ПОДОХОДНЫЙ НАЛОГ
1 (109). Семья работника состоит из 5 человек: муж, жена, двое общих детей и один ребенок от первого брака жены, на которого она получает алименты. Жена в настоящее время находится в отпуске по уходу за ребенком до 3 лет.
На какие стандартные налоговые вычеты имеет право работник?
При определении размера налоговой базы плательщик имеет право применить следующие стандартные налоговые вычеты:
– в размере 292 000 руб. в месяц – при получении дохода в сумме, не превышающей 1 766 000 руб. в месяц;
– в размере 81 000 руб. в месяц – на каждого ребенка до 18 лет и (или) каждого иждивенца (подп. 1.1, 1.2 п. 1 ст. 164 Налогового кодекса РБ(далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – НК)).
Иждивенцами для целей НК, в частности, признают физических лиц, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет, – для супруга (супруги) (подп. 1.2 п. 1 ст. 164 НК).
Таким образом, муж имеет право на получение следующих стандартных налоговых вычетов:
– в размере 292 000 руб. в месяц – в случае, если его доход за месяц не превышает сумму 1 766 000 руб.
– в размере 162 000 руб. (81 000 × 2) в месяц – на двоих родных детей;
– в размере 81 000 руб. – на супругу-иждивенца, находящуюся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет.
Право на получение стандартного налогового вычета в размере 81 000 руб. на ребенка от первого брака жены работник не имеет, так как ребенок им не усыновлен (жена на него получает алименты).
2 (110). Работник организации, в составе семьи которого 5 человек (сам работник, жена, сын, его мать и отец), состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий и строит квартиру. Основным застройщиком в строительстве жилья является отец работника.
Имеет ли работник право на получение имущественного налогового вычета?
Имеет, если будет признан в судебном порядке членом семьи своих родителей.
С 1 января 2008 г. в законодательство были внесены изменения, согласно которым введено ограничение в отношении лиц, имеющих право на получение имущественного налогового вычета. Ограничение было введено в отношении лиц, признаваемых членами семьи плательщика. На его основании к членам семьи плательщика относят супруга (супругу), их не состоящих в браке на момент осуществления расходов детей и иных лиц, признанных в судебном порядке членами семьи плательщика, состоящего на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Таким образом, работник для того, чтобы получить имущественный налоговый вычет в отношении расходов на строительство квартиры, основным застройщиком которой является его отец, должен быть признан в судебном порядке членом семьи своих родителей (подп. 1.1 п. 1 ст. 166 НК).
3 (111). Работница организации лишена родительских прав. По исполнительному листу она выплачивает задолженность на содержание сына 17 лет и за его обучение в колледже.
Положен ли ей стандартный налоговый вычет на одного ребенка в размере 81 000 руб.?
Не положен.
Стандартный налоговый вычет пре-доставляют родителям ребенка в размере 81 000 руб. в случаях, определенных ст. 164 НК. Предоставление стандартного налогового вычета родителям, лишенным родительских прав, НК не предусмотрено.
4 (112). Работник организации состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий и строит жилой дом за счет собственных средств.
Должен ли он представлять налоговому агенту справку о сметной стоимости жилого дома для получения имущественного вычета по подоходному налогу?
С 2011 г. не должен.
При получении имущественного налогового вычета на строительство жилья плательщики с 2011 г. больше не представляют налоговому агенту или налоговому органу документы о сметной стоимости строительства индивидуального жилого дома или квартиры. Вычету подлежат расходы в размере стоимости строительства индивидуального жилого дома или квартиры, указанной физическим лицом в заявлении, представляемом налоговому агенту или налоговому органу (при строительстве без привлечения застройщика или подрядчика) (подп. 1.1 п. 1 ст. 166 НК).
При этом имущественный налоговый вычет в сумме расходов, направленных на строительство индивидуального жилого дома, предоставляют после получения плательщиком свидетельства (удостоверения) о государственной регистрации земельного участка и прав на него, или государственного акта на право частной собственности, пожизненного наследуемого владения, или договора аренды земельного участка, предоставленного для строительства и обслуживания жилого дома.
Николай Савельев, экономист
НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
5 (113). Белорусская организация в 2011 г. начисляет дивиденды итальянской компании, которая является одним из ее учредителей.
По какой ставке следует облагать доходы нерезидента: по ставке, определенной законодательством РБ, или по ставке, определенной международным соглашением с Италией?
5 % либо 12 % – в зависимости от доли в уставном фонде.
Иностранные организации, не осуществляющие деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство, но извлекающие доходы из источников в республике, признаны национальным законодательством плательщиками налога на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство (далее – налог на доходы) (ст. 145 НК).
Объектом обложения налогом на доходы являются в т.ч. доходы иностранной организации в виде дивидендов и приравненных к ним доходов (п. 1 ст. 35, подп. 1.4 п. 1 ст. 146 НК). Ставка налога на доходы по дивидендам равна 12 % (п. 1 ст. 149 НК).
Налог исчисляет, удерживает и перечисляет в бюджет Республики Беларусь налоговый агент. В данном случае – это белорусская организация, начисляющая и выплачивающая дивиденды итальянскому учредителю.
НК (ст. 5) содержит нормы, которые регулируют применение международных договоров по вопросам налогообложения, а именно:
– если нормами международных договоров РБ установлены иные нормы, чем те, которые предусмотрены НК и иными законодательными актами РБ, то применяют нормы международного договора, если иное не определено нормами международного права (п. 2 ст. 5 НК);
– если НК и (или) иными законодательными актами предусмотрены более льготные условия налогообложения, чем те, которые установлены международным договором РБ, за исключением международных договоров РБ, формирующих договорно-правовую базу Таможенного союза, то применяют положения НК и (или) иных законодательных актов (п. 4 ст. 5 НК).
Конвенция между Правительством Республики Беларусь и Правительством Итальянской Республики об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал и предотвращении уклонения от уплаты налогов, заключенная в г. Минске 11.08.2005 (далее – Конвенция), вступила в силу 30 ноября 2009 г. Ее положения в отношении налогов, взимаемых у источника, применяют с сумм, полученных 1-го или после 1 января 2010 г.
В Конвенции (ст. 10) указано, что:
– дивиденды, выплачиваемые компанией, которая является резидентом одного договаривающегося государства, резиденту другого договаривающегося государства, могут облагаться налогом в этом другом государстве;
– такие дивиденды могут также облагаться налогами в том договаривающемся государстве, резидентом которого является компания, выплачивающая дивиденды, и в соответствии с законодательством этого договаривающегося государства, но если получатель является фактическим владельцем дивидендов. Удерживаемый налог не должен превышать:
а) 5 % валовой суммы дивидендов, если фактическим владельцем является компания (иная, чем товарищество), которая непосредственно владеет не менее чем 25 % капитала компании, выплачивающей дивиденды;
б) 15 % валовой суммы дивидендов во всех остальных случаях.
Таким образом, дивиденды, выплачиваемые белорусской организацией резиденту Италии, облагают налогом на доходы в Беларуси. Если получатель таких дивидендов владеет не менее чем 25 % капитала организации, выплачивающей дивиденды, ставка налога составляет 5 % валовой суммы дивидендов, в остальных случаях ставка налога равна 15 %.
Из вышесказанного следует, что применять положения Конвенции к налогообложению дивидендов целесообразно в том случае, когда доля итальянской компании в капитале белорусской организации составляет не менее 25 %.
В этом случае итальянская компания, являющаяся фактическим владельцем дохода, представляет по форме и в порядке, установленных МНС РБ, подтверждение того, что она имеет постоянное местонахождение в Италии.
Подтверждение должно быть заверено компетентным органом соответствующего иностранного государства и может быть представлено в налоговый орган РБ либо до, либо после уплаты налога.
Порядок предоставления налоговых преференций (льгот), предусмотренный международными соглашениями, изложен в ст. 151 НК.
Если итальянская компания владеет долей в белорусской организации, которая составляет менее 25 %, ставка налога на дивиденды по Конвенции будет равна 15 %. В таком случае применение ее положений в отношении налогообложения дивидендов, полученных из источников в Беларуси, нецелесообразно, так как по ст. 149 НК ставка налога – 12 %. В этой ситуации не нужно представлять справку о резидентстве получателей дохода.
Таким образом, дивиденды, полученные резидентом Италии из источников в Беларуси, облагают налогом на доходы в Беларуси по ставке 5 % либо 12 % в зависимости от доли во вложенном капитале в предприятие в Беларуси.
Но эти же дивиденды могут облагать налогом и в Италии. Ставки и порядок налогообложения получаемых из Беларуси дивидендов итальянской компании регулирует законодательство Италии.
Двойное налогообложение доходов итальянского резидента исключается согласно положениям п. 3 ст. 24 Конвенции и законодательства Итальянской Республики.
6 (114). Белорусская организация в 2011 г. начисляет дивиденды российской организации, которая является ее учредителем.
По какой ставке следует облагать доходы российского резидента, полученные из источников в Республике Беларусь? Как происходит устранение двойного налогообложения таких дивидендов?
По ставке 12 %.
Доходы в виде дивидендов, полученные иностранными компаниями от источников в Беларуси, подлежат обложению налогом на доходы в соответствии с нормами гл. 15 НК по ставке 12 %.
Международное соглашение предусматривает иное. Ставка налогообложения дивидендов, получаемых российской компанией от белорусской организации, составляет 15 % (ст. 9 Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество от 21.04.1995 (далее – Соглашение с Россией)).
В данном случае необходимо учитывать положения п. 4 ст. 5 НК. Если НК и (или) иными законодательными актами предусмотрены более льготные условия налогообложения, чем те, которые установлены международным договором РБ, за исключением международных договоров РБ, формирующих договорно-правовую базу Таможенного союза, то применяют положения НК и (или) иных законодательных актов.
Следовательно, дивиденды российского резидента необходимо облагать согласно национальному законодательству по ставке 12 %.
Удержанная из средств российской компании сумма налога уменьшает сумму поступающих ей дивидендов.
В то же время эти же дивиденды, получаемые российской компанией из источников в Беларуси, подлежат налогообложению и в России. Значит, здесь присутствует двойное налогообложение доходов российских резидентов – и в Беларуси, и в России.
В таком случае необходимо применить нормы ст. 20 "Метод устранения двойного налогообложения" Соглашения с Россией. Так, если лицо с постоянным местопребыванием в одном договаривающемся государстве получает доход в другом договаривающемся государстве, который в соответствии с положениями Соглашения с Россией может облагаться налогом в другом государстве, сумма налога на этот доход, подлежащая уплате в этом другом государстве, может быть вычтена из суммы налога, взимаемого с такого лица, в связи с таким доходом в первом упомянутом государстве.
Это означает, что если российская компания получает доход (дивиденды) из источников в Республике Беларусь и он облагается в Беларуси, то сумма налога на этот доход, которая уплачена в Беларуси (или часть этой суммы), может быть вычтена из суммы налога, взимаемого в России.
Чтобы такой вычет стал возможным, белорусский налоговый орган должен подтвердить сведения о суммах удержанного и перечисленного в бюджет Республики Беларусь налога.
Ранее в 2010 г. для иностранных организаций эта справка выдавалась белорусским налоговым органом по месту постановки на учет налогового агента – белорусской организации. Форма такой справки была приведена в приложении 4 к постановлению МНС РБ от 31.12.2009 № 86, которое действовало до 1 января 2011 г.
В 2011 г. форма справки, подтверждающей сведения о суммах удержанного и перечисленного в бюджет Республики Беларусь налога, утверждена постановлением МНС РБ от 31.12.2010 № 99 (приложение 9), которое вступило в силу со 2 марта 2011 г.
Форма новой справки не изменилась по сравнению с применяемой ранее.
7 (115). Белорусская организация в 2011 г. начисляет дивиденды немецкой компании, которая является ее учредителем.
По какой ставке следует облагать дивиденды, полученные немецкой компанией от белорусской организации? Как происходит устранение двойного налогообложения таких дивидендов?
По ставке 5 %, 15 % или 12 % в зависимости от применяемого законодательства.
В ст. 10 "Дивиденды" Соглашения между Республикой Беларусь и Федеративной Республикой Германия об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество от 30.09.2005 (далее – Соглашение с Германией) установлено следующее:
– дивиденды, выплачиваемые компанией, которая является резидентом одного договаривающегося государства, резиденту другого договаривающегося государства, могут облагаться налогами в этом другом государстве;
– такие дивиденды могут облагаться также налогами в том договаривающемся государстве, резидентом которого является компания, выплачивающая дивиденды, и в соответствии с законодательством этого государства, но если получатель является подлинным владельцем дивидендов, взимаемый налог не превышает:
а) 5 % валовой суммы дивидендов, если подлинным владельцем является компания (иная, чем товарищество), которая непосредственно владеет не менее чем 20 % акционерного капитала компании, выплачивающей дивиденды, и этот вклад составляет не меньше чем 81 806,70 евро или соответствующий эквивалент в валюте;
б) 15 % валовой суммы дивидендов во всех других случаях.
Это означает, что ставка 5 % может быть использована немецкой компанией по Соглашению с Германией только при выполнении вышеуказанных критериев и при соблюдении порядка предоставления преференций, определенных ст. 151 НК и постановлением МНС РБ от 15.11.2010 № 82.
Если указанные критерии не соблюдены, дивиденды немецкой компании облагают в Беларуси по ставке 15 % (если применять Соглашение с Германией) либо 12 % (по национальному законодательству).
Но в любом случае получаемые немецким резидентом дивиденды должны быть обложены в Беларуси по той или иной ставке, и это уменьшает сумму дивидендов, "входящих" в Германию.
Немецкая сторона может исключить из-под налогообложения дивиденды немецкой компании, "входящие" в Германию из Беларуси (ст. 23 "Избежание двойного налогообложения в государстве постоянного местонахождения" Соглашения с Германией). Однако должны быть выполнены следующие условия:
– резидент Германии не должен быть товариществом;
– немецкой компании должно принадлежать не менее 10 % капитала белорусской организации;
– дивиденды не должны быть вычтены белорусской организации при определении прибыли.
Для исключения двойного налогообложения по доходам немецкой компании, полученным в виде дивидендов из-за рубежа, немецкая сторона может применять и иные условия, предусмотренные ст. 23 Соглашения с Германией.
Татьяна Филатова, экономист
8 (116). Организация на протяжении ряда лет (2007–2009 гг.) осуществляла финансирование капитальных вложений, однако льготой по налогу на прибыль не пользовалась. В 2010 г. в организации проведена налоговая проверка, в ходе которой ее прибыль за указанный период значительно увеличена и по акту проверки доначислены налоги.
Возможно ли было организации восстановить неиспользованную льготу по налогу на прибыль за прошлые налоговые периоды и какие действия налогоплательщика будут законными в этой ситуации?
Льготу восстановить возможно при соблюдении определенных условий.
Налоговое законодательство РБ, регулирующее вопросы исчисления и уплаты налога на прибыль в 2007–2009 гг., предусматривало, что облагаемую налогом прибыль уменьшают на суммы прибыли, направленные на финансирование капитальных вложений производственного назначения и жилищного строительства, а также на погашение кредитов банков, полученных и использованных на эти цели. Уменьшение налогооблагаемой прибыли производилось при условии полного использования сумм начисленного амортизационного фонда на 1-е число месяца, в котором прибыль была направлена на такие цели. При использовании льготы по налогу на прибыль источником финансирования капитальных вложений производственного назначения и жилищного строительства, а также погашения кредитов банков признавалась прибыль, оставшаяся в распоряжении организации после уплаты налогов, сборов (пошлин), отчислений в государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды на 1-е число месяца, за который используется льгота.
Законодательство не содержит ограничений по восстановлению неполученных льгот в случае внесения исправительных ошибок в налоговый учет по результатам налоговых проверок. Поэтому плательщик имеет право применять налоговые льготы с момента возникновения правовых оснований для их применения и в течение всего периода действия этих оснований (п. 5 ст. 43 НК).
Срок, в течение которого организация имеет право подать заявление о возврате излишне уплаченной суммы налога, сбора (пошлины), пени, установлен в 3 года со дня уплаты указанной суммы (ст. 60 НК).
Внесение исправлений в бухгалтерский учет организация может производить в случае выявления факта неверного определения хозяйственной операции (несоответствие отраженной хозяйственной операции методологии бухгалтерского и (или) налогового учета), а также при обнаружении в поданной налоговой декларации (расчете) неполноты сведений и ошибок, приводящих к занижению (завышению) подлежащей уплате суммы налога, сбора (пошлины). Единая методика внесения исправлений в бухгалтерские записи в случае обнаружения ошибок и искажений установлена п. 3 Инструкции о порядке внесения исправлений в бухгалтерский учет в случае обнаружения ошибок, утвержденной постановлением Минфина РБ от 29.06.2005 № 83. Таким образом, в течение 3 лет неполученная льгота может быть восстановлена за соответствующий налоговый период при условии соблюдения всех предусмотренных законодательством условий для ее предоставления и с учетом произведенных в бухгалтерском учете исправительных проводок.
Конечный финансовый результат организация определяет как сумму финансового результата от видов деятельности, а также операционных и внереализационных доходов за вычетом расходов. При восстановлении неиспользованной льготы по налогу на прибыль при осуществлении капитальных вложений организации следует рассчитать показатель чистой прибыли за соответствующий налоговый период с учетом сумм доначисленных по акту проверки сумм налогов и сборов.
В приведенной ситуации при обнаружении неполноты сведений или ошибок в налоговой декларации (расчете) по налогам, исчисляемым нарастающим итогом с начала года, поданной за прошлый налоговый период, организации необходимо было сдать уточненные налоговые декларации (расчеты), представляемые за прошлый налоговый период (подп. 7.3 п. 7 Инструкции о порядке заполнения налоговых деклараций (расчетов) по налогам (сборам), расчета об исчисленных суммах отчислений в инновационный фонд, книги покупок, утвержденной постановлением МНС РБ от 31.12.2009 № 87), и восстановить неиспользованную льготу по налогу на прибыль. В разрезе отчетных периодов прошлых налоговых периодов (без нарастающего итога) необходимо было заполнить раздел "Сведения о занижении (завышении) суммы налога, подлежащей уплате (возврату) по налоговой декларации (расчету), в которой обнаружены неполнота сведений или ошибки".
Ответ подготовлен с учетом разъяснения МНС РБ, приведенного в письме от 13.12.2010 № 2-2-25/10556.
Ирина Петрович, аудитор
От редакции:
С 1 января 2011 г. Инструкция о порядке заполнения налоговых деклараций (расчетов) по налогам (сборам), расчета об исчисленных суммах отчислений в инновационный фонд, книги покупок, утвержденная постановлением МНС РБ от 31.12.2009 № 87, на которую сделана ссылка в ответе на вопрос, утратила силу. В настоящее время применяют Инструкцию о порядке заполнения налоговых деклараций (расчетов) по налогам (сборам), книги покупок, утвержденную постановлением МНС РБ от 15.11.2010 № 82, которая в подп. 7.3 п. 7 содержит аналогичную норму.
9 (117). Организацией в результате проведения инвентаризации была выявлена недостача приобретенных товаров.
В каком порядке следует определять налоговую базу при исчислении НДС?
Исходя из цены приобретения.
Объектами обложения НДС признают в т.ч. обороты по прочему выбытию товаров, основных средств и нематериальных активов, неустановленного оборудования и объектов незавершенного капитального строительства (подп. 1.1.7 п. 1 ст. 93 НК).
Для целей исчисления НДС прочим выбытием товаров, основных средств и нематериальных активов, неустановленного оборудования и объектов незавершенного капитального строительства признают любое их выбытие, за исключением продажи, обмена и безвозмездной передачи (подп. 1.1.7 п. 1 ст. 93 НК).
По общему правилу налоговую базу НДС при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав следует определять как стоимость этих товаров (работ, услуг), имущественных прав, исчисленную исходя из:
– цен (тарифов) на товары (работы, услуги), имущественные права с учетом акцизов (для под-акцизных товаров) без включения в них НДС;
– регулируемых розничных цен, включающих в себя НДС (п. 1 ст. 98 НК).
Однако при прочем выбытии приобретенных товаров налоговую базу определяют исходя из цены приобретения товаров (п. 3 ст. 97 НК).
На основании этого при выявлении недостатков приобретенных товаров налоговую базу для исчисления НДС следует определять исходя из цены приобретения этих товаров.
В аналогичном порядке осуществлялось опре-деление налоговой базы и при прочем выбытии приобретенных товаров в 2010 г.
Андрей Недоступ, аудитор
ОТЧИСЛЕНИЯ В ФСЗН
10 (118). В организации, финансируемой из средств республиканского бюджета на основании бюджетной сметы через счета территориальных органов главного управления Минфина РБ, установлен срок для выплаты заработной платы за истекший месяц – 3-е число. Средства на оплату труда поступили из бюджета 5-го числа. В этот же день средства на оплату труда в банке получены и произведено перечисление отчислений в Фонд социальной защиты населения Минтруда и соцзащиты РБ (далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – Фонд).
Предусмотрена ли в данном случае административная ответственность за неуплату обязательных страховых взносов в установленный день выплаты заработной платы за истекший месяц?
Административная ответственность не будет применена.
Начисление пеней за несвоевременную уплату обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей в Фонд плательщиками, финансируемыми из средств республиканского и местного бюджетов на основании бюджетной сметы через территориальные органы, производят со дня, следующего за днем фактического получения в банках средств на выплаты своим работникам (п. 17 Положения об уплате обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты, утвержденного Указом Президента РБ от 16.01.2009 № 40 (далее – Положение об уплате)).
Следовательно, в данной ситуации административная ответственность к плательщикам, финансируемым из средств республиканского и местного бюджетов на основании бюджетной сметы через территориальные органы, за неуплату или неполную уплату в установленный срок обязательных страховых взносов и (или) взносов на профессиональное пенсионное страхование в Фонд не будет применена.
Справочно: по общему правилу плательщики, предоставляющие работу по трудовым договорам, уплачивают обязательные страховые взносы, взносы на профессиональное пенсионное страхование и иные платежи в Фонд не позднее установленного дня выплаты заработной платы за истекший месяц (п. 4 Положения об уплате).
Плательщики, предоставляющие работу по гражданско-правовым договорам, уплачивают обязательные страховые взносы в дни выплат вознаграждений по этим договорам, но не позднее установленного дня выплаты заработной платы за истекший месяц.
Плательщики при получении средств на оплату труда одновременно представляют в банки платежные поручения на перечисление обязательных страховых взносов и (или) взносов на профессиональное пенсионное страхование в подлежащей уплате сумме независимо от наличия средств на счете либо справку о том, что обязательства по перечислению указанных платежей ими исполнены или отсутствуют (п. 12 Положения об уплате).
11 (119). Организация в январе 2011 г. за счет прибыли оплатила для своих работников индивидуальную подписку на газету "Советская Белоруcсия".
Необходимо ли на стоимость данной подписки начислять обязательные страховые взносы в Фонд?
Страховые взносы в Фонд начислять не следует.
Перечень видов выплат, на которые не начисляются взносы по государственному социальному страхованию, в том числе по профессиональному пенсионному страхованию, в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты и по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Белорусское республиканское унитарное страховое предприятие "Белгосстрах", утвержден постановлением Совета Министров РБ от 25.01.1999 № 115 (с изменениями и дополнениями) (далее – Перечень).
Обязательные страховые взносы, в т.ч. по профессиональному пенсионному страхованию, в Фонд не следует начислять на суммы средств, затраченные нанимателем в связи с участием работников в спортивных, оздоровительных и культурно-массовых мероприятиях (п. 25 Перечня). Данная норма вступила в силу с 1 января 2009 г.
Расходы по индивидуальной подписке на газеты для своих работников также необходимо относить к культурно-массовым мероприятиям, направленным на развитие культурно-досуговой деятельности и информирование населения.
Таким образом, понесенные расходы организации по индивидуальной подписке для работников на газету "Советская Белоруcсия" нужно относить к п. 25 Перечня. Следовательно, их не нужно включать в объект для начисления обязательных страховых взносов в Фонд.
12 (120). При проведении проверки предприятия работниками Фонда в феврале 2011 г. установлено, что по данным бухгалтерского учета обязательные страховые взносы в Фонд начислены правильно. В то же время в отчете формы 4-фонд за III и IV кварталы 2010 г. не отражены суммы взносов, начисленные на материальную помощь за сентябрь, октябрь, декабрь 2010 г.
По результатам проверки составлен протокол об административном правонарушении по ст. 23.16 Кодекса РБ об административных правонарушениях (далее – КоАП).
Правомерны ли действия работников Фонда?
Правомерны.
Непредставление должностным или иным уполномоченным лицом в установленные сроки документов, отчетов, сведений или иных материалов, подлежащих представлению в соответствии с законодательством РБ, либо представление таких документов, отчетов, сведений или иных материалов, содержащих заведомо недостоверные сведения, влекут наложение штрафа в размере от 4 до 20 базовых величин (ст. 23.16 КоАП).
Следовательно, действия работников Фонда правомерны и в соответствии со ст. 23.16 КоАП за представление отчетов по форме государственной статистической отчетности 4-фонд (Минтруда и соцзащиты) "Отчет о средствах Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь" (далее – форма 4-фонд), содержащих недостоверные сведения, должен быть составлен протокол об административном правонарушении.
Форма 4-фонд квартальной периодичности и Указания по ее заполнению утверждены постановлением Белстата от 22.10.2008 № 353. Обязанность представлять указанную форму возложена на плательщиков.
Сдача отчета формы 4-фонд в территориальный орган Фонда обязательна независимо от даты регистрации плательщика в Фонде и начисления заработной платы.
Справочно: постановлением Белстата от 24.09.2010 № 207 "Об утверждении формы государственной статистической отчетности 4-фонд (Минтруда и соцзащиты) "Отчет о средствах Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь" и указаний по ее заполнению" (далее – постановление № 207) утверждена новая форма 4-фонд и указания по ее заполнению. Отчет формы 4-фонд введен в действие начиная с отчета за январь – март 2011 г. и должен быть представлен плательщиками обязательных страховых взносов в органы Фонда по месту постановки на учет ежеквартально.
Отчет следует представлять на бумажном носителе нарочным (отчет не может быть направлен почтовым отправлением) или в виде электронного документа, соответствующего требованиям, установленным Законом РБот 28.12.2009 № 113-З "Об электронном документе и электронной цифровой подписи", в порядке и в формате, определяемых Фондом.
Срок представления отчетности – не позднее 15-го числа после отчетного периода. Если 15-е число выпадает на субботу, воскресенье, государственные праздники и праздничные дни, установленные и объявленные Президентом РБ нерабочими, днем представления отчета принято считать следующий за ним рабочий день.
13 (121). Работнику предприятия в январе 2011 г. начислены заработная плата 1 000 000 руб. и отпускные за январь в размере 2 800 000 руб. и отпуск будущего периода (за февраль) – 2 650 000 руб. Итого начислено за январь больше 4-кратной величины средней заработной платы работников в республике за декабрь 2010 г. (1 595 873 × 4 = 6 383 492 руб.).
Отпускные, начисленные в январе за февраль, входят в облагаемую базу для начисления обязательных страховых взносов в Фонд с ограничением 4-кратной величиной средней заработной платы работников в январе или феврале 2011 г.?
В феврале.
Понятно, что вопрос возник в связи с установленным "верхним" ограничением в базе для начисления обязательных страховых взносов в Фонд.
Напомним, что объектом для начисления обязательных страховых взносов в Фонд являются для работодателей и работающих граждан выплаты всех видов в денежном и (или) натуральном выражении, начисленные в пользу работающих граждан по всем основаниям независимо от источников финансирования, включая вознаграждения по гражданско-правовым договорам, предмет которых – оказание услуг, выполнение работ и создание объектов интеллектуальной собственности, кроме предусмотренных перечнем видов выплат, на которые не начисляют обязательные страховые взносы вФонд, но не выше 4-кратной величины средней заработной платы работников в республике за месяц, предшествующий месяцу, за который уплачиваютобязательные страховые взносы (ст. 2 Закона РБ от 29.02.1996 № 138-ХIII "Об обязательных страховых взносах в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь" (далее – Закон)).
Ограничение в размере 4-кратной величины средней заработной платы работников в республике за месяц, предшествующий месяцу, за который уплачивают обязательные страховые взносы, следует применять как при начислении обязательных страховых взносов в Фонд работодателем, так и при удержании их из выплат работающих граждан.
Начисление страховых взносов нужно производить в тех месяцах, на которые приходятся суммы выплат согласно лицевым счетам работников, в частях, приходящихся на каждый месяц в отдельности. Например, если сумма отпускных начислена в январе (переходящий отпуск), то за январь страховые взносы надо начислять с сумм отпускных текущего месяца (за дни отпуска, приходящиеся на январь), за февраль – с сумм отпускных будущего периода (за дни отпуска, приходящиеся на февраль).
Следовательно, в изложенной ситуации за январь должны были быть начислены, удержаны и перечислены (по установленному сроку уплаты в феврале) обязательные страховые взносы в Фонд из суммы выплат работника в размере 3 800 000 руб., а за февраль (по установленному сроку уплаты в марте) – из суммы отпускных, приходящихся на февраль, – 2 650 000 руб.
Таким образом, превышения 4-кратной величины средней заработной платы работников в республике за месяц, предшествующий месяцу, за который уплачивают обязательные страховые взносы, в данной ситуации не произошло.
14 (122). Как следует учитывать ограничение 4-кратной величиной базы для расчета обязательных страховых взносов в Фонд, если в январе на предприятии работнику по трудовому договору начислены заработная плата и отпускные, приходящиеся на январь, в сумме 4,5 млн. руб., а также произведена выплата вознаграждения по заключенному гражданско-правовому договору в размере 2,0 млн. руб.?
Ограничение нужно применять к общей сумме выплат.
В данной ситуации при определении объекта для начисления обязательных страховых взносов применяют 4-кратную величину к общей сумме выплат, начисленных работнику в целом за январь.
4-кратная величина средней заработной платы работников в республике за месяц, предшествующий месяцу, за который уплачивают обязательные страховые взносы (в нашем случае – за декабрь 2010 г.), согласно данным Белстата составила 6 383 492 руб. (1 595 873 × 4).
За январь 2011 г. в целом данному работнику начислено 6 500 000 руб.
Следовательно, в феврале по сроку уплаты взносов за январь по данному работнику должны быть уплачены обязательные страховые взносы в Фонд с учетом ограничения 4-кратной величиной средней заработной платы работников, т.е. 2 234 222 руб. (6 383 492 руб. × (34 % + 1 %)). На разницу в сумме 116 508 руб. обязательные страховые взносы в ФСЗН не начисляют.
Владимир Грихутик, начальник контрольно-ревизионного отдела ФСЗН Минтруда и соцзащиты РБ
ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУБЪЕКТОВ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ
15 (123). Организация планирует установить для автоматизации торговли и объектов общественного питания кассовые автоматы самообслуживания, оснащенные купюроприемником и считывателем банковских пластиковых карточек, позволяющие покупателям (потребителям) самостоятельно производить расчет за покупки.
Можно ли применять это оборудование в Республике Беларусь?
Нет.
Юридические лица должны принимать наличные денежные средства (в т.ч. авансовые платежи, задаток и денежные средства, принимаемые в качестве залога) и (или) банковские пластиковые карточки в качестве средства осуществления расчетов на территории республики при продаже товаров, выполнении работ и оказании услуг с применением КСА, СКС и иного кассового оборудования, модели (модификации) которых включены в Государственный реестр моделей (модификаций) кассовых суммирующих аппаратов и специальных компьютерных систем, используемых на территории Республики Беларусь (далее – Государственный реестр), и (или) платежных терминалов для регистрации операций, производимых с использованием банковских пластиковых карточек (если иное не установлено законодательными актами и постановлением № 18/1*) (подп. 2.1 п. 2 постановления № 18/1).
__________________________
* Постановление Совета Министров и Нацбанка РБ от 09.01.2002 № 18/1 "О приеме наличных денежных средств при реализации товаров (работ, услуг) и о некоторых вопросах использования кассовых суммирующих аппаратов и специальных компьютерных систем" (далее – постановление № 18/1).
Функции ведения Государственного реестра возложены на Госстандарт РБ.
Модели (модификации) кассового оборудования, применяемые юридическими лицами, включают в Государственный реестр при их соответствии государственным стандартам.
Государственные стандарты на кассовое оборудование утверждают и вводят в действие постановлениями Госстандарта РБ.
То есть юридические лица не имеют права использовать в своей деятельности кассовое оборудование, модели (модификации) которого не включены в Государственный реестр (п. 3 постановления № 18/1).
Учитывая, что указанные кассовые автоматы самообслуживания в Государственный реестр не включены, их применение на территории Республики Беларусь не допускается.
Светлана Новик, экономист