ОБРАЩЕНИЕ С ОТХОДАМИ
1 (124). Организация как субъект хозяйствования зарегистрирована в феврале 2011 г. Она осуществляет административную (офисную) деятельность в здании, которое ей же и принадлежит.
Какие документы в области обращения с отходами ей необходимо иметь?
Организации нужно иметь:
– Инструкцию по обращению с отходами производства (далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – Инструкция);
– разрешение на хранение и захоронение отходов производства;
– нормативы образования отходов производства;
– книги учета отходов ПОД-9 и ПОД-10.
Формы и порядок ведения указанных книг определены постановлением Минприроды РБ от 02.06.2009 № 33.
Инструкция должна быть разработана в течение 60 дней со дня государственной регистрации организации и представлена на согласование.
Согласование производит бесплатно территориальный орган Минприроды РБ:
– по месту выдачи разрешения на хранение и захоронение отходов производства;
– в течение 30 дней.
Кроме Инструкции необходимо представить заявление в свободной форме.
Указанные нормы определены Положением о порядке согласования инструкций по обращению с отходами производства, утвержденным постановлением Совета Министров РБ от 23.07.2010 № 1104 "О некоторых вопросах в области обращения с отходами" (далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – постановление № 1104).
Срок действия согласованной Инструкции – 5 лет. Он исчисляется с даты, указанной в грифе согласования.
Инструкция в обязательном порядке должна содержать:
– перечень лиц, ответственных за организацию обращения с отходами;
– перечень образующихся отходов и способы обращения с ними;
– места временного хранения отходов (что в соответствии со ст. 25 Закона РБ от 20.07.2007 "Об обращении с отходами" (далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – Закон) делает хранение отходов в этих местах санкционированным);
– допустимое количество накопления отходов, необходимое для перевозки на объекты захоронения, обезвреживания отходов и (или) на объекты по использованию отходов, так называемая одна транспортная единица (что позволяет организации не уплачивать экологический налог за хранение отходов (ст. 205 Налогового кодекса РБ (далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – НК);
– периодичность вывоза отходов.
Порядок разработки и утверждения Инструкции утвержден постановлением Минприроды РБ от 22.10.2010 № 45.
Заметим, что временное хранение отходов в несанкционированных местах (т.е. в местах, не указанных в Инструкции), даже если такое хранение не привело к деградации земель, является основанием для определения размера возмещения вреда (постановление Совета Министров РБ от 17.07.2008 № 1042). Таксы для определения размера возмещения вреда, причиненного окружающей среде в результате размещения отходов вне санкционированных мест, не приводящих к деградации земель (почв), установлены в приложении 7 к Указу Президента РБ от 24.06.2008 № 348 (в ред. Указа от 03.12.2010 № 618).
Например, организация до сдачи на переработку хранит в одном из помещений административного здания отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства (макулатуру) в количестве 1 т. Данное помещение не определено в Инструкции как место временного хранения макулатуры. При выявлении этого контрольным органом организации придется возместить вред в размере 1 823 500 бел. руб. (1 т × 52,1 (такса за 4-й класс опасности) × 35 000 (базовая величина)).
2 (125). Какие отходы могут образоваться при офисной работе?
Примерный перечень видов отходов, которые могут образоваться при осуществлении офисной деятельности, следующий:
– отходы производства, подобные отходам жизнедеятельности населения (код 9120400);
– отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства (код 1870601);
– различные отходы бумажной, картонной, пластмассовой упаковки (например, отходы упаковочного картона незагрязненные с кодом 1870604, ПЭТ-бутылка с кодом 5711400 и др.);
– отработанные ртутные лампы и люминесцентные трубки (коды 3532603 и 3532604 соответственно);
– отходы (смет) от уборки территорий промышленных предприятий и организаций, которые образуются при уборке прилегающей к зданию территории (код 9120800).
Коды отходов указаны в соответствии с Классификатором отходов, образующихся в Республики Беларусь (постановление Минприроды РБ от 08.11.2007 № 85).
Полный перечень образующихся отходов зависит от специфики осуществляемой деятельности. Например, при проведении ремонта в помещении перечень может быть дополнен рядом строительных отходов.
3 (126). Что следует делать с образовавшимися отходами?
Основополагающими принципами в области обращения с отходами являются (ст. 4 Закона):
– приоритетность использования отходов по отношению к их обезвреживанию или захоронению;
– приоритетность обезвреживания отходов по отношению к их захоронению.
То есть организации необходимо в первую очередь рассмотреть возможность использования отходов, затем при невозможности использования – их обезвреживания. Только при отсутствии объектов по использованию и объектов обезвреживания отходов, принимающих отходы от сторонних организаций, организация вправе подать заявку на получение разрешения на хранение и захоронение отходов производства.
Реестры объектов по использованию отходов и объектов обезвреживания отходов размещены на официальном сайте Минприроды РБ.
Например, макулатуру, отходы различной упаковки (коды 1870601, 1870604, 5711400, 5712106 и др.) передают на переработку, отработанные ртутные лампы и люминесцентные трубки (коды 3532603 и 3532604) должны быть направлены только на обезвреживание, отходы с кодами 9120400 и 9120800 могут быть отправлены на захоронение и т.д.
Итак, для вывоза отходов на захоронение (это для рассматриваемого случая отходы с кодами 9120400 и 9120800) организация должна:
– заключить договор с организацией, оказывающей услуги по вывозу отходов на объект захоронения (если отходы организация не вывозит собственным транспортом);
– заключить договор с владельцем объекта захоронения отходов;
– получить как собственник образующихся отходов разрешение на хранение и захоронение отходов производства (далее – разрешение).
Получить разрешение организация может в территориальном органе Минприроды РБ по месту нахождения объекта захоронения отходов.
Например, объект захоронения отходов (полигон), куда организация планирует вывозить отходы, находится в Пинском районе. Объем захоронения отходов не превышает 100 т в год. Следовательно, разрешение необходимо получить в Пинской горрайинспекции природных ресурсов и охраны окружающей среды.
Для этого организации необходимо подать следующие документы:
– заявку на захоронение отходов производства (форма установлена постановлением Минприроды РБ от 22.10.2010 № 44);
– расчет годового количества образования отходов производства на основании нормативов образования отходов производства;
– акт инвентаризации отходов производства (форма установлена постановлением Минприроды РБ от 29.02.2008 № 17).
Инвентаризацию отходов следует проводить не реже одного раза в год (требование Закона);
– копию Инструкции.
Отходы на использование (например, макулатура, отходы упаковки) и на обезвреживание (люминесцентные трубки, ртутные лампы) вывозят в соответствии с договорами с организациями, которые непосредственно осуществляют использование и обезвреживание, либо с организациями-посредниками. Подтверждением такой передачи отходов являются акты выполненных работ, товарно-транспортные накладные и иные документы, предусмотренные законодательством.
Кроме того, перевозка отходов производства возможна только при наличии сопроводительного паспорта перевозки отходов производства (ст. 26 Закона). Его форма утверждена постановлением Минприроды РБ от 09.12.2008 № 112.
Сопроводительный паспорт составляют на каждую перевозку отходов. Однако указанным постановлением предусмотрено, что при перевозке коммунальных отходов производства на захоронение специализированными коммунальными предприятиями допускают оформление одного сопроводительного паспорта на календарный месяц в соответствии с периодичностью вывоза отходов производства по договору, заключенному между собственником отходов производства и перевозчиком отходов производства.
Так как отходы, образующиеся при осуществлении офисной деятельности, можно отнестик коммунальным отходам (их перечень утверж-ден постановлением Минжилкомхоза РБ от30.11.2001 № 21), организация может воспользоваться упрощенным порядком оформления сопроводительного паспорта.
Напомним, что в организации также должен вестись учет отходов по формам ПОД-9 и ПОД-10.
Организации как производителю отходов необходимо также согласовать нормативы образования отходов производства.
4 (127). По всем ли видам отходов надо согласовывать нормативы образования отходов производства?
Нет.
В рамках инвентаризации рассчитывают нормативы образования отходов производства (далее – нормативы) для всего перечня образующихся отходов. Однако согласовывать необходимо только нормативы для отходов, подлежащих хранению на объектах хранения отходов и захоронению на объектах захоронения отходов.
Согласование нормативов производят в порядке, утвержденном постановлением № 1104.
Для офисной организации должны бытьсогласованы нормативы для отходов с кодами 9120400 и 9120800, т.е. для тех, для которых нужно получить разрешение. Нормативы образования таких отходов могут быть рассчитаны, например, на количество работников в здании, единицу площади помещения и т.д.
Для экономии времени процедуры согласования нормативов и получения разрешения можно осуществлять параллельно. Эти процедуры являются бесплатными.
Обращаем внимание, что при разработке и ведении всех документов в области обращения с отходами необходимо учитывать требования ст. 24 Закона о сборе отходов и их разделении по видам.
Нарушение законодательства об обращении с отходами влечет наложение штрафа (ст. 15.63 Кодекса РБ об административных правонарушениях).
5 (128). В результате деятельности строительной организации образуются отходы (бумажные мешки из-под цемента). Ранее такой вид отхода отсутствовал в Классификаторе отходов, образующихся в Республике Беларусь, и организация кодировала такие отходы как "Бумажные мешки из-под сырья прочие" с кодом 1871706.
С 1 апреля вступает в силу новая редакция Классификатора отходов (постановление Минприроды РБ от 31.12.2010 № 63), где бумажным мешкам из-под цемента присвоен отдельный код (1871707).
Необходимо ли строительной организации вносить изменения в Инструкцию? Нужно ли в этом случае пересогласовывать Инструкцию с территориальными органами Минздрава РБ?
Надо разработать новую Инструкцию.
Законодательством об административных процедурах не предусмотрен порядок внесения изменений и дополнений в Инструкцию.
При необходимости корректировки перечня образующихся отходов производства в связи со вступлением в силу новой редакции Классификатора отходов строительной организации нужно разработать новую Инструкцию и вмесячный срок (после 1 апреля) обратиться в соответствующий территориальный орган Минприроды РБ для ее согласования (постановление Минприроды РБ от 22.10.2010 № 45).
Действующее законодательство об обращении с отходами не предусматривает согласования Инструкции с территориальными органами Минздрава РБ (ст. 18 Закона).
В случае если бумажные мешки из-под цемента вывозят на захоронение, то необходимо внести также соответствующие изменения и дополнения в разрешение на хранение и захоронение отходов производства, обратившись в тот же территориальный орган Минприроды РБ.
Александра Федоренчик, консультант управления обращения с отходами Минприроды РБ
НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
6 (129). Унитарное предприятие имеет на балансе грузовые автомобили и оказывает транспортные услуги заказчикам. Для оказания первичной медицинской помощи работникам предприятия открыт здравпункт как структурное подразделение. Организация не имеет специального разрешения (лицензии) на оказание медицинских услуг, поэтому заключила договор с поликлиникой. На основании данного договора штатные сотрудники поликлиники на базе здравпункта за счет средств организации проводят предрейсовые проверки и иные медицинские обследования водителей, машинистов, водителей авто- и электропогрузчиков, оказывают первую медицинскую помощь и др.
Возможно ли расходы по содержанию здравпункта относить в состав затрат, учитываемых при налогообложении прибыли?
Возможно при соблюдении определенных условий.
Здравпункт организации не оказывает возмездных услуг работникам и иным лицам с точки зрения гражданского законодательства, а обеспечивает медицинскую помощь при внезапном возникновении у физического лица – работника организации заболевания, в т.ч. травм, отравлений и других неотложных состояний, а также при внезапном ухудшении состояния здоровья физического лица с хроническими заболеваниями, угрожающих его жизни, при которых требуется срочное (неотложное) медицинское вмешательство.
Обязательным условием для всех юридических лиц, эксплуатирующих автомобильный и городской электрический транспорт, является соблюдение требований по охране труда, установленных Межотраслевыми правилами по охране труда на автомобильном и городском электрическом транспорте, утвержденными постановлением Минтруда и соцзащиты и Минтранса РБ от 04.12.2008 № 180/128.
Правилами определено, что водители обязаны перед началом рейса проходить медицинские осмотры в соответствии с Инструкцией о порядке проведения предрейсовых и иных медицинских обследований водителей механических транспортных средств (за исключением колесных тракторов), утвержденной постановлением Минздрава РБ от 03.12.2002 № 84.
В состав внереализационных расходов подлежат включению расходы организаций в виде разницы между суммой расходов на содержание находящихся на их балансе учреждений здравоохранения и суммой доходов, связанных с эксплуатацией указанных учреждений и объектов, получаемых организациями (подп. 3.26 п. 3 ст. 129 НК).
Учитывая изложенное, расходы по содержанию здравпункта, в т.ч. оплату стоимости материалов, амортизацию основных средств, следует включать в состав внереализационных расходов при исчислении налога на прибыль.
Оплату услуг, не связанных с производственной необходимостью и оказываемых штатными работниками поликлиники по заключенному договору, не нужно включать в состав затрат при исчислении налога на прибыль.
7 (130). Организация имеет в своем составе несколько филиалов, на баланс которых переданы объекты недвижимости. Принято решение о закрытии одного из филиалов и передаче зданий и сооружений, подлежащих налогообложению, с баланса филиала на баланс юридического лица.
Каков порядок исчисления и уплаты сумм налога на недвижимость в части объектов недвижимости, находящихся на балансе филиала по состоянию на 1 января 2011 г., если закрытие филиала произведено в первом месяце квартала до срока уплаты в бюджет налога на недвижимость за текущий квартал?
Уплату налога за I квартал 2011 г. будет производить юридическое лицо.
Филиал представляет собой обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все или часть его функций. Головная организация, как правило, наделяет филиал имуществом. Созданный филиал действует на основании утвержденных положений (ст. 51 Гражданского кодекса РБ).
Налоговую базу по налогу на недвижимость организации определяют исходя из наличия на 1 января календарного года зданий и сооружений по остаточной стоимости и стоимости зданий и сооружений сверхнормативного незавершенного строительства (ст. 187 НК).
Изменение годовой суммы налога на недвижимость возможно, если в течение года имели место возникновение либо утрата права на освобождение от налога на недвижимость, выбытие либо поступление зданий и сооружений, в т.ч. зданий и сооружений сверхнормативного незавершенного строительства, переход с особого режима налогообложения на общий порядок налогообложения (пп. 6–8 ст. 189 НК). Изменения и дополнения налоговой базы по налогу на недвижимость должны найти отражение в налоговой декларации (расчете) по налогу на недвижимость не позднее 20-го числа первого месяца квартала, следующего за кварталом, в котором происходили данные изменения.
В приведенной ситуации закрытие филиала произошло в первом месяце квартала (до срока уплаты в бюджет налога на недвижимость за текущий квартал). Следовательно, исчисление и уплату налога на недвижимость в части объектов недвижимости, находящихся на балансе филиала по состоянию на 1 января 2011 г., за I квартал 2011 г. юридическое лицо будет производить в сроки, установленные законодательством, по месту постановки на учет филиала с применением коэффициента, предусмотренного на территории административно-территориальной единицы по расположения объектов налогообложения (филиала).
8 (131). Совместное предприятие планирует переместить часть производственных цехов из г. Минска на территорию сельской местности. Одновременно часть производственных структурных подразделений продолжит функционировать в г. Минске.
Имеет ли право предприятие на применение особого порядка налогообложения как организация, осуществляющая деятельность в сельской местности?
Да, имеет в части деятельности, осуществляемой в сельской местности.
Организации, филиалы, представительства, иные обособленные подразделения юридических лиц, имеющие отдельный баланс и текущий (расчетный) либо иной банковский счет при осуществлении в сельской местности деятельности по производству товаров (выполнению работ, оказанию услуг), вправе применять особый порядок налогообложения, уплаты обязательных платежей в бюджет, выдачи специальных разрешений (лицензий) (подп. 1.1 п. 1 Декрета Президента РБ от 20.12.2007 № 9 "О некоторых вопросах регулирования предпринимательской деятельности в сельской местности"; далее – Декрет № 9).
При одновременном осуществлении деятельности в сельской местности и за ее пределами, а также торговой посреднической деятельности организации имеют право на применение особого порядка при условии ведения раздельного учета выручки, полученной от этих видов деятельности.
Таким образом, организация при наличии раздельного учета выручки имеет право на применение особого порядка в случае, если выполняет условия, установленные Декретом № 9:
– организация, претендующая на применение особого порядка, должна находиться в сельском населенном пункте;
– организация обязана осуществлять производство товаров, выполнение работ либо оказание услуг в сельской местности.
Справочно: организации, имеющие право на применение особого порядка с 1 января 2008 г. по 31 декабря 2012 г., освобождены от уплаты налога на прибыль в отношении прибыли и доходов, полученных от реализации товаров (работ, услуг), произведенных (выполненных, оказанных) ими в сельской местности (за исключением прибыли и доходов, полученных от торговой посреднической деятельности), а также налога на недвижимость со стоимости объектов, расположенных в сельской местности. Данная норма установлена Декретом № 9.
Ирина Петрович, аудитор
9 (132). Две организации заключили договор о совместной деятельности. При этом вкладом одного участника в совместную деятельность является здание, а другого – денежные средства в сумме стоимости здания. Через некоторое время договор был расторгнут.
Если участники договора о совместной деятельности произведут обмен вкладами, надо ли платить НДС и налог на прибыль?
Нет.
После расторжения договора о совместной деятельности каждая сторона имеет право без налогообложения забрать денежные средства или имущество в размере внесенного взноса. То есть одна сторона договора – собственник здания может забрать свой взнос денежными средствами в размере стоимости здания, а другая сторона – собственник денежного вклада может забрать свой взнос зданием, стоимость которого составляет как раз ту сумму денежных средств, которую он вносил в виде вклада в совместную деятельность.
Такой обмен не влечет за собой уплату НДС и налога на прибыль (подп. 2.4 п. 2 ст. 93 и п. 2 ст. 137 НК).
Так, не признают объектами обложения НДС передачу товаров (работ, услуг), имущественных прав в качестве вклада участника простого товарищества (договора о совместной деятельности) в общее дело (за исключением товаров, отчуждаемых по условиям указанного договора другому участнику), расходы, возмещаемые участнику по договору простого товарищества (договором о совместной деятельности) лицом, осуществляющим ведение общих дел, а также при разделе товаров, находившихся в общей собственности участников простого товарищества (договора о совместной деятельности).
При определении валовой прибыли простого товарищества или хозяйственной группы не учитывают вклады участников простого товарищества или хозяйственной группы в эти товарищество или группу.
Кроме того, при определении валовой прибыли участников простого товарищества или хозяйственной группы не учитывают доходы, полученные данными участниками при возврате их вкладов в эти товарищество или группу, а также при распределении прибыли простого товарищества или хозяйственной группы, остающейся после налогообложения.
Светлана Новик, экономист
10 (133). Работник организации, состоящий на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, строит квартиру с использованием жилищных облигаций.
На основании каких документов, в каком размере и с какого момента у плательщика возникает право на получение имущественного налогового вычета в случае, если:
а) покупку жилищных облигаций плательщик осуществлял за счет кредита для нуждающихся в улучшении жилищных условий;
б) покупку жилищных облигаций плательщик производил за счет собственных средств?
При определении размера налоговой базы плательщик имеет право применить имущественный налоговый вычет в сумме фактически произведенных им и членами его семьи (супругом (супругой), их не состоящими в браке на момент осуществления расходов детьми и иными лицами, признанными в судебном порядке членами семьи плательщика), состоящими на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, расходов:
– на строительство либо приобретение на территории Республики Беларусь индивидуального жилого дома или квартиры;
– погашение кредитов банков РБ, займов, полученных от белорусских организаций и (или) белорусских индивидуальных предпринимателей (включая проценты по ним, за исключением процентов по просроченным кредитам и займам, просроченных процентов по ним), фактически израсходованных ими на строительство либо приобретение на территории Республики Беларусь индивидуального жилого дома или квартиры (подп. 1.1 п. 1 ст. 166 НК).
Особенности выпуска, обращения и погашения жилищных облигаций установлены Инструкцией о порядке выпуска, обращения и погашения жилищных облигаций, утвержденной постановлением Минфина РБ от 18.09.2009 № 115 (далее – Инструкция № 115).
Жилищные облигации имеют право приобретать (как в процессе размещения жилищных облигаций, так и в процессе их обращения) юридические и физические лица, заключившие с эмитентом договор (соглашение) в простой письменной форме, предусматривающий обязательства эмитента по строительству жилых помещений владельцам жилищных облигаций и содержащий ряд существенных условий, в частности:
– размер денежных средств, подлежащих внесению в оплату стоимости жилого помещения путем приобретения жилищных облигаций, количество жилищных облигаций с указанием суммы их номинальных стоимостей и ее эквивалента, выраженного в квадратных метрах общей площади жилого помещения;
– порядок внесения денежных средств для приобретения жилищных облигаций (п. 5 Инструкции № 115).
Владелец жилищных облигаций при их погашении (досрочном погашении) имеет право получить номинальную стоимость таких облигаций в белорусских рублях или иностранной валюте с учетом требований валютного законодательства либо жилое помещение, общая площадь которого соответствует эквиваленту номинальной стоимости принадлежащих ему жилищных облигаций, выраженному в квадратных метрах (п. 19 Инструкции № 115).
Погашение (досрочное погашение) жилищных облигаций путем передачи жилого помещения владельцу жилищных облигаций осуществляют в сроки и на условиях, предусмотренных решением о выпуске, проспектом эмиссии и договором с эмитентом, и оформляют актом приемки-передачи данного жилого помещения, подписываемым сторонами договора (п. 20 Инструкции № 115).
Таким образом, плательщик имеет право на получение имущественного налогового вычета в отношении расходов, которые были понесены им на приобретение жилищных облигаций как за счет собственных средств, так и за счет средств предоставленного кредита, с момента подписания акта приемки-передачи квартиры и в размере номинальной стоимости погашенных жилищных облигаций.
11 (134). Работник организации состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий и строит квартиру.
Имеет ли он право получить имущественный налоговый вычет на работы, связанные с внутренней отделкой квартиры, в случаях:
а) если в договоре о строительстве квартиры предусмотрена внутренняя отделка помещения;
б) если в договоре о строительстве квартиры предусмотрена внутренняя отделка помещения, но от выполнения таких работ плательщик отказался и производит их самостоятельно?
Имущественный налоговый вычет предоставляют в обоих случаях.
При определении размера налоговой базы плательщик имеет право применить имущественный налоговый вычет в сумме фактически произведенных им и членами его семьи (супругом (супругой), их не состоящими в браке на момент осуществления расходов детьми и иными лицами, признанными в судебном порядке членами семьи плательщика), состоящими на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, в т.ч. расходов на строительство на территории Республики Беларусь индивидуального жилого дома или квартиры (подп. 1.1 п. 1 ст. 166 НК).
Вычет предоставляют в пределах стоимости строительства, указанной в договоре.
В фактически произведенные расходы на строительство квартиры включают в т.ч. расходы:
– на работы, связанные с внутренней отделкой квартиры (выполнение работ по оклейке жилых помещений обоями, окраске, облицовке, покрытию полов и установке в них встроенной мебели);
– на приобретение строительных и отделочных материалов (растворы строительные, гипсокартон, плитка, трубы, блоки и др.).
Принятие к вычету расходов на работы, связанные с внутренней отделкой квартиры, возможно в случаях, если:
– в договоре, на основании которого осуществлено такое строительство, предусмотрено выполнение работ по внутренней отделке;
– плательщик от выполнения работ по внутренней отделке отказался и выполняет их самостоятельно.
Имущественному налоговому вычету подлежат расходы:
– в пределах стоимости цены объекта долевого строительства квартиры, указанной в договоре о строительстве (при строительстве с привлечением застройщика и (или) подрядчика);
– в пределах стоимости строительства квартиры (включая расходы, связанные с внутренней отделкой и приобретением строительных и отделочных материалов), указанные плательщиком в заявлении, представляемом налоговому агенту или налоговому органу (при строительстве без привлечения застройщика или подрядчика).
Николай Савельев, экономист
12 (135). Открытое акционерное общество приняло решение о выкупе акций собственного выпуска по цене выше номинальной стоимости с целью их аннулирования.
Включают ли разницу между номинальной стоимостью акций и ценой приобретения (выкупа) во внереализационные расходы, учитываемые при налогообложении прибыли?
Не включают.
Объект обложения налогом на прибыль – это валовая прибыль, а также дивиденды и приравненные к ним доходы, признаваемые таковыми в соответствии с п. 1 ст. 35 НК, начисленные организациями (п. 1 ст. 126 НК). Валовой прибылью для организаций считают сумму прибыли от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и внереализационных доходов, уменьшенных на сумму внереализационных расходов (п. 2 ст. 126 НК).
Внереализационные расходы – это расходы, потери, убытки, произведенные плательщиком для осуществления своей деятельности и непосредственно не связанные с производством и реализацией товаров (работ, услуг), имущественных прав (п. 1 ст. 129 НК). Перечень внереализационных расходов, учитываемых при налогообложении, установленный п. 3 ст. 129 НК, является исчерпывающим.
Если сумма денежных средств либо остаточная стоимость имущества, передаваемого в обмен на выкупаемые организацией собственные акции (доли, паи), превышает номинальную стоимость указанных акций или размер долей (паев), то такую разницу не учитывают при определении валовой прибыли организации, передающей денежные средства, имущество взамен выкупаемых собственных акций (долей, паев) (п. 3 ст. 136 НК).
Таким образом, разницу, образовавшуюся между выкупной стоимостью аннулированных акций и их номинальной стоимостью в случае выкупа собственных акций по цене, превышающей их номинальную стоимость, при налогообложении прибыли не учитывают.
Д-т 81 – К-т 51
– на сумму фактических затрат, понесенных в связи с выкупом собственных акций;
– на сумму фактических затрат, понесенных в связи с выкупом собственных акций;
Д-т 80 – К-т 81
– на стоимость аннулированных акций по номинальной стоимости;
Д-т 92 (аналитический счет "Расходы, не учитываемые при налогообложении") – К-т 81
– на разницу между ценой приобретения аннулированных акций и их стоимостью исходя из их номинальной стоимости*.
__________________________
* Корреспонденция счетов составлена редакцией.
Владимир Васильев, экономист
ОПРЕДЕЛЕНИЕ АМОРТИЗИРУЕМОЙ СТОИМОСТИ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ
13 (136). Какая стоимость будет амортизируемой после переоценки объекта основных средств, если изменены условия функционирования объекта или переоценка была осуществлена с привлечением оценщика?
В качестве амортизируемой стоимости после переоценки следует применять остаточную стоимость после переоценки.
В качестве амортизируемой стоимости после переоценки в обязательном порядке применяют остаточную стоимость, рассчитанную с учетом переоценки по состоянию на 1 января 2011 г. в соответствии с Инструкцией о порядке переоценки основных средств, не завершенных строительством объектов и неустановленного оборудования (утверждена постановлением Минэкономики, Минфина и Минстройархитектуры РБ от 05.11.2010 № 162/131/37 (далее – Инструкция по переоценке)) (гл. 5), если:
– с начала года стоимость основных средств подлежит изменению в результате изменений условий функционирования объекта, повлекших изменение его стоимости;
– переоценка на начало года была осуществлена с привлечением оценщика;
– изменился способ начисления амортизации;
– в иных случаях, когда необходим расчет амортизационных отчислений от остаточной (недоамортизированной) стоимости и остаточных сроков службы.
Вместе с тем встречаются случаи, когда в качестве амортизируемой стоимости в обязательном порядке выступает остаточная (недоамортизированная) стоимость, зафиксированная на момент изменения условий функционирования объекта в течение периода его эксплуатации. К таким случаям можно отнести, например, определение амортизируемой стоимости по объектам:
– которые находились в эксплуатации на дату перехода на новые условия начисления амортизации с 1 января 2003 г.;
– по которым в течение отчетного года были проведены работы по модернизации, реконструкции и т.п.;
– по которым произошло изменение способов начисления амортизации.
В указанных случаях остаточная (недоамортизированная) стоимость, являющаяся базой для расчета амортизационных отчислений, на дату проведения переоценки будет отлична от остаточной стоимости по данным бухгалтерского учета.
В таких ситуациях организация может:
– принять в качестве амортизируемой после переоценки остаточную стоимость с учетом переоценки, рассчитанную на 1 января 2011 г. в соответствии с порядком определения остаточной стоимости, предусмотренным гл. 5 Инструкции по переоценке;
– с целью сокращения производимых расчетных действий переоценить непосредственно остаточную (недоамортизированную) стоимость, выступающую в качестве амортизируемой, сформированную на момент изменения условий функционирования объекта в течение периода его эксплуатации. Подходы копределению амортизируемой стоимости на 1 января 2011 г. могут быть сохранены. К ней можно применить коэффициент, равный отношению восстановительной стоимости после переоценки к первоначальной стоимости до переоценки.
Ирина Толкун, консультант управления финансовой политики Минэкономики РБ