Упрощенная система налогообложения
1 (452). Белорусская организация, применяющая упрощенную систему налогообложения (УСН), оказывает транспортно-экспедиционные услуги нерезидентам.
Может ли белорусская организация применить ставку налога при УСН в размере 2 %?
Может, при соблюдении определенных условий.
С 1 апреля 2011 г. по 31 декабря 2013 г. организации, являющиеся плательщиками налога при УСН, уплачивают налог при УСН по ставке 2 % в части выручки от реализации за пределы Республики Беларусь работ (услуг) (подп. 1.1 п. 1 Указа Президента РБ от 11.08.2011 № 358 "О стимулировании реализации товаров" (далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – Указ № 358)).
Такую ставку налога организации применяют при наличии документального подтверждения выполнения работ (оказания услуг) иностранным юридическим и (или) физическим лицам и вывоза результата работ за пределы территории Республики Беларусь.
Для целей Указа № 358 под реализацией за пределы Республики Беларусь работ (услуг) следует понимать выполнение работ (оказание услуг) плательщиком иностранным юридическим и (или) физическим лицам при условии, что результаты этих работ вывезены за пределы территории Республики Беларусь, а предоставление услуг указанным лицам не связано с деятельностью таких лиц на территории Республики Беларусь.
В отношении деятельности иностранных юридических и (или) физических лиц на территории Республики Беларусь необходимо пояснить следующее.
Деятельность иностранных организаций на территории Республики Беларусь должна осуществляться через представительство. Без открытия представительства деятельность иностранных организаций на территории Республики Беларусь запрещена (п. 11 Положения о порядке открытия и деятельности в Республике Беларусь представительств иностранных организаций, утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 22.07.1997 № 929). Исключение составляют 2 случая:
1) иностранная организация не должна открывать представительство, если осуществляет свою деятельность через организацию или физическое лицо, признаваемые постоянным представительством иностранной организации в соответствии с подп. 1.2 п. 1 ст. 139 Налогового кодекса Республика Беларусь (далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – НК).
Для признания постоянным представительством иностранной организации белорусские организация или физическое лицо должны осуществлять деятельность от имени иностранной организации и (или) в ее интересах и (или) иметь и использовать полномочия иностранной организации на заключение контрактов или согласование их существенных условий.
Иностранная организация не рассматривается как имеющая постоянное представительство, если при организации и осуществлении деятельности от имени иностранной организации и (или) в ее интересах организация или физическое лицо действуют в рамках своей обычной деятельности. Под обычной деятельностью понимают деятельность, которая осуществляется самостоятельно и не подвергается указаниям или контролю со стороны иностранной организации и при осуществлении которой предпринимательский риск за ее результаты лежит на организации или физическом лице, а не на иностранной организации, которую они представляют;
2) иностранная организация не должна открывать представительство при проведении на территории Республики Беларусь концертно-зрелищных мероприятий (в т.ч. концертов, аттракционов, зверинцев, цирковых программ).
В случаях осуществления деятельности на территории Республики Беларусь иностранные организации должны состоять на учете в налоговых органах РБ.
Таким образом, ставку налога при УСН в размере 2 % применяют в отношении выручки от оказания услуг, если предоставление таких услуг не связано с деятельностью иностранной организации на территории Республики Беларусь, а именно:
– с деятельностью через представительство и постоянное представительство на территории Республики Беларусь;
– с проведением и (или) организацией аттракционов и зверинцев на территории Республики Беларусь.
2(453). Организация, применяющая УСН, разместила в банке иностранную валюту на депозитный счет. Затем организация и банк решили изменить условия договора и перевести иностранную валюту в белорусские рубли по договорному курсу, который значительно превышает официальный курс Нацбанка.
Следует ли облагать в данном случае налогом при УСН разницу между договорным и официальным курсом Нацбанка?
Следует.
Налоговую базу налога при УСН рассчитывают исходя из валовой выручки, определяемой как сумма выручки, полученной за отчетный период организациями от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, и внереализационных доходов (п. 2 ст. 288 НК).
К внереализационным доходам следует относить доходы, включаемые в соответствии с НК в состав внереализационных доходов при исчислении налога на прибыль.
В состав внереализационных доходов включают другие доходы, полученные плательщикомпри осуществлении своей деятельности и непосредственно не связанные с производством и реализацией товаров (работ, услуг), имущественных прав (подп. 3.20 п. 3 ст. 128 НК).
Организация заключила с банком дополнительное соглашение к договору срочного банковского депозита, по которому обязательство по договору, первоначально выраженное в иностранной валюте, изменено на белорусские рубли по договорному курсу, превышающему официальный курс Нацбанка. Сумму, образовавшуюся в связи с таким превышением, необходимо включить в состав внереализационных доходов и учитывать при исчислении налога при УСН.
Александр Светлаков, экономист
3 (454). Организация, применяющая УСН с уплатой НДС, выполняет строительные работы как в Республике Беларусь, так и за ее пределами.
Рассмотрим вопросы, которые возникли в этой ситуации.
Рассмотрим вопросы, которые возникли в этой ситуации.
3.1. Имеет ли право организация применить ставку налога при УСН в размере 2 % в отношении выручки от выполнения работ по строительству зданий на территории иностранного государства, полученной после 1 апреля 2011 г., либо эту ставку можно применять только при УСН без уплаты НДС?
Имеет право при соблюдении необходимых условий.
С 1 апреля 2011 г. по31 декабря 2013 г. организации, являющиеся плательщиками налога при УСН, уплачивают налог при УСН по ставке 2 % в отношении выручки от реализации за пределы Республики Беларусь товаров (работ, услуг), имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности.
Справочно: данное положение применяют при наличии документального подтверждения отчуждения товаров (выполнения работ, оказания услуг, передачи имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности) иностранным юридическим и (или) физическим лицам и вывоза товаров (результата работ) за пределы территории Республики Беларусь.
Для целей Указа № 358 под реализацией за пределы Республики Беларусь работ понимают выполнение работ плательщиком иностранным юридическим и (или) физическим лицам при условии, что результаты этих работ вывезены за пределы территории Республики Беларусь, а предоставление услуг указанным лицам не связано с их деятельностью на территории Республики Беларусь (подп. 1.1 п. 1 Указа № 358).
В отношении применения ставки налога при УСН в размере 2 %, установленной Указом № 358, не определена обязанность организации по уплате либо неуплате НДС.
Выполнение работ по строительству зданий за пределами Республики Беларусь по договору с нерезидентом (вне зависимости от того, является заказчик юридическим либо физическим лицом) подпадает под определение реализации работ за пределы Республики Беларусь в целях применения норм подп. 1.1 п. 1 Указа № 358.
Следовательно, организация имеет право на применение ставки налога при УСН в размере 2 % в отношении таких работ при соблюдении необходимого условия: предоставление услуг указанным лицам не связано с их деятельностью на территории Республики Беларусь.
3.2. Каким образом подтвердить факт вывоза результата работ за пределы республики?
Документами, подтверждающими вывоз за пределы территории Республики Беларусь результатов строительных работ, являются договор с нерезидентом, акт выполненных работ. Кроме того, косвенным доказательством вывоза работ могут служить документы, подтверждающие направление сотрудников организации в иностранное государство для выполнения работ по строительству на территории иностранного государства.
Николай Савельев, экономист
Материал подготовлен на основании разъяснений налоговых органов
4 (455). Организация применяет УСН. По решению суда ответчик возместил ей сумму уплаченной государственной пошлины.
Следует ли облагать такое возмещение налогом при УСН?
Налоговую базу налога при УСН определяют исходя из валовой выручки, которую рассчитывают как сумму выручки, полученной за отчетный период организациями от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, и внереализационных доходов. К внереализационным доходам относят доходы, включаемые в соответствии с НК в состав внереализационных доходов при исчислении налога на прибыль (п. 2 ст. 288 НК).
Внереализационными доходами признают доходы, полученные плательщиком при осуществлении своей деятельности и непосредственно не связанные с производством и реализацией товаров (работ, услуг), имущественных прав (ст. 128 НК). В состав доходов от внереализационных операций включают поступления в счет возмещения организации убытков, в т.ч. реального ущерба или вреда.
Следовательно, сумма, поступившая по решению суда в счет возмещения уплаченной госпошлины, формирует внереализационные доходы организации и должна быть учтена в составе валовой выручки при определении налога при УСН.
Татьяна Сукристик, аудитор
Налогообложение
5 (456). По условиям договора белорусская организация поставляет иностранному партнеру товар до пункта назначения. В результате неправильного оформления документов товар был ошибочно направлен в другой пункт и простоял в вагонах на железнодорожной станции. За простой на железной дороге иностранный партнер вынужден был заплатить штраф, а также понести дополнительные расходы по транспортировке товара в пункт назначения. Вышеуказанные штраф и расходы были выставлены белорусской организации для возмещения убытков.
Является ли сумма возмещения убытков объектом обложения налогом на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство?
Не является.
Объектом обложения налогом на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство, признают доходы в виде неустоек (штрафов, пеней) и других видов санкций за нарушение условий договоров (подп. 1.7 п. 1 ст. 146 НК).
Под убытками понимают расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрату или повреждение имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (ст. 14 Гражданского кодекса РБ).
Таким образом, сумма убытка, возмещаемого в связи с нарушением условий договора, не является санкцией и, следовательно, не подлежит налогообложению в Республике Беларусь.
Николай Савельев, экономист
Материал подготовлен на основании разъяснений налоговых органов
6 (457). В 2010 г. организация заключила с застройщиком договор инвестирования строительства административного помещения для размещения отделения филиала, являющегося самостоятельным плательщиком налогов. По договору с застройщиком инвестором выступает головная организация. Она отражала затраты на инвестирование в бухгалтерском учете до момента окончания строительства.
Акт приемки объекта, законченного строительством, утвержден 17 августа 2011 г. В соответствии с этим актом эксплуатационной организацией является филиал организации-инвестора. В сентябре 2011 г. затраты по строительству филиала переданы головной организацией филиалу на основании акта на передачу затрат, произведенных при создании объекта. Далее объект основных средств был введен в эксплуатацию филиалом.
Может ли филиал применить льготу по налогу на недвижимость как по впервые введенным в действие зданиям и сооружениям организаций в течение 1 года с момента их ввода в эксплуатацию?
Может с 1 октября 2011 г.
Объектами государственной регистрации являются создание, изменение, прекращение существования недвижимого имущества. Одним из оснований для государственной регистрации создания недвижимого имущества является строительство и ввод в эксплуатацию капитального строения (здания, сооружения), изолированного помещения (ст. 4, 44 Закона РБ от 22.06.2002 № 133-З "О государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним").
Освобождению от налога на недвижимость подлежат впервые введенные в действие здания и сооружения организаций в течение 1 года с момента их ввода в эксплуатацию (подп. 1.11 п. 1 ст. 186 НК).
Общий порядок приемки объектов в эксплуатацию определен Положением о порядке приемки в эксплуатацию объектов строительства, утвержденным постановлением Совета Министров РБ от 06.06.2011 № 716 (далее – Положение).
Приемку в эксплуатацию объектов оформляют актом по формам, утверждаемым Минстройархитектуры. Акт приемки объекта в эксплуатацию подписывают все члены приемочной комиссии. Датой ввода объекта в эксплуатацию считают дату утверждения приемочной комиссией акта установленной формы, которым оформляют приемку объекта в эксплуатацию (пп. 3, 6, 8 Положения).
Таким образом, по зданиям и сооружениям, на которые распространяются нормы Положения, льгота по налогу на недвижимость может быть применена только 1 раз с даты утверждения акта приемочной комиссией, т.е. с 17 августа 2011 г.
При возникновении (утрате) у организаций права на освобождение от налога на недвижимость годовая сумма налога на недвижимость уменьшается (увеличивается) на суммы налога на недвижимость, исчисленные исходя из остаточной стоимости зданий, сооружений и стоимости зданий и сооружений сверхнормативного незавершенного строительства на 1 января отчетного года (при возникновении в течение отчетного года объектов налогообложения на иную дату – на 1-е число первого месяца квартала, следующего за кварталом, в котором имело место возникновение объектов налогообложения) и ставки налога на недвижимость, рассчитываемой на основании годовой ставки пропорционально числу полных кварталов, оставшихся до окончания текущего календарного года (п. 6 ст. 189 НК).
Филиалы, иные обособленные подразделения, определенные п. 3 ст. 13 НК, исполняют налоговое обязательство юридического лица по соответствующим объектам налогообложения (по налогу на недвижимость – по зданиям и сооружениям, переданным на баланс этих филиалов, обособленных подразделений).
Таким образом, филиал организации-инвестора, являющийся в соответствии с актом приемки объекта, законченного строительством, эксплуатационной организацией, имеет право на применение освобождения, предусмотренного подп. 1.11 п. 1 ст. 186 НК.
С учетом норм п. 6 ст. 189 НК освобождение от налога на недвижимость действует на период с 1 октября 2011 г. по 30 сентября 2012 г.
Владимир Васильев, экономист
Материал подготовлен на основании разъяснений налоговых органов
7 (458). Белорусская организация 25 октября 2011 г. приобрела у иностранного гражданина долю в уставном фонде ООО. Сумма выплаты составила 122 000 000 руб. Ранее эту долю иностранный гражданин приобрел 3 июня 2008 г. за 34 000 000 руб.
Возникает ли в данном случае объект обложения подоходным налогом? Если да, то в каком порядке следует производить налогообложение?
Нет, так как расходы на приобретение доли превышают полученный доход от ее продажи.
Если физическое лицо, в т.ч. непризнаваемое налоговым резидентом РБ, получило от источников в Беларуси доходы, оно должно уплатить с полученных доходов подоходный налог (ст. 153 НК).
Виды и обстоятельства получения доходов, при которых их признают полученными от источников в Республике Беларусь, указаны в ст. 154 НК. При этом место их выплаты значения не имеет.
Из данного правила есть исключения. Так, не признают объектом обложения подоходным налогом доходы, полученные учредителем (участником) организации при его выходе (исключении) из состава участников организации в размере, не превышающем сумму взноса (вклада) учредителя (участника) в уставный фонд организации или сумму расходов на приобретение доли (паев, акций) в уставном фонде организации. При этом размер выплаты учредителю (участнику) и сумма его взноса (вклада) или расходов на приобретение доли (паев, акций) подлежат пересчету налоговым агентом в доллары США по официальному курсу, установленному Нацбанком соответственно на день выплаты и на день внесения взноса (вклада) или осуществления расходов на приобретение доли (паев, акций) (подп. 2.25 п. 2 ст. 153 НК).
Таким образом, для решения вопроса о том, признают ли выплаченные доходы участнику общества объектом налогообложения, их необходимо перевести в доллары США по курсу, установленному Нацбанком соответственно на день выплаты и на день приобретения доли.
Так, курс доллара США, установленный Нацбанком на день выплаты, составлял 8 520 руб., а на день приобретения – 2 133 руб.
С учетом этого расходы на приобретение составят 15 940 долл. США (34 000 000 / 2 133), а сумма выплаты – 14 320 долл. США (122 000 000 / 8 520).
На основании изложенного объект обложения подоходным налогом в данном случае отсутствует, так как расходы на приобретение доли превышают полученный доход от ее продажи.
Анна Павлова, экономист
8 (459). Работник организации, состоящий на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, приобрел квартиру за жилищные облигации.
Номинальная стоимость каждой облигации составляет 1 млн. руб., а фактическая стоимость – 1,2 млн. руб. Эквивалент одной жилищной облигации составляет 1 м2 общей площади жилого помещения. Всего было приобретено 70 жилищных облигаций, половина из которых приобретена за счет кредита банка, другая половина – за счет собственных средств работника. Площадь приобретенной работником квартиры составляет 75,5 м2, из них 70,0 м2 оплачено за счет погашения жилищных облигаций по номинальной стоимости.
В данной ситуации возникают следующие вопросы:
8.1. Какую стоимость жилищных облигаций нужно учитывать при предоставлении имущественного налогового вычета: номинальную или фактическую?
Номинальную стоимость.
При определении размера налоговой базы плательщик имеет право применить имущественный налоговый вычет в сумме фактически произведенных им и членами его семьи (супругом (супругой), их не состоящими в браке на момент осуществления расходов детьми и иными лицами, признанными в судебном порядке членами семьи плательщика), состоящими на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, расходов на приобретение на территории Республики Беларусь квартиры, а также на погашение кредитов банков Беларуси, займов, полученных от белорусских организаций и (или) белорусских индивидуальных предпринимателей (включая проценты по ним, за исключением процентов по просроченным кредитам и займам, просроченных процентов по ним), фактически израсходованных ими на приобретение на территории Республики Беларусь квартиры (подп. 1.1 п. 1 ст. 166 НК).
Особенности выпуска, обращения и погашения жилищных облигаций установлены Инструкцией о порядке выпуска, обращения и погашения жилищных облигаций, утвержденной постановлением Минфина РБ от 18.09.2009 № 115 (далее – Инструкция № 115).
Справочно: жилищные облигации имеют право приобретать (как в процессе размещения жилищных облигаций, так и в процессе их обращения) юридические и физические лица, заключившие с эмитентом договор (соглашение) в простой письменной форме, предусматривающий обязательства эмитента по строительству жилых помещений владельцам жилищных облигаций и содержащий ряд существенных условий, в частности:
– размер денежных средств, подлежащих внесению в оплату стоимости жилого помещения путем приобретения жилищных облигаций, количество жилищных облигаций с указанием суммы их номинальных стоимостей и ее эквивалента, выраженного в квадратных метрах общей площади жилого помещения;
– порядок внесения денежных средств для приобретения жилищных облигаций (п. 5 Инструкции № 115).
Владелец жилищных облигаций при их погашении (досрочном погашении) имеет право получить их номинальную стоимость в белорусских рублях или иностранной валюте с учетом требований валютного законодательства либо жилое помещение, общая площадь которого соответствует эквиваленту номинальной стоимости принадлежащих ему жилищных облигаций, выраженному в квадратных метрах (п. 19 Инструкции № 115).
Погашение (досрочное погашение) жилищных облигаций путем передачи жилого помещения их владельцу осуществляется в сроки и на условиях, предусмотренных решением о выпуске, проспектом эмиссии и договором с эмитентом, и оформляется актом приемки-передачи данного жилого помещения, подписываемым сторонами договора (п. 20 Инструкции № 115).
Таким образом, плательщик имеет право на получение имущественного налогового вычета в отношении расходов, которые были понесены им на приобретение жилищных облигаций как за счет собственных средств, так и за счет средств предоставленного кредита, с момента подписания акта приемки-передачи квартиры и в размере номинальной стоимости погашенных жилищных облигаций, т.е. в сумме 70,0 млн. руб. Кроме того, работник имеет право на получение имущественного налогового вычета в отношении понесенных им расходов на строительство общей жилой площади в размере 5,5 м2 при соблюдении условий, предусмотренных нормами подп. 1.1 п. 1 ст. 166 НК.
8.2. Подлежат ли имущественному налоговому вычету расходы по погашению кредита, включая проценты по нему, взятому на приобретение жилищных облигаций?
Не подлежат.
Расходы, связанные с погашением кредита, включая проценты по нему, использованного на приобретение жилищных облигаций, имущественному налоговому вычету не подлежат, поскольку условием его предоставления является направление кредита на приобретение квартиры на территории Республики Беларусь, а не на приобретение жилищных облигаций.
Николай Савельев, экономист
9 (460). Юридическое лицо 12 октября 2011 г. приняло решение о ликвидации филиалов, выделенных в качестве самостоятельных плательщиков налогов. В связи с этим будет вестись централизованный учет на балансе головной организации. Ликвидированные филиалы продолжат функционировать в качестве обособленных структурных подразделений, но не будут нести налоговых обязательств.
В данном случае возникают вопросы:
9.1. Будет ли признан недействительным учетный номер плательщика (УНП) филиала?
Будет.
Филиал – это обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все или часть его функций, в т.ч. функции представительства. Представительства и филиалы не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом и действуют на основании утвержденных им положений (пп. 2, 3 ст. 51 Гражданского кодекса РБ).
Филиалы, представительства и иные обособленные подразделения юридических лиц РБ,имеющие отдельный баланс, которым для совершения операций юридическим лицом открыт банковский счет с предоставлением права распоряжаться таким счетом должностным лицам данных обособленных подразделений (далее – отдельный баланс и банковский счет), исчисляют суммы налогов и исполняют налоговые обязательства этих юридических лиц, если иное не установлено НК или Президентом (п. 3 ст. 13 НК).
Несмотря на то что обособленные подразделения самостоятельно исчисляют суммы налогов и исполняют налоговые обязательства этих юридических лиц, плательщиками налогов их не признают исходя из норм пп. 1–3 ст. 13 НК. Подразделение считают обособленным для целей налогообложения, если помимо признаков, присущих обособленным подразделениям организации в соответствии с гражданским законодательством, у таких подразделений есть отдельный баланс и банковский счет.
Постановке на учет подлежат только те обособленные подразделения, которые исполняют обязанности по уплате налогов, т.е. действуют на основании положения об обособленном подразделении, имеют отдельный баланс и банковский счет (п. 7 ст. 66 НК).
УНП, присвоенный обособленному подразделению юридического лица, принадлежит ему до его ликвидации либо до ликвидации юридического лица (п. 8 Инструкции о порядке и условиях присвоения, применения, изменения учетного номера плательщика и признания его недействительным, утвержденной постановлением МНС РБ от 31.12.2010 № 96 (далее – Инструкция № 96)).
При ликвидации обособленного подразделения юридического лица УНП признают недействительным и плательщика исключают из Государственного реестра плательщиков (иных обязанных лиц) (п. 10 Инструкции № 96).
Таким образом, в случае ликвидации обособленного подразделения организации его УНП признают недействительным.
Не позднее 10 рабочих дней со дня ликвидации обособленного подразделения головная организация обязана сообщить об этом в налоговый орган по месту постановки на учет (подп. 1.9.4 п. 1 ст. 22 НК).
9.2. Каким образом производят расчет по уплате налога на прибыль за филиал?
Юридическое лицо представляет налоговую декларацию и уплачивает налог на прибыль не позднее 20 ноября 2011 г.
При ликвидации филиалов, представительств и иных обособленных подразделений юридических лиц РБ юридическое лицо, налоговые обязательства которого исполняли филиал, представительство и иное обособленное подразделение, не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором имела место такая ликвидация, представляет декларацию исходя из фактической валовой прибыли филиала, представительства и иного обособленного подразделения за период до их ликвидации. Уплату налога на прибыль при ликвидации филиалов, представительств и иных обособленных подразделений юридических лиц РБ юридическое лицо производит также не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором имела место такая ликвидация (п. 6 ст. 143 НК).
Таким образом, налоговые декларации (расчеты) по налогу на прибыль и отчислениям в инновационный фонд по результатам деятельности филиалов, исполнявших обязанности юридического лица по уплате налога на прибыль, юридическое лицо представляет не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем ликвидации филиалов, исходя из их фактической валовой прибыли. В данном случае – не позднее 20 ноября 2011 г. Уплату налога на прибыль производят в этот же срок.
Валентин Жуков, экономист
Материал подготовлен на основании разъяснений налоговых органов
Учет основных средств
10 (461). На балансе организации находится здание, амортизация по которому завершена в марте 2011 г. В июле 2011 г. проведена его реконструкция.
Какие подходы следует применить при установлении срока полезного использования по указанному зданию после завершения реконструкции?
После проведенной модернизации объект основных средств уже имеет остаточную (недоамортизированную) стоимость, которая должна амортизироваться в установленном порядке. Такой вывод следует из нормы п. 9 Инструкции о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов, утвержденной постановлением Минэкономики, Минфина и Минстройархитектуры РБ от 27.02.2009 № 37/18/6 (далее – Инструкция № 37/18/6). В ней указано, что при модернизации, реконструкции, дооборудовании, достройке амортизируемая стоимость подлежит изменению на сумму соответствующих затрат.
В случаях завершения модернизации, реконструкции, частичной ликвидации, дооборудования, достройки, проведенного технического диагностирования и освидетельствования, оформленных в качестве капитальных вложений актами сдачи-приемки выполненных работ, комиссия вправе производить пересмотр нормативных сроков службы и (или) сроков полезного использования основных средств (п. 24 Инструкции № 37/18/6).
С учетом того что у объекта появляется остаточная стоимость, начисление амортизации должно быть возобновлено с месяца, следующего за месяцем завершения модернизации и ввода объекта в эксплуатацию.
Комиссия по проведению амортизационной политики (далее – комиссия) определяет остаточный срок полезного использования объекта. Комиссия самостоятельно устанавливает период предполагаемой эксплуатации объекта основных средств после модернизации исходя из его технического состояния с учетом мнения представителей технических служб, входящих в состав комиссии. Указанный срок должен быть обоснован и отражать реально возможный период дальнейшей эксплуатации объекта. Исходя из общих подходов при установлении срока полезного использования, заложенных Инструкцией № 37/18/6, срок полезного использования устанавливается на период не менее 1 года и не должен превышать верхней границы диапазона, установленного приложением 3 к Инструкции № 37/18/6.
На основании изложенного рекомендуем устанавливать указанный срок в пределах от 1 года до верхней границы диапазона нормативного срока службы, предусмотренного действующей классификацией для нового аналогичного объекта основных средств.
Ирина Толкун, консультант управления финансовой политики Минэкономики РБ
Валютное законодательство
11 (462). Организация имеет филиал, выделенный на отдельный баланс, являющийся плательщиком налогов и сборов. Основные внешнеэкономические операции проходят через головную организацию, но в то же время незначительная их часть – через филиал.
Можно ли головной организации применять для учета курсовых разниц и расходов, связанных с покупкой иностранной валюты в сумме разницы между курсом покупки иностранной валюты и курсом Нацбанка на момент покупки, постановление Совета Министров РБ от 03.06.2011 № 704 (далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – постановление № 704), а филиалу – Декрет Президента РБ от 30.06.2000 № 15 (далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – Декрет № 15)?
Применение установленного постановлением № 704 порядка учета курсовых разниц и расходов, связанных с покупкой иностранной валюты, в сумме разницы между курсом покупки и курсом Нацбанка на момент покупки является правом организации. Головная организация имеет право применять его нормы, при этом филиал может руководствоваться нормами Декрета № 15.
Справочно: п. 1 постановления № 704 предоставляет право коммерческим организациям расходы, связанные с покупкой иностранной валюты для проведения расчетов за сырье, материалы, товары, по использованным на их приобретение займам, кредитам и уплате процентов по ним в сумме разницы между курсом покупки иностранной валюты и курсом Нацбанка на момент покупки относить на увеличение стоимости указанного сырья, материалов, товаров.
Коммерческим организациям также дано право относить разницы, возникающие при переоценке имущества и обязательств в иностранной валюте:
– по дебиторской задолженности за отгруженные товары, выполненные работы, оказанные услуги, по авансам, выданным поставщикам и подрядчикам на приобретение сырья, материалов, товаров, работ, – на доходы (расходы) будущих периодов и списывать на внереализационные доходы (расходы) в порядке и в сроки, установленные руководителем организации, но не позднее 31 декабря 2014 г.;
– по кредиторской задолженности по расчетам с поставщиками и подрядчиками за сырье, материалы, товары, выполненные работы, оказанные услуги, а также по кредитам, займам и процентам по ним, авансам, полученным от покупателей и заказчиков, – на расходы (доходы) будущих периодов и списывать на внереализационные доходы (расходы) в порядке и сроки, установленные руководителем организации, но не позднее 31 декабря 2014 г.
13 (464). Организация применяет постановление № 704 для учета курсовых разниц и расходов, связанных с покупкой иностранной валюты в сумме разницы между курсом покупки иностранной валюты и курсом Нацбанка на момент покупки, на основании приказа руководителя.
В связи со стабилизацией ситуации на валютном рынке имеет ли организация право прекратить применение постановления № 704 с 1 ноября 2011 г. и перейти на порядок учета курсовых разниц и расходов, связанных с покупкой иностранной валюты, в сумме разницы между курсом покупки иностранной валюты и курсом Нацбанка на момент покупки, предусмотренный Декретом № 15?
Применение установленного постановлением № 704 порядка учета курсовых разниц и расходов, связанных с покупкой иностранной валюты, в сумме разницы между курсом покупки и курсом Нацбанка на момент покупки является правом организации. Поэтому организация может прекратить применение данного порядка с любой даты, в т.ч. и с 1 ноября 2011 г.
В этом случае необходимо издать соответствующий приказ руководителя.
14 (465). Организация признает выручку методом "по оплате". Фактическую себестоимость отгруженных товаров нерезидентам до момента признания выручки она учитывает на счете 45 "Товары отгруженные".
Подлежат ли переоценке суммы, учтенные на счете 015 "Товары отгруженные в отпускных ценах", при изменении курсов иностранных валют, если в соответствии с договором с нерезидентом обязательства выражены в долларах США и оплата товаров будет осуществлена также в долларах США?
Подлежат.
Поскольку на счете 45 отражают не дебиторскую задолженность, а фактическую себестоимость товаров отгруженных, то переоценку сумм, учтенных на данном счете организации, не производят. Для ведения же аналитического учета поставщиками, применяющими метод отражения выручки от реализации по оплате отгруженной продукции (товаров, работ, услуг), в разрезе покупателей предназначен счет 015.
Данные о стоимости активов и размере обязательств, учитываемых на забалансовых счетах, нужно приводить в бухгалтерском балансе в размере стоимости, указанной в договоре, приемо-сдаточном акте или других первичных учетных документах. Стоимость активов и обязательств, установленную в иностранной валюте, следует показывать по официальному курсу Нацбанка на отчетную дату (п. 84 Инструкции о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности, утвержденной постановлением Минфина РБ от 14.02.2008 № 19).
Таким образом, стоимость отгруженных товаров, отраженная на счете 015, подлежит переоценке, которую нужно отражать записью: Д-т (К-т) 015.
15 (466). Организация имеет значительные суммовые разницы, возникающие при расчетах с контрагентами по обязательствам, оплата которых осуществляется в белорусских рублях в сумме, эквивалентной определенной договором сумме в иностранной валюте.
Может ли организация применять постановление № 704 для учета таких разниц, относя их на счета 97 "Расходы будущих периодов" и 98 "Доходы будущих периодов" и списывая в порядке, установленном руководителем?
Постановление № 704 применяют для учета курсовых разниц. Для учета суммовых разниц его не применяют.
Анна Крупнова, консультант Главного управления регулирования бухгалтерского учета, отчетности и аудита Минфина РБ
Виталий Раковец,аудитор ООО "АудитИнком"