ТИПОВОЙ ПЛАН СЧЕТОВ-2012
1 (19). Организация разрабатывает свой план счетов бухгалтерского учета на 2012 г.
Имеет ли она право не соблюдать структуру субсчетов, предусмотренную типовым планом счетов бухгалтерского учета (далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – типовой план счетов-2012), утвержденным постановлением Минфина РБ от 29.06.2011 № 50 (далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – постановление № 50)?
Имеет.
Инструкция о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета также утверждена постановлением № 50 (далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – Инструкция № 50). Она устанавливает единый порядок применения типового плана счетов бухгалтерского учета и отражения хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета для организаций (за исключением банков, небанковских кредитно-финансовых организаций, бюджетных организаций). В Инструкции № 50 приведены наименования и номера синтетических счетов (счетов первого порядка) и открываемых к ним субсчетов (счетов второго порядка), забалансовых счетов, раскрыты их структура и назначение, а также порядок отражения наиболее распространенных хозяйственных операций на счетах и субсчетах методом двойной записи.
На основании типового плана счетов руководитель организации должен утвердить план счетов бухгалтерского учета организации, содержащий полный перечень счетов, включая субсчета, и аналитических счетов, забалансовых счетов, необходимых для ведения бухгалтерского учета.
Организациям предоставлено право уточнять содержание отдельных субсчетов, приведенных в типовом плане счетов-2012, исключая или объединяя их, а также вводить дополнительные субсчета.
Таким образом, структура субсчетов в рабочем плане счетов бухгалтерского учета организации может отличаться от предусмотренной в типовом плане счетов-2012.
2 (20). Организация разрабатывает свой план счетов бухгалтерского учета на 2012 г.
Имеет ли она право самостоятельно вводить в план счетов бухгалтерского учета организации дополнительные счета, не предусмотренные типовым планом счетов-2012 (например, счет 19 "Акцизы")?
Не имеет.
Организация не имеет права самостоятельно вводить дополнительные счета в свой план счетов бухгалтерского учета.
Для бухгалтерского учета хозяйственных операций организация может при необходимости вводить в рабочий план счетов дополнительные счета, используя свободные номера счетов, по согласованию с Минфином.
3 (21). Согласно Инструкции по применению Типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной постановлением Минфина РБ от 30.05.2003 № 89 (далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – Инструкция № 89), ранее у организаций было право выбора способа учета общехозяйственных расходов. Расходы, учтенные на счете 26 "Общехозяйственные расходы", могли:
– списываться в дебет счетов 20 "Основное производство", 23 "Вспомогательные производства" (если вспомогательные производства производили изделия и работы и оказывали услуги на сторону), 29 "Обслуживающие производства и хозяйства" (если обслуживающие производства и хозяйства выполняли работы и услуги на сторону);
– списываться в качестве условно-постоянных в дебет счета 90 "Реализация".
Сохранилось ли у организаций право выбора в учетной политике способа учета общехозяйственных расходов в 2012 г.?
Такого права у организаций в 2012 г. нет.
С 1 января 2012 г. счет 26имеет название "Общехозяйственные затраты". Он предназначен для обобщения информации о затратах, связанных с управлением организацией. На этом счете отражают начисленную амортизацию и затраты на ремонт основных средств управленческого и общехозяйственного назначения, затраты на содержание управленческого персонала, затраты на информационные, аудиторские и другие услуги, иные аналогичные по назначению затраты (п. 28 Инструкции № 50).
Произведенные организацией общехозяй-ственные затраты отражают по дебету счета 26 и кредиту счетов 02 "Амортизация основных средств", 10 "Материалы", 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению", 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда" и других счетов.
Затраты, учтенные на счете 26, организации должны списывать в дебет счета 90 "Доходы и расходы по текущей деятельности" и других счетов (минуя счета учета затрат).
Счет 26 сальдо на отчетную дату не имеет.
Корреспонденция счета 26 с другими счетами приведена в приложении 21 к Инструкции № 50. По кредиту счет 26 корреспондирует с дебетом счетов 76 "Расчеты с разнымидебиторами и кредиторами", 79 "Внутри-хозяйственные расчеты", 86 "Целевое финансирование", 90 "Доходы и расходы по текущей деятельности".
В случае возникновения в процессе деятельности организации хозяйственных операций, корреспонденция счетов по которым не установлена Инструкцией № 50, организация может составлять соответствующую корреспонденцию счетов исходя из содержания хозяйственной операции (п. 4 Инструкции № 50).
Счет 90 предназначен для обобщения информации о доходах и расходах, связанных с текущей деятельностью организации, а также для определения финансового результата по ней (п. 70 Инструкции № 50).
На счете 90 организации должны отражать выручку от реализации продукции, товаров, работ, услуг, налоги и сборы, исчисляемые из выручки от реализации продукции, товаров, работ, услуг, себестоимость реализованной продукции, товаров, работ, услуг, управленческие расходы, расходы на реализацию, прочие доходы и расходы по текущей деятельности.
5 (23). Каким образом в бухгалтерском учете организации в 2012 г. будут отражаться штрафы, пени по налогам и сборам, причитающиеся к уплате в бюджет, а также причитающиеся к уплате штрафы, пени по расчетам по социальному страхованию и обеспечению?
Для обобщения информации о расчетах с бюджетом по налогам, сборам и иным платежам предназначен счет 68 "Расчеты по налогам и сборам".
Причитающиеся к уплате в бюджет штрафы, пени следует отражать записью (п. 53 Инструкции № 50):
Д-т 90 "Доходы и расходы по текущей деятельности" – К-т 68.
Для обобщения информации о расчетах по социальному страхованию и обеспечению (в т.ч. пенсионному) работников предназначен счет 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению".
Причитающиеся к уплате штрафы, пени по расчетам по социальному страхованию и обеспечению отражают записью (п. 54 Инструкции № 50):
Д-т 90 – К-т 69.
6 (24). В 2011 г. и ранее у организаций было право выбрать способ учета обще-производственных расходов.
Расходы, учтенные на счете 25 "Общепроизводственные расходы", организации могли списывать в дебет счетов 20, 23, 29.
Общепроизводственные расходы, учтенные на субсчете 25-2 "Общецеховые расходы", в качестве условно-постоянных могли быть списаны в дебет счета 90 "Реализация".
Такие нормы были установлены Инструкцией № 89.
Сохранилось ли у организаций право выбора в учетной политике способа учета общепроизводственных расходов в 2012 г.?
Сохранилось.
С 1 января 2012 г. счет 25 называется "Общепроизводственные затраты". Он предназначен для обобщения информации о затратах, связанных с обслуживанием и управлением структурными подразделениями основного и вспомогательных производств организации. На этом счете организации отражают затраты на содержание и эксплуатацию машин и оборудования, начисленную амортизацию и затраты на ремонт основных средств, используемых в производстве, затраты на оплату труда работников, занятых обслуживанием производства, другие аналогичные по назначению затраты (п. 27 Инструкции № 50).
Затраты, учтенные на счете 25, списываются в дебет счетов 20 "Основное производство", 23 "Вспомогательные производства", 29 "Обслуживающие производства и хозяйства" и др.
Затраты, учтенные на счете 25, являющиеся условно-постоянными, организация может списывать в дебет счета 90.
Таким образом, в 2012 г. у организации сохранилось право выбора в части списания условно-постоянных затрат, учитываемых на счете 25.
Счет 25 сальдо на отчетную дату не имеет.
Корреспонденция счета 25 с другими счетами установлена в приложении 20 к Инструкции № 50.
В случае возникновения в процессе деятельности хозяйственных операций, корреспонденция счетов по которым не установлена Инструкцией № 50, организация может составлять соответствующую корреспонденцию счетов, исходя из содержания хозяйственной операции (п. 4 Инструкции № 50).
Анна Крупнова, консультант Главного управления регулирования бухгалтерского учета, отчетности и аудита Минфина РБ
Виталий Раковец, аудитор ООО "АудитИнком"