ПЛАН СЧЕТОВ-2012
1 (25). В 2011 г. и ранее организация для учета выпущенной продукции, сданных заказчикам работ и оказанных услуг за отчетный период, а также выявления отклонений фактической производственной себестоимости этой продукции, работ, услуг от нормативной (плановой) себестоимости применяла счет 40 "Выпуск продукции, работ, услуг" (это было предусмотрено Инструкцией по применению Типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной постановлением Минфина РБ от 30.05.2003 № 89 (далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – Инструкция № 89).
Может ли организация применять счет 40 в 2012 г., закрепив его применение в учетной политике?
Не может.
Типовым планом счетов бухгалтерского учета, утвержденным постановлением Минфина РБ от 29.06.2011 № № 50 (далее – Типовой план счетов-2012) не предусмотрено использование счета 40.
Для обобщения информации о наличии и движении готовой продукции в организациях, осуществляющих промышленную и иную производственную деятельность, предназначен счет 43 "Готовая продукция" (п. 34 Инструкции о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной постановлением Минфина РБ от 29.06.2011 № 50 (далее – Инструкция № 50)).
Стоимость готовой продукции, произведенной для реализации или предназначенной для собственных нужд организации, отражается по дебету счета 43 и кредиту счетов учета затрат на производство.
Стоимость выполненных работ и оказанных услуг на счете 43 не отражают, а фактические затраты на их выполнение и оказание при отражении в бухгалтерском учете выручки от их реализации списывают с кредита счетов учета затрат на производство в дебет счета 90 "Доходы и расходы по текущей деятельности".
Стоимость реализованной продукции при отражении в бухгалтерском учете выручки от ее реализации отражают по дебету счета 90 и кредиту счета 43.
Отклонения фактической себестоимости готовой продукции от ее стоимости по учетным ценам, относящиеся к реализованной продукции, отражаются по дебету счета 90 и кредиту счета 43 дополнительной или сторнировочной записью.
Организации могут вводить для бухгалтерского учета хозяйственных операций в рабочий план счетов дополнительные счета, используя свободные номера счетов, по согласованию с Минфином. Инструкцией № 50 не предусмотрена возможность вводить счета бухгалтерского учета учетной политикой организации.
Исходя из норм Инструкции № 50 организация может ввести в свой рабочий план счетов субсчета к счетам первого порядка, в т.ч. и к счету 43, необходимые ей для учета готовой продукции в соответствии с требованиями отраслевых методических рекомендаций и принятой учетной политики.
2 (26). В 2011 г. и ранее организация применяла счет 46 "Выполненные этапы по незавершенным работам" для обобщения информации о законченных в соответствии с заключенными договорами этапах работ, имеющих самостоятельное значение. Такой порядок был предусмотрен Инструкцией № 89.
Каким образом необходимо отражать данные хозяйственные операции в 2012 г.?
Типовым планом счетов-2012 не предусмотрен счет 46.
В то же время порядок учета выполненных работ по этапам определен Инструкцией № 50 с использованием счета 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками", который предназначен для обобщения информации о расчетах с покупателями и заказчиками (п. 48 Инструкции № 50).
Счет 62 может применяться для обобщения информации о расчетах с заказчиками по законченным в соответствии с заключенными договорами этапам работ, имеющими самостоятельное значение, в организациях, выполняющих работы долгосрочного характера (строительные, научные, проектные, геологические и др.), начальные и конечные сроки выполнения которых относятся к разным отчетным периодам.
Стоимость законченных этапов работ, принятых в установленном порядке, следует отразить записью:
Д-т 62 – К-т 90 "Доходы и расходы по текущей деятельности".
Одновременно на сумму затрат по законченным и принятым этапам работ нужно составлять проводку:
Д-т 90 – К-т 20 "Основное производство".
Поступившие от заказчиков денежные средства в оплату законченных и принятых этапов работ в учет отражают записью:
Д-т 51, 52, 55 – К-т 62.
Организация может уточнять содержание отдельных субсчетов, приведенных в типовом плане счетов-2012, исключая или объединяя их, а также вводить дополнительные субсчета (п. 3 Инструкции № 50).
Таким образом, для обобщения информации о законченных в соответствии с заключенными договорами этапах работ, имеющих самостоятельное значение, организация может ввести дополнительный субсчет к счету 62.
3 (27). В 2011 г. материалы в организации оценивались по учетным ценам с применением счета 16 "Отклонение в стоимости материальных ценностей" без использования счета 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей". Это предусматривала Инструкция № 89.
Имеет ли право организация в 2012 г. вести учет материалов с применением счета 16 "Отклонение в стоимости материалов" без использования счета 15 "Заготовление и приобретение материалов"?
Имеет.
Счет 16 предназначен для обобщения информации об отклонениях фактической себестоимости приобретаемых материалов от их стоимости по учетным ценам (п. 20 Инструкции № 50). Этот счет организации могут применять без использования счета 15 "Заготовление и приобретение материалов".
Таким образом, организация вправе вести учет материалов с использованием счета 16, минуя счет 15.
Возможность такого учета материалов предусмотрена также пп. 39–41 Инструкции по бухгалтерскому учету запасов, утвержденной постановлением Минфина РБ от 12.11.2010 № 133 (с изменениями и дополнениями), которая продолжает действовать в настоящее время.
Анна Крупнова, консультант Главного управления регулирования бухгалтерского учета, отчетности и аудита Минфина РБ
Виталий Раковец, аудитор ООО "АудитИнком"
НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
4 (28). Строительная организация – резидент РБ применяет упрощенную систему налогообложения (УСН). В ноябре 2011 г. она заключила договор с российской фирмой на выполнение строительно-монтажных работ на территории Российской Федерации.
Правомерно ли было применять ставку налога при УСН в размере 2 % при реализации за пределами Беларуси строительных работ?
Такое право появляется при наличии факта вывоза результатов работ.
Под реализацией за пределы республики работ, услуг, имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности понимают выполнение работ, оказание услуг, передачу имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности плательщиком иностранным юридическим и (или) физическим лицам при условии, что результаты этих работ вывезены за пределы Беларуси, а предоставление услуг указанным лицам не связано с деятельностью таких лиц на ее территории (примечание к подп. 1.1 п. 1 Указа Президента РБ от 11.08.2011 № 358 "О стимулировании реализации товаров", далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – Указ № 358). Применение ставки налога при УСН в размере 2 % предусмотрено в отношении выручки от реализации за пределы Республики Беларусь при наличии документального подтверждения выполнения работ иностранным юридическим и (или) физическим лицам и вывоза результата работ за пределы Беларуси. Перечень документов, подтверждающих вывоз результатов работ за пределы Беларуси, зависит как от способа доставки (транспортировки) товаров, вида выполняемых работ, так и от государства, в которое вывезены результаты выполнения данных работ. Документами, подтверждающими выполнение работ для нерезидентов, могут служить договоры с иностранными юридическими и (или) физическими лицами в совокупности с актами выполненных работ, товарно-транспортные накладные, транспортные документы (например, железнодорожные, авиа-, почтовые накладные, коносаменты); таможенные декларации на товары, выпущенные в соответствии с таможенной процедурой экспорта; заявления о ввозе товара и уплате косвенных налогов – в случае вывоза товаров (результата работ) в государства – члены Таможенного союза. Ограничений в применении ставки налога при УСН в размере 2 % при реализации работ в страны Таможенного союза законодательством не установлено.
Если отсутствует факт вывоза результатов работ, то применение ставки налога при УСН в размере 2 % в отношении реализуемых нерезиденту РБ строительных работ будет неправомерно.
Аналогичное разъяснение содержится в письме МНС РБ от 27.12.2011 № 2-3-14/2229.
5 (29). Организация, применяющая УСН, представляет в налоговую инспекцию 20 января 2012 г. налоговую декларацию (расчет) по налогу при УСН.
Необходимо ли одновременно представлять в налоговую инспекцию копии документов, подтверждающих право на применение ставки налога в размере 2 %?
Такой необходимости нет.
При применении УСН налоговая декларация (расчет) должна быть представлена в налоговый орган по установленной форме на бумажном носителе или по установленным форматам в виде электронного документа. Документы, которые в соответствии с НК или иными актами налогового законодательства должны быть приложены к налоговой декларации (расчету), необходимо представлять на бумажном носителе (ст. 63 НК).
С 1 апреля 2011 г. применение ставки налога при УСН в размере 2 % предусмотрено Указом № 358 в отношении выручки от реализации товаров, работ (услуг), имущественных прав за пределы Республики Беларусь.
Применение указанной ставки возможно при наличии документального подтверждения отчуждения товаров (выполнения работ, оказания услуг, передачи имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности) иностранным юридическим и (или) физическим лицам и вывоза товаров (результата работ) за пределы территории Республики Беларусь для всех плательщиков, применяющих УСН, а не для отдельных категорий, и налоговой льготой не является.
При использовании налоговых льгот плательщик должен представлять в налоговый орган по месту постановки на учет документы, подтверждающие право на льготы, вместе с налоговой декларацией (расчетом) по соответствующему налогу, сбору (пошлине), подаваемой по итогам налогового либо отчетного периода, в котором такие льготы были первоначально использованы (ст. 43 НК).
Учитывая вышеизложенное, документы, подтверждающие право на применение ставки при УСН в размере 2 %, должны быть в наличии у плательщика. Их представление в налоговый орган одновременно с налоговой декларацией (расчетом) по налогу по УСН не требуется.
Аналогичное мнение по данному вопросу приведено в письме МНС РБ от 27.12.2011 № 2-3-14/2229.
6 (30). Торговая организация, применяющая УСН, приняла участие в декабре 2011 г. в проведении ярмарки на территории Украины, где реализовала часть товаров физическим лицам.
Возможно ли было в 2011 г. в отношении выручки от розничной продажи товаров, реализованных на ярмарке за пределами Республики Беларусь, применить ставку налога при УСН в размере 2 %?
Нет.
По реализованным товарам за пределами республики при применении ставки налога при УСН в размере 2 % необходимо было наличие документального подтверждения отчуждения товаров иностранным юридическим и (или) физическим лицам и вывоза товаров за пределы территории Беларуси.
Так как у продавца отсутствуют документы, подтверждающие отчуждение указанных товаров иностранным физическим лицам при реализации в розницу товаров, вывезенных за пределы республики на ярмарку, применение ставки налога при УСН в размере 2 % производить не следовало.
Аналогичная точка зрения по данному вопросу изложена в письме МНС РБ от 27.12.2011 № 2-3-14/2229.
Ирина Петрович, аудитор
ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУБЪЕКТОВ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ
7 (31). Организацией "А" на основании судебного приказа было возбуждено исполнительное производство о взыскании с должника основного долга, процентов за пользование денежными средствами и возмещении госпошлины. В июне 2010 г. судебный исполнитель вынес постановление об окончании исполнительного производства и возвращении исполнительного документа взыскателю в связи с отсутствием у должника денежных средств и имущества, на которые может быть обращено взыскание. Оно было направлено организации "А", причем адрес на конверте был указан неправильно. В апреле 2011 г. организация "А" обратилась с запросом в хозяйственный суд г. Минска. В мае 2011 г. получен ответ, который содержал постановление об окончании исполнительного производства и письмо судебного исполнителя о том, что ранее постановление отправлялось, но по неправильному адресу. В связи с тем что у организации должника отсутствуют денежные средства и имущество, организация "А" приняла решение не предъявлять документы к повторному исполнению. У нее возникли следующие вопросы:
7.1. С какой даты нужно исчислять срок давности для предъявления исполнительных документов к исполнению: с даты вынесения постановления об окончании исполнительного производства (июнь 2010 г.) или с даты получения постановления организацией "А" (май 2011 г.)?
Срок давности для предъявления исполнительного документа к исполнению следует исчислять с момента возвращения исполнительного документа организации взыскателю.
При ответе на поставленный вопрос необходимо учитывать особенности удовлетворения требований кредиторов по исполнительным документам.
В связи с тем что речь идет о споре 2 коммерческих организаций, возникающие при исполнении судебного решения правоотношения регулирует Хозяйственный процессуальный кодекс РБ (далее – ХПК).
Исполнительный документ может быть предъявлен к исполнению не позднее 6 месяцев со дня (ст. 337 ХПК):
– вступления судебного постановления в законную силу;
– окончания срока, установленного при отсрочке либо рассрочке его исполнения;
– вступления в законную силу определения хозяйственного суда о восстановлении пропущенного срока для предъявления исполнительного документа к исполнению.
Срок давности для предъявления исполнительного документа к исполнению прерывает предъявление его взыскателем к исполнению в банк или небанковскую кредитно-финансовую организацию либо возбуждение исполнительного производства, если иное не предусмотрено законодательством (ст. 339 ХПК).
Судебный исполнитель при получении заявления о возбуждении исполнительного производства рассматривает определенные вопросы. Одним из них является соблюдение установленного законодательством срока для предъявления исполнительного документа к исполнению, в т.ч. и при повторном предъявлении его в хозяйственный суд. В случае возвращения взыскателю исполнительного документа, по которому взыскание не произведено либо произведено не полностью, исчисление нового срока для предъявления исполнительного документа к исполнению начинается со дня его возвращения судебным исполнителем взыскателю. День возвращения устанавливают по отметке на исполнительном документе, проставляемой судебным исполнителем в день окончания исполнительного производства (п. 26 Инструкции по исполнительному производству в хозяйственных судах Республики Беларусь, утвержденной постановлением Пленума ВХС РБ от 26.11.2009 № 21).
В случае возвращения взыскателю исполнительного документа, по которому взыскание не произведено либо произведено частично, исчисление нового срока для предъявления исполнительного документа к исполнению начинается со дня его возвращения банком, небанковской кредитно-финансовой организацией или судебным исполнителем взыскателю (ст. 339 ХПК).
Принимая во внимание указанные положения, новый срок в соответствии с законодательством следует исчислять со дня возвращения исполнительного документа, который устанавливают по отметке на исполнительном документе, проставляемой судебным исполнителем в день окончания исполнительного производства.
В то же время, по мнению автора, возврат исполнительного документа нельзя считать состоявшимся, так как документ был направлен по неверному адресу и не был получен организацией-взыскателем в 2010 г. В данном случае исчисление нового срока для предъявления исполнительного документа к исполнению следует исчислять с момента, когда судебный исполнитель возвратил документы взыскателю, направив их по верному адресу, т.е. с мая 2011 г.
7.2. Имеет ли право организация списать данную дебиторскую задолженность?
Задолженность можно списать в 2011 г., так как срок давности предъявления исполнительного документа к исполнению истекает в ноябре 2011 г.
В состав внереализационных расходов включают убытки от списания дебиторской задолженности, по которой истек:
– срок исковой давности;
– срок давности для предъявления исполнительных документов к исполнению в случае возвращения взыскателю исполнительного документа, по которому взыскание не произведено либо произведено частично в связи с отсутствием у должника денежных средств на счетах в банках и иного имущества.
Эти расходы отражаются в том налоговом периоде, на который приходится день, следующий за днем истечения таких сроков (подп. 3.22 п. 3 ст. 129 НК).
Учитывая изложенное, по мнению автора, организация "А" имеет право списать дебиторскую задолженность в связи с истечением срока давности для предъявления исполнительных документов к исполнению в 2011 г. при условии, что исполнительный документ был возвращен в мае 2011 г.
Юрий Веремейко, юрист