БУХУЧЕТ-2012
1 (124). Торговая организация осуществляет строительство склада с привлечением строительной организации.
Возникают ли постоянные разницы в случае выполнения работ по строительству?
Нет.
Постоянные разницы – суммы доходов и расходов, формирующие учетную прибыль (убыток) текущего отчетного периода и исключаемые из налогооблагаемой базы по налогу на прибыль в текущем и будущих отчетных периодах либо включаемые в расчет налогооблагаемой базы по налогу на прибыль текущего отчетного периода и не формирующие учетную прибыль (убыток) текущего и будущих отчетных периодов (п. 2 Инструкции по бухгалтерскому учету отложенных налоговых активов и обязательств, утвержденной постановлением Минфина РБ от 31.10.2011 № 113).
В бухгалтерском учете фактические затраты, включаемые в первоначальную стоимость основных средств, отражают по дебету счета 08 "Вложения в долгосрочные активы" (п. 13 Инструкции о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной постановлением Минфина РБ от 29.06.2011 № 50).
Аналогичный порядок предусмотрен и п. 14 Инструкции об отражении в бухгалтерском учете хозяйственных операций с основными средствами, утвержденной постановлением Минфина РБ от 20.12.2001 № 127, в соответствии с которым фактические затраты, связанные с приобретением, сооружением, изготовлением, доставкой, установкой, монтажом основных средств и доведением их до состояния, в котором они пригодны к использованию, в бухгалтерском учете отражают по дебету счета 08.
При налогообложении прибыли не учитывают затраты на выполнение работ по строительству (подп. 1.2 п. 1 ст. 131 Налогового кодекса РБ, далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – НК).
Таким образом, затраты на выполнение работ по строительству не признают расходами отчетного периода ни для целей бухгалтерского учета, ни для целей налогообложения. Следовательно, постоянные разницы в данном случае не возникают.
Елена Калачик, консультант отдела международных стандартов финансовой отчетности
Главного управления регулирования бухгалтерского учета, отчетности и аудита
Минфина РБ, САР
2 (125). Инструкцией № 89* было предусмотрено, что по окончании отчетного периода (месяца, квартала, года) при составлении бухгалтерской отчетности счет 99 "Прибыли и убытки" закрывается. При этом заключительной записью последнего месяца отчетного периода сумму чистой прибыли (убытка) следовало отражать по дебету (кредиту) счета 99 и кредиту (дебету) счета 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)". Инструкцией № 50** предусмотрено закрытие счета 99 "Прибыли и убытки" по окончании отчетного года.
__________________________
* Инструкция по применению Типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденная постановлением Минфина РБ от 30.05.2003 № 89.
** Инструкция о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденная постановлением Минфина РБ от 29.06.2011 № 50 (далее – Инструкция № 50).
Означает ли это, что с 2012 г. начисление дивидендов акционерному обществу можно производить только по окончании года?
Нет.
Порядок выплаты дивидендов акционерам регулирует ст. 72 Закона РБ от 09.12.1992 № 2020-XII "О хозяйственных обществах" (с изменениями и дополнениями (далее – Закон)).
Так, акционерное общество вправе распределять между акционерами часть прибыли, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей и покрытия убытков текущих периодов, образовавшихся по вине акционерного общества, посредством выплаты дивидендов. Кроме того, в случаях и в порядке, установленных законодательными актами, акционерное общество обязано выплачивать дивиденды. Акционерное общество вправе производить выплату дивидендов по результатам I квартала, полугодия, 9 месяцев и по результатам года.
Справочно: в ст. 72 Закона указаны случаи, когда акционерное общество не вправе принимать решения об объявлении и выплате дивидендов, а также выплачивать дивиденды, а именно:
– уставный фонд оплачен не полностью;
– стоимость чистых активов акционерного общества меньше суммы его уставного фонда и резервных фондов либо станет меньше их суммы в результате выплаты дивидендов;
– акционерное общество имеет устойчивый характер неплатежеспособности в соответствии с законодательством об экономической несостоятельности (банкротстве) или указанный характер появится у этого общества в результате выплаты дивидендов;
– не завершен в соответствии со ст. 78 Закона выкуп акций акционерного общества по требованию его акционеров.
Направление части чистой прибыли отчетного года на выплату доходов собственнику имущества (учредителям, участникам) организации по итогам утверждения годовой бухгалтерской отчетности следует отражать записью (п. 67 Инструкции № 50):
Д-т 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)" – К-т 75 "Расчеты с учредителями", 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда".
Аналогичную запись нужно учинять при выплате доходов собственнику имущества (учредителям, участникам) организации в течение года.
Анна Крупнова, консультант Главного управления регулирования
бухгалтерского учета, отчетности и аудита Минфина РБ
Виталий Раковец, аудитор ООО "АудитИнком"
ВОПРОСЫ ПРАВА
3 (126). Могут ли отменить проверку организации, включенной в координационный план проверок (например, инспекцией труда, Минздравом и т.д.), на том основании, что организация подала заявление на ликвидацию?
Нет.
Юридическое лицо может быть ликвидировано по решению собственника имущества (учредителей, участников) либо органа юридического лица, уполномоченного уставом (учредительным договором – для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора) (подп. 3.1 п. 3 Положения о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом Президента РБ от 16.01.2009 № 1 (далее – Положение о ликвидации)).
Оно не может быть ликвидировано до проведения и завершения плановой проверки. Кроме того, такой субъект не может быть исключен из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей до проведения и завершения указанной проверки (п. 16 Положения о ликвидации).
Следовательно, принятие решения о ликвидации юридического лица повлечет для него, а также государственных органов и организаций (налоговые органы, органы Фонда социальной защиты населения Минтруда и соцзащиты, таможенные органы, Белорусское республиканское унитарное страховое предприятие "Белгосстрах" (его обособленные подразделения)) те правовые последствия, которые установлены Положением о ликвидации. В частности, названные органы после получения уведомления регистрирующего органа о начале процедуры ликвидации юридического лица в течение 30 рабочих дней со дня получения уведомления обязаны провести внеплановые проверки такой организации и представить в регистрирующий орган справки о наличии (отсутствии) задолженности.
При наступлении времени плановой проверки контролирующие (надзорные) органы обязаны приступить к ее проведению в течение календарного месяца, указанного в координационном плане. Более того, к органам, включенным в координационный план, могут подключиться иные контролирующие (надзорные) органы в качестве соисполнителей (при наличии оснований для назначения плановых проверок, предусмотренных Указом № 510 и утвержденным им Положением о порядке организации и проведения проверок). Например, те органы, которые проводили внеплановую проверку этой организации в связи с ее ликвидацией.
4 (127). Как известно, с 1 января 2010 г. Указом Президента РБ от 09.03.2010 № 143 отменено нормирование маркетинговых, консультационных и информационных услуг, включаемых в состав затрат по производству и реализации продукции, товаров (работ, услуг), учитываемых при налогообложении. Организация в 2009 г. включила в затраты расходы на консультационные услуги сверх установленной нормы и соответственно занизила налог на прибыль.
Будет ли при налоговой проверке расценено такое завышение как нарушение, ведь на момент проведения проверки уже отменена норма о нормировании консультационных услуг?
Будет.
Действительно, с 1 января 2010 г. было отменено нормирование расходов на оплату консультационных и информационных услуг, рекламу и маркетинговые услуги (подп. 3.11 п. 3 Указа Президента РБ от 09.03.2010 № 143 "Об отдельных вопросах налогообложения", далее – Указ № 143). До указанной даты такие расходы подлежали нормированию (абз. 2 части первой п. 1 Указа Президента РБ от 15.06.2006 № 398 "Об утверждении норм расходов на рекламу, маркетинговые, консультационные и информационные услуги, представительские цели, подготовку кадров" (далее – Указ № 398).
Обратимся к порядку применения актов налогового законодательства, установленного п. 8 ст. 3 НК. Так, законы РБ и решения местных Советов депутатов, устанавливающиеили отменяющие налоги, сборы (пошлины), повышающие или понижающие налоговые ставки, устанавливающие или отменяющие налоговые льготы, изменяющие порядок исчисления и уплаты налогов, сборов (пошлин), применяются с момента (даты) вступления их в силу и распространяют свое действие на налоговые или отчетные периоды, на которые приходятся соответственно дата фактической реализации, дата фактического получения дохода, другая аналогичная дата, если иное не предусмотрено законами или актами Президента. Аналогичный порядок распространяется и на акты Президента.
Указ № 143, внесший изменения в Указ № 398, касающиеся отмены нормирования расходов на оплату консультационных и информационных услуг, рекламу и маркетинговые услуги, применяется с 1 января 2010 г. (даты вступления в силу) и распространяет свое действие на налоговые или отчетные периоды, на которые приходятся соответственно дата фактической реализации, дата фактического получения дохода, другая аналогичная дата, если иное не предусмотрено законами РБ или актами Президента.
Следовательно, до 1 января 2010 г. расходы организации на консультационные услуги (в т.ч. на рекламные, маркетинговые и информационные услуги) подлежали включению в состав затрат по производству и реализации продукции, товаров (работ, услуг), учитывае-мых при налогообложении, в пределах утвержденных норм.
Таким образом, организация обязана будет доплатить налог на прибыль, а также пени, начисленные в связи с уплатой этого налога в более поздние сроки по сравнению с установленными налоговым законодательством.
Отметим, что в рассмотренной ситуации организация не будет привлечена к административной ответственности по ст. 13.6 КоАП*, поскольку отменен акт законодательства, устраняющий противоправность деяния (абз. 2 части первой п. 1 Указа № 398). Со дня вступления в силу акта законодательства, устраняющего противоправность деяния (с 1 января 2010 г.), соответствующее деяние, совершенное до его вступления в силу, не считается административным правонарушением.
__________________________
* Кодекс РБ об административных правонарушениях (далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – КоАП РБ).
5 (128). По состоянию на 1 января 2012 г. на балансе предприятия числится здание, на которое из-за неуплаты налогов в бюджет ИМНС наложила арест.
Надо ли по этому основному средству проводить переоценку на 1 января 2012 г.?
Надо.
При наложении ареста на имущество ограничиваются имущественные права плательщика в отношении имущества, принадлежащего ему на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления. При аресте имущества проводят опись имущества и объявляют запрет распоряжаться им, а при необходимости – изымают описанное имущество и передают его на хранение плательщику или иному лицу (п. 1 ст. 54 НК).
Как следует из приведенной нормы НК, при наложении ареста на имущество плательщик не утрачивает право собственности нанего. Следовательно, он обязан в соответствии с законодательством вести бухгалтерскийучет такого имущества в установленном порядке (в т.ч. осуществлять ежегодную переоценку согласно требованиям Указа Президента РБ от 20.10.2006 № 622 "О вопросах переоценки основных средств, не завершенных строительством объектов и неустановленного оборудования", постановления Совета Министров РБ от 17.11.2006 № 1543 "О некоторых вопросах реализации Указа Президента Республики Беларусь от 20 октября 2006 г. № 622", постановления Минэкономики, Минфина и Минстройархитектуры РБ от 05.11.2010 № 162/131/37 "О порядке проведения переоценки основных средств, не завершенных строительством объектов, неустановленного оборудования").
6 (129). С 6 января 2012 г. Законом РБ от 25.11.2011 № 317-З в КоАП введена новая ст. 22.16 "Нарушение требований по использованию национального сегмента сети Интернет".
Применяется ли она при непроведении регистрации в Торговом реестре Республики Беларусь интернет-магазина? А если интернет-магазин образован в 2011 г., но не зарегистрирован, накажут ли владельца в 2012 г. после введения этой статьи в КоАП?
Применяется с 1 января 2012 г.
Все субъекты хозяйствования с местонахождением в Республике Беларусь, осуществляющие деятельность по реализации товаров (работ, услуг) на территории республики с использованием информационных сетей, систем и ресурсов, имеющих подключение к сети Интернет, обязаны использовать информационные сети, системы и ресурсы национального сегмента сети Интернет:
– размещенные на территории Республики Беларусь;
– зарегистрированные в установленном порядке.
Данная обязанность введена с 1 июля 2010 г. п. 2 Указа Президента РБ от 01.02.2010 № 60 "О мерах по совершенствованию использования национального сегмента сети Интернет" (далее – Указ № 60).
Отметим, что субъектам электронной торговли было предоставлено время для того, чтобы обратиться в период с 1 по 30 июня 2010 г. за регистрацией интернет-магазинов в Торговом реестре Республики Беларусь, а также принять меры по переходу в национальный сегмент сети Интернет (п. 3 Указа № 60, п. 2 постановления Совета Министров РБ от 29.04.2010 № 649 "О регистрации интернет-магазинов в Торговом реестре РеспубликиБеларусь, механизме контроля за их функционированием и внесении дополнений и изменений в некоторые постановления Совета Министров Республики Беларусь").
С 1 января 2012 г. Закон РБ от 25.11.2011 № 317-З дополнил:
– КоАП – ст. 22.16 "Нарушение требований по использованию национального сегмента сети Интернет";
– ПИКоАП – нормами, конкретизирующими перечень государственных органов, полномочных составлять административные протоколы при совершении такого рода правонарушений, а также рассматривать дела о них.
Соответственно электронная торговая деятельность указанных субъектов хозяйствования после 1 января 2012 г. не в этом сегменте либо с использованием информационных сетей, систем и ресурсов, не зарегистрированных в порядке, установленном законодательством, образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 22.16 КоАП.
Так, правонарушение будет иметь место, если юридическое лицо после 1 января 2012 г. продолжило розничную торговлю через интернет-магазины, не зарегистрированные в Торговом реестре Республики Беларусь.
7 (130). У организации произведена проверка за период с IV квартала 2007 г. по III квартал 2011 г.
Как правильно исчислить 3 года с целью уничтожения документов: от даты проведения проверки или от даты составления документов?
Зависит от примечания к установленным срокам хранения, указанным в Перечне.
Плательщики обязаны обеспечивать в течение сроков, установленных законодательством, сохранность документов бухгалтерского учета, учета доходов (расходов) и иных объектов налогообложения, других документов и сведений, необходимых для налогообложения (подп. 1.11 п. 1 ст. 22 НК).
Сроки хранения указанных документов регламентирует постановление Госкомархива РБ от 06.08.2001 № 38 (далее – постановление № 38), которое утвердило:
– Перечень типовых документов органов государственной власти и управления, организаций Республики Беларусь, индивидуальных предпринимателей по организации системы управления, ценообразованию, финансам, страхованию, управлению государственным имуществом, приватизации, внешнеэкономическим связям с указанием сроков хранения (далее – Перечень);
– Положение о порядке применения Перечня (далее – Положение).
В Перечне сроки хранения документов указаны в гр. 3 и 4. В гр. 5 "Примечание" оговорены особенности приема, дополнительные условия выделения документов к уничтожению или их хранения в течение определенного срока, конкретизируются и уточняются сроки хранения.
Так, например, отметка "ЭПК", поставленная в Перечне к срокам хранения конкретных видов документов, означает, что часть таких документов может иметь научно-историческое значение и подлежать постоянному (государственному) хранению. Отметка "До минования надобности" означает, что срок хранения документов определяют сами организации, и т.д.
Исчисление сроков хранения документов начинается с 1 января года, следующего за годом окончания документов делопроизводством (п. 4 Положения). Для определения сроков хранения документов необходимо, найдя соответствующую статью в Перечне, провести полистный просмотр дел. Отбор дел (документов) на хранение или уничтожение только по заголовкам в описях или на обложках дел не допускается.
Рассмотрим на примере порядок определения срока хранения документов.
Пример
Документы были заведены в делопроизводстве в январе – декабре 2007 г.
1. В Перечне установлен срок хранения документов – 3 года.
В изложенной ситуации срок хранения документов начинается с 1 января 2008 г. Следовательно, документы подлежат уничтожению с 1 января 2011 г.
2. В Перечне установлен срок хранения документов – 3 года. В примечании указано "После проведения налоговыми органами проверки соблюдения налогового законо-дательства". Налоговый орган проверил организацию в 2011 г.
В этой ситуации 3-летний срок хранения исчисляется с 1 января 2012 г. Соответственно эти документы могут быть уничтожены начиная лишь с 1 января 2015 г.
От редакции:
Из постановления № 38 следует, что если организацию проверит Комитет госконтроля, в т.ч. по вопросам соблюдения налогового законодательства, то ей для определения 3-летнего срока хранения документов все равно придется ждать проверки налогового органа. Ведь в примечании к Перечню (гр. 5) четко указано: "После проведения налоговыми органами проверки соблюдения налогового законодательства".
8 (131). Организация допустила несколько нарушений учета доходов и расходов, применяемого при упрощенной системе налогообложения (УСН): не заведена при частичном изменении в соответствии с новым нормативным актом новая форма книги учета доходов и расходов при УСН, допущены ошибки при ее заполнении.
Ответственность за ведение учета будет применяться по каждому нарушению или в целом по результатам проверки?
По результатам проверки.
Ответственность за нарушение должностным лицом юридического лица установленного порядка ведения учета доходов и расходов, применяемого при УСН, предусмотрена ч. 1 ст. 12.1 КоАП. Порядок ведения такого учета установлен постановлением МНС, Минфина, Минтруда и соцзащиты и Минстата РБ от 19.04.2007 № 55/60/59/38 "Об установлении формы книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, и о некоторых вопросах ее заполнения".
В рассматриваемом случае должностным лицом юридического лица совершено несколько административных правонарушений. Совершение 2 или более административных правонарушений, предусмотренных одной и той же частью статьи либо статьей Особенной части КоАП, когда статья состоит из одной части, признается повторностью совершения административных правонарушений (ч. 1 ст. 2.5 КоАП). При наложении взыскания за совершение нескольких правонарушений, образующих повторность, взыскание налагается в пределах санкции статьи Особенной части КоАП, предусматривающей ответственность за данное правонарушение (ч. 5 ст. 7.4 КоАП).
К случаю, изложенному в вопросе, будут применены установленные ч. 5 ст. 7.4 КоАП правила о наложении взыскания за совершение нескольких правонарушений, образующих повторность. То есть независимо от количества совершенных правонарушений, предусмотренных одной и той же частью статьи КоАП (ч. 1 ст. 12.1), должностное лицо юридического лица может быть привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере от 4 до 20 базовых величин.
Марина Лазарь, юрист