ВАЛЮТНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
1 (516). Резидент РБ по договору комиссии приобретает для нерезидента (комитента) товары у других нерезидентов. По условиям договора комиссии расчет за товары осуществляет комитент напрямую с продавцом.
Правомерны ли такие расчеты?
Нет.
Расчеты, указанные в вопросе, неправомерны, так как противоречат нормам Указа Президента РБ от 27.03.2008 № 178 "О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций" (далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – Указ № 178). Обоснуем этот вывод.
Резидент, выступающий комиссионером и приобретающий от своего имени для комитента товары у иных резидентов, является импортером по договорам купли-продажи, заключенным с этими нерезидентами-продавцами (подп. 1.1 п. 1 Указа № 178). В связи с этим он как импортер обязан:
а) обеспечить поступление товара по импорту в срок не позднее 60 календарных дней с даты проведения платежа (подп. 1.4 п. 1 Указа № 178);
б) осуществить расчеты за приобретаемый у нерезидентов-продавцов товар только со своего счета (подп. 1.10 п. 1 Указа № 178).
Последнее правило не распространяется на расчеты, производимые:
– с использованием кредитов банков, выданных импортерам, ссуд, займов, предоставленных импортерам нерезидентами;
– со счета другого резидента в соответствии с условиями договора перевода долга, заключенного между импортером и данным резидентом. При этом новый должник становится импортером (подп. 1.1 п. 1 Указа № 178);
– путем исполнения банком обязательств по выданным гарантиям по данным внешнеторговым договорам;
– посредством исполнения банком обязательств по валютно-обменным операциям;
– в иных случаях, определенных Нацбанком (подп. 1.10 п. 1 Указа № 178).
2 (517). Организация поместила полученный по внешнеторговому договору товар под таможенную процедуру таможенного склада. По истечении времени организация оплатила партнеру-нерезиденту данный товар.
Можно ли эту оплату, совершенную после помещения товара под указанную таможенную процедуру, считать завершением внешнеторговой операции?
Нет.
Датой завершения внешнеторговой операции при импорте товаров считают дату поступления товаров (подп. 1.6.2 п. 1 Указа № 178).
Датой поступления (отгрузки) товаров считают дату их помещения под таможенные процедуры, предусмотренные Таможенным кодексом Таможенного союза, определенные Нацбанком для целей валютного контроля (подп. 1.6.3 п. 1 Указа № 178).
С учетом изменений, внесенных Указом Президента РБ от 09.08.2011 № 347 (далее – по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – Указ № 347) в Указ № 178, и норм постановления Правления Нацбанка РБ от 04.11.2011 № 497 "О внесении изменения в постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 9 июля 2011 г. № 101" под таможенными процедурами для целей валютного контроля понимают таможенные процедуры, предусмотренные Таможенным кодексом Таможенного союза, за исключением таможенной процедуры транзита и специальной таможенной процедуры.
Таким образом, дата помещения товара под таможенную процедуру таможенного склада является датой завершения внешнеторговой операции. При этом следует отметить, что оплата товара после его поступления импортеру в соответствии с требованиями Указа № 178 не является внешнеторговой операцией в рамках подп. 1.1 п. 1 Указа № 178.
3 (518). С 16 ноября 2011 г. Указ № 178 действует в редакции Указа № 347.
Каков порядок регистрации сделки, если отгрузка (поставка) товара осуществлена до вступления в силу изменений в Указе № 178? Каким образом регистрировать сделки, если отгрузки (поставки) осуществлялись по отдельным спецификациям либо по договору оформлялись паспорта сделок?
Принимая во внимание внесенные новации, экспортер (импортер) обязан по каждому внешнеторговому договору, предусматривающему возмездную передачу товаров, общая стоимость которых с учетом всех приложений и дополнений к внешнеторговому договору составляет 3 000 евро в эквиваленте и более, зарегистрировать до даты отгрузки (поступления) товаров либо проведения (поступления) платежей сделку в банке, обслуживающем счет экспортера (импортера), в порядке, установленном Нацбанком (подп. 1.11 п. 1 Указа № 178).
Таким образом, с 16 ноября по всем внешнеторговым договорам, предусматривающим возмездную передачу товаров, стоимость которых составляет 3 000 евро в эквиваленте и более, должны быть зарегистрированы сделки, причем независимо:
Таким образом, с 16 ноября по всем внешнеторговым договорам, предусматривающим возмездную передачу товаров, стоимость которых составляет 3 000 евро в эквиваленте и более, должны быть зарегистрированы сделки, причем независимо:
– от условий оплаты и поставки товаров;
– наличия паспортов сделки;
– отсутствия необходимости регистрации сделок по ранее действовавшему законодательству, а также по договорам, обязательства по которым начаты и не прекращены до вступления в силу новой редакции Указа № 178.
Регистрацию сделки осуществляет уполномоченный работник банка, обслуживающего счет экспортера (импортера) в день представления экспортером (импортером) (его уполномоченным представителем) документа (документов), посредством которого (которых) оформлено заключение внешнеторгового договора путем проставления на таком документе (таких документах) оттиска штампа банка с указанием регистрационного номера сделки и заверением его подписью уполномоченного работника банка (при электронном документообороте – указание регистрационного номера сделки и заверение его электронной цифровой подписью).
Уполномоченный работник банка не осуществляет регистрацию сделки в случаях:
1) непредставления в банк документа, посредством которого (которых) оформлено заключение внешнеторгового договора;
2) представления документов в банк, не обслуживающий счет экспортера (импортера);
3) несоответствия внешнеторгового договора требованиям, определенным подп. 1.16.4 п. 1 Указа № 178.
Плату за регистрацию (перерегистрацию) сделки банки не взимают.
В отношении внешнеторговых договоров, заключенных до вступления в силу Указа № 178, в рамках которых регистрация сделки осуществлялась по каждому отдельно подписанному приложению к внешнеторговому договору, используется последний по дате регистрационный номер сделки. Присвоение иных регистрационных номеров сделок не требуется (п. 3 Указа № 347). Исключение составляют случаи, когда до вступления в силуновой редакции Указа № 178 согласно законодательству регистрация сделок по спецификациям не осуществлялась ввиду наличия условий расчетов, по которым не предусматривалась отсрочка платежей либо поставок товаров со стороны нерезидентов.
Валерий Шулековский, заместитель начальника управления мониторинга внешнеэкономической деятельности Нацбанка РБ
4 (519). Подлежит ли обязательной ежемесячной переоценке дебиторская задолженность учредителя в иностранной валюте по вкладу в уставный фонд, учитываемая на счете 75 "Расчеты с учредителями"?
Подлежит.
Переоценку имущества (денежные средства на валютных счетах в банках, в кассах организаций, в пути) и обязательств (в т.ч. дебиторской задолженности по расчетам с покупателями и заказчиками за товары, работы, услуги; с работниками организации по подотчетным суммам; по расчетам с другими дебиторами) в иностранной валюте следует производить при изменении Нацбанком курсов иностранных валют на дату совершения операции, а также на дату составления бухгалтерской отчетности за отчетный период. Данная норма предусмотрена Декретом Президента РБ от 30.06.2000 № 15 "О порядке проведения переоценки имущества и обязательств в иностранной валюте при изменении Национальным банком курсов иностранных валют и отражения в бухгалтерском учете курсовых разниц" (далее – Декрет № 15).
Организация должна осуществлять переоценку дебиторской задолженности в иностранной валюте, учтенной на счете 75 "Расчеты с учредителями", на последний календарный день в отчетном месяце.
Курсовые разницы, возникающие при проведении переоценки дебиторской задолженности по расчетам с учредителями (участниками) по вкладам в уставный фонд организации, отражают записью (подп. 1.2.3 п. 1 Декрета № 15).
Д-т (К-т) 75 "Расчеты с учредителями" – К-т (Д-т) 82 "Резервный фонд".
Справочно: датой составления бухгалтерской отчетности за отчетный период считается последний календарный день в отчетном периоде (п. 6 Инструкции по бухгалтерскому учету активов и обязательств организации, стоимость которых выражена в иностранной валюте, утвержденной постановлением Минфина РБ от 27.12.2007 № 199).
Анна Крупнова, консультант Главного управления регулирования бухгалтерского учета, отчетности и аудита Минфина РБ
Виталий Раковец, аудитор ООО "АудитИнком"
Виталий Раковец, аудитор ООО "АудитИнком"
ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ АКТИВОВ И ОБЯЗАТЕЛЬСТВ
5 (520). В ходе инвентаризации выявлены недостачи товарно-материальных ценностей (ТМЦ) сверх норм естественной убыли. Их стоимость отнесена на счет 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей".
На какой счет бухгалтерского учета следует отнести исчисленную сумму НДС, если в недостаче виновен работник организации? Можно ли ее отнести в дебет счета 90 "Реализация" как по выручке от реализации ТМЦ?
НДС следует отнести на счет 94.
Выявленные при инвентаризации расхождения фактического наличия активов и обязательств с данными бухгалтерского учета регулируются в соответствии со ст. 12 Закона РБ "О бухгалтерском учете и отчетности" (п. 73 Инструкции по инвентаризации активов и обязательств, утвержденной постановлением Минфина РБ от 30.11.2007 № 180 (с изменениями и дополнениями)).
Сумму недостачи и порчи активов, за исключением денежных средств на счетах в банках и дебиторской задолженности, организации отражают в бухгалтерском учете по дебету счета 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей" в корреспонденции с кредитом счетов, на которых учитывались недостающие и испорченные активы.
Исчисленные плательщиком суммы НДС по оборотам по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, начисленного на стоимость недостающих товаров сверх норм естественной убыли или товарных потерь, установленных законодательством РБ, следует отразить записью (п. 7 Инструкции о порядке отражения в бухгалтерском учете налога на добавленную стоимость, утвержденной постановлением Минфина РБ от 16.12.2003 № 176):
Д-т 94 – К-т 68.
На подлежащую взысканию с виновных лиц сумму недостачи с учетом НДС составляют проводку:
Д-т 73 – К-т 94.
Анна Крупнова, консультант Главного управления регулирования бухгалтерского учета, отчетности и аудита Минфина
Виталий Раковец, аудитор ООО "АудитИнком"
От редакции:
Порядок исчисления налогов при выявлении излишков и недостач при инвентаризации активов подробно изложен в одноименном материале О. Смольник в рубрике "Справочник бухгалтера" (см.: Гл. бухгалтер. – 2011. – № 42. – С. 98–103).
ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУБЪЕКТОВ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ
6 (521). Товар произведен на территории Республики Беларусь из давальческого сырья, принадлежащего резиденту РФ, и является собственностью резидента РФ. Затем товар вывезен с территории Республики Беларусь.
Какая страна – Республика Беларусь или Российская Федерация – считается страной происхождения товара?
При соблюдении необходимых условий – Республика Беларусь.
В данном случае речь идет об определении страны происхождения товаров, обращающихся в торговле между государствами – участниками Соглашения о создании зоны свободной торговли от 15.04.1994 (ратифицировано Законом РБ от 09.11.1999 № 308-З; далее – Соглашение).
В отношении этих товаров действуют Правила определения страны происхождения товаров, утвержденные решением Совета глав правительств Содружества Независимых Государств о Правилах определения страны происхождения товаров, подписанным в г. Минске 30.11.2000 (ратифицировано Законом РБ от 17.07.2002 № 125-З, вступило в силу для Республики Беларусь 1 августа 2002 г.; далее – Правила).
Страной происхождения товара считается государство – участник Соглашения, где товар был полностью произведен или подвергнут достаточной обработке (переработке) (п. 1 Правил).
Если в производстве конечного товара в одном из государств – участников Соглашения используются сырье или материалы, происходящие из других государств – участников Соглашения, подтвержденные сертификатом о происхождении товара формы СТ-1 и подвергаемые поэтапной последующей обработке в других государствах – участниках Соглашения, то страной происхождения такого товара считается страна, где он в последний раз был подвергнут обработке (переработке).
При отсутствии сертификата о происхождении сырья или материалов формы СТ-1 определение страны происхождения конечного товара осуществляют на основании критерия достаточной обработки (переработки).
Основным критерием достаточной обработки (переработки) является изменение товарной позиции по ТН ВЭД на уровне хотя бы одного из первых 4 знаков. Он применяется в отношении всех товаров, за исключением товаров, включенных в перечень условий, производственных и технологических операций, при выполнении которых товар считается происходящим из той страны, в которой они имели место (приложение 1 к Правилам).
Следовательно, при условии соблюдения всех требований, изложенных в Правилах, страной происхождения товара является Республика Беларусь.
Аналогичные требования изложены в пп. 3 и 6 Положения об отнесении продукции (работ, услуг) к продукции (работам, услугам) собственного производства, утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 17.12.2001 № 1817 (с изменениями и дополнениями).
Татьяна Сукристик, аудитор
7 (522). Организация, основным видом деятельности которой является оптовая торговля товарами народного потребления, приобрела товар для последующей реализации. Руководитель организации принял решение о реализации части товара за наличный расчет своим сотрудникам.
Имеет ли право организация осуществить прием наличных денежных средств от сотрудников в кассу организации с использованием приходного кассового ордера формы КО-1 без применения кассового оборудования?
Не имеет.
Порядок приема наличных денежных средств при продаже товаров определен Положением о порядке использования кассового оборудования, платежных терминалов, автоматических электронных аппаратов, торговых автоматов и приема наличных денежных средств, банковских пластиковых карточек в качестве средства осуществления расчетов на территории Республики Беларусь при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг, осуществлении деятельности в сфере игорного бизнеса, лотерейной деятельности, проведении электронных интерактивных игр, утвержденным постановлением Совета Министров и Нацбанка РБ от 06.07.2011 № 924/16 (далее – Положение).
Юридические лица при продаже товаров принимают наличные денежные средства с применением кассового оборудования, модели (модификации) которого включены в Государственный реестр, и (или) платежных терминалов, автоматических электронных аппаратов, торговых автоматов, если иное не установлено законодательными актами РБ и Положением (п. 3 Положения). Случаи, когда прием наличных денежных средств при продаже товаров организации осуществляют без применения кассового оборудования, перечислены в п. 31 Положения. В частности, прием наличных денежных средств без применения кассового оборудования возможен:
– при осуществлении розничной торговли товарами в торговых объектах системы потребительской кооперации, расположенных в сельских населенных пунктах, с численностью не более 3 продавцов;
– осуществлении розничной торговли на торговых местах на рынках и ярмарках;
– осуществлении разносной и развозной торговли товарами;
– осуществлении торговли по образцам с доставкой товаров на дом или иное оговоренное место;
– реализации бывшего в употреблении имущества, при которой наличные денежные средства принимаются в кассу организации.
При этом не имеет значения, осуществляется продажа товаров своим сотрудникам либо иным физическим лицам. Возможность принятия наличных денежных средств в кассу организации при продаже товаров, предназначенных для реализации, Положением не предусмотрена.
Таким образом, прием наличных денежных средств при реализации товаров сотрудникам возможен только с использованием кассового оборудования.
Юлия Гуревич, экономист