НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
1 (70). Организация – резидент РБ (лицензиар) заключила договор с нерезидентом РБ (лицензиат) на передачу исключительных имущественных прав на программное обеспечение. Организация выручку от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав определяет по мере отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.
По условиям договора лицензиат произвел авансовый платеж 30 декабря 2009 г. в сумме 50 400 долл. США.
Фактическая передача прав на основании акта приемки-передачи осуществлена 2 февраля 2010 г. Стоимость имущественных прав составила 252 000 долл. США.
Окончательный платеж произведен лицензиатом в сумме 201 600 долл. США 28 апреля 2010 г.
На какую дату необходимо было отражать в налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость налоговую базу?
Как определить день передачи имущественных прав для исчисления налога на прибыль?
Разъяснения по этим вопросам содержатся в письме МНС РБ от 12.01.2011 № 4-2-19/13174:
"…1. О налоге на добавленную стоимость (далее – НДС)
В соответствии с частью первой пункта 1 статьи 100 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – НК РБ), вступившего в силу с 1 января 2010 г., для плательщиков, у которыхв соответствии с учетной политикой выручка от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав в бухгалтерском учете определяется (признается) по мере отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав, момент фактической реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав определяется как приходящийся на отчетный период день отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.
В соответствии с частью четвертой пункта 1 статьи 100 НК РБ днем передачи имущественных прав признается дата наступления права и получения платы в соответствии с договором.
Согласно части первой пункта 2 статьи 97 НК РБ при определении налоговой базы налога на добавленную стоимость по договорам, предусматривающим реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав за иностранную валюту, пересчет иностранной валюты в белорусские рубли производится по официальному курсу Национального банка Республики Беларусь, установленному на момент фактической реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав или на дату фактического осуществления расходов, оплаты.
Аналогичные нормы действовали в 2009 году в соответствии с Законом Республики Беларусь от 19.12.1991 № 1319-ХII "О налоге на добавленную стоимость".
Согласно представленному лицензионному договору <⋅⋅⋅> лицензиат переводит на счет лицензиара авансовый платеж в течение 10 дней с даты получения лицензиатом соответствующего счета. В соответствии с дополнительным соглашением <⋅⋅⋅> оставшаяся сумма платежа осуществляется путем поступления денежных средствна банковский счет лицензиара не позднее 90 календарных дней с даты передачи исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности. Согласно условиям договора передача исключительных прав осуществляется по акту сдачи-приемки.
Таким образом, в случае если лицензиар, определяющий в соответствии с учетной политикой выручку "по отгрузке", получил денежные средства в вышеуказанные периоды, моменты передачи имущественных прав и их фактической реализации определяются по датам поступления денежных средств на счет лицензиара. Налоговая база по НДС рассчитывается исходя из официальных курсов Национального банка Республики Беларусь, установленных на эти даты.
2. О налоге на прибыль
В соответствии с пунктом 4 статьи 127 НК РБв 2010 году организациями, учетной политикой которых предусмотрено признание выручки от реализации "по отгрузке", выручка от реализации имущественных прав отражается по передаче имущественных прав (за исключением банков).
Согласно Закону Республики Беларусь от 16.05.1996 № 370-ХШ "Об авторском праве и смежных правах" (с изменениями и дополнениями) порядок и сроки передачи имущественных прав определяются в авторском договоре. Отсутствие в авторском договоре условия о сроке передачи имущественных прав является основанием для расторжения данного договора автором.
Согласно статьям 8 и 9 Закона Республики Беларусь от 18 октября 1994 г. № 3321-XII "О бухгалтерском учете и отчетности" (с изменениями и дополнениями) хозяйственные операции фиксируются в бухгалтерском учете на дату их совершения. Факт совершения хозяйственной операции подтверждается первичным учетным документом, имеющим юридическую силу, который составляется ответственным исполнителем совместно с другими участниками операции.
Поскольку условиями договора определено, что передача исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности осуществляется путем подписания акта сдачи-приемки, днем передачи имущественных прав при исчислении налога на прибыль признается день подписания сторонами акта".
2 (71). Учетной политикой организации "А" (поставщик) предусмотрено отражать выручку от реализации товаров (работ, услуг) по мере оплаты. В ноябре 2010 г. произведена отгрузка товаров в адрес организации "Б" (покупатель).
В декабре 2010 г. организация "А" c согласия покупателя произвела уступку права требования долга на другую белорусскую организацию "С".
Каким образом организации "А" следовало определять момент фактической реализации товаров (работ, услуг) при исчислении налога на прибыль в этом случае?
Он приходится на дату перевода права требования.
В зависимости от учетной политики организация "А" имеет право отражать выручку от реализации по мере оплаты отгруженных товаров, выполненных работ, оказанных услуг либо по мере их отгрузки (п. 4 ст. 127 Налогового кодекса РБ; далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – НК).
Принадлежащее право кредитору на основании обязательства может быть передано им другому лицу по сделке (уступка требования) или перейти к другому лицу (п. 1 ст. 353 Гражданского кодекса РБ;далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – ГК). Объект для исчисления налога на прибыль в данной ситуации возникает с даты перевода права требования долга, т.е. в декабре 2010 г.
В бухгалтерском учете приведенная хозяйственная операция подлежит отражению следующими записями:
– у организации "А" (первоначального кредитора):
Д-т 45 – К-т 41
– отражена отгрузка товара организации "Б" в ноябре 2010 г.;
Д-т 62 – К-т 90
– отражена выручка от реализации товара в декабре 2010 г.;
Д-т 90 – К-т 45
– списана себестоимость реализованного товара в декабре 2010 г.;
Д-т 90 – К-т 68
– начислен НДС по реализованному товару в декабре 2010 г.;
Д-т 76 – К-т 62
– отражена уступка права требования долга в декабре 2010 г.;
Д-т 90 – К-т 99
– отражен финансовый результат в декабре 2010 г.;
Д-т 51 – К-т 76
– отражено погашение долга организацией "С";
– у организации "Б" (должника) (метод учета выручки – "по мере оплаты"):
Д-т 41 – К-т 60
– отражено поступление товара от первоначального кредитора;
Д-т 18 – К-т 60
– отражен НДС по поступившему товару;
Д-т 60 – К-т 76
– отражен перевод кредиторской задолженности при поступлении уведомления об уступке права требования новому кредитору;
Д-т 76 – К-т 51
– произведена оплата новому кредитору;
Д-т 68 – К-т 18
– принята к вычету сумма НДС по полученному и оплаченному товару*.
__________________________
* Здесь и далее корреспонденции счетов составлены редакцией.
3 (73). По итогам работы за 2010 г. собственником унитарного предприятия принято решение распределить прибыль, оставшуюся после налогообложения, и направить ее на увеличение уставного фонда.
Следует ли признавать прибыль унитарного предприятия, направленную на увеличение уставного фонда, дивидендом с соответствующим налогообложением?
Нет, не следует.
Дивиденд – это любой доход, начисленный унитарным предприятием собственнику его имущества, иной организацией (кроме простого товарищества) участнику (акционеру) по принадлежащим ему долям (паям, акциям) в порядке распределения прибыли, остающейся после налогообложения (ст. 35 НК).
К дивидендам приравнивают доходы, получаемые по соглашениям (долговым обязательствам), предусматривающим участие в прибылях.
К юридическим лицам, на имущество которых их учредители имеют право собственности или иное вещное право, относят унитарные предприятия (п. 2 ст. 44 ГК).
Выплаты участникам (акционерам) организации в виде долей (паев, акций) этой же организации, а также в виде увеличения номинальной стоимости акций (паев), произведенного за счет собственных источников организации, не признают дивидендами, если они не изменяют процентную долю участия в уставном фонде организации ни одного из участников (акционеров) (подп. 2.2 п. 2 ст. 35 НК). Долевая собственность на имущество унитарного предприятия недопустима. В связи с этим положения вышеприведенного подпункта не применяют в отношении унитарного предприятия (п. 9 ст. 113 ГК). С учетом приведенных норм законодательства следует, что распределенная сумма прибыли унитарного предприятия и направленная по решению собственника на увеличение уставного фонда этого предприятия не является дивидендом и не подлежит налогообложению.
Ирина Петрович, аудитор
4 (74). Одни организации, находящиеся в ведении республиканского концерна, имеют в уставном фонде долю республиканской собственности, другие – долю коммунальной собственности.
В какой инновационный фонд должны производить отчисления организации, находящиеся в ведении республиканского концерна: в инновационный фонд концерна или инновационные фонды областных (Минского городского) исполкомов?
Отчисления должны быть произведены в соответствующий фонд.
Организации, находящиеся в ведении республиканского концерна, уплачивают отчисления в инновационный фонд, образованный данным концерном, пропорционально доле республиканской собственности. Кроме того, указанные организации, являющиеся хозяйственными обществами и имеющие в уставном фонде долю коммунальной собственности, обязаны производить отчисления и в инновационные фонды, образованные соответствующими областными или Минским городским исполкомами.
Обоснуем такой вывод. Для этого обратимся к Положению о порядке формирования и использования средств инновационных фондов, утвержденному Указом Президента РБ от 07.12.2009 № 596 (далее – Положение). В нем сказано, что инновационные фонды формируются за счет отчислений в размере не более 0,25 %:
– республиканскими органами государственного управления (за исключением Минобразования) и иными государственными организациями, подчиненными Правительству РБ, Национальной академией наук Беларуси – от себестоимости продукции, товаров (работ, услуг) находящихся в их подчинении (входящих в их состав) организаций (за исключением организаций, указанных в п. 5 Положения), хозяйственных обществ, не входящих в состав подчиненных Правительству РБ организаций, акции (доли в уставных фондах) которых находятся в государственной собственности, пропорционально доле республиканской собственности;
– областными и Минским городским исполкомами – от себестоимости продукции, товаров (работ, услуг) находящихся в коммунальной собственности организаций, зарегистрированных на территории соответствующей области, г. Минска (за исключением организаций, указанных в п. 5 Положения), а также хозяйственных обществ, акции (доли в уставных фондах) которых находятся в коммунальной собственности, пропорционально доле коммунальной собственности.
Такие нормы приведены в подп. 3.1, 3.2 п. 3 Положения.
Ольга Смольник, экономист
5 (75). ООО осуществляет строительство 2 зданий. Первый объект предназначен для собственных нужд, а по второму зданию общество выступает застройщиком и принимает на себя обязательство по обеспечению строительства объекта за счет средств дольщиков (инвесторов), которые обязуются профинансировать строительство объекта. Вместе с тем 10 % второго объекта будут являться собственностью ООО.
В каком порядке следует принимать к вычету НДС, уплаченный поставщикам и подрядчикам в приведенной ситуации?
Организация, выступающая в роли застройщика (заказчика), по объектам (этапам) завершенного капитального строительства, не принимаемым на учет в качестве собственных объектов (этапов), суммы налога, предъявленные подрядными (субподрядными) организациями по выполненным строительным работам, к вычету не принимает, а предъявляет (перевыставляет) инвестору, организации-дольщику.
Застройщик (заказчик) при передаче инвестору части объекта завершенного капитального строительства передает также часть налоговых вычетов, приходящихся на стоимость передаваемой части объекта. Определение вычетов, подлежащих передаче, следует производить исходя из удельного веса стоимости объекта завершенного капитального строительства, передаваемого инвестору, в общей стоимости объекта завершенного капитального строительства.
Справочно: деятельность застройщика на территории Республики Беларусь регулируют нормы Инструкции о застройщике, заказчике в строительстве, утвержденной приказом Минстройархитектуры РБ от 22.06.1999 № 174. Согласно данным нормам при реализации инвестиционного проекта деятельность застройщика, заказчика при наличии необходимых условий следует осуществлять в различных организационных формах, предусмотренных законодательством.
Инвестор либо застройщик, заключивший договор строительного подряда, является заказчиком.
Заказчика, привлекаемого инвестором на основе договора, финансируют за счет средств, предусмотренных сводным сметным расчетом стоимости строительства объекта, выделяемых на эти цели в составе инвестиционного проекта. Инвестор вправе использовать на эти цели иные источники, имеющиеся в его распоряжении.
Объектом обложения НДС признают обороты по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь (п. 1 ст. 93 НК).
То есть при передаче части объекта строительства, созданного собственными силами, возникает оборот по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав. По работам, выполненным собственными силами, покупателю следует выделить сумму НДС.
При строительстве оставшейся части здания в качестве застройщика (заказчика), выполняющего функции по организации процесса строительства, объектом обложения НДС у ООО будут обороты по реализации оказанных им услуг, которые приравнивают к посредническим.
Налоговыми вычетами в соответствии с действующим законодательством признают суммы НДС, предъявленные продавцами, состоящими на учете в налоговых органах РБ и являющимися плательщиками, к оплате плательщику при приобретении им на территории Республики Беларусь товаров (работ, услуг), имущественных прав (п. 2 ст. 107 НК).
Не подлежат вычету суммы налога, уплаченные (подлежащие уплате) при приобретении и (или) ввозе товаров (работ, услуг), имущественных прав, непризнаваемых объектами обложения НДС, такие как обороты по возмещению комиссионеру (поверенному) комитентом (доверителем) сумм расходов по приобретению товаров (работ, услуг), имущественных прав, непокрываемых вознаграждением комиссионера (поверенного) (п. 19 ст. 107 и п. 2 ст. 93 НК).
Пример
Общая стоимость объекта завершенного капитального строительства – 10 млрд. руб. Стоимость объекта завершенного капитального строительства, передаваемого инвесторам, составляет 90 % общей стоимости, или 9 млрд. руб. Налоговые вычеты по объекту завершенного капитального строительства – 3 млрд. руб. Таким образом, застройщик (заказчик) может принять к вычету 10 % от общей суммы вычетов, т.е. 0,3 млрд. руб. Остальные вычеты в размере 2,7 млрд. руб. должны быть переданы застройщиком (заказчиком) инвесторам.
В случае если по указанным объектам предъявляемые суммы налога принимались к вычету, они подлежат восстановлению в том отчетном периоде, в котором заключены договоры долевого строительства. Если сумма вычетов, подлежащих восстановлению, будет больше имеющейся в учете суммы налоговых вычетов, разница между этими суммами подлежит отражению застройщиком (заказчиком) в стр. 12 "Суммы уменьшения налоговых вычетов, превышающие сумму вычетов отчетного налогового периода" части I налоговой декларации (расчета) по НДС.
По объектам (этапам) завершенного капитального строительства, принимаемым на учет в качестве собственных объектов, вычет предъявленных сумм налога осуществляет застройщик (заказчик) в общеустановленном порядке в соответствии с требованиями ст. 107 НК.
Александр Светлаков, экономист
УЧЕТ ЗАТРАТ
6 (76). Организация направила в декабре 2010 г. в командировку в Китай штатных сотрудников, а также сотрудников, работающих по договору подряда, для участия в международной выставке. Оплата расходов по бронированию гостиниц, проезду (самолет), проживанию и питанию произведена через белорусскую туристическую компанию по безналичному расчету. По окончании выставки и прибытии сотрудников был подписан акт выполненных работ с туристической фирмой.
Можно ли стоимость услуг, оказанных туристической фирмой, включить в состав затрат, учитываемых при налогообложении?
От редакции:
Ответ, приведенный ниже, подготовлен на основании разъяснений специалистов МНС РБ. Заметим, что мнения специалистов различных ведомств по этому вопросу отличаются. В частности, специалисты Минтруда и соцзащиты РБ считают, что в случае оплаты расходов командированного через туристическую фирму такие расходы могут быть включены в состав затрат, учитываемых при налогообложении прибыли (см. "ГБ", 2011, № 6, с. 92–95). В приведенном ниже ответе точка зрения противоположна. Как поступить в конкретной ситуации, придется решать главному бухгалтеру.
Нельзя.
Оплату оказанных услуг туристической фирмы не нужно расценивать как затраты, учитываемые при налогообложении прибыли, по следующим основаниям.
Служебной командировкой признается поездка работника по распоряжению нанимателя на определенный срок в другую местность для выполнения служебного задания вне места его постоянной работы. Гарантии и компенсации работникам при направлении их в служебную командировку, в т.ч. за границу, обеспечивают в соответствии с Трудовым кодексом РБ (далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – ТК (ст. 91–95 ТК)).
Штатный работник – это лицо, состоящее в трудовых отношениях с нанимателем на основании заключенного трудового договора. Привлечение работников по договору подряда регулируется ст. 656 ГК. По договору подряда одна сторона (подрядчик) выполняет по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдает ее результат заказчику в установленный срок. Заказчик должен принять результат работы и оплатить его (уплатить цену работы).
Из приведенных норм законодательства следует, что в служебную командировку можно направлять лицо, состоящее в трудовых отношениях с нанимателем на основании заключенного трудового договора.
При служебных командировках наниматель обязан выдать аванс и возместить работнику расходы, в т.ч. по проезду к месту служебной командировки и обратно и найму жилого помещения (ст. 95 ТК). Для расчета и выплаты денежных средств работникам, направленным в служебную командировку за границу, необходимо издать приказ (распоряжение) нанимателя (пп. 2, 4 и 5 Инструкции о порядке и условиях предоставления гарантий и компенсаций при служебных командировках за границу, утвержденной постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 30.07.2010 № 115 (далее – Инструкция № 115)). Наниматель при командировании работников за границу должен установить задание на командировку, которое должно носить конкретный характер и не содержать общих и нечетких формулировок. В нем следует указать государство и цель командировки, время нахождения за границей, план встреч и переговоров, перечень вопросов, подлежащих решению или изучению, а в случае заключения договора (контракта, соглашения) – предмет договора (контракта, соглашения), иные сведения, необходимые для реализации целей и задач командировки. Задание обязан подписать командированный работник, а утвердить его следует нанимателю. Форма письменного отчета по выполнению задания на командировку и порядок его представления должны быть утверждены нанимателем. При подтверждении расходов по найму жилого помещения и по проезду надо учитывать, что их возмещают при обязательном представлении работником подтверждающих документов в оригинале (проездные билеты, счета, квитанции и посадочные талоны при приобретении электронных билетов на проезд и т.д.).
При налогообложении прибыли не учитывают затраты на командировки, произведенные сверх норм, установленных в порядке, определенном ТК (подп. 1.6 п. 1 ст. 131 НК).
Затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемые при налогообложении, представляют собой стоимостную оценку использованных в процессе производства и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных средств, нематериальных активов, трудовых ресурсов и иных расходов на их производство и реализацию, отражаемых в бухгалтерском учете (п. 1 ст. 130 НК).
На основании изложенного включать в состав затрат, учитываемых при налогообложении, расходы по оплате услуг туристических организаций невозможно.
Ирина Петрович, аудитор
7 (77). По учетной политике предприятие применяет полуфабрикатный вариант учета затрат на производство.
Правильно ли было при определении затрат на производство в целях расчета отчислений в амортизационный фонд до 1 января 2011 г. исключать из состава затрат суммы, отражаемые бухгалтерской записью Д-т 20 – К-т 21?
Правильно.
За ответом обратимся к Инструкции по применению единой журнально-ордерной формы счетоводства (в ред. письма Минфина СССР от 12.01.1983 № 4), действующей на территории Республики Беларусь и в настоящее время. В указаниях по заполнению журнала-ордера № 10 записано: "В таблице "Расчет затрат на производство по экономическим элементам" себестоимость списанных на производство полуфабрикатов (при полуфабрикатном варианте учета производства) и готовых изделий, подлежащая исключению, как внутризаводской оборот принимается в сумме, показанной по кредиту счетов № 21 "Полуфабрикаты собственного производства" и № 40 "Готовая продукция" в корреспонденции со счетом № 20 "Основное производство".
Таким образом, при определении затрат на производство в целях расчета отчислений в амортизационный фонд до 1 января 2011 г. следовало исключать из состава затрат суммы, отражаемые бухгалтерской записью Д-т 20 – К-т 21.
Обращаем внимание, что нормы Инструкции по применению единой журнально-ордерной формы счетоводства применяют на территории Республики Беларусь в части, не противоречащей действующему законодательству РБ (Закон РБот 28.05.1999 № 261-З "О применении на территории Республики Беларусь законодательства СССР").
Татьяна Сукристик, аудитор
8 (78). В связи со вступлением в силу новой редакции Инструкции по бухгалтерскому учету результатов научно-технической деятельности, утвержденной постановлением Минфина РБ от 30.06.2010 № 82, в коммерческих организациях – исполнителях, выполняющих научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, затраты списывают со счета учета затрат на счет учета реализации по законченным работам. Прежней редакцией названной Инструкции было определено, что в дебет счета 90 "Реализация" с кредита счета 20 "Основное производство" следует списывать затраты по законченным и оплаченным работам (этапам) НИОКР.
Имеют ли право коммерческие организации – исполнители списывать затраты и определять финансовый результат не только вцелом по выполненным работам, но и по отдельным этапам НИОКР?
Имеют.
В коммерческих организациях – исполнителях затраты списывают со счета учета затрат на счет учета реализации по законченным НИОКР (п. 27 Инструкции по бухгалтерскому учету результатов научно-технической деятельности, утвержденной постановлением Минфина РБ от 30.06.2006 № 75 (далее – Инструкция)).
Инструкция не определяет содержание понятия "законченные НИОКР". Сдачу-приемку выполненных работ сторонам следует производить по согласованной в договоре процедуре. Так, законченной работой считают этап работ, выполненный в соответствии с календарным планом, либо всю работу в целом.
В связи с этим коммерческие организации – исполнители вправе определять финансовый результат по отдельным этапам работ и включать в объемы реализации за отчетный период стоимость отдельных этапов НИОКР, если в целом работа не выполнена, при условии, что сдачу-приемку работ в соответствии с договором осуществляют по завершении отдельных этапов.
Александр Шавлюк, экономист, канд. экон. наук
ОТЧИСЛЕНИЯ В ФСЗН
9 (79). Начисленный работнику заработок за январь 2011 г. составил 350 тыс. руб.
Рассмотрим вопросы, возникшие в этой ситуации.
9.1. Как правильно рассчитать обязательные страховые взносы в Фонд социальной защиты населения (далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – Фонд) за январь 2011 г., если работник отработал полный месяц?
Размер страховых взносов в Фонд зависит от размера минимальной заработной платы.
Сумма обязательных страховых взносов, исчисленная с выплат, начисленных в пользу работника, и подлежащая уплате за истекший месяц, должна быть не менее суммы этих взносов, исчисленной из размера минимальной заработной платы, установленной законодательством и проиндексированной в месяце, за который начислены взносы (п. 5 Положения об уплате обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты, утвержденного Указом Президента РБ от 16.01.2009 № 40 (далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – Положение об уплате)).
Обязательные страховые взносы за работающих граждан начисляют, удерживают и перечисляют их работодатели (п. 6 Положения об уплате).
Заявление работающих граждан об уплате обязательных страховых взносов не требуется (за исключением иностранных граждан и лиц без гражданства).
Справочно: с 1 января 2011 г. постановлением Совета Министров РБ от 20.12.2010 № 1844 минимальная заработная плата установлена в следующих размерах:
– месячная минимальная заработная плата – 460 000 руб.;
– часовая минимальная заработная плата – 2 710 руб.
Пример 1
Работнику, отработавшему по табелю рабочего времени весь январь 2011 г. на полную ставку, было начислено 350 000 руб.
Сумма страховых взносов в Фонд, исчисленных из фактически начисленной за январь суммы, составила 122 500 руб. (350 000 руб. × 34 % + 350 000 руб. × 1 %).
Страховые взносы в Фонд должны быть уплачены из суммы не менее чем 460 000 руб.
Сумма доначисленных страховых взносов равна 38 500 руб. ((460 000 – 350 000) × 34 % + (460 000 – 350 000) × 1 %).
В учете следует отразить:
Д-т 20 – К-т 70 – 350 000 руб.
– на сумму начисленной заработной платы;
Д-т 20 – К-т 69 – 156 400 руб.
– начислены обязательные страховые взносы в размере 34 % от минимальной заработной платы;
Д-т 70 – К-т 69 – 4 600 руб.
– удержаны обязательные страховые взносы в размере 1 % от минимальной заработной платы
9.2. В каком размере необходимо доначислить обязательные страховые взносы, исчисленные исходя из величины минимальной заработной платы, если работник отработал неполный месяц?
При занятости работников неполное рабочее время и (или) неполный месяц обязательные страховые взносы, подлежащие уплате за истекший месяц, должны быть не менее суммы названных взносов, исчисленной из суммы размера минимальной заработной платы (с учетом индексации) пропорционально времени, отработанному в соответствующем месяце.
Пример 2
Работнику, отработавшему по табелю рабочего времени весь январь 2011 г. 10 рабочих дней, было начислено 200 000 руб.
Сумма страховых взносов в Фонд, исчисленных из фактически начисленной за январь суммы, составила 70 000 руб. (200 000 руб. × 34 % + 200 000 руб. × 1 %).
При установлении минимальной заработной платы за 10 отработанных дней работнику нужно было начислить 230 000 руб. (460 000 руб. / 20 рабочих дней × 10 рабочих дней по табелю рабочего времени).
Следовательно, страховые взносы в Фонд должны быть уплачены исходя из заработка в размере 230 000 руб. В данном случае необходимо доначислить взносы в размере 10 500 руб. ((230 000 – 200 000) × 34 %) + (230 000 – 200 000) × 1 %).
9.3. Какая в данном случае предусмотрена ответственность за неначисление обязательных страховых взносов в Фонд?
Не внесенная в срок сумма обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей в Фонд (кроме пеней) является недоимкой (п. 15 Положения об уплате).
На сумму недоимки за каждый день просрочки (включая день уплаты) также начисляется пеня в размере 1/360 ставки рефинансирования Нацбанка РБ, действующей на дату уплаты обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей в Фонд (п. 16 Положения об уплате).
За неуплату или неполную уплату в установленный срок обязательных страховых взносов и (или) взносов на профессиональное пенсионное страхование в Фонд предусмотрено наложение штрафа на юридическое лицо в размере 20 % начисленной (доначисленной) суммы указанных платежей (ст. 11.54 Кодекса РБ об административных правонарушениях (далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – КоАП)).
В данном случае о нарушениях трудового законодательства информируют также территориальные органы Департамента государственной инспекции труда Минтруда и соцзащиты РБ для назначения внеплановой проверки.
Владимир Грихутик, начальник контрольно-ревизионного отдела ФСЗН Минтруда и соцзащиты РБ
От редакции:
Обращаем внимание, что минимальная заработная плата (месячная и часовая) – это государственный минимальный социальный стандарт в области оплаты труда за работу в нормальных условиях при выполнении установленной (месячной или часовой) нормы труда (ст. 59 ТК). Значит, в приведенной ситуации неправильное начисление обязательных страховых взносов является следствием нарушения норм трудового законодательства.
ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
10 (80). Вправе ли юридическое лицо – резидент разместить депозит в иностранной валюте в банке-нерезиденте?
Вправе на основании разрешения Нацбанка.
Субъекты валютных операций – резиденты (кроме банков) осуществляют на основании разрешений Нацбанка РБ на проведение валютных операций, связанных сдвижением капитала, валютные операции, предусматривающие размещение денежных средствв банках-нерезидентах либо передачу денежных средств нерезидентам (кроме банков-нерезидентов) на условиях доверительного управления.(подп. 18.5 п. 18 Правил проведения валютных операций, утвержденных постановлением Правления Нацбанка РБ от 30.04.2004 № 72 (далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – Правила № 72)).
Таким образом, резидент для проведения данной валютной операции должен получить разрешение Нацбанка РБ. Причем такое разрешение Нацбанк РБ выдает до момента проведения резидентом расчетов с нерезидентом по данной валютной операции (п. 30 Инструкции о порядке выдачи разрешений на проведение валютных операций и на открытие счетов за пределами Республики Беларусь, а также представления в банк уведомлений при совершении валютных операций, связанных с движением капитала, утвержденной постановлением Правления Нацбанка РБ от 28.01.2008 № 15 (далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – Инструкция № 15)).
11 (81). Юридическое лицо – резидент получило заем от нерезидента в долларах США. Ставка за пользование денежными средствами составляет 0,1 % годовых; ставка за просрочку возврата – 12 % годовых.
Требуется ли разрешение Нацбанка РБ на проведение такой операции?
Требуется.
Субъекты валютных операций – резиденты (кроме банков) осуществляют на основании разрешений Нацбанка РБ на проведение валютных операций, связанных с движением капитала, валютные операции, предусматривающие получение кредитов и (или)займов при условии, что процентная ставка за пользование кредитом и (или) займом в случае просрочки возврата кредита и (или) займа (в сумме увеличения размера процентов в связи с просрочкой возврата кредита и (или) займа) и размер неустойки (штрафа, пени) в совокупности превышают 0,01 % за каждый день просрочки (3,65 % годовых). Для расчета данного уровня в случае, если в договоре размер неустойки (штрафа, пени) выражен фиксированной суммой, осуществляют ее пересчет в процентное выражение (подп. 18.8 п. 18 Правил № 72).
Таким образом, резидент для проведения данной валютной операции должен получить разрешение Нацбанка РБ. Такое разрешение Нацбанк РБ выдает до момента проведения резидентом расчетов с нерезидентом по этой валютной операции (в данном случае до возврата займа) (п. 30 Инструкции № 15).
Денис Сафаревич, юрист
ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУБЪЕКТОВ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ
12 (82). Букмекерская контора планирует с использованием собственной сети распространителей организовать распространение среди физических лиц карт экспресс-оплаты для последующего участия граждан в проводимой организацией букмекерской игре.
Как в данном случае необходимо осуществлять прием наличных денежных средств?
Без КСА, но с оформлением документа, включенного в электронный банк данных об изготовленных и реализованных бланках первичных учетных документов и контрольных знаках (далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – ЭБД).
При осуществлении деятельности в сфере игорного бизнеса прием ставок в азартных играх наличными денежными средствами и (или) с использованием банковских пластиковых карточек в качестве средства осуществления расчетов на территории республики производят в порядке, установленном для приема наличных денежных средств и (или) расчетов с использованием банковских пластиковых карточек при реализации товаров (работ, услуг). Данная норма предусмотрена п. 22 Положения об осуществлении деятельности в сфере игорного бизнеса на территории Республики Беларусь, утвержденного Указом Президента РБот 10.01.2005 № 9 (в ред. Указа от 19.11.2010 № 599, вступившего в силу 1 января т.г.).
Порядок приема наличных денежных средств при реализации товаров (работ, услуг) установлен постановлением Совета Министров и Нацбанка РБ от 09.01.2002 № 18/1 "О приеме наличных денежных средств при реализации товаров (работ, услуг) и о некоторых вопросах использования кассовых суммирующих аппаратов и специальных компьютерных систем" (далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – постановление № 18/1), которым определено, что:
1) организации должны применять кассовое оборудование;
2) модель такого оборудования должна быть включена в Государственный реестр моделей (модификаций) кассовых суммирующих аппаратов и специальных компьютерных систем, используемых на территории Республики Беларусь (далее – Государственный реестр), и (или) платежных терминалов для регистрации операций, производимых с использованием банковских пластиковых карточек.
Из данного правила есть исключения. Постановлением № 18/1 определен ряд случаев, когда организации вправе принимать наличные денежные средства без применения кассового оборудования.
Такие случаи включают электронную торговлю, торговлю с доставкой товаров на дом или иное оговоренное место, выполнение работ и оказание услуг вне постоянного места осуществления деятельности (подп. 2.2.13 п. 2 постановления № 18/1).
В указанных ситуациях организации должны оформлять каждый факт приема наличных денежных средств первичным учетным документом, информация об изготовлении и реализации бланка которого должна быть занесена в ЭБД.
Таким образом, если распространители реализуют карты экспресс-оплаты вне касс букмекерской конторы, то такую реализацию можно рассматривать как случаи, предусмотренные подп. 2.2.13 п. 2 постановления № 18/1. Следовательно, прием наличных денежных средств можно производить без применения кассового оборудования, но с оформлением первичного учетного документа, информация об изготовлении и реализации бланка которого должна быть занесена в ЭБД.
В иных случаях прием и выдачу наличных денежных средств при осуществлении букмекерской деятельности букмекеры должны осуществлять с использованием кассового оборудования, модели которого включены в Государственный реестр. Перед началом эксплуатации кассовое оборудование следует зарегистрировать в установленном порядке в инспекциях МНС РБ (пп. 12–14 Положения о порядке содержания букмекерской конторы, утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 10.02.2005 № 140).
При приеме ставок работник букмекерской конторы должен выдать игроку кассовый чек с обязательным приложением экземпляра документа, содержащего информацию о наименовании и месте расположения пункта приема ставок, условиях ставки, дате и времени ее приема. Форму такого документа определяет букмекерская контора (п. 16 вышеназванного Положения).
Таким образом, если прием наличных денежных средств осуществляется в кассу букмекерской конторы, то обязательно использование кассового оборудования.
13 (83). В каком порядке продают билеты на спортивные мероприятия и какая ответственность предусмотрена за нарушение этого порядка?
В конце дня надо оформить ПКО.
Ответственность – административный штраф.
Организации вправе принимать наличные денежные средства без применения кассовых суммирующих аппаратов и (или) специальных компьютерных систем и платежных терминалов в случаях продажи билетов (абонементов) на посещение выставок, ярмарок, аттракционов в парках, концертно-зрелищных и спортивных мероприятий (музеи, кинотеатры, театры, цирки, стадионы, бассейны, дома культуры в сельской местности, концертные и другие открытые и закрытые площадки) (подп. 2.2.6 п. 2 постановления № 18/1).
В таких случаях оформлять приходный кассовый ордер по каждому факту приема наличных денежных средств не надо. Достаточно по окончании рабочего дня (смены) отразить в приходных кассовых ордерах общую сумму выручки за рабочий день (смену).
Напомним, что приходные кассовые ордера формы КО-1 относятся к первичным учетным документам, информация об изготовлении и реализации которых заносится в ЭБД (постановление МНС РБ от 05.04.2002 № 43).
В данной ситуации отметим следующее. Если организация в течение дня оформляла на сумму принятых наличных денежных средств первичные учетные документы, информация об изготовлении и реализации бланков которых заносится в ЭБД, то эти суммы при оформлении приходного кассового ордера в конце рабочего дня (смены) не надо включать в общую сумму принятых наличных денежных средств;
За нарушение установленного порядка приема денежных средств при реализации товаров (работ, услуг) за наличный расчет работник юридического лица может быть привлечен к ответственности в виде штрафа в размере от 20 до 50 базовых величин (ст. 12.18 КоАП).
Наталья Рощина, экономист
14 (84). Руководитель организации предлагает принять на работу специалиста по административно-организационной работе.
Имеется ли в Едином квалификационном справочнике должностей служащих (ЕКСД)должность специалиста по административноорганизационной работе?
В справочнике такой должности нет.
Выпуски ЕКСД не содержат квалификационной характеристики должности "специалист по административно-организационной работе".
Однако наниматель при необходимости вправе ввести указанную должность в штатное расписание. В данном случае наименование должности "специалист" является базовым, а для формирования полного наименования применяется указание направления деятельности работника (административно-организационная работа).
Также отметим, что при установлении наименования должности служащего следует учитывать нормы Общих положений Единого квалификационного справочника должностей служащих (далее – Общие положения ЕКСД), утвержденных постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 30.03.2004 № 32 (в ред. от 30.10.2007 № 135), в соответствии с которыми во всех случаях должности служащего присваивается ее базовое наименование согласно общегосударственному классификатору Республики Беларусь "Профессии рабочих и должности служащих", для которой ЕКСД предусмотрена квалификационная характеристика. Это означает, что в случае если трудовая функция работника соответствует должностным обязанностям квалификационной характеристики должности служащего, имеющейся в ЕКСД, наименование должности надо установить так, как оно предусмотрено ЕКСД.
Светлана Василевич, экономист