НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
1 (26). Организация оформила подписку на 1-е полугодие 2011 г. на журнал "Главный Бухгалтер". Подписка оплачивалась по безналичному расчету. При выписке платежного поручения в ноябре 2010 г. бухгалтер ошибочно не указала сумму НДС из стоимости подписки, которая была выделена в счете-фактуре на подписку.
Вправе ли организация в 2011 г. зачесть сумму "входного" налога по подписке на основании счета-фактуры?
Такого права у организации нет.
Вычет НДС производится по приобретенным по подписке периодическим изданиям на основании расчетных документов, в которых указана сумма НДС (п. 5 ст. 107 Налогового кодекса РБ, далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – НК).
Расчетный документ – платежная инструкция (платежное поручение, платежное требование-поручение, платежное требование). Такое определение содержится в подп. 1.34 п. 1 Инструкции о банковском переводе, утвержденной постановлением Нацбанка РБ от 29.03.2001 № 66.
Таким образом, вычет НДС возможен только на основании расчетного документа, в котором сумма НДС выделена. Если в расчетном документе (платежном поручении) не указана сумма налога, то вычет ее на основании счета-фактуры будет неправомочным.
Следует помнить, что при наличии необходимых документов вычет НДС следует производить ежемесячно в течение полугодия по мере получения изданий.
Д-т 97 – К-т 51
– оплачена подписка на журнал на полугодие;
– оплачена подписка на журнал на полугодие;
Д-т 20, 25 и др. – К-т 97
– ежемесячно на стоимость полученного журнала (без НДС);
Д-т 18 – К-т 97
– ежемесячно на сумму НДС, приходящуюся на стоимость полученного журнала;
Д-т 68 – К-т 18
– ежемесячно принимается к вычету НДС*.
__________________________
* Проводки составлены редакцией.
Данный порядок применялся и в 2010 г.
2 (27). Белорусский подрядчик заключил договор на выполнение субподрядных работ на территории Республики Беларусь с резидентом Литовской Республики, осуществляющим деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство.
Кто является плательщиком НДС по объему субподрядных работ в данной ситуации?
Плательщиком НДС по субподрядным работам является литовская организация.
Полагаем, что данный вопрос возник в связи с нормой п. 1 ст. 92 НК. Она гласит, что при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь иностранными организациями, не осуществляющими деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство и не состоящими в связи с этим на учете в налоговых органах РБ,обязанность по исчислению и перечислению в бюджет НДС возлагается на состоящие на учете в налоговых органах РБ организации и индивидуальных предпринимателей, приобретающих данные товары (работы, услуги), имущественные права.
В приведенной ситуации следует руководствоваться нормой п. 2 ст. 92 НК: иностранные организации, в т.ч. генеральные подрядчики, субподрядчики, осуществляющие строительство или сборку объектов и состоящие на учете в налоговых органах РБ, уплачивают НДС с начала осуществления такой деятельности на территории Республики Беларусь.
Налоговая база НДС при реализации подрядчиками строительных работ (включая проектные работы), выполненных с участием субподрядчиков, определяется подрядчиком как стоимость работ, выполненных собственными силами (п. 17 ст. 98 НК).
Таким образом, подрядчик в рассматриваемой ситуации уплачивает НДС по объему работ, выполненных собственными силами. Плательщиком НДС по ст. 92 НК он не выступает, поскольку литовская организация осуществляет деятельность на территории Республики Беларусь через постоянное представительство, которое будет самостоятельно уплачивать НДС по собственному объему работ.
Заказчику подрядчиком предъявляется как сумма НДС по собственному объему работ, так и сумма НДС, предъявленная субподрядчиком подрядчику в первичном учетном документе (п. 7 ст. 105 НК).
Данный порядок применялся и в 2010 г.
3 (28). Организация "А" простила строительной организации "Б" задолженность за поставленные организацией "А" материалы, которую списала за счет собственных средств. У организации "Б" образовался внереализационный доход.
Следует ли организации "Б" восстанавливать сумму НДС по материалам, принятую к вычету?
Организации "Б" следует восстановить НДС по материалам, принятый к вычету, и отнести его на внереализационные расходы.
Не подлежат вычету суммы налога по товарам (работам, услугам), имущественным правам, по которым кредиторская задолженность списывается на финансовые результаты. Указанные суммы НДС относятся на финансовые результаты (подп. 19.6 п. 19 ст. 107 НК).
Суммы НДС, принятые к вычету до момента списания кредиторской задолженности, подлежат восстановлению (по основным средствам – исходя из их остаточной стоимости). Указанные суммы НДС включаются во внереализационные расходы.
Таким образом, если НДС по материалам, предъявленный организацией "А", принят организацией "Б" к вычету в связи с применением метода определения выручки "по отгрузке", то при отнесении прощенной задолженности на внереализационные доходы его следует восстановить.
Во внереализационные расходы включаются суммы НДС при списании кредиторской задолженности в состав внереализационных доходов. Такие расходы отражаются в том налоговом периоде, в котором суммы кредиторской задолженности подлежат включению в состав внереализационных доходов (подп. 3.5 п. 3 ст. 129 НК).
В учете следуют записи:
Обращаем внимание, что положения подп. 19.6 п. 19 ст. 107 НК не применяются в отношении сумм НДС, уплаченных при ввозе товаров на таможенную территорию Республики Беларусь.
4 (29). В какой момент принимается к вычету НДС по товару, приобретенному работником за наличный расчет?
При приобретении товара работником за наличный расчет порядок вычета НДС зависит от метода определения выручки.
Если организация определяет выручку по мере отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг), суммы налога, уплаченные при приобретении работником товара за наличный расчет, могут быть приняты к вычету после составления работником авансового отчета с приложением документов на вычет и отражения данной суммы в бухгалтерском учете и книге покупок (если книга покупок ведется организацией) независимо от факта возмещения работнику затраченных денежных средств.
Если организация определяет выручку по мере оплаты, то для вычета НДС кроме изложенного необходимо еще осуществление расчета с работником. Объясняется этот вывод нормой п. 6 ст. 107 НК.
Она предусматривает, что вычетам подлежат:
– предъявленные плательщику суммы НДС при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав независимо от периода погашения задолженности за приобретаемые товары (работы, услуги), имущественные права либо уплаченные плательщиком при ввозе товаров на территорию Республики Беларусь после их отражения в бухгалтерском учете и книге покупок, если ведение книги покупок осуществляется плательщиком, – для плательщиков, определяющих момент фактической реализации "по отгрузке";
– фактически уплаченные плательщиком суммы НДС при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав либо при ввозе товаров на территорию Республики Беларусь после отражения их в бухгалтерском учете и книге покупок, если ведение книги покупок осуществляется плательщиком, – для плательщиков, определяющих момент фактической реализации "по оплате".
Напомним, что для вычета суммы НДС по товарам, приобретенным за наличный расчет, должен иметься документ (товарный чек, кассовый чек), где указаны ставка НДС, по которой облагается данный товар, и сумма НДС. Ставка и сумма НДС должны быть заверены печатью или штампом продавца и подписью главного бухгалтера или лица, им уполномоченного (п. 4 ст. 105 НК).
Наталья Нехай, экономист
5 (30). В целях сокращения количества акционеров собранием акционерного общества в 2010 г. принято решение об уменьшении уставного фонда за счет снижения номинальной стоимости акций.
Учитывалась ли данная хозяйственная операция при исчислении налога на прибыль в 2010 г.?
При уменьшении номинальной стоимости акций образовавшаяся разница не включается в налогооблагаемую базу и не подлежит обложению налогом на прибыль.
Уменьшение уставного фонда акционерного общества может осуществляться путем снижения номинальной стоимости акций либо приобретения акционерным обществом части акций в целях сокращения их общего количества. Уменьшение уставного фонда акционерного общества путем приобретения этим обществом части акций в целях сокращения их общего количества допускается, если такая возможность предусмотрена уставом акционерного общества (ст. 75 Закона РБ от 09.12.1992 № 2020-ХII "О хозяйственных обществах" (с изменениями и дополнениями)).
Уменьшение уставного фонда акционерного общества необходимо отражать следующими бухгалтерскими записями:
Д-т 80 – К-т 75
– отражение задолженности по возврату вкладов учредителям (участникам) организации (после внесения изменений в учредительные документы);
Д-т 80 – К-т 81
– аннулирование выкупленных акционерным обществом собственных акций;
Д-т 80 – К-т 84
– отражение суммы снижения номинальной стоимости акций, если она не возвращается акционерам.
В 2010 г. объектом обложения налогом на прибыль признавались валовая прибыль, а также дивиденды и приравненные к ним доходы, признаваемые таковыми в соответствии с п. 1 ст. 35 НК, начисленные белорусскими организациями.
Валовой прибылью для белорусских организаций признается сумма прибыли от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и внереализационных доходов, уменьшенных на сумму внереализационных расходов (пп. 1 и 2 ст. 126 НК). Аналогичная норма сохранена и в 2011 г. в связи с внесенными изменениями в НК, которые вступили в силу с 1 января 2011 г.
Внереализационными доходами признаются доходы, полученные плательщиком при осуществлении своей деятельности и непосредственно не связанные с производством и реализацией товаров (работ, услуг), имущественных прав (ст. 128 НК).
В целях исчисления налога на прибыль разница, образовавшаяся в связи с уменьшением номинальной стоимости акций при уменьшении уставного фонда в перечне внереализационных доходов, не поименована. При уменьшении уставного фонда организации путем снижения номинальной стоимости акций отсутствует факт реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав.
6 (31). Унитарное предприятие в 2010 г. было включено в перечень организаций, освобождаемых с 1 января по 31 декабря 2010 г. от уплаты в бюджет суммы превышения налогов в соответствии с Указом Президента РБот 19.04.2010 № 187 "О стимулировании в 2010 году развития промышленного производства" (далее – Указ № 187). Указом предусмотрено, что расчет суммы превышения налогов производится с учетом изменений налогового законодательства в 2010 г.
Какие изменения налогового законодательства следовало учитывать предприятию для обоснованного применения нормы Указа № 187 при расчете скорректированной суммы налогов, подлежавших уплате за 2010 г., по сравнению с соответствующим периодом 2009 г.?
С 1 января по 31 декабря 2010 г. освобождались от уплаты в бюджет суммы превышения налога на прибыль, подлежащего уплате в соответствующий период 2010 г., по сравнению с суммой налога, подлежавшего уплате в соответствующий период 2009 г., скорректированных согласно изменениям налогового законодательства в 2010 г. и увеличенных на коэффициент, учитывающий прогнозный индекс цен производителей промышленной продукции на 2010 г. и установленное соответствующим органом государственного управления индивидуальное задание по росту объема производства продукции (подп. 1.1 п. 1 Указа № 187). Отчетным периодом по налогу на прибыль признается (по выбору плательщиков) календарный месяц или календарный квартал. НК не предусмотрена утрата права на ежеквартальную уплату налога на прибыль в связи с использованием льгот, предусмотренных Указом № 187.
К основным показателям изменения налогового законодательства необходимо относить:
– изменение ставок по НДС и (или) налогу на прибыль;
– отмену налогов и (или) сборов (например, налога с продаж, сбора в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки), влияющих на исчисление налога на прибыль;
– отмену и (или) возникновения льгот по НДС и (или) налогу на прибыль;
– изменение в объекте обложения по НДС и (или) налогу на прибыль.
Понятие налогового законодательства РБ закреплено в ст. 3 НК и представляет собой систему принятых на основании и в соответствии с Конституцией РБ нормативных правовых актов, которая включает в себя:
– НК и принятые с учетом его положений законы, регулирующие вопросы налогообложения;
– декреты, указы и распоряжения Президента РБ, содержащие вопросы налогообложения;
– постановления Правительства РБ, регулирующие вопросы налогообложения и принимаемые на основании и во исполнение НК, принятых в соответствии с ним законов, регулирующих вопросы налогообложения, и актов Президента РБ;
– нормативные правовые акты республиканских органов государственного управления, органов местного управления и самоуправления, регулирующие вопросы налогообложения и издаваемые в случаях и в пределах, предусмотренных НК, а также принятыми на основании его законами, регулирующими вопросы налогообложения, актами Президента РБ и постановлениями Правительства РБ.
Ирина Петрович, аудитор
ОТЧИСЛЕНИЯ В ФСЗН
7 (32). Предприятие приобрело мягкие игрушки в качестве новогодних подарков для детей своих работников.
Следует ли начислять обязательные страховые взносы в Фонд социальной защиты населения Минтруда и соцзащиты РБ (далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – Фонд) на стоимость этих подарков?
Страховые взносы в Фонд на стоимость мягких игрушек начисляются в обязательном порядке.
Обязательные страховые взносы не начисляются на стоимость кондитерских наборов и билетов на детские представления в связи с праздником Нового года, выдаваемых работникам для детей. Такая норма содержится в п. 15 Перечня видов выплат, на которые не начисляются взносы по государственному социальному страхованию, в том числе по профессиональному пенсионному страхованию, в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты и по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Белорусское республиканское унитарное страховое предприятие "Белгосстрах", утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 25.01.1999 № 115 (с изменениями и дополнениями) (далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – Перечень).
Как видим, п. 15 Перечня содержит норму, конкретно определяющую новогодний подарок детям в виде кондитерских наборов, которые не облагаются взносами в Фонд. Следовательно, страховые взносы в Фонд на стоимость приобретенных мягких игрушек нужно начислять обязательно.
От редакции:
В приведенной ситуации организации можно посоветовать следующее. Суммы средств, затраченные нанимателем в связи с участием работников в спортивных, оздоровительных и культурно-массовых мероприятиях, не облагаются взносами в Фонд (п. 25 Перечня). Выдачу мягких игрушек можно оформить, например, как призы за участие работников в празднике, посвященном празднованию Нового года. В таком случае их стоимость не будет облагаться взносами в Фонд.
8 (33). Руководителем организации издан приказ о направлении работника на обучение в связи с необходимостью повышения квалификации.
Следует ли начислять обязательные страховые взносы в Фонд на сумму оплаты расходов за обучение данного работника?
Не следует при соблюдении определенных условий.
В случае направления работника предприятия на обучение в связи с производственной необходимостью по решению руководителя на основании заключенного предприятием договора с учреждением образования и если при этом программа обучения соответствует его профессиональным должностным обязанностям, обязательные страховые взносы в Фонд на сумму расходов, оплаченных за обучение в связи с повышением квалификации, не начисляются. Этот вывод обосновывается так.
Объектом для начисления обязательных страховых взносов в Фонд для работодателей и работающих граждан являются выплаты всех видов в денежном и (или) натуральном выражении, начисленные в пользу работающих граждан по всем основаниям независимо от источников финансирования, включая вознаграждения по гражданско-правовым договорам, кроме предусмотренных Перечнем, но не выше 4-кратной величины средней заработной платы работников в республике за месяц, предшествующий месяцу, за который уплачиваются обязательные страховые взносы (ст. 2 Закона РБ от 29.02.1996 № 138-ХIII "Об обязательных страховых взносах в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь" (с изменениями и дополнениями)).
Перечень не содержит конкретной нормы, свидетельствующей о неначислении обязательных страховых взносов в Фонд на суммы, выплачиваемые работнику организации в связи с направлением его на повышение квалификации.
В данном случае следует руководствоваться п. 6 Перечня, нормой которого предусмотрено следующее. Суммы, выплачиваемые в возмещение дополнительных расходов, связанных с выполнением работниками трудовых обязанностей, относятся к выплатам, на которые обязательные страховые взносы в Фонд не начисляются.
Справочно: повышение квалификации работников проводится в учреждениях образования. Положением об учреждении образования (подразделения учреждения образования), обеспечивающем повышение квалификации и переподготовку кадров, утвержденным постановлением Совета Министров РБ от 24.01.2008 № 103 (далее – Положение), определен перечень этих учреждений. К учреждениям образования относятся:
– академия;
– институт повышения квалификации и переподготовки кадров;
– институт развития образования;
– учебный центр подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров;
– учебный комбинат подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров;
– учебно-курсовой комбинат подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров;
– учебный пункт подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров;
– курсы повышения квалификации руководящих работников и специалистов.
Такие разъяснения приведены в п. 12 Положения.
К подразделениям учреждений образования на основании п. 13 Положения относятся:
– институт повышения квалификации и переподготовки кадров академии, университета;
– факультет повышения квалификации и переподготовки кадров высшего учебного заведения, государственных учреждений образования "Республиканский институт профессионального образования" и "Республиканский институт высшей школы";
– специальный факультет по переподготовке кадров высшего учебного заведения;
– отделение повышения квалификации и переподготовки кадров учреждения, обеспечивающего получение среднего специального образования;
– отделение по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации рабочих (служащих) учреждения, обеспечивающего получение профессионально-технического образования.
Владимир Грихутик, начальник контрольно-ревизионного отдела ФСЗН Минтруда и соцзащиты РБ