НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
1 (53). Коммерческая организация, осуществляющая оптовую торговлю импортированными товарами, вносила в 2011 г. текущие платежи по налогу на прибыль в соответствии с подп. 3.1 п. 3 ст. 143 Налогового кодекса РБ (далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – НК), т.е. исходя из результатов деятельности за налоговый период, непосредственно предшествовавший текущему налоговому периоду.
В течение 2011 г. в связи с неблагоприятной экономической ситуацией на рынке организация понесла убытки.
Рассмотрим вопросы, которые возникли в приведенной ситуации.
1.1. Вправе ли организация представить в налоговый орган налоговую декларацию (расчет) по налогу на прибыль за 2011 г., не дожидаясь 20 марта 2012 г.? Обязан ли налоговый орган принять ее?
Вправе.
Налоговую декларацию (расчет) по налогу на прибыль по итогам истекшего налогового периода плательщик должен представить в налоговые органы не позднее 20 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, независимо от наличия либо отсутствия объектов налогообложения (п. 2 ст. 143 НК). В указанной налоговой декларации следует отразить также суммы налога на прибыль, подлежащие уплате текущими платежами по срокам, установленным подп. 7.1 п. 7 ст. 143 НК.
Налоговый орган не вправе отказать в принятии налоговой декларации (расчета), представленной плательщиком (иным обязанным лицом) по установленной форме (установленному формату), и обязан проставить по просьбе плательщика (иного обязанного лица) на копии налоговой декларации (расчета) отметку о принятии и дату ее получения при получении налоговой декларации (расчета) на бумажном носителе либо передать плательщику (иному обязанному лицу) подтверждение в виде электронного документа при получении налоговой декларации (расчета) с помощью программных и технических средств (п. 5 ст. 63 НК).
Таким образом, плательщик вправе, а налоговый орган обязан принять налоговую декларацию плательщика, не дожидаясь 20 марта 2012 г.
1.2. Вправе ли организация требовать возврата излишне уплаченных сумм текущих платежей?
Вправе.
Плательщик имеет право на зачет или возврат излишне уплаченных, а также излишне взысканных сумм налогов, сборов (пошлин), пеней в порядке, установленном НК (подп. 1.5 п. 1 ст. 21 НК).
Обратимся к норме ст. 60 НК. В ней сказано, что излишне уплаченная сумма налога, сбора (пошлины), пени подлежит зачету в счет предстоящих платежей плательщика (иного обязанного лица) либо возврату в случаях и порядке, предусмотренных этой статьей и иными законодательными актами, если иное не установлено таможенным законодательством Таможенного союза. Излишне уплаченная сумма налога, сбора (пошлины), пени подлежит возврату плательщику (иному обязанному лицу) по его письменному заявлению в случае отсутствия у плательщика (иного обязанного лица) неисполненного налогового обязательства, неуплаченных пеней (п. 8 ст. 60 НК).
Заявление о возврате излишне уплаченной суммы налога, сбора (пошлины), пени может быть подано плательщиком (иным обязанным лицом) не позднее 3 лет со дня уплаты указанной суммы.
1.3. Обязан ли налоговый орган произвести их возврат?
Обязан.
Возврат излишне уплаченной суммы налога, сбора (пошлины), пени налоговый орган производит в течение 1 месяца со дня подачи плательщиком (иным обязанным лицом) заявления о возврате (п. 9 ст. 60 НК). Решение об отказе в проведении возврата налоговый орган принимает не позднее 5 рабочих дней со дня подачи плательщиком (иным обязанным лицом) заявления о возврате излишне уплаченной суммы налога, сбора (пошлины), пени (при подаче такого заявления по установленному формату в виде электронного документа – со дня передачи подтверждения).
Справочно: по общему правилу, предусмотренному п. 2 ст. 60 НК, зачет или возврат суммы налога производят без начисления процентов на эту сумму. Однако при нарушении срока, указанного в части первой п. 9 ст. 60 НК, сумма излишне уплаченного налога, сбора (пошлины), пени должна быть возвращена плательщику (иному обязанному лицу) с начисленными на нее процентами за каждый день нарушения срока возврата по ставке, равной 1/360 ставки рефинансирования Нацбанка, действовавшей в день направления платежного поручения банку на возврат плательщику (иному обязанному лицу) этой суммы. Проценты на указанную сумму начисляются со дня, следующего за днем истечения срока возврата излишне уплаченной суммы налога, сбора (пошлины), пени, по день направления платежного поручения банку на возврат плательщику (иному обязанному лицу) этой суммы.
Юрий Веремейко, юрист
2 (54). Организация реализует юридическим лицам по безналичному расчету автомобильное топливо через сеть АЗС. По итогам месяца покупателям, которые приобрели определенное количество топлива, предоставляются скидки. В счете на оплату, выставленном покупателю в конце месяца, указываются стоимость приобретенного топлива по действующим ценам, сумма скидки и стоимость топлива к оплате с учетом скидки.
Как организации-продавцу отражать предоставляемую скидку в целях налогового учета: уменьшать на сумму скидки выручку от реализации или отражать выручку от реализации без учета скидки, а сумму скидки относить в состав внереализационных расходов?
Отражать выручку с учетом скидки.
С 2012 г. в НК разъяснен вопрос учета предоставляемых скидок при исчислении налога на прибыль.
Так, с 1 января 2012 г. п. 3 ст. 129 НК дополнен подп. 3.26-1: в состав внереализационных расходов следует включать суммы скидок (премий, бонусов), предоставленных при выполнении покупателем (заказчиком) условий (в т.ч. объема покупок или заказов), определенных в договоре в качестве обязательных для предоставления данных скидок (премий, бонусов).
Таким образом, предоставляемые скидки можно разделить на 2 группы: предоставляемые сразу при продаже товаров и предоставляемые по результатам выполнения условий договора.
Если продавец предоставляет скидки непосредственно при продаже товаров, то он отражает выручку от реализации товаров с учетом такой скидки. В этом случае предоставленную скидку в состав внереализационных расходов в целях налогового учета относить не нужно.
Пример 1
Организация оптовой торговли "А" предоставляет оптовую скидку покупателям, которые приобретают 10 и более единиц товара одного наименования. Скидка составляет 5 % от установленной цены. Выручкой от реализации товаров будет стоимость товаров с учетом предоставленной скидки.
Организация "Б" приобрела 10 единиц товара по первоначальной цене 100 руб. за единицу. В этом случае выручка организации-продавца от реализации товаров составит 950 руб. (10 × (100 руб. – 100 руб. × 5 %)).
В учете продавца:
Д-т 51 – К-т 90-1 (субсчет "Выручка от реализации продукции, товаров, работ, услуг") – 950 руб.
– отражена выручка*.
__________________________
* Здесь и далее корреспонденция счетов составлена редакцией.
В таком же порядке организация-продавец в ситуации, приведенной в вопросе, должна отразить выручку.
Если скидки предоставляются через определенное время после реализации товаров, по результатам выполнения условий договора, то выручку от реализации товаров продавец должен отражать по действующим ценам без учета скидок. Сумму предоставленных скидок следует в целях налогового учета относить в состав внереализационных расходов.
Пример 2
По итогам работы за год торговая организация "А" предоставляет скидки своим покупателям. Тем, кто приобрел за год товаров на сумму более 100 млн. руб., – скидка 1 % от объема выручки, тем, кто приобрел товаров на сумму более 200 млн. руб., – скидка 2 % от объема выручки и т.д.
Организация-покупатель "Б" приобрела за год товаров на сумму 120 млн. руб. По итогам года ей предоставлена скидка 1 % от объема выручки, или 1,2 млн. руб. Выручка от реализации торговой организации "А", которая предоставила скидку, составит 120 млн. руб. Предоставленную скидку в размере 1,2 млн. руб. ей необходимо включить в состав внереализационных расходов.
В учете продавца:
Д-т 51 – К-т 90-1 (субсчет "Выручка от реализации продукции, товаров, работ, услуг") – 120 млн. руб.
– отражена выручка;
Д-т 90-8 (субсчет "Прочие расходы по текущей деятельности") – К-т 51 – 1,2 млн. руб.
– отражена предоставленная скидка.
От редакции:
Обращаем внимание, что в бухгалтерском учете предоставленную скидку продавец должен отразить в 2012 г. в составе доходов и расходов по текущей деятельности (счет 90), а для налогового учета произвести соответствующие корректировки.
Пример 3
Торговая организация "А" предоставляет скидку покупателям в размере 1 % от объема выручки при приобретении в течение года товаров на сумму 300 и более млн. руб.
Организация-покупатель "Б" приобрела товары в январе, феврале и марте 2012 г. на сумму по 100 млн. руб. в месяц. В апреле 2012 г. по итогам I квартала 2012 г. торговая организация "А" предоставила скидку организации-покупателю в размере 3 млн. руб. Выручку торговая организация "А" за январь – март 2012 г. в связи с предоставлением скидки не пересчитывает. Сумму скидки торговая организация "А" в целях налогового учета включает в состав внереализационных расходов.
Порядок предоставления скидок не влияет на налоговую базу по налогу на прибыль. Независимо от того, уменьшает предоставленная скидка выручку от реализации товаров или включается в состав внереализационных расходов, она будет уменьшать налоговую базу по налогу на прибыль.
В то же время порядок предоставления скидок влияет на определение налоговой базы по НДС. Если предоставленная скидка уменьшает выручку торговой организации от реализации товаров, то она уменьшает и налоговую базу по НДС.
Если скидка не уменьшает выручку от реализации, а относится на внереализационные расходы, то она не уменьшает налоговую базу по НДС.
Наталья Рощина, экономист
3 (55). Транспортная организация – резидент РБ (перевозчик) в декабре 2011 г. оказала услуги белорусской организации по доставке товаров в Германию.
Имела ли право транспортная организация, применяющая упрощенную систему налогообложения (УСН), уплатить налог по ставке 2 % при реализации за пределы Республики Беларусь данных услуг?
Нет.
Уплата налога при УСН по ставке 2 % возможна при наличии документального подтверждения оказания услуг иностранным юридическим и (или) физическим лицам при условии, что предоставление им услуг не связано с их деятельностью на территории Республики Беларусь.
Требования налогового законодательства РБ предусматривают, что в случаях осуществления деятельности на территории республики иностранные организации должны состоять на учете в налоговых органах РБ.
Без открытия представительства на территории Беларуси запрещена деятельность иностранных организаций, за исключением:
– осуществления деятельности через организацию или физическое лицо, признаваемые постоянным представительством иностранной организации в соответствии с подп. 1.2 п. 1 ст. 139 НК;
– проведения на территории Республики Беларусь концертно-зрелищных мероприятий, в т.ч. концертов, аттракционов, зверинцев, цирковых программ (п. 11 Положения о порядке открытия и деятельности в Республике Беларусь представительств иностранных организаций, утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 22.07.1997 № 929).
Документальным подтверждением оказания услуг иностранным юридическим и (или) физическим лицам являются договоры с нерезидентами на оказание услуг в совокупности с актами, удостоверяющими факт оказания им услуг.
При оказании транспортно-экспедиционных услуг дополнительным подтверждением могут служить также транспортные и товарно-транспортные документы.
В приведенной ситуации услуга оказана резиденту РБ и поэтому налоговая ставка при УСН не может быть применена.
Ответ подготовлен на основании разъяснения МНС РБ от 27.12.2011 № 2-3-14/2229.
4 (56). Торговая организация в течение 2011 г. при применении УСН в качестве налоговой базы применяла критерий – валовой доход. В декабре 2011 г. она оптом реализовала на экспорт товары за пределы Республики Беларусь.
Могла ли торговая организация применять ставку налога при УСН в размере 2 % от валовой выручки при реализации товаров за пределы республики?
Да, могла при условии раздельного учета.
В 2011 г. действовали следующие нормы законодательства.
Плательщики, избравшие в качестве налоговой базы валовой доход, не могли в течение календарного года изменить налоговую базу и применять ставку 2 % от валовой выручки при реализации товаров за пределы республики, если такая реализация относится к розничной торговле, по следующим основаниям:
– организации с численностью работников в среднем за период с начала года по отчетный период не более 15 человек включительно, валовая выручка которых не превышает 3,4 млрд. бел. руб. в год, осуществляющие розничную торговлю и (или) оказывающие услуги общественного питания, вправе использовать в качестве налоговой базы валовой доход, определяемый как разница между валовой выручкой и покупной стоимостью реализованных товаров за отчетный период (п. 5 ст. 288 НК). Ставка налога при УСН составляет 15 % от валового дохода.
Применяемая плательщиком налоговая база не могла быть изменена в течение календарного года, за исключением случаев превышения критериев валовой выручки и (или) численности (пп. 2, 3 ст. 287 НК).
Ставка налога при УСН при реализации товаров за пределы республики установлена в размере 2 % от валовой выручки.
Плательщикам предоставлено право применять различные ставки налога при УСН на основании данных раздельного учета в случаях, если наряду с розничной торговлей организация осуществляет, к примеру, оптовую торговлю. Тогда ставку 2 % можно применить в отношении выручки от оптовой реализации товаров за пределы республики при наличии раздельного учета (п. 3 ст. 289 НК).
Ответ подготовлен на основании разъяснения МНС РБ от 27.12.2011 № 2-3-14/2229.
Ирина Петрович, аудитор
ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУБЪЕКТОВ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ
5 (57). Общество с ограниченной ответственностью имеет 2 участников – физическое и юридическое лицо. В декабре 2011 г. физическое лицо продало свою долю другому физическому лицу, а юридическое лицо – другому юридическому лицу.
Рассмотрим вопросы, которые возникли в приведенной ситуации.
5.1. Каким образом в бухгалтерском учете организации следует отражать хозяйственные операции по оприходованию и выбытию долей?
Участник общества с ограниченной ответственностью вправе продать или иным образом произвести отчуждение своей доли (части доли) в уставном фонде общества одному или нескольким участникам этого общества или самому обществу (ст. 92 Гражданского кодекса РБ, далее – ГК).
Отчуждение участником общества своей доли (части доли) третьим лицам допускается, если иное не предусмотрено законодательными актами или уставом общества.
В рассматриваемой ситуации общество не является стороной сделок между старыми и новыми участниками, соответственно их результаты не отражаются в бухгалтерском учете общества на счетах учета активов и финансовых результатов.
В то же время обществу необходимо учитывать следующее.
Для обобщения информации о состоянии и движении уставного фонда организации предназначен счет 80 "Уставный капитал" (до 1 января 2012 г. – "Уставный фонд").
Сальдо по счету 80 должно соответствовать размеру уставного фонда, зафиксированному в учредительных документах организации.
Аналитический учет по счету 80 "Уставный капитал" ведется по учредителям (участникам) организации и видам акций.
Таким образом, при смене учредителей обществу необходимо было внести изменения в аналитический учет по счету 80 (после государственной регистрации изменений в устав).
Справочно: аналогичные изменения в аналитический учет по счету 80 необходимо вносить и с 1 января 2012 г. в случае возникновения рассматриваемых ситуаций.
Аналитический учет по счету 80 "Уставный капитал" по-прежнему следует вести по учредителям (участникам) организации и видам акций (Инструкция о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденная постановлением Минфина РБ от 29.06.2011 № 50).
5.2. Обязаны ли бывшие участники ООО информировать это общество о продаже долей?
Обязаны.
ООО должно быть письменно уведомлено о состоявшемся отчуждении доли (части доли) участника в уставном фонде общества с представлением доказательств такого отчуждения. Приобретатель доли (части доли) в уставном фонде ООО осуществляет права и несет обязанности участника с момента уведомления этого общества об указанном отчуждении (ст. 101 Закона РБ от 09.12.1992 № 2020-XII "О хозяйственных обществах" (с изменениями и дополнениями)).
5.3. Следует ли информировать регистрирующий орган об изменениях, которые произошли в составе участников?
Необходимо внести изменения в устав.
Коммерческие организации обязаны в 2-месячный срок внести в свои уставы изменения и (или) дополнения и представить их для государственной регистрации в случае изменения состава учредителей (участников) организации (за исключением акционерных обществ, товариществ собственников, потребительских кооперативов, садоводческих товариществ, ассоциаций (союзов), государственных объединений, торгово-промышленных палат) (п. 21 Положения о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом Президента РБ от 16.01.2009 № 1, с изменениями и дополнениями (далее – Положение № 1)).
Зарегистрированными считаются изменения и (или) дополнения, вносимые в устав юридического лица, с даты проставления штампа на таких изменениях и (или) дополнениях и внесения записи об их государственной регистрации в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (п. 22 Положения № 1).
Виталий Раковец, аудитор ООО "АудитИнком"
6 (58). Магазин розничной торговли планирует перейти на круглосуточный режим работы.
Когда необходимо снимать Z-отчет при использовании кассового аппарата?
По окончании рабочего дня (в 24.00) либо в конце рабочей смены кассира.
Кассир обязан по окончании рабочего дня (смены) вывести в соответствии с эксплуатационной документацией на кассовое оборудование суточный (сменный) отчет (Z-отчет). Следовательно, Z-отчет может формироваться кассиром либо по окончании рабочего дня, либо по окончании рабочей смены.
Данная норма определена абз. 3 части первой п. 18 Положения о порядке использования кассового оборудования, платежных терминалов, автоматических электронных аппаратов, торговых автоматов и приема наличных денежных средств, банковских пластиковых карточек в качестве средства осуществления расчетов на территории Республики Беларусь при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг, осуществлении деятельности в сфере игорного бизнеса, лотерейной деятельности, проведении электронных интерактивных игр, утвержденного постановлением Совета Министров и Нацбанка РБ от 06.07.2011 № 924/16 (далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – Положение № 924/16 и постановление № 924/16).
Таким образом, в зависимости от способа организации работы магазина при круглосуточном режиме работы Z-отчет может формироваться либо по окончании рабочего дня (в 24.00), либо в конце рабочей смены кассира.
7 (59). Торговая организация использует КСА для приема наличных денежных средств в павильоне с торговым залом.
Обязана ли организация подавать в инспекцию МНС отчет о суммах наличных денежных средств, принятых с использованием КСА, денежных средств, снятых с банковских пластиковых карточек при продаже товаров?
Нет.
Постановлением № 924/16 не предусмотрена обязанность юридических лиц (индивидуальных предпринимателей) представлять в инспекцию МНС отчет о суммах наличных денежных средств, принятых с использованием кассового оборудования, денежных средств, снятых с банковских пластиковых карточек при продаже товаров, выполнении работ и оказании услуг.
Ранее такая обязанность была установлена п. 18 Инструкции о порядке использования юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями кассовых суммирующих аппаратов, специальных компьютерных систем, билетопечатающих машин, таксометров для приема наличных денежных средств и (или) банковских пластиковых карточек в качестве средства осуществления расчетов на территории Республики Беларусь при продаже товаров, выполнении работ и оказании услуг, утвержденной постановлением МНС РБ от 09.09.2004 № 103. С 14 октября 2011 г. данное постановление утратило силу.
8 (60). Организация имеет лимузин и занимается перевозкой пассажиров по заказам (например, обслуживает свадьбу, забирает родителей с ребенком из роддома и т.п.). При этом автомобиль не работает в качестве такси.
Как правильно в данном случае принимать наличную выручку?
При приеме денежных средств в месте осуществления заказа надо оформить документ, информация об изготовлении и реализации бланка которого включена в электронный банк данных.
Юридические лица при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг, осуществлении деятельности в сфере игорного бизнеса, проведении электронных интерактивных игр должны принимать наличные денежные средства (в т.ч. авансовые платежи, задаток и денежные средства, принимаемые в качестве залога) и (или) банковские пластиковые карточки в качестве средства осуществления расчетов на территории Республики Беларусь с применением кассового оборудования, модели (модификации) которого включены в Государственный реестр моделей (модификаций) кассовых суммирующих аппаратов и специальных компьютерных систем, используемых на территории Республики Беларусь, и (или) платежных терминалов, автоматических электронных аппаратов, торговых автоматов, если иное не установлено законодательными актами РБ и Положением № 924/16.
Случаи, когда юридические лица имеют право принимать наличные денежные средства при продаже товаров, выполнении работ и оказании услуг без применения кассового оборудования и платежных терминалов, перечислены в п. 31 Положения № 924/16. К ним, в частности, относят и выполнение работ (оказание услуг) вне постоянного места осуществления деятельности (подп. 31.12 п. 31 Положения № 924/16).
Таким образом, если организация осуществляет прием наличных денежных средств в указанных в вопросе случаях вне постоянного места осуществления деятельности, например по месту доставки пассажиров, то факт приема денежных средств следует оформлять с применением:
– квитанции о приеме наличных денежных средств при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг) без применения кассовых суммирующих аппаратов и (или) специальных компьютерных систем и платежных терминалов, форма которой утверждена постановлением Минторга РБ от 23.08.2011 № 34;
– приобретенных в установленном порядке до 19 августа 2011 г. талонов формы 20-фс и квитанций формы КВ-1 (п. 32 Положения № 924/16).
9 (61). Организация имеет сеть парикмахерских, в которых выручку принимают с использованием КСА.
Можно ли по КСА пробивать общую сумму полученных от клиентов денег, т.е. не разбивая ее по видам услуг (например, покраска волос и стрижка)?
Нельзя.
Использование кассового оборудования следует осуществлять в соответствии с эксплуатационной документацией на кассовое оборудование, предусмотренной техническими нормативными правовыми актами (п. 15 Положения № 924/16).
Так, кассир обязан проводить суммы принятых наличных денежных средств (в т.ч. авансовые платежи, задаток и денежные средства, принимаемые в качестве залога) и (или) денежных средств при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг с использованием банковских пластиковых карточек через кассовое оборудование. В подтверждение принятия указанных сумм он обязан выдать покупателю (потребителю) платежный документ, подтверждающий оплату товара, выполнение работы, оказание услуги, а также поместить полученные от покупателя наличные денежные средства в ящик для денег кассового оборудования (при его наличии) или иное место аналогичного назначения (п. 17 Положения № 924/16).
Юридическим лицам запрещено использование кассового оборудования, не обеспечивающего наличие на платежном документе информации, предусмотренной государственными стандартами Республики Беларусь (п. 24 Положения № 924/16).
Государственным стандартом Республики Беларусь СТБ 1364.3-2002 "Аппараты кассовые суммирующие и специальные компьютерные системы. Дополнительные требования к кассовым суммирующим аппаратам и специальным компьютерным системам, применяемым в сфере услуг" определено, что в чеке должна печататься информация о наименовании и (или) коде услуги (для автономных КСА это требование не обязательно), количестве (если не равно единице) и цене услуги, сумме каждой услуги, общей сумме всех услуг.
Таким образом, если в парикмахерской клиенту, например, сделали и стрижку, и покраску волос, то через КСА надо пробить полученную от клиента сумму с разбивкой по видам услуг (покраска волос отдельно, стрижка отдельно и т.д.). Иными словами, в чеке должна быть информация о сумме каждой услуги и общей сумме всех услуг, а также иная информация, предусмотренная государственным стандартом.
Наталья Рощина, экономист
ТАМОЖЕННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
10 (62). Предприятие хотело бы получить статус уполномоченного экономического оператора.
В каком размере и в какой форме ему необходимо представить обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов?
Одно из условий получения юридическим лицом статуса уполномоченного экономического оператора (далее – УЭО) – это предоставление обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов на сумму, эквивалентную 1 000 000 евро, по курсу валют, устанавливаемому в соответствии с законодательством государства – члена Таможенного союза, на день предоставления такого обеспечения.
Однако существует исключение для лиц, осуществляющих деятельность по производству товаров и (или) экспортирующих товары, к которым не применяют вывозные таможенные пошлины.
При соответствии критериям, определенным решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 872 (далее – решение № 872), такие лица предоставляют обеспечение уплаты в размере 150 000 евро по официальному курсу белорусского рубля по отношению к евро, установленному Нацбанком на день предоставления такого обеспечения.
Для рассматриваемого случая решение № 872 устанавливает, что юридическое лицо, осуществляющее в государстве – члене Таможенного союза, в котором оно претендует на получение статуса УЭО, деятельность по производству товаров, должно соответствовать следующим критериям:
1) осуществление юридическим лицом деятельности по производству товаров в соответствии с законодательством государства – члена Таможенного союза;
2) наличие на праве собственности или праве хозяйственного ведения, или праве оперативного управления, или аренды (субаренды), либо на ином законном основании помещений, открытых площадок и иных территорий, где осуществляются производственные операции, что подтверждается соответствующими документами.
Что касается способов предоставления обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, то согласно ст. 86 Таможенного кодекса Таможенного союза к ним относят:
– денежные средства;
– банковскую гарантию;
– поручительство;
– залог имущества.
Указанное обеспечение следует представлять в таможенный орган, в зоне оперативной деятельности которого находится заинтересованная организация (Указ Президента РБ от 18.07.2011 № 319).
Важно! Иные способы обеспечения исполнения обязательств, определенные Гражданским кодексом РБ, для таможенных целей не применяются, так как направлены на обеспечение исполнения обязательств, вытекающих из гражданско-правовых, а не налоговых отношений.
Марина Романова, специалист таможенного дела, юрист