налогообложение
1 (338). Организация – резидент РБ оказывает услуги в области разработки программных продуктов, консультирование по вопросам создания и оптимизации сайтов, поисковых систем и т.д. как внутри Республики Беларусь, так и резидентам РФ. Осуществляемый вид деятельности организация относит к коду 72220 "Разработка программного обеспечения и консультирование в этой области" Общегосударственного классификатора РБ ОКРБ 005-2006 "Виды экономической деятельности", утвержденного постановлением Госстандарта РБ от 28.12.2006 № 65.
Нужно ли услуги, оказанные резиденту РФ, относить к экспортируемым и каков порядок отражения в налоговой декларации по НДС данных услуг?
Да, нужно.
С 1 июля 2010 г. местом реализации услуг резидентом РБ резиденту РФ в целях исчисления НДС следует признавать территорию государства – члена Таможенного союза, если налогоплательщиком этого государства приобретаются: консультационные услуги, работы, услуги по разработке программ для ЭВМ и баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники) (п. 4 ст. 3 Протокола о порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе).
При оказании услуг в области разработки программных продуктов, консультационных услуг по созданию и оптимизации сайтов резидентом РБ резиденту РФ местом реализации этих услуг следует признавать территорию России и этот вид услуг относить к экспортируемым.
Оборот по реализации работ (услуг), местом реализации которых не признана территория Республики Беларусь, должен быть отражен в стр. 9а разд. 1 части I налоговой декларации (расчета) по НДС (Инструкция о порядке заполнения налоговых деклараций (расчетов) по налогам (сборам), книги покупок, утвержденная постановлением МНС РБ от 15.11.2010 № 82). При реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав налоговую базу по НДС следует уменьшить на сумму НДС, уплаченную по этим товарам (работам, услугам), имущественным правам плательщиком или покупателем, выступающим в качестве налогового агента в иностранных государствах (п. 19 ст. 98 Налогового кодекса РБ, далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – НК).
Если резидент РФ не подтвердит факт уплаты НДС в бюджет России, то у резидента РБ налоговая база в полном размере должна быть отражена в стр. 9а разд. 1 части I налоговой декларации.
2 (339). Общество с ограниченной ответственностью для осуществления хозяйственной деятельности как на территории Республики Беларусь, так и за рубежом приобретает товары, работы, услуги, основные средства. В дальнейшем их используют одновременно в производственной деятельности как по операциям, освобожденным от обложения НДС, так и операциям, подлежащим налогообложению в общеустановленном порядке.
Каков порядок отражения уплаченного НДС по оказанным услугам, приходящегося на обороты по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав за пределами Республики Беларусь?
В случае использования приобретенных (ввезенных) товаров (работ, услуг), имущественных прав для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых освобождены от налогообложения, уплаченные (предъявленные) суммы НДС следует включать в затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемые при налогообложении. Исключение составляют суммы НДС, уплаченные (предъявленные) при приобретении (ввозе) основных средств и нематериальных активов (п. 2 ст. 106 НК).
Если приобретенные товары, работы, услуги, имущественные права одновременно используют при осуществлении деятельности, операции по которой освобождены от налогообложения и операции по которой подлежат налогообложению, то в затраты, учитываемые при налогообложении плательщика, следует включать суммы НДС, определенные расчетным путем нарастающим итогом с начала года исходя из доли оборота операций по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, освобожденных от налогообложения, в общем объеме оборота по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав (п. 3 ст. 106 НК).
В отношении оборотов по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, местом реализации которых не признана территория Республики Беларусь, также следует применять нормы пп. 2 и 3 ст. 106 НК.
Суммы НДС, уплаченные (подлежащие уплате) при приобретении либо при ввозе на территорию Республики Беларусь товаров (работ, услуг), имущественных прав, включая основные средства и нематериальные активы, могут быть отнесены плательщиками на увеличение стоимости этих товаров (работ, услуг), имущественных прав (п. 4 ст. 106 НК).
Следовательно, суммы НДС, уплаченные при приобретении или ввозе основных средств и нематериальных активов, приходящиеся на обороты по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав за пределами Республики Беларусь, не относят на затраты налогоплательщика, а без распределения по удельному весу на обороты за пределами республики вычитают во вторую очередь в пределах сумм НДС, исчисленных по реализации.
3 (340). Представительство Международной финансовой корпорации (МФК) и Почетное Консульство Республики Кипр в Республике Беларусь, не осуществляющие деятельность в Беларуси через постоянное представительство, имеют счета в банках РБ, на которых размещены временно свободные денежные средства.
Вправе ли банк как налоговый агент, на счетах которого размещены эти денежные средства, не удерживать налог на доходы, установленный подп. 1.2.3 п. 1 ст. 146 НК и не представлять налоговую декларацию (расчет) по налогу на доходы по нормам ст. 63 НК?
Налог не удерживают при условии наличия международного соглашения.
Плательщиками налога на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство, следует признавать иностранные организации, не осуществляющие деятельность в Беларуси через постоянное представительство, но извлекающие доходы из источников в Республике Беларусь (ст. 145 НК).
В объект обложения налогом на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство, необходимо включать доходы от пользования временно свободными средствами на счетах в банках Беларуси (подп. 1.2.3 п. 1 ст. 146 НК).
Если нормами международных договоров, действующими для Беларуси, установлены иные нормы, чем те, которые предусмотрены НК и иными законодательными актами, то необходимо применять нормы международного договора, если иное не определено нормами международного права (п. 2 ст. 5 НК).
Представительство МФК, его активы, имущество, доходы, а также операции и сделки, предусмотренные статьями Соглашения между Правительством Республики Беларусь и МФК от 20.03.2008, освобождены от всех налогов, сборов (пошлин) и иных обязательных платежей в республиканский либо местный бюджет (ст. 6 Соглашения между Правительством Республики Беларусь и МФК от 20.03.2008).
Налоговую декларацию (расчет) представляет каждый плательщик (иное обязанное лицо) по каждому налогу, сбору (пошлине), в отношении которых он признан плательщиком, и при наличии объектов налогообложения, если иное не установлено НК или иными актами налогового законодательства (п. 2 ст. 63 НК).
Таким образом, в соответствии с вышеназванными международным договором представительство МФК в Беларуси освобождено от уплаты налога на доходы на территории Республики Беларусь. Налоговую декларацию по налогу на доходы банк (налоговый агент) по представительству МФК в Беларуси должен представить в налоговый орган в соответствии с нормами п. 2 ст. 63 НК.
Почетное консульство Республики Кипр в Республике Беларусь не является иностранной организацией, следовательно, не является и плательщиком налога на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Беларуси через постоянное представительство. Соответственно налоговую декларацию по налогу на доходы ему представлять не следует.
4 (341). Унитарное предприятие – резидент РБ (исполнитель) оказывает услуги по разработке программных продуктов резиденту РФ (заказчик).
Имеет ли право резидент РБ учесть при расчете суммы налогооблагаемой прибыли сумму налогов и сборов, уплаченных по данной операции резидентом РФ согласно российскому законодательству?
Имеет при представлении справки, заверенной налоговыми органами.
Валовая прибыль в целях налогообложения включает в себя прибыль от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и внереализационных доходов, уменьшенных на сумму внереализационных расходов от деятельности организации за пределами Республики Беларусь, по которой она зарегистрирована в качестве плательщика налогов иностранного государства (п. 3 ст. 126 НК).
Реализацией товаров (работ, услуг), имущественных прав следует признавать отчуждение товара, выполнение работ, оказание услуг, передачу имущественных прав одним лицом другому лицу на возмездной или безвозмездной основе вне зависимости от способа приобретения прав на них (п. 1 ст. 31 НК).
В состав внереализационных расходов включают суммы налогов, сборов и других обязательных отчислений, удержанных и (или) уплаченных в бюджет или внебюджетные фондыиностранных государств в соответствии с законодательством этих государств (за исключением налогов и сборов, в отношении которых предусмотрено устранение двойного налогообложения в соответствии с законодательством и (или) международными договорами РБ). Основанием для отражения названных расходов служит справка, заверенная налоговым органом (иной компетентной службой государства, в функции которой входит взимание налогов) или иные документы, подтверждающие уплату (удержание) налогов, сборов и других обязательных отчислений в иностранном государстве (подп. 3.4 п. 3 ст. 129 НК). Такие суммы налогов, сборов и других обязательных отчислений отражают в том налоговом периоде, в котором они уплачены (удержаны) в иностранном государстве.
Таким образом, резидент РБ (исполнитель) при получении оплаты от резидента РФ (заказчика) за оказанные услуги и при представлении справки, заверенной налоговым органом РФ, имеет право включить в состав внереализационных расходов, учитываемых при налогообложении прибыли, суммы налогов, сборов и других обязательных отчислений, удержанных и (или) уплаченных в бюджет РФ.
5 (342). Организация – резидент РБ (исполнитель), применяющая упрощенную систему налогообложения (УСН), и резидент Украины (заказчик) заключили контракт на проектирование и разработку программного обеспечения информационного портала. Резидент Украины не осуществляет деятельность на территории Республики Беларусь. Условиями контракта предусмотрено, что все программы, документация, спецификация и другая информация, передаваемая заказчиком исполнителю, рассматриваются как конфиденциальная информация и не являются собственностью исполнителя. Одновременно в контракте определено, что исключительные имущественные права на объекты интеллектуальной собственности принадлежат заказчику.
Возможно ли организации – резиденту РБ применять ставку 3 % при исчислении налога при УСН?
Да, возможно.
При применении УСН ставка налога в размере 3 % установлена для организаций в отношении выручки от реализации услуг за пределы Республики Беларусь, если иное не предусмотрено Президентом (п. 1 ст. 289 НК).
Услугой необходимо признавать деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, которую реализуют и потребляют в процессе осуществления этой деятельности (п. 2 ст. 30 НК).
Под реализацией услуг следует признавать оказание услуг одним лицом другому лицу на возмездной или безвозмездной основе вне зависимости от способа приобретения прав на результаты оказанных услуг или формы соответствующих сделок (п. 1 ст. 31 НК).
Условием признания услуги, реализованной за пределы Республики Беларусь, является определение места реализации за пределами территории. Местом реализации работ, услуг, имущественных прав необходимо признавать территорию Республики Беларусь, если покупатель (приобретатель) работ, услуг, имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности осуществляет деятельность на территории республики и (или) местом его нахождения (местом жительства) является Беларусь (подп. 1.4.4-2 п. 1 ст. 33 НК).
Приведенное положение применяют в отношении оказания услуг (выполнения работ) по разработке программ для ЭВМ и баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), их адаптации и модификации.
Деятельность, связанную с проектированием и программным обеспечением информационных систем, в т.ч.: проектирование, разработку, поставку и документирование индивидуального программного обеспечения, отвечающего заказам конкретных потребителей; проектирование, разработку, поставку и документирование готового программного обеспечения общего пользования; проектирование, разработку и оформление web-страниц; производство программ по указанию пользователя, следует относить к деятельности, классифицируемой кодом 72220 "Разработка программного обеспечения и консультирование в этой области" Общегосударственного классификатора РБ ОКРБ 005-2006 "Виды экономической деятельности", утвержденного постановлением Госстандарта РБ от 28.12.2006 № 65.
Данный вывод подтвержден в письме МНС РБ от 14.05.2011 № 3-1-11/885. В нем указано, что Белстат разъяснил следующее: вид экономической деятельности по коду 72220 относится к оказанию услуг, осуществляемых в комплексе, по созданию сайтов, поддержке веб-дизайна сайта, разработке программного обеспечения, оптимизации сайта под поисковые системы, определению целевой аудитории сайта, составлению семантического ядра поисковых запросов.
Следовательно, если заказчик программного обеспечения информационного портала не осуществляет деятельность на территории Республики Беларусь, то местом реализации услуг (работ) по его разработке не признают территорию республики. От суммы выручки, полученной от реализации услуг за пределами Республики Беларусь, резидент РБ (исполнитель) вправе исчислить налог при УСН по ставке 3 %.
Ирина Петрович, аудитор
6 (343). Белорусская организация осуществляет международные перевозки по заказу российского экспедитора с оплатой услуг в российских рублях. В заказе указан маршрут г. Брест – г. Минск – г. Псков (Российская Федерация). Машину загружают в г. Бресте, в г. Минске осуществляют дозагрузку и там же составляют CMR, затем машину отправляют в Российскую Федерацию.
Является реализация транспортных услуг по маршруту г. Брест – г. Минск частью международной перевозки, облагаемой НДС по ставке 0 %, или реализацией транспортных услуг по Республике Беларусь, облагаемой НДС по ставке 20 %?
Является реализацией экспортируемых транспортных услуг. Ставка НДС – 0 %.
При реализации экспортируемых транспортных услуг применяют ставку НДС 0 % (подп. 1.1.1 п. 1 ст. 102 НК).
К экспортируемым транспортным услугам, облагаемым НДС по ставке 0 %, относят в т.ч. услуги по перемещению грузов автомобильным транспортом за пределы либо за пределами Республики Беларусь, из-за ее пределов, в также транзитом через ее территорию, включая частичное оказание этих услуг на ее территории.
Экспортируемые транспортные услуги облагают НДС по ставке 0 % при оформлении их международными транспортными или товарно-транспортными документами либо иными международными документами (п. 4 ст. 102 НК).
Таким образом, при реализации экспортируемых транспортных услуг по маршруту г. Брест – г. Минск – г. Псков (Российская Федерация) применяют ставку НДС в размере 0 %.
7 (344). Директор ЧУП, не являющийся его учредителем, внес денежные средства на расчетный счет данного предприятия с целью пополнения его оборотных средств.
Включают ли эту сумму денежных средств в доходы организации для целей налогообложения при применении упрощенной системы налогообложения (УСН)?
Включают.
Налоговую базу налога при УСН определяют исходя из валовой выручки, определяемой как сумма выручки, полученной за отчетный период организациями от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, и внереализационных доходов.
К внереализационным доходам относят доходы, включаемые в соответствии с НК в состав внереализационных доходов при исчислении налога на прибыль (п. 2 ст. 288 НК).
Для целей исчисления налога на прибыль в состав внереализационных доходов включают стоимость безвозмездно полученных товаров (работ, услуг), имущественных прав, иных активов, суммы безвозмездно полученных денежных средств (подп. 3.8 п. 3 ст. 128 НК).
Некоторые виды безвозмездно полученных доходов не включают в состав внереализационных доходов и не учитывают при исчислении налога на прибыль и соответственно налога при УСН. Данный перечень приведен в п. 4 ст. 128 НК.
Поскольку денежные средства, безвозмездно полученные от директора ЧУП, не являющегося его учредителем, не поименованы в п. 4 ст. 128 НК, их признают внереализационными доходами и включают в валовую выручку для целей исчисления налога при УСН.
Владимир Васильев, экономист
8 (345). Организации заказывают у операторов сотовой связи услуги по рассылке SMS-сообщений своим клиентам.
Облагались ли эти операции в 2010 г. налогом на услуги?
Да, облагались.
Областные и Минский городской Советы депутатов согласно действовавшему в 2007–2010 гг. законодательству имели право вводить на своей территории налог на услуги, одним из объектов налогообложения которого были операции по оказанию организациями услуг сотовой подвижной электросвязи, оказываемых абонентам.
Услуга сотовой подвижной электросвязи – услуга подвижной электросвязи, оказываемая пользователям услуг электросвязи операторами электросвязи посредством сети сотовой подвижной электросвязи (подп. 3.1.12 и 3.1.14 п. 3.1 СТБ 1439-2008, утвержденного постановлением Госстандарта РБ от 30.09.2008 № 48 (с изменениями и дополнениями, далее – СТБ)).
Как видим, ни нормы налогового законодательства, ни определение услуги сотовой подвижной электросвязи, изложенное в СТБ, не устанавливают ограничения в части того, что пользователи электросвязи не могут одновременно являться клиентами иных организаций и (или) потребителями других услуг.
Учитывая изложенное, услуги по SMS-рассылке, пейджинг-рассылке, оказываемые оператором сотовой подвижной электросвязи абонентам (пользователям услуг электросвязи), являющимся клиентами различных организаций, следовало относить к услугам сотовой подвижной электросвязи и соответственно облагать налогом на услуги в 2007–2010 гг.
Александр Светлаков, экономист
9 (346). Зависит ли возможность применения льготы по налогу на прибыль по капитальным вложениям от того, отражено или нет в бухгалтерском учете направление источников на финансирование капитальных вложений?
Не зависит.
От обложения налогом на прибыль освобождают валовую прибыль организаций в порядке и на условиях, установленных пп. 2–4 ст. 140 НК, в размере финансирования капитальных вложений производственного назначения и жилищного строительства и (или) погашения полученных и использованных на эти цели кредитов банков, займов нерезидентов РБ, оформленных в порядке, установленном законодательством РБ, но не более 50 % валовой прибыли (подп. 1.1 п. 1 ст. 140 НК).
Пунктом 2 ст. 140 НК предусмотрены условия применения льготы по капитальным вложениям. Так, освобождение от обложения налогом на прибыль плательщик применяет при соблюдении следующих условий:
– осуществление фактических затрат по оплате капитальных вложений производственного назначения и жилищного строительства или погашению кредитов банков, займов, использованных на эти цели;
– фактическое получение объектов капитальных вложений производственного назначения и жилищного строительства;
– отсутствие в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении объектов сверхнормативного незавершенного строительства производственного назначения, за исключением случаев завершения строительства таких объектов в сроки, установленные Советом Министров.
Случаи, когда льготу по капитальным вложениям применить нельзя, приведены в п. 3 ст. 140 НК:
– при приобретении объектов жилищного строительства;
– расчетах за приобретенные основные средства, выполненные работы по строительству или погашение кредитов банка, займов векселем или путем проведения товарообменных операций;
– отсутствии на день погашения кредита банка, займа объектов основных средств и (или) объектов незавершенного строительства, приобретенных (сооруженных) за счет кредита, займа.
Как видим, применение льготы по капитальным вложениям не зависит от отражения или неотражения в бухгалтерском учете источников финансирования капитальных вложений.
Отражение чистой прибыли как источника осуществления капитальных вложений предусмотрено нормами подп. 4.2 п. 4 Инструкции о порядке исчисления, отражения в бухгалтерском учете, перечисления, возврата (зачета) излишне перечисленной (взысканной) части прибыли государственных унитарных предприятий, государственных объединений, являющихся коммерческими организациями, и доходов от находящихся в республиканской и коммунальной собственности акций (долей в уставных фондах) хозяйственных обществ, утвержденной постановлением Минфина РБ от 10.01.2006 № 2 и п. 170 Инструкции о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности, утвержденной постановлением Минфина РБ от 14.02.2008 № 19. По мнению автора, при применении указанной льготы в 2011 г. нормы названных документов можно не учитывать.
Олег Бурдюк, аудитор
10 (347). Организация "А" передала на комиссию организации "Т" продукцию. Ежемесячно организация "Т" составляла отчет комиссионера с указанием сумм реализованной продукции, остатка нереализованной продукции и суммы задолженности перед организацией "А". В связи с неоплатой реализованной продкуции и невозвратом нереализованной продукции организация "А" подала иск в хозяйственный суд на организацию "Т". Суд вынес решение о взыскании долга, однако в связи с невозможностью исполнения исполнительного документа суд принял постановление о возврате исполнительного документа и окончании исполнительного производства. В течение 6 месяцев организация "А" не подала повторный иск в суд. Она имеет право списать дебиторскую задолженность согласно подп. 3.22 п. 3 ст. 129 НК: убытки от списания дебиторской задолженности, по которой истек срок давности для предъявления исполнительных документов к исполнению в случае возвращения взыскателю исполнительного документа, по которому взыскание не произведено либо произведено частично в связи с отсутствием у должника денежных средств на счетах в банках и иного имущества. У организации "А" кроме дебиторской задолженности по отпускным ценам за реализованную продукцию (счет 62) числится задолженность по счету 45 за нереализованную продукцию по себестоимости (на забалансовом счете 015 она числится по отпускным ценам).
Как правильно отразить в учете списание продукции по счету 45? Можно ли эти суммы относить на расходы, участвующие в налогообложении прибыли?
Указанные суммы следует относить на расходы, участвующие в налогообложении прибыли.
По договору комиссии одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комитента) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, ноза счет комитента (п. 1 ст. 880 Гражданского кодекса РБ).
То есть право собственности на переданный комиссионеру товар сохраняется за комитентом. Поэтому фактическая себестоимость товара числится в бухгалтерском учете комитента по счету 45 "Товары отгруженные". На данном счете организации отражают движение отгруженных товаров, продукции, выполненных работ, услуг, в частности стоимость готовых изделий, переданных другим организациям на комиссионных началах (Инструкция по применению Типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденная постановлением Минфина РБ от 30.05.2003 № 89). Одновременно аналитический учет товаров, отгруженных в отпускных ценах в разрезе покупателей, может вестись на забалансовом счете 015 "Товары отгруженные в отпускных ценах". Указанные нормы организация "А" соблюдала.
В ситуации, когда комиссионер не может по каким-либо причинам реализовать товар и (или) не перечисляет денежные средства за реализованный товар, в бухгалтерском учете комитента числится дебиторская задолженность, отраженная соответственно по счетам 45 "Товары отгруженные" и 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками".
Дебиторскую задолженность списывают с баланса, когда по ней истек срок исковой давности, а также в других случаях, когда она становится нереальной для взыскания. В соответствии с решением руководителя в коммерческой организации такую дебиторскую задолженность относят на финансовые результаты либо за счет резерва по сомнительным долгам (ст. 12 Закона РБ "О бухгалтерском учете и отчетности").
Если резерв по сомнительным долгам организация не создает, то в соответствии с Типовым планом счетов дебиторскую задолженность следует списать в дебет счета 92 "Внереализационные доходы и расходы". На него относят суммы дебиторской и кредиторской задолженности, по которым истек срок исковой давности, других долгов, нереальных для взыскания (включая ранее списанные как безнадежные), которые включают во внереализационные доходы и расходы организации в размере ранее отраженной задолженности в бухгалтерском учете организации.
Обратимся к налоговому законодательству. В состав внереализационных расходов, учитываемых при налогообложении, включают убытки от списания дебиторской задолженности, по которой истек срок давности для предъявления исполнительных документов к исполнению в случае возвращения взыскателю исполнительного документа, по которому взыскание не произведено либо произведено частично в связи с отсутствием у должника денежных средств на счетах в банках и иного имущества (подп. 3.22 п. 3 ст. 129 НК).
Такие расходы отражают в том налоговом периоде, на который приходится день, следующий за днем истечения таких сроков.
В бухгалтерском учете необходимо отразить:
Д-т 92 – К-т 45, 62
– в размере задолженности, отраженной в бухгалтерском учете;
Д-т 007 "Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов"
– на сумму списанной задолженности.
Таким образом, в приведенных обстоятельствах комитент имеет право включить дебиторскую задолженность в состав внереализационных расходов, участвующих при налогообложении прибыли.
11 (348). Ситуация изложена в предыдущем вопросе.
Является ли списание дебиторской задолженности объектом обложения НДС?
Не является.
Объектом обложения НДС являются обороты по реализации товара, в число которых входят и обороты по прочему выбытию (подп. 1.1.7 п. 1 ст. 93 НК). Однако в данном случае следует применять положения подп. 2.6.2 п. 2 ст. 93 НК. Ими установлено, что не являются объектами обложения НДС обороты по прочему выбытию товаров, стоимость которых в соответствии с законодательством включают в затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав или во внереализационные расходы, учитываемые при налогообложении прибыли, дохода, облагаемого подоходным налогом с физических лиц.
Таким образом, объект для исчисления НДС у комитента при списании дебиторской задолженности в приведенной ситуации не возникает.
Наталья Корниевская, аудитор
12 (349). Организация на принадлежащем ей в г. Минске земельном участке производит скашивание травы. На этом участке расположен административный корпус организации.
За счет каких источников (собственных средств либо затрат, учитываемых при налогообложении) следует списывать бензин, израсходованный при работе газонокосилки?
За счет затрат, учитываемых при налогообложении.
Объект благоустройства – это актив, предназначенный для создания комфортных условий в среде обитания человека, выполняющий эстетические, санитарно-гигиенические, защитные и иные функции.
Под благоустройством следует понимать совокупность работ и мероприятий, направленных на создание, улучшение, поддержание в надлежащем эксплуатационном состоянии объектов благоустройства и осуществляемых в целях создания комфортных и благоприятных условий жизнедеятельности человека.
Землевладельцы (землепользователи) обязаны осуществлять благоустройство и содержание земельного участка и прилегающей к нему территории, в т.ч. ежедневную санитарную уборку и очистку зеленых зон и насаждений и их технологическое содержание (пп. 2, 4 Правил благоустройства и содержания города Минска, утвержденных решением Мингорсовета депутатов от 13.12.2000 № 139).
Расходы по благоустройству можно включать в состав затрат, учитываемых при налогообложении, если они отвечают критериям ст. 130 НК и не перечислены в ст. 131 НК, которой установлены затраты, неучитываемые при налогообложении.
Напомним, что затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемые при налогообложении, представляют собой стоимостную оценку использованных в процессе производства и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных средств, нематериальных активов, трудовых ресурсов и иных расходов на их производство и реализацию, отражаемых в бухгалтерском учете (п. 1 ст. 130 НК).
Не учитывают при налогообложении затраты на выполнение организацией или оплату работ (услуг), не связанных с производством и реализацией товаров (работ, услуг), имущественных прав, в т.ч. работы по благоустройству населенных пунктов (подп. 1.1 п. 1 ст. 131 НК).
Следовательно, расходы по благоустройству могут быть включены в состав затрат, учитываемых при налогообложении, только в том случае, если:
– их производят на территории, находящейся в собственности, пользовании или аренде организации;
– они непосредственно связаны с производственной деятельностью организации.
В рассматриваемом случае расходы организации по скашиванию травы на принадлежащей ей территории (земельном участке) являются производственной необходимостью, поскольку скашивание предусмотрено санитарно-гигиеническими требованиями по содержанию территории.
Таким образом, при определении облагаемой налогом прибыли в составе расходов, учитываемых при налогообложении, следует учитывать в составе расходов по содержанию территории организации и расходы на скашивание травы (в т.ч. списание бензина при работе газонокосилки).
Затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг) определяют на основании документов бухгалтерского учета (при необходимости посредством проведения расчетных корректировок к данным бухгалтерского учета в рамках ведения налогового учета) (п. 2 ст. 130 НК).
Справочно: до 27 октября 2010 г. действовали Основные положения по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), утвержденные постановлением Минэкономики, Минфина и Минтруда и соцзащиты РБ от 30.10.2008 № 210/161/151. Ими было установлено, что до указанной даты в себестоимость продукции (работ, услуг) включались затраты на содержание зданий, помещений, сооружений (включая объекты внешнего благоустройства), оборудования, инвентаря и т.п. (подп. 3.13.16 п. 3 Основных положений).
Ольга Щурок, аудитор
организация деятельности субъектов хозяйствования
13 (350). Может ли руководитель или главный бухгалтер поручить иному лицу представлять в инспекцию МНС налоговые декларации (расчеты)?
Может при соблюдении определенных условий.
Налоговая декларация (расчет) может быть представлена плательщиком (иным обязанным лицом) в налоговый орган лично или через представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения или передана с помощью программных и технических средств (п. 5 ст. 63 НК).
Налоговый орган не вправе отказать в принятии налоговой декларации (расчета), представленной плательщиком (иным обязанным лицом) по установленной форме (установленному формату) и обязан проставить по просьбе плательщика (иного обязанного лица) на копии налоговой декларации (расчета) отметку о принятии и дату ее получения при получении налоговой декларации (расчета) на бумажном носителе либо передать плательщику (иному обязанному лицу) подтверждение в виде электронного документа при получении налоговой декларации (расчета) с помощью программных и технических средств.
При этом уполномоченным представителем плательщика признают физическое или юридическое лицо, уполномоченное плательщиком представлять его интересы в отношениях, регулируемых налоговым законодательством.
Уполномоченный представитель плательщикаорганизации осуществляет свои полномочия на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном актами законодательства (ст. 27 НК).
При ведении бухгалтерского и налогового учета на договорной основе сторонней организацией нотариальное удостоверение доверенности на право представления в налоговых органах главному бухгалтеру сторонней организации (организации, оказывающей услуги по ведению бухгалтерского учета и отчетности) не требуется, так как он выступает в роли главного бухгалтера организации (ст. 7 Закона РБ от 18.10.1994 № 3321-XII "О бухгалтерском учете и отчетности").
Татьяна Сукристик, аудитор
14 (351). В связи с принятием Указа Президента РБ от 15.03.2011 № 114 "О некоторых вопросах применения первичных учетных документов" (далее – Указ № 114) изменился ли порядок внесения исправлений в первичные учетные документы, в частности в товарные и товарно-транспортные накладные, первичные учетные документы, составляемые организацией самостоятельно согласно Указу № 114?
Не изменился.
Указ № 114 не содержит каких-либо указаний в части регулирования порядка внесения исправлений в первичные учетные документы. Поэтому при внесении исправлений в первичные учетные документы, составляемые организацией самостоятельно согласно Указу № 114, необходимо руководствоваться нормами Закона РБ от 18.10.1994 № 3321-XII "О бухгалтерском учете и отчетности" (с изменениями и дополнениями, далее – Закон).
Рассмотрим норму ст. 9 Закона. В ней сказано, что лица, составившие и подписавшие первичные учетные документы, обеспечивают своевременное и качественное оформление этих документов, передачу их в установленные сроки для отражения в бухгалтерском учете, а также достоверность содержащихся в них данных.
В первичных учетных документах стирание записей и неоговоренные исправления недопустимы. Неправильные записи в первичных учетных документах исправляют путем их зачеркивания и надписи правильных. Вносить исправления в кассовые и банковские документы нельзя.
При внесении исправлений в первичные учетные документы, являющиеся бланками строгой отчетности (в т.ч. в бланки накладных ТТН-1 и ТН-2), необходимо учитывать также нормы п. 4 Инструкции о порядке использования и бухгалтерского учета бланков строгой отчетности, утвержденной постановлением Минфина РБ от 18.12.2008 № 196 (далее – Инструкция № 196), согласно которым реквизиты в бланках строгой отчетности должны быть написаны разборчиво и ясно. Подчистки и помарки в них недопустимы.
Исправление ошибочных записей нужно осуществлять методами, позволяющими установить дату, основание исправления и лицо, его осуществившее. Ошибочные записи исправляют путем зачеркивания тонкой чертой неправильных сумм, текста и надписи над зачеркнутым исправленных текста и суммы таким образом, чтобы можно было прочитать зачеркнутое. Одновременно лицо, осуществившее исправление, производит оговорку "Исправлено" с указанием даты, основания поправки, фамилии и инициалов лица, ее осуществившего.
Анна Крупнова, консультант Главного управления регулирования бухгалтерского учета, отчетности и аудита Минфина РБ
Виталий Раковец, аудитор ООО "АудитИнком"
таможенное законодательство
15 (352). Белорусское предприятие намерено модернизировать свое производство. В силу ограниченности финансовых средств соответствующее иностранное оборудование оно планирует получить из-за рубежа на условиях лизинга сроком на 3 года. По этой же причине предприятие намерено получить отсрочку или рассрочку уплаты таможенных платежей на аналогичный срок.
Рассмотрим вопросы, возникшие в приведенной ситуации.
15.1. Предусмотрена ли законодательством возможность для получения такой отсрочки или рассрочки?
Предусмотрена, но только по уплате НДС.
Если товары, являющиеся предметами договоров международного лизинга, помещают под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, то лизингополучателю – резиденту РБ может быть предоставлена рассрочка уплаты таможенных пошлин, НДС на срок действия договора лизинга, но не более чем на 5 лет (Указ Президента РБ от 24.09.2009 № 465 "О некоторых вопросах совершенствования лизинговой деятельности в Республике Беларусь" (далее – Указ № 465)).
Однако фактически такая рассрочка может быть предоставлена только по уплате НДС. Это обусловлено тем, что с 6 июля 2010 г. на основании ст. 83 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – ТК ТС) основания, условия и порядок изменения сроков уплаты таможенных пошлин определяются международным договором государств – членов Таможенного союза. Таким договором является Соглашение об основаниях, условиях и порядке изменения сроков уплаты таможенных пошлин от 21.05.2010. Последнее не содержит подобных оснований. В связи с этим Указ № 465 не применяют с 6 июля 2010 г. в части ввозной таможенной пошлины.
15.2. Каковы условия и порядок получения рассрочки по уплате НДС?
Есть 2 условия, которые надо соблюсти одновременно.
Условия для получения такой рассрочки предусмотрены Указом № 465. Они должны быть соблюдены одновременно:
1) товары должны являться предметом договора международного лизинга, который необходимо заключить в период со 2 октября 2009 г.
Отметим, что Указом № 465 не ограничены категории товаров (к примеру, технологическое оборудование, транспортные средства и т.п.), в отношении которых рассматриваемая рассрочка может быть предоставлена. Однако ввоз долженбыть осуществлен именно по договору международного лизинга.
Справочно: международный лизинг – вид лизинга, связанный с реализацией договора лизинга, в котором лизингодатель и лизингополучатель являются субъектами хозяйственной деятельности разных государств (Закон РБ от 15.06.2006 № 127-З "О ратификации Соглашения о создании благоприятных правовых, экономических и организационных условий для расширения лизинговой деятельности в Содружестве Независимых Государств");
2) предоставление обеспечения уплаты НДС.
Данное обеспечение может быть предоставлено денежными средствами (деньгами), банковской гарантией, поручительством и (или) залогом имущества. Такие способы определены ст. 86, а порядок их применения следующими основными нормативными правовыми актами: денежными средствами – ст. 267 Таможенного кодекса РБ (далее – ТК РБ); банковской гарантией – ст. 264–266 ТК РБ; поручительством – ст. 268ТК РБ, постановлением Совета Министров РБ от 01.08.2007 № 977 "О некоторых вопросах обеспечения исполнения налогового обязательства по уплате таможенных пошлин, налогов"; залогом имущества – ст. 263 ТК РБ.
Рассматриваемую рассрочку предоставляют (как было упомянуто ранее) при декларировании товаров в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления. Отдельного заявления подавать в таможню не нужно. В качестве такого заявления рассматривают декларацию на товары, в гр. 47 "Исчисление платежей" и 48 "Отсрочка платежей" которой в установленном порядке отражается намерение плательщика о ее получении (решения Комиссии таможенного союза от 20.05.2010 № 257 "Об инструкциях по заполнению таможенных деклараций и формах таможенных деклараций" и от 20.09.2010 № 378 "О классификаторах, используемых для заполнения таможенных деклараций").
Справочно: когда сумма подлежащего уплате НДС не превышает сумму, эквивалентную 500 евро, на день регистрации таможенной декларации, второе условие можно не соблюдать.
15.3. Каков порядок погашения рассматриваемой рассрочки?
Рассматриваемую рассрочку необходимо погашать в течение срока ее действия ежеквартально равными долями за каждый прошедший период. За ее использование взимают проценты, начисляемые на непогашенную сумму рассрочки в размере 1/360 ставки рефинансирования Нацбанка, действующей на день уплаты платежей, за каждый день срока, прошедшего с даты начала действия рассрочки (для первого взноса) либо с даты уплаты предыдущего взноса (для второго и последующих взносов).
В случае, предположим, получения предприятием такой рассрочки по декларации на товары, оформленной 14 июля 2011 г, на сумму 120 000 000 бел. руб. порядок ее погашения, к примеру, в первом году будет следующим (см. табл.).
16 (353). Белорусское предприятие в 2009 г. по договору аренды, заключенному на 2 года, ввезло из Германии в соответствии с таможенным режимом (на сегодня – процедурой) временного ввоза технологическое оборудование. В 2011 г. срок временного ввоза подходит к концу. Арендатор – нерезидент РБ предложил предприятию продлить договор аренды либо заключить договор купли-продажи. Предприятие хочет продлить возможность использования оборудования на территории республики.
Какие действия в рамках таможенного законодательства для этого можно совершить?
Таможенное законодательство допускает как продление срока договора аренды, так и заключение договора купли-продажи. Однако при этом необходимо учитывать следующее.
В первую очередь отметим, что речь идет о товарах, ввезенных до вступления в силу ТК ТС. С 6 июля 2010 г. товары, помещенные под таможенный режим временного ввоза, признают помещенными под таможенную процедуру временного ввоза (допуска) и в отношении этих товаров применяют положения ТК ТС и (или) иных актов таможенного законодательства Таможенного союза с учетом следующего. Таможенная процедура временного ввоза (допуска) действует до истечения сроков временного ввоза, установленных при помещении товаров под таможенный режим временного ввоза, с учетом возможности их продления в пределах сроков, предусмотренных ст. 280 ТК ТС.
По общему правилу предусмотрен 2-годичный предельный срок временного ввоза. До истечения такого срока декларант должен предпринять действия по завершению такой процедуры (ст. 280 ТК ТС).
Вместе с тем возможность продления срока до 34 месяцев предусмотрена решением Комиссии таможенного союза от 20.09.2010 № 375 "О некоторых вопросах применения таможенных процедур" в отношении товаров, относящихся к основным производственным фондам (основным средствам). Для этого предприятие должно одновременно выполнить следующие условия:
– товары не должны являться собственностью лица государства – члена Таможенного союза;
– в отношении товаров должно быть применено частичное освобождение от ввозных таможенных пошлин, налогов.
В рассматриваемой ситуации:
1) товары переданы резиденту РБ по договору аренды, т.е. они остаются в собственности нерезидента;
2) в отношении таких товаров, предположим, предоставлено частичное освобождение от ввозных таможенных пошлин, налогов, так как действующим на момент его временного ввоза законодательством не предусматривалось полное освобождение от таких платежей указанных товаров (в частности, Указом Президента РБ от 04.05.2004 № 211 "Об особенностях правового регулирования таможенного режима временного ввоза товаров") .
Таким образом, предприятие может продлить срок аренды до 34 месяцев.
Если же предприятие планировало приобрести указанное в вопросе оборудование, то при заключении договора купли-продажи продление срока временного ввоза в силу вышеизложенного не представляется возможным. В таком случае рассматриваемое оборудование подлежит помещению под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления (ст. 209–211 ТК ТС).
Отметим, что при этом предусмотрена возможность зачесть уплаченные предприятиям ввозные таможенные пошлины, налоги. Так, при помещении временно ввезенных товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления ввозные таможенные пошлины, налоги уплачивают в размере разницы исчисленных сумм таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате при помещении под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, и таможенных пошлин, налогов, уплаченных в соответствии с таможенной процедурой временного ввоза (допуска) (ст. 284 ТК ТС).
Андрей Аброскин, экономист, специалист таможенного дела