НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
1 (442). Работник организации заключил договор на предоставление платного образования в университете РБ. В договоре стоимость обучения не определена, а указано, что ее устанавливают и вводят в действие приказом по университету.
Достаточно ли представления квитанции об оплате за обучение для получения социального налогового вычета?
Недостаточно. Требуется еще копия приказа или выписки из него о стоимости обучения.
При определении размера налоговой базы по подоходному налогу с физических лиц плательщик имеет право применить социальный налоговый вычет в сумме, уплаченной им в течение налогового периода за свое обучение в учреждениях образования РБ при получении в т.ч. первого высшего образования, а также на погашение кредитов банков РБ, займов, полученных от белорусских организаций и (или) индивидуальных предпринимателей (включая проценты по ним, за исключением процентов по просроченным кредитам и займам, просроченных процентов по ним), фактически израсходованных им на получение первого высшего образования (подп. 1.1 п. 1 ст. 165 Налогового кодекса РБ (далее потексту рубрики "Вопрос – ответ" – НК)).
Перечень документов, на основании которых плательщику предоставляют социальный налоговый вычет на обучение, установлен п. 3 ст. 165 НК. К ним, в частности, относятся документы, подтверждающие фактическую оплату образовательных услуг, а также копия договора, заключенного с учреждением образования РБ, об оказании образовательных услуг на платной основе.
Существенными условиями договора о платных услугах в сфере образования являются стоимость обучения, порядок ее изменения (подп. 2.3 п. 2 ст. 77 Кодекса РБ об образовании от 13.01.2011 № 243-З).
Поскольку в договоре на предоставление платного образования стоимость обучения не указана, основанием для оплаты обучения является приказ ректора университета.
Таким образом, для получения социального налогового вычета на обучение плательщику необходимо помимо договора представить также копию приказа или выписку из него.
Николай Савельев, экономист
2 (443). Организация приобрела в 2008 г. товары со ставкой НДС 18 %. В сентябре 2011 г. она вручает эти товары в качестве призов победителям соревнования.
Какую ставку НДС должна применить организация?
20 %.
Объектами обложения НДС признают обороты по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь, включая обороты по безвозмездной передаче товаров (работ, услуг), имущественных прав (подп. 1.1.3 п. 1 ст. 93 НК).
Безвозмездной передачей товаров (работ, услуг), имущественных прав признают передачу товаров (работ, услуг), имущественных прав без оплаты и освобождение от обязанности их оплаты (п. 1 ст. 31 НК).
Следовательно, при вручении призов у организации возникает оборот по безвозмездной передаче, который подлежит обложению НДС.
До 2010 г. ставку НДС в размере 18 % применяли по товарам (работам, услугам), имущественным правам, не указанным в подп. 1.1, 1.2, 1.5 и 1.6 п. 1 ст. 11 Закона РБ от 19.12.1991№ 1319-XII "О налоге на добавленную стоимость" (подп. 1.3 п. 1 ст. 11 названного Закона).
С 2010 г. ставку НДС в размере 20 % применяют при реализации товаров (работ, услуг), не указанных в подп. 1.1, 1.2, 1.4 и 1.5 п. 1ст. 102 НК, а также при реализации имущественных прав (подп. 1.3 п. 1 ст. 102 НК).
При изменении порядка исчисления НДС (изменении состава плательщиков, объектов налогообложения, налоговой базы, момента фактической реализации, ставок, порядка применения освобождения от налогообложения) новый порядок исчисления применяют в отношении товаров (работ, услуг), имущественных прав, отгруженных (выполненных, оказанных), переданных с момента изменения порядка исчисления НДС (п. 10 ст. 103 НК).
Поскольку товары организация вручает в качестве призов в 2011 г., то для определения ставки налога необходимо применять действующие в настоящее время положения НК. Таким образом, организация при вручении в 2011 г. в качестве призов товаров, приобретенных по ставке НДС 18 %, должна исчислить НДС по ставке 20 %.
При прочем выбытии, безвозмездной передаче приобретенных товаров налоговую базу нужно определять исходя из цены их приобретения (п. 3 ст. 97 НК).
Поэтому к цене приобретения без НДС, уплаченного по ставке 18 %, нужно применить ставку НДС в размере 20 %.
3 (444). Организация ранее приобрела товары, по которым НДС был выделен по расчетной ставке. В октябре 2011 г. она вручает эти товары в качестве призов.
Какую ставку НДС должна применить организация?
Расчетную ставку.
Обоснование необходимости исчисления НДС при вручении товаров в качестве призов приведено в ответе на предыдущий вопрос.
Рассмотрим, какую ставку НДС нужно применить.
Поскольку организация вручает в качестве призов товары, приобретенные у плательщика, исчисляющего НДС по расчетной ставке, то при безвозмездной передаче таких товаров также следует применять расчетную ставку НДС.
Для обоснования этого вывода обратимся к Инструкции о порядке заполнения налоговых деклараций (расчетов) по налогам (сборам), книги покупок, утвержденной постановлением МНС РБ от 15.11.2010 № 82. Ею установлено, что в стр. 10 разд. I налоговой декларации (расчета) по НДС нужно отражать налоговую базупо операциям по реализации товаров, облагаемым НДС в порядке, установленном частью первой п. 9 ст. 103 НК (далее – расчетная ставка), а также налоговую базу по операциям по реализации товаров, приобретенных у плательщиков, исчисляющих налог по расчетной ставке (подп. 10.6 п. 10 названной Инструкции).
Ольга Смольник, экономист
4 (445). Торговая организация реализует оптом и в розницу (в т.ч. своим магазинам и объектам общественного питания) алкогольные напитки. В конце октября в организации началась налоговая проверка. Среди проверяемых вопросов есть вопросы по соблюдению норм постановления Минэкономики РБ от 31.03.2011№ 49 (далее – постановление № 49)).
С 15 августа 2011 г. алкогольные напитки крепостью свыше 28 %, производимые и реализуемые на территории Республики Беларусь (далее – алкогольные напитки), организации реализуют по ценам, сформированным с учетом конъюнктуры рынка, но не ниже предельных минимальных цен, установленных постановлением № 49.
В связи с вышеизложенным возникают следующие вопросы:
4.1. Как правильно определить налоговую базу по НДС при реализации указанных алкогольных напитков?
В порядке, установленном подп. 1.1 п. 1 ст. 98 НК.
Организации при реализации алкогольных напитков крепостью свыше 28 % должны определять налоговую базу:
– до 15 августа 2011 г. – в соответствии сп. 3 ст. 98 НК как разницу между ценой реализации и ценой приобретения этих товаров с учетом НДС;
– с 15 августа 2011 г. – в порядке, установленном подп. 1.1 п. 1 ст. 98 НК, как стоимость этих товаров (работ, услуг), имущественных прав, исчисленную исходя из цен (тарифов) на товары (работы, услуги), имущественные права с учетом акцизов (для подакцизных товаров) без включения в них НДС.
При изменении порядка исчисления НДС (в т.ч. при изменении налоговой базы, состава плательщиков, объектов налогообложения, момента фактической реализации, ставок, порядка применения освобождения от налогообложения) новый порядок исчисления применяют в отношении товаров, отгруженных с момента изменения порядка исчисления НДС (п. 10 ст. 103 НК).
Таким образом, организация при реализации алкогольной продукции крепостью свыше 28 %, отгруженной с 15 августа 2011 г. (в т.ч. из остатков, имевшихся на эту дату), должна определять налоговую базу в порядке, установленном подп. 1.1 п. 1 ст. 98 НК.
4.2. Как с 15 августа следует производить вычет НДС?
До 15 августа 2011 г. организации торговли не имели права принять к вычету НДС, уплаченный при приобретении алкогольных напитков, налоговая база при реализации которых определялась в соответствии с п. 3 ст. 98 НК, т.е. как разница между ценой реализации и ценой приобретения (подп. 19.8 п. 19 ст. 107 НК).
С 15 августа указанное ограничение при реализации алкогольных напитков не применяют. Теперь, когда алкогольная продукция реализуется по свободным ценам, вычет сумм НДС, предъявленных продавцами алкогольной продукции в первичных учетных документах, производят на общих основаниях с соблюдением норм, установленных ст. 107 НК.
4.3. Как правильно произвести вычет НДС по алкогольным напиткам, имевшимся в остатке на 15 августа 2011 г.?
При реализации алкогольных напитков, бывших в остатке на 15 августа 2011 г., могут иметь место различные ситуации.
Ситуация 1. Алкогольная продукция до 15 августа 2011 г. была приобретена у завода-изготовителя, который исчислил НДС исходя из цены реализации товара.
В данном случае торговая организация может принять к вычету предъявленную заводом-изготовителем сумму НДС, приходящуюся на полную стоимость приобретенного товара.
При этом следует учитывать, что налоговые вычеты производят на основании первичных учетных и расчетных документов установленного образца, полученных в определенном законодательством порядке продавцами и выставленных ими при приобретении плательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав.
В указанных первичных документах должны быть отражены ставка и сумма налога (п. 5 ст. 107 НК).
Ситуация 2. У торговой организации в первичных учетных документах на приобретение алкогольных напитков отсутствуют сведения о сумме и ставке НДС, исчисленной заводом-изготовителем (продавцом).
В этом случае торговая организация может применить нормы п. 8 ст. 105 НК.
Так, покупатели, приобретавшие товары (работы, услуги), имущественные права, по которым продавцом – плательщиком в Республике Беларусь неправильно указана сумма НДС, принимают к вычету сумму НДС, выделенную продавцом в первичных учетных документах, за исключением исправления указанных сумм налога на основании актов сверки расчетов, подписанных продавцом и покупателем.
Таким образом, при составлении актов сверки расчетов торговая организация (покупатель) вправе принять к вычету сумму налога, исчисленную заводом-изготовителем (продавец) исходя из цены реализации товара.
Корректировку продавцом исчисленной суммы НДС, а покупателем – сумм налоговых вычетов производят в месяце составления и подписания акта сверки расчетов между продавцом и покупателем.
Ситуация 3. Организация розничной торговли до 15 августа 2011 г. приобрела алкогольные напитки у организации, занимающейся оптовой торговлей. Организация оптовой торговли исчислила НДС, руководствуясь п. 3 ст. 98 НК, исходя из разницы между ценой реализации и ценой приобретения алкогольных напитков.
В этом случае организация розничной торговли сможет принять к вычету только НДС, исчисленный организацией оптовой торговли из разницы между ценой реализации и ценой приобретения алкогольных напитков, и выделенный в первичных учетных документах.
Если организация оптовой торговли не выделила сумму НДС в первичных учетных документах, то организация розничной торговли сможет принять к вычету НДС, исчисленный организацией оптовой торговли из разницы между ценой реализации и ценой приобретения алкогольных напитков и выделенный в актах сверки расчетов.
Ситуация 4. Организация розничной торговли исчисляет НДС в соответствии с п. 9 ст. 103 НК, т.е. по расчетной ставке. У организации розничной торговли в первичных учетных документах на приобретение алкогольных напитков отсутствуют сведения о сумме и ставке налога, исчисленной продавцом.
Плательщики, осуществляющие розничную торговлю и деятельность по предоставлению услуг общественного питания, могут производить исчисление НДС по товарам исходя из налоговой базы и доли суммы НДС по товарам, имеющимся в отчетном периоде, в стоимости этих товаров (с учетом всех налогов, сборов (пошлин) и иных обязательных платежей в бюджет либо государственные внебюджетные фонды, взимаемых при реализации товаров), включая товары, освобожденные от НДС (п. 9 ст. 103 НК).
Такие плательщики имеют право самостоятельно выделить для вычета суммы НДС при приобретении товаров по регулируемым розничным ценам (подп. 22.2 п. 22 ст. 107 НК).
Самостоятельное выделение для вычета суммы НДС осуществляют исходя из цены приобретения товаров по регулируемым розничным ценам и ставки НДС, применяемой при их реализации на территории Республики Беларусь.
Таким образом, организации розничной торговли и (или) общественного питания, исчисляющие НДС по расчетной ставке, в отношении остатков алкогольной продукции, имевшихся на 15 августа 2011 г., могли самостоятельно выделить для вычета сумму НДС, приходящуюся на указанные остатки.
Так как с 15 августа 2011 г. алкогольная продукция приобретается не по регулируемым розничным ценам, самостоятельное выделение налога организации больше не производят. Теперь при реализации алкогольных напитков, приобретенных после 15 августа 2011 г., организации торговли, применяющие расчетную ставку НДС, смогут принять к вычету только сумму НДС, предъявленную продавцом.
Светлана Новик, экономист
5 (446). В 2008 г. организация заключила с застройщиком договор инвестирования строительства административного помещения для размещения отделения филиала, являющегося самостоятельным плательщиком налогов. По договору с застройщиком инвестором выступает головная организация, которая отражала затраты на инвестирование в бухгалтерском учете до момента окончания строительства.
Акт приемки объекта, законченного строительством, утвержден 17 августа 2011 г. В соответствии с ним эксплуатационной организацией является филиал организации-инвестора. В сентябре 2011 г. затраты по строительству филиала переданы головной организацией филиалу на основании акта на передачу затрат, произведенных при создании объекта. Далее объект основных средств был введен в эксплуатацию филиалом.
Может ли филиал применить льготу по налогу на недвижимость как по впервые введенным в действие зданиям и сооружениям организаций в течение 1 года с момента их ввода в эксплуатацию?
Может с 1 октября 2011 г.
Объектами государственной регистрации признают создание, изменение, прекращение существования недвижимого имущества. Одним из оснований для государственной регистрации создания недвижимого имущества является строительство и ввод в эксплуатацию капитального строения (здания, сооружения), изолированного помещения (ст. 4, 44 Закона РБ от 22.06.2002 № 133-З "О государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним").
Освобождению от налога на недвижимость подлежат впервые введенные в действие здания и сооружения организаций в течение 1 года с момента их ввода в эксплуатацию (подп. 1.11 п. 1 ст. 186 НК).
Общий порядок приемки объектов в эксплуатацию определен Положением о порядке приемки в эксплуатацию объектов строительства, утвержденным постановлением Совета Министров РБ от 06.06.2011 № 716 (далее – Положение).
Приемку в эксплуатацию объектов оформляют актом по формам, утверждаемым Минстройархитектуры. Акт приемки объекта в эксплуатацию подписывают все члены приемочной комиссии. Датой ввода объекта в эксплуатацию считают дату утверждения приемочной комиссией акта установленной формы, которым оформляют приемку объекта в эксплуатацию (пп. 3, 6, 8 Положения).
Таким образом, по зданиям и сооружениям, на которые распространяются нормы Положения, вышеназванная льгота по налогу на недвижимость может быть применена только 1 раз с даты утверждения акта приемочной комиссией, т.е. с 17 августа 2011 г.
При возникновении (утрате) у организаций права на освобождение от налога на недвижимость годовая сумма налога на недвижимость уменьшается (увеличивается) на суммы налога на недвижимость, исчисленные исходя из остаточной стоимости зданий, сооружений и стоимости зданий и сооружений сверхнормативного незавершенного строительства на 1 января отчетного года (при возникновении в течение отчетного года объектов налогообложения на иную дату – на 1-е число первого месяца квартала, следующего за кварталом, в котором имело место возникновение объектов налогообложения) и ставки налога на недвижимость, рассчитываемой на основании годовой ставки пропорционально числу полных кварталов, оставшихся до окончания текущего календарного года (п. 6 ст. 189 НК).
Филиалы, иные обособленные подразделения, определенные п. 3 ст. 13 НК, исполняют налоговое обязательство юридического лица по соответствующим объектам налогообложения (по налогу на недвижимость – по зданиям и сооружениям, переданным на баланс этих филиалов, обособленных подразделений).
Таким образом, филиал организации-инвестора, являющийся в соответствии с актом приемки объекта, законченного строительством, эксплуатационной организацией, имеет право на применение освобождения, предусмотренного подп. 1.11 п. 1 ст. 186 НК.
С учетом норм п. 6 ст. 189 НК освобождение от налога на недвижимость действует на период с 1 октября 2011 г. по 30 сентября 2012 г.
Владимир Васильев, экономист
Материал подготовлен на основании разъяснений налоговых органов
УЧЕТ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ
6 (447). С 1 января 2011 г. организации имеют право пересматривать сроки полезного использования объектов основных средств на начало года.
Рассмотрим вопросы, которые возникли в связи с этим.
6.1. Необходимо ли выполнение каких-либо условий для возможности такого пересмотра?
Необходимо отразить эту возможность в учетной политике организации.
Выбор и пересмотр нормативных сроков службы и (или) сроков полезного использования объекта основных средств относят к функциям комиссии по проведению амортизационной политики организации (п. 5 приложения 1 к Инструкции о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов, утвержденной постановлением Минэкономики, Минфина и Минстройархитектуры РБ от 27.02.2009 № 37/18/6 (с учетом изменений, внесенных в него постановлением Минэкономики, Минфина и Минстройархитектуры РБ от 30.09.2010№ 141/106/28 (далее по тексту рубрики "Вопрос –ответ" – Инструкция № 37/18/6)).
Справочно: такую комиссию создают из числа имеющихся в штате специалистов технических, производственно-технологических, информационно-технологических, финансово-экономических, бухгалтерских и юридических подразделений организации. Результаты работы комиссии оформляют протоколами, в которых содержатся ссылки на записи в учетной политике организации и соответствующие первичные учетные документы (п. 6 Инструкции № 37/18/6).
Названная комиссия имеет право пересматривать сроки полезного использования основных средств с обязательным отражением в учетной политике возможности их пересмотра с начала отчетного года (п. 24 Инструкции № 37/18/6).
Таким образом, единственным условием принятия решения о пересмотре сроков полезного использования объектов основных средств с начала года является отражение указанной возможности в учетной политике организации. Выполнение каких-либо дополнительных условий не требуется.
6.2. Обязательно ли при таком пересмотре устанавливать сроки полезного использования в пределах диапазонов, предусмотренных Инструкцией № 37/18/6?
Необязательно.
При пересмотре срока полезного использования объектов основных средств как в сторону его сокращения, так и в сторону увеличения необходимо руководствоваться общими подходами, применяемыми при их установлении: срок полезного использования должен оставаться в пределах границ диапазонов, установленных приложением 3 к Инструкции № 37/18/6, по группам основных средств.
Установление сроков полезного использования ниже или выше указанных границ диапазонов возможно, если у организации есть документально подтвержденные сведения (техническая и иная документация) об ином сроке службы объекта. При этом в соответствии с общими подходами при установлении сроков полезного использования амортизируемого имущества минимальный срок полезного использования не может быть менее 1 года (пп. 17, 21 Инструкции № 37/18/6).
Пересмотр срока полезного использования рассматривают как изменение порядка начисления амортизации. Базой для расчета амортизационных отчислений является недоамортизированная стоимость объекта. Нормы амортизации определяют исходя из остаточного нормативного срока службы или остаточного срока полезного использования объекта (п. 66 Инструкции № 37/18/6).
7 (448). Организация в августе 2010 г. произвела неотделимые улучшения объекта аренды (здания).
Каким образом необходимо было установить срок полезного использования для целей начисления амортизации по указанным неотделимым улучшениям?
До 1 января 2011 г. срок полезного использования для неотделимых улучшений арендованного имущества, отражаемых в качестве присоединенной стоимости объекта аренды, должен был быть установлен равным нормативному сроку службы указанного объекта в зависимости от его характеристик (п. 57 Инструкции № 37/18/6, в ред., действовавшей до 1 января 2011 г.).
С 1 января 2011 г. в п. 57 Инструкции № 37/18/6 внесены изменения, предусматривающие начисление амортизации по присоединенной стоимости с использованием срока полезного использования, равного сроку, оставшемуся до окончания срока договора аренды.
Таким образом, по неотделимым улучшениям, принятым к учету до 1 января 2011 г., срок полезного использования следовало установить равным нормативному сроку службы основного объекта аренды (здания).
Вместе с тем с 1 января 2011 г. организация имела право (но не обязанность) пересмотреть указанный срок и установить его равным сроку, оставшемуся до окончания срока договора аренды.
8 (449). Бюджетная организация проводила реконструкцию здания с июля по сентябрь 2011 г. Здание было введено в эксплуатацию после реконструкции согласно акту в сентябре 2011 г.
Какие подходы необходимо применять при начислении амортизации за 2011 г.:
– уменьшать годовую сумму амортизации с учетом временной остановки объекта в течение года?
– не начислять амортизацию за весь 2011 г.?
– от какой стоимости в случае необходимости ее начисления рассчитывать амортизацию за 2011 г. – с учетом или без учета затрат на реконструкцию объекта?
Амортизацию рассчитывают исходя из уточненной амортизируемой стоимости с учетом затрат на реконструкцию и остаточного срока службы объекта.
Амортизацию не начисляют при проведении модернизации, реконструкции, частичной ликвидации объектов основных средств, их дооборудования, достройки, технического диагностирования и освидетельствования с полной их остановкой, кроме проведения указанных работ сроком до 12 месяцев бюджетными организациями (см. приложение 4 к Инструкции № 37/18/6).
Как следует из вопроса, реконструкция объекта основных средств проведена с июля посентябрь 2011 г. Таким образом, период реконструкции составляет менее 12 месяцев и амортизация в 2011 г. должна начисляться за весь год, без исключения месяцев нахождения объекта на реконструкции.
Поскольку реконструкция объекта завершена и соответствующие затраты приняты на бухгалтерский учет путем увеличения стоимости амортизируемого объекта (здания) в сентябре 2011 г., то за 2011 г. амортизацию рассчитывают исходя из уточненной амортизируемой стоимости (с учетом затрат на реконструкцию) и остаточного срока службы объекта.
Ирина Толкун, консультант управления
финансовой политики Минэкономики РБ
ВАЛЮТНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
9 (450). Организация приобрела материалы у нерезидента до 1 апреля 2011 г. Приобретение иностранной валюты и расчет за них осуществляется в октябре 2011 г. Материалы не были переданы в производство и учтены на счете 10 "Материалы".
Может ли организация применить нормы постановления Совета Министров РБ от 03.06.2011 № 704 "О некоторых вопросах переоценки имущества и обязательств в иностранной валюте" (далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – постановление № 704) для учета расходов, связанных с покупкой иностранной валюты, в сумме разницы между курсом покупки иностранной валюты и курсом Нацбанка на момент покупки?
Может.
Напомним норму п. 1 постановления № 704. Ею установлено, что коммерческие организации вправе расходы, связанные с покупкой иностранной валюты для проведения расчетов за сырье, материалы, товары, по использованным на их приобретение займам, кредитам и уплате процентов по ним в сумме разницы между курсом покупки иностранной валюты и курсом Нацбанка на момент покупки относить на увеличение стоимости указанного сырья, материалов, товаров.
Пункт 1 постановления № 704 вступил в силу с 1 апреля 2011 г.
Поскольку расходы, связанные с покупкой иностранной валюты, в сумме разницы между курсом покупки иностранной валюты и курсом Нацбанка на момент покупки возникли после 1 апреля 2011 г., организация имеет право применить постановление № 704 для их учета.
Если организация решит воспользоваться своим правом учитывать расходы, связанные с покупкой иностранной валюты, в сумме разницы между курсом покупки иностранной валюты и курсом Нацбанка на момент покупки, руководствуясь постановлением № 704, свой выбор она должна закрепить в дополнении к учетной политике или отдельным приказом либо распоряжением руководителя организации.
В бухгалтерском учете организации необходимо сделать следующую проводку (п. 16 Инструкции по бухгалтерскому учету активов и обязательств организации, стоимость которых выражена в иностранной валюте, утвержденной постановлением Минфина РБ от 27.12.2007№ 199 (с изменениями и дополнениями)):
Д-т 10 – К-т 51, 57, 76 и др.
10 (451). В связи со сложностями с приобретением иностранной валюты в апреле – августе 2011 г. производственная организация редко приобретала иностранную валюту для расчетов с нерезидентами за поставляемое сырье и руководствовалась нормами Декрета Президента РБ от 30.06.2000 № 15 "О порядке проведения переоценки имущества и обязательств в иностранной валюте при изменении Национальным банком курсов иностранных валют и отражения в бухгалтерском учете курсовых разниц" при учете расходов, связанных с покупкой иностранной валюты в сумме разницы между курсом покупки иностранной валюты и курсом Нацбанка на момент покупки и курсовых разниц.
С сентября 2011 г. в связи с появлением возможности приобретать иностранную валюту количество сделок по приобретению сырья у нерезидентов увеличилось.
Имеет ли право организация применять нормы постановления № 704 при учете расходов, связанных с покупкой иностранной валюты, в сумме разницы между курсом покупки иностранной валюты и курсом Нацбанка на момент покупки и курсовых разниц по расчетам с нерезидентами не с момента его вступления в силу, а с 1 сентября 2011 г.?
Применение установленного постановлением № 704 порядка учета курсовых разниц и расходов, связанных с покупкой иностранной валюты, в сумме разницы между курсом покупки и курсом Нацбанка на момент покупки является правом организации. Перейти на порядок учета, разрешенный постановлением № 704, организация вправе:
– в отношении расходов, связанных с покупкой иностранной валюты, в сумме разницы между курсом покупки иностранной валюты и курсом Нацбанка на момент покупки – с любой даты, но не ранее 1 апреля 2011 г.;
– в отношении курсовых разниц, возникающих при переоценке имущества и обязательств в иностранной валюте, – с любой даты, но не ранее 24 мая 2011 г.
Постановление № 704 не содержит каких-либо ограничений в части периода, начиная с которого после вступления в силу соответствующих пунктов постановления № 704 организации имеют право применять их нормы.
Справочно: норма п. 1 постановления № 704 приведена в ответе на предыдущий вопрос. В п. 2 постановления № 704 установлено, что коммерческие организации вправе относить разницы, возникающие при переоценке имущества и обязательств в иностранной валюте:
– по дебиторской задолженности за отгруженные товары, выполненные работы, оказанные услуги, по авансам, выданным поставщикам и подрядчикам на приобретение сырья, материалов, товаров, работ, – на доходы (расходы) будущих периодов и списывать на внереализационные доходы (расходы) в порядке и в сроки, установленные руководителем организации, но не позднее31 декабря 2014 г.;
– по кредиторской задолженности по расчетам с поставщиками и подрядчиками за сырье, материалы, товары, выполненные работы, оказанные услуги, а также по кредитам, займам и процентам по ним, авансам, полученным от покупателей и заказчиков, – на расходы (доходы) будущих периодов и списывать на внереализационные доходы (расходы) в порядке и в сроки, установленные руководителем организации, но не позднее 31 декабря 2014 г.
Пункт 1 постановления № 704 вступил в силус 1 апреля 2011 г.; п. 2 – с 24 мая 2011 г.
Анна Крупнова, консультант Главного управления регулирования
бухгалтерского учета, отчетности и аудита Минфина РБ
Виталий Раковец, аудитор ООО "АудитИнком"
ВОПРОСЫ ПРАВА
11 (452). Организация, осуществляющая оптовую торговлю, 18 октября 2011 г. ввезла по договору комиссии с территории Российской Федерации партию товара – зимнюю обувь. 20 октября 2011 г. на складе организации была проведена оперативная налоговая проверка. По ее результатам находящийся на складе товар арестован в связи с тем, что на нем отсутствовали контрольные марки.
Правомерны ли действия налоговых органов с учетом того, что товар ввезен по договору комиссии, по которому российский поставщик является комитентом, а предприятие – комиссионером?
Правомерны.
17 октября 2011 г. вступил в силу Указ Президента РБ от 10.06.2011 № 243 "О маркировке товаров контрольными (идентификационными) знаками" (далее – Указ № 243), устанавливающий, что товары, включенные в перечень, утверждаемый Советом Министров, подлежат маркировке контрольными (идентификационными) знаками.
Справочно: перечень товаров, подлежащих маркировке контрольными (идентификационными) знаками, утвержден постановлением Совета Министров РБ от 29.07.2011 № 1030 "О некоторых мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 10 июня2011 г. № 243" (далее – Перечень).
Перечень включает такой вид товара, как обувь (код ТН ВЭД 6401–6405). Исключение – обувь, бывшая в употреблении.
Справочно: единый таможенный тариф Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации (ЕТТ) утвержден решением КТС от 27.11.2009 № 130.
Единый таможенный тариф – свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, ввозимым на единую таможенную территорию из третьих стран, систематизированный в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (ТН ВЭД ТС).
Указ № 243 устанавливает запрет на приобретение, хранение, использование, транспортировку и реализацию на территории Республики Беларусь юридическими лицами (индивидуальными предпринимателями) товаров, указанных в Перечне, без контрольных (идентификационных) знаков либо с нанесенными на них контрольными (идентификационными) знаками в нарушение установленного законодательством порядка.
Содержащиеся в Указе № 243 исключения в части требования по маркировке ввозимых товаров не распространяются на данную ситуацию. Так, не подлежат маркировке:
– пробы и образцы товаров, предназначенных для проведения испытаний в целях оценки соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации, в необходимых количествах, установленных техническими нормативными правовыми актами;
– товары, ввезенные на территорию Республики Беларусь организаторами и участниками международных выставок и ярмарок в качестве образцов и экспонатов;
– товары, предназначенные для официального пользования дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями иностранных государств, а также приравненными к ним органами и миссиями международных организаций;
– товары, являющиеся иностранной безвозмездной помощью, зарегистрированной в порядке, установленном законодательством;
– товары, возвращенные продавцам покупателями в порядке, определяемом Минторгом по согласованию с МНС, при условии наличия документов, подтверждающих возврат товаров.
Таким образом, ввезенный с территории Российской Федерации по договору комиссии товар включен в Перечень и подлежит обязательной маркировке.
При импорте товаров с территории государства – члена Таможенного союза (в данном случае – Российской Федерации) маркировка может быть осуществлена 2 способами:
– до ввоза – за пределами Республики Беларусь;
– после ввоза – на территории складов, перечень которых определен Минторгом по согласованию с МНС.
Причем ввоз товаров, подлежащих маркировке контрольными (идентификационными) знаками, должен осуществляться сразу на эти склады, а не на склады организации.
В данном случае факт нахождения на складе организации товара, подлежащего маркировке контрольными (идентификационными) знаками, без этих знаков является нарушением требований законодательства о маркировке товаров контрольными (идентификационными) знаками. Ответственность за данное нарушение установлена ст. 12.35 Кодекса РБ об административных правонарушениях. Она предусматривает наложение штрафа на юридическое лицо в размере до 20 базовых величин с конфискацией товаров независимо от того, в чьей собственности они находятся, или без конфискации. Решение о применении меры ответственности принимает суд.
Иван Данилов, экономист