НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ИНОСТРАННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
1 (193). Иностранная организация в г. Минске имеет в собственности недвижимое имущество (здание) и состоит на учете в районной налоговой инспекции.
Эта иностранная организация собирается открыть в МИД РБ представительство, а через 2 месяца планирует начать осуществление предпринимательской деятельности в другом населенном пункте на территории Беларуси.
Рассмотрим вопросы, возникшие в приведенной ситуации.
1.1. Следует ли иностранной организации еще раз становиться на учет в налоговых органах в г. Минске по месту нахождения представительства и в другом населенном пункте по месту осуществления деятельности и получать новые извещения о присвоении УНП?
Следует.
Иностранная организация должна, в частности, по заявлению встать на налоговый учет:
1) если она получила разрешение на открытие представительства от МИД РБ или иного уполномоченного органа в случаях, установленных законодательством.
Постановку на учет осуществляют в налоговом органе по месту нахождения представительства в срок не позднее 10 рабочих дней со дня получения такого разрешения (подп. 2.1 п. 2 ст. 66 Налогового кодекса РБ (далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – НК));
2) если она приобрела права собственности, иные права, установленные ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество, находящееся на территории Республики Беларусь.
Постановку на учет осуществляют в налоговом органе по месту нахождения такого имущества до государственной регистрации возникновения права собственности, иных прав, ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество, сделок с ним (подп. 2.3 п. 2 ст. 66 НК).
В приведенной ситуации иностранная организация состоит на учете в белорусском налоговом органе по месту расположения недвижимого имущества в г. Минске и имеет учетный номер плательщика.
Теперь она обязана стать на учет в налоговом органе по месту расположения открытого в МИД РБ представительства.
При этом необходимо учесть норму, определенную п. 6 ст. 66 НК. Так, иностранная организация, состоящая на учете в налоговом органе, должна проинформировать белорусский налоговый орган по месту осуществления деятельности через постоянное представительство об осуществлении такой деятельности до ее начала.
Иные обязанности иностранного плательщика по постановке на учет в белорусском налоговом органе в ст. 66 НК не указаны.
Кроме того, если эта же иностранная организация будет осуществлять предпринимательскую деятельность в другом населенном пункте Беларуси, она должна стать на учет в налоговом органе в таком населенном пункте. Это следует из норм ст. 139 НК и контекста ст. 66 НК.
Постоянным представительством иностранной организации, расположенным на территории Республики Беларусь, признают в т.ч. обособленное структурное подразделение (учреждение), через которое осуществляется предпринимательская и иная деятельность иностранной организации на территории Республики Беларусь (п. 1 ст. 139 НК).
Следовательно, у иностранной организации, планирующей начать осуществление предпринимательской деятельности в другом населенном пункте республики, возникает структурное подразделение – постоянное представительство. По деятельности этого представительства иностранной организации необходимо исчислять и уплачивать налоги и сборы в бюджет РБ. Чтобы исполнить эти обязательства, она должна состоять в таком населенном пункте на налоговом учете.
1.2. Какой порядок постановки на налоговый учет предусмотрен для иностранных организаций?
Постановку на учет иностранной организации в белорусском налоговом органе регламентирует в 2011 г. постановление МНС РБ от 31.12.2010 № 96 (далее – постановление № 96). Постановлением № 96 утверждены:
– Инструкция о порядке заполнения заявлений о постановке на учет в налоговом органе и сообщения юридического лица о создании филиалов, представительств и иных обособленных подразделений юридического лица (далее – Инструкция о заявлении);
– Инструкция о порядке и условиях присвоения, применения, изменения учетного номера плательщика и признания его недействительным;
– формы заявлений о постановке на учет.
Порядок заполнения заявления о постановке на учет в налоговом органе иностранной организации и требования к информации, которая должна в нем содержаться, предусмотрены гл. 3 Инструкции о заявлении. Форма заявления приведена в приложении 2 к постановлению № 96. Она предусматривает 2 раздела:
– раздел А, в котором указывают сведения непосредственно об иностранной организации;
– раздел Б, в котором указывают сведения о ее структурных подразделениях в Республике Беларусь (о представительстве, объекте недвижимости, концертно-зрелищном мероприятии, постоянном представительстве, находящихся в республике).
Таким образом, иностранная организация, которая имеет в собственности объект недвижимости в г. Минске и состоит там на налоговом учете, после получения разрешения на открытие представительства в МИД РБ в течение 10 дней должна обратиться с заявлением в налоговый орган по месту расположения представительства в г. Минске.
В разделе А заявления, подаваемого в районную инспекцию по г. Минску, наряду с другими обязательными сведениями в п. 4 организации следует указать ранее присвоенный иностранной организации УНП. Налоговый орган после рассмотрения заявления выдаст извещение о присвоении УНП представительству.
Кроме того, если эта же иностранная организация будет осуществлять предпринимательскую деятельность в другом населенном пункте Беларуси, она должна стать на учет в налоговом органе в этом населенном пункте.
В заявлении о постановке на налоговый учет иностранная организация также заполняет оба раздела – А и Б. В п. 4 раздела А следует указать ранее присвоенный иностранной организации УНП. Налоговый орган после рассмотрения заявления выдаст извещение о присвоении УНП постоянному представительству.
2 (194). Иностранная компания (Германия) имеет в собственности на территории Беларуси объект недвижимости – часть административного здания. По соглашению с белорусской организацией немецкая организация передает ей в доверительное управление эту часть здания. Доходы, возникающие по соглашению, включая доходы от сдачи имущества в аренду, белорусская организация перечисляет немецкой организации. Соглашением предусмотрено, что доверительный управляющий будет получать вознаграждение.
Рассмотрим вопросы, возникшие в приведенной ситуации.
2.1. Возникают ли у немецкой организации доходы, облагаемые налогами в Беларуси?
Возникают.
Гражданско-правовые вопросы доверительного управления имуществом регулирует гл. 52 Гражданского кодекса РБ (далее – ГК РБ).
Отметим наиболее существенные положения, которые следует учитывать при налогообложении доходов иностранных организаций изисточников в Республике Беларусь, возникающих по договорам доверительного управления.
По договору доверительного управления имуществом одна сторона (вверитель) передает другой стороне (доверительному управляющему) на определенный срок имущество в доверительное управление, а доверительный управляющий обязуется за вознаграждение осуществлять управление этим имуществом в интересах вверителя или указанного им лица (выгодоприобретателя) (ст. 895 ГК РБ).
В учете доверительного управляющего:
Д-т 01 – К-т 79-3 (субсчет "Расчеты по договору доверительного управления имуществом")
– на первоначальную стоимость полученного основного средства;
Д-т 79-3 – К-т 02
– на сумму начисленной по основному средству амортизации*.
_________________
* Корреспонденция составлена редакцией.
Передача имущества в доверительное управление не влечет перехода права собственности на него к доверительному управляющему.
Сделки с переданным в доверительное управление имуществом доверительный управляющий совершает от своего имени, указывая при этом, что он действует в качестве такого управляющего.
Доверительный управляющий, осуществляя доверительное управление имуществом, вправе совершать в отношении этого имущества в соответствии с договором доверительного управления любые юридические и фактические действия в интересах вверителя или выгодоприобретателя.
Доверительным управляющим может быть индивидуальный предприниматель или коммерческая организация, за исключением унитарного предприятия (ст. 898 ГК РБ).
Форма договора доверительного управления имуществом – письменная, а договор доверительного управления недвижимым имуществом должен быть заключен в форме, предусмотренной для договора продажи недвижимого имущества, и подлежит государственной регистрации (ст. 900 ГК РБ).
Кроме того, предусмотрено обособление имущества, находящегося в доверительном управлении (ст. 901 ГК РБ).
Так, имущество, переданное в доверительное управление, обособляется от другого имущества вверителя, а также от имущества доверительного управляющего. Это имущество отражают у доверительного управляющего на отдельном балансе, и по нему ведут самостоятельный учет. Для расчетов по деятельности, связанной с доверительным управлением, открывают отдельный банковский счет.
Заключая договор доверительного управления недвижимого имущества, иностранный собственник такого имущества и белорусский доверительный управляющий должны учитывать эти нормы и правила.
Иностранные организации, не осуществляющие деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство, но извлекающие доходы из источников в Республике Беларусь, уплачивают налог на доходы (ст. 145 НК).
Объектом обложения налогом на доходы таких иностранных организаций признают в т.ч. доходы от недвижимого имущества, находящегося на территории Республики Беларусь, переданного в доверительное управление (подп. 1.13 п. 1 ст. 146 НК).
Таким образом, у немецкой организации возникают доходы из источников в Республике Беларусь, которые подлежат налогообложению.
2.2. В каком порядке следует производить налогообложение?
Налоговую базу по налогу на доходы надо определять как общую сумму доходов за вычетом документально подтвержденных затрат (ст. 147 НК).
То есть при документальном подтверждении выплаты вознаграждения доверительному управляющему налоговая база по налогу на доходы должна быть определена как разница между начисленным немецкой организации доходом и расходами на выплату вознаграждения доверительному управляющему (белорусской организации).
Сумму налога на доходы нужно исчислять как произведение налоговой базы и налоговой ставки. Для данного вида дохода ставка равна 15 %.
Днем начисления дохода (платежа) иностранной организации признают наиболее раннюю из следующих дат (ст. 148 НК):
– дату отражения в бухгалтерском учете (но не позднее даты, когда такое отражение должно быть произведено в соответствии с законодательством) факта выполнения иностранной организацией работ, оказания услуг, приобретения у иностранной организации недвижимого имущества, приобретения предприятия как имущественного комплекса (его части), принадлежащего иностранной организации, приобретения доли (пая, акций), принадлежащей иностранной организации как участнику организации, либо ее части;
– дату отражения в бухгалтерском учете (но не позднее даты, когда такое отражение должно быть произведено по законодательству) обязательств перед иностранной организацией по выплате доходов в виде дивидендов, доходов от долговых обязательств, роялти, операций по реализации (погашению) ценных бумаг (кроме акций), реализации товаров на условиях договоров поручения, комиссии и иных аналогичных гражданско-правовых договоров;
– дату отражения в бухгалтерском учете (но не позднее даты, когда такое отражение должно быть произведено по законодательству) факта выплаты налоговым агентом дохода иностранной организации (факта осуществления платежа, передачи имущества, имущественных прав, проведения зачета встречных однородных требований в зависимости от установленной сторонами договора формы расчета).
По мнению автора, для указанного вида дохода наиболее ранней датой является либо дата отражения в бухгалтерском учете обязательств перед иностранной организацией по выплате доходов, либо дата отражения в бухгалтерском учете факта выплаты налоговым агентом дохода иностранной организации.
Налог на доходы должен исчислить, удержать и перечислить в бюджет РБ налоговый агент. В данном случае это доверительный управляющий. Он должен в налоговый орган по месту своей постановки на учет представить не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, налоговую декларацию (расчет) по налогу на доходы.
Не позднее 22-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, необходимо перечислить в бюджет налог на доходы.
Налоговым периодом налога на доходы признают календарный месяц, на который приходится дата возникновения обязательства по уплате налога на доходы (ст. 150 НК).
Татьяна Филатова, экономист
НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
3 (195). Унитарное предприятие избрало метод уплаты налога на прибыль в 2011 г. исходя из результатов деятельности за налоговый период, непосредственно предшествовавший текущему налоговому периоду, т.е исходя из результатов работы за 2010 г., и произвело уплату текущего платежа по сроку 20 марта 2011 г.
При сдаче годовой отчетности за 2010 г. 31 марта 2011 г. установлено, что фактическая прибыль за 2010 г. занижена и предприятием представлена уточненная налоговая декларация по прибыли за 2010 г.
Будет ли в этом случае начислена пеня за неполную уплату налога на прибыль текущими налоговыми платежами по установленным срокам?
Да. будет.
Уплата текущих платежей в неполном размере может возникнуть по следующим причинам:
– уточнение суммы налога на прибыль по итогам налогового периода, непосредственно предшествовавшего текущему налоговому периоду (если выбран метод уплаты текущих платежей в соответствии с подп. 3.1 п. 3 ст. 143 НК);
– занижение предполагаемой суммы налога на прибыль либо уточнение предполагаемой суммы налога на прибыль в сторону ее увеличения по истекшим срокам уплаты (если выбран метод уплаты текущих платежей по нормам подп. 3.2 п. 3 ст. 143 НК).
В сложившейся ситуации следует брать за основу положения НК, предусматривающие, что налоговым обязательством признают обязанность плательщика (иного обязанного лица) уплатить определенный налог, сбор (пошлину).
Поэтому неуплату или неполную уплату сумм налога текущими платежами не следует признавать основанием для применения к плательщику (иному обязанному лицу) мер ответственности. Одновременно следует учитывать, что пеня – это один из способов обеспечения исполнения налогового обязательства, а не мера ответственности (ст. 49 НК).
Пени – это денежные суммы, которые плательщик (иное обязанное лицо) должен уплатить в случае исполнения налогового обязательства в более поздние сроки по сравнению с установленными налоговым законодательством.
В случае уплаты текущих платежей в более поздние сроки по сравнению с определенными законодательством меры ответственности к плательщику не нужно применять, а необходимо произвести начисление пени за каждый календарный день просрочки уплаты налога на прибыль.
Ирина Петрович, аудитор
4 (196). Организация – резидент РБ получает от резидента Польши возмещение за понесенные расходы по получению сертификата качества товара.
Надо ли указанное возмещение включать в налоговую базу при исчислении НДС и в состав внереализационных расходов при исчислении налога на прибыль? Что в данном случае следует считать моментом реализации?
Надо.
НДС облагают обороты по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь (п. 1 ст. 93 НК).
Обороты по возмещению, непризнаваемые объектами обложения НДС, определены подп. 2.12 п. 2 ст. 93 НК. Поскольку возмещение расходов по сертификации товаров не предусмотрено подп. 2.12 п. 2 ст. 93 НК, указанная сумма является объектом обложения НДС.
Для плательщиков, у которых в соответствии с учетной политикой выручку от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав в бухгалтерском учете определяют (признают):
– по мере отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав, – момент фактической реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав определяют как приходящийся на отчетный период день отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав (ст. 100 НК).
Днем выполнения работ (оказания услуг) признают дату передачи выполненных работ (оказанных услуг) в соответствии с оформленными документами (приемо-сдаточные акты и другие аналогичные документы);
– по мере оплаты отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), имущественных прав, – момент фактической реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав определяют как приходящийся на отчетный период день зачисления денежных средств от покупателя (заказчика) на счет плательщика, а в случае реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав за наличные денежные средства – день поступления указанных денежных средств в кассу плательщика, но не позднее 60 дней со дня отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.
Внереализационными доходами признают доходы, полученные плательщиком при осуществлении своей деятельности и непосредственно не связанные с производством и реализацией товаров (работ, услуг), имущественных прав.
Внереализационные доходы определяют на основании документов бухгалтерского и налогового учета и отражают в том налоговом периоде, в котором они фактически получены плательщиком, если иное не установлено ст. 127 НК (за исключением банков).
Следовательно, сумму возмещения включают в состав внереализационных доходов при исчислении налога на прибыль в момент фактического поступления.
5 (197). Организация – резидент РБ приобрела неисключительную, не подлежащую передаче другим лицам лицензию на использование программного продукта у резидента Украины для целей собственного потребления (получена в октябре 2010 г. по акту приема-передачи и оплачена в октябре 2010 г.). Документ, подтверждающий постоянное местонахождение нерезидента, представлен в налоговый орган 19 ноября 2010 г.
Возникает ли в указанной ситуации у резидента РБ обязанность по удержанию и перечислению в бюджет налога на доходы?
Возникает.
Объектом обложения налогом на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство, признают доходы, полученные плательщиком от источников в республике, в т.ч. роялти. К доходам в виде роялти относят в т.ч. плату за лицензию (подп. 1.3 п. 1 ст. 146 НК).
По указанному виду дохода установлена ставка налога в размере 15 % (п. 1 ст. 149 НК).
Если международными договорами РБ установлены иные нормы, чем те, которые предусмотрены НК и иными законодательными актами РБ, то применяют нормы международного договора, если иное не определено нормами международного права (п. 2 ст. 5 НК).
Соглашением между Правительством Республики Беларусь и Правительством Украины об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от выплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество, подписанным в г. Ашгабаде 24 декабря 1993 г. (далее – Соглашение), предусмотрено, что роялти, которые возникают в одном договаривающемся государстве и выплачиваются резиденту другого договаривающегося государства, могут облагать налогом на доходы в этом другом договаривающемся государстве (ст. 12 Соглашения).
Однако такие роялти могут облагать налогом также в договаривающемся государстве, в котором они возникают, и в соответствии с законодательством этого государства, но если получатель фактически имеет право на роялти, взимаемый налог не должен превышать 15 %.
Поскольку Cоглашением и НК установлены одинаковые нормы, белорусская организация при выплате роялти резиденту Украины должна удержать и уплатить в бюджет налог на доходы по ставке 15 %.
Иван Ростик, экономист
6 (198). Организация (резидент РБ) выполняла на территории России строительные работы. Регистрацию стройплощадки на территории Российской Федерации она не производила. В 2010 г. заказчиком – резидентом РФ при перечислении стоимости выполненных работ был удержан НДС.
Имела ли право организация учесть данные суммы при расчете налога на прибыль? Если имела, то на основании каких документов?
Имела при представлении определенных документов.
В состав внереализационных расходов в 2010 г. организация имела право включать в т.ч. суммы налогов, сборов и других обязательных отчислений, удержанных и (или) уплаченных в бюджет или внебюджетные фонды иностранных государств в соответствии с законодательством этих государств (за исключением налогов и сборов, в отношении которых предусмотрено устранение двойного налогообложения в соответствии с законодательством и (или) действующими для Республики Беларусь международными договорами РБ), при наличии справки, заверенной налоговым органом (иной компетентной службой государства, в функции которой входит взимание налогов), или иных документов, подтверждающих уплату (удержание) налогов, сборов и других обязательных отчислений в иностранном государстве. Такие суммы налогов, сборов и других обязательных отчислений следовало отражать в том отчетном периоде, в котором они уплачены (удержаны) в иностранном государстве (подп. 3.4 п. 3 ст. 129 НК, в ред., действовавшей в 2010 г.).
Приведенную норму применяют с редакционными правками и в 2011 г.
Для включения указанных сумм НДС в состав внереализационных расходов в качестве иных документов, подтверждающих такую уплату налога, могут быть использованы копии платежных инструкций на перечисление в бюджет иностранного государства соответствующей суммы налога, а также копии налоговых деклараций по таким суммам налогов. Копии указанных документов должны быть заверены подписью уполномоченного лица налогоплательщика иностранного государства и печатью.
Ирина Задорожная, экономист
7 (199). Основным видом деятельности организации является получение дохода от рекламодателей за доведение до определенного числа читателей информации в печатном виде. Для этого с привлечением сторонней организации выпускают журнал, в котором большая часть печатных площадей занята под рекламу. Журнал распространяют бесплатно среди неопределенного круга лиц, а организация получает доход только от рекламодателей.
Облагают ли НДС оборот по бесплатному распространению журнала среди неопределенного круга лиц?
Не облагают.
Реклама – это информация об объекте рекламирования, распространяемая в любой форме с помощью любых средств, предназначенная для неопределенного круга лиц (потребителей рекламы), направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и (или) его продвижение на рынке (ст. 2 Закона РБ от 10.05.2007 № 225-З "О рекламе").
Объектами обложения НДС считают соответственно обороты по безвозмездной передаче, обороты по прочему выбытию товаров. Для целей исчисления НДС прочим выбытием товаров признают любое их выбытие, за исключением продажи, обмена и безвозмездной передачи (подп. 1.1.3, 1.1.7 п. 1 ст. 93 НК).
При этом объектами обложения НДС не являются обороты по прочему выбытию товаров, стоимость которых в соответствии с законодательством включают в затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав или во внереализационные расходы, учитываемые при налогообложении прибыли (подп. 2.6.2 п. 2 ст. 93 НК).
Справочно: затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемые при налогообложении, представляют собой стоимостную оценку использованных в процессе производства и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных средств, нематериальных активов, трудовых ресурсов и иных расходов на их производство и реализацию, отражаемых в бухгалтерском учете (п. 1 ст. 130 НК).
Таким образом, списание стоимости распространенного бесплатно среди неопределенного круга лиц рекламного журнала не является объектом обложения НДС, поскольку по нормам ст. 130 НК данная стоимость формирует затраты организации по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемые при налогообложении.
Николай Савельев, экономист
ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУБЪЕКТОВ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ
8 (200). Имеет ли право директор общества с ограниченной ответственностью частной формы собственности работать по совмещению главным бухгалтером этого общества на 0,25 ставки (в штатном расписании есть штатные единицы директора и главного бухгалтера)?
Не имеет.
Руководителю организации запрещено выполнение оплачиваемой работы на условиях штатного совместительства, кроме преподавательской, научной или иной творческой деятельности, а также медицинской практики (ст. 255 Трудового кодекса РБ).
Рассмотрим норму ст. 7 Закона РБ от 18.10.1994 № 3321-XII "О бухгалтерском учете и отчетности". В ней сказано, что директор ООО не имеет права вести бухгалтерский учет ни по совместительству, ни по совмещению. Обоснуем такой вывод.
Руководство бухгалтерским учетом в организации осуществляет главный бухгалтер, при отсутствии в штате должности главного бухгалтера – бухгалтер, главный бухгалтер организации, оказывающей услуги по ведению бухгалтерского учета и отчетности, или специалист-бухгалтер, являющийся индивидуальным предпринимателем.
Этой же статьей установлено исключение. Так, руководитель частного унитарного предприятия имеет право вести бухгалтерский учет и составлять бухгалтерскую отчетность лично, если это предусмотрено уставом предприятия.
Наталья Кондакова, канд. экон. наук, доцент, аудитор