываемую по кредиту счета 90 "Доходы и расходы по текущей деятельности", за вычетом скидок (премий, бонусов), предоставленных покупателю (заказчику), к цене (стоимости), указанной в договоре, стоимости возвращенной продукции, товаров, а также налогов и сборов, исчисляемых из выручки от реализации продукции, товаров, работ, услуг (п. 58 Инструкции о порядке составления бухгалтерской отчетности, утвержденной постановлением Минфина РБ от 31.10.2011 № 111).
Таким образом, при составлении промежуточной бухгалтерской отчетности за 2012 г. и в итоговом отчете за 2012 г. суммы НДС, исчисляемые из выручки от реализации продукции, товаров, работ, услуг, в отчете о прибылях и убытках отдельно не показывают. Исчисленные суммы НДС следует вычесть из выручки от реализации продукции, товаров, работ, услуг, учитываемой по кредиту счета 90, при заполнении стр. 010 отчета о прибылях и убытках.
Анна Крупнова, консультант Главного управления регулирования бухгалтерского учета, отчетности и аудита Минфина РБ
Виталий Раковец, аудитор ООО "АудитИнком"
ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУБЪЕКТОВ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ
8 (164). Бухгалтер организации в январе 2012 г. обратилась в ИМНС по месту постановки на учет с запросом. По истечении времени из районной инспекции был получен ответ, который организация применила на практике. В мае организацию проверили специалисты налоговой инспекции г. Минска. По результатам проверки установлены нарушения налогового законодательства, в т.ч. и по письму районной налоговой инспекции, которое оказалось ошибочным.
Кто будет нести административную ответственность, если консультация налоговой инспекции оказалась неправильной?
Организация.
Несмотря на то что налоговые правонарушения возникли из-за неверной консультации ИМНС, административную ответственность будет нести организация.
Рассмотрим некоторые права плательщиков, предусмотренные налоговым законодательством. Так, плательщики имеют право:
– получать от налоговых инспекций по месту постановки на учет бесплатную информацию о действующих налогах, сборах (пошлинах), актах налогового законодательства, а также о правах и обязанностях плательщиков, налоговых инспекций и их должностных лиц;
– получать от налоговых инспекций и других уполномоченных государственных органов письменные разъяснения по вопросам применения актов налогового законодательства.
Соответственно налоговые инспекции и их должностные лица должны давать письменные разъяснения плательщикам (иным обязанным лицам) по вопросам применения актов налогового законодательства (подп. 1.5 п. 1 ст. 82 НК).
С 2012 г. плательщикам гарантируется административная и судебная защита их прав и законных интересов в порядке, определяемом НК и иными актами законодательства, при исчислении и уплате налогов, сборов (пошлин) на основании письменных разъяснений по вопросам применения актов налогового законодательства, полученных ими от МНС (п. 3 ст. 21 НК).
Кроме того, согласно новой редакции п. 31 ст. 52 НК пени не начисляют на суммы налогов, сборов (пошлин), подлежащих уплате плательщиком (иным обязанным лицом), в случае их неуплаты или неполной уплаты на основании письменных разъяснений по вопросам применения актов налогового законодательства, полученных им от МНС. То есть в п. 31 ст. 52 НК упомянуты только письменные разъяснения МНС.
Следовательно, письмо, полученное организацией из ИМНС, не является основанием для освобождения от административной ответственности.
9 (165). Организация обжаловала письмо ИМНС в областной налоговой инспекции. Ответ из областной инспекции также не устроил организацию.
Можно ли обжаловать разъяснение областной налоговой инспекции в МНС?
Нет.
Если организация обжаловала разъяснение районной налоговой инспекции в областной (Минской городской) налоговой инспекции, то она лишает себя возможности получить разъяснение от МНС, так как обжаловать ответ областной (Минской городской) налоговой инспекции можно только в суде. МНС такие возражения рассматривать не будет. Следовательно, если ответы налоговых инспекций окажутся неправильными, то организациям, которые ими руководствовались в работе, будут начислены пени.
Наталья Рощина, экономист
10 (166). Предприятие занимается грузоперевозками. У него есть должник, который не рассчитался с ним за перевозку, произведенную в 2009 г. (т.е. прошло уже 3 года). Предприятие подало в ИМНС заявление на удержание дебиторской задолженности со своего должника. ИМНС это заявление приняло.
Можно ли взыскать долг через ИМНС, если долгу уже более 3 лет?
НК это не запрещено.
НК ответ на этот вопрос не содержит. Однако он содержит норму, в соответствии с которой организации обязаны вести учет дебиторской задолженности и представлять такую информацию налоговому органу при возникновении у плательщика задолженности по уплате налогов, сборов (пошлин), пеней (подп. 1.5 п. 1 ст. 22 НК). При этом какие-либо ограничительные сроки исковой давности по дебиторской задолженности в НК не установлены.
С 1 января 2012 г. информацию о дебиторах организации должны представлять налоговому органу не позднее 5 рабочих дней со дня возникновения задолженности по платежам в бюджет, а также копии документов, подтверждающих факт наличия дебиторской задолженности (в 2009–2011 гг. – не позднее 10 рабочих дней со дня возникновения задолженности по уплате налогов, сборов (пошлин), пеней).
Взыскание налога, сбора (пошлины), пени за счет средств дебиторов является правом налогового органа, который выносит соответствующее решение (подп. 1.7 п. 1 ст. 81 НК). В случае отказа налогового органа во взыскании налога, сбора (пошлины), пени за счет средств дебиторов организация вправе в течение 30 календарных дней со дня отказа обжаловать такое решение в порядке, установленном ст. 87 НК. Срок рассмотрения жалобы – месяц со дня ее получения (п. 1ст. 88 НК).
Одновременно не следует забывать и о праве дебитора плательщика, несогласного с решением налогового органа о взыскании налога, сбора (пошлины), пени за счет средств дебиторов, обжаловать такое решение. Обжалование осуществляется в порядке, установленном для подачи жалобы плательщиком.
Если денежные средства взысканы с банковского счета организации-дебитора на основании недостоверных сведений о дебиторе, направленных организацией-кредитором в налоговый орган, то впоследствии дебитор вправе взыскать убытки с этой организации (ст. 14 ГК*, п. 3 ст. 58 НК).
_______________________________
* Гражданский кодекс РБ.
Справочно: вопросы исчисления сроков давности регулирует гражданское законодательство. Срок исковой давности установлен для целей защиты права по иску лица, право которого нарушено, т.е. для судебной защиты нарушенных прав (ст. 196 ГК). Напомним, что общий срок исковой давности составляет 3 года (ст. 197 ГК).
Кроме того, обращаем внимание, что согласно п. 3 ст. 751 ГК, п. 122 Правил автомобильных перевозок грузов, утвержденных постановлением Совета Министров РБ от 30.06.2008 № 970, срок исковой давности по требованиям, вытекающим из автомобильной перевозки грузов, составляет 1 год с даты получения ответа на предъявленную претензию.
11 (167). Организацию проверил орган КГК. Период проверки – 5 лет. По результатам проверки организации доначислили налоговые платежи, пени и зафиксировали в приложении к акту проверки сведения о дебиторской задолженности организации. Причем в этих сведениях указана информация о дебиторах и дебиторской задолженности, по которой не истек срок исковой давности(3 года).
Зачем проверяющие фиксировали дебиторов организации?
Данная норма предусмотрена Инструкцией о порядке взаимодействия инспекций Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь и органов Комитета государственного контроля Республики Беларусь при взыскании налогов, сборов и других обязательных платежей в бюджет, утвержденной постановлением МНС и КГК РБ от 25.02.2008 № 30/2 (далее – Инструкция № 30/2).
Так, взыскание налогов, сборов и других обязательных платежей в бюджет, доначисленных по результатам проверок органами КГК, осуществляет налоговый орган на основании документов, направленных органом комитета по месту постановки на налоговый учет плательщика.
Такими документами являются:
– решение о взыскании налогов, сборов и других обязательных платежей в бюджет;
– копия акта проверки;
– сведения о дебиторах и имуществе плательщика по форме согласно приложению к Инструкции № 30/2 и копии документов, подтверждающих факт наличия дебиторской задолженности.
Вместо указанных сведений возможны заявление плательщика-организации об уступке требования кредитора и документ (акт сверки или иной подписанный дебитором и плательщиком документ), подтверждающий наличие дебиторской задолженности у плательщика и кредиторской задолженности у дебитора плательщика-организации);
– копии документов об аресте имущества.
В сведениях о дебиторах и имуществе плательщика в разделе "Сведения о дебиторах плательщика и суммах дебиторской задолженности, установленные по результатам проверки" указываются информация о сумме дебиторской задолженности, сроке исполнения обязательства дебитора и сроке исковой давности и сведения о его перерыве и приостановлении.
12 (168). Может ли организация открыть расчетный счет за границей?
Может.
Резиденты могут открывать счета в иностранной валюте и белорусских рублях в банках и иных кредитных организациях за пределами Республики Беларусь при соблюдении порядка и условий, устанавливаемых Нацбанком (ст. 19 Закона РБ от 22.07.2003 № 226-З "О валютном регулировании и валютном контроле").
Порядок открытия счетов резидентами в банках-нерезидентах определен Правилами проведения валютных операций, утвержденными постановлением Правления Нацбанка РБ от 30.04.2004 № 72 (далее – Правила № 72).
Так, субъекты валютных операций – резиденты (кроме банков) могут открыть счета в иностранной валюте и в белорусских рублях в банках-нерезидентах (п. 39 Правил № 72):
1) без разрешения Нацбанка – по учету кредитных операций, для дипломатических и других официальных представительств РБ, консульских учреждений РБ;
2) в уведомительном порядке.
Указанные субъекты (кроме бюджетных учреждений) в уведомительном порядке открывают счета своих представительств в банках государств – участников ЕврАзЭС (международная организация "Евразийское экономическое сообщество", в состав которой входят Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Российская Федерация, Таджикистан) в национальной валюте того государства – участника ЕврАзЭС, на территории которого открывается счет представительства. Порядок представления уведомлений устанавливается нормативными правовыми актами Нацбанка;
3) на основании разрешения Нацбанка – иные счета, за исключением счетов, открываемых без разрешения Нацбанка и в уведомительном порядке.
Такие разрешения выдаются в соответствии с Инструкцией о порядке выдачи разрешений на проведение валютных операций и на открытие счетов за пределами Республики Беларусь, а также представления в банк уведомлений при совершении валютных операций, связанных с движением капитала, утвержденной постановлением Правления Нацбанка РБ от 28.01.2008 № 15 (далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – Инструкция № 15).
Инструкция № 15 определяет порядок выдачи разрешений Нацбанка на открытие резидентами за пределами Республики Беларусь счетов в банках-нерезидентах на следующие цели:
1) для содержания за пределами Беларуси представительства (за исключением дипломатических и других официальных представительств РБ), филиала;
2) содержания оздоровительных учреждений за пределами Республики Беларусь;
3) финансирования строительно-монтажных, строительно-ремонтных, геолого-изыскательских и других работ разъездного характера, выполняемых за пределами республики;
4) осуществления расчетов по сделкам, связанным с осуществлением производственно-хозяйственной деятельности на территории иностранного государства;
5) привлечения кредита, займа от банка-нерезидента, если условиями договора предусматривается открытие контокоррентного счета;
6) размещения денежных средств (за исключением средств, полученных из бюджета) на депозитном счете, залоговом, гарантийном счете в банке-нерезиденте.
13 (169). Какие документы необходимо представить в Нацбанк для получения разрешения на открытие счетов в банках-нерезидентах?
Для рассмотрения вопроса о выдаче разрешений на открытие счетов в банках-нерезидентах субъекты валютных операций – резиденты (кроме банков) должны представить в Нацбанк следующие документы (п. 55 Инструкции № 15):
1) копию документа о государственной регистрации (перерегистрации) юридического лица, индивидуального предпринимателя (свидетельства о государственной регистрации, выписки из решения местного исполнительного или распорядительного органа, Минюста и т.п.);
2) справку инспекции МНС об отсутствии либо наличии задолженности по уплате налогов, сборов (пошлин), иным обязательным платежам в бюджет, в т.ч. в государственные целевые бюджетные фонды, контроль за уплатой которых в соответствии с законодательством возложен на налоговые органы. Справка представляется по усмотрению субъекта валютных операций – резидента;
3) бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках по состоянию на последнюю отчетную дату перед датой обращения с заявлением в Нацбанк. Бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках должны быть подписаны руководителем и главным бухгалтером субъекта валютных операций (при наличии), подписи скрепляются печатью;
4) заявление произвольной формы, заполненное машинописным текстом и подписанное руководителем заявителя. В заявлении в обязательном порядке следует указать цель открытия счета, планируемый режим счета, а также местонахождение и наименование банка-нерезидента, в котором предполагается открытие счета;
5) копии учредительных документов юридического лица;
6) подписанную руководителем и главным бухгалтером (при его наличии) смету-расчет и обоснование движения средств по счету (планируемые поступления и списания средств по статьям за период, на который требуется разрешение);
7) для содержания за пределами Республики Беларусь представительства, филиала, оздоровительного учреждения:
смету затрат на содержание представительства (филиала, оздоровительного учреждения);
копию положения о представительстве (филиале, оздоровительном учреждении);
копию документа, подтверждающего регистрацию представительства (филиала, оздоровительного учреждения) на территории иностранного государства, легализованную в установленном порядке с заверенным переводом на русский или белорусский язык;
8) для проведения расчетов, связанных с осуществлением производственно-хозяйственной деятельности, финансированием строительно-монтажных, строительно-ремонтных, геолого-изыскательных и других работ разъездного характера, выполняемых за пределами Республики Беларусь, – копию соответствующего договора, заключенного с нерезидентом;
9) в целях привлечения кредита и (или) займа от банка-нерезидента – для открытия контокоррентного счета в банке-нерезиденте – копию кредитного договора (договора займа), заключенного с нерезидентом (в случае отсутствия подписанного договора представляются его проект и письмо банка онамерении предоставить кредит (заем) с указанием основных условий кредитования, выдачи займа);
10) в целях размещения денежных средств на депозитном счете, залоговом, гарантийном счете в банке-нерезиденте:
копию договора банковского вклада (депозита), договора залога;
информацию об источниках средств, используемых для размещения на счете в банке-нерезиденте.
Субъекты валютных операций – резиденты (кроме банков) вправе представить также иные документы, которые могут способствовать рассмотрению заявления по существу.
Разрешение на открытие счета в банке-нерезиденте выдают на срок не более 1 года.
Марина Лазарь, экономист