ПОДОХОДНЫЙ НАЛОГ
1 (85). Сотрудник принят на работу в октябре 2010 г. Данная работа является для него основной. В марте 2011 г. он представил в бухгалтерию документы, которые подтверждают, что он как нуждающийся в улучшении жилищных условий начиная с января 2007 г. несет расходы на строительство жилого дома.
Может ли организация предоставить данному сотруднику имущественный налоговый вычет?
Может, но по расходам, понесенным с марта 2008 г.
Несмотря на то что физическое лицо принято на работу в октябре 2010 г., а расходы по строительству жилого дома несет с января 2007 г., организация может предоставить ему имущественный налоговый вычет при соблюдении определенных правил. Рассмотрим их.
При определении размера налоговой базы плательщик имеет право на применение имущественного налогового вычета в сумме фактически произведенных им и членами его семьи (супругом (супругой), их не состоящими в браке на момент осуществления расходов детьми и иными лицами, признанными в судебном порядке членами семьи плательщика), состоящими на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, расходов на строительство либо приобретение на территории республики индивидуального жилого дома или квартиры, а также на погашение кредитов банков РБ, займов, полученных от белорусских организаций и (или) белорусских индивидуальных предпринимателей (включая проценты по ним, за исключением процентов по просроченным кредитам и займам, просроченных процентов по ним), фактически израсходованных ими на эти цели (подп. 1.1 п. 1 ст. 166 Налогового кодекса РБ, далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – НК).
В рассматриваемой ситуации организация в первую очередь должна определить, предоставлялся имущественный налоговый вычет ранее на понесенные сотрудником расходы на строительство жилого дома или нет.
Документами, служащими основанием для применения такого налогового вычета, являются, в частности, документы, подтверждающие фактически произведенные плательщиком и членами его семьи расходы на строительство или приобретение индивидуального жилого дома или квартиры, погашение кредитов банков РБ и займов.
Налоговые агенты или налоговые органы при предоставлении имущественного налогового вычета на оригиналах этих документов должны проставить отметку о сумме предоставленного имущественного налогового вычета.
Если на представленных сотрудником оригиналах такая отметка отсутствует, значит, вычет не производился. Следовательно, организация вправе в порядке, установленном ст. 181 НК, осуществить возврат или зачет подоходного налога, в т.ч. и в периоды, предшествующие приему данного сотрудника на работу.
При осуществлении перерасчета подоходного налога с доходов прошлых лет следует учитывать, что возврат (зачет) подоходного налога может быть осуществлен только при условии, что с момента удержания налога не прошло 3 лет (ст. 60 НК). Так, отсчет 3-летнего срока для целей представления имущественного налогового вычета начинают со дня понесенных плательщиком расходов.
В ситуации, изложенной в вопросе, плательщик будет иметь право на имущественный налоговый вычет только по расходам, понесенным им с марта 2008 г.
При этом зачет или возврат излишне удержанной суммы подоходного налога с доходов прошлых лет на основании п. 4 ст. 181 НК может быть осуществлен налоговым агентом только по согласованию с налоговым органом по месту жительства плательщика. Так, для этих целей налоговому агенту необходимо в 30-дневный срок со дня подачи физическим лицом необходимых документов направить в налоговый орган по месту жительства плательщика письменное сообщение об излишне удержанной сумме налога.
Налоговый орган, в свою очередь, в 30-дневный срок направляет налоговому агенту сообщение, в котором указывает, представлял ли плательщик налоговую декларацию (расчет) за эти налоговые периоды и учтены ли налоговым органом соответствующие суммы при определении сумм подоходного налога исходя из налоговых деклараций (расчетов).
В случае положительного ответа (согласования) организация будет вправе произвести возврат либо зачет (в зависимости от того, чтобыло указано физическим лицом в его заявлении) излишне уплаченной суммы подоходного налога.
2 (86). Сотрудник организации как нуждающийся в улучшении жилищных условий начиная с ноября 2010 г. несет расходы по строительству квартиры.
Он представил справку от застройщика о том, что помимо расходов, включаемых в сметную стоимость строительства квартиры, в фактическую стоимость работ и затрат по строительству квартиры включены стоимость сетей и инфраструктуры, а также услуги застройщика.
С учетом того что строительство квартиры еще не завершено, можно ли в 2011 г. предоставить работнику имущественный вычет по расходам, невключаемым в сметную стоимость строительства?
Можно, если расходы произведены в 2011 г.
При определении размера налоговой базы плательщик имеет право применить имущественный налоговый вычет в сумме фактически произведенных им и членами его семьи (супругом (супругой), их не состоящими в браке на момент осуществления расходов детьми и иными лицами, признанными в судебном порядке членами семьи плательщика), состоящими на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, расходов на строительство либо приобретение на территории Республики Беларусь индивидуального жилого дома или квартиры, а также на погашение кредитов банков РБ, займов, полученных от белорусских организаций и (или) белорусских индивидуальных предпринимателей (включая проценты по ним, за исключением процентов по просроченным кредитам и займам, просроченных процентов по ним), фактически израсходованных ими на вышеназванные цели (подп. 1.1 п. 1 ст. 166 НК).
При строительстве индивидуального жилого дома или квартиры фактически произведенные плательщиками и членами их семей расходы на такое строительство подлежали вычету только в пределах сметной стоимости строительства индивидуального жилого дома или квартиры (подп. 1.1 п. 1 ст. 166 НК (в ред., действующей в 2010 г.)).
С 1 января 2011 г. с учетом внесенных в НК изменений при строительстве индивидуального жилого дома или квартиры с привлечением застройщика и (или) подрядчика фактически произведенные плательщиками и членами их семей расходы на такое строительство подлежат вычету в пределах стоимости строительства индивидуального жилого дома или цены объекта долевого строительства квартиры, указанных в договоре о строительстве.
Так как данное правило распространяется на отношения, возникшие с 1 января 2011 г., предоставить работнику имущественный вычет по расходам, невключаемым в сметную стоимость строительства, произведенным им до этой даты, налоговый агент не имеет права.
Поэтому налоговому агенту при предоставлении данного налогового вычета необходимо обращать внимание на то, в каком налоговом периоде понесены расходы, невключаемые в сметную стоимость строительства. Если они были понесены до 1 января 2011 г., то применение имущественного налогового вычета будет неправомерно.
3 (87). Вновь принятый сотрудник организации (место основной работы) представил в бухгалтерию документы, подтверждающие, что он воспитывает сына 17 лет. 18 лет сыну исполняется в ноябре 2011 г.
В мае 2011 г. сын этого сотрудника женится, а с 1 сентября 2011 г. он зачислен в ВУЗ на дневную форму обучения.
В каком порядке организация должна произвести стандартный налоговый вычет на ребенка данному сотруднику при исчислении подоходного налога?
При определении размера налоговой базы плательщик имеет право на применение стандартного налогового вычета в размере 81 000 бел. руб. в месяц на каждого ребенка до 18 лет (подп. 1.2 п. 1 ст. 164 НК).
Данный стандартный налоговый вычет предоставляют с месяца рождения ребенка. Он сохраняется до конца месяца, в котором ребенок достиг 18-летнего возраста, либо был объявлен полностью дееспособным, либо наступила его смерть.
Таким образом, в соответствии с НК предоставление вычета прекращают:
– при достижении ребенком 18-летнего возраста;
– при объявлении его полностью дееспособным.
По нормам ст. 20 Гражданского кодекса РБ в случае, когда законодательством допустимы эмансипация или вступление в брак до достижения 18 лет, гражданин, не достигший этого возраста, приобретает дееспособность в полном объеме соответственно с момента принятия решения об эмансипации или со времени вступления в брак. При этом приобретенная в результате заключения брака дееспособность сохраняется в полном объеме и в случае расторжения брака.
С учетом изложенного родители ребенка не имеют права на получение стандартного налогового вычета, предусмотренного подп. 1.2 п. 1 ст. 164 НК, с месяца, следующего за вступлением его в брак.
Как уже отмечалось ранее, право на стандартный налоговый вычет, предусмотренный подп. 1.2 п. 1 ст. 164 НК, имеют и лица, которые содержат иждивенцев.
Таковыми для их родителей согласно НК будут студенты и учащиеся дневной формы обучения старше 18 лет, получающие среднее, первое высшее, первое среднее специальное или первое профессионально-техническое образование.
Таким образом, только при соблюдении одновременно всех нижеприведенных условий плательщики имеют право на применение данного стандартного налогового вычета:
– студенты или учащиеся – дети плательщика;
– они старше 18 лет;
– обучение осуществляется на дневной форме;
– дети получают среднее, первое высшее, первое среднее специальное или первое профессионально-техническое образование.
Стандартный налоговый вычет производят независимо от того, состоят дети в браке или нет.
Так как в указанной в вопросе ситуации сыну сотрудника организации 18 лет исполняется только в ноябре 2011 г., до этого месяца права на стандартный налоговый вычет он иметь не будет.
Значит, в рассматриваемой ситуации организация при исчислении подоходного налога должна производить стандартный налоговый вычет, предусмотренный подп. 1.2 п. 1 ст. 164 НК, данному сотруднику следующим образом:
– начиная с января 2011 г. и по май 2011 г. как воспитывающему ребенка до 18 лет;
– с июня 2011 г. по октябрь 2011 г. стандартные налоговые вычеты не предоставляют, так как ребенок полностью дееспособен и не может быть признан иждивенцем, потому что не достиг 18-летнего возраста;
– начиная с ноября 2011 г. – как содержащему иждивенца (студента дневной формы обучения).
От редакции:
В то же время согласно разъяснениям МНС РБ в этой ситуации плательщик имеет право на применение стандартного налогового вычета и после вступления ребенка в брак, т.е. в данном случае организация вправе предоставлять вычет и с июля 2011 г. по октябрь 2011 г.
4 (88). По месту основной работы сотрудника организации пришел исполнительный лист, согласно которому с его доходов по решению суда необходимо ежемесячно удерживать определенную сумму на содержание жены-инвалида.
Вправе ли организация при исчислении подоходного налога производить из доходов этого сотрудника стандартный налоговый вычет как содержащему иждивенца?
Такого права нет.
Плательщик имеет право на применение стандартного налоговоговычета в размере 81 000 бел. руб. в месяц на каждого иждивенца (подп. 1.2 п. 1 ст. 164 НК).
Иждивенцами для целей применения НК признают:
– несовершеннолетних, на содержание которых по решению суда или распоряжению физического лица удерживают суммы в размере не менее предусмотренного для взыскания алиментов, – для родителя этих несовершеннолетних, выплачивающего указанные суммы;
– физических лиц, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет, – для супруга (супруги), а при его (ее) отсутствии – для физического лица, в установленном порядке признанного родителем ребенка, из доходов которого по решению суда или распоряжению физического лица удерживают суммы на содержание данного иждивенца в размере не менее предусмотренного для взыскания алиментов;
– студентов и учащихся дневной формы обучения старше 18 лет, получающих среднее, первое высшее, первое среднее специальное или первое профессионально-техническое образование, – для их родителей;
– несовершеннолетних, над которыми установлены опека или попечительство, – для опекунов или попечителей этих несовершеннолетних.
С учетом того что физические лица признаются для своих супругов иждивенцами только в случае, когда они находятся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет, организация при исчислении подоходного налога не вправе производить из доходов этого сотрудника стандартный налоговый вычет.
Анна Павлова, экономист
ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУБЪЕКТОВ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ
5 (89). Вправе ли наниматель принять на должность техника-механика работника с незаконченным высшим образованием, который учится по специальности "инженер-механик"?
В законодательстве отсутствует понятие "незаконченное высшее образование". При назначении на должности под понятием "образование" подразумевается уровень так называемого профессионального образования (высшее, среднее специальное или профессионально-техническое).
Отнесение выполняемых работ к конкретным тарифным разрядам (должностям) и присвоение работникам соответствующей квалификации осуществляются в порядке, определяемом коллективным договором, соглашением или нанимателем в соответствии с ЕКСД (ст. 61 Трудового кодекса РБ).
Должность "техник-механик" является должностью специалиста среднего уровня квалификации. При назначении (приеме) работника на эту должность согласно квалификационным требованиям требуется наличие у работника среднего специального образования.
Однако на основании норм Общих положений ЕКСД наниматель имеет право назначить в порядке исключения работников, не имеющих необходимого образования, на должности специалистов, в т.ч. среднего уровня квалификации.
В данном случае, учитывая профиль получаемого данным работником образования (инженер-механик), наниматель имеет право назначить его на соответствующую профилю его деятельности должность "техник-механик".
Светлана Василевич, экономист
НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
6 (90). Организация арендует автомобиль. Он застрахован организацией по договору добровольного страхования наземных транспортных средств от всех рисков (полное КАСКО).
Правомерно ли отнесение страховых взносов по данному договору в состав затрат, учитываемых при налогообложении прибыли в 2011 г., если автомобиль не является собственностью организации?
Да, правомерно.
Страховые взносы по добровольному страхованию арендованного автомобиля от всех рисков (полное КАСКО) следует учитывать при налогообложении, если автомобиль используют в производственной деятельности. Поясним этот вывод.
Затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемые при налогообложении, представляют собой стоимостную оценку использованных в процессе производства и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных средств, нематериальных активов, трудовых ресурсов и иных расходов на их производство и реализацию, отражаемых в бухгалтерском учете (п. 1 ст. 130 НК).
Организации-страхователи включают в затраты по производству и реализации продукции, товаров (работ, услуг), учитываемые при налогообложении, страховые взносы в их фактическом размере по видам добровольного страхования, определенным Указом Президента РБ от 19.05.2008 № 280 "О включении страховых взносов по видам добровольного страхования, не относящимся к страхованию жизни, в затраты по производству и реализации продукции, товаров (работ, услуг)" (далее – Указ № 280). Такое право предоставлено организациям самим Указом № 280.
Одним из видов добровольного страхования, страховые взносы по которому следует учитывать при налогообложении прибыли, является страхование имущества юридического лица, участвующего в процессе производства продукции, товаров (выполнения работ, оказания услуг), в т.ч. наземных транспортных средств (подп. 1.2 п. 1 Указа № 280).
Указом № 280 не установлена зависимость возможности страхования и включения страховых взносов в затраты, учитываемые при налогообложении прибыли, только имущества, находящегося в собственности у страхователя. Следовательно, нормы Указа № 280 можно распространить в т.ч. на арендованное имущество. Важно соблюсти следующие условия:
– имущество должно быть использовано в процессе производства и реализации объектов;
– договором расходы по страхованию должны быть возложены на арендатора.
7 (91). Организация вернула арендованный автомобиль арендодателю. В баке автомобиля было топливо, которое арендодатель не оплатил.
Необходимо ли исчислить НДС по топливу?
Да, НДС нужно исчислить.
В данном случае осуществлена безвозмездная передача имущества, а объектами обложения НДС признаны обороты по безвозмездной передаче товаров (работ, услуг), имущественных прав (подп. 1.1.3 п. 1 ст. 93 НК).
Случаи безвозмездной передачи, которые не подлежат налогообложению, перечислены в подп. 2.5 п. 2 ст. 93 и ст. 31 НК. Приведенный в вопросе случай в подп. 2.5 п. 2 ст. 93 и ст. 31 НК не поименован.
Следовательно, при безвозмездной передаче топлива арендодателю необходимо исчислить НДС. Налогообложение нужно производить в том отчетном периоде, в котором произведена передача топлива (п. 4 ст. 100 НК), независимо от применяемого метода определения выручки от реализации.
Наталья Нехай, экономист
8 (92). Организация планирует разделиться на 2 организации. Рассмотрим вопросы, возникшие в этой ситуации.
8.1. Каким образом созданные в результате этого организации должны будут осуществить уплату налогов и сборов и представить налоговые декларации (расчеты) по объектам (операциям), имевшим место до реорганизации?
Пропорционально доле участия правопреемника.
На каждой из организаций, вновь созданных в результате разделения (они являются правопреемниками реорганизованной организации), будет лежать обязанность исполнить все неисполненные реорганизованной организацией налоговые обязательства и уплатить за нее неуплаченные пени. При этом не будет иметь значения, были известны или нет до завершения реорганизации правопреемникам факты и (или) обстоятельства неисполнения или ненадлежащего исполнения налогового обязательства, неуплаты (неполной уплаты) пеней реорганизованной организацией.
Такая обязанность должна быть исполнена каждым из правопреемников:
1) пропорционально доле его участия, которая определяется в соответствии с разделительным балансом.
Если же этот баланс не позволит определить долю правопреемника или будет исключать возможность исполнения в полном объеме налогового обязательства, уплаты пеней каким-либо из правопреемников (например, между 2 правопреемниками будет поделена только часть долга реорганизованной организации перед бюджетом), то вновь возникшие организации будут нести солидарную ответственность по исполнению налогового обязательства, уплате пеней реорганизованной организации, т.е. налоговый орган будет вправе предъявить к каждой из них требование по погашению долгов реорганизованной организации в полном объеме;
2) не позднее одного месяца со дня государственной регистрации каждого из правопреемников.
Налоговая декларация (расчет) представляется правопреемниками реорганизованной организации отдельно по деятельности такой организации за период до государственной регистрации правопреемников также в соответствии с разделительным балансом. То есть из баланса должно быть ясно, по каким объектам или операциям отвечает каждый из правопреемников.
8.2. Можно ли вернуть излишне уплаченные ранее организацией суммы налогов и сборов?
Можно, но при соблюдении определенных правил.
Право правопреемников на возврат или зачет излишне уплаченных реорганизованной организацией или излишне взысканных с нее сумм налогов, сборов или пеней появилось только с 1 января 2011 г. Суммы налогов, сборов, пеней, излишне уплаченные реорганизованной организацией либо взысканные с нее до ее реорганизации, могут быть:
– зачтены в счет исполнения правопреемниками налоговых обязательств, уплаты пеней реорганизованной организации.
Однако зачет в счет неисполненных собственных налоговых обязательств правопреемников или не уплаченных ими своих пеней не предусмотрен;
– возвращены правопреемникам.
Возврат возможен лишь при отсутствии неисполненных налоговых обязательств, неуплаченных пеней как у самой реорганизованной организации, так и у правопреемников.
Зачет и (или) возврат производят в общем порядке, предусмотренном ст. 60 или 61 НК для плательщиков налогов, сборов (пошлин), с учетом следующего. Поскольку при разделении организации образовалось несколько правопреемников, суммы налогов, сборов, пеней, излишне уплаченные реорганизованной организацией либо излишне взысканные до ее реорганизации, подлежащие зачету и (или) возврату, нужно устанавливать пропорционально доле каждого правопреемника, определяемой в соответствии с разделительным балансом.
Глеб Ростоцкий, юрист
ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ
9 (93). Оптовой организации предприятием-импортером была предоставлена оптовая скидка с отпускной цены в размере 25 %. Часть приобретенного товара с оптовой скидкой была реализована на территории Республики Беларусь, а часть – резидентам РФ с вывозом за пределы Республики Беларусь.
По каким ценам оптовая организация вправе реализовать товар, приобретенный с оптовой скидкой? Вправе ли оптовая организация поделить оптовую скидку, предоставленную импортером, с другой организацией оптовой торговли?
Поставку товаров на территории РБ нужно осуществлять по отпускным ценам, утвержденным импортером.
Субъекты предпринимательской деятельности имеют право предоставлять покупателям скидки с установленныхими отпускных цен (пп. 17, 19 Инструкции о порядке формирования и применения цен и тарифов, утвержденной постановлением Минэкономики РБ от 10.09.2008 № 183 (далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – Инструкция № 183)).
Организации предоставляют оптовые скидки торговым организациям, осуществляющим оптовую торговлю, в размере, определяемом по соглашению сторон. Дальнейшую поставку товаров необходимо осуществлять по отпускным ценам, утвержденным организациями-изготовителями или импортерами и помещенным в прейскурант, без взимания оптовой надбавки.
Оптовую скидку, предоставленную для реализации товара, можно поделить между торговыми организациями, если они являются дочерними унитарными предприятиями организации-изготовителя или более 50 % акций (доли в уставном фонде) которых принадлежат организации-изготовителю.
Оптовую скидку, предоставленную для реализации товара в розничной торговой сети, можно делить по соглашению сторон между торговыми организациями, осуществляющими оптовую торговлю.
Таким образом, организация оптовой торговли при реализации товара на территории Республики Беларусь, приобретенного у импортера с оптовой скидкой, должна реализовывать его по отпускной цене импортера. Оптовая организация не вправе при этом взимать оптовую надбавку. В данном случае ее доходом будет предоставленная импортером оптовая скидка в размере 25 % от отпускной цены импортера.
За пределы территории Республики Беларусь организация оптовой торговли вправе реализовать товар с применением надбавки, так как нормы Инструкции № 183 распространяются на юридические лица и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих предпринимательскую деятельность по производству и (или) продаже (поставке) товаров, выполнению работ, оказанию услуг на территории Республики Беларусь.
10 (94). Организация розничной торговли приобретает у импортера вино крепостью 12 %.
Существуют ли ограничения в законодательстве по размеру торговой надбавки, взимаемой организацией розничной торговли, на вино?
Не существуют.
Организация розничной торговли вправе применить по такому товару размер торговой надбавки без ограничений. Рассмотрим нормы нескольких документов для обоснования этого ответа.
Обратимся к подп. 1.3 п. 1 Указа Президента РБ от 19.05.1999 № 285 "О некоторых мерах по стабилизации цен (тарифов) в Республике Беларусь" (далее – Указ № 285). Им установлено, что цены (тарифы), надбавки (скидки) на товары (работы, услуги) регулируются в соответствии с перечнем, утверждаемым Указом № 285, Советом Министров РБ, республиканскими органами государственного управления, иными государственными организациями, подчиненными Правительству РБ, Нацбанком РБ, облисполкомами и Минским горисполкомом исходя из государственных интересов и складывающейся социально-экономической ситуации в порядке, установленном законодательством, а также в иных случаях, определяемых Президентом РБ.
В частности, в перечне, утвержденном Указом № 285, приведены такие товары, как спирт, водка и другая алкогольная продукция крепостью свыше 28 %.
Таким образом, розничную цену на алкогольную продукцию, крепость которой не превышает 28 %, следует формировать в обычном порядке на основании Инструкции № 183.
Рассмотрим норму п. 25 Инструкции № 183. Розничные цены на товары, реализуемые субъектами предпринимательской деятельности, осуществляющими розничную торговлю, нужно определять путем суммирования:
– отпускных (закупочных) цен;
– торговой надбавки, взимаемой к отпускной (закупочной) цене, в размере, определяемом с учетом конъюнктуры рынка, за исключением товаров, приведенных в приложении 1 к Инструкции № 183. При приобретении товаров на территории Республики Беларусь у торговой организации, осуществляющей оптовую торговлю, торговую надбавку нужно взимать с учетом оптовой надбавки.
В приложении 1 к Инструкции № 183 такой товар, как вино, отсутствует. Следовательно, при формировании розничных цен на него размер торговой надбавки не ограничен.
11 (95). Организация оптовой торговли – резидент РБ реализует товар нерезиденту РБ для последующего вывоза за пределы Республики Беларусь. Организация – резидент РБ приобретает товар на территории Республики Беларусь и производит его отгрузку сразу со склада поставщика.
Какой размер оптовой надбавки вправе применить организация – резидент РБ?
Оптовую надбавку можно применять без ограничений.
С 1 февраля 2011 г. при реализации товаров на территории Республики Беларусь оптовую надбавку не более 20 %, взимаемую торговыми организациями, осуществляющими оптовую торговлю, применяют только по товарам, указанным в приложении 1 к Инструкции № 183. По всем остальным товарам оптовую надбавку применяют без ограничений.
Действие Инструкции № 183 распространяется на юридические лица и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих предпринимательскую деятельность по производству и (или) продаже (поставке) товаров, выполнению работ, оказанию услуг на территории Республики Беларусь.
При реализации товаров организации – нерезиденту РБ с вывозом за пределы Республики Беларусь размер оптовой надбавки не ограничен во всех случаях. То есть цену следует определять по соглашению сторон.
Игорь Кинцак, аудитор
ТАМОЖЕННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
12 (96). Организация получила денежные средства в качестве международной технической помощи и планирует за них закупить оборудование за рубежом.
Рассмотрим вопросы, возникшие в данной ситуации.
12.1. Подлежит ли такое оборудование освобождению от таможенных пошлин при поставке в Республику Беларусь?
Подлежит, но при выполнении определенных условий.
Оборудование, приобретенное за денежные средства, полученные в качестве международной технической помощи, при ввозе в Республику Беларусь освобождают от уплаты таможенных пошлин.
Подобное освобождение предусмотрено Указом Президента РБ от 22.10.2003 № 460 "О международной технической помощи, предоставляемой Республике Беларусь" (далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – Указ № 460). Так, товары, ввозимые на таможенную территорию Республики Беларусь, приобретенные за счет и (или) получаемые (полученные) в качестве международной технической помощи для использования в целях, определенных проектом (программой) международной технической помощи, не признают объектами обложения НДС, акцизами, таможенными пошлинами (подп. 1.3 п. 1 Указа № 460).
Однако для того, чтобы воспользоваться льготами, в частности освобождением от уплаты таможенных пошлин, организация должна получить одобрение проекта международной технической помощи и перечня товаров (имущества, в т.ч. денежных средств), работ и услуг, предоставляемых для реализации проектов (программ).
12.2. Где и каким образом можно получить одобрение документов, указанных в ответе на предыдущий вопрос?
Проект (программа) международной технической помощи – это документ, предусматривающий комплекс согласованных организационно-технических мероприятий, объединенных общей целью и обеспеченных частично или полностью за счет предоставления донорами международной технической помощи денежных средств, в т.ч. в иностранной валюте, товаров (имущества), выполнения работ, оказания услуг.
Такой проект должен быть направлен в Комиссию по вопросам международного технического сотрудничества при Совете Министров РБ (далее – Комиссия) для одобрения решением Совета Министров РБ либо самой Комиссией.
Отметим, что Комиссия непосредственно одобряет проекты, реализуемые методом национального исполнения. Под этим надо понимать реализацию проекта (программы) международной технической помощи в Республике Беларусь с условием, что денежные средства, предназначенные для его (ее) реализации, в полном объеме должны быть перечислены на расчетный счет получателя (получателей) международной технической помощи, реализующего (реализующих) этот проект (программу), а товары и иное имущество, предназначенные для такого проекта (программы), должны быть переданы в собственность получателя (получателей) международной технической помощи (собственность государства и хозяйственное ведение, оперативное управление государственной организации, являющейся получателем такой помощи) (подп. 1.1 п. 1 Указа № 460).
Для того чтобы проект был рассмотрен Комиссией, заинтересованный получатель международной технической помощи должен обратиться в Минэкономики РБ. Порядок такого обращения определен Положением о порядке подготовки, рассмотрения и одобрения проектов (программ) международной технической помощи, а также перечней товаров (имущества, в т.ч. денежных средств), работ и услуг, предоставляемых для реализации этих проектов (программ), утвержденным постановлением Правительства РБ от 21.11.2003 № 1522 (далее – Положение).
Перечень товаров (имущества, в т.ч. денежных средств), работ и услуг, предоставляемых для реализации проектов (программ), также должен пройти одобрение Комиссией.
Для этого заинтересованный получатель международной технической помощи должен обратиться в Минэкономики РБ и представить заявление в произвольной форме и документы, установленные п. 24 Положения.
После одобрения перечня копия соответствующего решения Комиссии и один экземпляр перечня должны быть представлены в ГТК и МНС РБ.
Указанные одобренные проект и перечень служат основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов.
Марина Романова, специалист таможенного дела, юрист
ПРИЕМ НАЛИЧНЫХ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ
13 (97). На территории гаражного кооператива установлен платный въезд транспортных средств, не принадлежащих владельцам гаражей. Основание – Устав кооператива и решение Правления кооператива.
Как в данном случае необходимо осуществлять прием наличных денежных средств: с использованием приходных кассовых ордеров установленной формы или кассового оборудования?
С применением кассового оборудования.
При реализации товаров (работ, услуг) за наличный расчет плательщик обязан обеспечивать прием наличных денежных средств в порядке, определяемом законодательством (подп. 1.13 п. 1 ст. 22 НК).
В настоящее время такой порядок регулирует постановление Совета Министров и Нацбанка РБ от 09.01.2002 № 18/1 "О приеме наличных денежных средств при реализации товаров (работ, услуг) и о некоторых вопросах использования кассовых суммирующих аппаратов и специальных компьютерных систем" (далее – постановление № 18/1).
Так, юридические лица должны принимать наличные денежные средства и (или) банковские пластиковые карточки в качестве средства осуществления расчетов на территории Республики Беларусь с применением кассовых суммирующих аппаратов и (или) специальных компьютерных систем, билетопечатающих машин, таксометров (далее – кассовое оборудование) в следующих случаях:
– при продаже товаров;
– выполнении работ;
– оказании услуг.
В то же время в подп. 2.2 п. 2 постановления № 18/1 определены случаи, когда юридические лица могут принимать наличные денежные средства при продаже товаров, выполнении работ или оказании услуг без применения кассового оборудования. Например, в случаях оказания разовых услуг, при которых прием наличных денежных средств осуществляют в кассу организации (подп. 2.2.16 п. 2 постановления № 18/1).
Оказываемые услуги носят характер предпринимательской деятельности, поскольку направлены на систематическое получение прибыли от оказания услуг, предназначенных для реализации другим лицам (ст. 1 Гражданского кодекса РБ).
Отметим, что деятельность кооператива регулируют законодательство и Устав кооператива.
Кооператив может осуществлять предпринимательскую деятельность, если она необходима для его уставных целей, ради которых он создан, соответствует этим целям и отвечает предмету деятельности кооператива. Доходы (прибыль), полученные кооперативом в результате такойдеятельности, не могут быть распределены между его членами, но могут быть использованы для создания объектов общего пользования кооператива, на их эксплуатацию, ремонт и иные цели, предусмотренные Уставом кооператива.
Таким образом, прием наличных денежных средств при взимании платы за въезд на территорию кооператива транспортных средств, не принадлежащих членам кооператива, следует рассматривать как предпринимательскую деятельность. Поэтому прием наличных денежных средств кооператив должен осуществлять с применением кассового оборудования (подп. 2.1 п. 2 постановления № 18/1).
Светлана Новик, экономист