1 (305). В организацию в 2012 г. на основное место работы принят специалист, обратившийся за предоставлением неиспользованного имущественного налогового вычета по предыдущему месту работы в части фактически произведенных расходов на новое строительство квартиры, произведенных в 2008 г.
Каким образом наниматель по новому месту работы может установить факт, что для плательщика, обратившегося за получением вычета по расходам, произведенным им в 2008 г., данные расходы являются остатком не полностью использованного имущественного налогового вычета, за предоставлением которого он ранее обращался по предыдущему месту работы?
Если имущественный налоговый вычет, предоставленный работнику в налоговом периоде, не может быть использован полностью, его остаток переносится на последующие налоговые периоды до полного его использования (подп. 1.1 п. 1 ст. 166 Налогового кодекса РБ, далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – НК).
В случае если плательщик изменяет место основной работы (например, с 2012 г.), то при наличии у него остатка не полностью использованного имущественного налогового вычета в сумме расходов, фактически произведенных им в 2008 г., и представлении работником предусмотренных законодательством документов, являющихся основанием для получения указанного вычета, наниматель по новому месту работы должен предоставить ему данный вычет по тем доходам, которые будут начислены ему в 2012 г., до полного использования вычета.
При предоставлении физическим лицом налоговому агенту (налоговому органу) копии документов, подтверждающих фактически произведенные им расходы на строительство или приобретение жилья, они должны быть сверены с оригиналами документов, о чем делается соответствующая отметка на копиях документов, а на оригиналах этих документов – отметка о сумме предоставленного имущественного налогового вычета (п. 2 ст. 166 НК).
Если на оригинале платежного документа отсутствует отметка о предоставлении имущественного налогового вычета, то суммы расходов, содержащиеся в таких документах, следует рассматривать в качестве неиспользованного остатка.
Если в новой организации возникли сомнения в том, что работник пользовался правом и получил имущественный налоговый вычет в 2008 г. и последующих годах, то наниматель вправе затребовать с предыдущего места работы работника сведения о полученных им доходах и размере предоставленного имущественного налогового вычета.
Ирина Петрович, аудитор
2 (306). ЗАО в августе 2012 г. приобрело у физического лица по номинальной стоимости свои акции, принадлежащие ему на праве собственности. Указанные акции были приобретены этим физическим лицом в мае 2008 г. за счет собственных денежных средств. Позже в результате переоценки основных фондов общество осуществило второй выпуск акций. При этом указанное физическое лицо на безвозмездной основе дополнительно получило акции пропорционально своей доле в уставном фонде общества.
Рассмотрим вопросы, которые возникли в приведенной ситуации.
2.1. Есть ли в данном случае объект обложения подоходным налогом?
Объектом обложения подоходным налогом с физических лиц не признают доходы, полученные участником (акционером) организации в виде:
долей (паев, акций) этой же организации;
увеличения доли (пая), номинальной стоимости акций, произведенного за счет собственных источников организации.
Главное условие – такие выплаты не должны менять процентную долю участия в уставном фонде организации ни одного из участников (акционеров) либо такое изменение должно быть менее чем на 0,01 % (подп. 2.26 п. 2 ст. 153 НК).
Следовательно, если доходы, полученные на безвозмездной основе физическим лицом в виде дополнительных акций, не изменили процентную долю участия в уставном фонде организации его и иных акционеров, то такие доходы не признают объектом обложения подоходным налогом с физических лиц.
2.2. Возникает ли объект налогообложения при реализации акций обществу?
При реализации указанных акций необходимо определить, возникает ли налогооблагаемый доход. Объект обложения подоходным налогом возникнет только в том случае, если доход от реализации акций превысит сумму расходов (с учетом пересчета ее в доллары США) на их приобретение. Это следует из подп. 2.25 п. 2 ст. 153 НК.
Так, не признают объектом обложения подоходным налогом с физических лиц доходы, полученные учредителем (участником) организации при ее ликвидации, выходе (исключении) участника из состава участников организации, отчуждении участником доли (пая, части доли или пая, акций) в уставном фонде организации в размере, не превышающем сумму взноса (вклада) учредителя (участника) в уставный фонд организации или сумму расходов на приобретение доли (паев, акций) в уставном фонде организации. При этом размер выплаты учредителю (участнику) и сумма его взноса (вклада) или расходов на приобретение доли (паев, акций) подлежат пересчету в доллары США по официальному курсу, установленному Нацбанком соответственно на день выплаты и на день внесения взноса (вклада) или осуществления расходов на приобретение доли (паев, акций) .
Налогообложение указанных доходов следует производить по ставке в размере 12 % (п. 1 ст. 173 НК).
Отметим, что порядок исчисления, удержания и перечисления налоговым агентом в бюджет подоходного налога с доходов, полученных по операциям по реализации ценных бумаг и операциям с финансовыми инструментами срочного рынка определен подп. 1.4 п. 1 Указа Президента РБ от 11.07.2012 № 312 "О некоторых вопросах налогообложения и взимания арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности": подоходный налог с физических лиц по операциям по реализации ценных бумаг и операциям с финансовыми инструментами срочного рынка налоговый агент исчисляет, удерживает и перечисляет в бюджет при осуществлении им фактической выплаты доходов в денежной форме физическим лицам.
Анна Павлова, экономист
3 (307). Белорусская организация-займодавец на территории Республики Беларусь по договору с российской организацией передает ей в заем свою продукцию.
Имеет ли право займодавец применить нулевую ставку НДС в отношении передачи продукции в заем, если заемщик вывозит эту продукцию в условиях действия Таможенного союза в Республику Казахстан?
При реализации товаров, помещенных под таможенную процедуру экспорта, а также вывезенных (без обязательств об обратном ввозе на территорию Республики Беларусь) в государства – члены Таможенного союза (в т.ч. товаров, вывезенных по договорам (контрактам) лизинга, договорам займа, договорам (контрактам) на изготовление товаров), при условии документального подтверждения фактического вывоза товаров за пределы территории Республики Беларусь, установлена ставка 0 % (подп. 1.1.1 п. 1 ст. 102 НК).
Основанием для применения ставки НДС в размере 0 % при реализации иностранным организациям и физическим лицам товаров, вывезенных (без обязательств об обратном ввозе на территорию Республики Беларусь) в государства – члены Таможенного союза (в т.ч. товаров, вывезенных по договорам (контрактам) лизинга, договорам займа, договорам (контрактам) на изготовление товаров), является наличие у плательщика следующих документов:
– договора (контракта), на основании которого осуществляется реализация товаров; договора (контракта) финансового лизинга, предусматривающего переход права собственности на товары (предметы лизинга) к лизингополучателю; договора (контракта), предусматривающего предоставление займа в виде вещей; договора (контракта) на изготовление товаров (за исключением производства товаров из давальческого сырья (материалов));
– транспортных (товаросопроводительных) документов, подтверждающих перемещение товаров с территории Республики Беларусь на территорию другого государства – члена Таможенного союза. При вывозе на территорию государства – члена Таможенного союза товаров с целью временного хранения, участия в выставках-ярмарках в случае последующей реализации таких товаров требуется наличие у плательщика также транспортных (товаросопроводительных) документов, подтверждающих отгрузку (передачу) товаров покупателям. При перемещении товаров по системе магистральных трубопроводов или по линиям электропередачи требуется наличие у плательщика актов приема-сдачи товаров;
– заявления о ввозе товаров (представляется плательщиком в налоговый орган по месту постановки на учет вместе с налоговой декларацией (расчетом) по НДС) (п. 7 ст. 102 НК).
При передаче продукции в заем российской организации в рассматриваемой ситуации нулевая ставка НДС может быть применена при наличии у займодавца вышеперечисленных документов.
Андрей Недоступ, аудитор
ВАЛЮТНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
4 (308). Белорусская организация заключила договор с зарубежной фирмой, по которому нерезидент передает резиденту РБ исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности на сумму 10 000 евро.
Надо ли белорусской организации регистрировать такую сделку в банке?
В данном случае между резидентом РБ и нерезидентом заключен импортный внешнеторговый договор.
Требование, предъявляемое Указом Президента РБ от 27.03.2008 № 178 "О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций" (далее – Указ № 178) к экспортеру (импортеру) по регистрации сделки в банке, касается только внешнеторговых договоров, предусматривающих возмездную передачу товаров, общая стоимость которых с учетом приложений и дополнений к этому договору составляет 3 000 евро в эквиваленте и более.
Таким образом, сделка, предусматривающая в рамках внешнеторгового договора возмездную передачу исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (независимо от стоимости), не требует регистрации в банке.
5 (309). Белорусская организация имеет в банке РБ 2 текущих (расчетных) счета: в долларах США и в евро.
Вправе ли организация открыть в этом же банке специальный счет для хранения купленной на внутреннем валютном рынке Республики Беларусь иностранной валюты в долларах США и специальный счет в евро?
Вправе.
Субъекту валютных операций – резиденту разрешено открыть (иметь) один специальный счет в иностранной(ых) валюте(ах) в одном из банков (п. 201 Инструкции о порядке совершения валютно-обменных операций с участием юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденной постановлением Правления Нацбанка РБ от 28.07.2005 № 112) (далее – Инструкция № 112).
Специальный счет открывается в том банке, где открыт текущий (расчетный) счет субъекта валютных операций – резидента в иностранной валюте, а при отсутствии текущего (расчетного) счета в иностранной валюте – в банке, где открыт текущий (расчетный) счет в белорусских рублях. Субъект валютных операций – резидент вправе открыть (иметь) несколько специальных счетов при наличии разрешения Нацбанка.
Таким образом, субъект валютных операций – резидент вправе открыть в одном банке специальный счет в долларах США и специальный счет в евро. Разрешения Нацбанка для этого не требуется.
6 (310). Организация – резидент РБ заключила импортный внешнеторговый договор с фирмой – нерезидентом на поставку товара. Товар белорусская организация уже получила и намерена осуществить перевод с покупкой иностранной валюты в адрес фирмы–нерезидента со своего текущего (расчетного) счета в белорусских рублях.
Вправе ли белорусский импортер осуществить перевод с покупкой иностранной валюты?
Со 2 ноября 2011 г. запрещены переводы с покупкой в рамках экспортно-импортных сделок (постановление Правления Нацбанка РБ от 17.10.2011 № 448 "О внесении дополнений и изменений в Инструкцию о порядке совершения валютно-обменных операций с участием юридических лиц и индивидуальных предпринимателей").
Денис Сафаревич, юрист
КОМАНДИРОВОЧНЫЕ РАСХОДЫ
7 (311). Работник организации, находясь в командировке, снял койко-место у ИП – плательщика подоходного налога. В подтверждение оплаты командированному работнику ИП выдал квитанцию к приходному кассовому ордеру, в которой указано, за что произведена оплата. Выписывать счет, квитанцию на услуги по проживанию ИП отказывается.
Является ли такой документ подтверждающим расходы документом?
Постановлением Минфина РБ от 29.03.2010 № 38 "Об установлении типовых форм первичных учетных документов по оформлению кассовых операций и Инструкции по заполнению типовых форм первичных учетных документов по оформлению кассовых операций" утверждены типовые формы первичных учетных документов по оформлению кассовых операций, а также инструкция по их заполнению (далее – Инструкция № 38).
Нормами Инструкции № 38 определено, что в формах кассовых приходных ордеров указывают фамилию, имя и отчество физического лица, от которого принимают наличные деньги, основание (вид, источник) поступления наличных денег, перечисляют прилагаемые документы (при их наличии). В подтверждение факта приема наличных денег выдают отрывную часть кассового ордера – квитанцию к нему, заверенную печатью (штампом).
Возмещать расходы по найму жилого помещения командированному работнику следует в размере стоимости представленных подлинных документов (счетов, квитанций и других документов), подтверждающих оплату расходов, но не выше стоимости одноместного номера (одного места в номерах с количеством мест для проживания два и более) (подп. 6.2 п. 6 Инструкции о порядке и размерах возмещения расходов при служебных командировках в пределах Республики Беларусь, утвержденной постановлением Минфина РБ от 12.04.2000 № 35 (далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – Инструкция № 35)). Как видим, Инструкцией № 35 определено, что расходы по найму жилого помещения должны подтверждаться счетом, квитанцией и другими документами, которые являются подлинными и подтверждают произведенные работником расходы. При этом обязательность наличия кассового чека не предусмотрена.
Таким образом, если представленная работником для оплаты квитанция (отрывная часть приходного кассового ордера) содержит фамилию, имя и отчество физического лица, от которого приняты наличные деньги, основание (вид, источник) поступления наличных денег и является подлинным документом, то работнику должны быть возмещены произведенные расходы по найму жилого помещения без наличия кассового чека.
8 (312). По приказу руководителя работник направлен в г. Брест с 6 по 10 июля 2012 г. в целях подготовки сборной команды к участию в турслете. Согласно телеграмме расходы на питание и проживание несет принимающая сторона, а проезд и суточные в пути оплачивает командирующая организация. По возвращении на командировочном удостоверении работника не было заверенной печатью отметки о том, что предоставлялось питание и в каком размере.
Прав ли бухгалтер, оплатив суточные за 5 дней в размере 100 %, или он обязан был направить запрос в г. Брест о размере расходов на питание?
Направление работников в служебную командировку оформляют приказом (распоряжением) нанимателя с выдачей командировочного удостоверения (п. 2 Инструкции № 35).
Командированному работнику возмещают расходы: по проезду к месту служебной командировки и обратно; по найму жилого помещения, за проживание вне места постоянного жительства (суточные) в размерах, устанавливаемых Минфином, и иные произведенные с ведома нанимателя расходы. Суточные возмещают командированным работникам для покрытия дополнительных личных расходов на проживание вне места жительства (например, расходов на питание). С учетом норм Инструкции № 35 и условий командирования сумму суточных следует включать в сумму аванса (наряду с суммами, причитающимися на оплату стоимости проезда к месту служебной командировки и обратно, и расходами по найму жилого помещения), выдаваемого нанимателем командированному работнику не позже чем за день до отъезда в командировку (п. 9 Инструкции № 35).
При выдаче аванса необходимо учитывать, что, если принимающая сторона обеспечивает за свой счет питанием командированного работника либо расходы на питание оплачивает направляющая сторона путем безналичного перечисления, суточные надо выплачивать только за время нахождения в пути, если в эти дни питание не предоставлялось.
Поскольку направление в командировку работника производилось на основании телеграммы принимающей стороны, в которой были оговорены условия его пребывания в месте командирования, полагаем, что указанные условия командирования должны были быть определены и в приказе (распоряжении) нанимателя.
В приказе на командировку работника необходимо было указать: "Для проведения подготовительной работы для участия сборной команды в туристическом слете КОМАНДИРОВАТЬ:
(Фамилия, имя, отчество работника, его должность) в г. Брест на 5 календарных дней с 6 по 10 июля 2012 г.
Оплата командировочных расходов за счет принимающей стороны (название организации).
Основание: телеграмма от принимающей стороны (название организации) от 05.07.2012 г.".
Так как условия командирования работника не нашли отражения ни в приказе, ни в командировочном удостоверении, для окончательного расчета с командированным работником организации необходимо было сделать официальный запрос в ту организацию, из которой поступила телеграмма, с целью подтверждения условий командирования.
В случае если на командировочном удостоверении была сделана запись: "Питанием обеспечен 09.07.2012 г." и заверена печатью и подписью, следовало оплатить суточные в размере 100 % за 4 дня, а за 9 июля 2012 г. суточные не оплачивать.
С учетом вышеназванных норм Инструкции № 35 командированному работнику за время нахождения в пути и за дни нахождения в командировке, в течение которых он не обеспечивается питанием, возмещают суточные в размерах, устанавливаемых Минфином. За дни, в которые питание было предоставлено, суточные не выплачиваются.
При служебных командировках в пределах Республики Беларусь размер суточных за каждый день служебной командировки составляет 44 000 руб., при однодневных служебных командировках – 22 000 руб.
Людмила Кондратюк, экономист
ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУБЪЕКТОВ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ
9 (313). В организации возникла необходимость в расчете норм труда.
Существуют ли установленные нормы труда на уборку столовых, ресторанов, продовольственных магазинов? Если да, то каким нормативным актом они установлены?
Под нормами труда следует понимать нормы выработки, времени, обслуживания, численности, нормированные задания (ст. 86 Трудового кодекса РБ, далее – ТК). При этом наниматель обязан устанавливать нормы труда, обеспечивать их замену и пересмотр с участием профсоюза. Для однородных работ разрабатывают и утверждают в установленном порядке межотраслевые, отраслевые и иные нормы труда (ст. 87 ТК).
С учетом указанных положений ТК нормы труда централизованно не устанавливаются. Межотраслевые нормы труда утверждает Минтруда и соцзащиты как методические рекомендации для нанимателей организаций всех форм собственности.
Так, нормы труда на обслуживание административных, учебных и общественных зданий утверждены постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 30.06.2003 № 80 (далее – нормы). Нормы содержат нормы времени, нормы обслуживания и нормативы численности рабочих при выполнении различных работ при обслуживании административных, учебных и общественных зданий, в т.ч. на уборку помещений.
Нормы можно применять для расчета численности работников, занятых уборкой помещений столовых, ресторанов и продовольственных магазинов в различных организациях, установления для них норм обслуживания. В нормах приводятся также примеры расчета численности работников для определенного перечня работ.
Таким образом, с учетом изложенного наниматель обязан поручить работникам, в функции которых входит организация труда, рассчитать на основе имеющихся нормативных материалов конкретные нормы труда (например, нормы времени, нормы обслуживания при уборке, допустим, ресторана) для конкретных организационных условий.
10 (314). В постановлении Минтруда и соцзащиты РБ от 22.10.2009 № 125 "Об утверждении общегосударственного классификатора Республики Беларусь ОКРБ 006-2009 "Профессии рабочих и должности служащих" инженер-программист имеет квалификационные категории 1–3. А в постановлении Минтруда РБ от 30.12.1999 № 159 "Об утверждении выпуска 1 Единого квалификационного справочника должностей служащих (ЕКСД) "Должности служащих для всех видов деятельности", выпуска 6 ЕКСД "Должности служащих, занятых в машиностроении и металлообработке", выпуска 33 ЕКСД "Должности служащих, занятых финансами, кредитом и страхованием" и выпуска 21 ЕКСД "Должности служащих, занятых геодезией и картографией" – квалификационные категории для инженера-программиста не указаны.
Чем следует руководствоваться в таком случае? Надо ли присваивать квалификационные категории инженерам-программистам?
Для решения вопроса о квалификационных требованиях в части наличия у специалиста квалификационных категорий следует руководствоваться Общегосударственным классификатором РБ "Профессии рабочих и должности служащих" (ОКПД), утвержденным постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 22.10.2009 № 125. В графе "Код квалификационной категории" табл. 9 ОКПД содержится информация о наличии по той или иной должности специалиста квалификационных категорий. В частности, по должности инженера-программиста предусматриваются 2-я и 1-я квалификационные категории. Это обусловлено следующим.
В настоящее время Общими положениями Единого квалификационного справочника должностей служащих (ЕКСД), редакция которых утверждена постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 02.01.2012 № 1 (далее – Общие положения), предусмотрено, что при присвоении квалификационных категорий обязательными являются требования к образованию работника. Вместе с тем Общие положения содержат норму, в соответствии с которой условия и порядок (а именно требования к стажу работы) при присвоении квалификационных категорий специалистам определяет наниматель в локальном нормативном правовом акте.
В рамках проводимой работы по совершенствованию квалификационных характеристик должностей специалистов, содержащихся в выпусках ЕКСД, содержание разделов "Квалификационные требования" квалификационных характеристик должностей специалистов пересматривается поэтапно. В частности, новые квалификационные требования действуют в отношении специалистов, занятых информационными технологиями, в т.ч. для должности "инженер-программист (программист)".
Таким образом, присваивать инженерам-программистам (программистам) квалификационные категории можно и более того – необходимо.
Ирина Василькова, экономист
11 (315). Торговая организация – резидент РБ осуществляет реализацию товаров за наличный расчет на территории Российской Федерации.
Как следует оприходовать наличные российские рубли в кассу организации на территории Республики Беларусь?
На территории Республики Беларусь порядок приема наличных денежных средств регулируют нормы постановления Совета Министров и Нацбанка РБ от 06.07.2011 № 924/16 и утвержденного им Положения о порядке использования кассового оборудования, платежных терминалов, автоматических электронных аппаратов, торговых автоматов и приема наличных денежных средств, банковских пластиковых карточек в качестве средства осуществления расчетов на территории Республики Беларусь при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг, осуществлении деятельности в сфере игорного бизнеса, лотерейной деятельности, проведении электронных интерактивных игр (далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – постановление № 924/16 и Положение № 924/16). Постановление № 924/16 определяет порядок приема наличных денежных средств от покупателя продавцом непосредственно в момент продажи товара. Таким образом, его действие не распространяется на порядок приема наличных денежных средств на территории Российской Федерации.
В данном случае оприходование в кассу организации российских рублей, полученных на территории Российской Федерации за реализацию товара, надо производить, руководствуясь п. 48 Инструкции о порядке ведения кассовых операций в наличной иностранной валюте на территории Республики Беларусь, утвержденной постановлением Правления Нацбанка РБ от 28.06.2004 № 98 (далее – Инструкция № 98).
Так, оприходование наличной иностранной валюты означает:
– или документальное оформление приема наличной иностранной валюты в кассу по приходным кассовым ордерам (другим приходным документам) в день совершения операции.
Кассир должен в этот же день сделать соответствующие записи в товарно-денежных, сменных отчетах (для уполномоченных лиц), других регистрах бухгалтерского учета на конец рабочего дня (смены) (которые ведутся торговой организацией);
– или использование кассового суммирующего аппарата (специальной компьютерной системы, билетопечатающей машины), зарегистрированного в налоговом органе по месту постановки на учет юридического лица.
При этом в день совершения операции кассир должен записать показания суммирующих денежных счетчиков в книге кассира.
Наталья Рощина, экономист