НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
1 (207). Белорусское предприятие с резидентом Чехии (организация) заключило в ноябре 2011 г. договор на разработку и изготовление энергетического оборудования. Договор предусматривает также разработку и поставку проектно-конструкторской документации. После изготовления оборудование будет ввезено в Республику Беларусь. Проектно-конструкторские работы выполнялись в Чехии на протяжении ноября – декабря 2011 г. и января – мая 2012 г. Акты выполненных проектных работ подписаны обеими сторонами 30 декабря 2011 г., 30 марта и 15 мая 2012 г. и соответствуют графику выполнения работ.
Параллельно с этим шло изготовление оборудования. Его поставка запланирована на IV квартал 2012 г.
Чешская организация представила налоговому агенту (белорусскому предприятию) документы, заверенные налоговой службой Чехии, о своем резидентстве в Чехии: один документ, который распространяет свое действие на 2011 г., – до начала выполнения работ в ноябре 2011 г., и второй, который распространяет свое действие на 2012 г., – в феврале 2012 г.
Надо ли в указанном случае удерживать налог на доходы с доходов, выплачиваемых белорусским предприятием чешской организации?
Нет.
Национальное законодательство к облагаемым налогом на доходы иностранных организаций относит доходы иностранной организации, не осуществляющей деятельности в Республике Беларусь через постоянное представительство, от выполнения научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ, разработки конструкторской и технологической документации на опытные образцы (опытную партию) товаров, от изготовления и испытания опытных образцов (опытной партии) товаров, предпроектных ипроектных работ (подготовка технико-экономических обоснований, проектно-конструкторские разработки и иные аналогичные работы) (подп. 1.8 п. 1 ст. 146 Налогового кодекса РБ, далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – НК). Ставка налога составляет 15 % (п. 1 ст. 149 НК).
Следовательно, доходы чешской организации от выполнения проектно-конструкторских работ в соответствии с нормами НК должны облагаться в Беларуси по ставке 15 %.
Однако Соглашением между Правительством Республики Беларусь и Правительством Чешской Республики об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество от 14.10.1996 предусмотрено, что указанные выше работы облагаются налогом в Чехии, если только они не выполняются в Республике Беларусь через постоянное представительство. В изложенной ситуации работы выполнены в Чехии, в Беларуси постоянного представительства нерезидента не возникло.
Для получения освобождения от налога на доходы, предусмотренного международным договором, чешская организация должна самостоятельно или через налогового агента представить в белорусский налоговый орган официальное подтверждение факта своего постоянного местонахождения в Чехии, что и было своевременно исполнено налоговым агентом. При этом документы соответствовали требованиям, установленным законодательством РБ.
Таким образом, поскольку подтверждение на 2011 г. было представлено в белорусский налоговый орган до даты начисления нерезиденту дохода, налоговому агенту не надо было удерживать в 2011 г. налог на доходы. В 2012 г. также не следовало удерживать налог на доходы чешского резидента, так как по второму этапу работы завершены 30 марта 2012 г., акт подписан 30 марта 2012 г., соответственно доходы нерезиденту начислены за март 2012 г., а документ, подтверждающий резидентство чешской организации, представлен в налоговый орган в феврале 2012 г., т.е. до даты начисления дохода в 2012 г. То же касается и третьего этапа работ.
Вместе с тем при начислении дохода нерезиденту необходимо соблюдать обязанность налогового агента по представлению налоговой декларации (расчета) по налогу на доходы нерезидента в налоговый орган и исполнять ее своевременно. В данном случае белорусское предприятие должно было представить в налоговый орган 3 декларации. Причем первые две – не позднее 20 января и 20 апреля 2012 г., а последнюю – не позднее 20 июня 2012 г.
Во все декларации должны быть внесены сведения о начисленном доходе нерезиденту и иные показатели согласно требованиям гл. 12 Инструкции о порядке заполнения налоговых деклараций (расчетов) по налогам (сборам), книги покупок, утвержденной постановлением МНС РБ от 15.11.2010 № 82. В графе, где указывается ставка налога по международному соглашению, следовало проставить 0 %.
Отметим также, что ввоз этого оборудования в Республику Беларусь по данному договору не будет облагаться прямыми налогами (налог на прибыль и налог на доходы) в Беларуси.
2 (208). Белорусской организации по договору с российской фирмой предоставлено право на передачу имущественного авторского права на трансляцию (на передачу в эфир) на территории республики программ российского телеканала.
Возникает ли здесь объект обложения налогом на доходы?
Возникает.
Для целей исчисления налога на доходы понятие "роялти" включает вознаграждение в т.ч. за использование имущественных прав или предоставление права пользования имущественными правами на объекты авторского права, включая произведения литературы, искусства, науки, компьютерные программы, другие произведения, относящиеся к объекту авторского права, на объекты смежных прав, включая исполнение фонограммы, передачи организаций эфирного и кабельного вещания (ст. 146 НК).
Из ст. 11 Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество от 21.04.1995 следует, что к доходам в виде "роялти", облагаемым налогом по ставке 10 %, относят в т.ч. платежи любого вида, полученные в качестве вознаграждения за использование или за предоставление права использования авторских прав на произведения литературы, искусства, науки, включая кинофильмы и фильмы или пленки, используемые для радиовещания или телевидения.
Вознаграждение за передачу резиденту РБ имущественного авторского права на трансляцию программ российского телеканала облагается налогом на доходы по белорусскому законодательству по ставке 15 %. А с учетом норм ст. 11 указанного Соглашения доходы от авторских прав и лицензий, возникающие в Беларуси и выплачиваемые резиденту России, облагаются по ставке 10 % валовой суммы доходов, если получатель фактически имеет право на эти доходы.
Пониженная ставка налога на доходы будет применена при условии соблюдения порядка, изложенного в ст. 151 НК и Инструкции о порядке представления подтверждения постоянного местонахождения иностранной организации, утвержденной постановлением МНС РБ от 15.11.2010 № 82.
Если российский резидент представит из налоговой службы РФ подтверждение того, что он имеет постоянное местонахождение в России, и подтверждение будет соответствующим образом заверено, то ставка налога на доходы в Республике Беларусь по роялти будет равна 10 %.
Татьяна Филатова, экономист
3 (209). Организация в январе 2012 г. приобрела оборудование и применила по нему амортизационную премию в соответствии с подп. 2.6 п. 2 ст. 130 НК. В мае 2012 г. она продала оборудование.
В какой срок организация должна уплатить в бюджет налог на прибыль с суммы амортизационной премии: не позднее 22 мая 2012 г., не позднее 22 июня 2012 г. или в другой срок?
Не позднее 22 марта 2013 г.
Организации имеют право на дату принятия к бухгалтерскому учету в качестве основных средств (за исключением принятия в качестве объекта по договорам аренды (лизинга), доверительного управления) и (или) нематериальных активов включить в состав затрат по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемых при налогообложении, часть их первоначальной стоимости, сформированной в бухгалтерском учете на дату принятия к учету, в следующих пределах:
– по зданиям, сооружениям – не более10 % первоначальной стоимости;
– по машинам и оборудованию, транспортным средствам (за исключением легковых автомобилей, кроме эксплуатируемых в качестве служебных, относимых к специальным, а также используемых для услуг такси), нематериальным активам (за исключением средств индивидуализации участников гражданского оборота, товаров, работ или услуг) –не более 20 % первоначальной стоимости.
При этом в случае отчуждения основных средств и (или) нематериальных активов, передачи в аренду (финансовую аренду (лизинг)), доверительное управление, безвозмездное пользование, при принятии к бухгалтерскому учету которых организацией включена в состав затрат по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемых при налогообложении, амортизационная премия, ранее чем по истечении 3 лет с момента их принятия к бухгалтерскому учету, суммы этой амортизационной премии, включенные в состав затрат по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемых при налогообложении, подлежат обложению налогом на прибыль в том налоговом периоде, в котором произошли такие отчуждение, передача в аренду (финансовую аренду (лизинг)), доверительное управление, безвозмездное пользование.
Налоговым периодом налога на прибыль признается календарный год. Исключение – налог на прибыль с дивидендов, начисленных белорусскими организациями. У него налоговый период – календарный месяц (п. 1 ст. 143 НК).
Суммы налога на прибыль по итогам истекшего налогового периода подлежат уплате в бюджет не позднее 22 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (подп. 7.2 п. 7 ст. 143 НК).
Таким образом, налог на прибыль с сумм амортизационной премии должен быть уплачен в бюджет не позднее 22 марта 2013 г.
Наталья Рощина, экономист
4 (210). Организация заключает лицензионные договоры на передачу имущественных прав на произведения, согласно которым права считаются переданными с момента подписания сторонами акта передачи произведений. По учетной политике организации выручка от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав отражается по отгрузке товаров, выполнению работ, оказанию услуг, передаче имущественных прав. Условиями договоров предусматриваются следующие варианты оплаты:
– 1-й вариант – нe позднее 20 банковских дней с момента подписания указанного акта;
– 2-й вариант – в течение 10 банковских дней с даты подписания договора. Права передаются по акту в течение 3 банковских дней со дня оплаты.
Пунктом 1 ст. 100 и п. 4 ст. 127 НК установлено, что днем передачи имущественных прав следует признавать дату наступления права на получение платы в соответствии с договором.
Означает ли это, что днем передачи прав считается не день подписания акта передачи произведений, а дата наступления права на получение платы (20-й банковский день по 1-му варианту или день получения предоплаты по 2-му варианту)?
Означает.
В зависимости от учетной политики организации выручку от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав отражают по оплате отгруженных товаров, выполненных работ, оказанных услуг, переданных имущественных прав либо по отгрузке товаров, выполнению работ, оказанию услуг, передаче имущественных прав (за исключением банков) (п. 4 ст. 127 НК).
В целях обложения НДС днем передачи имущественных прав следует признавать дату наступления права на получение платы в соответствии с договором (ст. 100 НК).
С учетом вышеизложенного по 1-му варианту днем передачи имущественных прав признается любой день оплаты, наступающий после подписания акта передачи произведений, но не позднее 20-го банковского дня с момента такого подписания, а при непоступлении оплаты – 20-й банковский день; по 2-му варианту – любой день оплаты (предоплаты), наступающий после подписания договора на передачу имущественных прав на произведения, но не позднее 10-го банковского дня с момента такого подписания, а при непоступлении предоплаты – 10-й банковский день.
Подготовлено на основании разъяснений МНС.
Ирина Петрович, аудитор
ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ
5 (211). Организация планирует заниматься реализацией ритуальных предметов и принадлежностей. Рассмотрим вопросы, которые возникли в этой ситуации.
5.1. Установлено ли государством регулирование розничных цен на ритуальные предметы и принадлежности?
Нет.
Реализация ритуальных предметов и принадлежностей населению является розничной торговлей, поскольку розничная торговля – это вид торговли товарами, предназначенными для личного, семейного, домашнего потребления и иного подобного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью (ст. 9 Закона РБ от 28.07.2003 № 231-З "О торговле").
Регулирование цен на социально значимые товары, работы и услуги осуществляется на основании Указа Президента РБ от 25.02.2011 № 72 "О некоторых вопросах регулирования цен (тарифов) в Республике Беларусь".
Перечни товаров (работ, услуг), цены (тарифы) на которые регулируют Минэкономики, Минздрав, облисполкомы и Мингорисполком, утверждены постановлением Совета Министров РБ от 14.04.2011 № 495.
В указанные перечни ритуальные предметы и принадлежности не входят. Значит, розничные цены на данную категорию товаров следует формировать путем добавления к отпускной цене организаций-производителей или ценам, сформированным юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, закупившими товар за пределами республики, торговой надбавки с учетом конъюнктуры рынка и НДС по установленной законодательством ставке.
При реализации указанных предметов организациями оптовой торговли размер оптовой надбавки не ограничивается.
5.2. Возможна ли дооценка ритуальных предметов и принадлежностей в объекте розничной торговли?
Да.
Изменение розничных цен в объектах розничной торговли производится в соответствии с постановлением Кабинета Министров РБ от 17.07.1995 № 375 "О дооценке товаров народного потребления в розничной торговле". Им установлено, что остатки ранее поступивших товаров могут быть дооценены до уровня цен на вновь поступивший ассортимент таких товаров с отнесением суммы разницы в ценах на результаты хозяйственной деятельности. При этом остатки товаров иностранного происхождения дооцениваются до уровня цен на вновь поступившие аналогичные товары, приобретаемые на территории республики.
5.3. Какую ставку НДС следует применять при реализации ритуальных предметов и принадлежностей?
От НДС освобождены обороты по реализации на территории Республики Беларусь ритуальных услуг, работ по уходу за могилами по перечню таких услуг и работ, утвержденному Президентом, надгробных памятников, оград и других ритуальных предметов, связанных с погребением, а также работ по их изготовлению (подп. 1.8 п. 1 ст. 94 НК).
Освобождение от НДС распространяется на всех плательщиков, реализующих приобретенные ритуальные предметы.
Людмила Зубко, главный специалист отдела финансов государственного учреждения "Главное управление потребительского рынка Мингорисполкома"
ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
6 (212). Организация – резидент РБ заключила с компанией-нерезидентом (резидент Германии) договор комиссии, по которому нерезидент-комиссионер продает товар резидента-комитента.
Вправе ли резидент купить иностранную валюту и заплатить нерезиденту комиссионное вознаграждение за оказываемые нерезидентом услуги авансовым платежом?
Заплатить вознаграждение нерезиденту авансовым платежом нельзя без разрешения Нацбанка.
Комитент обязан уплатить комиссионеру вознаграждение, а в случае, если комиссионер принял на себя ручательство за исполнение сделки третьим лицом (делькредере), – также дополнительное вознаграждение в размере и в порядке, установленных в договоре комиссии (ст. 881 Гражданского кодекса РБ (далее – ГК)).
По договору комиссии комиссионер оказывает услуги комитенту. Причем в приведенной ситуации имеет место импорт услуг.
Справочно: импорт – получение резидентом товаров (в т.ч. по сделкам, не связанным с перемещением товаров через Государственную границу Республики Беларусь), охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, выполненных работ, оказанных услуг на возмездной основе от нерезидента (подп. 1.1 п. 1 Указа Президента РБ от 27.03.2008 № 178 "О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций", далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – Указ № 178).
Субъект валютных операций – резидент, если иное не установлено актами валютного законодательства, вправе покупать иностранную валюту на внутреннем валютном рынке Республики Беларусь для проведения определенных валютных операций, в т.ч. для осуществления расчетов по сделкам, предусматривающим импорт услуг. Основанием для покупки иностранной валюты является документ, подтверждающий заключение с нерезидентом соответствующей гражданско-правовой сделки (подп. 20.1 п. 20 Инструкции о порядке совершения валютно-обменных операций с участием юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденной постановлением Правления Нацбанка РБ от 28.07.2005 № 112).
Однако импортеру запрещено проводить платежи в пользу нерезидента со счета, открытого в банке РБ, в рамках внешнеторгового договора, предусматривающего импорт, до даты прекращения нерезидентом своих обязательств перед импортером по оказанию услуг. Такой платеж возможен только при наличии у импортера разрешения Нацбанка (п. 1 постановления Правления Нацбанка РБ от 11.11.2008 № 165 "О порядке осуществления расчетов по внешнеторговым договорам, предусматривающим импорт").
Денис Сафаревич, юрист
7 (213). Белорусская организация заключила договор купли-продажи с представительством иностранной организации, аккредитованной в МИД.
В случае нарушения сроков завершения внешнеторговой операции по вине иностранной организации кто будет нести ответственность?
Подпункт 1.4 п. 1 Указа № 178 содержит однозначную формулировку: "резидент обязан обеспечить завершение…", т.е. резидент отвечает перед государством не только за свои действия, но и за неисполнение своих контрактных обязательств нерезидентом.
В данной ситуации представительство, зарегистрированное на территории Республики Беларусь, рассматривается Указом № 178 в качестве нерезидента, сам договор является внешнеторговым, а резидент выступает в качестве экспортера. Но действие самого Указа № 178 не распространяется на операции, проводимые на территории Республики Беларусь резидентами с представительствами (филиалами) нерезидентов, дипломатическими и иными официальными представительствами (филиалами), консульскими учреждениями иностранных государств, находящимися в Республике Беларусь, для собственных нужд, необходимых для обеспечения функционирования перечисленных представительств (филиалов), консульских учреждений. Таким образом, в приведенной ситуации:
а) если представительство покупает у резидента что-либо для собственных нужд, Указ № 178 с его предельными сроками на такую операцию не распространяется;
б) если же глава представительства просто подписывает внешнеторговый договор от имени иностранного юридического лица, с основной деятельностью которого он и связан, то нормы Указа № 178 будут применяться в полном объеме.
В последнем случае административную ответственность за превышение сроков завершения внешнеторговой операции может нести только резидент. Факт аккредитации представительства нерезидента в МИД, постановки на налоговый учет в белорусских налоговых органах и т.п. значения не имеет.
8 (214). Резидент поставил товар на экспорт. 90 дней подходят к концу, а нерезидент не может рассчитаться по причине отсутствия средств. Согласно условиям внешнеторгового договора резидент вправе в таких случаях изъять товар и найти нового покупателя.
Обязан ли он в таком случае ввозить товар на территорию Республики Беларусь?
При экспорте внешнеторговая операция может быть завершена путем возврата переданных по внешнеторговому договору резидентами товаров (охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности), за исключением случая заключения нового внешнеторгового договора с одним нерезидентом (новых внешнеторговых договоров с несколькими нерезидентами в случае невозможности реализации товаров по одному внешнеторговому договору) с последующей реализацией нереализованных по ранее заключенному внешнеторговому договору товаров, отгруженных на экспорт, без их возврата на территорию Республики Беларусь. Такие разъяснения приведены в подп. 1.7 п. 1 Указа № 178 (в ред. Указа № 347).
Следовательно, обратный ввоз товара необязателен.
Сергей Овсейко, канд. юрид. наук, канд. экон. наук