налогообложение
1 (295). Организация осуществляет проектирование и строительство сетей Интернет в жилых домах, как новых, так и уже сданных в эксплуатацию, в которых указанные коммуникации ранее отсутствовали. Линии связи подводят к распределительным точкам, находящимся на площадях общего пользования жилых домов, и по заказам физических лиц осуществляют подключение жилых квартир к сети Интернет (к распределительной точке). В стоимость указанной работы входит оплата материалов (кабель, коннекторы, розетки) и проводки сетей в квартиру заказчика. В дальнейшем организация будет осуществлять техническое обслуживание данных сетей.
Следует ли исчислять НДС при получении выручки от услуг по подключению клиентов к сетям Интернет и техническому обслуживаю данных сетей?
Объект исчисления НДС возникает при получении выручки по услугам по подключению клиентов к сетям Интернет, которые не являются услугами связи.
Обороты по реализации услуг связи, оказываемых физическим лицам, в т.ч. через организации, заключившие договоры на оказание этих услуг физическим лицам, услуг телефонных справочных служб, оказываемых физическим лицам, включая ответы по автоответчику, в т.ч. предоставление информацииоб адресах, телефонах, товарах, услугах, а также услуг, оказываемых физическим лицам по доставке пенсий и других социальных выплат, газет и журналов по подписке, освобождают от НДС (подп. 1.21 п. 1 ст. 94 Налогового кодекса РБ, далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – НК).
К услугам связи, оказываемым физическим лицам, относят также услуги по техническому обслуживанию и эксплуатации систем коллективного приема телевидения и кабельных систем; распространению в сетях и системах коллективного приема телевидения пакетов телепрограмм, интерактивного сервиса; подключению клиентов к сетям и системам коллективного приема телевидения. Монтаж сетей и систем связи и телевидения, оказываемый физическим лицам, не входит в состав услуг связи.
Передачу данных, включая сети, с использованием которых обеспечивается доступ к сети Интернет, следует относить к сетям электросвязи (разъяснение Минсвязи РБ от 12.01.2011 № 04-20/19).
С учетом вышеизложенного техническое обслуживание сетей Интернет следует относить к услугам связи, и данная услуга подлежит освобождению от НДС.
Оказание услуг по подключению клиентов к сетям Интернет не освобождено от НДС, так как монтаж сетей и систем связи и телевидения, оказываемый физическим лицам, не следует относить к услугам связи.
Ирина Петрович, аудитор
2 (296). Выставочные стойки стоимостью до 2 базовых величин числятся в учете организации в составе средств в обороте. Они были переданы торговой организации для размещения на них товаров собственника, которые реализует данная торговая организация. Стойки были утеряны торговой организацией, в связи с чем она возмещает собственнику их стоимость.
Необходимо ли производить исчисление НДС в такой ситуации?
Необходимо, если остаточная стоимость предметов в обороте на момент выбытия не равна 0.
Прежде всего отметим, что, поскольку стойки на момент утери фактически принадлежали собственнику, вопрос об исчислении НДС может возникать только у их собственника.
Объектами обложения НДС признают обороты по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь, включая обороты по прочему выбытию товаров, основных средств и нематериальных активов, неустановленного оборудования и объектов незавершенного капитального строительства. Для целей гл. 12 НК, в которой изложен порядок исчисления и вычета НДС, прочим выбытием товаров, основных средств и нематериальных активов, неустановленного оборудования и объектов незавершенного капитального строительства признают любое их выбытие, за исключением продажи, обмена и безвозмездной передачи (подп. 1.1.7 п. 1 ст. 93 НК).
Таким образом, у собственника выставочных стоек возникает объект обложения НДС при их выбытии.
При прочем выбытии, безвозмездной передаче объектов основных средств и нематериальных активов, отдельных предметов в составе оборотных средств и имущества, учитываемого в составе внеоборотных активов, налоговую базу определяют исходя из их остаточной стоимости (п. 3 ст. 97 НК).
Таким образом, если на момент утери стоек их стоимость уже списана на затраты, т.е. налоговая база равна 0, то, по мнению налоговых органов, сумму полученного возмещения не следует облагать НДС.
Д-т 20, 25 и др. – К-т 10-9
– списана на затраты стоимость стоек в размере 100 % при передаче их в эксплуатацию;
Д-т 51 – К-т 92
– получено возмещение за утерянные стойки*.
____________________
* Здесь и далее корреспонденция счетов составлена редакцией.
Если же остаточная стоимость на момент выбытия стоек не равна 0, то эту сумму следует обложить НДС.
Д-т 20, 25 и др. – К-т 10-9
– списана на затраты стоимость стоек в размере 50 % при передаче их в эксплуатацию;
Д-т 94 – К-т 10-9
– на остаточную стоимость недостающих стоек;
Д-т 94 – К-т 68
– исчислен НДС от остаточной стоимости стоек;
Д-т 76 – К-т 94
– отражена сумма недостачи с учетом НДС.
При поступлении возмещения за утерянные стойки разницу между суммой возмещения и остаточной стоимостью с учетом НДС облагают НДС, поскольку налоговую базу по НДС следует увеличивать на суммы, фактически полученные за реализованные товары (работы, услуги), имущественные права сверх цены их реализации либо иначе связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг), имущественных прав (п. 18 ст. 98 НК).
Д-т 51 – К-т 76
– получено возмещение за утерянные стойки;
Д-т 76 – К-т 92
– отнесена в состав внереализационных доходов разница между суммой полученного возмещения и стоимостью недостачи с учетом НДС;
Д-т 92 – К-т 68
– исчислен НДС от разницы между суммой полученного возмещения и остаточной стоимостью недостающих стоек с учетом исчисленного НДС.
Ольга Смольник, экономист
3 (297). Организация в выходной день планирует провести спортивно-массовое мероприятие для сотрудников организации и членов их семей.
Для участников мероприятия приобретена спортивная форма, стоимость которой они не возмещают.
Победителям проводимых в рамках мероприятия конкурсов будут вручены призы (спортивный инвентарь и пр.).
Являются ли указанные расходы объектом для исчисления подоходного налога?
При определении налоговой базы подоходного налога с физических лиц необходимо учитывать все доходы плательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах (п. 1 ст. 156 НК).
При этом следует учитывать доходы, непризнаваемые объектом обложения подоходным налогом с физических лиц. Их перечень определен п. 2 ст. 153 НК.
К таким доходам, в частности, относят доходы, полученные плательщиками в размере:
– оплаты организациями, в т.ч. профсоюзными организациями (индивидуальными предпринимателями) средств на проведение спортивно-массовых мероприятий (подп. 2.3 п. 2 ст. 153 НК).
Пример
Организация арендовала на 1 день плавательный бассейн для проведения соревнования по плаванию. Участниками соревнования являются как сотрудники этой организации, так и члены их семей. Стоимость аренды составила 1 500 000 руб.
Учитывая то, что расходы организации понесены в рамках спортивно-массовых мероприятий, их не признают доходом плательщиков – участников этого мероприятия;
– стоимости приобретенной организациями (индивидуальными предпринимателями) для работников питьевой бутилированной воды, стоимости подаренных живых цветов, а также приобретенных средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, выдаваемых в порядке, определяемом законодательством, спортивной формы, униформы, выдаваемых во временное пользование, специального снаряжения, в т.ч. выдаваемого в соответствии с нормативными правовыми актами Нацбанка работникам инкассации (подп. 2.5 п. 2 ст. 153 НК).
Указанные доходы могут быть освобождены от подоходного налога с физических лиц также по основаниям, предусмотренным подп. 1.3 п. 1 ст. 163 НК. Так, не подлежат налогообложению все виды предусмотренных законодательными актами, постановлениями Совета Министров компенсаций (за исключением компенсации за неиспользованный трудовой отпуск, компенсации за износ транспортных средств, оборудования, инструментов и приспособлений, принадлежащих работнику), в т.ч. связанных с оплатой стоимости питания, спортивного снаряжения, оборудования, спортивной и парадной формы, получаемых спортсменами и работниками физкультурно-спортивных организаций для учебно-тренировочного процесса и участия в спортивных соревнованиях.
Таким образом, спортивную форму, выданную участникам спортивно-массового мероприятия в собственность, стоимость которой они не возмещают, следует рассматривать в качестве объекта обложения подоходным налогом.
От подоходного налога с физических лиц освобождают доходы в виде призов, полученные только спортсменами за участие в международных и республиканских соревнованиях, а также победителями республиканских соревнований, – в размерах, определяемых Президентом и (или) Советом Министров (подп. 1.20 п. 1 ст. 163 НК).
Значит, стоимость призов, вручаемых победителям конкурсов, является доходом последних и подлежит обложению подоходным налогом.
Вместе с тем при решении вопроса о налогообложении доходов, полученных в виде как спортивной формы, так и призов, следует учитывать льготу, установленную подп. 1.19 п. 1 ст. 163 НК: от обложения подоходным налогом освобождены доходы, не являющиеся вознаграждениями за выполнение трудовых или иных обязанностей, в т.ч. в виде материальной помощи, подарков и призов, оплаты стоимости путевок, страховых услуг, получаемые:
– от организаций (индивидуальных предпринимателей), являющихся местом основной работы (службы, учебы), в т.ч. пенсионерами, ранее работавшими в этих организациях (у индивидуальных предпринимателей), с которыми трудовой договор был прекращен в связи с выходом на пенсию, – в пределах 150 базовых величин от каждого источника в течение налогового периода;
– иных организаций и индивидуальных предпринимателей, за исключением профсоюзных, – в пределах 10 базовых величин от каждого источника в течение налогового периода.
Анна Павлова, экономист
4 (298). Организация оказывает услуги по размещению рекламы на рекламных щитах на территории г. Минска. В январе 2011 г. заключен договор с Мингорисполкомом на размещение наружной рекламы на объектах коммунальной собственности. Им предусмотрено, что организация обязуется обеспечить размещение социальной рекламы (социально-культурных мероприятий и праздников организаций, финансируемых из бюджета) в объеме, установленном законодательством и (или) доводимом местным исполнительным и распорядительным органом.
Изготовление рекламных щитов для размещения социальной рекламы организация осуществляет за счет собственных средств.
Возможно ли учитывать при налогообложении прибыли в составе затрат либо внереализационных расходов расходы по изготовлению социальной рекламы и нужно ли применять в изложенной ситуации п. 5 ст. 127 НК?
Да, возможно при соблюдении определенных условий.
Деятельность организации или гражданина по выполнению работ по проектированию, производству рекламы и (или) оказанию услуг по ее размещению (распространению) признается рекламной деятельностью. Объектом рекламирования могут быть продукция, товар, работа или услуга, организация или гражданин, права, охраняемые законом интересы или обязанности организаций или граждан, средства индивидуализации организаций или граждан, товаров, результаты интеллектуальной деятельности, конкурсы, лотереи, игры, другие игровые, рекламные и иные мероприятия, пари, явления (мероприятия) социального характер (ст. 2 Закона РБ от 10.05.2007 № 225-3 "О рекламе" (далее – Закон о рекламе)). Информация будет считаться социальной рекламой при наличии в совокупности следующих обязательных признаков:
1) объектами рекламирования являются права, интересы, обязанности, меры, явления (мероприятия) социального характера, направленные на защиту или удовлетворение общественных и государственных интересов;
2) она носит некоммерческий характер;
3) рекламодателем является государственный орган.
Обязанность рекламораспространителей в размещении (распространении) социальной рекламы, предоставленной ее рекламодателями, предусмотрена п. 2 ст. 24 Закона о рекламе.
В состав валовой прибыли для целей исчисления налога на прибыль следует включать выручку от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав при их безвозмездной передаче, определяемую в размере не менее суммы затрат на их производство либо приобретение (выполнение, оказание) и затрат на безвозмездную передачу (часть первая п. 5 ст. 127 НК). Не следует признавать реализацией безвозмездную передачу имущества (работ, услуг) Республике Беларусь или ее административно-территориальным единицам, в т.ч. в лице уполномоченных государственных органов, юридических и физических лиц (подп. 2.6 п. 2 ст. 31 НК).
Следовательно, при предоставлении организацией-рекламораспространителем первичных бухгалтерских документов, подтверждающих, что рекламодателем социальной рекламы является государственный орган (Мингорисполком) и услуга оказана ему безвозмездно, действие части первой п. 5 ст. 127 НК на указанную ситуацию не будет распространяться.
Если организация-распространитель подтверждает первичными бухгалтерскими документами суммы расходов по распространению социальной рекламы и в распространяемой рекламе соблюдаются все признаки социальной рекламы, то эти затраты организация-распространитель может включить в состав затрат, учитываемых при налогообложении, как расходы по виду ее деятельности.
Ирина Петрович, аудитор
учет основных средств
5 (299). Организация (застройщик) по вновь созданному объекту недвижимости (производственное назначение) при проведении процедуры регистрации прав собственности понесла расходы.
Пунктом 11 Инструкции по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденной постановлением Минфина РБ от 12.12.2001 № 118 (далее – Инструкция № 118), предусмотрено включение в первоначальную стоимость основных средств иных затрат, непосредственно связанных с приобретением, сооружением и изготовлением объекта и доведением его до состояния, в котором он пригоден к использованию. В то же время Инструкцией № 118 установлено (п. 11), что платежи за регистрацию прав на недвижимость, произведенные после принятия объекта к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, не признают затратами, включаемыми в первоначальную стоимость.
Как следует отразить в учете расходы по регистрации прав вновь созданного объекта недвижимости, осуществленные после ввода его в эксплуатацию?
Их следует включать в состав прочих затрат, учитываемых при налогообложении прибыли.
Основанием для государственной регистрации создания недвижимого имущества являются в т.ч. строительство и ввод в эксплуатацию капитального строения (здания, сооружения) (ст. 44 Закона РБ от 22.07.2002 № 133-З "О государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним" (с изменениями и дополнениями от 04.01.2010 № 109-З, далее – Закон № 133-З)).
Справочно: основаниями для государственной регистрации создания недвижимого имущества признают:
– выделение вновь образованного земельного участка;
– строительство и ввод в эксплуатацию капитального строения (здания, сооружения), изолированного помещения;
– строительство и консервацию незавершенного капитального строения;
– разрешение в соответствии с законодательными актами РБ государственной регистрации создания капитального строения (здания, сооружения), изолированного помещения, строительство которых было осуществлено самовольно;
– раздел недвижимого имущества;
– слияние недвижимого имущества;
– вычленение изолированного помещения из капитального строения (здания, сооружения);
– иные основания, предусмотренные законодательством РБ (ст. 44 Закона № 133-З).
Документами, являющимися основанием для государственной регистрации создания недвижимого имущества, являются:
– документы, подтверждающие создание недвижимого имущества;
– документы, подтверждающие соблюдение противопожарных, санитарных, экологических, строительных и иных требований к недвижимому имуществу, установленных законодательством РБ (акт приемки недвижимого имущества, заключение, иной документ) (п. 47 Закона № 133-З).
Документом, подтверждающим создание недвижимого имущества, является акт о приеме-передаче основных средств. Акт о приеме-передаче основных средств заполняют организации, передающие числящиеся в бухгалтерском учете объекты основных средств, и (или) организации, принимающие к бухгалтерскому учету объекты основных средств (п. 2 Инструкции о порядке заполнения акта о приеме-передаче основных средств и акта о приеме-передаче нематериальных активов, утвержденной постановлением Минфина РБ от 22.04.2011 № 23).
Таким образом, государственная регистрация вновь созданного объекта недвижимости не может быть проведена до ввода указанного объекта в эксплуатацию.
Как указано в вопросе, платежи за регистрацию прав на недвижимость, произведенные в качестве обязательных платежей до принятия объекта к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, признают затратами, включаемыми в первоначальную стоимость.
Платежи за регистрацию прав на недвижимое имущество и землю, произведенные после принятия объекта к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, не признают затратами, включаемыми в первоначальную стоимость объекта (п. 11 Инструкции № 118).
В ст. 131 НК платежи за регистрацию прав на недвижимое имущество не поименованы в качестве затрат, неучитываемых при налогообложении. В то же время ст. 130 НК предусмотрено, что затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемые при налогообложении, представляют собой стоимостную оценку использованных в процессе производства и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных средств, нематериальных активов, трудовых ресурсов и иных расходов на их производство и реализацию, отражаемых в бухгалтерском учете.
Если платежи за регистрацию прав на недвижимое имущество и землю произведены после принятия объекта к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, то произведенные расходы следует учитывать в составе прочих затрат, учитываемых при налогообложении прибыли, поскольку для осуществления предпринимательской деятельности данный вид платежей является обязательным (платежи за регистрацию прав на недвижимое имущество и землю, сделок с указанными объектами, платежи за представление информации о зарегистрированных правах, оплата услуг уполномоченных органов и специализированных организаций по оценке имущества, изготовлению документов кадастрового и технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости).
Таким образом, оплату стоимости услуг за регистрацию прав на недвижимое имущество, произведенную после ввода основного средства в эксплуатацию, включают в состав прочих затрат, учитываемых при налогообложении прибыли.
Наталья Канус, консультант главного управления регулирования бухгалтерского учета, отчетности и аудита Минфина РБ
Татьяна Сукристик, аудитор
отчисления в фсзн
6 (300). Организация заключила гражданско-правовой договор с физическим лицом на выполнение работ с 1 марта по 31 мая 2011 г. Подписание акта приема-сдачи работ и начисление вознаграждения произведены 31 мая 2011 г. Вознаграждение выплачено в день выплаты зарплаты за май – 14 июня 2011 г.
В каком месяце – мае или июне – появляется объект для начисления страховых взносов в Фонд социальной защиты населения (далее – Фонд) по данному работнику? За какой месяц должна быть применена 4-кратная величина средней заработной платы работников в республике для исчисления указанных взносов?
Страховые взносы следует начислить в мае. 4-кратную величину средней заработной платы работников в республике учитывают за апрель.
Объектом для исчисления обязательных страховых взносов (далее – страховые взносы) в Фонд для работодателей и работающих граждан признают выплаты всех видов в денежном и (или) натуральном выражении, начисленные в пользу работающих по всем основаниям независимо от источников финансирования, включая вознаграждения по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются оказание услуг, выполнение работ и создание объектов интеллектуальной собственности (далее – ГПД). Не включают в объект для исчисления страховых взносов выплаты, указанные в Перечне, утвержденном постановлением Совета Министров РБ от 25.01.1999 № 115 (Закон РБ от 29.02.1996 № 138-ХIII "Об обязательных страховых взносах в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь" (далее – Закон)).
Не подлежит обложению страховыми взносами сумма выплат, начисленная в пользу работающих (включая и вознаграждение по ГПД) и превышающая 4-кратную величину средней заработной платы работников в республике за месяц, предшествующий месяцу, за который произведена уплата страховых взносов (далее – 4-кратная величина) (Закон).
Плательщики, предоставляющие работу по трудовым договорам, уплачивают страховые взносы в Фонд не позднее установленного дня выплаты заработной платы за истекший месяц. Плательщики, которые предоставляют работу по ГПД, уплачивают страховые взносы в дни выплат вознаграждений по этим договорам, но не позднее установленного дня выплаты заработной платы за истекший месяц (п. 4 Положения об уплате обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты, утвержденного Указом Президента РБ от 16.01.2009 № 40 "О Фонде социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты").
В данном случае имеется в виду месяц, за который подлежат уплате страховые взносы и в котором имело место начисление вознаграждения по ГПД. Следовательно, страховые взносы с упомянутого в вопросе вознаграждения подлежат уплате не позднее дня выплаты зарплаты за май 2011 г.
Таким образом, страховые взносы с выплат за май должны быть уплачены не позднее 14 июня 2011 г. (день выплаты зарплаты за май). При этом их исчисляют с суммы выплат работнику за май, включая и сумму вознаграждения по ГПД. К этой сумме выплат следует применять ограничение в размере 4-кратной величины средней заработной платы работников в республике за апрель 2011 г.
Александр Солодовченко, начальник отдела организации сбора платежей ФСЗН Минтруда и соцзащиты РБ
таможенное законодательство
7 (301). Организация-импортер обратилась в таможенный орган с таможенной декларацией на помещение товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления. Однако у таможенного органа возникли вопросы в отношении товаров и была назначена таможенная экспертиза.
В каких случаях назначают таможенную экспертизу и может ли организация отказаться от ее проведения?
Не может.
Таможенная экспертиза – часть таможенного контроля. Ее назначают в случаях, когда при совершении таможенных операций возникают вопросы, для разъяснения которых необходимы специальные познания. Таможенный орган должен не позднее дня, следующего за днем принятия решения о назначении таможенной экспертизы, письменно уведомить декларанта или иное лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров, о назначении таможенной экспертизы.
Справочно: таможенная экспертиза – организация и проведение исследований, осуществляемых таможенными экспертами и (или) иными экспертами с использованием специальных и (или) научных познаний для решения задач в области таможенного регулирования (ст. 137 Таможенного кодекса таможенного союза (далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – ТК ТС)).
Таможенная экспертиза может быть произведена в отношении товаров, в т.ч. транспортных средств, таможенных, транспортных (перевозочных), коммерческих и иных документов, необходимых для совершения таможенных операций, и средств их идентификации. Расходы на ее проведение возмещают за счет бюджета государства –члена Таможенного союза, таможенным органом которого назначена таможенная экспертиза (ст. 138 ТК ТС).
Таможенный орган не возмещает расходы, возникшие у декларанта, иного лица, обладающего полномочиями в отношении товаров, или их представителей в результате отбора проб и образцов товаров (ст. 144 ТК ТС).
В гл. 20 "Таможенная экспертиза при проведении таможенного контроля" ТК ТС отсутствует норма, позволяющая организации отказаться от проведения таможенной экспертизы.
В то же время декларант, иное лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров, и их представители при назначении и проведении таможенной экспертизы вправе:
1) заявлять ходатайства о постановке дополнительных вопросов таможенному эксперту (эксперту) для получения по ним заключения таможенного эксперта (эксперта);
2) знакомиться с заключением таможенного эксперта (эксперта) и получать копию такого заключения в таможенном органе, назначившем таможенную экспертизу;
3) присутствовать при отборе проб или образцов таможенными органами для проведения таможенной экспертизы;
4) ходатайствовать о проведении дополнительной или повторной таможенной экспертизы (ст. 141 ТК ТС).
Справочно: пробы и образцы товаров могут отбираться таможенными органами при отсутствии указанных лиц в следующих случаях:
1) при неявке указанных лиц (либо такие лица неизвестны);
2) существовании угрозы национальной (государственной) безопасности, жизни и здоровью человека, животных, возникновения эпизоотической ситуации, окружающей среде, сохранению объектов национального культурного достояния государств – членов Таможенного союза и при иных обстоятельствах, не терпящих отлагательства, в т.ч. при наличии признаков, указывающих на то, что товары являются легковоспламеняющимися веществами, взрывоопасными предметами, взрывчатыми, отравляющими, опасными химическими и биологическими веществами, наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими, ядовитыми, токсичными, радиоактивными веществами, ядерными материалами и другими подобными товарами, если они распространяют неприятный запах;
3) пересылке товаров в международных почтовых отправлениях;
4) оставлении на таможенной территории Таможенного союза товаров в нарушение таможенной процедуры, предусматривающей их вывоз.
8 (302). Каковы порядок и сроки проведения таможенной экспертизы?
Не более 20 рабочих дней.
Срок проведения таможенной экспертизы не может превышать 20 рабочих дней со дня принятия таможенным экспертом (экспертом) материалов к производству (если менее продолжительный срок не установлен законодательством РБ).
Справочно: срок проведения таможенной экспертизы можно продлить в порядке, установленном законодательством государств – членов Таможенного союза (п. 3 ст. 139 ТК ТС). Возможность продления данного срока таможенным законодательством Таможенного союза не предусмотрена.
Срок проведения таможенной экспертизы может быть приостановлен:
1) при наличии ходатайства таможенного эксперта (эксперта) перед таможенным органом, назначившим таможенную экспертизу, о предоставлении ему дополнительных материалов, а также проб и образцов;
2) в иных случаях, установленных законодательством государств – членов Таможенного союза (на сегодняшний день таможенным законодательством РБ такие случаи не установлены).
Порядок проведения таможенной экспертизы при проведении таможенного контроля утвержден решением Комиссии таможенного союза от 20.05.2010 № 258 (далее – Порядок № 258).
Так, решение о назначении таможенной экспертизы и прилагаемые к нему материалы, документы, пробы и образцы должны быть приняты таможенным органом или иной уполномоченной организацией, проводящей таможенную экспертизу, в день их поступления (п. 6 Порядка № 258).
Таможенную экспертизу можно проводить как в помещении таможенного органа или иной уполномоченной организации, проводящей таможенную экспертизу, так и вне его, если это необходимо по характеру исследования или в силу невозможности доставить материалы, документы, пробы и образцы на таможенную экспертизу.
После принятия таможенным органом либо иной уполномоченной организацией материалов, документов, проб и образцов, поступивших на таможенную экспертизу, их должен рассмотреть руководитель данного органа и определить:
1) конкретного исполнителя (исполнителей) таможенной экспертизы, а также ведущего таможенного эксперта (эксперта) при проведении комиссионной или комплексной таможенной экспертизы;
2) срок производства таможенной экспертизы;
3) порядок привлечения к проведению таможенной экспертизы специалистов иных экспертных, научных и других учреждений.
Права и обязанности таможенного эксперта (эксперта) закреплены в ст. 140 ТК ТС.
По результатам проведенной таможенной экспертизы таможенный эксперт (эксперт), ее проводивший, должен выдать письменное заключение.
9 (303). Кто и каким образом должен осуществлять отбор проб и образцов при проведении таможенной экспертизы?
Таможенный орган с учетом норм ТК ТС и постановления Совета Министров № 859.
ТК ТС определены общие правила проведения таможенной экспертизы. Так, пробы и образцы для проведения экспертизы должны отбирать только должностные лица таможенных органов (причем в минимальных количествах, обеспечивающих возможность их исследования) (ст. 144 ТК ТС).
Отбор проб и образцов товаров должен быть зафиксирован актом в 2 экземплярах. Его форма установлена решением Комиссии таможенного союза от 20.05.2010 № 260. В акте должны быть указаны сведения:
1) о лицах, присутствовавших при отборе проб и образцов;
2) количестве товаров, отобранных в качестве проб и образцов;
3) условиях отбора проб и образцов.
Второй экземпляр акта обязательно вручают (направляют) декларанту, иному лицу, обладающему полномочиями в отношении товаров, или их представителям, если они установлены.
Кодекс также содержит норму, в соответствии с которой таможенные органы для проведения таможенной экспертизы должны производить отбор проб и образцов товаров в порядке, определенном национальным законодательством (ст. 144 ТК ТС).
В Республике Беларусь такой порядок установлен постановлением Совета Министров РБ от 30.06.2007 № 859 "О порядке взятия таможенными органами проб или образцов товаров, а также порядке их таможенного исследования" (далее – постановление № 859).
Так, пробы или образцы товаров должны браться в минимальных количествах, достаточных для проведения исследований и обеспечивающих возможность их разделения на 2 равные части:
– аналитическую (для фактического исследования);
– контрольную (для исследования в случае оспаривания заинтересованным лицом результатов первичного исследования).
Каждая из 2 частей должна быть:
– снабжена этикеткой по форме согласно приложению 1 к постановлению № 859;
– упакована и пломбирована способом, исключающим доступ к такой пробе или образцу без нарушения упаковки и (или) пломбы (исключение составляют случаи, когда проба или образец могут быть идентифицированы иным приемлемым способом).
Копии коммерческих документов, акт взятия проб и образцов товаров, поручение на проведение таможенного исследования по форме согласно приложению 2 к постановлению № 859 должны быть помещены в отдельный пакет и опечатаны.
Аналитическая часть пробы или образца товаров вместе с копиями коммерческих документов, актом взятия проб и образцов, поручением на проведение таможенного исследования должны быть направлены в таможенную лабораторию для проведения исследования.
Важно! Декларант, иное лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров, или их представители обязаны оказывать содействие должностным лицам таможенных органов при отборе проб и образцов товаров, в т.ч. осуществлять за свой счет необходимые грузовые и иные операции.
Марина Романова, специалист таможенного дела, юрист