ПОДГОТОВКА К ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ: РАСХОДЫ НА МЕДИЦИНСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ
1 (34). Работник представил в бухгалтерию организации справку, выданную военкоматом, о том, что в период с 19 ноября по 2 декабря 2010 г. он находился на стационарном медицинском обследовании в организации здравоохранения для определения категории годности к военной службе.
Рассмотрим вопросы, которые возникли у бухгалтера в этой ситуации.
1.1. Должна ли организация оплатить работнику пропущенные рабочие дни?
Должна.
Работникам, направленным на диспансерное или стационарное обследование (лечение, медицинское освидетельствование), на время нахождения в организации здравоохранения сохраняются место работы (должность) и средний заработок по месту работы, а также возмещаются военным комиссариатом расходы по проезду к месту обследования (лечения, медицинского освидетельствования) и обратно по нормам, установленным Правительством РБ (ст. 340 Трудового кодекса РБ).
1.2. Как следует произвести расчет оплаты?
Пропущенные дни оплачиваются исходя из среднего заработка. Исчисление среднего заработка нужно производить с учетом норм гл. 3 Инструкции о порядке исчисления среднего заработка, сохраняемого в случаях, предусмотренных законодательством, утвержденной постановлением Минтруда РБ от 10.04.2000 № 47 (с изменениями и дополнениями).
Расчет оплаты необходимо производить в следующем порядке: заработную плату работника за сентябрь и октябрь 2010 г. надо разделить на количество отработанных дней за этот период. Определив среднедневной заработок, его следует умножить на количество пропущенных работником рабочих дней.
1.3. Подлежат ли компенсации указанные расходы организации?
Не подлежат.
Организациям независимо от форм собственности возмещаются расходы, понесенные в связи с предоставлением гарантий и компенсаций гражданам, призванным на военные сборы. Компенсацию расходов производят военные комиссариаты и воинские части (п. 2 постановления Совета Министров РБ от 17.12.2003 № 1642 "О финансировании мероприятий, связанных с исполнением гражданами РБ воинской обязанности"). В рассматриваемой ситуации работник на военные сборы не призван, следовательно, расходы, понесенные организацией, возмещению не подлежат.
Предусмотрена компенсация расходов, понесенных организациями и учреждениями образования по возмещению затрат гражданам по проезду к месту медицинского освидетельствования, обследования, лечения или переосвидетельствования и обратно. Военные комиссариаты производят ее по нормам, установленным для служебных командировок.
1.4. Следует ли начислять на указанную выплату взносы на обязательное социальное страхование в ФСЗН и страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний?
Да, следует.
Перечень видов выплат, на которые не начисляются взносы по государственному социальному страхованию, в том числе по профессиональному пенсионному страхованию, в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты и по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Белорусское республиканское унитарное страховое предприятие "Белгосстрах", утвержден постановлением Совета Министров РБ от 25.01.1999 № 115.
Указанный перечень не содержит такого вида выплаты, как средний заработок за время нахождения на стационарном медицинском обследовании для определения категории годности в воинской службе.
1.5. Нужно ли учитывать указанные расходы при налогообложении прибыли?
Нужно.
Затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемые при налогообложении, представляют собой стоимостную оценку использованных в процессе производства и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, природныхресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных средств, нематериальных активов, трудовых ресурсов и иных расходов на их производство и реализацию, отражаемых в бухгалтерском учете (п. 1 ст. 130 Налогового кодекса РБ (далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – НК)).
Затраты, неучитываемые при налогообложении, перечислены в ст. 131 НК. Перечень затрат не содержит выплаты, указанной в вопросе. Следовательно, расходы организации по оплате среднего заработка необходимо учитывать при расчете налога на прибыль на основании данных бухгалтерского учета.
Справочно: в настоящее время отсутствуют документы, регламентирующие порядок включения затрат в себестоимость продукции (работ, услуг) в целях бухгалтерского учета. С 27 ноября 2010 г. Основные положения по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг) (далее – Основные положения), утратили силу (см. постановление Минэкономики, Минфина и Минтруда и соцзащиты РБ от 20.10.2010 № 145/114/149). Однако ими все же следует руководствоваться хотя бы в рекомендательном плане. В элемент "Затраты на оплату труда" следовало включать выплаты за неотработанное время, в т.ч.:
– оплату времени нахождения работников в медицинских учреждениях на обследовании или осмотре, обязанных проходить такое обследование или осмотр;
– суммы среднего заработка работников за время выполнения государственных или общественных обязанностей.
Такая норма была установлена в подп. 14.1.9 п. 14 Основных положений.
Наталья Матюшева, экономист
НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
2 (35). Работник в 2010 г. работал по договору подряда в организации и не имел места основной работы (службы, учебы).
Должна ли организация представить в налоговый орган сведения о предоставленном стандартном налоговом вычете данному работнику?
Должна.
При отсутствии места основной работы (службы, учебы) стандартные налоговые вычеты должны быть предоставлены плательщику налоговым агентом по письменному заявлению плательщика при предъявлении трудовой книжки, а при отсутствии трудовой книжки – по письменному заявлению плательщика с указанием причины ее отсутствия.
Информацию о предоставлении плательщикам стандартных налоговых вычетов в указанных случаях налоговый агент направляет в налоговый орган по месту постановки его на учет по форме и в сроки, установленные МНС РБ (п. 3 ст. 164 НК).
Форма справки в настоящее время не утверждена.
Справочно: ранее форма такой справки была утверждена постановлением МНС РБ от 17.01.2007 № 9 (приложение 9). Ее следовало представлять в налоговый орган не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим календарным годом. Указанное постановление утратило силу с 1 января 2011 г. (постановление МНС РБ от 15.11.2010 № 82).
3 (36). Работник организации (далее – родитель) имеет ребенка-студента в возрасте 20 лет. Он представил справку о том, что ребенок обучается за границей и получает первое высшее образование.
Положен ли работнику стандартный налоговый вычет?
Положен при соблюдении определенных условий.
Родителю, имеющему ребенка-студента, положен стандартный налоговый вычет в размере 81 000 руб.
При определении размера налоговой базы плательщик имеет право применить стандартный налоговый вычет в размере 81 000 руб. в месяц на каждого иждивенца. Иждивенцами для родителей признаются студенты и учащиеся дневной формы обучения старше 18 лет, получающие среднее, первое высшее, первое среднее специальное или первое профессионально-техническое образование (подп. 1.2 п. 1 ст. 164 НК).
Стандартный налоговый вычет следует предоставлять, в частности, на основании справки учреждения образования о том, что лица старше 18 лет являются студентами или учащимися дневной формы обучения учреждения образования. В справках учреждений образования должен быть указан период времени, в течение которого данные лица являлись (являются) студентами и учащимися учреждений образования, а также то, что обучающийся получает среднее, первое высшее, первое среднее специальное или первое профессионально-техническое образование (п. 4 ст. 164 НК).
Таким образом, при соблюдении вышеназванных условий стандартный налоговый вычет может быть предоставлен вне зависимости от того, обучается студент в учреждениях образования в Республике Беларусь или за рубежом.
4 (37). Работник организации состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, строит квартиру и оплачивает кредит, проценты по нему, а также комиссионное вознаграждение банку за перечисление денежных средств по кредиту.
Какие расходы подлежат имущественному налоговому вычету?
Вычету подлежат все расходы, кроме комиссионного вознаграждения банку.
Работник организации имеет право на получение имущественного налогового вычета в размере расходов, понесенных на строительство индивидуального жилого дома или квартиры, а также на погашение кредитов банков Республики Беларусь, включая проценты по ним, за исключением процентов по просроченным кредитам и займам, просроченных процентов по ним, фактически израсходованных ими на строительство на территории РБ индивидуального жилого дома или квартиры (подп. 1.1 п. 1 ст. 166 НК).
Комиссионное вознаграждение банку за перечисление денежных средств в сумму понесенных расходов для получения имущественного налогового вычета включать не следует, так как это не предусмотрено ст. 166 НК.
Николай Савельев, экономист
5 (38). Организация в течение 2010 г. осуществляла реконструкцию производственного здания, а также производила финансирование проектных работ по созданию объектов благоустройства на территории данного объекта.
Возможно ли такие проектные работы, а также созданные объекты благоустройства отнести к капитальным вложениям производственного назначения для применения льготы по налогу на прибыль в 2010 г.?
Возможно при соблюдении определенных условий.
Создание объектов благоустройства, расположенных на территории производственного объекта, участвующего в предпринимательской деятельности, и являющихся неотъемлемой частью строительных работ, признается капитальными вложениями для применения льготы по налогу на прибыль.
Данный вывод обосновывается следующим.
В 2010 г. прибыль организаций, направленная на финансирование капитальных вложений производственного назначения и жилищного строительства, а также на погашение кредитов банков, полученных и использованных на эти цели, освобождалась от обложения налогом на прибыль (подп. 1.1 п. 1 ст. 140 НК). Льгота на капитальные вложения, предусмотренная названным подпунктом, применялась при одновременном соблюдении таких условий, как:
– осуществление фактических затрат по оплате капитальных вложений;
– фактическое получение объектов капитальных вложений;
– отсутствие в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении объектов сверхнормативного незавершенного строительства производственного назначения, за исключением случаев завершения строительства данных объектов в сроки, установленные Советом Министров РБ;
– наличие на 1-е число отчетного периода прибыли, остающейся в распоряжении организации после уплаты налогов, сборов (пошлин), и ее использование в отчетном периоде на финансирование капитальных вложений;
– наличие на 1-е число отчетного периода, в котором чистая прибыль организации направлена на финансирование капитальных вложений, отраженного в установленном порядке на счетах бухгалтерского учета положительного остатка амортизационного фонда и его использование в данном отчетном периоде на эти цели.
В состав капитальных вложений включаются реконструкция, модернизация принадлежащих плательщику объектов основных средств и объектов незавершенного строительства. Затраты на проведение модернизации, реконструкции не включаются в себестоимость продукции (работ, услуг), а относятся на увеличение первоначальной (восстановительной) стоимости объектов основных средств после окончания работ (п. 20 Инструкции по бухгалтерскому учету основных средств и нематериальных активов, утвержденной постановлением Минфина РБ от 12.12.2001№ 118 (далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ – Инструкция № 118")). Стоимость прочих работ и затрат, являющихся составной частью технологической структуры затрат по строительству, следует учитывать в период строительства в целом по стройке без распределения по объектам строительства. По окончании строительства эти затраты на основании расчетов необходимо распределить между отдельными объектами учета и включить в их стоимость. К прочим работам и затратам относятся затраты на проектные и изыскательские работы, подготовку территории строительства, содержание застройщика (заказчика), оплату услуг инженерной организации, авторского и технического надзора, оплату государственной пошлины за выдачу органами государственного строительного надзора заключения о соответствии объекта, принимаемого в эксплуатацию, проекту, требованиям безопасности и эксплуатационной надежности, другие косвенные затраты. По завершении строительства и подписании в установленном порядке акта приемки объекта, законченного строительством, реконструкцией, нужно сформировать учетную стоимость каждого вновь созданного или реконструируемого объекта, выделенного в составе стройки (пп. 33–34 Инструкции о порядке определения стоимости объекта строительства в бухгалтерском учете, утвержденной постановлением Минстройархитектуры РБ от 14.05.2007 № 10). Из приведенных норм законодательства следует, что если проектные работы объекта основных средств, в т.ч. благоустройство его производственной территории, включены в сводный сметный расчет по реконструкции, то данные затраты можно отнести к капитальным вложениям в целях применения льготы по налогу на прибыль.
Ответ подготовлен с учетом разъяснения МНС РБ, приведенного в письме от 13.12.2010 № 2-2-25/10556.
6 (39). Организация в 2010 г. приобретала основные средства с целью дальнейшей передачи их в аренду на территории Республики Беларусь. Ввиду недостатка оборотных средств эта организация в 2010 г. привлекала заемные средства от нерезидентов РБ в иностранной валюте с уплатой процентов за пользование денежными средствами. В отдельных случаях в момент поступления иностранных займов отсутствовала необходимость их использования и они были временно размещены на депозите.
Вправе ли организация в период нахождения заемных денежных средств на депозите отражать начисленные проценты за пользование заемными денежными средствами, а также курсовые разницы по основному долгу и процентам в составе внереализационных расходов, учитываемых при исчислении налога на прибыль?
Вправе.
Проценты по займам в период нахождения заемных денежных средств на депозите и курсовые разницы по заемным средствам в 2010 г. следовало относить на внереализационные расходы, учитываемые при налогообложении.
Данный вывод обосновывается следующими нормами законодательства.
Первоначальной стоимостью основных средств признается сумма фактических затрат на их приобретение, сооружение, изготовление, доставку, установку и монтаж, включая в т.ч. проценты по кредитам и займам (за исключением процентов по просроченным кредитам и займам), а также курсовые разницы от переоценки кредиторской задолженности по обязательствам, связанным с приобретением основных средств и выраженным в иностранной валюте, кроме организаций, финансируемых из бюджета (п. 11 Инструкции № 118).
Проценты по кредитам и займам, полученным на приобретение основных средств, начисленные после ввода основных средств в эксплуатацию, в конце отчетного года можно учитывать в составе операционных расходов организации либо включать в стоимость объектов основных средств (за исключением процентов по просроченным кредитам и займам) (п. 17 Инструкции № 118).
Положительные (отрицательные) курсовые разницы, возникающие при переоценке активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте, определяемые в порядке, установленном законодательством, можно относить соответственно на внереализационные доходы (расходы), учитываемые при налогообложении (ст. 128, 129 НК).
Справочно: порядок отнесения курсовых разниц на стоимость капитальных вложений и основных средств, а также на внереализационные расходы регламентирован следующими нормативными документами:
– Декретом Президента РБ от 30.06.2000 № 15 "О порядке проведения переоценки имущества и обязательств в иностранной валюте при изменении Национальным банком курсов иностранных валют и отражения в бухгалтерском учете курсовых разниц" (с изменениями и дополнениями);
– постановлениями Минфина РБ:
от 20.12.2001 № 127 "Об утверждении Инструкции об отражении в бухгалтерском учете хозяйственных операций с основными средствами" (с изменениями и дополнениями);
от 12.12.2001 № 118 "О бухгалтерском учете основных средств и нематериальных активов" (с изменениями и дополнениями);
от 27.12.2007 № 199 "Об утверждении Инструкциипо бухгалтерскому учету активов и обязательств организации, стоимость которых выражена в иностранной валюте, и признании утратившим силу постановления Министерства финансов Республики Беларусь от 17 июня 2000 г. № 78" (с изменениями и дополнениями).
Ирина Петрович, аудитор
ВОПРОСЫ ПРАВА
7 (40). Вправе ли сотрудники Комитета государственного контроля, которые проводят проверку в организации, продлевать сроки плановой проверки (продление связано с необходимостью проведения технического освидетельствования кассовых суммирующих аппаратов)?
Вправе при соблюдении определенных условий.
Работники КГК имеют право при проведении в установленном порядке проверок изымать на срок, не превышающий срока проведения проверки, для направления на техническое освидетельствование кассовые суммирующие аппараты (КСА), специальные компьютерные системы (СКС), билетопечатающиемашины, таксометры (подп. 13.1.5 п. 13 Положения о Комитете государственного контроля Республики Беларусь, утвержденного Указом Президента РБ от 27.11.2008 № 647). Данное право также подтверждено и в п. 4 Положения о порядке организации и проведения проверок, утвержденного Указом Президента РБот 16.10.2009 № 510 "О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь" (с учетом изменений и дополнений от 09.03.2010 № 143 (далее – Указ № 510)).
В то же время по решению руководителя государственного органа проведение плановой проверки может быть однократно продлено, но не более чем на 15 рабочих дней, при наличии большого объема документов, подлежащих проверке, а также при необходимости проведения значительного количества контрольных мероприятий (инвентаризаций, исследований, встречных проверок и др.) (п. 28 Указа № 510).
Справочно: основания для изъятия и направления на техническое освидетельствование КСА и СКС определены постановлением Совета Министров РБ от 28.04.2010 № 641 "О некоторых вопросах изъятия кассовых суммирующих аппаратов, специальных компьютерных систем, билетопечатающих машин и таксометров для технического освидетельствования и признании утратившими силу отдельных постановлений Совета Министров Республики Беларусь".
Такими основаниями являются:
– установленные в ходе выездной проверки нарушения, связанные с использованием КСА и СКС;
– нарушения порядка ведения кассовых операций и расчетов наличными денежными средствами.
Требования к использованию КСА и СКС определены:
– постановлением Совета Министров и Нацбанка РБ от 09.01.2002 № 18/1 "О приеме наличных денежных средств при реализации товаров (работ, услуг) и о некоторых вопросах использования кассовых суммирующих аппаратов и специальных компьютерных систем" (с изменениями и дополнениями);
– постановлением МНС РБ от 09.09.2004 № 103 "Об утверждении Инструкции о порядке использования юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями кассовых суммирующих аппаратов, специальных компьютерных систем, билетопечатающих машин, таксометров для приема наличных денежных средств и (или) банковских пластиковых карточек в качестве средства осуществления расчетов на территории Республики Беларусь при продаже товаров, выполнении работ и оказании услуг" (с изменениями и дополнениями).
Требования к порядку ведения кассовых операций и расчетов наличными денежными средствами приведены в постановлении Правления Нацбанка РБ от 17.01.2008 № 4 "Об утверждении Инструкции о порядке ведения кассовых операций и расчетов наличными денежными средствами в белорусских рублях на территории Республики Беларусь".
Татьяна Сукристик, аудитор