НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
1 (237). Организация в 2009 г. продала товар покупателю. По учетной политике выручку от реализации товаров в бухгалтерском учете она определяет по мере отгрузки товаров. Покупатель оплатил товар в 2011 г. Кроме оплаты за него покупатель перечислил еще санкции за несвоевременную оплату в размере, указанном в договоре.
По какой ставке облагают НДС полученные санкции?
По ставке 18 %.
Объектами обложения НДС признают обороты по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь (подп. 1.1 п. 1 ст. 93 Налогового кодекса РБ, далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – НК).
Налоговую базу по НДС следует увеличивать на суммы, фактически полученные:
– за реализованные товары (работы, услуги), имущественные права сверх цены их реализации либо иначе связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг), имущественных прав;
– в виде санкций за нарушение покупателями (заказчиками) условий договоров.
Такое требование установлено в п. 18 ст. 98 НК.
В данной ситуации обороты по реализации товаров были обложены НДС в 2009 г. по ставке 18 %. Санкции, полученные за нарушение условий указанных договоров, облагают НДС в 2011 г. также по ставке 18 %. Такой вывод следует из подп. 10.1 п. 10 Инструкции о порядке заполнения налоговых деклараций (расчетов) по налогам (сборам), книги покупок, утвержденной постановлением МНС РБ от 15.11.2010 № 82. В нем сказано, что в стр. 1–9а налоговой декларации (расчета) по НДС следует отражать:
– налоговую базу по операциям по реализации объектов, приходящимся (по моменту фактической реализации объектов) на отчетный период;
– налоговую базу по операциям по реализации объектов, со дня отгрузки которых в отчетном периоде истекло 60 дней, если в этом периоде плательщикам, определяющим момент фактической реализации объектов по оплате, не поступила оплата за отгруженные объекты;
– суммы увеличения налоговой базы, определенные п. 18 ст. 98 НК.
Суммы увеличения налоговой базы по операциям, указанным в стр. 1–9а, следует отражать соответственно в той строке, в которой отражена налоговая база по указанным операциям.
Д-т 62 – К-т 90
– отражена в 2009 г. выручка от реализации товара;
Д-т 51 – К-т 62
– поступила оплата от покупателей в 2011 г.;
Д-т 51 – К-т 92
– поступили в 2011 г. санкции от покупателя за несвоевременную оплату товара;
Д-т 92 – К-т 68
– исчислен НДС от суммы штрафа по ставке 18 %*.
_________________
* Корреспонденция счетов составлена редакцией.
2 (238). Организация приобрела у иностранной организации, не состоящей на учете в налоговых органах РБ, имущественные права на товарный знак.
Должна ли организация уплатить НДС?
Нет, не должна.
По общему правилу при реализации имущественных прав на территории Республики Беларусь иностранными организациями, не осуществляющими деятельность в республике через постоянное представительство и не состоящими в связи с этим на учете в налоговых органах РБ, обязанность по исчислению и перечислению в бюджет НДС возлагается на состоящие на учете в налоговых органах РБ организации и индивидуальных предпринимателей, приобретающих данные имущественные права (ст. 92 НК).
Следовательно, нужно определить место реализации имущественных прав на товарный знак. Для этого обратимся к нормам ст. 33 НК.
Местом реализации при приобретении имущественных прав на объекты промышленной собственности у нерезидентов признана территория Республики Беларусь (подп. 1.4 п. 1 ст. 33 НК).
В приведенной ситуации следует рассмотреть еще норму подп. 1.32 п. 1 ст. 94 НК: от обложения НДС освобождены обороты по реализации на территории Республики Беларусь имущественных прав на объекты промышленной собственности.
Положения ст. 94 НК распространяются также на обороты по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь иностранными организациями, не состоящими на учете в налоговых орга-нах РБ (подп. 4.1 п. 4 ст. 94 НК).
Право промышленной собственности распространяется в т.ч. на товарные знаки (ст. 998 Гражданского кодекса РБ).
Таким образом, при приобретении белорусскими организациями имущественных прав на товарные знаки у иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство, НДС по ст. 92 НК исчислять не следует.
Олег Бурдюк, адитор
3 (239). Следует ли исчислять НДС по фактическим ставкам при реализации продукции населению на ярмарках в Российской Федерации?
Нет. Возможно применение ставки в размере 20 %.
Поскольку физические лица – покупатели Российской Федерации (кроме индивидуальных предпринимателей) не уплачивают НДС при ввозе и не представляют заявление о ввозе и уплате косвенных налогов, нулевую ставку НДС белорусская организация применить не может.
Местом реализации товаров, вывезенных на территорию Российской Федерации и реализованных физическим лицам на выставке-ярмарке в розницу, территорию Республики Беларусь не признают (ст. 32 НК). Обороты по реализации таких товаров не являются объектом обложения НДС. Их следует отражать в стр. 9а налоговой декларации (расчета) по НДС.
Вместе с тем плательщик вправе исчислить НДС при реализации товаров населению в Российской Федерации, но только по ставке 20 %. Так, плательщики имеют право применить ставку НДС, указанную в подп. 1.3 п. 1 ст. 102 НК (т.е. 20 %), по операциям, освобождаемым от налогообложения, а также по операциям, местом реализации которых не признают территорию Республики Беларусь (п. 10 ст. 102 НК).
Следовательно, если на ярмарках в Российской Федерации населению реализуют продукцию, облагаемую НДС в Республике Беларусь по ставке 10 %, то НДС либо не исчисляют с отражением оборота по стр. 9а налоговой декларации, либо исчисляют по ставке 20 % с отражением оборота по стр. 2 налоговой декларации. Ставка налога 10 % не может быть применена.
Организациям, имеющим обороты по реализации продукции на ярмарках в Российской Федерации, отраженные в стр. 9а налоговой декларации, необходимо принимать во внимание п. 3ст. 106 НК. Исходя из норм данного пункта в случае одновременного использования приобретенных (ввезенных) товаров (работ, услуг), имущественных прав при производстве и (или) реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых освобождены от налогообложения, и товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых подлежат налогообложению, включение сумм НДС, за исключением сумм НДС, уплаченных (предъявленных) при приобретении (ввозе) основных средств и нематериальных активов, в затраты плательщика по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемые при налогообложении, осуществляют нарастающим итогом с начала года исходя из доли оборота операций по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, освобожденных от налогообложения, в общем объеме оборота по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав. Положения п. 3 ст. 106 НК применяют также в отношении оборотов по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, местом реализации которых не признают территорию Республики Беларусь.
Учитывая изложенное, отражение оборота в стр. 9а налоговой декларации по НДС влечет обязанность отнесения части суммы "входного" налога (кроме "входного" НДС по основным средствам и нематериальным активам, приходящегося на данный оборот) на затраты плательщика.
Справочно: ранее МНС РБ разъясняло, что при реализации продукции на ярмарках налог исчисляют по фактическим ставкам, установленным для реализации таких товаров на территории Республики Беларусь. Так, в журнале "Вестник МНС", 2007, № 27, на вопрос плательщика о применяемых ставках НДС при реализации на выставках-ярмарках Российской Федерации трикотажа населению, в т.ч. детского, дан ответ, что поскольку местом начала транспортировки при реализации услуг населению в Российскую Федерацию является территория Республики Беларусь, то в первом случае применяют ставку НДС в размере 18 %, а во втором – 10 %.
4 (240). Как поступить, если при отгрузке продукции на ярмарку в Российскую Федерацию при заполнении товаросопроводительных документов выделен НДС по фактической ставке (документы выписаны в адрес организатора выставки – резидента РФ)?
Суммы НДС, излишне предъявленные в первичных учетных документах продавцом покупателям товаров (работ, услуг), имущественных прав – плательщикам в Республике Беларусь, подлежат исчислению и уплате в бюджет этим продавцом, за исключением исправления излишне предъявленных сумм НДС на основании актов сверки расчетов, подписанных продавцом и покупателем (п. 8 ст. 105 НК).
С учетом того что при отгрузке товаров на ярмарку в Россию сумма НДС предъявлена не плательщику Республики Беларусь, предъявленную сумму налога не уплачивают в бюджет республики и оборот по реализации товаров, как указывалось в ответе на вопрос № 3 (239), считают оборотом за пределами Республики Беларусь.
5 (241). Предприятие, реализуя продовольственную продукцию на ярмарках, раздает для пробы образцы своей продукции покупателям – физическим лицам (в виде нарезанных либо целых экземпляров).
Следует ли облагать НДС такую безвозмездную передачу?
Нкт.
Раздача продукции для пробы покупателями подпадает под определение рекламы. Реклама – информация об объекте рекламирования, распространяемая в любой форме с помощью любых средств, предназначенная для неопределенного круга лиц (потребителей рекламы), направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и (или) его продвижение на рынке (ст. 2 Закона РБ "О рекламе").
Письмо МНС РБ от 14.03.2008 № 2-1-9/236 "Об актуальных вопросах по исчислению НДС" содержит ответ на вопрос: следует ли исчислить НДС при передаче образцов продукции? Исходя из этого письма списание расходов на рекламу (передача объектов субъектам хозяйствования для распространения либо демонстрации среди неопределенного круга лиц, причем независимо от того, на территории Республики Беларусь либо за ее пределами) на затраты организации, как участвующие при исчислении облагаемой налогом прибыли, так и нет, не облагают НДС.
Следовательно, по той части продукции, которая передана покупателям бесплатно для проб, НДС не исчисляют и такой оборот по передаче не отражают в налоговой декларации по НДС. При этом целесообразно наличие документа об отнесении стоимости продукции в состав рекламных расходов (приказа руководителя, внутреннего положения, утвержденного предприятием, о составе расходов на рекламу, соответствующей записи в учетной политике и т.п.).
Наталья Нехай, экономист
ВАЛЮТНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
6 (242). Юридическое лицо – резидент РБ планирует купить акции юридического лица – нерезидента РБ.
Рассмотрим вопросы, возникшие в приведенной ситуации.
6.1. Имеет ли оно право на проведение такой операции?
Имеет при соблюдении определенных условий.
Такое право у юридического лица – резидента РБ есть. Однако юридическое лицо – субъект валютных операций обязано получить разрешение Нацбанка РБ на проведение валютных операций, связанных с движением капитала, в случае приобретения акций при их распределении среди учредителей, а также доли в уставном фонде или пая в имуществе нерезидента (подп. 3.6 п. 3 Инструкции о порядке выдачи разрешений на проведение валютных операций и на открытие счетов за пределами Республики Беларусь, а также представления в банк уведомлений при совершении валютных операций, связанных с
движением капитала, утвержденной постановлением Правления Нацбанка РБ от 28.01.2008 № 15).
6.2. Что необходимо сделать для получения разрешения Нацбанка РБ на проведение валютных операций, связанных с движением капитала?
Для получения разрешения на проведение операции, связанной с движением капитала, в частности при покупке акций нерезидента РБ, в Нацбанк РБ нужно представить заявление произвольной формы. В заявлении должны быть указаны конкретные виды валютных операций, по которым испрашивается получение разрешения. Кроме того, в заявлении должно содержаться экономическое обоснование необходимости проведения такой операции.
В заявлении, подписанном руководителем субъекта валютных операций, в обязательном порядке указывают местонахождение субъекта валютных операций, контактный телефон. В заявлении должно быть подтверждено согласие субъекта валютных операций на представление отчетности либо иной информации о проводимой валютной операции по определенной форме и в установленном порядке.
К заявлению следует приложить:
1) копию свидетельства о государственной регистрации юридического лица, протокол общего собрания (решение учредителя) юридического лица о покупке акций нерезидента;
2) справку инспекции МНС РБ об отсутствии либо наличии задолженности по уплате налогов, сборов (пошлин), иным обязательным платежам в бюджет, в т.ч. в государственные целевые бюджетные фонды, контроль за уплатой которых в соответствии с законодательством возложен на налоговые органы. Обращаем внимание, что, если по каким-либо причинам данная справка не будет приложена, Нацбанк РБ имеет право истребовать такой документ самостоятельно. При наличии задолженности по налогам, сборам (пошлинам), иным обязательным платежам в бюджет, в т.ч. в государственные целевые бюджетные фонды, контроль за уплатой которых в соответствии с законодательством возложен на налоговые органы, Нацбанк РБ согласовывает с налоговыми органами по месту постановки заявителя на учет вопрос о возможности выдачи испрашиваемого разрешения;
3) бухгалтерский баланс и отчет о прибыли и убытках по состоянию на последнюю отчетную дату перед датой обращения с заявлением в Нацбанк РБ. Бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках должны быть подписаны руководителем и главным бухгалтером субъекта валютных операций, подписи скреплены печатью;
4) сведения (образование, опыт работы и т.д.) о должностных лицах субъекта валютных операций, ответственных за проведение операций в иностранной валюте;
5) копию договора с профессиональным участником рынка ценных бумаг (в т.ч. с банком), если используются его услуги, и копию документа о его регистрации на территории иностранного государства. Копия документа о регистрации должна быть удостоверена по установленной форме компетентными органами иностранных государств за пределами Республики Беларусь согласно законодательству иностранных государств (легализованы или проставлен апостиль), если иное не установлено международным договором РБ;
6) копию выписки из торгового регистра страны учреждения субъекта валютных операций – нерезидента, в уставный фонд которого осуществляется инвестирование денежных средств. Выписка должна быть датирована не позднее 3 месяцев до подачи заявления о выдаче разрешения;
7) копию устава и (или) учредительного договора нерезидента, на основании которых он действует.
Копии документов, указанных в пп. 5–7, должны быть удостоверены по установленной форме компетентными органами иностранных государств за пределами Республики Беларусь согласно законодательству иностранных государств (легализованы или проставлен апостиль) и сопровождены надлежащим образом освидетельствованным переводом на один из государственных языков РБ.
7 (243). Требуется ли разрешение Нацбанка РБ на внесение резидентом РБ в уставный фонд нерезидента РБ вклада в неденежной форме (имуществом)?
Нет.
Нацбанк РБ согласно Банковскому кодексу РБ осуществляет контроль за проведением валютных операций.
Валютными операциями признают:
– сделки, предусматривающие использование иностранной валюты, ценных бумаг в иностранной валюте, платежных документов в иностранной валюте;
– сделки между резидентами и нерезидентами, предусматривающие использование белорусских рублей, ценных бумаг в белорусских рублях;
– сделки между нерезидентами, предусматривающие использование белорусских рублей, ценных бумаг в белорусских рублях, совершаемые на территории Республики Беларусь;
– ввоз и пересылку в Республику Беларусь, а также вывоз и пересылку из Республики Беларусь валютных ценностей;
– международные банковские переводы;
– операции нерезидентов с белорусскими рублями по счетам и вкладам (депозитам) в банках и небанковских кредитно-финансовых организациях РБ, не влекущие перехода права собственности на эти белорусские рубли;
– операции с иностранной валютой по счетам и вкладам (депозитам) в банках и небан-ковских кредитно-финансовых организациях РБ, банках и иных кредитных организациях за пределами Республики Беларусь, не влекущие перехода права собственности на эту иностранную валюту.
Указанный перечень валютных операций приведен в ст. 4 Закона РБ от 22.07.2003 № 226-З "О валютном регулировании и валютном контроле".
Таким образом, внесение неденежного вклада в уставный капитал нерезидента РБ не относят к валютным операциям. Разрешения Нацбанка РБ на проведение такой операции не нужно.
Анна Шинкевич, юрист
8 (244). В бухгалтерском учете организации на 1 января 2011 г. числятся курсовые разницы по дебету счета 97, которые были учтены на этом счете в 2009 г. в соответствии с законодательством.
Правомерно ли указанные курсовые разницы в январе 2011 г. списать на внереализационные расходы, а, например, в феврале 2011 г. – за счет фонда переоценки статей баланса?
Правомерно.
В состав внереализационных расходов в т.ч. включают отрицательные курсовые разницы, возникающие при переоценке активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте, определяемые в порядке, установленном законодательством (подп. 3.24 п. 3 ст. 129 НК).
В НК не определен порядок списания курсовых разниц в изложенной ситуации. Такой порядок изложен в Декрете Президента РБ от 30.06.2000 № 15 "О порядке проведения переоценки имущества и обязательств в иностранной валюте при изменении Национальным банком курсов иностранных валют и отражения в бухгалтерском учете курсовых разниц" (с изменениями и дополнениями, далее – Декрет № 15). В нем сказано, что остатки курсовых разниц, числящиеся на 1 января 2010 г. в составе доходов будущих периодов, необходимо списывать на внереализационные доходы, расходов будущих периодов, – на внереализационные расходы или (при наличии фонда переоценки статей баланса) за счет этого фонда ежемесячно, начиная с 1 января 2010 г., в порядке и в сроки, предусмотренные руководителем организации, но не позднее 31 декабря 2014 г. (подп. 1.6 п. 1 Декрета № 15).
Остатки курсовых разниц, числящиеся на 1 января 2010 г. в составе доходов и расходов будущих периодов, отражают в бухгалтерском учете в следующем порядке: на сумму списываемых курсовых разниц, учтенную на счете 97, – по дебету (кредиту) счета 92 в корреспонденции с кредитом (дебетом) счета 97 или за счет фонда переоценки статей активов при его наличии – по дебету счета 83 "Добавочный фонд," субсчет "Фонд переоценки активов", в корреспонденции с кредитом счета 97 "Расходы будущих периодов" (п. 16 Инструкции по бухгалтерскому учету активов и обязательств организации, стоимость которых выражена в иностранной валюте, утвержденной постановлением Минфина РБ от 27.12.2007 № 199 (с изменениями и дополнениями)).
В Декрете № 15 установлено, что порядок и сроки списания курсовых разниц определяет руководитель организации. При этом Декретом № 15 организациям предоставлено право выбора: списывать курсовые разницы со счета 97 в дебет счета 92 либо в дебет счета 83. По мнению автора, организация вправе сальдо по счету 97 на 1 января 2011 г. в части курсовых разниц в одном месяце (например, в январе 2011 г.) списать на внереализационные расходы, а в другом (например, в феврале 2011 г.) – за счет фонда переоценки статей баланса.
Приведенный порядок списания курсовых разниц должен быть определен руководителем организации.
Игорь Кинцак, аудитор
ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ
9 (245). Организация-заказчик заключила с физическим лицом договор подряда на выполнение работ (перевозку груза).
Цена подлежащей выполнению работы определена на основании п. 2 ст. 663 Гражданского кодекса РБ (далее – ГК) как компенсация издержек физического лица и причитающееся ему вознаграждение.
Вознаграждение физическому лицу за выполненную работу составило 400 000 руб., компенсация расходов физического лица согласно представленным им документам (компенсация проезда к месту выполнения работы, стоимости проживания в месте выполнения работы) –3 000 000 руб.
Исходя из какой суммы – 400 000 руб. или 3 400 000 руб. – следует исчислять обязательные страховые взносы в Фонд социальной защиты населения Минтруда и соцзащиты РБ (далее – Фонд)?
Страховые взносы следует начислить на сумму 400 000 руб.
Объектом для начисления обязательных страховых взносов в Фонд для работодателей и работающих граждан являются выплаты всех видов в денежном и (или) натуральном выражении, начисленные в пользу работающих граждан по всем основаниям независимо от источников финансирования, включая вознаграждения по гражданско-правовым договорам, предмет которых – оказание услуг, выполнение работ и создание объектов интеллектуальной собственности, кроме предусмотренных перечнем видов выплат, на которые не начисляются обязательные страховые взносы в Фонд, но не выше 4-кратной величины средней заработной платы работников в республике за месяц, предшествующий месяцу, за который уплачивают обязательные страховые взносы (ст. 2 Закона РБ от 29.02.1996 № 138-ХIII "Об обязательных страховых взносах в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь" (далее – Закон)).
Обязательному государственному социальному страхованию подлежат граждане, работающие по трудовым договорам, гражданско-правовым договорам, предметом которых являются оказание услуг, выполнение работ и создание объектов интеллектуальной собственности, у юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и частных нотариусов, а также на основе членства (участия) в юридических лицах любых организационно-правовых форм (ст. 7 Закона РБ от 31.01.1995 № 3563-XII "Об основах государственного социального страхования").
В рассматриваемой ситуации важно отметить особенности выполнения работ (услуг) по трудовому и гражданско-правовому договорам.
Компенсации, предусмотренные законодательством РБ (кроме компенсаций, выплачиваемых за неиспользованный трудовой отпуск; вместо предупреждения о предстоящем высвобождении; за особые условия труда); суммы, выплачиваемые в возмещение дополнительных расходов, связанных с выполнением работниками трудовых обязанностей, не облагают обязательными страховыми взносами (п. 6 Перечня выплат, на которые не начисляются взносы по государственному социальному страхованию, в том числе по профессиональному пенсионному страхованию, в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты и по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Белорусское республиканское унитарное страховое предприятие "Белгосстрах", утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 25.01.1999 № 115). В рамках этой нормы не следует начислять страховые взносы на сумму командировочных расходов, выплачиваемых работникам.
Однако поездку физического лица, которое выполняло перевозку груза в рамках договора подряда, нельзя рассматривать как командировку. Служебной командировкой признают поездку работника по распоряжению нанимателя на определенный срок в другую местность для выполнения служебного задания вне места его постоянной работы (ст. 91 ТК). При этом работником является лицо, состоящее в трудовых отношениях с нанимателем на основании заключенного трудового договора (ст. 1 ТК).
Обязательства, возникающие на основе договоров, предусмотренных гражданским законодательством, не подпадают под действие норм ТК (ст. 6 ТК).
Гражданско-правовые отношения по договору подряда регулируют положения ГК.
По договору подряда (ст. 656 ГК) одна сторона (подрядчик) обязана выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику в установленный срок, а заказчик – принять результат работы и оплатить его (уплатить цену работы). Работа выполняется за риск подрядчика, если иное не предусмотрено законодательством или соглашением сторон.
Как видим, заказчик заключил договор подряда с физическим лицом, не состоящим в штате подрядчика. Лицам, не состоящим в штате подрядчика, не могут быть начислены командировочные расходы.
Выплату в сумме 3 000 000 руб. не признают объектом для начисления обязательных страховых взносов в Фонд, потому что она не является доходом физического лица, а представляет собой компенсацию понесенных им издержек согласно представленным документам.
Обязательные страховые взносы в Фонд должны быть исчислены только из суммы вознаграждения физическому лицу за выполненную работу по договору подряда в размере 400 000 руб.
Владимир Грихутик, начальник контрольно-ревизионного отдела ФСЗН Минтруда и соцзащиты РБ
ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУБЪЕКТОВ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ
10 (246). Организация купила новое оборудование, нормативный срок службы которого согласно классификатору амортизируемых основных средств составляет 16 лет.
Может ли организация своим решением уменьшить нормативный срок службы этого оборудования до 8 лет?
Нет, не может.
Нормативный срок службы объектов основных средств вне зависимости от использования (неиспользования) в предпринимательской деятельности организации определяют в соответствии со значениями, приведенными в классификации амортизируемых основных средств.
Начисление амортизации по основным средствам следует производить в соответствии с Инструкцией о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов, утвержденной постановлением Минэкономики, Минфина и Минстройархитектуры РБ от 27.02.2009 № 37/18/6 (далее – Инструкция).
Организация может установить нормативный срок службы вдвое ниже соответствующих значений, приведенных в классификации амортизируемых основных средств, но не ниже 3 лет – по зданиям, сооружениям и передаточным устройствам и 2 лет – по другим объектам основных средств (п. 18 Инструкции). Однако такое сокращение нормативного срока службы возможно только при постановке на учет объектов основных средств, ранее находившихся в эксплуатации у другого балансодержателя или собственника.
Таким образом, организация не может при приобретении нового оборудования уменьшить нормативный срок его службы в 2 раза.
Александр Светлаков, экономист
11 (247). Организация осуществляет оптовую торговлю санитарно-керамическими изделиями. При их транспортировании автомобильным транспортом иногда происходит бой изделий. Нормы товарных потерь, методика их расчета и порядок отражения в учете утверждены приказом Минторга РБ от 02.04.1997 № 42 (далее – Нормы товарных потерь).
Что является базой для исчисления норм товарных потерь?
Что нужно считать партией товара для применения Норм товарных потерь?
Возможно ли применение организацией в приведенной ситуации норм товарных потерь как для складов оптовых баз (подразд. 2.2 "Нормы потерь (боя) строительных материалов при транспортировании автотранспортом, хранении и реализации" разд. 2 "Строительные материалы и прочая продукция" Норм товарных потерь)?
Можно ли применять положения подразд. 2.1 разд. 2 "Строительные материалы и прочая продукция" Норм товарных потерь для импортного товара или они применимы только для отечественного товара?
В целях обеспечения единого порядка определения потерь, их расчета и отражения в учете разработаны Нормы товарных потерь.
Нормы боя по плитке керамической для внутренней облицовки стен, плитке керамической для полов, изделиям санитарно-керамическим при поступлении на станцию назначения, грузополучения установлены в процентах от суммы поступившей и проверенной партии товара в размере 1,8 % по тем же изделиям, отправленным в контейнерах, – 1,35 % (подразд. 2.1 "Нормы боя изделий строительной керамики при транспортировании железнодорожным, водным и автомобильным транспортом" разд. 2 "Строительные материалы и прочая продукция" Норм товарных потерь).
Под партией товара следует понимать определенное количество товара одного или нескольких наименований, закупленных, отгруженных или полученных одновременно (подп. 3.4.3 п. 3 Государственного стандарта РБ СТБ 1393-2003 "Торговля. Термины и определения", утвержденного постановлением Комитета по стандартизации, метрологии и сертификации при Совете Министров РБ от 28.04.2003 № 22).
Нормы потерь (боя) плитки керамической и санитарно-керамических изделий при транспортировании автотранспортом от поставщиков в организации оптовой и розничной торговли указанным документом не установлены.
При отсутствии утвержденных норм убыль следует рассматривать как недостачу сверх норм. Такой порядок определен ст. 12 Закона РБ "О бухгалтерском учете и отчетности".
Указанные в п. 2 подразд. 2.2 Норм товарных потерь нормы потерь организации должны применять только в случае образования товарных потерь при хранении и реализации на складах оптовых баз и в организациях розничной торговли.
Нормы потерь можно применять ко всей номенклатуре отечественных и импортных товаров, относящихся к санитарно-керамическим изделиям.
Елена Кулешова, экономист