ОБРАЩЕНИЕ С ОТХОДАМИ ПРОИЗВОДСТВА
1 (238). Организация – собственник торговых площадей сдает их в аренду юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям. При этом для образующихся у арендаторов коммунальных отходов организация установила контейнеры и организовала их вывоз на свалку мусоровозами для захоронения (получено необходимое разрешение на захоронение отходов). В то же время осуществлять обращение с другими отходами арендаторов, например люминесцентными лампами, организация-арендодатель не заинтересована.
Рассмотрим вопросы, которые возникли в приведенной ситуации.
1.1. Следует ли в таком случае арендаторам иметь инструкции по обращению с отходами производства?
Следует.
При аренде зданий, сооружений и иных объектов собственники передаваемых в пользование зданий, сооружений и иных объектов либо уполномоченные ими лица вправе разработать инструкцию по обращению с отходами, которая включает порядок обращения с отходами производства, образующимися у арендатора (п. 5 Инструкции о порядке разработки и утверждения инструкции по обращению с отходами производства, утвержденной постановлением Минприроды РБ от 22.10.2010 № 45 (далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – Инструкция № 45)).
Если договоры аренды включают пункт о том, что все отходы, образующиеся у арендаторов и вывозимые на захоронение, передаются в собственность арендодателю с момента ихобразования, то собственник отходов (арендодатель) обязан в установленном порядке получить разрешение на хранение и захоронение отходов производства, в т.ч. включающее отходы арендаторов, а также разработать и утвердить инструкцию по обращению с отходами производства.
Если же договоры аренды содержат положения, предписывающие арендодателю осуществлять обращение с определенным перечнем отходов, образующихся у арендаторов, то арендаторы, как собственники образующихся отходов, не включенных в договор аренды, обязаны осуществлять обращение с ними самостоятельно.
Рассматриваемые обязательства арендодателя перед арендаторами регулируются в первую очередь договорными отношениями и гражданским законодательством.
Нормативными правовыми актами об обращении с отходами обязательства арендодателя по обращению с отходами, образующимися у арендаторов, не установлены.
В данном случае арендодатель принял в собственность только коммунальные отходы арендаторов. Соответственно отходы производства, образующиеся у арендаторов в процессе их деятельности, являются собственностью арендаторов. Они, как субъекты хозяйствования, осуществляющие обращение с отходами, обязаны получить разрешение на хранение и захоронение отходов производства, разработать и утвердить инструкции по обращению с отходами производства, а также обеспечивать их соблюдение на основании п. 1 ст. 17 Закона РБ от 20.07.2007 № 271-З "Об обращении с отходами" (далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – Закон № 271-З).
Напомним, что обращение с отходами означает деятельность, связанную с образованием отходов, их сбором, разделением по видам отходов, удалением, хранением, захоронением, перевозкой, обезвреживанием и (или) использованием (п. 13 ст. 1 Закона № 271-З).
1.2. Каковы особенности порядка обращения с таким видом отходов, как люминесцентные лампы?
При замене отработанных люминесцентных ламп и трубок специальной службой право собственности на данные отходы будет зависеть от условий договора на замену люминесцентных ламп и трубок.
Иными словами, можно утверждать, что образование отходов "люминесцентные трубки отработанные" наступило в результате осуществления деятельности (оказания услуг) организации, осуществлявшей их замену, и отходы являются собственностью данной организации. В то же время утрата люминесцентными лампами и трубками потребительских свойств ("перегорание") наступила в результате деятельности юридического лица. Именно для урегулирования вопросов права собственности на рассматриваемые отходы полагаем целесообразным данный вопрос отражать в договорных обязательствах по замене отработанных люминесцентных ламп и трубок.
2 (239). В результате эксплуатации здания у юридического лица образуются отработанные ртутные лампы, утилизация которых является лицензируемым видом деятельности. Сторонняя организация предложила оказание услуг по вывозу таких отходов.
Может ли юридическое лицо передавать отработанные ртутные лампы сторонней организации, если у этой организации нет лицензии Минприроды?
Может, но сделку надо зарегистрировать.
Описанная в вопросе деятельность стороннего субъекта хозяйствования может классифицироваться как удаление отходов – это деятельность по временному хранению отходов и перевозке их на объекты хранения, захоронения, обезвреживания отходов и (или) на объекты по использованию отходов (ст. 1 Закона № 271-З). Удаление отходов не является видом деятельности, лицензируемым Минприроды (п. 14 приложения 1 к Положению о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденному Указом Президента РБ от 01.09.2010 № 450).
В данном случае может "смущать" требование п. 3 ст. 3 Закона № 271-З. В соответствии с этой нормой отчуждение опасных отходов другому юридическому или физическому лицу, в т.ч. индивидуальному предпринимателю, осуществляющему обращение с отходами, разрешается только в целях последующего их захоронения, обезвреживания и (или) использования (а в случае отработанных ртутных ламп – в целях обезвреживания в связи с наличием объектов обезвреживания таких отходов). Однако приведенное требование не исключает оказания указанных выше посреднических услуг по удалению отходов.
В то же время сделки о передаче опасных отходов на определенный срок (кроме договора перевозки), а также об отчуждении опасных отходов другому юридическому или физическому лицу, в т.ч. индивидуальному предпринимателю, осуществляющему обращение с отходами, подлежат регистрации в порядке, утвержденном постановлением Совета Министров РБ от 17.01.2008 № 61 (п. 4 ст. 3 Закона № 271-З). Перечень таких отходов определен постановлением Совета Министров РБ от 23.10.2009 № 1391.
Отметим, что рассматриваемые в вопросе отходы включены в указанный перечень в виде позиции "ртутные лампы отработанные" (код 3532603, 1-й класс опасности в соответствии с классификатором отходов, образующихся в Республике Беларусь).
Таким образом, при передаче и (или) отчуждении отработанных ртутных ламп сторонней организации, не имеющей лицензии Минприроды на право осуществления деятельности, связанной с воздействием на окружающую среду в части обезвреживания отработанных ртутьсодержащих ламп, необходимо произвести регистрацию данных сделок в территориальных органах Минприроды. При этом наличие указанной лицензии на рассматриваемом этапе отчуждения отходов не является обязательным требованием.
3 (240). Организация, зарегистрированная в г. Минске, имеет несколько подразделений в районных и областных центрах Беларуси. Данные подразделения осуществляют самостоятельное обращение с отходами, однако не имеют отдельного баланса, что вызвало затруднения в согласовании инструкции по обращению с отходами в некоторых подразделениях.
Можно ли разработать инструкцию по обращению с отходами для каждого структурного подразделения или же такая инструкция должна быть одна для всей организации?
Одна для всей организации.
Инструкция по обращению с отходами (далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – Инструкция) разрабатывается и утверждается для юридического лица в целом и (или) для каждого обособленного подразделения юридического лица, имеющего отдельный баланс и осуществляющего обращение с отходами производства (п. 4 Инструкции о порядке разработки и утверждения инструкции по обращению с отходами производства, утвержденной постановлением Минприроды РБ от 22.10.2010 № 45). Отметим, что обособленными подразделениями являются филиалы и представительства, расположенные вне места нахождения юридического лица, совершающие от его имени сделки и иные юридические действия (ст. 51 Гражданского кодекса РБ (далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – ГК)).
Таким образом, если рассматриваемые обособленные подразделения не имеют отдельного баланса, организация должна разработать, утвердить и согласовать одну инструкцию в целом для всего юридического лица. Иными словами, данная инструкция должна включать и порядок обращения с отходами, образующимися у организации, и порядок обращения с отходами, образующимися у ее обособленных подразделений.
4 (241). Отходы образуются у организации и у ее подразделений.
Где надо производить согласование Инструкции?
По месту расположения объекта хранения, захоронения отходов.
Согласование Инструкции осуществляет территориальный орган Минприроды по месту выдачи разрешения на хранение и захоронение отходов производства (п. 2 Положения о порядке согласования инструкций по обращению с отходами производства, утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 23.07.2010 № 1104 (далее – постановление № 1104)).
Выдачу данных разрешений производят территориальные органы Минприроды по месту нахождения объектов хранения отходов и объектов захоронения отходов (п. 3 Положения о порядке выдачи и аннулирования разрешений на хранение и захоронение отходов производства, а также приостановления их действия, утвержденного постановлением № 1104), например:
1) Минский городской комитет природных ресурсов и охраны окружающей среды – в случае хранения, захоронения отходов производства в г. Минске;
2) областные комитеты природных ресурсов и охраны окружающей среды – в случаях, если среди отходов производства, заявляемых к хранению, захоронению на территории области, имеются отходы 1–3-го класса опасности или суммарное количество отходов производства, подлежащих хранению, захоронению на территории области, составляет свыше 100 т в год;
3) районные, городские или городские и районные инспекции природных ресурсов и охраны окружающей среды – в случае хранения, захоронения отходов производства на территории соответствующих административно-территориальных единиц, за исключением случаев, предусмотренных в п. 2.
Таким образом, если отходы, образующиеся у юридического лица:
– предполагаются к хранению, захоронению на объектах г. Минска – инструкцию по обращению с отходами производства согласовывает Минский городской комитет ПРиООС;
– имеют 4-й класс опасности или являются неопасными, суммарный объем образования предполагаемых к хранению, захоронению отходов не превышает 100 т в год и они предполагаются к хранению, захоронению на объектах того или иного района республики – инструкцию согласовывает соответствующая районная (городская) инспекция ПРиООС;
– имеют 1–3-й класс опасности, суммарный объем образования предполагаемых к хранению, захоронению отходов вне зависимости от степени и класса опасности превышает 100 т в год и они предполагаются к хранению, захоронению на объектах того или иного района (той или иной области) республики – инструкцию согласовывает соответствующий областной комитет ПРиООС.
Следовательно, согласование Инструкции возможно в нескольких организациях Минприроды.
5 (242). Организация (г. Минск) имеет 2 подразделения, у которых нет отдельного баланса. Они расположены в г. Гомеле и в г. Гродно.
В данных подразделениях образуются отходы. Подразделение юридического лица, расположенное в г. Гомеле, планирует осуществлять вывоз отходов, в т.ч. 3-го класса опасности, на захоронение в г. Гомеле. У другого подразделения вывоз отходов на захоронение будет осуществлять сама организация.
Где в данном случае надо согласовывать Инструкцию?
В г. Минске и г. Гомеле.
В изложенной ситуации организация должна разработать, утвердить и согласовать одну Инструкцию в целом для всего юридического лица. В ней обязательно должен содержаться в т.ч. порядок обращения с отходами, образующимися у ее подразделений.
Такую Инструкцию необходимо согласовать с Минским городским и Гомельским областным комитетами ПРиООС. Специалисты комитетов помимо общих вопросов формирования инструкции по обращению с отходами производства будут рассматривать сведения, индивидуальные для каждого подразделения. Поэтому Инструкцию на согласование целесообразно представлять в указанные комитеты параллельно. Если делать это поочередно, то процедура согласования может занять более длительное время. Особенно это актуально для организаций, имеющих большое количество подразделений без отдельного баланса в разных местах республики.
Согласование Инструкции с Гродненским областным комитетом ПРиООС (или Гродненской городской (районной) инспекцией ПРиООС), по мнению автора, является нецелесообразным.
В данном случае подразделение минской организации, расположенное в г. Гродно, не осуществляет захоронение отходов на территории г. Гродно и Гродненской области. Образовавшиеся отходы юридическое лицо (организация) вывозит по месту своей регистрации – в г. Минск. Поэтому согласование инструкции с Гродненским областным комитетом ПРиООС (или Гродненской городской (районной) инспекцией ПРиООС) является нецелесообразным.
Сергей Юрча, главный специалист сектора разрешительной деятельности управления обращения с отходами Минприроды РБ
НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
6 (243). Организация построила и в начале 2012 г. ввела в эксплуатацию гипермаркет строительных материалов площадью 4 тыс. м2. После ввода гипермаркета в эксплуатацию организация применила амортизационную премию в размере 10 % от стоимости магазина. Через месяц работы для улучшения качества обслуживания посетителей организация сдала в аренду 1 м2 гипермаркета для установки кофейного автомата.
Должна ли организация уменьшить размер амортизационной премии пропорционально площади, сданной в аренду?
Организация должна вернуть всю премию в полном размере.
С 1 января 2012 г. у организаций в целях налогообложения появилась возможность применять амортизационную премию.
Как известно, с 1 января 2012 г. в соответствии с подп. 2.6 п. 2 ст. 130 НК организации получили право на дату принятия к бухгалтерскому учету в качестве основных средств (за исключением принятия в качестве объекта по договорам аренды (лизинга), доверительного управления) и (или) нематериальных активов включить в состав затрат по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемых при налогообложении, часть их первоначальной стоимости, сформированной в бухгалтерском учете на дату принятия к учету, в следующих пределах:
– по зданиям, сооружениям – не более 10 % первоначальной стоимости;
– по машинам и оборудованию, транспортным средствам (за исключением легковых автомобилей, кроме эксплуатируемых в качестве служебных, относимых к специальным, а также используемых для услуг такси), нематериальным активам (за исключением средств индивидуализации участников гражданского оборота, товаров, работ или услуг) – не более 20 % первоначальной стоимости.
Таким образом, организация обоснованно отнесла на затраты, учитываемые при налогообложении, амортизационную премию в размере 10 % первоначальной стоимости гипермаркета при его вводе в эксплуатацию в начале 2012 г.
В дальнейшем организация при расчете амортизационных отчислений в целях налогообложения принимала стоимость гипермаркета, уменьшенную на сумму амортизационной премии.
Однако следует учитывать, что НК установлены определенные ограничения для организаций, использующих амортизационную премию.
Так, в случае отчуждения основных средств и (или) нематериальных активов, передачи в аренду (финансовую аренду (лизинг)), доверительное управление, безвозмездное пользование, при принятии к бухгалтерскому учету которых плательщиком включена в состав затрат по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемых при налогообложении, часть первоначальной стоимости, ранее чем по истечении 3 лет с момента их принятия к бухгалтерскому учету, суммы части первоначальной стоимости основного средства и (или) нематериального актива, включенные в состав затрат по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемых при налогообложении, подлежат обложению налогом на прибыль в том налоговом периоде, в котором произошли такие отчуждение, передача в аренду (финансовую аренду (лизинг)), доверительное управление, безвозмездное пользование.
Как видно из приведенной нормы, НК не делает различий между сдачей в аренду всего здания и его части.
Поэтому, несмотря на то что организация сдала в аренду всего 1 м2 площади здания гипермаркета, общая площадь которого составляет 4 тыс. м2, в месяце сдачи в аренду она должна обложить налогом на прибыль всю сумму начисленной амортизационной премии.
Иван Данилов, экономист
7 (244). Сотрудником организации в бухгалтерию по месту основной работы представлены документы о том, что он как нуждающийся в улучшении жилищных условий совместно со своей супругой приобрел двухкомнатную квартиру. При этом согласно договору доли супругов в совместной собственности на квартиру определены как 80 % и 20 %.
В каком порядке организация при исчислении подоходного налога с доходов сотрудника должна представить имущественный налоговый вычет?
Пропорционально их доле.
При определении размера налоговой базы по подоходному налогу плательщик имеет право на применение имущественного налогового вычета в сумме фактически произведенных им и членами его семьи (супругом (супругой), их не состоящими в браке на момент осуществления расходов детьми и иными лицами, признанными в судебном порядке членами семьи плательщика), состоящими на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, расходов на строительство либо приобретение на территории Республики Беларусь индивидуального жилого дома или квартиры, а также на погашение кредитов банков РБ, займов, полученных от белорусских организаций и (или) белорусских индивидуальных предпринимателей (включая проценты по ним, за исключением процентов, уплаченных за несвоевременный возврат (погашение) кредитов, займов и (или) за несвоевременную уплату процентов по кредитам, займам), фактически израсходованных ими на эти цели (подп. 1.1 п. 1 ст. 166 НК).
При приобретении индивидуального жилого дома (квартиры) в общую долевую либо общую совместную собственность размер имущественного налогового вычета распределяется между участниками общей долевой либо общей совместной собственности пропорционально их доле либо в соответствии с их письменным заявлением (в случае приобретения индивидуального жилого дома или квартиры в общую совместную собственность).
Таким образом, в рассматриваемом случае сотруднику организации имущественный налоговый вычет, установленный подп. 1.1 п. 1 ст. 166 НК, может быть предоставлен в размере 80 % от стоимости приобретенной квартиры.
8 (245). Организация арендует у физического лица нежилое помещение. Согласно условиям договора расходы на содержание арендованного помещения, а также расходы, возникающие в связи с его эксплуатацией, несет физическое лицо – арендодатель, а организация возмещает понесенные ему расходы одновременно с выплатой арендной платы.
С 1 января 2012 г. отменен профессиональный налоговый вычет, который был установлен подп. 1.2 п. 1 ст. 168 НК плательщикам, получающим доходы от сдачи в аренду (субаренду), наем (поднаем) жилых и нежилых помещений, в сумме фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с получением таких доходов.
Как в 2012 г. следует производить налогообложение доходов в изложенной ситуации?
К доходам, полученным плательщиками от источников в Республике Беларусь, относят доходы от сдачи в аренду (финансовую аренду (лизинг)) или от иного использования имущества, находящегося на территории Республики Беларусь, включая стоимость улучшения имущества, находившегося в пользовании других лиц и возвращенного его собственнику (подп. 1.4 п. 1 ст. 154 НК). Налогообложение таких доходов производят по ставке 12 % (п. 1 ст. 173 НК).
При решении вопроса о признании сумм платежей организации по возмещению расходов арендодателя его доходом, подлежащим обложению подоходным налогом, следует учитывать положения п. 2 ст. 587 ГК: арендатор обязан поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на его содержание, если иное не установлено законодательством или договором аренды.
Из вышеизложенного следует, что если расходы на содержание арендованного помещения, а также расходы, возникающие в связи с его эксплуатацией, согласно условиям договора:
возложены на арендатора – то суммы его платежей по возмещению расходов, которые согласно законодательству он должен нести сам, не являются для арендодателя его доходом, подлежащим обложению подоходным налогом;
возложены на арендодателя, а ему эти расходы возмещают – то суммы платежей организации по возмещению понесенных арендодателем расходов будут являться объектом обложения подоходным налогом.
К рассматриваемой ситуации применим второй вариант, т.е. возмещение организацией физическому лицу понесенных им расходов на содержание арендованного помещения, а также расходов, возникающих в связи с его эксплуатацией, является доходами физического лица в натуральной форме. Организация как источник их выплаты обязана удержать подоходный налог.
При этом размер налоговой базы по подоходному налогу будет складываться непосредственно из сумм арендной платы и указанных расходов.
В аналогичной ситуации, но применительно к 2011 г. арендодатель на сумму указанных расходов имел право получить профессиональный налоговый вычет.
Так, к расходам, связанным с получением доходов от сдачи в аренду (субаренду), наем (поднаем) жилых и (или) нежилых помещений, в частности, относились расходы на текущий ремонт и содержание имущества, если законодательством или договором обязанности по несению таких расходов возложены на арендодателя (наймодателя).
Такой налоговый вычет предоставлялся плательщикам при подаче ими налоговой декларации (расчета) в налоговые органы по окончании налогового периода.
9 (246). Работник организации был направлен в служебную командировку в г. Ригу (Латвия). По прибытии из нее он представил в бухгалтерию авансовый отчет с приложением подтверждающих документов по найму жилого помещения (счет из гостиницы). Согласно этому счету проживание в гостинице в сутки стоило 150 евро. Вместе с тем по постановлению Минфина РБ от 30.01.2001 № 7 "Об установлении норм оплаты командировочных расходов при служебных командировках за границу" предельная норма расходов по найму жилого помещения в Риге составляет до 110 евро.
Является ли превышение норм оплаты по найму жилого помещения (40 евро за каждые сутки) доходом данного работника, подлежащим обложению подоходным налогом?
Нет.
От подоходного налога с физических лиц освобождаются все виды предусмотренных законодательными актами, постановлениями Совета Министров компенсаций (за исключением компенсации за неиспользованный трудовой отпуск, компенсации за износ транспортных средств, оборудования, инструментов и приспособлений, принадлежащих работнику), в т.ч. связанных с выполнением плательщиком трудовых обязанностей (включая переезд на работу в другую местность и возмещение командировочных расходов) (подп. 1.3 п. 1 ст. 163 НК).
При оплате нанимателем плательщику расходов на командировки как на территории Республики Беларусь, так и за ее пределы от подоходного налога с физических лиц, в частности, освобождаются фактически произведенные и документально подтвержденные целевые расходы по найму жилого помещения.
Таким образом, сумма превышения норм оплаты по найму жилого помещения не подлежит обложению подоходным налогом.
Анна Павлова, экономист
10 (247). На балансе организации числится основное средство, которое находится в простое уже около 2 лет. Амортизацию по нему бухгалтер начисляет линейным способом и отражает на счете 90-8 (субсчет "Прочие расходы по текущей деятельности").
Рассмотрим вопросы, которые возникли в этой ситуации.
10.1. Правомерно ли такое отражение в учете указанных расходов?
Расходы отражены правильно.
Амортизационные отчисления по объектам основных средств, используемым в предпринимательской деятельности (за исключением находящихся в бюджетных организациях), следует производить на протяжении всего срока полезного использования объектов. Их отражают путем ежемесячного включения амортизационных отчислений:
– в издержки производства, затраты на производство или расходы на реализацию – при нахождении объектов основных средств в эксплуатации; в простое продолжительностью до 3 месяцев, в т.ч. в связи с проведением ремонта;
– в состав операционных расходов – при нахождении объектов основных средств в простое продолжительностью свыше 3 месяцев, в т.ч. в связи с проведением ремонта, в простое, вызванном полной остановкой производства продукции (работ, услуг) в структурном подразделении организации или организации в целом, а также при нахождении в запасе.
Такие нормы приведены в п. 45 Инструкции о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов, утвержденной постановлением Минэкономики, Минфина и Минстройархитектуры РБ от 27.02.2009 № 37/18/6.
По разъяснениям специалистов Минфина, амортизацию основных средств, находящихся в простое свыше 3 месяцев, следует отражать записью по дебету счета 90 (субсчет 90-8 "Прочие расходы по текущей деятельности").
10.2. Следует ли включать данные расходы в состав затрат, учитываемых при налогообложении прибыли?
Не следует.
В состав затрат, учитываемых при налогообложении, следует включать амортизационные отчисления по основным средствам и нематериальным активам, используемым в предпринимательской деятельности и находящимся в эксплуатации. Основные средства, находящиеся в запасе, простое (в т.ч. в связи с проведением ремонта) продолжительностью до 3 месяцев, приравниваются к основным средствам, находящимся в эксплуатации (подп. 2.6 п. 2 ст. 130 НК).
Поэтому в указанной ситуации амортизационные отчисления организация не имеет права учитывать при исчислении налога на прибыль.
10.3. Следует ли облагать НДС начисленную сумму амортизации?
НДС исчислять не нужно.
Объектом налогообложения при исчислении НДС признают обороты по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь (подп. 1.1 п. 1 ст. 93 НК).
Такого объекта налогообложения при исчислении НДС, как амортизационные отчисления, невключаемые в состав затрат, учитываемых при исчислении налога на прибыль, не существует.
Олег Бурдюк, аудитор
11 (248). Организация, определяющая момент фактической реализации методом "по оплате" и осуществляющая исчисление НДС ежемесячно, в декабре 2011 г. безвозмездно отремонтировала крышу фермы для сельскохозяйственного производственного предприятия.
Следует ли производить исчисление НДС при такой безвозмездной передаче выполненных работ с учетом нормы подп. 2.5.1 п. 2 ст. 93 НК?
Следует.
По общему правилу объектами обложения НДС признают обороты по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь, включая обороты по безвозмездной передаче товаров (работ, услуг), имущественных прав (подп. 1.1.3 п. 1 ст. 93 НК).
Безвозмездной передачей товаров (работ, услуг), имущественных прав признают передачу товаров (работ, услуг), имущественных прав без оплаты и освобождение от обязанности их оплаты (п. 1 ст. 31 НК).
С 1 января 2012 г. не считается объектом налогообложения безвозмездная передача имущества (работ, услуг) организациям, осуществляющим хозяйственную деятельность по производству продукции растениеводства, животноводства, рыбоводства и пчеловодства, при условии использования полученного имущества для осуществления хозяйственной деятельности по производству продукции растениеводства, животноводства, рыбоводства и пчеловодства (подп. 2.5.1 п. 2 ст. 93 НК).
До 2012 г. это положение не применялось в отношении работ и услуг.
При изменении порядка исчисления НДС (изменении состава плательщиков, объектов налогообложения, налоговой базы, момента фактической реализации, ставок, порядка применения освобождения от налогообложения) новый порядок исчисления применяется в отношении:
– отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), имущественных прав, переданных с момента изменения порядка исчисления НДС;
– товаров (работ, услуг), имущественных прав, реализуемых на территории Республики Беларусь иностранными организациями, не состоящими на учете в налоговых органах РБ, момент фактической реализации которых наступил с момента изменения порядка исчисления НДС;
– предметов аренды (финансовой аренды (лизинга)), момент передачи которых в аренду (финансовую аренду (лизинг)) наступил с момента изменения порядка исчисления НДС (п. 10 ст. 103 НК).
Таким образом, обороты по безвозмездной передаче выполненных работ сельскохозяйственному производственному кооперативу не следует облагать НДС, если такие работы выполнены в 2012 г.
При этом обороты по безвозмездной передаче выполненных в 2011 г. работ сельскохозяйственному производственному кооперативу следует облагать НДС.
Андрей Недоступ, аудитор
ВАЛЮТНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
12 (249). Организация – резидент РБ заключила с нерезидентом импортный внешнеторговый договор на оказание услуг. У резидента открыт с разрешения Нацбанка счет за пределами Республики Беларусь.
Вправе ли белорусская организация заплатить нерезиденту авансовый платеж со счета, открытого за пределами Республики Беларусь?
Вправе, если разрешение Нацбанка допускает подобные расчеты.
Поскольку счет белорусской организации открыт за пределами Республики Беларусь, в данной ситуации не применяются нормы постановления Правления Нацбанка РБ от 11.11.2008 № 165 "О порядке осуществления расчетов по внешнеторговым договорам, предусматривающим импорт", запрещающие импортерам авансовые платежи в пользу нерезидента со счета, открытого в банке РБ, а также нормы Указа Президента РБ от 27.03.2008 № 178 "О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций" (далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – Указ № 178) (подп. 1.2.3 п. 1).
В то же время белорусская организация, имеющая счет в банке-нерезиденте, обязана руководствоваться Правилами проведения валютных операций, утвержденными постановлением Правления Нацбанка РБ от 30.04.2004 № 72 (далее – Правила № 72). Пункт 411 Правил № 72 предусматривает, что субъекты валютных операций – резиденты осуществляют операции по счету, открытому в банке-нерезиденте на основании разрешения Нацбанка, в соответствии с режимом счета, определенным в разрешении Нацбанка.
13 (250). Организация – резидент РБ заключила с компанией-нерезидентом импортный внешнеторговый договор на поставку товара и зарегистрировала сделку. Товар получен в полном объеме. Оплата импортером не произведена. С согласия нерезидента импортер перевел свой долг на другую организацию-резидента.
Необходимо ли перерегистрировать данную сделку? Если да, то установлены ли сроки для ее перерегистрации?
Перерегистрация сделки необходима. Сроки законодательно не установлены.
Резидент обязан в соответствии с каждым заключенным внешнеторговым договором перерегистрировать сделку при перемене лиц в обязательстве по внешнеторговому договору со стороны экспортера (импортера) (подп. 1.16.1 п. 1 Указа № 178).
Перерегистрацию сделки банк осуществляет в порядке, аналогичном регистрации сделки, с присвоением нового регистрационного номера. В случае перерегистрации сделки в связи с переменой лица в обязательстве со стороны экспортера (импортера) по внешнеторговому договору новый экспортер (импортер) представляет в банк оригинал или копию внешнеторгового договора, оригиналы или копии документов, подтверждающих перемену лица в обязательстве со стороны экспортера (импортера). На первых листах внешнеторгового договора и документов, подтверждающих перемену лица в обязательстве со стороны экспортера (импортера), проставляется оттиск штампа банка, регистрационный номер сделки с заверением его подписью уполномоченного работника банка (п. 15 Инструкции о порядке регистрации сделки и выполнении банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями функций агентов валютного контроля, утвержденной постановлением Правления Нацбанка РБ от 16.04.2009 № 46).
Срок для перерегистрации в белорусском законодательстве не установлен.
Денис Сафаревич, юрист