НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
1 (115). Организация имеет в собственности объект недвижимости, расположенный за пределами Республики Беларусь.
Нужно ли уплачивать налог на недвижимость и земельный налог по данному объекту в Республике Беларусь?
Нужно уплачивать налог на недвижимость, но есть право на зачет суммы налога на недвижимость, уплаченной за рубежом.
Объектами обложения налогом на недвижимость признают здания и сооружения, в т.ч. сверхнормативного незавершенного строительства, а также машино-места, являющиеся собственностью или находящиеся во владении, в хозяйственном ведении или оперативном управлении плательщиков-организаций (п. 1 ст. 185 Налогового кодекса, РБ далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – НК).
Таким образом, объект обложения налогом на недвижимость у организации возникает в т.ч. и по объектам недвижимости, расположенным за границей. Однако по объектам недвижимости, расположенным за пределами Республики Беларусь, сумма налога, уплаченная за границей, зачитывается при уплате налога на недвижимость по этому объекту в Республике Беларусь (ст. 191 НК).
Так, фактически уплаченную в соответствии с законодательством иностранного государства и (или) международным договором Республики Беларусь по вопросам налогообложения сумму налога на недвижимость в отношении зданий и сооружений, расположенных в иностранном государстве, пересчитанную в белорусские рубли по официальному курсу, установленному Нацбанком на дату внесения налога в бюджет иностранного государства, белорусская организация зачитывает при уплате в Республике Беларусь налога на недвижимость. При этом в налоговый орган по месту ее постановки на учет необходимо представить справку (иной документ) налогового органа (иной компетентной службы, в функции которой входит взимание налогов) иностранного государства, подтверждающую факт уплаты налога на недвижимость в этом государстве в том отчетном периоде, в котором представлена такая справка.
Справка, подтверждающая уплату налога на недвижимость в иностранном государстве, должна содержать реквизиты с наименованием плательщика, названием налога, датой уплаты налога и периодом, за который уплачивался налог, названием, размером объекта налогообложения (налоговой базы), ставкой налога и суммой зачисленного в бюджет иностранного государства налога.
Для осуществления зачета может быть также представлен документ по форме, установленной налоговым органом (иной компетентной службой, в функции которой входит взимание налогов) иностранного государства, если он подтверждает сумму уплаченного налога на недвижимость в этом государстве.
Зачет суммы налога на недвижимость, уплаченной в соответствии с законодательством иностранного государства и (или) международным договором Республики Беларусь по вопросам налогообложения в отношени изданий и сооружений, расположенных в иностранном государстве, белорусская организация производит в пределах уплаченной (уплачиваемой) ею в Республике Беларусь суммы налога на недвижимость в отношении этих зданий и сооружений за период, за который была уплачена в иностранном государстве предъявляемая к зачету сумма налога на недвижимость.
В отношении земельного налога НК установлено, что объектами обложения земельным налогом признаются расположенные на территории Республики Беларусь земельные участки (ст. 193 НК).
Следовательно, организации не нужно уплачивать земельный налог, поскольку объект недвижимости расположен за пределами Республики Беларусь.
2 (116). В 2011 г. организация применяла упрощенную систему налогообложения (далее – УСН) без уплаты НДС. С 1 января 2012 г. она перешла на УСН с уплатой НДС, но в накладных ошибочно не выставляла данный налог.
Как можно исправить ошибочно не выставленные суммы НДС, если покупатель отказался подписывать акт сверки?
Суммы НДС, излишне предъявленные в первичных учетных документах продавцом покупателям товаров (работ, услуг), имущественных прав – плательщикам в Республике Беларусь, подлежат исчислению и уплате в бюджет этим продавцом, за исключением исправления излишне предъявленных сумм НДС на основании актов сверки расчетов, подписанных продавцом и покупателем (п. 8 ст. 105 НК).
Как видим, данная норма применяется в отношении излишне предъявленных сумм НДС. В приведенной же ситуации НДС ошибочно не был выставлен покупателю.
В п. 8 ст. 105 НК приведено и такое разъяснение: в случае выделения в первичных учетных документах НДС в сумме меньшей, чем установлено в гл. 12 НК, исчисление и уплату НДС продавец производит по соответствующей ставке, установленной ст. 102 НК по таким товарам (работам, услугам), имущественным правам.
Следовательно, организация должна исчислить НДС на основании положений НК и отразить сумму исчисленного налога в декларации по НДС в строке, соответствующей ставке НДС. Сумма исчисленного НДС будет уменьшать налоговую базу по налогу при УСН.
Данную сумму НДС покупатель не вправе принять к вычету исходя из положений ст. 107 НК, поскольку НДС ему не был предъявлен продавцом.
Так, налоговыми вычетами признают суммы НДС, предъявленные продавцами, состоящими на учете в налоговых органах РБ и являющимися плательщиками, к оплате плательщику при приобретении им на территории Республики Беларусь товаров (работ, услуг), имущественных прав (подп. 2.1 п. 2 ст. 107 НК).
3 (117). Организация построила автомобильную стоянку и продала ее лизингодателю. Позже на условиях обратного лизинга данный объект был выкуплен обратно и реализован третьей организации.
Облагается ли НДС первичная и вторичная реализация автомобильной стоянки?
Вторичная реализация облагается.
От обложения НДС освобождены обороты по реализации вновь построенных на территории Республики Беларусь гаражей и автомобильных стоянок (долей в праве собственности на автомобильную стоянку) застройщиком, гаражным кооперативом, кооперативом, осуществляющим эксплуатацию автомобильных стоянок. Данные положения предусмотрены Указом Президента РБ от 21.08.2009 № 427 "Об удешевлении строительства гаражей и автомобильных стоянок".
Следовательно, освобождение от НДС применяется только в отношении вновь построенных гаражей и автомобильных стоянок, поэтому при реализации стоянки лизингодателю у организации было право применить такое освобождение.
Несмотря на то что данная автомобильная стоянка была построена организацией, при ее вторичной реализации исчисление НДС нужно производить в общеустановленном порядке по ставке НДС 20 %.
Первичная же реализация освобождается от НДС в соответствии с названным Указом.
4 (118). Применяется ли расчетная ставка НДС при реализации товаров, приобретенных по расчетной ставке?
Нет.
В 2011 г. в стр. 10 налоговой декларации (расчета) по НДС следовало отражать налоговую базу по операциям по реализации товаров, облагаемым НДС в порядке, установленном частью первой п. 9 ст. 103 НК (далее – расчетная ставка), а также налоговую базу по операциям по реализации товаров, приобретенных у плательщиков, исчисляющих налог по расчетной ставке (подп. 10.6 п. 10 Инструкции о порядке заполнения налоговых деклараций (расчетов) по налогам (сборам), книги покупок, утвержденной постановлением МНС РБ от 15.11.2010 № 82 (далее – Инструкция № 82)).
Однако 2 февраля 2012 г. вступили в силу изменения, внесенные в Инструкцию № 82 постановлением МНС РБ от 02.01.2012 № 1.
Теперь в стр. 10 следует отражать налоговую базу по операциям по реализации товаров, облагаемым НДС по расчетной ставке, а также налоговую базу при безвозмездной передаче товаров, приобретенных у плательщиков, исчисляющих налог по расчетной ставке (подп. 10.6 п. 10 Инструкции № 82).
Таким образом, со 2 февраля 2012 г. при реализации товаров, приобретенных по рас-четной ставке, необходимо применять обще-установленную ставку НДС (10, 9,09 или 20 %).
Ольга Смольник, экономист
5 (119). Физическое лицо получило аванс по договору подряда, заключенному с организацией.
Должна ли организация удержать и уплатить в бюджет подоходный налог с физических лиц с суммы аванса и если да, то в какой момент?
Да, при выплате аванса.
Белорусские организации, иностранные организации, осуществляющие деятельность на территории Республики Беларусь через постоянное представительство, постоянные представительства международных организаций в Беларуси, дипломатические представительства и консульские учреждения иностранных государств в РБ признаются налоговыми агентами. Они имеют права и несут обязанности, установленные ст. 23 и гл. 16 НК.
В частности, налоговые агенты должны перечислять в бюджет суммы исчисленного и удержанного подоходного налога с физических лиц не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода и (или) дня перечисления дохода со счетов налоговых агентов в банке на счета плательщика либо по его поручению на счета третьих лиц в банках (пп. 1, 9 ст. 175 НК).
Таким образом, организация при выплате физическому лицу дохода по договору, в т.ч. в виде аванса, обязана произвести удержание сумм подоходного налога с физических лиц не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату аванса и (или) дня перечисления аванса со счетов организации в банке на счета физического лица. В этот же срок нужно перечислять налог в бюджет.
6 (120). За март 2012 г. работнику по месту основной работы начислено 2 900 000 руб. Подоходный налог удержан в сумме 333 240 руб.
Правильно ли произведены налоговые вычеты, если работник имеет годовалого ребенка, а его жена находится в декретном отпуске по уходу за ним?
Какие документы для работника являются подтверждающими, что его жена является иждивенцем?
Порядок предоставления физическим лицам стандартных налоговых вычетов регулирует ст. 164 НК.
В 2012 г. работник имеет право получить по месту основной работы стандартные налоговые вычеты в размере:
1) 440 000 руб. в месяц при получении дохода в сумме, не превышающей 2 680 000 руб. в месяц;
2) 123 000 руб. в месяц на ребенка до 18 лет и (или) каждого иждивенца (подп. 1.1, 1.2 п. 1 ст. 164 НК).
Супругу работника признают иждивенцем, так как она находится в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет.
Для получения стандартного налогового вычета в размере 123 000 руб. в месяц данный сотрудник должен представить нанимателю по месту основной работы:
1) на несовершеннолетних детей – копию свидетельства о рождении ребенка;
2) на супругу-иждивенца – справку о нахождении супруги в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет либо о периоде выплаты пособия на ребенка, подтверждающую выплату пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет (п. 4 ст. 164 НК).
В рассматриваемой ситуации подоходный налог за март 2012 г. должен быть исчислен в сумме 318 480 руб. ((2 900 000 руб. – (123 000 руб. × 2)) × 12 %).
Исходя из суммы подоходного налога (333 240 руб.), удержанного организацией за март 2012 г., работнику был предоставлен только один стандартный налоговый вычет в размере 123 000 руб. Однако при представлении налоговому агенту вышеперечисленных документов он имеет право на стандартный налоговый вычет в размере 246 000 руб. (123 000 руб. × 2).
Стандартный налоговый вычет в размере 440 000 руб. в марте 2012 г. работнику не положен, так как доход, подлежащий налогообложению, составил 2 900 000 руб., что превышает установленный предел 2 680 000 руб.
Николай Савельев, экономист
НАЛОГОВАЯ ПРОВЕРКА
7 (121). Торговая организация зарегистрирована в ноябре 2011 г. С января 2012 г. она осуществляет розничную торговлю продовольственными товарами. В марте 2012 г. в организации налоговой инспекцией проведена тематическая оперативная проверка, которая установила нарушения в части приема наличных денежных средств: в ходе контрольной закупки товаров не был пробит чек.
Правомерно ли проведение налоговым органом такой проверки, если с даты государственной регистрации организации прошло менее 2 лет?
Правомерно.
Проверки организаций вправе проводить только государственные органы (их структурные подразделения, территориальные органы, подчиненные организации) и иные организации, уполномоченные законодательными актами на осуществление контроля (надзора) за деятельностью проверяемых субъектов, включенные в перечень контролирующих (надзорных) органов с указанием сфер контрольной (надзорной) деятельности (п. 1 Указа Президента РБ от 16.10.2009 № 510 "О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь", далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – Указ № 510). Данный перечень утвержден Указом № 510. При этом тема проводимой проверки должна соответствовать компетенции контролирующего (надзорного) органа. В этот перечень в качестве контролирующего органа включены инспекции МНС по районам городов с указанием сферы их контроля, в т.ч. соблюдение законодательства о предпринимательстве, а также соблюдение установленного порядка приема наличных денежных средств при реализации товаров (работ, услуг) и использования кассовых суммирующих аппаратов.
Запрет на проведение проверок организаций в течение 2 лет со дня государственной регистрации установлен п. 4 Указа № 510. В то же время в Указе № 510 (п. 5) определены случаи, когда в течение этого срока могут назначаться внеплановые проверки (например, по вопросам соблюдения проверяемым субъектом порядка осуществления оптовой и (или) розничной торговли товарами несобственного производства (торговой посреднической деятельности)). При этом проверка иной осуществляемой таким субъектом деятельности не проводится.
Таким образом, в изложенном вопросе действия налогового органа правомерны. За нарушение порядка приема денежных средств при реализации товаров (работ, услуг) за наличный расчет ст. 12.18 КоАП установлена ответственность в виде штрафа в размере от 20 до 50 базовых величин.
8 (122). Предприятие имеет задолженность по налогам. На нем проведена проверка по выявлению имущества и дебиторов без предписания, выданного в соответствии с требованиями Указа № 510.
Законны ли действия налоговых органов по аресту имущества, выявленного в ходе такой проверки?
Законны.
В случае неисполнения плательщиком (иным обязанным лицом) в установленные сроки налогового обязательства НК установлены способы обеспечения исполнения такого обязательства. Одним из них является арест имущества. Арестом имущества признается действие налогового органа по ограничению имущественных прав плательщика (иного обязанного лица) в отношении имущества, принадлежащего ему на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления. Арест имущества плательщика (иного обязанного лица) заключается в проведении описи имущества и объявлении запрета распоряжаться им, а при необходимости – в изъятии описанного имущества и передаче его на хранение плательщику (его представителю) или иному лицу с предупреждением таких лиц об ответственности за сохранность описанного имущества.
В целях взыскания задолженности по налогам налоговым органам предоставлено право проводить мероприятия по выявлению имущества юридических лиц. В частности, такие мероприятия могут проводиться, если по требованию налогового органа плательщиком не представлены документы (их копии) либо иная информация, касающаяся имущества плательщика. Порядок проведения таких мероприятий определен ст. 78-2 НК. Нормы Указа № 510 не применяются при проведении таких мероприятий (п. 21 Указа № 510). В данном случае предписание не выписывается, а решение о проведении мероприятий принимается руководителем (заместителем руководителя) налогового органа и оформляется уведомлением о проведении мероприятий.
Анна Уралова, экономист
ВАЛЮТНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
9 (123). В постановление Совета Министров РБ от 03.06.2011 № 704 "О некоторых вопросах переоценки имущества и обязательств в иностранной валюте" (далее – постановление № 704) постановлением Совета Министров РБ от 07.02.2012 № 126 (далее – постановление № 126) были внесены изменения в части учета курсовых разниц по денежным средствам и дебиторской задолженности по авансам, выданным на приобретение услуг.
До принятия постановления № 126 организация применяла при учете курсовых разниц все нормы постановления № 704 на основании решения руководителя организации.
Может ли организация в 2012 г. частично применять внесенные постановлением № 126 в постановление № 704 нормы: применять для переоценки курсовых разниц по дебиторской задолженности по авансам, выданным на приобретение услуг, и не применять для переоценки денежных средств?
Может.
Применение установленного постановлением № 704 порядка учета курсовых разниц как по дебиторской задолженности, так и по денежным средствам является правом организации, которое необходимо закрепить в учетной политике или отдельным приказом либо распоряжением руководителя организации.
В случае принятия организацией решения о применении постановления № 704 в отношении курсовых разниц, возникающих при переоценке имущества и обязательств в иностранной валюте, по дебиторской задолженности по авансам, выданным поставщикам на приобретение услуг, в бухгалтерском учете возникшие курсовые разницы необходимо отразить записями:
Д-т (К-т) 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" – К-т (Д-т) 98 "Доходы будущих периодов".
В последующем курсовые разницы, накопленные на счете 98 "Доходы будущих периодов", необходимо списать с этого счета записью:
Д-т (К-т) 98 – К-т (Д-т) 91 "Прочие доходы и расходы"
– в порядке и сроки, установленные руководителем организации, но не позднее 31 декабря 2014 г.
Справочно: п. 2 постановления № 704 (в ред. постановления № 126) предусмотрено, что коммерческие организации вправе относить разницы, возникающие при переоценке имущества и обязательств в иностранной валюте:
– по дебиторской задолженности за отгруженные товары, выполненные работы, оказанные услуги, по авансам, выданным поставщикам и подрядчикам на приобретение сырья, материалов, товаров, работ, услуг, – на доходы (расходы) будущих периодов и списывать на внереализационные доходы (расходы), учитываемые при налогообложении, в порядке и сроки, установленные руководителем организации, но не позднее 31 декабря 2014 г.;
– по денежным средствам, являющимся вкладом собственника имущества (учредителя, участника) в уставный фонд организации, – на увеличение или уменьшение резервного фонда и не учитывать при налогообложении.
По денежным средствам в иностранной валюте, не указанным выше, коммерческие организации вправе относить возникшие при переоценке 24 мая и 21 октября 2011 г. разницы на доходы (расходы) будущих периодов и списывать на внереализационные доходы (расходы), учитываемые при налогообложении, в порядке и сроки, установленные руководителем организации, но не позднее 31 декабря 2014 г.
Анна Крупнова, консультант Главного управления регулирования бухгалтерского учета, отчетности и аудита Минфина РБ
Виталий Раковец, аудитор ООО "АудитИнком"