НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
1 (523). В ходе проверки налоговая инспекция обнаружила, что организация уплачивала в местный бюджет арендную плату за землю не в полном объеме.
Имеет ли налоговая инспекция право применить к организации административные санкции?
Не имеет.
На практике налоговые инспекции в ряде случаев предъявляют организациям санкции за неправильную уплату арендной платы за землю.
В таких ситуациях они ссылаются на нормы Указа Президента РБ от 01.03.2010 № 101 "О взимании арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности", согласно которому плательщики арендной платы за земельные участки исполняют обязанности, установленные для плательщиков налогов, сборов (пошлин).
Налоговые органы при осуществлении контроля за правильным исчислением, полной и своевременной уплатой арендной платы за земельные участки, применении способов обеспечения ее уплаты, а также уплаты пеней, взыскании этой платы и пеней пользуются правами и исполняют обязанности, установленные для осуществления налогового контроля, применения способов обеспечения исполнения налоговых обязательств, взыскания налогов, сборов (пошлин) и пеней.
Неуплата или неполная уплата арендной платы за земельные участки, нарушение срока представления плательщиками арендной платы за земельные участки расчета суммы арендной платы влекут ответственность, предусмотренную законодательством за неуплату, неполную уплату налогов, сборов (пошлин), нарушение установленного срока внесения в налоговый орган налоговой декларации (расчета).
Однако данный вопрос был рассмотрен Конституционным Судом РБ, который пришел к иному мнению.
Им было принято решение от 17.11.2010 № Р-541/2010 "О законодательном регулировании ответственности арендаторов земельных участков (плательщиков арендной платы)".
Конституционный Суд в этом решении указал, что отсутствие в Кодексе РБ об административных правонарушениях (далее – КоАП) положений об ответственности за деяния, выразившиеся в неуплате, неполной уплате арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности, нарушении срока представления плательщиком арендной платы расчета суммы данной платы, свидетельствует о наличии пробела законодательного регулирования соответствующих отношений. Для применения административной ответственности за любые противоправные деяния необходимо, чтобы административное правонарушение, равно как и мера административной ответственности за его совершение, были определены в КоАП.
Суд предложил Совету Министров внести соответствующие изменения и дополнения в КоАП.
До тех пор пока эти изменения не будут внесены, МНС письмом от 20.12.2010 № 10-15/159 "О приостановлении применения ответственности" поручило налоговым инспекциям приостановить применение мер административной ответственности к плательщикам арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности, за неуплату, неполную уплату арендной платы и за нарушение срока представления расчета сумм арендной платы.
До настоящего времени соответствующие изменения и дополнения в КоАП не внесены.
Поэтому действия налоговой инспекции по предъявлению административных санкций к организации за неправильную уплату в бюджет арендной платы за землю являются неправомерными.
Наталья Рощина, экономист
От редакции:
В письме МНС РБ от 20.12.2010 № 10-15/159 также указано, что аналогичным образом в Законе РБ от 29.12.2009 № 73-З "О республиканском бюджете на 2010 год" (ст. 31), Указе Президента РБ от 07.12.2009 № 596 "О некоторых вопросах формирования и использования средств инновационных фондов" (подп. 3.4 п. 3) установлена противоправность деяний, выразившихся в неуплате, неполной уплате отчислений в инновационные фонды, отчислений в государственный целевой бюджетный фонд универсального обслуживания (резерв универсального обслуживания), государственный целевой бюджетный фонд национального развития части прибыли (дохода), а также в нарушении срока представления расчета об исчисленных суммах отчислений в инновационные фонды.
Поэтому письмом приостановлено применение мер административной ответственности и к плательщикам отчислений в инновационные фонды, отчислений в государственный целевой бюджетный фонд универсального обслуживания (резерв универсального обслуживания), государственный целевой бюджетный фонд национального развития части прибыли (дохода) за неуплату, неполную уплату указанных отчислений и платежей, за нарушение срока представления расчета сумм арендной платы, отчислений в инновационные фонды до урегулирования соответствующего вопроса.
2 (524). Организация в январе – июле 2011 г. допустила текущую недоимку по налогам и сборам в сумме 21 млн. руб. (платежные поручения на уплату причитающихся согласно налоговым декларациям (расчетам) сумм в банк представлены ко всем счетам организации, но они не исполнены по причине отсутствия средств на счетах). В связи с этим налоговый орган начислил на эту сумму пеню в размере 1,7 тыс. руб. и приостановил операции организации по счету. Причем сделано это было без проведения выездной проверки и без составления какого-либо акта проверки. В августе 2011 г. организация перечислила часть требуемой суммы – 18 млн. руб., которую налоговый орган отнес в счет уплаты пеней, а оставшуюся часть зачислил в счет уплаты налогов и сборов.
Правы ли должностные лица налогового органа?
Частично.
Для начисления пеней проведение выездной проверки необязательно. Они могут быть начислены и в ходе камеральной налоговой проверки, т.е. на суммы налогов и сборов, которые были отражены плательщиком в налоговой декларации (расчете), но не были им в установленные сроки уплачены. При этом в рассматриваемой ситуации по результатам камеральной проверки начисляются только суммы пеней, а основания для привлечения организации и ее должностных лиц к административной ответственности отсутствуют, так как плательщиком до наступления установленных сроков уплаты налогов и сборов представлены в банк платежные поручения на их уплату. В такой ситуации акт камеральной проверки не составляют. Но при этом налоговый орган вправе приостановить операции по счетам плательщика (иного обязанного лица) (часть третья п. 1 ст. 78 Налогового кодекса РБ (далее – НК)).
А вот зачисление уплаченных 18 млн. руб. в счет уплаты налогов и пеней произведено налоговым органом с нарушением правила, определенного п. 5 ст. 52 НК. Так, пени уплачивают и взыскивают после уплаты или взыскания причитающихся сумм налога, сбора (пошлины), т.е. основного долга. Другими словами, уплаченные плательщиком суммы задолженности в первую очередь погашают основной долг (что, безусловно, выгодно плательщику, так как уменьшает базу для начисления пеней) и лишь после этого зачисляются в счет уплаты пеней.
КАССОВЫЕ ОПЕРАЦИИ
3 (525). На автозаправочных станциях (АЗС) очень часто расчет за нефтепродукты производят с использованием электронных карт системы "BERLIO CARD", Е-100 и других аналогичных карт, а также иностранной валюты.
Рассмотрим вопросы, которые возникли в приведенной ситуации.
3.1. Есть ли в указанных случаях особенности в применении кассового оборудования?
Есть.
Юридические лица при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг должны принимать наличные денежные средства (в т.ч. авансовые платежи, задаток и денежные средства, принимаемые в качестве залога) и (или) банковские пластиковые карточки в качестве средства осуществления расчетов на территории республики с применением кассового оборудования, модели (модификации) которого включены в Государственный реестр моделей (модификаций) кассовых суммирующих аппаратов и специальных компьютерных систем, используемых на территории Республики Беларусь, и (или) платежных терминалов, автоматических электронных аппаратов, торговых автоматов, если иное не установлено законодательными актами РБ и Положением № 924/16*.
_____________________
*Положение о порядке использования кассового оборудования, платежных терминалов, автоматических электронных аппаратов, торговых автоматов и приема наличных денежных средств, банковских пластиковых карточек в качестве средства осуществления расчетов на территории Республики Беларусь при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг, осуществлении деятельности в сфере игорного бизнеса, лотерейной деятельности, проведении электронных интерактивных игр, утвержденное постановлением Совета Министров и Нацбанка РБ от 06.07.2011 № 924/16 (далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – Положение № 924/16).
Использование кассового оборудования следует осуществлять в соответствии с его эксплуатационной документацией, предусмотренной техническими нормативными правовыми актами (п. 15 Положения № 924/16).
В подтверждение принятия наличных денежных средств кассир обязан выдать покупателю (потребителю) платежный документ, подтверждающий оплату товара, выполнение работы, оказание услуги, а также поместить полученные от покупателя наличные денежные средства в ящик для денег кассового оборудования (при его наличии) или иное место аналогичного назначения (п. 17 Положения № 924/16).
Требования по учету денежных сумм в национальной валюте в разрезе используемых видов оплат (наличный, безналичный расчет) установлены в государственном стандарте Республики Беларусь СТБ 1364.0-2007 "Аппараты кассовые суммирующие и специальные компьютерные системы. Общие технические условия". При этом определено, что при купле-продаже иностранной валюты и при реализации товаров (работ, услуг) за иностранную валюту отчеты, кроме фискального, должны содержать сведения по каждому виду валюты. При приеме денежных средств в иностранной валюте юридические лица должны применять кассовое оборудование, имеющее функциональную возможность регистрации и учета оплаты в иностранной валюте, в т.ч. печати информации о виде валюты на платежном документе (чеке) и отчетных документах (включая контрольную ленту) и регистрацию итога сменных продаж в фискальной памяти. Порядок проведения оплаты в иностранной валюте должен быть определен эксплуатационной документацией на кассовое оборудование (как правило, руководством по эксплуатации). В настоящее время в Госреестр включены модели кассового оборудования, имеющие возможность регистрации продажи товаров (оказания услуг) за иностранную валюту.
Таким образом, прием денежных средств в иностранной валюте АЗС должна осуществлять с применением кассового оборудования, имеющего функциональную возможность регистрации и учета оплаты в иностранной валюте, в т.ч. печати информации о виде валюты на платежном документе (чеке) и отчетных документах (включая контрольную ленту) и регистрацию итога сменных продаж в фискальной памяти.
Для данного кассового оборудования в качестве обязательного требования в составе выполняемых кассовых операций Государственным стандартом Республики Беларусь СТБ 1364.6-2002 "Аппараты кассовые суммирующие и специальные компьютерные системы. Дополнительные требования к кассовым суммирующим аппаратам и специальным компьютерным системам, применяемым на автозаправочных станциях" предусмотрены обеспечение продажи за безналичный расчет (платежными картами и т.д.), а также возможность подключения считывателя платежных или идентификационных карт.
Следовательно, АЗС расчеты за валюту и (или) с использованием электронных карт должна осуществлять только с применением кассового оборудования, которое соответствует вышеизложенным требованиям.
3.2. Каков порядок ведения книги кассира в указанных случаях?
На каждую единицу кассового оборудования (за исключением кассового оборудования, используемого в своей деятельности банками, индивидуальными предпринимателями – плательщиками единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц, кассового оборудования, встраиваемого в автоматические электронные аппараты, торговые автоматы, и специальных компьютерных систем) следует вести книгу кассира по форме согласно приложению 2 к Положению № 924/16. Книга кассира предназначена для ежедневной контрольной записи показаний денежных оборотов, регистрируемых кассовым оборудованием. Записи в книге кассира осуществляют ежедневно в хронологическом порядке перьевой или шариковой ручкой без помарок на основании показаний кассового оборудования и подтверждающих документов. В начале рабочего дня (смены) надо производить записи даты, показаний нарастающего оборота кассового оборудования на начало рабочего дня (смены) и суммы наличных денежных средств, полученных кассиром перед началом работы для расходных операций. По окончании рабочего дня (смены) следует заполнять остальные реквизиты, предусмотренные в форме книги кассира (п. 14 Положения № 924/16).
Книга кассира предназначена для отражения показаний денежных оборотов, регистрируемых кассовым оборудованием, всеми субъектами хозяйствования, осуществляющими деятельность в сфере торговли и оказания услуг населению, и имеет типовую форму. Вместе с тем отдельные субъекты хозяйствования при определенных видах деятельности проводят по кассовому оборудованию расчеты за иностранную валюту. Также на автозаправочных станциях при реализации нефтепродуктов осуществляются расчеты с использованием электронных карт системы "BERLIO CARD", Е-100 и аналогичных карт. В данных случаях книгу кассира необходимо заполнять следующим образом:
– информацию о расчетах за иностранную валюту отражают в соответствующих графах построчно на каждый вид валюты на основании показаний кассового оборудования и отчетных документов, формируемых кассовым оборудованием, по каждому виду валюты за соответствующий день (смену);
– информацию о безналичных расчетах с использованием электронных карт системы "BERLIO CARD", Е-100 и аналогичных карт надо отражать:
в гр. 3–5, предусмотренных для отражения показаний общей суммы нарастающего оборота кассового оборудования;
в гр. 7 (в общей сумме выручки за день (смену)) и гр. 9 (получено при расчетах с использованием банковских пластиковых карточек) при необходимости построчно по каждому виду карт (карточек) за соответствующий день (смену).
4 (526). Можно ли в гр. 2 "Получено наличных денежных средств перед началом работы авансом для расходных операций" книги кассира указать показатель гр. 13 (в ней указана сумма образовавшегося на конец предыдущего дня остатка денежных средств)?
Нельзя.
Записи в книге кассира следует осуществлять на основании показаний кассового оборудования и подтверждающих документов. В начале рабочего дня (смены) производят записи даты, показаний нарастающего оборота кассового оборудования на начало рабочего дня (смены) и суммы наличных денежных средств, полученных кассиром перед началом работы для расходных операций. По окончании рабочего дня (смены) заполняют остальные реквизиты, предусмотренные в форме книги кассира (п. 14 Положения № 924/16).
Таким образом, в гр. 2 книги кассира организация должна указать суммы наличных денежных средств, полученных кассиром перед началом работы для расходных операций, на основании подтверждающих документов.
5 (527). Подлежат ли мини-кафе оснащению платежными терминалами для регистрации операций, производимых с использованием банковских пластиковых карточек?
Да.
В перечень объектов, подлежащих оснащению платежными терминалами для регистрации операций, производимых с использованием банковских пластиковых карточек, включены торговые объекты общественного питания: рестораны, кафе, бары, столовые производственных организаций и учреждений высшего образования (п. 2 приложения 1 к Положению № 924/16).
Кафе классифицируют по различным признакам (ассортимент реализуемой продукции, контингент потребителей, место расположения, специфика обслуживания, уровень материально-технического оснащения, сезонности работы). По уровню материально-технического оснащения, сезонности работы кафе подразделяют на мини-кафе, передвижное, летнее (сезонное) кафе и др. (Инструкция по классификации торговых объектов общественного питания, утвержденная постановлением Минторга РБ от 04.10.2010 № 26).
Таким образом, мини-кафе входит в перечень объектов, подлежащих оснащению платежными терминалами для регистрации операций, производимых с использованием банковских пластиковых карточек (п. 2 приложения 1 к Положению № 924/16).
Иван Данилов, экономист