налогообложение
1 (325). Организация, применяющая упрощенную систему налогообложения (далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – УСН), ведет бухгалтерский учет в общеустановленном порядке. Она получает экспортную выручку в российских рублях. Договоры с поставщиками продукции заключены в евро и для расчетов с ними организация конвертирует российские рубли в евро.
Следует ли включать выручку от конверсии валюты в валовую выручку при определении налоговой базы при УСН?
Не следует.
Конверсию иностранной валюты относят к валютно-обменным операциям. Она представляет собой обмен банками одного вида иностранной валюты субъекта валютных операций, банка, банка-нерезидента на другой вид иностранной валюты по установленным обменным курсам (подп. 3.4.3 п. 3 Инструкции о порядке совершения валютно-обменных операций с участием юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденной постановлением Правления Нацбанка РБ от 28.07.2005 № 112 (далее – Инструкция № 112)).
Продажу (конверсию) иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Республики Беларусь осуществляют субъекты валютных операций – резиденты по необходимости, определяемой ими непосредственно. Исключение составляют осуществление обязательной продажи иностранной валюты и иные случаи, определенные актами валютного законодательства РБ (п. 45 Инструкции № 112).
В бухгалтерском учете на счете 91 "Операционные доходы и расходы" обобщают информацию по операционным доходам и расходам отчетного периода, а именно о доходах и расходах, связанных с продажей и прочим выбытием (ликвидацией, списанием, передачей безвозмездно и др.) принадлежащих организации основных средств, нематериальных активов, производственных запасов, валютных ценностей, ценных бумаг и иных активов, в т.ч. активов, отличных от официальной валюты Республики Беларусь, а также для определения финансовых результатов от их выбытия и пр. (см. Инструкцию по применению Типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденную постановлением Минфина РБ от 30.05.2003 № 89).
Конверсионные операции рассматривают как операции по продаже иностранной валюты, которые отражают в бухгалтерском учете с использованием счета 91 (п. 26 Инструкции по бухгалтерскому учету активов и обязательств организации, стоимость которых выражена в иностранной валюте, утвержденной постановлением Минфина РБ от 27.12.2007 № 199 (далее – Инструкция № 199)).
Объектом обложения налога при УСН признают осуществление предпринимательской деятельности.
Налоговую базу налога при УСН устанавливают исходя из валовой выручки, определяемой как сумма выручки, полученной за отчетный период организациями от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, и внереализационных доходов.
Выручку от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав организации определяют исходя из поступлений за реализованные товары (работы, услуги), имущественные права в денежной и (или) натуральной формах (в т.ч. от третьих лиц). При этом для целей определения налоговой базы налога при УСН выручку от продажи иностранной валюты в валовую выручку не включают (пп. 1, 2 ст. 288 Налогового кодекса РБ, далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – НК).
В валовую выручку и соответственно в налоговую базу налога при УСН следует включать только экспортную выручку, полученную от российского покупателя, а также внереализационные доходы, которые образуются в результате переоценки валютной выручки.
2 (326). Организация, имеющая местонахождение в сельском населенном пункте, владеет цехом по изготовлению памятников и использует труд работников в этом же населенном пункте. Заказчиками памятников являются как сельские, так и городские жители.
Организация применяет УСН без уплаты НДС.
Может ли она применять ставку налога при УСН в размере 5 % от валовой выручки?
Может при соблюдении определенных условий.
Пониженные ставки налога при УСН установлены для организаций с местом нахождения в сельских населенных пунктах и населенных пунктах, указанных в приложении 24 к НК, при осуществлении деятельности по производству товаров (выполнению работ, оказанию услуг) в этих населенных пунктах, а также на территориях, входящих в пространственные пределы сельсоветов (за исключением территорий поселков городского типа и городов районного подчинения).
Ставка налога при УСН в размере 5 % установлена для организаций, не уплачивающих НДС. Ее не применяют при реализации товаров, работ, услуг (в т.ч. по сдаче имущества в аренду (финансовую аренду (лизинг)), производство, выполнение, оказание которых осуществляют с использованием основных средств и (или) труда работников организаций за пределами вышеуказанных территорий, и не распространяют на торговую посредническую деятельность по осуществлению оптовой и (или) розничной торговли товарами несобственного производства (п. 2 ст. 289 НК).
При этом НК не содержит ограничений по применению пониженной ставки налога при УСН в размере 5 % в зависимости от места реализации произведенных товаров.
Таким образом, при реализации памятников, изготовленных с соблюдением вышеуказанных условий, в т.ч. сельским и городским жителям, организация может применять пониженную ставку налога при УСН в размере 5 % от валовой выручки.
3 (327). Организация, применяющая УСН со ставкой налога 8 % от валовой выручки, в июне 2011 г. реализовала товар организациям – резидентам РФ. Доставку товара осуществила белорусская транспортная организация.
По какой ставке организация должна уплачивать налог при УСН при реализации в Российскую Федерацию – 3 % или 8 %?
По ставке 3 % при соблюдении необходимых условий.
Ставка налога при УСН 3 % предусмотрена для организаций в отношении выручки от реализации товаров и услуг за пределы Республики Беларусь, если иное не предусмотрено Президентом (п. 1 ст. 289 НК).
При этом организации вправе применять различные ставки налога при УСН на основании данных раздельного учета выручки от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав (п. 3 ст. 289 НК).
Таким образом, организация при реализации товара по договору, заключенному с организациями – резидентами РФ, при наличии соответствующих товаросопроводительных и транспортных документов и раздельного учета выручки вправе применить ставку налога при УСН 3 %.
4 (328). Организация заключила договор займа с резидентом РФ, который предоставил процентный заем в иностранной валюте. В связи со сложностями приобретения иностранной валюты заключено дополнительное соглашение к договору, согласно которому возврат займа нерезиденту и процентов по нему производят в белорусских рублях по курсу, определяемому соглашением сторон.
Должна ли организация исчислить и уплатить налог на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство (далее – налог на доходы), в отношении разницы между договорным курсом иностранной валюты и официальным курсом Нацбанка?
Должна уплатить с общей суммы процентов и не должна с суммы займа.
Налогообложение доходов иностранной организации, не осуществляющей деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство, производят в соответствии со ст. 145–151 НК.
Перечень видов доходов иностранных организаций, подлежащих налогообложению в Республике Беларусь, определен в ст. 146 НК и является исчерпывающим, т.е. в том случае, если доходы, начисляемые иностранной организации, не указаны в этом перечне, они не подлежат налогообложению в Беларуси.
Объектом обложения налогом на доходы признают в т.ч. процентные (купонные) доходы от долговых обязательств любого вида независимо от способа их оформления, в т.ч. доходы по кредитам, займам, полученные плательщиком от источников в Республике Беларусь (подп. 1.2.1 п. 1 ст. 146 НК). Для таких видов доходов установлена ставка налога на доходы в размере 10 % (п. 1 ст. 149 НК).
Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного праваи обеспечивает соответствие им налогового законодательства. Если нормами международных договоров РБ установлены иные нормы, чем те, которые предусмотрены НК и иными законодательными актами РБ, то применяют нормы международного договора, если иное не определено нормами международного права (пп. 1, 2 ст. 5 НК).
Для целей применения положений международных договоров РБ по вопросам налогообложения иностранная организация, являющаяся фактическим владельцем дохода, представляет по форме и в порядке, установленным МНС, подтверждение того, что она имеет постоянное местонахождение в том иностранном государстве, с которым имеется международный договор РБ по вопросам налогообложения (далее – подтверждение), которое должно быть заверено компетентным органом соответствующего иностранного государства (ст. 151 НК).
Вопросы устранения двойного налогообложения регулирует Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество, ратифицированное постановлением Верховного Совета РБ от 25.04.1996 № 230-XIII (далее – Соглашение).
В нем указано, что проценты, возникающие в одном договаривающемся государстве и выплачиваемые лицу с постоянным местопребыванием в другом договаривающемся государстве, можно облагать налогом в этом другом государстве.
Однако такие проценты можно также облагать налогом в договаривающемся государстве, в котором они возникают, и в соответствии с законодательством этого государства, но, если получатель процентов фактически имеет на них право, взимаемый налог не должен превышать 10 % валовой суммы процентов.
Термин "проценты" означает доход от долговых требований любого вида и, в частности, доход от правительственных ценных бумаг, облигаций или долговых обязательств, включая премии и выигрыши по этим ценным бумагам,облигациям или долговым обязательствам(пп. 1, 2, 4 ст. 10 Соглашения).
Таким образом, проценты, возникающие в Республике Беларусь и выплачиваемые лицу с постоянным местопребыванием в Российской Федерации, облагают налогом на доходы в Республике Беларусь по ставке 10 % валовой суммы процентов независимо от того, представит резидент РФ подтверждение либо нет.
Налоговую базу налога на доходы по процентным доходам по договору займа определяют какобщую сумму доходов (подп. 1.3 п. 1 ст. 147 НК).
То есть резидент РБ при выплате (начислении) иностранной организации – резиденту РФ доходов в виде процентов обязан удержать налог на доходы с общей суммы выплачиваемых (начисляемых) нерезиденту процентов, в т.ч. с разницы между договорным курсом иностранной валюты и официальным курсом, установленным Нацбанком.
Что касается разницы между курсами валют (договорным и официальным), возникающей при возврате суммы основного долга по займу, то ст. 146 НК не содержит такого вида дохода, как разница между договорным курсом иностранной валюты и курсом Нацбанка.
Таким образом, при возврате основного долга по займу у организации отсутствует объект обложения налогом на доходы.
5 (329). Хоккейный клуб – резидент РБ заключил договор с хоккейным клубом – резидентом РФ о переходе хоккеиста в белорусский клуб с выплатой компенсации.
Возникает ли объект для исчисления и удержания налога на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство?
Не возникает.
Налогообложение доходов иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство, производят в соответствии со ст. 145–151 НК.
Перечень видов доходов иностранных организаций, подлежащих налогообложению в Республике Беларусь, определен в ст. 146 НК и является исчерпывающим. Если доходы, начисляемые иностранной организации, не указаны в этом перечне, они не подлежат налогообложению в Республике Беларусь.
Статья 146 НК не содержит такого вида дохода, как компенсационная выплата в связи с переходом хоккеиста из одного клуба в другой.
Следовательно, при выплате данного вида дохода отсутствует объект обложения налогом на доходы.
Николай Савельев, экономист
6 (330). Организация (резидент РБ) направила своего сотрудника в командировку за границу для участия в проведении конгресса. Тема конгресса связана с производственной деятельностью организации. Согласно счету, представленному иностранной организацией – резидентом РБ, резидентом РБ произведена предоплата иностранной организации, не осуществляющей деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство, за участие сотрудника в проведении данного мероприятия. Договор с иностранной организацией на участие в конгрессе заключен не был. По приезду из командировки сотрудник, принимавший участие в конгрессе, представил программу участия с приложением буклетов производимой продукции участниками, выступающими на конгрессе. Организация самостоятельно исчислила налог на доходы иностранной организации и уплатила его в бюджет за счет собственных средств.
Возникает ли объект обложения налогом на доходы иностранных организаций?
Не возникает при отсутствии факта проведения обучения.
Перечень доходов, признаваемых объектом обложения налогом на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство, определен в ст. 146 НК. Платеж, перечисляемый иностранной организации за участие в конгрессе, не классифицируют как доход, относимый к какому-либо из перечисленных в перечне доходов, поэтому его не следует включать в объект обложения налогом на доходы. Если по завершении конгресса командируемый представит пакет документов, подтверждающий, что данное мероприятие проводилось с целью оказания услуг по обучению, то возникнет объект обложения налогом на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство (подп. 1.12.7 п. 1 ст. 146 НК).
Аналогичное разъяснение по данному вопросу приведено в письме МНС РБ от 11.07.2011 № 10-15/111.
Ирина Петрович, аудитор
7 (331). Организация провела процедуру по установлению класса опасности отхода производства, входящего в подгруппу "А". В результате было получено заключение о степени опасности отходов производства и классе опасности опасных отходов производства. В нем для отхода подгруппы "А" указан 4-й класс опасности отходов производства. В новой редакции Классификатора отходов, образующихся в Республике Беларусь (далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – Классификатор) (постановление Минприроды РБ от 31.12.2010 № 63), для данного отхода проставлен 3-й класс опасности. Отход подгруппы "А" направляется на захоронение.
По какой ставке необходимо считать экологический налог за захоронение отхода подгруппы "А"?
263 084 руб.
Степень и класс опасности отходов указывают в Классификаторе (ст. 16 Закона РБ от 20.07.2007 № 271-З "Об обращении с отходами", далее – Закон).
Классификатор формирует Минприроды на основании накопленных данных и согласовывает с Минздравом и МЧС.
Если степень и класс опасности отходов производства не указаны в Классификаторе, то их установление обеспечивают производители (собственники) отходов производства.
Таким образом, сведения о степени и классе опасности отходов, содержащиеся в Классификаторе, являются первостепенными и должны использоваться при организации обращения с отходами.
Если в разрешении на хранение и захоронение отходов производства для отхода подгруппы "А" указан 4-й класс опасности, то организации необходимо внести соответствующие изменения в разрешение. Процедура внесения изменений предусмотрена Положением о порядке выдачи и аннулирования разрешений на хранение и захоронение отходов производства, а также приостановления их действия, утвержденным постановлением Совета Министров РБ от 23.07.2010 № 1104.
С 1 апреля при исчислении экологического налога за захоронение указанного отхода следует применять ставку, соответствующую 3-му классу опасности (приложение 8 к НК).
Справочно: ставки экологического налога за захоронение 1 т отходов являются следующими:
– неопасных отходов производства – 10 342 руб.;
– опасных отходов производства:
1-го класса опасности – 2 623 187 руб.;
2-го класса опасности – 786 951 руб.;
3-го класса опасности – 263 084 руб.;
4-го класса опасности – 131 167 руб.;
по которым не определены классы опасности – 949 838 руб.
8 (332). В процессе деятельности у организации образовался отход, по которому новая редакция Классификатора, действующая с 1 апреля 2011 г., не содержит сведений о степени и классе опасности. Действующим законодательством, регулирующим обращение с отходами, предусмотрено, что:
– организация должна провести установление степени и класса опасности данного отхода;
– класс опасности опасных отходов определяют исходя из наиболее высокого класса опасности, установленного по результатам исследования опасных свойств отходов.
Какой объем исследований необходимо провести организации?
Для отходов, степень опасности и класс опасности которых не указаны в Классификаторе, порядок определения степени и класса опасности отходов установлен Инструкцией, утвержденной постановлением Минприроды, Минздрава и МЧС РБ от 17.01.2008 № 3/13/2 (далее – постановление № 3/13/2).
Различные отходы производства могут обладать разными опасными свойствами: токсичностью, патогенностью, взрывоопасностью, пожароопасностью, высокой реакционной способностью, способностью при обезвреживании образовывать стойкие органические загрязнители (ст. 16 Закона). В действительности отходы, которые обладают всеми указанными опасными свойствами, встречаются очень редко.
Установление степени и класса опасности отходов осуществляют на основании перечня опасных для окружающей среды, здоровья граждан, имущества свойств отходов (приложение 1 к постановлению № 3/13/2). Для каждого кода отхода выбирают опасные свойства, подлежащие исследованию, для определения степени и класса опасности.
Свойство токсичности изучается для всех отходов производства, за исключением некоторых (для большинства из них в Классификаторе уже указаны степень и класс опасности).
Пример 1
Отход "Загрязненные мазуты и топливо" имеет код 5410800 согласно Классификатору. Этот код относится к подгруппе А "Отходы синтетических и минеральных масел" группы IV "Отходы продуктов переработки нефти" блока V "Отходы химических производств и производств, связанных с ними".
В приложении 1 к постановлению № 3/13/2 указаны следующие опасные свойства, которые необходимо исследовать:
– экотоксичность,
– токсичность,
– по взрывоопасности и пожароопасности – температура вспышки и воспламенения.
Взрывоопасность и пожароопасность по группам горючести и токсичности продуктов горения, нижний концентрационный предел распространения пламени, реакционную способность, инфекционность для отхода с кодом 5410800 исследовать не нужно.
Пример 2
Бой утеплителя с кодом 3144205 относится к подгруппе Г "Прочие твердые минеральные отходы" группы I "Отходы минерального происхождения (исключая отходы металлов)" блока III "Отходы минерального происхождения".
Приложением 1 к постановлению № 3/13/2 определено, что для боя утеплителя необходимо исследовать 2 свойства: экотоксичность и токсичность.
Пример 3
Для отхода "Металлическая тара загрязненная" (код 3510600), относящегося к группе II "Отходы металлов и их сплавов" блока III "Отходы минерального происхождения", исследования необходимо провести только по токсичности.
Каждое опасное свойство отходов нужно исследовать по своим методикам. Отбор проб отходов производства и установление опасных свойств отходов осуществляют только по тем методикам, которые допущены к применению в соответствии с законодательством об обеспечении единства измерений.
Опасные свойства отходов могут определять юридические лица и индивидуальные предприниматели, в ведении которых находятся лаборатории, если они:
– аккредитованы в системе аккредитации Республики Беларусь;
– состоят на учете в Минприроды.
Перечень лабораторий можно найти на официальном сайте Минприроды http://www.minpriroda.by ("Журнал учета экологических лабораторий" в разделе "Справочная информация").
Изучение опасных свойств отходов производят в соответствующих лабораториях на основании договоров (договор заключают между производителем (собственником) отходов и лабораторией).
Лаборатория, проведя исследования, должна выдать в 2 экземплярах заключение о степени и классе опасности опасных отходов производства:
– для организации, которая заключила договор на изучение опасных свойств отходов;
– для направления в Минприроды.
Справочно: как правило, количество заключений совпадает с количеством исследованных опасных свойств.
Экотоксичность и токсичность обычно исследуют в одной лаборатории, поэтому в таком случае заключение может быть одно.
Класс опасности опасных отходов устанавливают исходя из наиболее высокого класса опасности, определенного по результатам исследования опасных свойств отходов (ст. 16 Закона).
Например, по результатам исследования опасных свойств отхода было выдано 2 заключения, исходя из которых по токсичности отход неопасный, по группе горючести отнесен к 3-му классу опасности.
Следовательно, "итоговый" класс опасности – 3-й.
Территориальные органы Минприроды проверяют заключения на соответствие требованиям постановления № 3/13/2 при выдаче разрешений на хранение и захоронение отходов производства. Степень и класс опасности опасных отходов указывают в таких разрешениях.
При смешивании опасных отходов с неопасными отходами, опасных отходов разных классов опасности класс опасности полученной смеси отходов устанавливают:
– либо по наиболее высокому классу опасности опасного отхода, входящего в смесь;
– либо на основании лабораторных исследований, проведенных в порядке, определенном постановлением № 3/13/2.
Например, смесь отходов состоит из неопасных отходов, отходов 4-го класса опасности (например, древесные опилки) и отходов 3-го класса опасности (например, какой-либо шлам). Независимо от соотношений по объему этих отходов полученную смесь признают отходом 3-го класса опасности. Если производитель (собственник) такой смеси отходов хочет доказать иное, то ему необходимо провести соответствующие исследования.
Александра Федоренчик, эколог
учет основных средств
9 (333). Организацией заключен договор международного лизинга в 2009 г. Предмет лизинга ввезен из-за границы, организация уплатила таможенные платежи, НДС при ввозе объекта, понесены расходы по доставке. Предмет лизинга принят на учет у лизингополучателя. В 2011 г. лизингодатель предоставляет лизингополучателю финансовую скидку на контрактную стоимость предмета лизинга.
Каким образом эту операцию отразить в бухгалтерском учете?
Законодательством установлено, что размер арендной платы может изменяться по соглашению сторон в сроки, определенные договором, но не чаще одного раза в год, если иное не предусмотрено договором (п. 3 ст. 585 Гражданского кодекса РБ).
Поэтому по соглашению сторон общая сумма лизинговых платежей и периодические выплаты в период действия договора лизинга могут быть изменены в случае появления новых обстоятельств, которые могут вызвать коммерческие потери сторон (изменение уровня инфляции, цен, тарифов, уровня ссудного процента и другие существенные для сторон показатели).
При этом в договоре лизинга может быть предусмотрено изменение контрактной стоимости предмета при наступлении определенных условий, что повлечет за собой перерасчет размера оставшихся лизинговых платежей.
Наиболее распространен случай, когда лизингодатель предоставляет лизингополучателю финансовую скидку с целью уменьшения задолженности по лизинговым платежам. Финансовая скидка может быть предоставлена при выполнении лизингополучателем определенных условий, например при лизинге большого количества имущества или при условии досрочной оплаты и др.
В данном случае скидка предоставляется после того, как предмет лизинга оприходован лизингополучателем. Следовательно, контрактная стоимость предмета лизинга не изменяется, поскольку ее определяют на дату принятия активов к учету в соответствии со ст. 11 Закона РБот 18.10.1994 № 3321-XII "О бухгалтерском учете и отчетности" (далее по тексту рубрики "Вопрос –ответ" – Закон).
Вследствие того, что операция по предоставлению финансовой скидки подлежит отражению в бухгалтерском учете, она должна быть подтверждена первичным учетным документом, составленным в соответствии со ст. 9 Закона.
Так как сумма скидки является доходом организации, непосредственно не связанным с производственной деятельностью организации, она подлежит включению во внереализационные доходы на основании п. 12 Инструкции по бухгалтерскому учету "Доходы организации", утвержденной постановлением Минфина РБ от 26.12.2003 № 181. Отражение в бухгалтерском учете производится по дебету счета 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами", субсчет "Задолженность по контрактной стоимости предмета лизинга", и кредиту счета 92 "Внереализационные доходы и расходы", субсчет 92-1 "Внереализационные доходы".
Сумму скидки включают в состав внереализационных доходов для целей исчисления налога на прибыль на основании подп. 3.20 п. 3 ст. 128 НК.
При этом стоимость принятого к учету предмета лизинга, учитываемого на счете 01 "Основные средства", субсчет "Имущество, полученное по договору лизинга", не подлежит изменению. Следовательно, не подлежит изменению и порядок расчета и отражения в бухгалтерском учете амортизационных отчислений предмета лизинга.
Ольга Клименкова, аудитор
вопросы права
10 (334). По результатам проверки налоговым органом направлено в суд представление на руководителя организации о привлечении к административной ответственности и принудительном взыскании штрафа. Суд вынес постановление о назначении административного взыскания руководителю организации, однако исполнить его невозможно по причине смерти этого гражданина.
Каким образом подлежит прекращению постановление суда о наложении административного взыскания в данном случае?
Необходимо уведомить налоговый орган о произошедшем факте.
Суд, орган, ведущий административный процесс, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, вынесшие постановления о наложении административного взыскания, прекращают исполнение постановления в следующих случаях:
– принятие законодательного акта, устраняющего административную ответственность, либо акта законодательства, устраняющего противоправность деяния;
– смерть лица, в отношении которого вынесено постановление;
– отмена постановления;
– ликвидация юридического лица, в отношении которого вынесено постановление;
– предоставление иностранному гражданину или лицу без гражданства, в отношении которых вынесено постановление о наложении административного взыскания в виде депортации, статуса беженца или дополнительной защиты либо убежища в Республике Беларусь (ст. 13.4 Процессуально-исполнительного кодекса РБ об административных правонарушениях (далее – ПиКоАП)).
Вопросы, связанные с исполнением постановления о наложении административного взыскания, должны быть разрешены в 3-дневный срок со дня возникновения основания для разрешения соответствующего вопроса (ст. 13.7 ПиКоАП).
Одним из оснований прекращения исполнения постановления о наложении административного взыскания является смерть лица, в отношении которого вынесено постановление.
В подтверждение факта смерти налоговым органом должны быть получены соответствующие документы в связи с тем, что 3-дневный срок необходимо исчислять с момента уведомления (подачи заявления с приложением документов, свидетельствующих о факте смерти) родственниками умершего (его наследниками, иными лицами, которые могут подтвердить факт его смерти) либо получения соответствующей информации от компетентных органов. Осведомленность налогового органа о факте смерти гражданина, в отношении которого вынесено постановление, будет служить основанием для разрешения вопроса, связанного с прекращением исполнениявступившего в законную силу постановления о назначении административного наказания.
Ответ подготовлен с учетом разъяснения по данному вопросу, приведенного в письме МНС РБ от 11.07.2010 № 10-15/111.
11 (335). В мае 2011 г. коммерческой организацией с иностранными инвестициями, подлежащей обязательному аудиту, заключен договор с аудиторской компанией на проведение аудита достоверности годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2010 г. Ввиду отсутствия возможности у аудиторской компании провести аудит до 1 июля 2011 г. фактически обязательный аудит будет проведен в сентябре 2011 г.
Подлежит ли руководитель коммерческой организации привлечению к административной ответственности за непроведение обязательного аудита за 2010 г. до 1 июля 2011 г. по не зависящим от него причинам?
Не подлежит при выполнении определенных условий.
Уклонение от проведения обязательного аудита достоверности годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности влечет за собой административную ответственность в виде наложения штрафа в размере от 5 до 30 базовых величин (БВ) (ст. 12.31 Кодекса РБ об административных правонарушениях (далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – КоАП)).
Для привлечения к административной ответственности за уклонение от проведения обязательного аудита должны быть предъявлены факты, свидетельствующие о непринятии руководителем юридического лица или индивидуальным предпринимателем необходимых мер для проведения обязательного аудита. Если руководитель коммерческой организации представит договор с аудиторской компанией на проведение обязательного аудита в более поздние сроки (после 1 июля), то такие обстоятельства не следует расценивать как нарушение, влекущее применение мер административной ответственности в соответствии со ст. 12.31 КоАП.
Справочно: обязательный аудит достоверности годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности ежегодно нужно проводить следующим субъектам хозяйствования:
– открытым акционерным обществам;
– банкам, небанковским кредитно-финансовым организациям;
– биржам;
– коммерческим организациям с иностранными инвестициями;
– страховым организациям, страховым брокерам;
– резидентам Парка высоких технологий;
– организациям, осуществляющим гарантированное возмещение банковских вкладов (депозитов) физических лиц;
– иным организациям, у которых объем выручки от реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) за предыдущий отчетный год составляет более 600 000 евро (ст. 3 Закона РБ от 08.11.1994 № 3373-XII "Об аудиторской деятельности").
Аналогичное разъяснение по данному вопросу приведено в письме МНС РБ от 11.07.2011 № 10-15/111.
12 (336). Бухгалтерский учет в унитарном предприятии ведет аудиторская организация на основании заключенного договора. В предприятии проведена налоговая проверка, по результатам которой выявлены нарушения в части недоплаты налоговых платежей.
Кто будет привлечен к административной ответственности в данной ситуации: руководство унитарного предприятия либо аудиторская организация?
Виновное лицо аудиторской организации.
Руководство бухгалтерским учетом в организации должен осуществлять главный бухгалтер, при отсутствии в штате должности главного бухгалтера – бухгалтер, главный бухгалтер организации, оказывающей услуги по ведению бухгалтерского учета и отчетности, или специалист-бухгалтер, являющийся индивидуальным предпринимателем (ст. 7 Закона). Поскольку административная ответственность основана на принципе виновной ответственности, наличие вины физического или юридического лица является обязательным условием ее наступления. Субъектом административной ответственности за нарушение порядка ведения бухгалтерского учета, необходимых для исчисления и уплаты налогов, выступает должностное лицо юридического лица или индивидуальный предприниматель. В приведенной ситуации под юридическим лицом следует понимать организацию, оказывающую услуги по ведению бухгалтерского учета и отчетности, и должностное лицо такой организации, непосредственно виновное в совершении административного правонарушения. Данное лицо может быть выявлено путем изучения договора на оказание услуг по ведению бухгалтерского учета и отчетности; распорядительных документов организации, оказывающей услуги по ведению бухгалтерского учета и отчетности, которыми на конкретное должностное лицо такой организации были возложены обязанности по ведению учета и отчетности; документов, подтверждающих полномочия на представление интересов в налоговых органах (например, на представление налоговых деклараций); иных аналогичных документов.
При установлении лица, непосредственно виновного в совершении административного правонарушения, выразившегося в нарушении порядка ведения бухгалтерского учета, необходимого для исчисления и уплаты налогов, наложение штрафа от 4 до 20 БВ (ч. 1 ст. 12.1 КоАП) будет произведено на виновное лицо.
Аналогичная точка зрения приведена в письме МНС РБ от 11.07.2011 № 10-15/111.
13 (337). В организации налоговые органы проводят проверку правильности исчисления, своевременности и полноты уплаты обязательных платежей в бюджет. При проведении проверки должностными лицами было затребовано представление отгрузочных накладных за проверяемый период. Данные документы в ходе проверки предъявлены не были, и руководству организации было предъявлено требование с указанием срока, в течение которого отгрузочные накладные должны быть представлены в налоговый орган. В установленный в требовании срок документы плательщиком не представлены. Согласно объяснению руководителя организации они были утеряны при переезде.
Возможно ли привлечь к административной ответственности виновных лиц?
Да, при наличии вины должностного лица.
На руководителе организации лежит ответственность за организацию хранения первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности (ст. 16 Закона, п. 3 Инструкции о порядке использования и бухгалтерского учета бланков строгой отчетности, утвержденной постановлением Минфина РБ от 18.12.2008 № 196 (далее – Инструкция № 196)). Статьей 16 Закона установлена обязанность организации хранить первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета и бухгалтерскую отчетность в течение сроков, предусмотренных ст. 19 Закона РБ от 06.10.1994 № 3277-XII "О Национальном архивном фонде и архивах в Республике Беларусь". При применении административной ответственности необходимо исходить из того, что в диспозиции данной нормы не сказано о предусмотренных законодательством правилах хранения документов. Поэтому руководитель организации должен самостоятельно определить правила хранения, чтобы обеспечить их сохранность в пределах сроков, установленных законодательством (например, издать соответствующие приказы по делопроизводству: назначить ответственных лиц, создать архив и необходимые условия для хранения документов и т.п.).
При применении мер ответственности нужно учитывать наличие вины должностного лица юридического лица. Например, в случае если хранение документов было организовано с учетом требований законодательства, но они были похищены и об этом свидетельствуют представленные документы из органов внутренних дел или иные документы, подтверждающие факт хищения, ответственность не может быть применена.
За нарушение должностным лицом юридического лица правил хранения бухгалтерских документов (документов учета доходов и расходов, применяемого при УСН) и (или) иных документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, повлекшее их утрату, предусмотрена административная ответственность в виде наложения штрафа в размере от 4 до 35 БВ (ч. 3 ст. 12.1 КоАП).
Ирина Петрович, аудитор