НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
1 (196). На балансе организации учитываются сооружения, предназначенные для хранения имущества.
Все ли здания и сооружения следует признавать строительной системой для исчисления налога на недвижимость?
Согласно перечню основных средств, относимых к зданиям и сооружениям.
Зданием, сооружением признают строительную систему, предназначенную для проживания и (или) пребывания людей, хранения имущества, производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), выполнения различного вида производственных процессов, перемещения людей и (или) грузов, относимую в установленном порядке к зданиям, сооружениям (ст. 185 Налогового кодекса РБ (далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – НК)). Для отнесения тех или иных объектов основных средств в 2012 г. к объектам налогообложения целесообразно руководствоваться нормами постановления Минэкономики РБ от 30.09.2011 № 161 "Об установлении нормативных сроков службы основных средств и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства экономики Республики Беларусь". В данном постановлении приведен перечень основных средств, относимых к зданиям (шифр 1), сооружениям (шифр 2) и передаточным устройствам (шифр 3). Все основные средства, перечисленные в названных группах, соответствуют определению зданий и сооружений, приведенному в НК.
Ответ подготовлен на основании разъяснения МНС.
2 (197). Торговая организация применяет общеустановленный порядок налогообложения с отражением в учете выручки от реализации продукции "по отгрузке". В рамках договорных отношений предусмотрено получение бонусов от поставщика за выполнение плана закупок.
В каком периоде необходимо учитывать полученные бонусы для целей исчисления налога на прибыль?
В налоговом периоде получения бонусов.
В целях налогообложения в состав внереализационных доходов включают доходы покупателя (заказчика) в сумме скидок (премий, бонусов), предоставленных продавцом (исполнителем, подрядчиком) к цене (стоимости), указанной в договоре, полученных после выполнения покупателем (заказчиком) условий (в т.ч. объема покупок или заказов), определенных в договоре в качестве обязательных для получения таких скидок (премий, бонусов) (подп. 3.19-3 п. 3 ст. 128 НК).
С учетом вышеизложенного при выполнении покупателем плана закупок, определенного договором, предоставленные поставщиком бонусы за выполнение указанного плана следует относить у покупателя на внереализационные доходы, учитываемые при налогообложении, в том налоговом периоде, в котором они получены.
3 (198). Строительная организация в марте 2012 г. заключила договор с заказчиком на выполнение лакокрасочных работ на объекте.
Следует ли строительной организации уплачивать экологический налог?
Да, при условии превышения минимального значения выбросов.
С 1 января 2012 г. в объект обложения экологическим налогом включают выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от нестационарных источников выбросов и стационарных источников выбросов, которым не устанавливаются нормативы допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Перечень объектов воздействия на атмосферный воздух, источников выбросов, для которых не устанавливаются нормативы допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, утвержден постановлением Минприроды РБ от 29.05.2009 № 31. К таким объектам следует относить оборудование, работающее на объектах строительства и ремонта, в т.ч. для нанесения покрытий с использованием материалов, имеющих в составе летучие органические соединения, внутри и снаружи зданий, сооружений, коммуникаций, оборудования, транспортных средств, автомобильных дорог.
Учитывая вышеизложенное, проведение лакокрасочных работ на объектах строительства влечет за собой обязанность по уплате экологического налога.
Внимание! Организации уплачивают экологический налог только в том случае, если фактические выбросы по каждому загрязняющему веществу превышают минимальные значения, установленные п. 2 ст. 205 НК, в зависимости от класса опасности.
Не признаются объектами обложения экологическим налогом выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников выбросов при объемах выбросов каждого из загрязняющих веществ, указанных в приложении 6 к НК:
– 1-го класса опасности – менее 0,001 т в год;
– 2-го класса опасности – менее 0,1 т в год;
– 3-го класса опасности и веществ, для которых не определены классы опасности, – менее 0,2 т в год;
– 4-го класса опасности – менее 0,5 т в год.
Фактические выбросы загрязняющих веществ рассчитываются в соответствии с техническими нормативными правовыми актами, допущенными к применению в области охраны окружающей среды. В приведенной ситуации для расчета выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух при использовании лакокрасочных материалов следует использовать Руководящий документ Республики Беларусь "Расчет выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух при использовании лакокрасочных материалов",утвержденный постановлением Минприроды РБ от 28.05.2002 № 11.
4 (199). На балансе организации находится здание, признаваемое историко-культурной ценностью Республики Беларусь.
В 2010–2011 гг. от земельного налога и налога на недвижимость освобождались земельные участки, здания и сооружения, занятые материальными историко-культурными ценностями, включенными в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь, по перечню таких ценностей, утвержденному Президентом, при условии выполнения их собственниками обязательств, обусловленных законодательством об охране историко-культурного наследия (подп. 1.2 п. 1 ст. 194, подп. 1.6 п. 1 ст. 186 НК).
Возможно ли применить данную льготу при уплате земельного налога и налога на недвижимость в 2012 г.?
Да. Возможно.
В 2012 г. такая льгота сохранена, однако перечень материальных историко-культурных ценностей должен утверждать уже не Президент, а Совет Министров. Действительно, с 2012 г. перечни зданий и сооружений, относимых к материальным историко-культурным ценностям, в целях применения льготы по налогу на недвижимость и земельному налогу утверждает Совет Министров. Указанный перечень отсутствовал на дату представления налоговой декларации (расчета) по земельному налогу и налогу на недвижимость (по сроку не позднее 20 марта 2012 г.) и отсутствует до настоящего времени.
Указы Президента РБ от 30.07.2007 № 367 "Об утверждении Перечня материальных историко-культурных ценностей, включенных в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь, земли, занятые которыми, освобождаются от земельного налога и арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности" и от 01.11.2005 № 512 "Об утверждении Перечня материальных историко-культурных ценностей, включенных в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь, которые освобождаются от обложения налогом на недвижимость" на сегодняшний день не отменены, и поэтому льготы, установленные ими, могут применяться.
Ответ подготовлен на основании разъяснений МНС.
Ирина Петрович, аудитор
5 (200). Белорусская организация (арендатор) взяла в финансовый лизинг у одной коммерческой организации Швеции (далее – первый арендодатель) грузовые автомобили сроком на 5 лет, а у второй шведской фирмы (далее – второй арендодатель) промышленный станок сроком на 3 года.
По какой ставке следует облагать доходы, получаемые шведскими арендодателями от использования этого имущества: по законодательству РБ или с учетом международного соглашения?
С учетом соглашения.
Плательщиками налога на доходы признают иностранные организации, которые не осуществляют деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство, но извлекают доходы из ее источников (ст. 145 НК).
Доход, полученный иностранной организацией от источников в Беларуси в качестве роялти, является объектом обложения налогом на доходы (подп. 1.3 п. 1 ст. 146 НК).
К доходам в виде роялти относят в т.ч. вознаграждение за использование имущества на территории Республики Беларусь либо предоставление права пользования таким имуществом (исключение – платежи по аренде международных (континентальных и межконтинентальных) каналов и сетей электросвязи). Ставка налогообложения этого дохода – 15 % (ст. 149 НК).
При определении налоговой базы по данному виду дохода возможен вычет затрат. Налоговая база по такому виду дохода – это общая сумма доходов за вычетом документально подтвержденных затрат в сумме возмещения стоимости такого имущества, приходящейся на начисленную сумму дохода, затрат по его страхованию, выплате банку, правительству иностранного государства или Постоянному Комитету Союзного государства процентов за кредит, полученный на приобретение имущества (подп. 1.1.1 п. 1 ст. 147 НК).
При этом детализируется, что если условия договора об использовании имущества, а также таможенные декларации с инвойсами, товарно-транспортные накладные или другие документы не позволяют выделить в составе причитающегося иностранной организации дохода сумму возмещения стоимости объекта используемого имущества, то налоговую базу налога на доходы следует определять исходя из начисленной суммы дохода за вычетом документально подтвержденных затрат по выплате банку, правительству иностранного государства, Постоянному Комитету Союзного государства процентов за кредит, полученный на приобретение имущества, а также по страхованию имущества. Однако такое определение налоговой базы возможно лишь в том случае, если в белорусский налоговый орган будут представлены документы, подтверждающие сумму затрат иностранной организации по возмещению стоимости объекта аренды (найма, лизинга) имущества по каждому факту начисления платежа.
Налоговый агент, удерживающий этот налог, может учесть затраты иностранной организации при исчислении налога на доходы, если к дате начисления (выплаты) доходов будет иметь в распоряжении представленные этой иностранной организацией документы, подтверждающие его затраты (п. 2 ст. 147 НК).
В ином случае налог будет исчислен со всей суммы доходов иностранной организации.
Таким образом, исходя из положений гл. 15 НК белорусская организация как налоговый агент при начислении и (или) выплате дохода нерезидентам должна:
– исчислить, удержать из средств нерезидента и перечислить в бюджет Республики Беларусь налог на доходы по ставке 15 %;
– представить в белорусский налоговый орган налоговые декларации по налогу на доходы.
Теперь перейдем к положениям международного договора – Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Королевства Швеция об избегании двойного налогообложения и предупреждении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы от 10.03.1994 (далее – Соглашение).
Роялти, возникающие в Беларуси и выплачиваемые резиденту Швеции, могут облагаться налогом в Швеции (ст. 12 "Роялти" Соглашения). Однако первоначальное право обложения налогом на доходы принадлежит Республике Беларусь. Ставка налогообложения роялти, если получатель является действительным владельцем роялти, не превышает 5 %. Эта ставка применяется, если роялти были получены в качестве вознаграждения за использование или предоставление права использования промышленного, коммерческого или научного оборудования.
Следовательно, ст. 12 Соглашения рассматривает право использования лишь промышленного, коммерческого или научного оборудования. Поэтому доходы, получаемые резидентом Швеции от сдачи в аренду иных видов оборудования или транспортных средств, не могут рассматриваться в рамках данной статьи. Налогообложение таких доходов регулируют положения ст. 7 "Прибыль от коммерческой деятельности" Соглашения. Согласно положениям этой статьи доходы от коммерческой деятельности лица с постоянным местопребыванием в Швеции облагаются налогами в Республике Беларусь только в том случае, когда такое лицо осуществляет свою деятельность в Беларуси через постоянное представительство, и только в той части, которая может быть отнесена к деятельности этого постоянного представительства.
Таким образом, в соответствии с Соглашением доходы, выплачиваемые белорусской организацией первому арендодателю в связи со сдачей им грузовых автомобилей в финансовый лизинг, не облагаются в Республике Беларусь, потому что эта сдача не образует постоянного представительства в Беларуси, а доходы, выплачиваемые второму арендодателю в связи со сдачей им в лизинг промышленного станка, подлежат обложению налогом на доходы по ставке 5 %.
Налоговый агент – белорусская организация для применения этих положений Соглашения будет обязан представлять в белорусский налоговый орган подтверждение о резидентстве в Швеции обоих получателей дохода.
6 (201). Немецкая компания поставляет белорусской организации технологическое оборудование с программным управлением, в состав которого входит и компьютерное оборудование. Одновременно осуществляется поставка проектно-технической документации, пакетов компьютерных программ, руководств по эксплуатации, а также документации, содержащей справочную информацию в электронном виде. Все документы, за исключением справочной информации в электронном виде, проходят таможенную очистку вместе с оборудованием.
Надо ли облагать налогом на доходы поставку в Беларусь оборудования и названных документов?
Нет.
Ввоз иностранной организацией в Республику Беларусь товаров (работ, услуг), имущественных прав, иное перемещение товаров или иных активов при отсутствии признаков постоянного представительства (они определены п. 1 ст. 139 НК) не приводят к образованию постоянного представительства этой иностранной организации в Республике Беларусь (п. 6 ст. 139 НК).
Из ситуации следует, что поставка оборудования в Беларусь произведена немецкой компанией из-за рубежа, а не со складов в Беларуси. То есть в данном случае отсутствуют признаки образования постоянного представительства этой компании в Республике Беларусь. Соответственно такая поставка не облагается в Беларуси налогом на прибыль (доходы).
Объект обложения налогом на доходы не возникнет и в том случае, если поставщик оборудования и пакета программ согласно условиям договора не передаст имущественные права белорусской организации на программное обеспечение. То есть доходы, выплачиваемые иностранной фирме за поставляемые пакеты этих программ, не подлежат обложению налогом на доходы в Беларуси, так как их нельзя отнести к роялти.
Справочно: к доходам в виде роялти относят, в частности, вознаграждение за использование имущественных прав или предоставление права пользования имущественными правами на объекты авторского права, включая произведения литературы, искусства, науки, компьютерные программы (подп. 1.3 п. 1 ст. 146 НК).
Оплата за проектно-техническую документацию, руководства по эксплуатации, а также документацию, содержащую справочную информацию в электронном виде, прилагаемую к покупаемому по контракту оборудованию, также не подпадает под обложение налогом на доходы. Объясняется это тем, что в данном случае проектно-техническая и иная документация не разрабатывалась иностранной организацией по индивидуальному заказу белорусской организации.
Налогом на доходы по ставке 15 % следует облагать доходы от выполнения научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ, разработки конструкторской и технологической документации на опытные образцы (опытную партию) товаров, от изготовления и испытания опытных образцов (опытной партии) товаров, предпроектных и проектных работ (подготовка технико-экономических обоснований, проектно-конструкторские разработки и иные аналогичные работы) (подп. 1.8 п. 1 ст. 146 НК).
То есть полученная иностранной организацией оплата за поставку проектно-технической и иной документации не является налогооблагаемым доходом, названным в подп. 1.8 п. 1 ст. 146 НК, поскольку указанные документы являются техническим руководством (справочниками) для правильной эксплуатации оборудования.
Татьяна Филатова, экономист
7 (202). Организация передает в финансовый лизинг недвижимое имущество, которое по окончании срока договора выкупается лизингополучателем. По своей сути финансовый лизинг состоит из 2 неотъемлемых операций: аренды и последующей через определенное время реализации объекта в размере оставшейся выкупной стоимости.
Предусмотренное договором ускоренное амортизационное возмещение и инфляция за период нахождения объекта в лизинге приводят к тому, что выкупная стоимость на дату перехода в собственность объекта недвижимости лизингополучателю может значительно отличаться от рыночной цены.
Распространяются ли положения ст. 301 НК на операции финансового лизинга, объектом которого является недвижимое имущество?
Распространяются.
Прежде всего напомним норму ст. 301 НК.
Налоговые органы в ходе проверки (за исключением камеральной) вправе проверять соответствие налоговой базы по налогу на прибыль, определенной и отраженной плательщиком в налоговой декларации (расчете) по налогу на прибыль на основании примененных им цен, налоговой базе по налогу на прибыль, определенной налоговым органом с учетом рыночных цен, в случаях реализации недвижимого имущества, когда цена сделки отклоняется в сторону понижения более чем на 20 % от рыночной цены на объекты недвижимости на дату реализации недвижимого имущества (п. 1 ст. 301 НК).
Для целей исчисления налоговой базы по налогу на прибыль в соответствии с положениями ст. 301 НК цену сделки, оговоренную сторонами при заключении договора, признают рыночной ценой, если иное не будет определено в ходе налоговой проверки.
Основанием для корректировки налоговой базы по налогу на прибыль при реализации недвижимого имущества является выявление налоговым органом в ходе проверки:
1) отклонения примененной плательщиком цены по проверяемой сделке от рыночной цены на идентичные (однородные) объекты недвижимого имущества более чем на 20 %;
2) отсутствия у плательщика оснований, определенных ст. 301 НК, для реализации недвижимого имущества по ценам с таким отклонением.
Исходя из условий договора недвижимое имущество, передаваемое организацией в финансовый лизинг, по окончании срока договора выкупает лизингополучатель.
Таким образом, конечным результатом финансового лизинга является реализация недвижимого имущества по стоимости, складывающейся из лизинговых платежей и остаточной стоимости объекта лизинга. Поэтому тот лишь факт, что операция представляет собой финансовый лизинг, не может служить основанием для неприменения положений ст. 301 НК.
Вывод о необходимости проведения проверки и корректировки налоговой базы по налогу на прибыль налоговые органы будут осуществлять на основании анализа фактического исполнения контрактных обязательств, т.е. после реализации предмета лизинга.
Владимир Васильев, экономист
КОМАНДИРОВОЧНЫЕ РАСХОДЫ
8 (203). Работник организации оплатил в посольстве комиссию за срочность получения визы для служебной командировки за границу. В качестве документа, подтверждающего оплату комиссии за срочность получения визы, работник представил в бухгалтерию организации квитанцию.
Относится ли комиссия за срочность к расходам на получение визы?
Не относится, но возместить такие расходы работнику возможно.
Командированному работнику возмещают расходы по получению виз. При этом представления документов, подтверждающих получение виз, в оригинале (счета, квитанции и т.п.) не требуется (п. 30 Инструкции о порядке и условиях предоставления гарантий и компенсаций при служебных командировках за границу, утвержденной постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 30.07.2010 № 115 (далее – Инструкция № 115)). Вместе с тем нормами Инструкции № 115 не предусмотрено возмещение командированному работнику расходов, связанных со срочностью изготовления визы. Возмещение стоимости визы следует осуществлять командированному работнику в указанном в паспорте размере, с включением данной суммы в затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), учитываемые при налогообложении.
Что касается расходов, связанных со срочностью изготовления визы, то, по мнению автора, их возмещение можно производить командированному работнику по решению нанимателя за счет прибыли, оставшейся после налогообложения, на основании представленных подтверждающих документов в оригинале.
Алеся Гараева, экономист
ОТЧИСЛЕНИЯ НА СТРАХОВАНИЕ
9 (204). Каким образом следует применять на практике Перечень выплат, на которые не начисляются взносы по государственному социальному страхованию, в том числе по профессиональному пенсионному страхованию, в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты и по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Белорусское республиканское унитарное страховое предприятие "Белгосстрах", утвержденный постановлением Совета Министров РБ от 25.01.1999 № 115 (далее – Перечень № 115 и постановление № 115), в части начисления страховых взносов по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Белгосстрах в неоднозначных ситуациях?
Можно ли при этом руководствоваться разъяснениями Фонда социальной защиты населения Минтруда и соцзащиты (далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – ФСЗН)?
Объектом для начисления страховых взносов по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний являются выплаты всех видов, начисленные в пользу лиц, подлежащих обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее – застрахованные лица), по всем основаниям независимо от источников финансирования, кроме предусмотренных Перечнем № 115. Такая норма установлена п. 2 Положения о порядке уплаты страховщику страховых взносов по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 10.10.2003 № 1297 (далее – Положение № 1297).
Ссылка на Перечень № 115 в указанной норме действует начиная с 1 июня 2007 г. – даты вступления в силу постановления Совета Министров РБ от 26.04.2007 № 535 "О внесении дополнений и изменений в постановления Совета Министров Республики Беларусь от 25 января 1999 г. № 115 и от 10 октября 2003 г. № 1297", которым Перечень № 115 (в то время – Перечень видов выплат, на которые не начисляются взносы по государственному социальному страхованию в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты) был в полной мере распространен также и на объект для начисления страховых взносов по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Белгосстрах.
Таким образом, с указанной даты законодательством реализован единый подход к определению видов выплат в пользу застрахованных лиц, на которые не следует начислять как обязательные страховые взносы в ФСЗН, так и страховые взносы по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, уплачиваемые в Белгосстрах.
Прямые официальные полномочия давать в необходимых случаях разъяснения по вопросам, связанным с применением Перечня № 115, предоставлены ФСЗН (п. 1 постановления № 115).
Отметим, что ни постановлением № 115, ни Положением № 1297, ни каким-либо иным актом законодательства Белгосстраху не предоставлены какие-либо официальные полномочия давать в необходимых случаях разъяснения по вопросам, касающимся применения Перечня № 115.
В связи с этим официальные разъяснения по вопросам применения Перечня № 115, даваемые ФСЗН, в равной степени и в обязательном порядке подлежат применению как при начислении взносов по государственному социальному страхованию (в т.ч. профессиональному пенсионному страхованию) в ФСЗН, так и при начислении страховых взносов по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, уплачиваемых в Белгосстрах.
Таким образом, при возникновении вопросов о том, подлежат ли включению в объект для начисления страховых взносов по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний те или иные выплаты, начисленные в пользу застрахованного лица, с учетом норм Перечня № 115, следует в полной мере руководствоваться официальными разъяснениями Фонда социальной защиты населения.
Вадим Дражин, ведущий специалисту правления страхования от несчастных случаев и профессиональных заболеваний БРУСП "Белгосстрах"
10 (205). Следует ли начислять обязательные страховые взносы в ФСЗН на сумму пособия на оздоровление работника государственного органа, начисленного в размере 2 должностных окладов при уходе в отпуск?
Следует.
Объектом для начисления обязательных страховых взносов в ФСЗН для работодателей и работающих граждан являются выплаты всех видов в денежном и (или) натуральном выражении, начисленные в пользу работающих граждан по всем основаниям независимо от источников финансирования, включая вознаграждения по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются оказание услуг, выполнение работ и создание объектов интеллектуальной собственности, кроме предусмотренных Перечнем № 115 видов выплат, на которые не начисляются обязательные страховые взносы в ФСЗН, но не выше 4-кратной величины средней заработной платы работников в республике за месяц, предшествующий месяцу, за который уплачиваются обязательные страховые взносы (ст. 2 Закона РБ от 29.02.1996 № 138-ХIII "Об обязательных страховых взносах в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь" (далее – Закон)).
Руководители государственных органов (организаций) выплачивают работникам единовременное пособие на оздоровление в размере 2 расчетных должностных окладов (окладов, ставок) один раз в календарном году, как правило, при уходе в трудовой отпуск (подп. 9.7 п. 9 Инструкции о порядке оплаты труда работников государственных органов (организаций), утвержденной постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 21.05.2012 № 59 (далее – Инструкция)).
Порядок выплаты пособия на оздоровление указанным лицам предусматривается в соответствующих положениях, утвержденных руководителями данных органов (организаций).
Пособие на оздоровление, выплачиваемое в соответствии с подп. 9.7 п. 9 Инструкции, не относится к выплатам, указанным в Перечне № 115, и не оговорено в разъяснении ФСЗН (письмо от 10.12.2010 № 11-08/7862 "О взносах в Фонд социальной защиты населения"). Следовательно, на суммы пособия необходимо начислять обязательные страховые взносы в общеустановленном порядке.
Важно! В таблице, приведенной в статье "Материальная помощь и обязательные страховые взносы в ФСЗН" (см. комментарий к постановлению Совета Министров РБ от 25.01.1999 № 115 ("Главный Бухгалтер", № 19, с. 22–24)), перечислены виды выплат, которые производятся работникам государственных органов (организаций) в соответствии с постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 12.01.2012 № 4: материальная помощь в размере 0,3 суммы расчетных должностных окладов (окладов, ставок) работников соответствующего государственного органа (организации), получающих также и единовременное пособие на оздоровление в размере 2 расчетных должностных окладов (ставок) один раз в календарном году (как правило, при уходе в трудовой отпуск).
Для однозначного понимания данный раздел необходимо изложить в следующей редакции:
Владимир Грихутик, первый заместитель управляющего Фондом социальной защиты населения Минтруда и соцзащиты РБ
ВАЛЮТНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
11 (206). Экспортер – резидент РБ осуществил отгрузку товара резиденту Польши 1 марта 2012 г., получил экспортную выручку на свой счет в банке 1 июня т.г. (в понедельник).
Не допущено ли в этом случае нарушение сроков завершения внешнеторговых операций?
Нет.
Сроки завершения внешнеторговых операций оговорены Указом Президента РБ от 27.03.2008 № 178 "О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций" (далее – Указ № 178). В подп. 1.4 п. 1 Указа № 178 предусмотрено следующее: резиденты обязаны обеспечить завершение каждой внешнеторговой операции в полном объеме в следующие сроки, за исключением случаев, предусмотренных в части пятой подп. 1.4 и части первой подп. 1.5 п. 1 Указа № 178. А именно при экспорте – не позднее 90 календарных дней (по договорам комиссии – не позднее 120 календарных дней) с даты отгрузки товаров (передачи охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности), выполнения работ, оказания услуг.
Как видим, Указ № 178 исчисляет сроки в календарных днях. Однако в силу нормы подп. 1.6 п. 1 Указа № 178 необходимо обратиться к ст. 192, 194, 195 Гражданского кодекса РБ (далее – ГК). Так, ст. 192 ГК гласит, что течение срока, установленного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало. Следовательно, крайним сроком завершения внешнеторговой операции является 30 мая (30 дней в марте (а не 31) + 30 в апреле + 30 в мае). В ст. 195 ГК предусмотрено, что, если срок регламентирован для совершения какого-либо действия, оно может быть выполнено до 24 ч последнего дня срока. Однако если этот срок приходится, например, на субботу, то вступает в действие норма ст. 194 ГК: если последний день срока – нерабочий день, днем окончания срока считают ближайший следующий за ним рабочий день (т.е. 1 июня). Значит, резидент не допустил нарушения валютного законодательства.
Сергей Овсейко, канд. юрид. наук, канд. экон. наук