Подоходный налог
1 (475). Организация 1 июня 2011 г. заключила с физическим лицом договор аренды принадлежащего ему на праве собственности легкового автомобиля сроком на 1 год. Сумма арендной платы в месяц составляет 1 000 000 руб. Расчеты с физическим лицом организация производит ежемесячно в безналичном порядке путем перечисления денежных средств на счет арендодателя.
В каком порядке следует производить налогообложение указанной арендной платы, если кроме нее физическое лицо получает от организации еще доходы по договору подряда?
Учесть все доходы и применить ставку подоходного налога в размере 12 %.
К доходам, полученным плательщиками от источников в Республике Беларусь, относят доходы от сдачи в аренду (финансовую аренду (лизинг)) или от иного использования имущества, находящегося на территории Республики Беларусь, включая стоимость улучшения имущества, находившегося в пользовании других лиц и возвращенного его собственнику (подп. 1.4 п. 1 ст. 154 Налогового кодекса РБ (далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – НК)).
Налогообложение рассматриваемых доходов, а также доходов по договорам подряда, источником выплаты которых является организация, следует производить по ставке 12 % (п. 1 ст. 173 НК). Исчисление подоходного налога с физических лиц со всех доходов, в отношении которых применяют указанную налоговую ставку, налоговые агенты должны производить ежемесячно (п. 3 ст. 175 НК).
Таким образом, налоговая база, определяемая налоговым агентом ежемесячно, будет состоять из суммы арендной платы и дохода по договору подряда.
При ее определении следует учитывать, что для доходов, в отношении которых ставка подоходного налога установлена п. 1 ст. 173 НК, она может быть уменьшена, в частности, на сумму стандартных налоговых вычетов, предусмотренных ст. 164 НК.
Применительно к данной ситуации это будет правомерно только при условии, что у физического лица отсутствует место основной работы (службы, учебы) (п. 3 ст. 164 НК).
Для этих целей физическому лицу необходимо представить в организацию письменное заявление о предоставлении стандартных налоговых вычетов и предъявить трудовую книжку, а при отсутствии трудовой книжки – указать в заявлении причины ее отсутствия.
Справочно: налоговые агенты обязаны ежегодно направлять в налоговый орган по месту постановки на учет плательщиков информацию о предоставленных плательщикам не по месту основной работы (службы, учебы) стандартных налоговых вычетах (п. 3 ст. 164 НК); в срок не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим календарным годом; на магнитных носителях в виде справки о доходах, исчисленных и удержанных суммах подоходного налога с физических лиц.
Форма справки и порядок ее представления определены постановлением МНС РБ от 31.12.2010 № 100 "О некоторых вопросах, связанных с исчислением и уплатой налогов с физических лиц".
При численности физических лиц, получивших такие доходы, до 10 человек справка может быть представлена и на бумажном носителе.
2 (476). Организация с 3 октября 2011 г. арендует у своего сотрудника (эта организация является для него местом основной работы) легковой автомобиль. Сумма арендной платы в месяц составляет 850 000 руб., срок ее выплаты установлен 1-го числа каждого месяца. Размер начисленной заработной платы этого сотрудника – 1 100 000 руб. Он имеет одного несовершеннолетнего ребенка.
Как для целей предоставления сотруднику стандартных налоговых вычетов правильно определить размер налоговой базы по подоходному налогу?
Налоговая база будет состоять из суммы арендной платы и заработной платы за отчетный месяц.
При определении налоговой базы подоходного налога с физических лиц учитывают все доходы плательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах (п. 1 ст. 156 НК). При этом по каждому виду доходов, в отношении которых установлены различные налоговые ставки, налоговую базу следует определять отдельно (п. 2 ст. 156 НК).
Доходы, полученные плательщиками, в частности, от сдачи в аренду (финансовую аренду (лизинг)) имущества, находящегося на территории Республики Беларусь, признают доходами, полученными от источников в Республике Беларусь. Они подлежат налогообложению по ставке, предусмотренной п. 1 ст. 173 НК в размере 12 %. Следовательно, налоговую базу необходимо определять по совокупности доходов, полученных по трудовым договорам и от сдачи имущества в аренду.
Исчисление подоходного налога с физических лиц применительно ко всем доходам, в отношении которых применяется налоговая ставка в размере 12 %, налоговые агенты производят ежемесячно (п. 3 ст. 175 НК).
Для доходов, в отношении которых предусмотрена указанная налоговая ставка, налоговую базу следует определять как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, применяемых последовательно в соответствии со ст. 164–166 и 168 НК, с учетом особенностей, предусмотренных гл. 16 НК (п. 3 ст. 156 НК).
При определении размера налоговой базы согласно п. 3 ст. 156 НК плательщик имеет право применить, в частности, следующие стандартные налоговые вычеты:
– в размере 292 000 руб. в месяц – при получении дохода в сумме, не превышающей 1 766 000 руб. в месяц (подп. 1.1 п. 1 ст. 164 НК);
– в размере 81 000 руб. в месяц – на каждого ребенка до 18 лет и (или) каждого иждивенца (подп. 1.2 п. 1 ст. 164 НК).
Для правильного определения предельного размера дохода, необходимого для применения стандартного налогового вычета, установленного подп. 1.1 п. 1 ст. 164 НК, необходимо учитывать, что доходы, в отношении которых установлена одна налоговая ставка, должны суммироваться.
Учитывая то, что начиная с октября 2011 г. ежемесячный доход данного сотрудника будет равен 1 950 000 руб. (1 100 000 + 850 000), организация с этого месяца не вправе будет при определении налоговой базы уменьшить ее на установленный подп. 1.1 п. 1 ст. 164 НК стандартный налоговый вычет.
Таким образом, размер налоговой базы сотрудника за октябрь 2011 г. составит 1 869 000 руб. (1 950 000 – 81 000).
3 (477). Организация заключила с физическим лицом договор безвозмездного пользования в служебных целях принадлежащего ему автомобиля.
По условиям договора организация несет расходы по техническому обслуживанию этого автомобиля.
По условиям договора организация несет расходы по техническому обслуживанию этого автомобиля.
Являются ли указанные расходы организации доходом физического лица, подлежащим обложению подоходным налогом?
Нет.
Объектом обложения подоходным налогом признают доходы, полученные плательщиками от источников в Республике Беларусь (ст. 153 НК). К таким доходам относят, в частности, доходы, полученные от иного использования имущества, находящегося на территории Республики Беларусь, включая стоимость улучшения имущества, находившегося в пользовании других лиц и возвращенного его собственнику (за исключением случаев, когда улучшение явилось следствием капитального ремонта, проведение которого было обусловлено чрезвычайными обстоятельствами (пожар, авария, стихийное бедствие, дорожно-транспортное происшествие и иные аналогичные обстоятельства, в т.ч. форс-мажорные)) (подп. 1.4 п. 1 ст. 154 НК).
К таким доходам следует относить и расходы организации по техническому обслуживанию находящегося в ее пользовании автомобиля.
Вместе с тем при решении вопроса о налогообложении указанных доходов следует учитывать положения Гражданского кодекса РБ (далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – ГК).
Так, по договору безвозмездного пользования (договору ссуды) одна сторона (ссудодатель) обязуется передать или передает вещь в безвозмездное временное пользование другой стороне (ссудополучателю), а последняя обязуется вернуть ту же вещь в том состоянии, в каком она ее получила, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором (п. 1 ст. 643 ГК).
При этом ссудополучатель обязан поддерживать вещь, полученную в безвозмездное пользование, в исправном состоянии, включая осуществление текущего и капитального ремонта, и нести все расходы по ее содержанию, если иное не предусмотрено договором безвозмездного пользования (ст. 649 ГК).
Таким образом, организация, которая несет расходы по техническому обслуживанию переданного ей в безвозмездное пользование автомобиля, выполняет требования ГК. Так как техническое обслуживание организацией автомобиля предусмотрено договором, указанные расходы не будут являться для физического лица (собственника имущества) доходом, подлежащим налогообложению.
Также, учитывая, что такие расходы не улучшают находящееся в пользовании организации имущество, они не будут признаваться для собственника объектом обложения подоходным налогом и после его возвращения.
4 (478). Организация заключила с физическим лицом (арендодатель) договор аренды автомобиля. В процессе использования автомобиля организация произвела его ремонт.
Рассмотрим вопросы, возникшие в такой ситуации.
4.1. Являются ли расходы организации по ремонту арендованного автомобиля доходом физического лица?
Являются.
При определении налоговой базы по подоходному налогу учитывают все доходы плательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме (п. 1 ст. 156 НК).
При этом к доходам, полученным плательщиком в натуральной форме, в частности, относят:
– оплату (полностью или частично) за него организациями или физическими лицами товаров (работ, услуг), иного имущества или имущественных прав, в т.ч. коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в интересах плательщика;
– полученные плательщиком товары, выполненные в его интересах работы (оказанные услуги) на безвозмездной основе (п. 2 ст. 157 НК).
Таким образом, расходы организации по ремонту арендованного ею автомобиля относят к доходам, полученным физическим лицом – арендодателем в натуральной форме.
4.2. Надо ли указанный доход облагать подоходным налогом?
Это зависит от условий договора аренды.
Объектом обложения подоходным налогом признают доходы, полученные плательщиками от источников в Республике Беларусь (ст. 153 НК). К ним, в частности, относят доходы, полученные от сдачи в аренду (финансовую аренду (лизинг)) имущества, находящегося на территории Республики Беларусь, включая стоимость улучшения этого имущества, находившегося в пользовании других лиц и возвращенного его собственнику (за исключением случаев, когда улучшение явилось следствием капитального ремонта, проведение которого было обусловлено чрезвычайными обстоятельствами (пожар, авария, стихийное бедствие, дорожно-транспортное происшествие и иные аналогичные обстоятельства, в т.ч. форс-мажорные)) (подп. 1.4 п. 1 ст. 154 НК).
Вместе с тем при решении вопроса о налогообложении таких доходов следует учитывать положения ГК.
Так, арендатор обязан поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества, если иное не установлено законодательством или договором аренды (п. 2 ст. 587).
Таким образом, вопрос о признании расходов организации на ремонт арендованного ею автомобиля доходом арендодателя, полученным в натуральной форме, следует решать с учетом условий, предусмотренных договором аренды.
Пример 1
Договором аренды обязанности по несению расходов на ремонт автомобиля возложены на арендодателя.
Договором аренды обязанности по несению расходов на ремонт автомобиля возложены на арендодателя.
В данном случае расходы организации на ремонт автомобиля признают доходом арендодателя как собственника автомобиля. Они подлежат обложению подоходным налогом.
При этом облагаемый доход арендодателя будет складываться из суммы арендной платы и стоимости ремонта автомобиля.
Налогообложение рассматриваемых доходов, источником выплаты которых являются организации или индивидуальные предприниматели, производят по ставке 12 % (п. 1 ст. 173 НК).
Удержание у плательщика исчисленной суммы подоходного налога с физических лиц производит налоговый агент за счет любых денежных средств, выплачиваемых им плательщику, при фактической выплате указанных денежных средств плательщику либо по его поручению третьим лицам (п. 8 ст. 175 НК).
На основании изложенного организация-арендатор как источник выплаты дохода в натуральной форме обязана удержать исчисленный со стоимости ремонта арендованного ею автомобиля подоходный налог с суммы подлежащей к выплате арендной платы.
Таким образом, к выплате арендодателю будет причитаться сумма арендной платы за минусом:
– суммы подоходного налога, исчисленного с этой арендной платы;
– суммы подоходного налога, исчисленного с дохода, полученного им в натуральной форме.
Отметим, что организация как налоговый агент при выплате плательщикам доходов в натуральной форме обязана перечислять в бюджет исчисленные и удержанные суммы подоходного налога с физических лиц не позднее дня, следующего за днем фактического удержания исчисленных сумм подоходного налога (п. 9 ст. 175 НК).
Пример 2
Договором аренды обязанности по несению расходов на ремонт автомобиля возложены на арендатора.
В этом случае указанные расходы не признают доходом физического лица – арендодателя. Они не подлежат обложению подоходным налогом.
Анна Павлова, экономист
Налогообложение
5 (479). Комитент – иностранный резидент поручил белорусскому комиссионеру реализовать на территории Республики Беларусь ввозимый с территории Украины товар.
Вправе ли комиссионер предъявить НДС покупателю при реализации указанного товара?
Нет.
При реализации комиссионером (поверенным) товаров (работ, услуг), имущественных прав на основании договоров комиссии, поручения и иных аналогичных гражданско-правовых договоров покупателю выделяют суммы НДС, исчисленные (п. 7 ст. 105 НК):
– комитентом (доверителем) в случае, если комитент (доверитель) является плательщиком НДС в Республике Беларусь;
– комиссионером (поверенным) по товарам (работам, услугам), имущественным правам комитентов (доверителей), местом реализации которых является Республика Беларусь.
Таким образом, даже если комитент сформировал стоимость товара для реализации на территории Республики Беларусь с учетом НДС, комиссионер при реализации товара иностранного комитента белорусскому покупателю при выписке первичного учетного документа не вправе указать эту сумму НДС, поскольку комитент не является плательщиком НДС в Республике Беларусь.
При осуществлении посреднической деятельности налоговую базу НДС определяют как сумму, полученную в виде вознаграждений по договорам поручения, комиссии и иным аналогичным гражданско-правовым договорам (п. 5 ст. 98 НК).
Как следует из п. 1 ст. 105 НК, при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав по свободным отпускным ценам (с учетом акцизов для подакцизных товаров) или тарифам плательщик дополнительно к цене (тарифу) товаров (работ, услуг), имущественных прав обязан предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг), имущественных прав соответствующую сумму НДС.
Учитывая изложенное, комиссионер предъявляет НДС из комиссионного вознаграждения комитенту, а не покупателю.
6 (480). Товары, ввезенные из Российской Федерации, были реализованы по договору купли-продажи в Литовскую Республику с применением нулевой ставки НДС.
Подлежит ли вычету в полном объеме НДС, уплаченный при ввозе товаров из Российской Федерации?
Вычет сумм НДС производят в полном объеме по товарам (работам, услугам), при реализации которых обложение налогом осуществляется по ставке 0 %:
1) при наличии у плательщика (в случаях, установленных ст. 102 НК, – при представлении плательщиком в налоговый орган по месту постановки на учет) документов, предусмотренных пп. 2–9 ст. 102 НК;
2) при поступлении выручки от реализации этих товаров (работ, услуг) на счета плательщиков в банках РБ либо на открытые на основании разрешения Нацбанка счета плательщиков в банках, являющихся таковыми в соответствии с законодательством иностранного государства, с местом нахождения за пределами территории Республики Беларусь или в случае ввоза товаров, выполнения работ, оказания услуг по осуществляемым в соответствии с законодательством товарообменным (бартерным) операциям, операциям товарного займа (подп. 23.1 п. 23 ст. 107 НК).
Вычет сумм НДС производят в полном объеме при прекращении обязательств по расчетам за облагаемые по ставке 0 % товары (работы, услуги) способами, определенными законодательством и предусматривающими непоступление выручки (денежных средств) на счета плательщиков. В этом случае наряду с документами, предусмотренными пп. 2–9 ст. 102 НК, у плательщика должны быть документы, подтверждающие прекращение обязательств такими способами.
Следовательно, если у плательщика нарастающим итогом с начала года имеются только обороты с нулевой ставкой НДС, по которым выполнены условия подп. 23.1 п. 23 ст. 107 НК, то вся сумма НДС, уплаченного при ввозе товаров из Российской Федерации, будет принята к вычету в полном объеме, равно как и остальные суммы "входного" налога.
Если же у плательщика имеются обороты по реализации, по которым вычет НДС осуществляется в различном порядке, то не вся сумма налоговых вычетов, имеющихся у плательщика, будет относиться к обороту с нулевой ставкой НДС, а только ее часть, определенная методом удельного веса (отношением оборота с нулевой ставкой НДС, по которому выполнены условия подп. 23.1 п. 23 ст. 107 НК, к общей сумме оборотов и умножением на всю сумму налоговых вычетов нарастающим итогом с начала года).
Таким образом, вычету в полном объеме будет подлежать только часть суммы НДС, уплаченного при ввозе товаров из Российской Федерации, распределяемого по удельному весу в составе общей суммы налоговых вычетов.
Возможен и такой вариант. Если в учетной политике прописан метод раздельного учета налоговых вычетов, приходящихся к оборотам с нулевой ставкой НДС, то при выполнении условия подп. 23.1 п. 23 ст. 107 НК сумма НДС при ввозе товара из Российской Федерации, реализованного с нулевой ставкой НДС в Литву, будет подлежать вычету в полном объеме без распределения на другие обороты.
Наталья Нехай, экономист
7 (481). Госкомимущество уполномочено управлять 75 % акций ОАО. В то же время ОАО входит в состав концерна "Белгоспищепром".
В чей инновационный фонд ОАО должно уплачивать отчисления – в инновационный фонд Госкомимущества или в инновационный фонд концерна "Белгоспищепром"?
В инновационный фонд Госкомимущества.
Хозяйственные общества, акции (доли в уставных фондах) которых принадлежат Республике Беларусь и (или) ее административно-территориальным единицам, производят отчисления в инновационные фонды государственных органов (организаций), уполномоченных управлять указанными акциями (долями в уставных фондах), пропорционально доле государственной собственности. При этом хозяйственные общества производят отчисления в инновационный фонд государственного органа (организации), который уполномочен управлять наибольшим количеством акций (долей в уставном фонде) (п. 3-1 Положения о порядке формирования и использования средств инновационных фондов, утвержденного Указом Президента РБ от 07.12.2009 № 596, с изменениями и дополнениями (далее – Положение)).
Разделения платежей по ведомственной принадлежности в данном случае ни Положением, ни утвердившим его Указом не установлено.
В связи с этим ОАО обязано осуществлять отчисления в инновационный фонд Госкомимущества пропорционально доле государственной собственности, поскольку этот государственный орган уполномочен управлять 75 % акций данного общества.
Александр Светлаков, экономист
Командировочные расходы
8 (482). Работник организации по возвращении из командировки из г. Бреста представил подтверждающие документы об оплате постельных принадлежностей. При этом согласно железнодорожному билету поезд следовал в дневное время суток.
Подлежит ли возмещению сотруднику данный вид расходов и относятся ли данные расходы на затраты в целях налогового учета?
Расходы могут быть возмещены работнику и включены в затраты, учитываемые при налогообложении.
В вагонах со спальными местами пассажирам на весь путь следования выдают постельные принадлежности (матрац, подушку и одеяло) и комплект постельного белья за отдельную плату (п. 55 Правил перевозок пассажиров и багажа железнодорожным транспортом общего пользования в Республике Беларусь, утвержденных постановлением Минтранса РБ от 21.04.2008 № 57). Пользоваться постельными принадлежностями без полного комплекта постельного белья, а также использовать личное постельное белье запрещено (основание – Санитарные правила и нормы 2.5.4.13-35-2006 "Гигиенические требования к организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РБ от 23.11.2006 № 167).
Командированному работнику следует возмещать расходы по бронированию билетов, за пользование в поездах постельными принадлежностями при проезде к месту командировки и обратно в плацкартных, купейных и мягких вагонах при наличии подтверждения их оплаты (подп. 6.1 п. 6 Инструкции о порядке и размерах возмещения расходов при служебных командировках в пределах Республики Беларусь, утвержденных постановлением Минфина РБ от 12.04.2000 № 35).
Таким образом, в нормативных документах нет исключений по возмещению затрат на постельные принадлежности в случае использования их в дневное время.
Затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемые при налогообложении, представляют собой стоимостную оценку использованных в процессе производства и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных средств, нематериальных активов, трудовых ресурсов и иных расходов на их производство и реализацию, отражаемых в бухгалтерском учете (п. 1 ст. 130 НК). К затратам, неучитываемым при налогообложении прибыли, следует относить затраты на командировки, произведенные сверх норм, установленных в порядке, предусмотренном ТК (подп. 1.6 п. 1 ст. 131 НК).
Таким образом, НК допускает включение расходов на командировки работников в затраты по производству и реализации продукции, учитываемые при налогообложении в соответствии с нормами, установленными в порядке, определенном ТК. Значит, в указанные затраты есть основания включать фактически произведенные и документально подтвержденные расходы на приобретение комплекта постельного белья.
Марина Лебецкая, аудитор
9 (483). Нужно ли возмещать сотруднику организации, командированному из г. Минска за границу, расходы по проезду в Национальный аэропорт "Минск-2"?
Такие расходы можно возместить на основании подтверждающих документов.
Служебной командировкой признают поездку работника по распоряжению нанимателя на определенный срок в другую местность для выполнения служебного задания вне места его постоянной работы (ст. 91 Трудового кодекса РБ (далее – ТК)).
При служебных командировках наниматель обязан выдать аванс и возместить работнику помимо иных расходы по проезду к месту служебной командировки и обратно (ст. 95 ТК).
Командированному работнику при обязательном представлении подтверждающих документов в оригинале следует возместить расходы по проезду воздушным, железнодорожным, водным и автомобильным пассажирским транспортом общего пользования регулярного международного сообщения до места командирования и обратно, а также по проезду на вокзал, в аэропорт, на пристань и с вокзала, из аэропорта или с пристани на внутренних линиях водного, воздушного, автомобильного пассажирского транспорта общего пользования (кроме такси) либо в пассажирских поездах или вагонах во внутригосударственном сообщении к месту отправления, назначения и пересадок, если они находятся за пределами населенного пункта (кроме случаев, если работнику предоставляются бесплатные средства перемещения). Транспортные расходы в пределах пункта командирования оплачиваются за счет суточных и возмещению не подлежат (пп. 11–13 Инструкции о порядке и условиях предоставления гарантий и компенсаций при служебных командировках за границу, утвержденной постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 30.07.2010 № 115 (далее – Инструкция № 115)).
Земельный участок Республиканского унитарного предприятия "Национальный аэропорт Минск" входит в городскую черту г. Минска (Указ Президента РБ от 13.12.2000 № 675 "О включении г.п. Сокол в состав г. Минска и земельного участка Республиканского унитарного предприятия "Национальный аэропорт Минск" в городскую черту г. Минска"). При этом данный земельный участок находится далеко за пределами Минской кольцевой автомобильной дороги.
Единственный вид пассажирского транспорта, услугами которого можно воспользоваться для проезда в Национальный аэропорт "Минск-2", является пригородный автобус "Минск – Национальный аэропорт "Минск-2". Стоимость проезда в нем более чем в 6 раз превышает стоимость проезда в городском общественном транспорте.
Учитывая особенность расположения Национального аэропорта "Минск-2", полагаем возможным в данной ситуации нанимателю самостоятельно принимать решение о возмещении сотруднику, командированному за границу из г. Минска, стоимости проезда от г. Минска до Национального аэропорта "Минск-2" (и обратно) на пригородном автобусе "Минск – Национальный аэропорт "Минск-2" на основании подтверждающих документов в оригинале.
Д-т 26 и др. – К-т 71
– на сумму расходов по оплате стоимости проезда от г. Минска до аэропорта "Минск-2"*.
– на сумму расходов по оплате стоимости проезда от г. Минска до аэропорта "Минск-2"*.
________________________
* Корреспонденция счетов составлена редакцией.
Надежда Египцева, экономист
Учет в строительстве
10 (484). Правомерно ли включать в сметную документацию и в состав расходов для целей бухгалтерского учета дополнительные затраты на транспортировку материалов до перевалочной базы?
Правомерно.
При строительстве объектов на застроенной территории, если проектом организации строительства предусмотрено устройство перевалочной базы для складирования материалов, изделий и конструкций, дополнительные затраты на транспортировку и погрузочно-разгрузочные работы определяют отдельным расчетом исходя из количества материалов, изделий и конструкций, завозимых на перевалочную базу.
Сметными нормами не учтены и в случае, когда при соответствующем обосновании это предусматривается проектом организации строительства, в гл. 8 сводного сметного расчета "Временные здания и сооружения" включаются дополнительно следующие средства: на устройство перевалочной базы для складирования материалов, изделий и конструкций при строительстве в стесненных условиях застроенной части городов (п. 1.5 Сборника ресурсно-сметных норм затрат на строительство временных зданий и сооружений (РСН 8.01.102-2007), утвержденного приказом Минстройархитектуры РБ от 12.11.2007 № 364).
Ресурсно-сметные нормы предусматривают усредненные условия и методы производства работ, учитывают весь комплекс строительных процессов, необходимых для выполнения работ (п. 1.9 Указаний по применению ресурсно-сметных норм (РДС 8.01.104-02), утвержденных приказом Минстройархитектуры РБ от 28.02.2002 № 92). В связи с этим нормы не корректируют.
При строительстве объектов на застроенной территории, если проектом организации строительства предусмотрено устройство перевалочной базы для складирования материалов, изделий и конструкций, дополнительные затраты на транспортировку и погрузочно-разгрузочные работы определяют отдельным расчетом исходя из количества материалов, изделий и конструкций, завозимых на перевалочную базу (п. 1.10 РДС 8.01.104-02).
Следовательно, в сметную документацию в этом случае включают дополнительные затраты на транспортирование материалов до перевалочной базы и погрузочно-разгрузочные работы, которые определяют отдельным расчетом исходя из количества и номенклатуры материалов и конструкций, завезенных на перевалочную базу.
При этом устройство перевалочной базы должно быть экономически обосновано в проекте организации строительства.
В целях полного и достоверного формирования стоимости объекта строительства затраты на строительство в бухгалтерском учете подразделяют на затраты, увеличивающие стоимость объектов учета, и затраты, не увеличивающие их стоимость. Затраты, увеличивающие стоимость объекта строительства, подразделяются на затраты, предусматриваемые и не предусматриваемые сводным сметным расчетом стоимости строительства (далее – сводный сметный расчет). К затратам, предусматриваемым сводным сметным расчетом, относят затраты, включаемые в соответствии с установленным порядком в сводный сметный расчет.
Значит, если указанные в вопросе расходы обоснованы и включены в сводный сметный расчет, то они подлежат отражению в составе расходов для целей бухгалтерского учета.
К затратам, не предусматриваемым сводным сметным расчетом, относят затраты, невключаемые в сводный сметный расчет, но увеличивающие учетную стоимость объекта строительства. В перечне затрат, указанном в п. 7 Инструкции о порядке определения стоимости объекта строительства в бухгалтерском учете, утвержденной постановлением Минстройархитектуры РБ от 14.05.2007 № 10, прямо транспортные расходы не поименованы, однако указана статья "другие затраты, непосредственно связанные со строительством". Таким образом, если транспортные расходы (приведенные в вопросе) обоснованы (в части производственной необходимости) и определены отдельным расчетом, то они также формируют стоимость строительства.
Татьяна Сукристик, аудитор
Организация деятельности субъектов хозяйствования
11 (485). Подлежит ли передаче в электронный банк данных бланков документов и документов с определенной степенью защиты и печатной продукции информация об изготовлении и реализации бланков квитанции формы KB-1?
Не подлежит с 19 августа 2011 г.
С 19 августа 2011 г. вступило в силу постановление Совета Министров РБ от 06.07.2011 № 912 "О вопросах создания и ведения электронного банка данных бланков документов и документов с определенной степенью защиты и печатной продукции, признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь" (далее – постановление № 912), принятое в целях упрощения налогового администрирования и устранения множественности нормативных правовых актов, регулирующих вопросы оборота отдельных видов бланков строгой отчетности.
Электронный банк данных бланков документов и документов с определенной степенью защиты и печатной продукции (далее – электронный банк данных) создан на базе электронного банка данных об изготовленных и реализованных бланках первичных учетных документов и контрольных знаках (далее – ЭБД). Постановлением № 912 утверждены Положение о порядке ведения электронного банка данных, а также перечень бланков документов и документов с определенной степенью защиты и печатной продукции, информация о которых подлежит включению в электронный банк данных, перечень организаций, осуществляющих их изготовление и реализацию (выдачу).
Перечень бланков документов с определенной степенью защиты, информация о которых подлежит включению в электронный банк данных, утвержденный постановлением № 912 (далее – перечень бланков, утвержденный постановлением № 912), включает в себя 6 видов бланков:
– бланки квитанции о приеме наличных денежных средств при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг) без применения кассовых суммирующих аппаратов и (или) специальных компьютерных систем и платежных терминалов;
– комплект квитанций формы 0402370004;
– бланк реестра сделок участника биржевой торговли;
– бланки приходного кассового ордера;
– бланки товарно-транспортной накладной;
– бланки товарной накладной.
Ранее перечень бланков документов, информация о которых подлежала включению в ЭБД, был установлен постановлением МНС РБ от 05.04.2002 № 43 "О бланках первичных учетных документов, информация об изготовлении и реализации которых подлежит внесению в электронный банк данных об изготовленных и реализованных бланках первичных учетных документов и контрольных знаках" и включал в себя виды бланков, в т.ч. не указанные во вновь утвержденном постановлением № 912 перечне, в частности бланки квитанции формы KB-1.
Таким образом, информация о бланках, не включенных в перечень бланков, утвержденный постановлением № 912, в т.ч. о бланках квитанции формы KB-1, с 19 августа 2011 г. передаче в электронный банк данных его участниками не подлежит.
Александр Светлаков, экономист
12 (486). Организация открывает пункт мойки автомобилей. Прием наличных денежных средств она планирует производить с использованием автоматического электронного аппарата, оснащенного купюроприемником.
Как правильно осуществлять прием денежных средств с использованием данного оборудования?
При реализации товаров (работ, услуг) за наличный расчет плательщик обязан обеспечивать прием наличных денежных средств в порядке, определяемом законодательством (подп. 1.13 п. 1 ст. 22 НК).
С 14 октября 2011 г. такой порядок регулируют постановление Совета Министров и Нацбанка РБ от 06.07.2011 № 924/16 "Об использовании кассового оборудования, платежных терминалов, автоматических электронных аппаратов, торговых автоматов и о приеме наличных денежных средств, банковских пластиковых карточек в качестве средства осуществления расчетов на территории Республики Беларусь при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг, осуществлении деятельности в сфере игорного бизнеса, лотерейной деятельности, проведении электронных интерактивных игр" и утвержденное им Положение (далее – по тексту рубрики "Вопрос –ответ" – постановление № 924/16 и Положение № 924/16 соответственно)*.
__________________
* Гл. бухгалтер. – 2011. – № 28. – С. 12–24.
Названными документами определено, что юридические лица (индивидуальные предприниматели) вправе до 1 июля 2012 г. принимать наличные денежные средства без кассового оборудования и (или) платежных терминалов при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг с использованием автоматических электронных аппаратов (торговых автоматов) (подп. 2.1 п. 2 постановления № 924/16, подп. 31.4 п. 31 Положения № 924/16).
В таких случаях прием наличных денежных средств при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг надо осуществлять с отражением в приходных кассовых ордерах по окончании рабочего дня (смены) общей суммы выручки за рабочий день (смену) (п. 33 Положения № 924/16).
Изъятие наличных денежных средств из автоматических электронных аппаратов нужно осуществлять не реже чем один раз в 7 дней. При этом должен быть обеспечен раздельный учет (в произвольной форме) принятых наличных денежных средств, изымаемых из автоматических аппаратов.
С 1 июля 2012 г. прием наличных денежных средств и (или) банковских пластиковых карточек надо производить только с применением автоматических электронных аппаратов, торговых автоматов, со встроенным кассовым оборудованием для обеспечения регистрации и некорректируемого учета принятых наличных денежных средств и печати платежного документа либо средством контроля налоговых органов (подп. 2.2 п. 2 постановления № 924/16).
13 (488). Организация осуществляет розничную торговлю на рынках. Прием наличных денежных средств она производила с применением отрывных талонов 20-фс. С 1 октября 2011 г.постановление Минфина РБ от 29.10.1999 № 311, которым была утверждена эта форма талона, утратило силу. Однако у организации осталось некоторое количество неиспользованных талонов.
Что делать с такими талонами?
Талоны формы 20-фс (квитанции формы КВ-1) можно применять (причем до полного их использования), если только эти документы организация приобрела до 19 августа 2011 г.
Важно! Данное разъяснение содержит письмо МНС РБ от 25.08.2011 № 8-2-9/1522.
Если указанные талоны закончились, организация должна прием наличных денежных средств при реализации товаров оформлять квитанцией о приеме наличных денежных средств при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг) без применения кассовых суммирующих аппаратов и (или) специальных компьютерных систем и платежных терминалов. Ее форма утверждена постановлением МНС РБ от 23.08.2011 № 34 (приложение 1)*.
_______________________
* Гл. бухгалтер. – 2011. – № 35. – С. 10–11.
Иван Данилов, экономист