налогообложение
1 (304). Иностранной организации на праве собственности принадлежит административное здание, расположенное в областном центре Республики Беларусь. Организацию в 2010 г. поставили на учет в белорусском налоговом органе и присвоили ей тип плательщика "недвижимость". В 2011 г. она заключила с белорусской организацией договор аренды на 1/6 часть здания сроком на 3 года.
Рассмотрим вопросы, возникшие в приведенной ситуации.
1.1. Является ли разовая передача части здания в аренду деятельностью иностранной организации через постоянное представительство?
Нет.
Постоянным представительством иностранной организации, расположенным на территории Республики Беларусь, признают:
– обособленное структурное подразделение (учреждение), через которое осуществляют предпринимательскую и иную деятельность иностранной организации на территории Республики Беларусь, в т.ч.:
место производства и (или) реализации продукции;
место реализации товаров, имущественных прав, выполнения работ, оказания услуг, осуществления иной деятельности.
Справочно: не признают постоянным представительством иностранной организации в Республике Беларусь место, используемое ею для одной или нескольких следующих целей:
– хранение, демонстрация или поставка товаров собственного производства (доставка и отгрузка товаров без их реализации на территории Беларуси через постоянное представительство);
– закупка товаров для иностранной организации;
– сбор или распространение информации для иностранной организации;
– осуществление иных видов деятельности.
Указанные виды деятельности не приведут к образованию постоянного представительства иностранной организации на территории Республики Беларусь, даже если их будут осуществлять через обособленное структурное подразделение (учреждение) иностранной организации, при условии, что эти виды деятельности отдельно либо в их совокупности должны носить подготовительный или вспомогательный характер. То есть функции, выполняемые обособленным структурным подразделением (учреждением) для иностранной организации, должны носить подготовительный, вспомогательный характер по отношению к деятельности иностранной организации, за осуществление которой она получает выручку (п. 5 ст. 139 Налогового кодекса РБ, далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – НК);
– организацию или физическое лицо, которые:
осуществляют деятельность от имени иностранной организации и (или) в ее интересах;
имеют и используют полномочия иностранной организации на заключение контрактов или согласование их существенных условий.
Из международных налоговых соглашений следует, что для признания деятельности организации одного государства на территории другого государства деятельностью через постоянное представительство должны присутствовать следующие признаки (критерии):
– наличие постоянного места деятельности иностранной организации в другом государстве;
– регулярность деятельности иностранной организации через это постоянное место;
– извлечение доходов иностранной организацией через это постоянное место.
Если иностранная организация разово сдает в аренду принадлежащее ей недвижимое имущество на территории Республики Беларусь (в вопросе указано – заключен один договор сроком на 3 года), т.е. отсутствует регулярность (систематичность) такой деятельности, то нет достаточных оснований рассматривать эту деятельность иностранной организации в Беларуси как деятельность через постоянное представительство.
1.2. Нужно ли регистрировать представительство в МИД и менять тип плательщика в налоговом органе?
Нет.
МИД не совершает регистрационных действий в отношении иностранных организаций. Он лишь выдает им разрешения на открытие представительства на территории Республики Беларусь. Для этого иностранная организация должна обратиться в это министерство с соответствующим заявлением (п. 1 Положения о порядке открытия и деятельности в Республике Беларусь представительств иностранных организаций, утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 22.07.1997 № 929 (далее – Положение)). Поэтому вопрос о целесообразности открытия представительства в Беларуси решает непосредственно сама такая организация исходя из целей и задач по развитию своего бизнеса.
Так, например, если иностранная организация планирует заниматься сбором информации, рекламой или иной деятельностью вспомогательного характера, выполнять представительские функции или же заняться предпринимательской деятельностью в Беларуси, то здесь вопрос стоит уже о необходимости открытия представительства в Беларуси. Это вытекает из норм Положения. Так, представительство имеет право осуществлять деятельность, направленную на достижение целей, ради которых оно открыто, с момента получения разрешения на открытие представительства (п. 11 Положения). Деятельность организаций на территории Республики Беларусь без открытия представительства запрещена.
Справочно: иностранная организация может осуществлять деятельность на территории Республики Беларусь без открытия представительства:
1) при осуществлении деятельности через организацию или физическое лицо, признаваемые постоянным представительством иностранной организации;
2) при проведении на территории Беларуси концертно-зрелищных мероприятий, в т.ч. концертов, аттракционов, зверинцев, цирковых программ.
Из вышеизложенного следует, что если иностранная организация помимо разовой сдачи в аренду своего имущества в Беларуси не планирует осуществлять какую-либо иную деятельность, то у нее отсутствует необходимость:
– открытия представительства;
– постановки на учет в налоговом органе в качестве представительства или постоянного представительства (в зависимости от целей его создания).
Отметим, что иностранные организации при приобретении права собственности, иных прав, установлении ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество, находящееся на территории Беларуси, подлежат постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения такого имущества до государственной регистрации возникновения права собственности, иных прав, ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество, сделок с недвижимым имуществом (подп. 2.3 п. 2 ст. 66 НК).
Как следует из вопроса, иностранная организация ранее обратилась с заявлением в белорусский налоговый орган для постановки на учет, где ей был присвоен учетный номер плательщика (УНП) и одновременно УНП с типом "недвижимость".
В описываемой ситуации, когда иностранная организация состоит на учете в налоговом органе РБ с типом "недвижимость", сдает имущество в аренду по разовой сделке и при этом установлено, что она не осуществляет предпринимательскую деятельность через постоянное представительство в Беларуси, у нее нет необходимости менять в белорусском налоговом органе тип "недвижимость" на тип "постоянное представительство".
Справочно: правила по заполнению заявления о постановке на учет в налоговом органе изложены в постановлении МНС РБ от 31.12.2010 № 96. В заявлении строки с указанием типа и вида плательщика заполняет сотрудник налогового органа.
1.3. Какие налоги следует уплачивать при сдаче в аренду недвижимости, принадлежащей иностранной организации?
НДС, налог на доходы, налог на недвижимость, земельный налог.
Иностранные организации не являются налоговыми резидентами РБ. Однако они несут налоговую обязанность:
– по деятельности, осуществляемой в Беларуси;
– доходам, полученным от источников в Республике Беларусь и по имуществу, расположенному на территории Республики Беларусь (п. 2 ст. 14 НК).
Таким образом, если установлено, что иностранная организация не осуществляет предпринимательскую деятельность в Беларуси через постоянное представительство, то она является плательщиком ограниченного числа налогов в республике. В частности, у иностранной организации возникают обязательства перед бюджетом РБ по НДС, налогу на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство, налогу на недвижимость, земельному налогу.
Справочно: объект обложения земельным налогом возникает в том случае, если земельный участок на территории Беларуси предоставлен иностранной организации на праве постоянного или временного пользования. Если же земельный участок предоставлен иностранной организации на правах аренды, то объект налогообложения отсутствует (арендную плату не относят к налоговым платежам).
НДС. Объект обложения НДС – оборотыпо реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь, включая обороты по передаче арендодателем объекта аренды арендатору (подп. 1.1.6 п. 1 ст. 93 НК).
Если иностранная организация реализует на территории Республики Беларусь товары (работы, услуги), имущественные права, но при этом не осуществляет в республике деятельность через постоянное представительство и не состоит в связи с этим на учете в белорусских налоговых органах, то обязанность по исчислению иперечислению в бюджет НДС налоговое законодательство возлагает на состоящие на учете в налоговых органах РБ организации и индивидуальных предпринимателей, приобретающих эти товары (работы, услуги), имущественные права (п. 1 ст. 92 НК). Такие организации и индивидуальные предприниматели имеют права и несут обязанности, установленные ст. 21 и 22 НК.
Следовательно, при сдаче в аренду недвижимого имущества иностранной организацией, не осуществляющей деятельность в Беларуси через постоянное представительство, обязанность по исчислению и перечислению в бюджет НДС возложена на белорусскую организацию –арендатора. В этом случае моментом фактической реализации будет день оплаты либо иного прекращения обязательств арендатором (п. 5 ст. 100 НК).
В учете арендатора:
Д-т 20, 25 и др. – К-т 60
– на стоимость арендной платы;
Д-т 60 – К-т 51
– произведена оплата арендодателю;
Д-т 18 – К-т 68
– исчислен НДС от суммы арендной платы*.
Налог на доходы. Налоговым законодательством также определено, что иностранные организации, не осуществляющие деятельность в Беларуси через постоянное представительство, но извлекающие доходы из источников в республике, являются плательщиками налога на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство (далее – налог на доходы) (ст. 145 НК).
В качестве объекта обложения налогом на доходы в подп. 1.3 п. 1 ст. 146 НК указаны доходы в виде роялти, к которым относят плату за использование имущества на территории республики либо предоставление права пользования таким имуществом, кроме платежей по аренде международных (континентальных и межконтинентальных) каналов и сетей электросвязи.
Доходы (в т.ч. авансовые платежи), начисляемые (выплачиваемые) белорусским юридическим лицом иностранной организации, считают доходами, полученными от источников в Беларуси (подп. 3.1 п. 3 ст. 146 НК).
Несмотря на то что плательщик налога на доходы – иностранная организация, данный налог должна исчислить, удержать и перечислить в бюджет белорусская организация (индивидуальный предприниматель), начисляющая и (или) выплачивающая доход этой иностранной организации. Указанные субъекты хозяйствования признаны налоговыми агентами (п. 3 ст. 150 НК). Они имеют права и несут обязанности, установленные ст. 23 НК.
Следовательно, белорусская организация – арендатор обязана с доходов, выплачиваемых иностранной организации – арендодателю:
– удержать налог на доходы по ставке 15 %;
– перечислить его в бюджет РБ.
В учете арендатора:
Д-т 20, 25 и др. – К-т 60
– на стоимость арендной платы;
Д-т 60 – К-т 68
– исчислен налог на доходы от суммы арендной платы.
Налог на недвижимость. По зданиям и сооружениям, расположенным на территории Беларуси и взятым организациями – резидентами РБ в аренду (финансовую аренду (лизинг)), иное возмездное или безвозмездное пользование у иностранных организаций, не осуществляющих деятельность на территории Беларуси через постоянное представительство, налог на недвижимость исчисляет и уплачивает организация-арендатор (п. 1 ст. 184 НК).
В учете арендатора:
Д-т 99 – К-т 68
– исчислен налог на недвижимость (в целях налогового учета следует относить в состав затрат, учитываемых при налогообложении).
Земельный налог. За пользование земельным участком в Беларуси применяют формы платы в виде земельного налога или арендной платы (ст. 32 Кодекса РБ о земле).
Если земельный участок, на котором расположено административное здание иностранной организации, находится в ее постоянном (временном) пользовании, то иностранная организация будет являться плательщиком земельного налога (гл. 18 НК).
Если же этот земельный участок был предоставлен в аренду местным органом власти или администрацией свободной экономической зоны, то за такой участок иностранная организация уплачивает арендную плату в порядке, установленном Указом Президента РБ от 01.03.2010 № 101 "О взимании арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности".
Иностранная организация при формировании арендной платы должна применять Положение о порядке определения размеров арендной платы при сдаче в аренду капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, их частей, утвержденное Указом Президента РБ от 23.10.2009 № 518 "О некоторых вопросах аренды и безвозмездного пользования имуществом". Она должна включить в состав арендной платы, приходящейся на часть здания, сдаваемого в аренду, амортизационные отчисления, а также все виды налогов, сборов и других обязательных платежей в бюджет, уплачиваемых арендодателем в соответствии с законодательством (п. 4 данного Положения).
Таким образом, в описываемой в вопросе ситуации плательщиком земельного налога (либо арендной платы) будет являться иностранная организация, но сумму этого платежа, приходящуюся на арендуемую часть здания, будет возмещать арендатор в составе арендной платы.
Татьяна Филатова, экономист
2 (305). Товарищество собственников жилого дома (далее – ТС), являясь некоммерческой организацией, согласно уставу сдает в аренду нежилые помещения.
ТС работает по упрощенной системе налогообложения (далее – УСН).
Возникает ли в данной ситуации у ТС объект обложения налогом на недвижимость?
Да, возникает.
ТС, являясь некоммерческой организацией, создается собственниками жилых и (или) нежилых помещений в целях обеспечения сохранности, содержания и пользования недвижимым имуществом совместного домовладения (ст. 20 Закона РБ от 08.01.1998 № 135-З "О совместном домовладении" (далее – Закон № 135-З)).
Право сдачи имущества в аренду принадлежит собственнику (ст. 579 Гражданского кодекса РБ). Арендодателями могут быть также лица, уполномоченные законодательством или собственником сдавать имущество в аренду.
Таким образом, с целью получения доходов согласно уставу ТС имеет право сдавать в аренду либо продавать части недвижимого имущества совместного домовладения, если это не влечет нарушения охраняемых законом прав и интересов собственников.
Для организаций, применяющих УСН, сохраняется общий порядок исчисления и уплаты земельного налога, арендной платы за землю, налога на недвижимость для некоммерческих организаций (за исключением республиканских государственно-общественных объединений) (подп. 3.14 п. 3 ст. 286 НК). Объектами обложения налогом на недвижимость признают здания и сооружения, в т.ч. сверхнормативного незавершенного строительства, являющиеся собственностью или находящиеся во владении, в хозяйственном ведении или оперативном управлении плательщиков организаций (п. 1 ст. 185 НК).
Здания и сооружения жилищного фонда организаций (за исключением принадлежащих организациям жилых помещений (квартир, комнат) в многоквартирных жилых домах, не использованных для проживания физическими лицами) освобождены от налога на недвижимость (подп. 1.1.п. 1 ст. 186 НК).
Таким образом, организации, в собственности которых находятся объекты жилищного фонда, могут применять льготу в отношении только тех объектов, которые используются для проживания физическими лицами. Подтверждением факта, что тот или иной объект жилищного фонда используется в этих целях, служит договор найма жилого помещения.
При сдаче организациями в аренду, иное возмездное либо безвозмездное пользование зданий и сооружений (их частей), освобожденных от налога на недвижимость, а также зданий и сооружений (их частей) бюджетных организаций такие здания и сооружения (их части) подлежат обложению налогом на недвижимость в порядке, установленном гл. 17 НК (п. 2 ст. 186 НК).
С учетом вышеизложенного ТС будет признано плательщиком налога на недвижимость со стоимости нежилых помещений, сдаваемых в аренду.
Ирина Петрович, аудитор
учет труда и его оплаты
3 (306). За период работы с 10 апреля 2009 г. по 9 апреля 2010 г. у работника осталось 14 календарных дней отпуска. За период с 10 апреля 2010 г. по 9 апреля 2011 г. отпуск составляет 30 календарных дней. Работник желает пойти в очередной отпуск в июне и присоединить к нему неиспользованную часть отпуска за прошлый год. Наниматель предлагает работнику в июне взять отпуск за период с 10 апреля 2011 г. по 9 апреля 2012 г. (по графику), а за неиспользованную часть отпуска за прошлый год взять компенсацию.
Рассмотрим вопросы, которые возникли в приведенной ситуации.
3.1. Можно ли предоставить отпуск за новый период, если работник еще полностью не использовал отпуск за прошлый период?
Отпуска предоставляют последовательно за каждый рабочий год.
Условия предоставления трудовых отпусков за второй и последующие рабочие годы закреплены в ст. 167 Трудового кодекса РБ (далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – ТК). Так, трудовые отпуска (основной и дополнительный) за второй и последующие рабочие годы должны быть предоставлены в любое время рабочего года в соответствии с очередностью предоставления трудовых отпусков, если иное не предусмотрено ТК.
Очередность предоставления трудовых отпусков устанавливают для коллектива работников графиком трудовых отпусков, утверждаемым нанимателем по согласованию с профсоюзом либо нанимателем по согласованию с работником в случае отсутствия профсоюза (ст. 168 ТК).
Наниматель обязан предоставлять работнику трудовой отпуск, как правило, в течение каждого рабочего года (ежегодно) (ст. 170 ТК).
В исключительных случаях, когда предоставление полного трудового отпуска работнику в текущем рабочем году может неблагоприятно отразиться на нормальной деятельности организации, допустимо с его согласия перенести часть отпуска на следующий рабочий год. При этом оставшаяся часть трудового отпуска не может быть менее 14 календарных дней и ее следует предоставить до окончания текущего рабочего года.
Переносимую часть трудового отпуска по желанию работника присоединяют к отпуску за следующий рабочий год или работник может использовать ее отдельно.
С учетом приведенных норм трудовые отпуска за второй и последующие рабочие годы предоставляют работникам, как правило, в течение каждого рабочего года в соответствии с графиком отпусков полной продолжительности.
Перенос части отпуска на следующий рабочий год возможен только в 2 случаях, предусмотренных законодательством о труде: в исключительных ситуациях в связи с производственной необходимостью (ст. 170 ТК) и в случае отзыва работника из трудового отпуска (часть третья ст. 174 ТК).
Во избежание накопления неиспользованных частей трудовых отпусков за несколько лет трудовые отпуска, как правило, предоставляют в последовательном порядке за каждый рабочий год.
Таким образом, в приведенной ситуации прослеживается нарушение нанимателем законодательства о труде, выразившееся в непредоставлении трудовых отпусков полной продолжительности в рамках рабочего года работника. Наниматель не вправе настаивать на использовании работником трудового отпуска за рабочий год с 10 апреля 2011 г. по 9 апреля 2012 г., учитывая, что рабочий год только начался и при этом еще не полностью использована часть трудового отпуска за предыдущий рабочий год.
3.2. Прав ли наниматель, предлагая работнику использовать отпуск за текущий год, а за прошлый – получить компенсацию?
Не прав.
Вопрос о замене части отпуска денежной компенсацией следует решать также в рамках текущего рабочего года, а не за его пределами.
Порядок замены отпуска денежной компенсацией предусмотрен ст. 161 ТК. Так, часть трудового отпуска (основного и дополнительного), превышающая 21 календарный день, по соглашению между работником и нанимателем может быть заменена денежной компенсацией.
Недопустима замена денежной компенсацией отпусков, предоставляемых авансом, беременным женщинам, работникам, признанным инвалидами, работникам моложе 18 лет и работникам за работу в зонах радиоактивного загрязнения в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также дополнительных отпусков за работу с вредными и (или) опасными условиями труда и за особый характер работы.
Вопрос о замене части трудового отпуска денежной компенсацией должен быть решен в момент предоставления отпуска. Такое решение может быть принято при соблюдении следующих условий и порядка:
– трудовые отношения продолжаются после отпуска;
– необходимо письменное заявление работника и согласие нанимателя, оформленное резолюцией на заявлении и изданием приказа;
– соглашение сторон о замене части отпуска денежной компенсацией должно быть достигнуто и оформлено до начала предоставления части отпуска, которая будет реально использована;
– не менее 21 календарного дня отпуска должно быть использовано по прямому назначению, т.е. в натуре;
– работник должен отработать весь свой рабочий год, под которым понимается 12 месяцев минус суммарная продолжительность трудового отпуска, на который работник имеет право.
Татьяна Рахубо, юрист
таможенное законодательство
4 (307). Белорусское предприятие поставляет из-за рубежа сырье и материалы для собственного производства. Из-за ограниченности финансовых средств оно хочет получить отсрочку по уплате таможенных платежей при ввозе очередной партии указанных товаров.
Рассмотрим вопросы, возникшие в данной ситуации.
4.1. Возможно ли перенести сроки уплаты указанных платежей? Если да, то в отношении всех ли видов сырья и материалов это допускается?
Да, по ввозной пошлине и НДС.
Действующее законодательство предоставляет такую возможность. В части уплаты ввозной таможенной пошлины это предусмотрено Соглашением об основаниях, условиях и порядке изменения сроков уплаты таможенных пошлин от 21.05.2010, а НДС – ст. 256–259 Таможенного кодекса РБ (далее – ТК РБ).
Перечень товаров, которые возможно отнести к сырью и материалам, законодательством не установлен. Однако отсрочку по уплате ввозной таможенной пошлины предоставляют при условии, что такие товары предназначены для использования в промышленной переработке. Под ней понимают использование товаров в производстве для получения новых товаров, код которых в соответствии с ТН ВЭД ТС отличается от кода товаров, ввозимых для их промышленной переработки, на уровне любого из первых 4 знаков. Напомним, что ТН ВЭД ТС утверждена Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества (Высшего органа Таможенного союза) от 27.11.2009 № 18.
К примеру, при ввозе предприятием бумаги немелованной для письма, печати или других графических целей в рулонах (товарная позиция 4802 ТН ВЭД ТС) и изготовлении из нее бумаги формата А4 (товарная позиция 4802 ТН ВЭД ТС) код нового товара в соответствии с ТН ВЭД ТС не отличается от кода ввозимого товара на уровне первых 4 знаков. Соответственно совершаемые предприятием операции нельзя рассматривать как промышленную переработку, и, как следствие, получить отсрочку по уплате ввозной таможенной пошлиныоно в отношении ввозимых товаров не вправе. При использовании ввезенной предприятием бумаги, предположим, для изготовления обоев (товарная позиция 4814 ТН ВЭД ТС) такая отсрочка может быть предоставлена, так как указанное условие соблюдается.
4.2. Каков порядок получения отсрочки по уплате ввозной таможенной пошлины и НДС?
Если плательщик таможенных платежей хочет получить отсрочку по уплате ввозной таможенной пошлины и НДС, то он должен:
– заблаговременно представить в таможню заявление произвольной формы о получении отсрочки.
В нем обязательно необходимо указать сведения о плательщике, наименования товаров, реквизиты внешнеторгового договора, основания для предоставления отсрочки, сумму таможенных платежей, запрашиваемый срок отсрочки, информацию об отсутствии обстоятельств, при наличии которых отсрочку не предоставляют.
Важно! Отсрочку по уплате таможенных платежей не предоставляют, если у организации есть задолженность по уплате таможенных платежей, возбуждены процедура банкротства или уголовное дело по признакам преступления, связанного с нарушением таможенного законодательства;
– предоставить обеспечение уплаты ввозной таможенной пошлины и НДС. Исключение составляют случаи, когда сумма платежей не превышает в эквиваленте 500 евро.
После принятия таможней решения о предоставлении отсрочки плательщик в установленном порядке декларирует товары таможенному органу с целью помещения под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления. В отношении рассматриваемых товаров (сырье и материалы) отсрочку предоставляют по уплате ввозной таможенной пошлины на срок до 6 месяцев, а по уплате НДС – до 2 месяцев.
Погашение рассматриваемой отсрочки производят до истечения установленного срока.При этом предусмотрено взимание процентов заее использование в размере 1/360 ставки рефинансирования Нацбанка, действующей на день уплаты таможенных пошлин и НДС, за каждый день периода со дня, следующего за днем выпуска товаров, по день прекращения обязанности по уплате отсроченных платежей.
Андрей Аброскин, экономист, специалист таможенного дела
организация деятельности субъектов хозяйствования
5 (308). Является ли обязательным для организации получение книги замечаний и предложений? Предусмотрена ли административная ответственность за отсутствие такой книги, если предприятием она не получена (заявка не подавалась)?
Получение книги замечаний и предложений обязательно.
Организация (уполномоченное лицо, ответственное за ведениекниги замечаний и предложений) обязана вести такую книгу в порядке, установленном Советом Министров, в организации, ее обособленных подразделениях, расположенных вне места нахождения организации, у индивидуального предпринимателя, а также в местах реализации ими товаров, выполнения работ или оказания услуг (подп. 2.5 п. 2 Декрета Президента РБ от 14.01.2005 № 2 "О совершенствовании работы с населением"). Положение о порядке выдачи, регистрации, ведения и хранения книги замечаний и предложений утверждено постановлением Совета Министров РБ от 16.03.2005 № 285.
В случае неполучения данной книги указанные лица не выполняют вышеуказанное требование, что означает наличие состава правонарушения, предусмотренного ст. 9.24 КоАП. Так, штраф в размере от 4 до 10 базовых величин (БВ) налагается:
– за отсутствие книги замечаний и предложений или нарушение руководителем государственного органа, иной организации или уполномоченным лицом, ответственным за ведение книги замечаний и предложений, либо индивидуальным предпринимателем порядка ведения книги замечаний и предложений в организации, ее обособленных подразделениях, расположенных вне места нахождения организации, у индивидуального предпринимателя, а также в местах реализации ими товаров (выполнения работ, оказания услуг);
– непредъявление книги замечаний и предложений по первому требованию гражданина;
– нарушение установленного срока рассмотрения изложенных в указанной книге замечаний и предложений;
– неинформирование гражданина в установленный срок об отказе в удовлетворении замечания и (или) предложения.
Татьяна Сукристик, аудитор
6 (309). Организация осуществляет торговлю бытовой техникой в павильонах торгового центра. В 2010 г. на одном из павильонов была принята выручка через КСА, которая превышает 15 000 БВ. Постановлением Совета Министров и Нацбанка РБ от 09.01.2002 № 18/1 определено, что при получении выручки по каждому торговому или иному объекту от продажи товаров, выполнения работ и оказания услуг за предыдущий календарный год в размере более 15 000 БВ следует установить в этом торговом объекте или ином объекте платежные терминалы для регистрации операций, производимых с использованием банковских пластиковых карточек.
Обязана ли организация установить терминал?
Обязана при соблюдении определенных условий.
Юридические лица, осуществляющие торговлю и (или) оказывающие платные услуги населению на объектах согласно приложению 1 к постановлению Совета Министров и Нацбанка РБ от 09.01.2002 № 18/1 "О приеме наличных денежных средств при реализации товаров (работ, услуг) и о некоторых вопросах использования кассовых суммирующих аппаратов и специальных компьютерных систем" (далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ"– постановление № 18/1), а также организации, оказывающие платные медицинские, риэлтерские и туристические услуги, при получении выручки по каждому торговому или иному объекту от продажи товаров, выполнения работ и оказания услуг за предыдущий календарный год в размере более 15 000 БВ, а по объекту бытового обслуживания населения – более 7 500 БВобязаны установить в этом торговом объекте или ином объекте платежные терминалы для регистрации операций, производимых с использованием банковских пластиковых карточек. При этом количество устанавливаемых терминалов должно составлять в процентном отношении к количеству кассовых кабин либо контрольно-кассовых узлов указанных объектов в течение первого календарного года не менее 50 %, в течение второго календарного года – 100 %. В приложении 1 указаны торговые объекты (магазины (павильоны с торговым залом), магазины-склады) (п. 2 постановления № 18/1).
Исключение составляют организации, указанные в частях второй и пятой подп. 2.1 п. 2 постановления № 18/1).
Кроме того, в постановлении № 18/1 приведена следующая норма: юридические лица, осуществляющие торговлю и (или) оказывающие платные услуги населению, при создании объектов согласно приложению 1, расположенных в районных и областных центрах, городах областного подчинения и г. Минске, обязаны установить в этих объектах платежные терминалы для регистрации операций, производимых с использованием банковских пластиковых карточек. При этом количество устанавливаемых терминалов по отношениюк количеству кассовых кабин либо контрольнокассовых узлов указанных объектов должно составлять 100 %. Такая обязанность у плательщиков возникла с 31 марта 2010 г. То есть открываемый после 31 марта 2010 г. торговый объект вышеуказанного формата подлежит оснащению платежным терминалом с момента открытия.
Следовательно, если павильон, в котором осуществляют реализацию бытовой техники, соответствует требованиям, определяемым законодательством (в павильоне есть торговый зал, выручка от реализации товаров составила за 2010 г. более 15 000 БВ либо павильон с торговым залом был открыт после 31 марта 2010 г.), то данный торговый объект подлежит оснащению платежным терминалом.
Ирина Петрович, аудитор
7 (310). Организация продает товары по каталогу "Орифлейм".
Каков порядок приема наличных денежных средств при реализации товаров?
Юридические лица должны принимать наличные денежные средства при продаже товаров, выполнении работ и оказании услуг с применением кассовых суммирующих аппаратов (далее – КСА) (подп. 2.1 п. 2 постановления № 18/1). При использовании КСА продавец обязан выдавать каждому покупателю чек КСА.
В то же время из вышеуказанного правила есть исключения. Так, юридические лица вправе принимать наличные денежные средства при реализации товаров (работ, услуг) без использования КСА, в частности, при осуществлении:
– розничной торговли на торговых местах на рынках и ярмарках (подп. 2.2.2 п. 2 постановления № 18/1);
– разносной и развозной торговли товарами (подп. 2.2.3 п. 2 постановления № 18/1);
– электронной торговли, торговли с доставкой товаров на дом или в иное оговоренное место, выполнения работ и оказания услуг вне постоянного места осуществления деятельности (подп. 2.2.13 п. 2 постановления № 18/1).
Организация, осуществляющая прием наличных денежных средств без применения КСА в одном из 3 вышеуказанных случаев (при условии, что в первых 2 случаях стоимость единицы продаваемого непродовольственного товара составляет либо превышает 3 базовые величины), должна каждый факт приема наличных денежных средств оформлять в соответствии с законодательством первичным учетным документом, информация об изготовлении и реализации бланка которого заносится в электронный банк данных об изготовленных и реализованных бланках первичных учетных документов и контрольных знаках (далее – ЭБД).В настоящее время к таким документам относят квитанцию формы КВ-1; приходный кассовый ордер формы КО-1; талон формы 20-фс.
При осуществлении розничной торговли на торговых местах на рынках (ярмарках) или разносной (развозной) торговли товарами (за исключением реализации непродовольственных товаров, стоимость единицы которых составляет либо превышает 3 базовые величины) прием наличных денежных средств по окончании рабочего дня (смены) должен быть отражен в приходных кассовых ордерах общей суммой выручки за рабочий день (смену) без оформления приходного кассового ордера по каждому факту приема наличных денежных средств. Таким образом, в этих случаях выдачи квитанций формы КВ-1; приходных кассовых ордеров формы КО-1; талонов формы 20-фс по каждому факту приема наличных денежных средств не требуется. Однако данный порядок приема наличных денежных средств не освобождает продавца от выдачи по требованию покупателя (потребителя) документа, подтверждающего факт покупки товара, выполнения работы и оказания услуги.
Важно! Организации, которые подпадают под случаи неприменения КСА для приема наличных денежных средств, но при этом зарегистрировавшие аппарат в налоговом органе, обязаны осуществлять прием наличных денежных средств при реализации товаров (работ, услуг) только с применением КСА (часть шестая подп. 2.2 п. 2 постановления № 18/1).
Иван Ростик, экономист
_______________________
* Здесь и далее корреспонденция счетов составлена редакцией.
* Здесь и далее корреспонденция счетов составлена редакцией.