НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
1 (63). В марте 2012 г. главному инженеру предприятия (основное место работы) согласно коллективному договору в связи с непрерывным периодом работы на данном предприятии (15 лет) оказана материальная помощь в размере 50 % должностного оклада (4 000 000 руб.), а также вручен ценный подарок стоимостью 3 500 000 руб.
Кроме того, в этом месяце предприятие за счет собственных средств для его несовершеннолетнего ребенка приобрело путевку в оздоровительное учреждение стоимостью 1 500 000 руб.
Каков порядок налогообложения доходов в рассматриваемой ситуации?
Указанные доходы освобождены от обложения подоходным налогом.
Рассмотрим норму подп. 1.19 п. 1 ст. 163 Налогового кодекса РБ (далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – НК).
От подоходного налога с физических лиц освобождают доходы, не являющиеся вознаграждениями за выполнение трудовых или иных обязанностей, в т.ч. в виде материальной помощи, подарков и призов, оплаты стоимости путевок (за исключением путевок, указанных в подп. 1.101 п. 1 ст. 163 НК), страховых услуг, в т.ч. по приобретению страховых полисов по возмещению медицинских расходов, получаемые:
– от организаций и индивидуальных предпринимателей, являющихся местом основной работы (службы, учебы), в т.ч. пенсионерами, ранее работавшими в этих организациях и у индивидуальных предпринимателей, с которыми трудовой договор был прекращен в связи с выходом на пенсию, – в размере, не превышающем 8 000 000 руб., от каждого источника в течение налогового периода;
– иных организаций и индивидуальных предпринимателей (за исключением указанных в подп. 1.26 п. 1 ст. 163 НК) – в размере, не превышающем 530 000 бел. руб., от каждого источника в течение налогового периода.
Общая сумма доходов, не являющихся вознаграждениями за выполнение трудовых или иных обязанностей, в данном случае составила 9 000 000 руб.
С 1 января 2012 г. с учетом внесенных в п. 1 ст. 163 НК дополнений от подоходного налога также освобождают доходы в размере стоимости путевок в санаторно-курортные и оздоровительные организации РБ, приобретенных для детей в возрасте до 18 лет и оплаченных за счет средств белорусских организаций и (или) белорусских индивидуальных предпринимателей в пределах 1 750 000 руб. от каждого источника в течение налогового периода (подп. 1.101 п. 1 ст. 163 НК).
Необходимо отметить, что в указанном размере льгота может быть предоставлена независимо от использования льготы, установленной подп. 1.19 п. 1 ст. 163 НК.
Таким образом, доходы, полученные в виде стоимости путевки, материальной помощи, а также стоимости подарка не подлежат обложению подоходным налогом по основаниям, предусмотренным подп. 1.101 п. 1 и соответственно подп. 1.19 п. 1 ст. 163 НК, как не превысившие установленные этими подпунктами пределы (1 750 000 руб. – по подп. 1.101 п. 1 ст. 163 НК и 8 000 000 руб. – по подп. 1.19 п. 1 ст. 163 НК).
Справочно: в 2011 г. для данных доходов могла быть применима только льгота, установленная подп. 1.19 п. 1 ст. 163 НК: указанные доходы, полученные по месту основной работы (службы, учебы), могли быть освобождены от налогообложения только в пределах 150 базовых величин (5 250 000 руб.) от каждого источника в течение налогового периода.
Таким образом, в 2011 г. подлежащей обложению подоходным налогом признавалась сумма, равная 3 750 000 руб. (4 000 000 + 3 500 000 + 1 500 000 – 5 250 000).
2 (64). В марте 2012 г. сотрудник учреждения для получения стандартного налогового вычета, установленного подп. 1.2 п. 1 ст. 164 НК, представил в бухгалтерию по месту основной работы документы, подтверждающие рождение у него в январе 2012 г. двоих детей, а также справку о нахождении его супруги в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет. Заработная плата данного сотрудника в 2012 г. составляет 3 000 000 руб.
В каком размере учреждение должно предоставить данному сотруднику стандартные налоговые вычеты?
В размере 615 000 руб. в месяц.
При определении размера налоговой базы плательщик имеет право на применение стандартных налоговых вычетов в размере 123 000 руб. в месяц на ребенка до 18 лет и (или) каждого иждивенца (подп. 1.2 п. 1 ст. 164 НК).
Иждивенцами, в частности, для супруга (супруги) признаются физические лица, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет.
Кроме того, начиная с 2012 г. родителям, имеющим 2 и более детей в возрасте до 18 лет, указанный стандартный налоговый вычет предоставляется в размере 246 000 руб. на каждого ребенка в месяц.
Таким образом, сотрудник учреждения имеет право на стандартный налоговый вычет в размере 615 000 руб. в месяц (246 000 + 246 000 + 123 000) с месяца рождения двойни.
Справочно: в 2011 г. для предоставления плательщику стандартного налогового вычета в двойном размере необходимо было наличие у него 3 и более детей до 18 лет.
Это значит, что в аналогичной ситуации, но применительно к 2011 г. стандартный налоговый вычет данному плательщику мог быть предоставлен только в размере 243 000 руб. (81 000 + 81 000 + 81 000).
3 (65). У сотрудника торговой организации в ноябре 2011 г. родился ребенок. Документы, подтверждающие его рождение и являющиеся основанием для получения стандартного налогового вычета, установленного подп. 1.2 п. 1 ст. 164 НК, сотрудник представил в бухгалтерию организации только в феврале 2012 г.
В каком порядке организация должна произвести перерасчет подоходного налога за прошлые месяцы?
Самостоятельно, без согласования с налоговым органом.
Плательщик при определении размера налоговой базы имеет право на применение стандартных налоговых вычетов в размере 123 000 руб. в месяц на ребенка до 18 лет (для 2011 г. – 81 000 руб.) (подп. 1.2 п. 1 ст. 164 НК).
Указанный стандартный налоговый вычет предоставляют с месяца рождения ребенка и до конца месяца, в котором ребенок достиг 18 лет (или наступила его смерть).
Следовательно, торговая организация должна произвести перерасчет подоходного налога с доходов сотрудника, полученных им начиная с ноября 2011 г.:
– за ноябрь – декабрь 2011 г. – исходя из размера стандартного налогового вычета в размере 81 000 руб.;
– с января 2012 г. – исходя из размера стандартного налогового вычета в размере 123 000 руб.
При этом с 1 января 2012 г. налоговый агент такой перерасчет вправе осуществить самостоятельно, в т.ч. по доходам, полученным в предшествующие налоговые периоды.
Так, с указанной даты отменена установленная для налоговых агентов обязанность по согласованию с налоговым органом своих действий по перерасчету подоходного налога с доходов плательщика, полученных в предшествующие налоговые периоды.
Справочно: до 1 января 2012 г. налоговый агент обязан был в 30-дневный срок со дня выявления таких фактов направить в налоговый орган по месту жительства плательщика соответствующее сообщение об излишне удержанной сумме подоходного налога либо о сумме задолженности по этому налогу.
В свою очередь, налоговый орган в 30-дневный срок должен был направить налоговому агенту сообщение, где было указано, представлялась ли плательщиком налоговая декларация (расчет) за эти налоговые периоды и учтены ли налоговым органом соответствующие суммы при определении сумм подоходного налога исходя из налоговых деклараций (расчетов). Такое сообщение являлось основанием для удержания (неудержания) или возврата (невозврата) сумм подоходного налога налоговым агентом (п. 4 ст. 175 НК).
4 (66). Сотрудник организации (основное место работы) имеет двоих несовершеннолетних детей. Один из них в возрасте 16 лет в августе 2011 г. вступил в брак. С сентября бухгалтерия перестала предоставлять вычет на данного ребенка.
В каком размере организация должна предоставить данному сотруднику стандартные налоговые вычеты на этих детей в 2012 г.?
В размере 246 000 руб. на каждого ребенка в месяц.
До 1 января 2012 г. стандартный налоговый вычет, установленный подп. 1.2 п. 1 ст. 164 НК, предоставлялся с месяца рождения ребенка, установления опеки, попечительства или появления иждивенца и сохранялся до конца месяца, в котором он, в частности, был объявлен полностью дееспособным.
Иными словами, право на получение вычета утрачивалось, когда несовершеннолетний ребенок становился полностью дееспособным. Это происходило и в случае, когда несовершеннолетний ребенок вступал в брак.
Справочно: в случае, когда законодательством допускается эмансипация или вступление в брак до достижения 18 лет, гражданин, не достигший этого возраста, приобретает дееспособность в полном объеме соответственно с момента принятия решения об эмансипации или со времени вступления в брак. При этом приобретенная в результате заключения брака дееспособность сохраняется в полном объеме и в случае расторжения брака (ст. 20 Гражданского кодекса РБ).
С 1 января 2012 г. это условие исключено. Поэтому в рассматриваемой ситуации в 2012 г. организация должна предоставлять данному сотруднику стандартный налоговый вычет, установленный подп. 1.2 п. 1 ст. 164 НК, и после вступления этого ребенка в брак вплоть до конца месяца, в котором он достигнет 18-летнего возраста.
Кроме того, начиная с 1 января 2012 г. родителям, имеющим 2 и более детей в возрасте до 18 лет, стандартный налоговый вычет следует предоставлять в размере 246 000 руб. на каждого ребенка в месяц.
Таким образом в 2012 г. данный плательщик будет иметь право на указанный стандартный налоговый вычет в размере 246 000 руб. на каждого ребенка в месяц.
Анна Павлова, экономист
5 (67). Организация отгрузила товары в 2011 г. в Туркменистан. 180-й день со дня отгрузки товаров приходится на 31 января 2012 г., 181-й – на 1 февраля 2012 г. Подтверждающие нулевую ставку НДС документы не получены.
В какой налоговой декларации нужно отразить оборот по реализации данных товаров со ставкой 20 %: за январь или за январь – февраль 2012 г.?
В декларации за январь-февраль 2012 г.
Документальное подтверждение вывоза товаров (включая произведенные из давальческого сырья и материалов) за пределы Республики Беларусь производят в течение 180 дней с даты оформления декларации на товары с отметками таможенного органа о выпуске товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой (для плательщиков, осуществляющих декларирование таможенным органам товаров в виде электронного документа, – с даты внесения в информационную систему таможенных органов сведений о выпуске товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой) (части первая – пятая п. 2 ст. 102 НК).
При отсутствии документов, подтверждающих вывоз товаров, до представления в налоговый орган налоговой декларации (расчета) по НДС за тот отчетный период, в котором истек установленный срок, обороты по реализации товаров организации отражают в налоговой декларации (расчете) по НДС того отчетного периода, в котором истек установленный срок.
В 2012 г. в целях налогового учета в состав внереализационных расходов включают суммы НДС, исчисленные при отсутствии документов, обосновывающих применение ставки этого налога в размере 0 %, по истечении 180 календарных дней с даты оформления декларации на товары с отметками таможенного органа о выпуске товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой (для плательщиков, осуществляющих декларирование таможенным органам товаров в виде электронного документа, – с даты внесения в информационную систему таможенных органов сведений о выпуске товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой). Такие расходы отражают в том налоговом периоде, на который приходится 181-й день с указанной даты (подп. 3.6 п. 3 ст. 129 НК).
Следовательно, в 2012 г. НДС подлежит исчислению и отражению в составе внереализационных расходов на 181-й день.
Таким образом, оборот со ставкой НДС 20 % необходимо отразить в налоговой декларации по НДС того отчетного периода, на который приходится 181-й день, т.е. в налоговой декларации за январь – февраль 2012 г.
Важно! В 2011 г. окончанием 180-дневного срока при экспорте товаров в государства дальнего зарубежья являлся 180-й день.
6 (68). Организация Литовской Республики, не состоящая на учете в налоговых органах РБ, оказала резиденту РБ услуги по предоставлению возможности пользования базой данных, доступ к которой обеспечивается с помощью электронного ключа. Акт об оказании услуг подписан в декабре 2011 г. Услуги оплачены в январе 2012 г.
В каком порядке следует отразить оборот по приобретению данных услуг в налоговой декларации по НДС?
При реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь иностранными организациями, не осуществляющими деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство и не состоящими в связи с этим на учете в налоговых органах РБ, обязанность по исчислению и перечислению в бюджет НДС возлагается на состоящих на учете в налоговых органах РБ организации и индивидуальных предпринимателей, приобретающих данные товары (работы, услуги), имущественные права (п. 1 ст. 92 НК). Такие организации и индивидуальные предприниматели имеют права и несут обязанности, установленные ст. 21 и 22 НК.
Таким образом, первоначально нужно определить место реализации оказанных услуг.
Местом реализации работ, услуг, имущественных прав признают территорию Республики Беларусь, если покупатель (приобретатель) работ, услуг, имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности соответствует одному из следующих критериев:
– осуществляет деятельность на территории Республики Беларусь;
– местом его нахождения (местом жительства) является Республика Беларусь (подп. 1.4 п. 1 ст. 33 НК).
Положения подп. 1.4 п. 1 ст. 33 НК применяют в т.ч. в отношении оказания услуг по предоставлению дискового пространства для размещения информации на сервере и (или) услуг по его техническому обслуживанию, услуг по проектированию, разработке, оформлению и модификации веб-страниц, созданию баз данных, обеспечению доступа к ним.
Таким образом, местом реализации оказанных услуг является территория Республики Беларусь. Следовательно, при приобретении услуг по обеспечению доступа к базе данных у организации Литовской Республики, не состоящей на учете в налоговых органах РБ, необходимо исчислить НДС.
Важно! До 1 января 2012 г. место реализации указанных услуг определяли по подп. 1.5 п. 1 ст. 33 НК как место деятельности продавца услуг (см. письмо МНС РБ от 30.09.2011 № 2-1-10/10544 (вопрос 12)).
При изменении порядка исчисления НДС (изменении состава плательщиков, объектов налогообложения, налоговой базы, момента фактической реализации, ставок, порядка применения освобождения от налогообложения) новый порядок исчисления применяется в отношении товаров (работ, услуг), имущественных прав, реализуемых на территории Республики Беларусь иностранными организациями, не состоящими на учете в налоговых органах РБ, момент фактической реализации которых наступил с момента изменения порядка исчисления НДС (п. 10 ст. 103 НК).
При реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь иностранными организациями, не состоящими на учете в налоговых органах РБ, моментом их фактической реализации такими организациями признают день оплаты либо иного прекращения обязательств покупателями этих товаров (работ, услуг), имущественных прав (п. 5 ст. 100 НК).
Таким образом, в рассматриваемой ситуации следует применять новый порядок, поскольку момент фактической реализации (дата оплаты) приходится на 2012 г. Значит, при оплате услуг по обеспечению доступа к базе данных нерезидента нужно исчислить НДС по ст. 92 НК несмотря на то, что они оказаны в 2011 г.
Оборот по приобретению услуг отражают в стр. 13 налоговой декларации за январь 2012 г.
7 (69). Комитент Российской Федерации поручил резиденту РБ реализовать товар на территории Республики Беларусь. Комиссионер ввез товар и оприходовал его в учете в январе 2012 г. Товар отгружен покупателю 21 февраля 2012 г. на территории Республики Беларусь.
В каком порядке следует отразить в налоговой декларации по НДС налоговую базу по данному товару? Каков порядок уплаты НДС?
Для целей уплаты НДС налоговую базу определяют на дату принятия на учет у налогоплательщика импортированных товаров (но не позднее срока, установленного законодательством государства – члена Таможенного союза, на территорию которого импортируются товары) исходя из стоимости приобретенных товаров (в т.ч. товаров, являющихся результатом выполнения работ по договору (контракту) об их изготовлении), а также товаров, полученных по договору (контракту) товарного кредита (товарного займа, займа в виде вещей), товаров, являющихся продуктом переработки давальческого сырья, и акцизов, подлежащих уплате по подакцизным товарам (п. 2 ст. 2 Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в Таможенном союзе (далее – Протокол)).
Однако в 2012 г. белорусское законодательство предоставило возможность определения налоговой базы посредниками, ввозящими товары из России и Казахстана по договору на реализацию товаров, в иные сроки.
Налоговая база для целей исчисления и уплаты НДС, взимаемого налоговыми органами при ввозе товаров на территорию Республики Беларусь с территории государств – членов Таможенного союза, может отражаться в налоговой декларации (расчете) по НДС:
– либо того месяца, срок представления которой следует за датой отгрузки товаров, указанных в п. 4 ст. 95 НК, покупателям;
– либо того месяца, в котором эти товары приняты к бухгалтерскому учету у комиссионера, поверенного или иного аналогичного лица.
Настоящее положение применяют, если товары отгружены комиссионером, поверенным или иным аналогичным лицом покупателям в месяце, следующем за месяцем принятия их к бухгалтерскому учету (п. 5 ст. 95 НК).
Налогоплательщик обязан представить в налоговый орган соответствующую налоговую декларацию по форме, установленной законодательством государства – члена Таможенного союза, на территорию которого импортированы товары, в т.ч. по договору (контракту) лизинга, не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет импортированных товаров (срока платежа, предусмотренного договором (контрактом) лизинга) (п. 8 ст. 2 Протокола).
В данном случае товары отгружены покупателю не в месяце принятия их к бухгалтерскому учету, а в последующем месяце, но после срока сдачи налоговой декларации за февраль 2012 г. Поэтому комиссионер вправе отразить налоговую базу по товару в части II налоговой декларации либо за январь 2012 г., либо за февраль 2012 г. Соответственно НДС должен быть уплачен в бюджет не позднее 20 февраля 2012 г. или не позднее 20 марта 2012 г.
Наталья Нехай, экономист
КОМАНДИРОВОЧНЫЕ РАСХОДЫ
8 (70). Наниматель для решения производственных вопросов направил работника в служебную командировку за границу в г. Москву (Российская Федерация) сроком на 3 дня железнодорожным транспортом.
Приказом на командировку определено время нахождения в командировке с 8 по 10 февраля 2012 г. При этом задание по командировке работник должен выполнить в г. Москве 9 февраля и вечером выехать поездом к постоянному месту работы.
Согласно представленным к авансовому отчету железнодорожным билетам в оригинале работник:
– 8 февраля в 21.30 выбыл из г. Минска;
– 9 февраля в 08.05 прибыл в г. Москву, в этот же день в 21.19 выехал обратно в г. Минск.
Следовательно, командированный работник находился на территории иностранного государства (без учета времени нахождения в пути) менее суток.
К авансовому отчету по командировке он представил счет за проживание в гостинице, который выписан 9 февраля за полные сутки.
Имеет ли право организация возместить командированному работнику расходы по оплате гостиницы в полном объеме?
Имеет.
Наниматель обязан возместить командированному работнику расходы по оплате гостиницы независимо от того, что 9 февраля работник находился на территории иностранного государства (г. Москва) менее суток (с 08.05 до 21.19).
Наниматель должен при служебных командировках возместить работнику командировочные расходы, в т.ч. расходы по найму жилого помещения (ст. 95 Трудового кодекса РБ (далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – ТК) и п. 8 Инструкции, утвержденной постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 30.07.2010 № 115 (далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – Инструкция № 115)).
При этом возмещение расходов по найму жилого помещения следует осуществлять в размерах предельных норм возмещения расходов по найму жилого помещения в сутки, установленных законодательством РБ, при обязательном представлении подтверждающих документов в оригинале (п. 14 Инструкции № 115).
9 (71). Наниматель обязан выдать командированному работнику аванс в иностранной валюте и (или) белорусских рублях до выезда в командировку и возместить следующие расходы (пп. 8 и 9 Инструкции № 115):
– по проезду к месту служебной командировки и обратно;
– найму жилого помещения;
– проживанию вне места жительства (суточные);
– иные расходы, произведенные работником с разрешения или ведома нанимателя.
Сумму аванса, подлежащую выдаче командированному работнику на возмещение указанных расходов, рассчитывают исходя из норм оплаты командировочных расходов при служебных командировках за границу, установленных законодательством РБ, с учетом расходов, предусмотренных Инструкцией № 115.
Имеет ли право банк выдавать аванс на командировочные расходы с учетом норм, утвержденных своим локальным нормативным правовым актом?
Имеет ли право банк выдавать аванс на иные расходы, связанные со служебной командировкой, не указанные в гл. 6 Инструкции № 115, такие как представительские расходы, аренда автотранспорта?
Имеет.
Считаем, что банк имеет право выдать аванс на предстоящие командировочные расходы с учетом норм, утвержденных локальным нормативным актом организации.
Источниками регулирования трудовых и связанных с ними отношений кроме Конституции, ТК и других актов законодательства являются коллективные договоры, соглашения и иные локальные нормативные правовые акты, заключенные в соответствии с законодательством. При этом наниматель вправе устанавливать дополнительные трудовые и иные гарантии для работников по сравнению с законодательством о труде (ст. 7 ТК).
Предусмотренные в коллективном договоре, соглашении размеры возмещения командировочных расходов не могут быть ниже размеров, установленных законодательством (ст. 95 ТК).
Таким образом, организация вправе на основании локального нормативного правового акта предусмотреть за счет своей прибыли более высокие нормы суточных и расходов по найму жилого помещения по сравнению с установленными законодательством.
Д-т 20, 23, 25, 26 (субсчет "Затраты, неучитываемые при налогообложении") – К-т 71
– на сумму командировочных расходов сверх установленных законодательством норм*.
– на сумму командировочных расходов сверх установленных законодательством норм*.
__________________________
* Корреспонденция счетов составлена редакцией.
Организация может включать командировочные расходы в затраты по производству и реализации продукции, товаров (работ, услуг), учитываемые при налогообложении (далее – затраты), в пределах норм, установленных законодательством (подп. 1.6 п. 1 ст. 131 НК).
Инструкцией № 115 не предусмотрено возмещение работнику представительских расходов, расходов на аренду автотранспорта с отнесением их на затраты.
Следовательно, представительские расходы и расходы на аренду автотранспорта, по мнению автора, по решению нанимателя могут возмещаться работнику за счет прибыли, оставшейся после налогообложения.
Д-т 90-8 (субсчет "Прочие расходы по текущей деятельности") – К-т 71
– отражены прочие расходы, связанные с командировками.
– отражены прочие расходы, связанные с командировками.
10 (72). Филиал российского университета в г. Минске (далее – филиал) проводит обучение студентов по следующим специальностям: социальная работа, психология, юриспруденция.
Научная и воспитательная работа является неотъемлемой частью обучения. В соответствии с учебными планами и планами воспитательной работы студенты направляются в командировки за границу для участия в научных конференциях, семинарах, культурных мероприятиях (КВН и т.п.).
В Инструкции № 115 в перечне лиц, на которых распространяются ее нормы, не поименованы студенты.
Постановлением Минфина РБ от 30.01.2001 № 7 нормы оплаты командировочных расходов установлены только для работников организаций при командировках за границу.
Следовательно, в законодательстве РБ отсутствует нормативный правовой акт, которым определены нормы оплаты суточных и расходов по найму жилого помещения для студентов при их направлении в командировки за границу.
Вправе ли ректор (директор) филиала самостоятельно приказом утвердить нормы расходов по найму жилого помещения, суточных для студентов при их направлении в командировки за границу?
Может ли филиал при возмещении расходов по проезду, по найму жилого помещения и суточных студентам, направленным в командировки за границу, руководствоваться порядком, предусмотренным Инструкцией № 115, и включать указанные расходы в затраты, учитываемые при налогообложении?
Инструкция № 115 регулирует трудовые отношения, основанные на трудовом договоре с работником.
Поскольку студенты филиала не являются его работниками, то их поездки, связанные с участием в научных конференциях, семинарах, культурных мероприятиях, не являются служебными командировками.
Служебной командировкой признается поездка работника по распоряжению нанимателя на определенный срок в другую местность для выполнения служебного задания вне места его постоянной работы (ст. 91 ТК).
При служебных командировках наниматель обязан выдать аванс и возместить работнику следующие расходы:
– по проезду к месту служебной командировки и обратно;
– по найму жилого помещения;
– за проживание вне места постоянного жительства (суточные);
– иные произведенные работником с разрешения или ведома нанимателя расходы (ст. 95 ТК).
По нормам ст. 1 ТК работник – это лицо, состоящее в трудовых отношениях с нанимателем на основании заключенного трудового договора.
Нормы п. 1 Инструкции № 115 определяют порядок и условия предоставления гарантий и компенсаций при служебных командировках за границу, в т.ч. на обучение (стажировку, семинар, конференцию и иные мероприятия, связанные с повышением квалификации), работникам, военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, финансовых расследований КГК, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям.
Учитывая изложенное, действие норм Инструкции № 115 на студентов не распространяется.
Таким образом, ректор (директор) филиала вправе самостоятельно приказом утвердить нормы расходов по найму жилого помещения, суточных при направлении студентов в поездки за границу.
При возмещении расходов по проезду, найму жилого помещения и суточных студентам, направленным в поездки за границу, филиал может руководствоваться порядком, предусмотренным Инструкцией № 115.
При этом расходы, связанные с указанными поездками (по проезду, найму жилого помещения, суточные и др.) в пределах утвержденных приказом ректора (директора) филиала норм, по мнению автора, филиал может возместить студентам только за счет прибыли организации.
Надежда Египцева, экономист