НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
1 (61). Сотрудник организации состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий. В декабре 2010 г. он заключил соглашение с застройщиком на строительство жилого помещения. По соглашению оплату приобретенного жилого помещения нужно производить путем погашения жилищных облигаций в момент подписания акта приема-передачи помещений.
Облигации номинальной стоимостью 2 107 000 руб. приобретены на основании заключенного договора открытой продажи жилищных облигаций по цене 2 424 000 руб. Для приобретения жилищных облигаций сотрудником заключен целевой кредитный договор с банком – резидентом РБ.
В декабре 2010 г. в бухгалтерию организации сотрудником представлены необходимые документы для применения имущественного налогового вычета.
1. С какого момента организация имеет право предоставить сотруднику имущественный налоговый вычет на строительство жилого помещения в части собственных средств сотрудника, затраченных на приобретение облигаций:
– с момента осуществления расходов по приобретению облигаций;
– с момента подписания акта сдачи-приемки жилого помещения?
2. С какого момента организация имеет право предоставить сотруднику имущественный налоговый вычет на строительство жилого помещения в части средств, полученных по кредитному договору и затраченных на приобретение облигаций:
– с момента осуществления расходов по приобретению облигаций;
– с момента подписания акта сдачи-приемки жилого помещения;
– с момента осуществления расходов по погашению кредита?
3. В каком размере предоставляется имущественный налоговый вычет сотруднику:
– в размере номинальной стоимости облигаций;
– в размере фактически понесенных расходов на приобретение облигаций?
4. Предоставляется ли имущественный вычет в части расходов на погашение процентов по кредиту?
В качестве ответа на эти вопросы приводим выдержки из письма ИМНС РБ по Московскому району г. Минска от 06.01.2011 № 4-7-14/5394:
"…Согласно подпункту 1.1 пункта 1 статьи 166 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – Кодекс) при определении размера налоговой базы плательщик имеет право применить имущественный налоговый вычет в сумме фактически произведенных им и членами его семьи (супругом (супругой), их не состоящими в браке на момент осуществления расходов детьми и иными лицами, признанными в судебном порядке членами семьи плательщика), состоящими на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, расходов на новое строительство либо приобретение на территории Республики Беларусь индивидуального жилого дома или квартиры, а также на погашение кредитов банков Республики Беларусь, займов, полученных от белорусских организаций и (или) белорусских индивидуальных предпринимателей (включая проценты по ним, за исключением процентов по просроченным кредитам и займам, просроченных процентов по ним), фактически израсходованных им на новое строительство либо приобретение на территории Республики Беларусь индивидуального жилого дома или квартиры.
Таким образом, для получения имущественного налогового вычета по подоходному налогу в отношении улучшения жилищных условий Кодексом предусмотрено только 2 случая:
1) строительство жилых помещений;
2) приобретение жилых помещений.
В рассматриваемом случае физическое лицо приобретает жилье посредством жилищных облигаций.
По вопросу 1.
Организация, как налоговый агент, имеет право предоставить сотруднику имущественный налоговый вычет в отношении расходов, которые были понесены им на приобретение жилищных облигаций за счет собственных средств только с момента подписания акта приемки-передачи квартиры.
По вопросам 2, 4.
Организация, как налоговый агент, имеет право предоставить сотруднику имущественный налоговый вычет в отношении расходов, которые были понесены им по погашению кредита и процентов по нему (направленному на приобретение данных облигаций), только с момента подписания акта приемки-передачи квартиры.
По вопросу 3.
Правом на приобретение жилья при погашении облигаций обладают владельцы жилищных облигаций. Передача жилья физическому лицу осуществляется по акту приемки-передачи квартиры, при этом погашению подлежат облигации по их номинальной стоимости, а не по цене приобретения.
Таким образом, сотрудник будет иметь право на имущественный налоговый вычет в размере номинальной стоимости погашенных жилищных облигаций…"
2 (62). Строительная организация в 2010 г. осуществляла строительство объекта производственного назначения. Для выполнения отдельных работ привлекались подрядные организации.
Следует ли строительной организации в 2010 г. включать в состав внереализационных доходов при исчислении налога на прибыль суммы премий, предназначенных к выплате подрядным организациям за своевременный ввод объектов в эксплуатацию?
Не следует.
Строительной организации включать в состав внереализационных доходов премии, предназначенные к выплате подрядным организациям, не следует, так как выполнение этих работ проводилось подрядными организациями. Обоснуем данный вывод.
Для целей налогообложения внереализационными доходами следует признавать доходы, полученные плательщиком при осуществлении своей деятельности и непосредственно не связанные с производством и реализацией товаров (работ, услуг), имущественных прав, в т.ч. суммы безвозмездно полученных денежных средств (ст. 128 Налогового кодекса РБ (далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – НК)).
Основанием для определения размеров инвестиций в строительство, формирования договорных (контрактных) цен на строительство, расчетов за выполненные работы, для возмещения расходов, связанных с приобретением и доставкой оборудования, и других затрат участников строительства является сметная стоимость строительства (п. 3 Инструкции по определению сметной стоимости строительства и составлению сметной документации, утвержденной постановлением Минстройархитектуры РБ от 03.12.2007 № 25 (далее – Инструкция № 25)).
Премии за своевременный ввод объекта в эксплуатацию включают в сметный расчет и определяют в процентном соотношении от суммы сметных величин основной заработной платы рабочих и заработной платы машинистов в составе затрат на эксплуатацию машин и механизмов с учетом отраслевой направленности этих объектов в следующих размерах:
– 19,81 % – объекты агропромышленного комплекса;
– 17,44 % – объекты жилищного строительства;
– 14,31 % – объекты социального комплекса;
– 12,65 % – объекты топливно-энергетического, металлургического, химико-лесного, машиностроительного комплексов (подп. 38.8 п. 38 Инструкции № 25).
Инструкция № 25 устанавливает порядок определения сметной стоимости и составления сметной документации при новом строительстве, реконструкции, ремонте, реставрации зданий, сооружений, инженерных и транспортных коммуникаций, благоустройстве территорий и не устанавливает порядок налогообложения.
Ответ подготовлен с учетом разъяснения по данному вопросу, содержащегося в письме МНС РБ от 13.12.2010 № 2-2-25/10556.
Ирина Петрович, аудитор
3 (63). С резидентом Китая заключен договор на оказание им услуг по проектированию очистительной установки. Финансирование данного проекта происходит за счет бюджетных фондов.
Следует ли исчислять и принимать к вычету НДС по таким работам, если они будут покрываться за счет бюджетных средств?
НДС исчислять следует. Исчисленный НДС вычету не подлежит, его следует относить за счет полученных бюджетных средств.
При реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь иностранными организациями, не осуществляющими деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство и не состоящими в связи с этим на учете в налоговых органах РБ, обязанность по исчислению и перечислению в бюджет НДС возложена на состоящие на учете в налоговых органах РБ организации и индивидуальных предпринимателей, приобретающих данные товары (работы, услуги), имущественные права. Такие организации имеют права и несут обязанности, установленные ст. 21 и 22 НК. Данная норма приведена в п. 1 ст. 92 НК.
Для того чтобы узнать, необходимо ли исчислять НДС, надо определить место реализации этих услуг.
Местом оказания инновационных (включая научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы), инжиниринговых и т.п. услуг является место деятельности их покупателя (подп. 1.4 п. 1 ст. 33 НК).
Следовательно, место реализации услуг по проектированию установки – территория Республики Беларусь. Таким образом, покупателю необходимо исполнить обязанности плательщика налога: исчислить и уплатить в бюджет Республики Беларусь из собственных средств сумму НДС исходя из стоимости услуг и ставки налога 20 %.
Для ответа на вопрос о возможности принятия к вычету указанных сумм НДС приведем следующие нормы законодательства.
Подпункт 19.3 п. 19 ст. 107 НК обязывает относить суммы "входного" НДС, уплаченные (подлежащие уплате) при приобретении (ввозе) товаров (работ, услуг), имущественных прав за счет безвозмездно полученных средств бюджета либо государственных внебюджетных фондов, за счет этих источников и не принимать к вычету.
В свою очередь, п. 3 ст. 107 НК разъясняет, что суммой НДС, уплаченной при приобретении на территории Республики Беларусь товаров (работ, услуг), имущественных прав, принято считать уплаченную сумму НДС, выделенную продавцом покупателю, а также сумму НДС, уплаченную при приобретении на территории Республики Беларусь товаров (работ, услуг), имущественных прав у иностранных организаций, не состоящих на учете в налоговых органах РБ.
Таким образом, сумма налога, уплаченная при исполнении обязанностей плательщика по работам, приобретенным у нерезидента за счет средств бюджета, вычету не подлежит. Ее следует относить за счет этих средств.
4 (64). Организация выполняет НИОКР по заказу резидента РФ. При этом резидент РФ удерживает в бюджет сумму НДС. Удержанная сумма НДС отражена в составе внереализационных расходов организации.
Как такой оборот следует отражать в налоговой декларации по НДС?
Его следует отразить в стр. 9а налоговой декларации.
Для ответа на этот вопрос следует определить, является ли указанная операция объектом исчисления НДС.
Объектами обложения НДС признают обороты по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь. Обороты за пределами Республики Беларусь не являются объектом обложения НДС (ст. 93 НК).
Для определения места реализации обратимся к ст. 3 Протокола о порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе. Местом реализации работ, услуг признано считать территорию государства – члена Таможенного союза, если налогоплательщик (плательщик) этого государства приобретает научно-исследовательские, опытно-конструкторские и опытно-технологические (технологические) работы.
Таким образом, местом реализации НИОКР, выполненных для резидента РФ, не признается территория Республики Беларусь, т.е. НДС не подлежит исчислению. Вместе с тем оборот по реализации указанных работ следует отразить в стр. 9а налоговой декларации по НДС при наступлении момента фактической реализации.
Если исполнитель определяет выручку "по отгрузке", то в указанной строке следует отражать оборот при наступлении момента выполнения работ. Если исполнитель определяет выручку "по оплате", то оборот отражает при поступлении оплаты, но не позднее 60 дней с момента выполнения работ.
В стр. 9а налоговой декларации отражают налоговую базу по работам, определяемую в порядке, установленном ст. 97 и 98 НК, т.е. стоимость этих работ. Однако если заказчик удержал в бюджет Российской Федерации сумму НДС, недоплатив ее, то на эту сумму можно уменьшить налоговую базу по стр. 9а (уменьшение налоговой базы предусмотрено п. 19 ст. 98 НК), но при наличии подтверждающих удержание налога документов: при наличии справки, заверенной налоговым органом (иной компетентной службой государства, в функции которой входит взимание налогов), или иных документов, подтверждающих уплату (удержание) налогов, сборов идругих обязательных отчислений в иностранном государстве (подп. 3.4 п. 3 ст. 129 НК).
Если данные документы еще не получены, то налоговую базу по реализации работ (услуг) в полном объеме отражают в стр. 9а налоговой декларации того отчетного периода, на который приходится момент фактической реализации. При получении вышеназванных документов налоговую базу по стр. 9а уменьшают на сумму удержанного налога.
Пример
Цена реализации работ, выполненных для резидента России, составила 170 000 рос. руб. без НДС. Заказчиком РФ перечислено в апреле 144 067,8 рос. руб. (за минусом удержанного в российский бюджет НДС в сумме 25 932,2 рос. руб.). Момент выполнения работ выпадает на сентябрь. Если документы, подтверждающие удержание налога в бюджет российского государства, до срока сдачи налоговой декларации за сентябрь не поступили, то в стр. 9а налоговой декларации за январь – сентябрь следует отразить 170 000 рос. руб. в пересчете в белорусские рубли по курсу Нацбанка РБ на момент фактической реализации (в данном случае – на момент выполнения работ, поскольку оплата работ предварительная). При получении вышеназванных документов, например, 25 ноября налоговую базу по стр. 9а в декларации за январь – ноябрь нужно уменьшить на сумму удержанного налога.
Одновременно резиденту РБ следует помнить, что при отсутствии раздельного учета налоговых вычетов, приходящихся к обороту, отраженному в стр. 9а налоговой декларации, вычеты по товарам (работам, услугам), за исключением основных средств и нематериальных активов, необходимо будет распределить методом удельного веса и их часть, приходящуюся на указанный оборот, отнести на затраты (п. 3 ст. 106 НК).
Наталья Нехай, экономист
5 (65). При проведении инвентаризации товаров на складе в 2010 г. у организации выявлена их недостача сверх норм естественной убыли. Виновные лица не установлены. В связи с этим по решению руководителя организации в соответствии с приказом сумма недостачи товаров по учетным ценам подлежит списанию на внереализационные расходы организации, неучитываемые при налогообложении.
В бухгалтерском учете учетная стоимость импортных товаров, выявленных как недостача, отражена на счете 41 "Товары". Данная стоимость при поставке товаров на учет состоит:
– из контрактной стоимости по инвойсу;
– таможенной пошлины;
– сбора за таможенное оформление;
– транспортных расходов.
При прочем выбытии товаров, безвозмездной передаче товаров (работ, услуг), имущественных прав, произведенных (выполненных, оказанных) плательщиком, налоговую базу для расчета НДС определяют исходя из себестоимости таких товаров (работ, услуг), имущественных прав (п. 3 ст. 97 НК). При прочем выбытии приобретенных товаров налоговую базу определяют исходя из цены их приобретения.
Что следует понимать под ценой приобретения товара в целях исчисления НДС при выбытии вследствие недостачи сверх норм естественной убыли: учетную стоимость (т.е. стоимость с учетом всех расходов) или цену приобретения по инвойсу (контрактную стоимость)?
Ценой приобретения товара является цена приобретения по инвойсу.
Объектом обложения НДС признают обороты по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь, включая обороты по прочему выбытию товаров. Прочим выбытием товаров признают любое их выбытие, за исключением продажи, обмена и безвозмездной передачи (подп. 1.1.7 п. 1 ст. 93 НК).
При прочем выбытии приобретенных товаров налоговую базу определяют исходя из цены их приобретения. При реализации приобретенных на стороне товаров по цене ниже цены приобретения налоговую базу определяют исходя из цены приобретения (п. 3 ст. 97 НК).
Теперь рассмотрим, как определяет понятие "цена" законодательство.
Так, цена – денежная оценка стоимости единицы товара; свободная цена (тариф) – цена (тариф), складывающаяся под воздействием спроса и предложения в условиях свободной конкуренции (ст. 3 Закона РБ от 10.05.1999 № 255-З "О ценообразовании").
Стоимость активов, приобретенных за плату, определяют путем суммирования стоимости активов, указанной в первичных учетных документах, и фактически произведенных затрат, связанных с их приобретением, в т.ч. осуществляемых другими лицами на основании договоров (ст. 11 Закона РБ от 18.10.1994 № 3321-XII "О бухгалтерском учете и отчетности").
Поскольку в НК не включены нормы, устанавливающие порядок определения цены приобретения с учетом расходов на их покупку, то в 2010 г. при прочем выбытии приобретенных товаров, а также при их реализации ниже цены приобретения налоговая база определялась исходя из цены приобретения, указанной в договоре купли-продажи (в товарно-транспортных или товарных накладных и иных первичных учетных документах), согласно которому был приобретен товар.
Стоимость транспортных расходов, не включенных продавцом в цену товаров, и таможенные платежи не формировали цену приобретения в целях налогообложения в 2010 г.
Валентин Краснов, экономист
6 (66). Организация не использовала ряд налоговых льгот по налогу на прибыль за 2005–2009 гг.
Каким образом она может воспользоваться этими льготами? Повлияет ли на решение данного вопроса то обстоятельство, что в апреле 2011 г. предусмотрена плановая налоговая проверка организации?
Организация вправе использовать льготы по налогу на прибыль за налоговые периоды 2008–2009 гг.
Льготы по налогам, сборам (пошлинам), контроль за исчислением и уплатой которых возложен на налоговые органы и которые не использованы плательщиком в период, когда имелись правовые основания для их применения, могут быть использованы им при наличии в совокупности следующих условий:
– плательщиком не заявлен письменный отказ от использования льгот;
– налоговое обязательство по налогам, сборам (пошлинам) возникло в период действия правовых оснований для использования льгот по налогам, сборам (пошлинам);
– не истекло 3 года со дня возникновения налогового обязательства, при исполнении которого возникли правовые основания для использования льгот (п. 5 ст. 43 НК).
В рассматриваемой ситуации для организации чрезвычайно важно ответить на вопрос: какой день считать днем возникновения налогового обязательства? От правильности определения такого дня зависит длительность периода, за который можно использовать неиспользованные льготы.
Ставить знак равенства между днем возникновения налогового обязательства и сроком уплаты налога, сбора нельзя. Это различные дни, о чем свидетельствует ст. 36 НК. Так, налоговое обязательство возлагается на плательщика (т.е. возникает) с момента возникновения обстоятельств, предусматривающих уплату соответствующего налога, сбора (пошлины), а прекращается его исполнением плательщиком либо с возникновением обстоятельств, с которыми НК, другие законы РБ и (или) акты Президента РБ либо решения местных Советов депутатов (в отношении местных налогов и сборов) связывают прекращение налогового обязательства по данному налогу, сбору. Как видим, в срок уплаты налога, сбора налоговое обязательство прекращается, а не возникает.
Чтобы ответить на заданный вопрос, нужно проанализировать сразу несколько статей НК. Как уже отмечалось, налоговое обязательство наступает с момента возникновения обстоятельств, предусматривающих уплату соответствующего налога, сбора (пошлины). А в силу ст. 28 НК такие обстоятельства признают объектами налогообложения. Именно с их наличием (появлением) у плательщика НК и иные акты налогового законодательства связывают возникновение налогового обязательства. В свою очередь, любой объект налогообложения выражается через налоговую базу, которая представляет собой его стоимостную, физическую или иную характеристику (ст. 41 НК). Налоговую базу определяют только по окончании налогового периода, которым в ст. 42 НК признается календарный год или иной период времени, определяемый применительно к каждому конкретному налогу, сбору (пошлине).
Объектом обложения налогом на прибыль является валовая прибыль (ст. 126 НК). Налоговый период по этому налогу – календарный год (ст. 143 НК). То есть окончательно определить, имеет ли место такая прибыль (т.е. имеется ли объект налогообложения), а значит, подлежит ли уплате налог, можно только по окончании календарного года, по итогам которого определяют налоговую база по этому налогу.
Таким образом, исчислять 3-летний период для использования льгот по налогу на прибыль нужно с момента окончания календарного года в отношении сумм налога, за который организация хочет использовать налоговую льготу. То есть вплоть до окончания 2011 г. она вправе использовать льготы по налогу на прибыль за налоговые периоды 2008–2009 гг. Использовать льготы за 2005–2007 гг. в настоящее время уже нельзя.
Да и с льготами за 2008–2009 гг. нужно поторопиться. Ведь с 2011 г. организации лишены права представить уточненные налоговые декларации (расчеты) за налоговый либо отчетный период, подвергнутый проверке, кроме случаев, когда изменения и (или) дополнения связаны с отражением результатов проверки в бухгалтерском или налоговом учете. В процессе проведения проверки организация вправе заявить непосредственно проверяющим о своем праве на не использованные ею ранее налоговые льготы (п. 6 ст. 43 НК). Проверяющие будут обязаны учесть ее при подведении итогов проверки, если, конечно, право на льготы подтверждено документально. После проведения проверки о не использованных ранее льготах следует забыть. И будет уже не важно, истек указанный 3-летний срок для их использования или нет.
Светлана Новик, экономист
КОМАНДИРОВОЧНЫЕ РАСХОДЫ
7 (67). В организации согласно приказу и заданию нанимателя водитель, осуществляющий международные перевозки грузов, 2 февраля 2011 г. направлен в служебную командировку для доставки груза № 1 в Московскую область и загрузки груза № 2 в г. Москве с последующей доставкой в г. Минск.
В один и тот же день (2 февраля 2011 г.) водитель:
– загружает груз № 1, выбывает из г. Минска, прибывает в Московскую область, разгружает груз № 1 (выполняет задание по перевозке груза № 1);
– направляется в г. Москву, загружает груз № 2, возвращается в г. Минск и разгружает груз № 1 (выполняет задание по перевозке груза № 2).
По какой норме необходимо оплачивать суточные за данный день (2 февраля 2011 г.)?
Суточные надо оплатить в размере 50 % от нормы для России.
В приведенной ситуации водитель выехал в служебную командировку за границу из г. Минска в Московскую область, в г. Москву и вернулся обратно в г. Минск в один и тот же день (2 февраля 2011 г.). За этот день работнику нужно выплатить суточные в иностранной валюте в размере 50 % от нормы, установленной Минфином РБ для Российской Федерации, – 10 долл. США (20 долл. США × 50 / 100).
При выезде в командировку и возвращении обратно в тот же день работнику следует выплачивать суточные в иностранной валюте в размере 50 % от нормы, установленной для государства, в которое направлен работник в командировку (п. 24 Инструкции о порядке и условиях предоставления гарантий и компенсаций при служебных командировках за границу, утвержденной постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 30.07.2010 № 115).
В случае если согласно заданию по командировке водитель, осуществляющий международные перевозки грузов, в течение одного дня выполнял задание по перевозке груза № 1 в Московскую область и по перевозке груза № 2 из г. Москвы в г. Минск, то суточные за этот день следует выплачивать в иностранной валюте в пределах норм, установленных Минфином РБ для Российской Федерации (20 долл. США), поскольку сперва водитель выполнял задание по перевозке груза № 1 в Московскую область.
Надежда Египцева, экономист
ОТЧИСЛЕНИЯ В ФСЗН
8 (68). Предприятие проводило спортивные мероприятия с участием работников подведомственных организаций. Все участники доставлялись на место мероприятия в выходные дни служебным транспортом. Предприятие понесло затраты на проживание работников, а также обеспечение их спортивным инвентарем и питанием на время соревнований.
Необходимо ли включать суммы, затраченные предприятием на данное мероприятие, в объект для начисления обязательных страховых взносов в Фонд социальной защиты населения (далее – Фонд)?
Такой необходимости нет.
Все названные расходы предприятия, связанные с проведением спортивного мероприятия, в объект для начисления обязательных страховых взносов в Фонд не включают. Объясним такой вывод.
Объектом для начисления обязательных страховых взносов в Фонд для работодателей и работающих граждан являются выплаты всех видов в денежном и (или) натуральном выражении, начисленные в пользу работающих граждан по всем основаниям независимо от источников финансирования, включая вознаграждения по гражданско-правовым договорам, кроме предусмотренных перечнем видов выплат, на которые не начисляются обязательные страховые взносы в Фонд (далее – Перечень), но не выше 4-кратной величины средней заработной платы работников в республике за месяц, предшествующий месяцу, за который уплачиваются обязательные страховые взносы (ст. 2 Закона РБ от 29.02.1996 № 138-ХIII "Об обязательных страховых взносах в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь").
Перечень видов выплат, на которые не начисляются взносы по государственному социальному страхованию, в том числе по профессиональному пенсионному страхованию, в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты и по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Белорусское республиканское унитарное страховое предприятие "Белгосстрах", утвержден постановлением Совета Министров РБ от 25.01.1999 № 115 (с изменениями и дополнениями).
Обязательные страховые взносы в Фонд не следует начислять на суммы средств, затраченные нанимателем в связи с участием работников в спортивных, оздоровительных и культурно-массовых мероприятиях (п. 25 Перечня). Данная норма применяется с 1 января 2009 г.
Указанное в вопросе мероприятие также относят к спортивным и оздоровительным мероприятиям, направленным на повышение устойчивости к физическим, биологическим факторам окружающей среды в целях укрепления здоровья граждан.
С учетом вышеизложенного все названные расходы предприятия, связанные с проведением спортивного мероприятия, нужно относить к п. 25 Перечня и, следовательно, не включать в объект для начисления обязательных страховых взносов в Фонд.
Владимир Грихутик, начальник контрольно-ревизионного отдела ФСЗН Минтруда и соцзащиты РБ
ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
9 (69). Организация "А" – резидент РБ приобрела у резидента РФ акции, выпущенные этой российской организацией. Организация "А" не оплатила акции в полном объеме. Продавец уступил право требования по договору купли-продажи резиденту Польши. В итоге резидент-покупатель собирается заплатить резиденту Польши сумму в белорусских рублях.
Правомерны ли данные расчеты? Может ли банк отказать организации в проведении такой операции?
Правомерны.
Резидент вправе оплатить акции резиденту Польши в белорусских рублях. Обоснуем этот вывод.
При проведении валютных операций между субъектом валютных операций – резидентом и субъектом валютных операций – нерезидентом разрешено использование белорусских рублей:
– в безналичном порядке – при проведении всех валютных операций;
– наличной форме – в соответствии с законодательством РБ.
Такая норма приведена в п. 23 Правил проведения валютных операций, утвержденных постановлением Правления Нацбанка РБ от 30.04.2004 № 72.
10 (70). Юридическое лицо – резидент получило документы из суда Российской Федерации об уплате алиментов из заработной платы его работника.
Вправе ли резидент приобретать иностранную валюту для перечисления алиментов в Российскую Федерацию?
Вправе.
Такое право у организации есть. Объясним этот вывод.
Субъект валютных операций – резидент вправе покупать иностранную валюту на внутреннем валютном рынке Республики Беларусь для проведения таких валютных операций, как осуществление операций неторгового характера. Основанием для покупки иностранной валюты по данным валютным операциям являются документы, служащие основанием для их осуществления (подп. 20.9 п. 20 Инструкции о порядке совершения валютно-обменных операций с участием юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденной постановлением Правления Нацбанка РБ от 28.07.2005 № 112).
Перевод и получение денежных средств в качестве алиментов – это операция неторгового характера (ст. 5-6 Закона РБ от 22.07.2003 № 226-З "О валютном регулировании и валютном контроле").
Денис Сафаревич, юрист