ПЕРЕОЦЕНКА-2012
1 (73). Организация имеет право принимать решение о переоценке объектов имущества по состоянию на 1 января 2012 г.
Каким документом следует оформлять такое решение?
Приказом.
Переоценку основных средств, не завершенных строительством объектов и неустановленного оборудования организации проводят согласно Указу Президента РБ от 20.10.2006 № 622 (с учетом изменений, внесенных Указом Президента РБ от 21.10.2011 № 476 (далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – Указ № 622)).
Справочно: начиная с переоценки по состоянию на 1 января 2012 г. обязательной переоценке независимо от формы собственности организации подлежит следующее имущество:
– здания (шифр амортизации начинается с "1");
– сооружения (шифр амортизации начинается с "2");
– передаточные устройства (шифр амортизации начинается с "3").
Организации частной формы собственности с долей государства в уставном фонде менее 50 %, организации, являющиеся коммерческими организациями с иностранными инвестициями (либо собственники их имущества), самостоятельно принимают решение о проведении (непроведении) переоценки в отношении объектов основных средств, не относящихся к недвижимости, а также не завершенных строительством объектов и неустановленного оборудования (подп. 1.1.2 п. 1 Указа № 622).
При принятии решения о проведении либо непроведении переоценки организации, не относящиеся к государственным, руководствуются п. 1 Инструкции о порядке переоценки основных средств, не завершенных строительством объектов и неустановленного оборудования, утвержденной постановлением Минэкономики, Минфина и Минстройархитектуры РБ от 05.11.2010 № 162/131/37 (далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – Инструкция). Решение о проведении (непроведении) переоценки по состоянию на 1 января 2012 г. такие организации могут принимать как в отношении всего имущества, не относящегося к зданиям, сооружениям и передаточным устройствам, так и в отношении отдельных групп основных средств, либо отдельных шифров, либо даже по отдельным объектам основных средств, неустановленного оборудования. Что касается принятия решения о переоценке объекта, не завершенного строительством, то его организация принимает в отношении всех затрат, относящихся к переоцениваемому объекту.
Решение о проведении (непроведении) переоценки должно быть оформлено приказом руководителя организации. В приказе следует указать группы (например, машины и оборудование – шифр амортизации начинается на "4"), либо отдельные шифры амортизации (например, шифры с 48000 по 49000), либо отдельные объекты с указанием инвентарных номеров, в отношении которых принято такое решение (п. 7 Инструкции).
2 (74). Если организация не переоценит в этом году отдельные объекты основных средств, не придется ли переоценивать их в следующем году в обязательном порядке за 2 года?
При применении индексного метода – придется.
Право принятия решений о проведении переоценки, предоставленное определенным организациям в соответствии с подп. 1.1.2 п. 1 Указа № 622, распространяется не только на переоценку по состоянию на 1 января 2012 г., но и на все последующие. Таким образом, организация может не переоценивать определенные объекты имущества (за исключением недвижимости) как в этом году, так и в следующем.
Однако, если организация (либо собственник имущества) самостоятельно примет решение в следующем году произвести переоценку объектов, которые не были переоценены на 1 января 2012 г., то при индексном методе придется применять коэффициенты за 2 года: вначале на 1 января 2012 г., затем – на 1 января 2013 г. При переоценке в следующем году таких объектов иными методами (валютного пересчета или прямой оценки) применять предварительно "пропущенный" коэффициент на 1 января 2012 г. не потребуется.
3 (75). Организация провела переоценку индексным методом по состоянию на 1 января 2012 г. по всем основным средствам. В результате стоимость многих объектов возросла в 2,5–3 раза. Многие объекты эксплуатируются в организации уже давно. Именно по ним стоимость получилась завышенной, поскольку они гораздо хуже новых аналогов и не столько изношены, сколько устарели морально.
Есть ли у организации право поменять метод переоценки до сдачи годовой бухгалтерской отчетности? Можно ли применить понижающие коэффициенты?
Такое право есть.
До тех пор, пока организация не отразила в годовой бухгалтерской отчетности по состоянию на 1 января 2012 г. стоимость основных средств, она может поменять метод переоценки либо применить понижающие коэффициенты к восстановительной стоимости, определенной индексным методом на 1 января 2012 г.
Для того чтобы достичь наиболее оптимальных результатов при переоценке и учесть не только физическое, но и моральное старение основных средств, снижение их потребительских и технических качеств, в Инструкцию внесены изменения, дающие право организациям при проведении переоценки на 1 января 2012 г. индексным методом применять понижающие коэффициенты.
Так, в случае, если срок фактической эксплуатации основных средств на 1 января 2012 г. превысил 50 % от нормативного срока службы, установленного в соответствии с законодательством, по решению комиссии их восстановительная стоимость, определенная индексным методом по состоянию на 1 января 2012 г., может быть понижена с применением коэффициента от 0,7 до 1, если указанные основные средства не относятся к зданиям, сооружениям, передаточным устройствам (п. 26-1 Инструкции).
Для того чтобы воспользоваться этой нормой, организации предварительно необходимо сделать выборку объектов основных средств. Это должны быть основные средства:
– не относящиеся к недвижимости;
– по которым срок фактической эксплуатации основных средств на 1 января 2012 г.превысил 50 % от нормативного срока службы.
Пример 1
У организации числятся станки, по которым она решила применять индексный метод переоценки. Нормативный срок службы по Временному классификатору – 5 лет (или 60 месяцев).
На 1 января 2012 г. срок фактической эксплуатации составил:
– по станку № 1 – 31 месяц;
– по станку № 2 – 20 месяцев.
Понижающий коэффициент можно применить только в отношении станка № 1, у которого срок фактической эксплуатации превысил 50 % от нормативного срока службы (31 мес. / 60 мес. ґ 100 % = 51,67 %). По станку № 2 этот показатель составляет менее 50 % (20 мес. / 60 мес. ґ 100 % = 33,34 %), поэтому применить понижающий коэффициент нельзя.
В данном случае речь идет не о проценте накопленной амортизации. Рассчитанный выше процент совпадет с процентом амортизации только в том случае, если организация установила срок полезного использования, равный нормативному сроку службы по Временному классификатору.
Порядок применения понижающего коэффициента рассмотрим на примере.
Пример 2
Первоначальная стоимость транспортного средства на 1 января 2012 г. – 400 млн. руб.
Сумма накопленной амортизации – 240 млн. руб. (60 %).
Коэффициент переоценки – 2 (условно).
1. Определяем восстановительную стоимость индексным методом:
400 млн. руб. * 2 = 800 млн. руб.
2. Применяем понижающий коэффициент из диапазона от 0,7 до 1, к примеру 0,7:
800 млн. руб. * 0,7 = 560 млн. руб.
3. Переоцениваем сумму амортизации:
560 млн. руб. * 60 % = 336 млн. руб.
4. Определяем результаты переоценки:
– по первоначальной стоимости – дооценка на 160 млн. руб (560 млн. руб. – 400 млн. руб.);
– по сумме накопленной амортизации – дооценка на 96 млн. руб. (336 млн. руб. – 240 млн. руб.).
5. Отражаем результат переоценки:
Д-т 01 – К-т 83 – на 160 млн. руб.,
Д-т 83 – К-т 02 – на 96 млн. руб.
Важно! Понижающий коэффициент из диапазона от 0,7 до 1 комиссия организации выбирает самостоятельно: это может быть не только значение 0,7, но, к примеру, 0,9.
4 (76). В ведомости переоценки основных средств, приведенной в приложении 1 к Инструкции, отсутствуют отдельная графа, где указывается понижающий коэффициент, и графа, где должна быть указана восстановительная стоимость после применения понижающего коэффициента.
Как правильно следует заполнять ведомость переоценки основных средств при переоценке индексным методом с применением понижающего коэффициента?
Заполнение ведомости переоценки основных средств зависит прежде всего от того, как организация построит работу по проведению переоценки индексным методом с применением понижающего коэффициента и, в первую очередь, как в данном случае будет работать компьютерная программа обработки данных по переоценке.
Возможны 2 варианта по выбору организации.
Вариант 1. Организация проводит переоценку с применением понижающего коэффициента в 2 этапа, т.е. вначале применяет соответствующий коэффициент из таблицы коэффициентов изменения стоимости видов (групп) основных средств, затем к полученной восстановительной стоимости применяет понижающий коэффициент.
Пример
Первоначальная стоимость оборудования до переоценки – 100 млн. руб.
Коэффициент переоценки – 2,0.
Понижающий коэффициент – 0,7.
1. Определяем восстановительную стоимость: 100 млн. руб. * 2,0 = 200 млн. руб.
2. Применяем понижающий коэффициент: 200 млн. руб. * 0,7 = 140 млн. руб.
В данном случае допускается включение дополнительных граф в ведомость переоценки: графы "понижающий коэффициент", где следует указать: "0,7", и графы "восстановительная стоимость с учетом понижающего коэффициента", где указывается "140".
Вариант 2. Организация сразу рассчитывает сводный коэффициент с учетом понижающего коэффициента.
В примере сводный коэффициент составит: 2,0 * 0,7 = 1,4.
Восстановительную стоимость определяют с учетом понижающего коэффициента: 100 млн. руб. * 1,4 = 140 млн. руб.
В данном случае не потребуется введения дополнительных граф в ведомость переоценки: в гр. 7 "коэффициент пересчета" указывается "1,4", в гр. 8 "восстановительная стоимость" – "140".
5 (77). При предыдущих переоценках организация применяла метод валютного пересчета всего по нескольким объектам иностранного производства, имеющим документальное подтверждение их стоимости в иностранной валюте (в таможенных декларациях). По остальным объектам иностранного производства, которых имеется большое количество, организация не могла применять этот метод, поскольку не имела документальных подтверждений их стоимости в иностранной валюте.
Можно ли применять при переоценке в этом году метод валютного пересчета по объектам иностранного производства, не имеющим документальных подтверждений их стоимости в валюте?
Можно.
Метод пересчета валютной стоимости применялся при предыдущих переоценках достаточно редко, поскольку мог быть применен только там, где имелись документально подтвержденные сведения о стоимости основных средств в иностранной валюте.
Однако в этом году применение метода валютного пересчета было расширено и при переоценке на 1 января 2012 г. его можно применять также и в случаях, когда нет документальных подтверждений о стоимости объекта в иностранной валюте. Для применения метода валютного пересчета достаточно, чтобы объект основных средств либо неустанов-ленного оборудования был иностранного производства (подп. 17.2 п. 17 Инструкции).
При отсутствии документально подтвержденных сведений о стоимости основных средств в иностранной валюте стоимость основных средств в белорусских рублях на дату их принятия к бухгалтерскому учету по счету 01 "Основные средства" нужно пересчитать в иностранную валюту по курсу Нацбанка на эту дату. Если стоимость основных средств, по которой они приняты к бухгалтерскому учету, была изменена в результате проведения ре-конструкции, модернизации и т.д., то стоимость таких затрат нужно пересчитать в иностранную валюту по курсу Нацбанка на дату ввода в эксплуатацию основных средств после их завершения. Рассчитанную таким образом стоимость основных средств в иностранной валюте нужно пересчитать в белорусские рубли по курсу Нацбанка на 31 декабря 2011 г.
Пример 1
Первоначальная стоимость оборудования до переоценки на 1 января 2012 г. составила 1 820 млн. руб. Это оборудование иностранного производства, что подтверждено техническим паспортом завода-изготовителя либо иной технической документацией, хранящейся в производственном отделе, и т.д. Организация может применить метод пересчета валютной стоимости следующим образом:
1) выяснить первоначальную стоимость оборудования при его вводе в эксплуатацию в июле 2007 г. – 360 млн. руб.;
2) выяснить курс валюты на дату принятия оборудования к учету по счету 01 (по состоянию на 15 июля 2007 г. – условно 3 000 руб.;
3) найти валютную стоимость оборудования на дату принятия к учету по счету 01:
360 млн. руб. / 3 000 руб. = 120 тыс. у.е.;
4) найти восстановительную стоимость оборудования на 1 января 2012 г. путем умножения валютной стоимости оборудования на курс Нацбанка по состоянию на 31 декабря 2011 г., который составляет 8 500 руб. (условно):
120 тыс. у.е. * 8 500 руб. = 1 020 млн. руб.;
5) результат переоценки определяют как разницу между восстановительной стоимостью (1 020 млн. руб.) и первоначальной стоимостью до переоценки (1 820 млн. руб.). Таким образом, уценка оборудования на 800 млн. руб. отражается записью методом "красное сторно":
Д-т 01 – К-т 83 – на 800 млн. руб.;
6) сумма амортизации и остаточная стоимость оборудования рассчитываются, как и обычно, в соответствии с п. 27 Инструкции, т.е. исходя из процента накопленной амортизации, сложившейся по данным бухгалтерского учета до переоценки.
Так, например, если процент амортизации на 1 января 2012 г. по оборудованию равен 40 %, то сумма амортизации после переоценки составит:
1 020 млн. руб. ґ 40 % = 408 млн. руб.
Поскольку сумма амортизации до переоценки составляла 728 млн. руб. (те же 40 % в первоначальной стоимости до переоценки – 1 820 млн. руб.), результатом переоценки суммы амортизации будет разница: 408 млн. руб. – 728 млн. руб. = –320 млн. руб.
Отражение результата переоценки суммы амортизации в бухгалтерском учете нужно произвести методом "красное сторно":
Д-т 83 – К-т 02 – на 320 млн. руб.
Алла Забавская, экономист
КОМАНДИРОВОЧНЫЕ РАСХОДЫ
6 (78). В организации согласно приказу и заданию нанимателя водитель грузового автомобиля с 7 по 23 февраля 2012 г. направлен в служебную командировку за границу для осуществления международной перевозки грузов по маршруту г. Брест (Республика Беларусь) – г. Брюгге (Бельгия) – транзит через Республику Беларусь – г. Чусовой (Российская Федерация) – г. Брест (Республика Беларусь):
– 7 февраля водитель загрузил груз № 1, выехал из г. Бреста и пересек Государственную границу Республики Беларусь (далее – граница) при направлении в Бельгию;
– 9 февраля – выгрузил груз № 1 в г. Брюгге (Бельгия);
– 10 февраля – загрузил груз № 2 в г. Брюгге (Бельгия) и выехал в Российскую Федерацию (транзитом через Республику Беларусь);
– 13 февраля – пересек границу и приехал в г. Брест (следуя транзитом в Российскую Федерацию);
– 14 и 15 февраля автомобиль находился на базе в связи с соблюдением водителем режима труда и отдыха;
– 16 февраля водитель выехал из г. Бреста, пересек границу при направлении в Российскую Федерацию;
– 20 февраля – прибыл в г. Чусовой (Российская Федерация), выгрузил груз № 2, загрузил груз № 3 и выехал обратно в Республику Беларусь;
– 23 февраля – пересек границу, прибыл в г. Брест, выгрузил груз № 3 и вернулся на базу к постоянному месту работы.
После того как водитель пересек границу при следовании из Бельгии транзитом через Республику Беларусь в Российскую Федерацию и находился 2 дня в г. Бресте, наниматель внес изменение в задание на командировку и издал следующий приказ:
"Учитывая, что в ходе выполнения перевозки груза автомобиль двое суток (14 и 15 февраля) находился на базе в связи с соблюдением водителем режима труда и отдыха, считать 14 и 15 февраля выходными днями и исключить их из срока командирования".
Возмещение суточных по нормам, установленным законодательством для Российской Федерации, необходимо производить с момента загрузки в Бельгии или с момента выезда из Республики Беларусь (при проезде транзитом) в Российскую Федерацию?
Не будет ли противоречить законодательству приказ нанимателя такого содержания?
Приказ не противоречит законодательству.
Возмещение суточных водителю, осуществляющему международные автомобильные перевозки грузов, производите:
– за 7–13 февраля – в иностранной валюте по нормам, установленным Минфином для Бельгии (45 евро);
– за 16–23 февраля – в иностранной валюте по нормам, установленным Минфином для Российской Федерации (30 долл. США).
Основанием для расчета и выплаты денежных средств командированным работникам являются приказ нанимателя о направлении работника в командировку и задание на командировку, в котором указываются государство и цель командировки, время нахождения за границей, план встреч и переговоров, перечень подлежащих решению вопросов (пп. 2 и 4 Инструкции о порядке и условиях предоставления гарантий и компенсаций при служебных командировках за границу, утвержденной постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 30.07.2010 № 115, далее – Инструкция № 115).
Возмещение суточных следует производить в иностранной валюте с включением дня отъезда из Республики Беларусь и дня прибытия в Республику Беларусь по нормам, установленным для государства, в которое работник направлен в командировку (п. 22 Инструкции № 115, с изменениями и дополнениями, внесенными постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 14.09.2011 № 87).
За время следования по территории Республики Беларусь до дня отъезда из Республики Беларусь либо после дня прибытия в Республику Беларусь суточные выплачивают в белорусских рублях по нормам, установленным законодательством РБ по оплате служебных командировок в пределах Республики Беларусь.
Для водителей, осуществляющих международные автомобильные перевозки грузов, днем отъезда (выбытия) из Республики Беларусь и днем прибытия в Республику Беларусь считают дни пересечения границы.
Водителям, осуществляющим международные автомобильные перевозки грузов, командированным в несколько иностранных государств транзитом через Республику Беларусь, возмещение суточных при командировании производите:
– за время следования по территории государств – участников Содружества Независимых Государств – в иностранной валюте с включением дня отъезда из Республики Беларусь и дня прибытия в Республику Беларусь по нормам, установленным для государства – участника Содружества Независимых Государств, в которое направлен работник в командировку;
– за время следования по территории других иностранных государств – в иностранной валюте с включением дня отъезда из Республики Беларусь и дня прибытия в Республику Беларусь по нормам, установленным для того государства, в которое работник направлен в командировку;
– если день прибытия в Республику Беларусь совпадает с днем отъезда из Республики Беларусь, то возмещение суточных производите в иностранной валюте по нормам, установленным для того государства, из которого прибыл работник.
При командировании водителей, осуществляющих международные автомобильные перевозки грузов, в несколько иностранных государств суточные возмещают:
– за все время следования по территории иностранного государства (иностранных государств) с включением дня отъезда из Республики Беларусь до загрузки (разгрузки) – в иностранной валюте по нормам, установленным для того государства, в котором осуществляется загрузка (разгрузка);
– со дня отъезда из одного иностранного государства в другое государство для загрузки (разгрузки) – в иностранной валюте по нормам, установленным для того государства, в котором будет осуществляться последующая загрузка (разгрузка);
– со дня отъезда из последнего иностранного государства, в котором осуществляется загрузка (разгрузка), и включая день прибытия в Республику Беларусь – в иностранной валюте по нормам, установленным для того государства, в котором производится последняя загрузка (разгрузка).
Приказ нанимателя, согласно которому в приведенной ситуации 14 и 15 февраля будут считаться выходными днями для водителя, поскольку автомобиль находится на базе в связи с соблюдением водителем режима труда и отдыха, не противоречит законодательству.
При этом в приказе нанимателю следует указать:
– о разделении служебной командировки (с 7 по 23 февраля) на 2 командировки (с 7 по 13 февраля и с 16 по 23 февраля);
– об изменении задания на командировку (утвердить 2 соответствующих задания).
Надежда Египцева, экономист
ВАЛЮТНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
7 (79). Организация – резидент РБ обратилась в белорусский банк с просьбой о приобретении иностранной валюты в размере 10 000 долл. США для оплаты товара по импортному внешнеторговому договору.
Правомерно ли осуществить сделку купли-продажи иностранной валюты в таком размере?
Нет, не правомерно.
Организация – резидент РБ вправе покупать иностранную валюту на внутреннем валютном рынке РБ для проведения расчетов по сделкам, предусматривающим экспорт и (или) импорт товаров (за исключением денежных средств, ценных бумаг и недвижимого имущества), охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, работ, услуг. Основанием для покупки иностранной валюты по данным валютным операциям является документ, подтверждающий заключение с нерезидентом соответствующей гражданско-правовой сделки.
На внебиржевом валютном рынке осуществляются следующие сделки купли-продажи иностранной валюты (п. 3 постановления Правления Нацбанка РБ от 07.09.2011 № 368 "О сделках купли-продажи иностранной валюты на внутреннем валютном рынке"):
– покупка иностранной валюты банками у субъектов валютных операций в сумме не более лота, установленного на биржевых торгах, одной из иностранных валют в день по каж-дому субъекту валютных операций;
– продажа иностранной валюты банками субъектам валютных операций в сумме не более лота, установленного на биржевых торгах, одной из иностранных валют по каждому контракту (сделке, операции), но не более лота, установленного на биржевых торгах, в день по каждому субъекту валютных операций;
– купля-продажа иностранной валюты между банками, между банками и банками-нерезидентами.
Стандартный лот по долларам США составляет 1 000 долл. США.
Данное условие определено Операционным регламентом торгового дня по сделкам покупки, продажи, конверсии иностранной валюты в ОАО "Белорусская валютно-фондовая биржа" и утверждено решением Правления ОАО "Белорусская валютно-фондовая биржа" от 08.09.2011 № 73.
На основании вышеизложенного клиент не вправе купить у банка единовременно 10 000 долл. США.
8 (80). Медицинский центр – резидент РБ оказал медицинскую услугу физическому лицу – нерезиденту. Оплату оказанных услуг нерезидент намерен произвести иностранной валютой.
Правомерны ли данные расчеты?
Правомерны при соблюдении определенных условий.
В данном случае медицинский центр осуществляет экспорт услуг. Такой вывод обоснован определением, которое приведено в п. 9 ст. 1 Закона РБ от 22.07.2003 № 226-З"О валютном регулировании и валютном контроле", а именно: экспорт – это передача резидентом РБ товаров, охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, имущества в аренду, выполнение работ, оказание услуг на возмездной основе нерезиденту РБ (в т.ч. физическому лицу).
Поскольку услуги оказаны на территории Республики Беларусь, имеет место валютная операция, осуществляемая на территории Республики Беларусь (п. 2 Правил проведения валютных операций, утвержденных постановлением Правления Нацбанка РБ от 30.04.2004 № 72).
Нацбанк РБ своим письмом от 13.09.2011 № 31-13/608 разрешил при экспорте услуг проведение расчетов в иностранной валюте, осуществляемых путем внесения физическим лицом – нерезидентом наличной иностранной валюты в кассу банка для ее зачисления (перечисления) на счет субъекта валютных операций – резидента, при оказании:
– туристических услуг;
– услуг в сфере гостиничного бизнеса;
– услуг оздоровительными учреждениями (санаториями, профилакториями, домами отдыха, туристическими базами);
– медицинских услуг;
– услуг по обучению, стажировке и повышению квалификации.
С 1 января 2012 г. субъектам валютных операций – резидентам РБ разрешено получать иностранную валюту безналичным переводом из-за пределов Республики Беларусь по сделкам, заключенным с физическими лицами – нерезидентами и предусматривающим передачу физическим лицам – нерезидентам товаров, охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, имущества в аренду, выполнение работ, оказание услуг, отчуждение недвижимого имущества (письмо Нацбанка РБ от 28.12.2011 № 31-13/803).
Из вышеизложенного следует, что в приведенной ситуации расчеты в иностранной валюте правомерно проводить в 2 случаях:
1) при внесении физическим лицом – нерезидентом наличной иностранной валюты в кассу банка для ее зачисления (перечисления) на счет субъекта валютных операций – резидента;
2) при осуществлении расчетов безналичным переводом из-за пределов Республики Бе-ларусь.
9 (81). Белорусская организация по экспортному внешнеторговому договору получила от нерезидента валютную выручку на счет, открытый за пределами Республики Беларусь.
Необходимо ли белорусской организации производить обязательную продажу валюты?
Да, необходимо.
При поступлении на счета резидентов, открытые за пределами Республики Беларусь, иностранной валюты по экспортным внешнеторговым договорам резиденты обязаны осуществить ее обязательную продажу в определенном законодательством порядке. Это установлено Указом Президента РБ от 17.07.2006 № 452 "Об обязательной продаже иностранной валюты" и Инструкцией о порядке осуществления обязательной продажи иностранной валюты на внутреннем валютном рынке, утвержденной постановлением Правления Нацбанка РБ от 13.09.2006 № 129. В данном случае резидент должен перевести 30 % поступившей выручки себе на счет в банк РБ и произвести обязательную продажу иностранной валюты.
Справочно: Общий срок нахождения части выручки в иностранной валюте, подлежащей обязательной продаже, на счетах в банке-нерезиденте и в банке РБ не может превышать 7 рабочих дней со дня поступления выручки в иностранной валюте на счет в банке-нерезиденте. В срок осуществления обязательной продажи не включаются дни нахождения выручки в иностранной валюте на корреспондентских счетах банков-нерезидентов и банков-резидентов при ее перечислении со счета, открытого юридическим лицом в банке-нерезиденте на его транзитный счет, открытый в банке-резиденте, для осуществления обязательной продажи иностранной валюты. День зачисления такой выручки в иностранной валюте на транзитный счет юридического лица, открытый в банке-резиденте, должен включаться в 7-дневный срок, установленный для осуществления обязательной продажи (письмо Нацбанка РБ от 03.12.2007 № 31-14/1470 "О некоторых вопросах осуществления обязательной продажи иностранной валюты и контроля за ее осуществлением").
Законодательством РБ резиденту предоставлено право осуществить обязательную продажу за счет иностранной валюты, имеющейся в его распоряжении на счете в банке РБ.
Денис Сафаревич, юрист
ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУБЪЕКТОВ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ
10 (82). Медицинское учреждение (больница) планирует оказывать населению платные медицинские услуги.
Как правильно оформить прием наличных денежных средств?
С применением КСА.
При реализации товаров (работ, услуг) за наличный расчет плательщик обязан обеспечить прием наличных денежных средствв порядке, определяемом законодательством (подп. 1.13 п. 1 ст. 22 Налогового кодекса РБ).
В настоящее время этот порядок регулирует Положение № 924/16*.
__________________________
* Положение о порядке использования кассового оборудования, платежных терминалов, автоматических электронных аппаратов, торговых автоматов и приема наличных денежных средств, банковских пластиковых карточек в качестве средства осуществления расчетов на территории Республики Беларусь при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг, осуществлении деятельности в сфере игорного бизнеса, лотерейной деятельности, проведении электронных интерактивных игр, утвержденное постановлением Совета Министров и Нацбанка РБ от 06.07.2011 № 924/16(далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – Положение № 924/16 и постановление № 924/16).
Так, юридические лица при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг, осуществлении деятельности в сфере игорного бизнеса, проведении электронных интерактивных игр должны принимать наличные денежные средства (в т.ч. авансовые платежи, задаток и денежные средства, принимаемые в качестве залога) и (или) банковские пластиковые карточки в качестве средства осуществления расчетов на территории Республики Беларусь с применением кассового оборудования, модели (модификации) которого включены в Государственный реестр моделей (модификаций) кассовых суммирующих аппаратов и специальных компьютерных систем, используемых на территории Республики Беларусь (далее – Государственный реестр), и (или) платежных терминалов, автоматических электронных аппаратов, торговых автоматов, если иное не установлено национальным законодательством и п. 31 Положения № 924/16. В этом пункте указаны случаи, когда юридические лица вправе при продаже товаров, выполнении работ и оказании услуг без применения кассового оборудования и платежных терминалов принимать наличные денежные средства, и порядок их приема.
Такой вид деятельности, как врачебная практика, прочая деятельность по охране здоровья человека (медицинские услуги), осуществляемая в постоянном месте осуществления деятельности, в указанный перечень не включен.
Таким образом, больница прием наличных денежных средств за оплату медицинских услуг должна осуществлять с применением кассового оборудования, модели (модификации) которого включены в Государственный реестр.
11 (83). Торговая организация на рынке осуществляет розничную торговлю непродовольственными товарами (обувью и сопутствующими товарами). Стоимость многих товаров составляет более 3 базовых величин.
Как в данном случае правильно оформить прием наличных денежных средств?
Юридические лица в случаях осуществления розничной торговли на торговых местах на рынках и ярмарках вправе принимать наличные денежные средства при продаже товаров без применения кассового оборудования и (или) платежных терминалов (подп. 31.2 п. 31 Положения № 924/16).
В этих случаях организация должна осуществить прием наличных денежных средств (в т.ч. авансовых платежей, задатка и денежных средств, принимаемых в качестве залога) следующим образом:
1) при продаже непродовольственного товара, стоимость единицы которого составляет либо превышает 3 базовые величины, каждый факт приема наличных денежных средств необходимо оформлять документом с определенной степенью защиты, информация об изготовлении и реализации бланка которого включена в электронный банк данных бланков документов и документов с определенной степенью защиты и печатной продукции (п. 32 Положения № 924/16).
Перечень таких документов утвержден постановлением Правительства РБ от 06.07.2011 № 912. В него включена в т.ч. квитанция о приеме наличных денежных средств при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг) без применения кассовых суммирующих аппаратов и (или) специальных компьютерных систем и платежных терминалов. Ее форма утверждена постановлением Минторга РБ от 23.08.2011 № 34;
2) при продаже иных товаров – по требованию покупателя (потребителя).
По окончании рабочего дня (смены) организация должна в приходном кассовом ордере отразить общую сумму выручки за рабочий день (смену) независимо от того, выдавался по требованию покупателя (потребителя) документ, подтверждающий факт приобретения товара, или нет (п. 33 Положения № 924/16).
Пример
Организация в течение дня реализовала товар на общую сумму 1 500 000 руб., в т.ч. по квитанциям на сумму 500 000 руб.
По окончании дня организация должна отразить в приходном кассовом ордере сумму в размере 1 500 000 руб. При этом в графе "Приложение" ордера необходимо сделать запись: "В т.ч. квитанция №… сумма…".
От редакции:
С 1 апреля 2012 г. на территории Республики Беларусь будет применяться базовая величина в размере 100 000 руб. (постановление Совета Министров РБ от 30.12.2011 № 1785 "Об установлении размера базовой величины").
До указанной даты размер базовой величины составляет 35 000 руб. (постановление Совета Министров РБ от 02.11.2007 № 1446).
12 (84). Организация осуществляет розничную торговлю в продуктовых магазинах (гастрономах).
Какие требования установлены законодательством к обеспечению в необходимых случаях расчетов за реализуемые товары (работы, услуги) с использованием банковских пластиковых карточек и какая ответственность предусмотрена за необеспечение этих требований?
При несоблюдении требований – штраф от 10 до 200 базовых величин.
Объекты, подлежащие оснащению платежными терминалами для регистрации операций, производимых с использованием банковских пластиковых карточек, указаны в приложении 1 к Положению № 924/16.
Так, организации при получении выручки по каждому торговому или иному объекту от продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг за предыдущий календарный год в размере более 15 000 базовых величин (БВ), по объекту системы потребительской кооперации – более 30 000 БВ, объекту бытового обслуживания населения – более 7 500 БВ обязаны установить в этом торговом или ином объекте платежные терминалы. При этом количество устанавливаемых платежных терминалов должно составлять в процентном отношении к количеству используемых единиц кассового оборудования указанных объектов:
– в течение 1-го календарного года – не менее 50 %;
– в течение 2-го календарного года – 100 % (п. 9 Положения № 924/16).
Организации также обязаны установить платежные терминалы при создании объектов, указанных в приложении 1 к Положению № 924/16, расположенных в районных центрах, городах областного подчинения, областных центрах и г. Минске. При этом количество устанавливаемых платежных терминалов должно составлять в процентном отношении к количеству единиц кассового оборудования указанных объектов 100 % (п. 10 Положения № 924/16).
В указанный перечень включены такие торговые объекты, как магазины, павильоны с торговым залом, магазины-склады.
За неисполнение субъектами хозяйствования требований законодательства по установке платежных терминалов предусмотрена административная ответственность.
Так, нарушение порядка использования кассового оборудования и (или) платежных терминалов для приема наличных денежных средств и (или) банковских пластиковых карточек в качестве средства осуществления расчетов на территории Республики Беларусь при продаже товаров, выполнении работ и оказании услуг, а равно отсутствие указанного оборудования для приема наличных денежных средств при продаже товаров, выполнении работ и оказании услуг влекут наложение штрафа на юридическое лицо от 10 до 200 БВ (ч. 1 ст. 12.20 КоАП РБ).
Справочно: претензии покупателей (потребителей) на необеспечение субъектами хозяйствования в случаях, предусмотренных законодательством, возможности произвести расчет за приобретаемый товар (работы, услуги) банковской пластиковой карточкой могут являться основанием для назначения контрольных мероприятий в отношении таких субъектов хозяйствования, допустивших нарушение требований законодательства по данному вопросу.
13 (85). Установлены ли для банков какие-либо сроки хранения кассового оборудова-ния по окончании сроков его использования?
Нет.
Положение № 924/16 определяет порядок использования кассового оборудования, платежных терминалов, автоматических электронных аппаратов, торговых автоматов и приема наличных денежных средств (в т.ч. авансовых платежей, задатка и денежных средств, принимаемых в качестве залога), банковских пластиковых карточек в качестве средства осуществления расчетов на территории Республики Беларусь при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг, осуществлении деятельности в сфере игорного бизнеса, лотерейной деятельности, проведении электронных интерактивных игр. Действие Положения № 924/16 распространяется на банки только при осуществлении ими валютно-обменных операций и операций по продаже драгоценных металлов, драгоценных камней, монет и футляров к ним, памятных банкнот и других ценностей. Положением № 924/16 не установлены сроки хранения кассового оборудования по окончании его использования.
Пунктом 21 Положения № 924/16 предусмотрено только хранение контрольных лент, суточных (сменных) отчетов (Z-отчетов) в течение 12 месяцев со дня их формирования.
Наталья Рощина, экономист