налогообложение
1 (431). Организация заключила с физическим лицом (арендодатель) договор аренды недвижимости. Арендатор заключил отдельный договор с организацией на обслуживание этой недвижимости. По договору арендатор будет оплачивать стоимость расходов по содержанию и эксплуатации арендованной недвижимости.
Являются ли расходы арендатора по оплате расходов на содержание и эксплуатацию арендованной недвижимости доходом арендодателя как собственника недвижимого имущества, подлежащим обложению подоходным налогом?
Порядок налогообложения зависит от условий договора аренды.
Объектом обложения подоходным налогом признают доходы, полученные плательщиками от источников в Республике Беларусь (ст. 153 Налогового кодекса РБ, далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – НК). К указанным доходам относят доходы, полученные от сдачи в аренду (финансовую аренду (лизинг)) или от иного использования имущества, находящегося на территории Республики Беларусь, включая стоимость улучшения имущества, находившегося в пользовании других лиц и возвращенного его собственнику (подп. 1.4 п. 1 ст. 154 НК).
При определении налоговой базы следует учитывать все доходы плательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме (п. 1 ст. 156 НК).
При этом к доходам, полученным плательщиком в натуральной форме, в частности, относится оплата (полностью или частично) за него организациями или физическими лицами товаров (работ, услуг), иного имущества или имущественных прав, в т.ч. коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в интересах плательщика, а также полученные плательщиком товары, выполненные в его интересах работы (оказанные услуги) на безвозмездной основе (п. 2 ст. 157 НК).
Вместе с тем вопрос о признании расходов организации на содержание и эксплуатацию арендованной ею недвижимости доходом арендодателя, полученным в натуральной форме, следует решать с учетом условий, предусмотренных договором аренды. Рассмотрим их:
а) в договоре аренды у арендатора отсутствует обязанность по несению расходов на содержание и эксплуатацию арендованной недвижимости.
В этом случае такие расходы будут признаны доходом арендодателя, как собственника этой недвижимости, и подлежат обложению подоходным налогом. Облагаемый доход арендодателя будет складываться из суммы арендной платы и суммы расходов организации на содержание и эксплуатацию арендованной ею недвижимости.
Налогообложение рассматриваемых доходов, источником выплаты которых являются организации или индивидуальные предприниматели, производят по ставке в размере 12 % (п. 1 ст. 173 НК).
Удержание у плательщика исчисленной суммы подоходного налога с физических лиц производит налоговый агент за счет любых денежных средств, выплачиваемых им плательщику, при фактической выплате указанных денежных средств плательщику либо по его поручению третьим лицам (п. 8 ст. 175 НК).
На основании изложенного организация-арендатор как источник выплаты дохода в натуральной форме обязана будет удержать исчисленный от суммы расходов организации на содержание и эксплуатацию арендованной ею недвижимости подоходный налог с суммы арендной платы, подлежащей выплате.
Таким образом, к выплате арендодателю будет причитаться сумма арендной платы за минусом суммы исчисленного с этой арендной платы подоходного налога и подоходного налога, исчисленного с дохода, полученного им в натуральной форме.
Организация как налоговый агент при выплате плательщикам доходов в натуральной форме обязана перечислять в бюджет исчисленные и удержанные суммы подоходного налога с физических лиц не позднее дня, следующего за днем фактического удержания исчисленных сумм подоходного налога (п. 9 ст. 175 НК);
б) договор аренды возлагает на арендатора обязанности по несению расходов на содержание и эксплуатацию арендованной недвижимости.
В этом случае указанные расходы не признают доходом арендодателя и они не подлежат обложению подоходным налогом.
2(432). Организация заключила с физическим лицом (арендодатель) договор аренды недвижимости. Расходы на содержание, эксплуатацию и ремонт арендованного недвижимого имущества несет арендодатель, а организация возмещает эти расходы одновременно с арендной платой.
Признаются ли суммы платежей организации по оплате расходов на содержание, эксплуатацию и ремонт арендованного ею недвижимого имущества доходом арендодателя, как собственника недвижимого имущества?
Признаются.
Если договором аренды обязанности по несению расходов на содержание, эксплуатацию и ремонт арендованного ею недвижимого имущества не возложены на арендатора, а он возмещает арендодателю поне-сенные им такие расходы, то их признают доходом последнего, подлежащим обложению подоходным налогом.
При этом размер налоговой базы по подо-ходному налогу будет складываться непосредственно из сумм арендной платы и указанных расходов.
Если договором аренды предусмотрено, что обязанности по несению таких расходов возложены на арендодателя (наймодателя), то он будет иметь право на получение имущественного налогового вычета в размере расходов, связанных с получением доходов от сдачи в аренду имущества.
При определении размера налоговой базы плательщики, получающие доходы от сдачи в аренду (субаренду), наем (поднаем) жилых и нежилых помещений, имеют право на получение профессионального налогового вычета в сумме фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с получением данных доходов (подп. 1.2 п. 1 ст. 168 НК).
Состав таких расходов, порядок их исключения из подлежащих налогообложению доходов и порядок документального подтверждения определены в ст. 170 НК.
В состав указанных расходов, в частности, включаются расходы на текущий ремонт и содержание имущества, если законодательством или договором обязанности по несению таких расходов возложены на арендодателя (наймодателя).
Однако исключение названных расходов из подлежащих налогообложению, как и опреде-ление размера, подлежащего исключению, налоговый орган осуществляет при представлении плательщиком налоговой декларации (расчета) по окончании налогового периода. Указанное исключение производится согласно представленным физическим лицом документам (их копиям) о произведенных расходах.
Таким образом, доходом, подлежащим налогообложению, признают всю сумму денежных средств, подлежащую выплате арендодателю, в т.ч. и сумму средств по возмещению расходов на содержание, эксплуатацию и ремонт арендованного недвижимого имущества.
В последующем понесенные физическим лицом – арендодателем расходы по содержанию сданного в аренду имущества будут учтены налоговым органом при пересчете подоходного налога на основании поданной налоговой декларации (расчета) и при условии представления документов (их копий) о произведенных расходах.
Зачет или возврат излишне уплаченной суммы подоходного налога налоговый орган осуществляет по месту постановки на учет плательщика при представлении им налоговой декларации (расчета).
Возврат излишне уплаченных сумм подоходного налога должен быть произведен в течение1 месяца со дня подачи плательщиком соответ-ствующего заявления. При этом возврат возможен только в случае отсутствия у плательщика неисполненного налогового обязательства, не-уплаченных пеней.
Отметим, что зачет либо возврат излишне уплаченных сумм подоходного налога может быть осуществлен и через налогового агента. Порядок такого возврат определен постановлением МНС РБ от 15.12.2006 № 123 "О зачете либо возврате излишне уплаченных сумм подоходного налога".
Для этих целей налоговый орган не позднее рабочего дня после принятия им решения о зачете или возврате направляет налоговому агенту письменное сообщение. Такое сообщение является основанием для зачета либо возврата налоговым агентом плательщику указанной суммы излишне уплаченного подоходного налога.
Анна Павлова, экономист
3 (433). Плательщик представил в организацию, где он работает, справку о том, что его сын поступил в высшее учебное заведение в Российской Федерации, является студентом I курса дневной формы обучения и получает первое высшее образование.
В данной ситуации возникают следующие вопросы:
3.1. Имеет ли право плательщик на получение социального налогового вычета?
Не имеет.
При определении размера налоговой базы по подоходному налогу с физических лиц плательщик имеет право применить социальный налоговый вычет в сумме, уплаченной им в течение налогового периода за свое обучение в учреждениях образования РБ при получении первого высшего, первого среднего специального или первого профессионально-технического образования, а также на погашение кредитов банков РБ, займов, полученных от белорусских организаций и (или) белорусских индивидуальных предпринимателей (включая проценты по ним, за исключением процентов по просроченным кредитам и займам, просроченных процентов по ним), фактически израсходованных им на получение первого высшего, первого среднего специального или первого профессионально-технического образования (подп. 1.1 п. 1 ст. 165 НК).
Таким образом, законодательством определено предоставление социального налогового вычета на обучение при условии получения образования только в учреждениях образования РБ.
С учетом того что сын плательщика обучается в учебном заведении Российской Федерации, суммы, направленные на его обучение, несмотря на то, что он получает первое высшее образование, социальному налоговому вычету не подлежат.
3.2. Имеет ли право плательщик на получение стандартного налогового вычета?
Имеет.
Налоговое законодательство не предусматривает каких-либо ограничений в части прав обоих родителей на получение стандартного налогового вычета на иждивенцев, получающих первое высшее образование, в зависимости от того, в какой стране (в Республике Беларусь или иностранном государстве) они получают такое образование.
При определении размера налоговой базы плательщик имеет право применить стандартный налоговый вычет в размере 81 000 руб. в месяц на каждого иждивенца.
Справочно: иждивенцами для целей НК признают в т.ч. студентов и учащихся дневной формы обучения старше 18 лет, получающих среднее, первое высшее, первое среднее специальное или первое профессионально-техническое образование, – для их родителей (подп. 1.2 п. 1 ст. 164 НК).
Основанием для предоставления стандартного налогового вычета служат следующие документы:
1) сведения о наличии у плательщика ребенка, а при отсутствии таких сведений – копия свидетельства о рождении ребенка;
2) справка учреждения образования о том, что ребенок старше 18 лет является студентом или учащимся дневной формы обучения учреждения образования. В справке учреждения образования указываются период времени, в течение которого ребенок являлся (является) студентом учреждения образования, а также то, что обучающийся получает первое высшее образование (п. 4 ст. 164 НК).
Таким образом, при наличии вышеперечисленных документов плательщик имеет право на получение стандартного налогового вычета на иждивенца в размере 81 000 руб. в месяц.
Материал подготовлен на основанииразъяснений налоговых органов
4 (434). Белорусская организация (заказчик) в октябре 2011 г. заключила с организацией Германии договор на оказание услуг по обеспечению участия сотрудников заказчика в международной конференции, проводимой с целью обмена опытом, обмена информацией специалистов в области обеспечения качества программного обеспечения.
Рассмотрим вопросы, которые возникли в этой ситуации.
4.1. Облагают ли оплату за оказанные услуги налогом на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Республике Беларусь?
Не облагают.
Иностранные организации, не осуществляющие деятельности в Республике Беларусь через постоянное представительство, получающие доход из источников в Республике Беларусь, уплачивают налог по "другим доходам" по ставке 15 % (п. 1 ст. 149 НК). Перечень "других доходов" определен в п. 1 ст. 146 НК и является исчерпывающим. В этом перечне не содержится указанный в вопросе вид дохода.
Таким образом, полученный иностранной организацией доход в виде сбора за участие в международной конференции (собрании, симпозиуме, форуме), в рамках которой не происходит обучающего процесса, не подлежит обложению налогом на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Республике Беларусь через постоянное представительство.
4.2. Облагают ли НДС доход за оказанные услуги?
Не облагают.
Освобождают от НДС обороты по реализации на территории республики иностранными организациями, не осуществляющими деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство и не состоящими в связи с этим на учете в налоговых органах РБ, работ (услуг), связанных с участием белорусских организаций в международных конференциях, форумах, симпозиумах, конгрессах, в выставочно-ярмарочных мероприятиях, проводимых в иностранных государствах (подп. 1.2 п. 1 Указа Президента РБ от 11.08.2011 № 358 "О стимулировании реализации товаров", который вступил в силу со дня его подписания и распространяет свое действие на отношения, возникшие с 1 апреля 2011 г.).
Материал подготовлен на основанииразъяснений налоговых органов
5 (435). Организация является собственником изолированного административного помещения, встроенно-пристроенного к жилому дому. Управление общим имуществом осуществляет товарищество собственников (ТС), с которым заключен договор на возмещение коммунальных и эксплуатационных расходов. В 2011 г. ТС выставило организации счет на возмещение отчислений на капитальный ремонт вспомогательных помещений, конструктивных элементов, инженерных систем.
Учитывают ли у организации данные отчисления при исчислении облагаемой налогом прибыли?
Не учитывают.
Затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемые при налогообложении, представляют собой стоимостную оценку использованных в процессе производства и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных средств, нематериальных активов, трудовых ресурсов и иных расходов на их производство и реализацию, отражаемых в бухгалтерском учете (п. 1 ст. 130 НК).
Следовательно, для отнесения расходов в состав затрат, учитываемых при налогообложении прибыли, необходимо наличие их связи с производственным процессом, т.е. использование в процессе производства и реализации товаров (работ, услуг).
Обязанности собственника недвижимого имущества совместного домовладения, определение общего имущества, способы и сроки выбора способа управления недвижимым имуществом совместного домовладения установлены нормами Закона РБ от 08.01.1998 № 135-З "О совместном домовладении" (далее – Закон № 135-З).
Собственник недвижимого имущества совместного домовладения обязан обеспечить надлежащее содержание и ремонт жилых и (или) нежилых помещений, находящихся в его собственности, не нанося ущерба имуществу других собственников, и оплачивать водо-, тепло-, газо-, электроснабжение, горячее водоснабжение, канализацию и иные предоставленные ему коммунальные услуги в соответствии с законодательством. Кроме того, собственник недвижимого имущества совместного домовладения должен участвовать в расходах по содержанию и ремонту объектов недвижимого имущества, находящихся в общей долевой собственности (ст. 11 Закона 135-З).
Помимо положений Закона № 135-З необходимо также учитывать нормы Указа Президента РБот 14.10.2010 № 538 "О некоторых вопросах деятельности товариществ собственников и организаций застройщиков" (далее – Указ № 538).
Так, собственники нежилых помещений, расположенных в многоквартирных жилых домах, обязаны ежемесячно производить отчисления на капитальный ремонт вспомогательных помещений, конструктивных элементов, инженерных систем этих домов в порядке, установленномСоветом Министров. При этом указанные соб-ственники производят такие отчисления по установленным тарифам, обеспечивающим полное возмещение экономически обоснованных затрат на техническое обслуживание многоквартирных жилых домов (подп. 1.3 п. 1 Указа № 538).
Вместе с тем Указ № 538 не предусматривает отнесение собственником нежилого помещения в жилом доме на затраты, учитываемые при налогообложении, сумм отчислений на финансирование работ по капитальному ремонту вспомогательных помещений, конструктивных элементов, инженерных систем жилых домов.
Таким образом, отчисления на финансирование работ по капитальному ремонту вспомогательных помещений, конструктивных элементов, инженерных систем жилых домов не могут быть учтены при определении налогооблагаемой прибыли, поскольку они не являются расходами, связанными с осуществлением предпринимательской деятельности организации.
Владимир Васильев, экономист
Материал подготовлен на основанииразъяснений налоговых органов
6 (436). Основной вид деятельности предприятия – международные и внутриреспубликан-ские перевозки грузов. Заказчиками услуг являются как резиденты, так и нерезиденты РБ. Услуги оказываются за пределами Республики Беларусь (страны ближнего и дальнего зарубежья).
Вправе ли предприятие при применении упрощенной системы налогообложения (далее – УСН) применять ставку налога 2 %?
Вправе, если предоставление услуг нерезидентам не связано с их деятельностью на территории республики.
Для целей применения ставки налога при УСН в размере 2 % под реализацией за пределы Республики Беларусь услуг понимают оказание услуг плательщиком иностранным юридическим и (или) физическим лицам при условии, что предоставление услуг указанным лицам не связано с их деятельностью на территории Республики Беларусь (примечание к подп. 1.1 п. 1 Указа Президента РБ от 11.08.2011 № 358 "О стимулировании реализации товаров").
При осуществлении грузоперевозки по заказу нерезидента (если предоставление услуг нерезидентам не связано с их деятельностью на территории Республики Беларусь) применение ставки налога при УСН 2 % правомерно независимо от того, будет являться перевозка международной либо же внутриреспубликанской.
При осуществлении грузоперевозки по заказу резидента РБ применение ставки налога при УСН 2 % неправомерно, даже если такая перевозка будет международной, поскольку резидент осуществляет деятельность на территории Беларуси.
Материал подготовлен на основанииразъяснений налоговых органов
7 (437). Организация осуществляет экспорт товаров в Российскую Федерацию. Для обоснованности применения нулевой ставки НДС у организации есть заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов (далее – заявление) с отметкой налогового органа государства – члена таможенного союза, на территорию которого импортированы товары, на бумажном носителе. Вместе с тем в налоговой инспекции отсутствует информация в электронном видеот налогового органа другого государства – члена таможенного союза о факте уплаты НДС в полном объеме.
Рассмотрим вопросы, возникшие в данной ситуации.
7.1. Может ли организация отразить в налоговой декларации (расчете) по НДС оборот по нулевой ставке при наличии только заявления на бумажном носителе?
Может.
При экспорте товаров применяют нулевую ставку НДС при условии документального подтверждения факта экспорта (ст. 2 Соглашения о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе от 25.01.2008 (далее – Соглашение)). При этом под экспортом товаров понимают вывоз товаров, реализуемых плательщиками, с территории одного государства – участника таможенного союза на территорию другого государства – участника таможенного союза (ст. 1 Соглашения).
Обложение товаров НДС по ставке 0 % означает для плательщиков НДС право на возмещение (зачет, возврат) из бюджета сумм НДС.
Порядок взимания косвенных налогов и конт-роль за их уплатой при экспорте и импорте то-варов осуществляют в соответствии с отдельным протоколом, заключаемым между сторонами (ст. 4 Соглашения).
Данным отдельным протоколом является Протокол о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в таможенном союзе от 11.12.2009 (далее – Протокол).
Документы, подтверждающие обоснованность применения нулевой ставки НДС, за исключением заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов (далее – заявление), не представляют в налоговый орган, если это следует из законодательства государства – члена таможенного союза (п. 2 ст. 1 Протокола).
Определенный в 2011 г. перечень документов, представляемых в налоговый орган для возможности применения нулевой ставки НДС при экспорте товаров в государства – члены таможенного союза, не включает в себя выписку банка, подтверждающую поступление выручки на счет экспортера, договор (контракт), на основании которого осуществляется реализация товаров, транспортные (товаросопроводительные) документы, подтверждающие перемещение товаров с территории Республики Беларусь на территорию другого государства – члена таможенного союза. В налоговый орган одновременно с налоговой декларацией нужно представлять только заявление (п. 7 ст. 102 НК).
Таким образом, при представлении в налоговый орган заявления организация имеет право на отражение в налоговой декларации (расчете) по НДС оборота, облагаемого по ставке 0 %.
7.2. Может ли организация отразить оборот по нулевой ставке НДС при отсутствии заявления на бумажном носителе, но при наличии в налоговой инспекции информации в электронном виде от налогового органа другого государства – члена таможенного союза о факте уплаты НДС в полном объеме?
Может.
В случае непредставления в налоговый орган заявления налоговый орган вправе принять (вынести) решение о подтверждении обоснованности применения нулевой ставки НДС и (или) освобождения от уплаты акцизов, налоговых вычетов (зачетов) по указанным налогам в отношении операций по реализации товаров, экспортированных с территории одного государства – члена таможенного союза на территорию другого государства – члена таможенного союза, при наличии в налоговом органе одного государства – члена таможенного союза подтверждения в электронном виде от налогового органа другого государства – члена таможенного союза факта уплаты косвенных налогов в полном объеме (освобождения от уплаты косвенных налогов) (п. 5 ст. 1 Протокола).
Таким образом, в целях принятия налоговым органом решения о подтверждении обоснованности применения нулевой ставки НДС электронное подтверждение факта уплаты НДС может заменить отсутствующее заявление на бумажном носителе. Соответственно организация вправе отразить в налоговой декларации (расчете) по НДС оборот, облагаемый по ставке 0 %.
Валентин Жуков, экономист
Материал подготовлен на основанииразъяснений налоговых органов
8 (438). Учредителем белорусской организации является иностранное юридическое лицо, зарегистрированное в оффшорной зоне (Британские Виргинские острова). По письменному распоряжению учредителя перечисление дивидендов производится на счет третьей организации, являющейся резидентом Великобритании.
Должна ли организация уплатить оффшорный сбор и в каком порядке?
Должна.
Объектами обложения оффшорным сбором являются перечисление денежных средств резидентом РБ нерезиденту РБ, зарегистрированному в оффшорной зоне, иному лицупо обязательству перед этим нерезидентом или на счет, открытый в оффшорной зоне (подп. 1.1 п. 1 ст. 232 НК).
Перечисление денежных средств на счет организации – резидента Великобритании по обязательству перед компанией, зарегистрированной в оффшорной зоне, является объектом обложения оффшорным сбором по ставке 15 %.
Справочно: перечень оффшорных зон определен Указом Президента РБ от 25.05.2006 № 353 "Об утверждении перечня оффшорных зон", в соответствии с которым Британские Виргинские острова являются оффшорной зоной.
Налоговую базу оффшорного сбора определяют при перечислении денежных средств исходя из суммы перечисляемых денежных средств (п. 3 ст. 232 НК).
Налоговым периодом оффшорного сбора является календарный месяц. Оффшорный сбор резиденты РБ уплачивают до перечисления денежных средств в иностранной валюте, в которой осуществляется платеж, или в белорусских рублях по официальному курсу, установленному Нацбанком на дату их перечисления (пп. 1, 3 ст. 234 НК).
Налоговую декларацию (расчет) по оффшорному сбору представляют не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 5 ст. 234 НК). Форма налоговой декларации (расчета) по оффшорному сбору приведена в приложении 15 к постановлению МНС РБ от 15.11.2010 № 82.
Николай Савельев, экономист
Материал подготовлен на основанииразъяснений налоговых органов
9 (439). Представительство российской компании на территории Республики Беларусь производит комплектующие и полуфабрикаты, часть из которых по распоряжению головной организации передает головному предприятию для реализации в Российской Федерации. Российская головная компания заключила договор на монтаж оборудования с резидентом РФ на территории Российской Федерации. Для выполнения этих работ на основании приказа головной российской организации привлечены специалисты представительства.
Возникает ли на территории Республики Беларусь объект для обложения налогом на прибыль от объемов работ по монтажу оборудования, выполненному в России специалистами представительства? Следует ли суммы возмещения командировочных расходов и расходов по оплате труда привлекаемых специалистов учесть в составе затрат при налогообложении прибыли постоянного представительства на территории Республики Беларусь?
Объект обложения налогом на прибыль не возникает.
Валовой прибылью, подлежащей обложению налогом на прибыль, для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство, следует признавать сумму прибыли иностранной организации, полученную через постоянное представительство на территории республики от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и внереализационных доходов, уменьшенных на сумму внереализационных расходов (п. 2 ст. 126 НК).
При определении прибыли от реализации произведенных товаров (работ, услуг) принимают затраты, приходящиеся на фактически реализованные товары (работы, услуги), рассчитанные на основе данных бухгалтерского учета (подп. 2.3 п. 2 ст. 130 НК).
В затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав иностранной организации, осуществляющей деятельность на территории Республики Беларусь через постоянное представительство, кроме затрат, понесенных в Республике Беларусь, включают затраты, понесенные за пределами республики и непосредственно связанные с осуществлением деятельности ее постоянного представительства в Беларуси, включая управленческие и общеадминистративные затраты (п. 9 ст. 139 НК).
С учетом вышеизложенного доход иностранной организации – резидента РФ, являющейся исполнителем по договору монтажа оборудования на территории Российской Федерации, не подлежит налогообложению в Республике Беларусь, так как получение такого дохода не связано с деятельностью иностранной организации на территории республики через постоянное представительство.
Расходы, связанные с направлением работников постоянного представительства в Республике Беларусь для выполнения работ по монтажу оборудования в Российской Федерации, не должны быть учтены при налогообложении прибыли постоянного представительства на территории Республики Беларусь.
Материал подготовлен на основанииразъяснений налоговых органов
10 (440). На основании решения администрации района и письма военного комиссариата организация командировала работника для проведения мероприятий по приписке граждан к призывному участку района на период весенней призывной кампании. За счет средств предприятия произведена оплата труда работнику в размере средней заработной платы, начислены налоги и обязательные платежи от заработной платы в соответствии с законодательством.
Необходимо ли организации указанные расходы учитывать при исчислении налога на прибыль?
Расходы подлежат возмещению из бюджета.
При выполнении обязанностей по обеспечению исполнения гражданами воинской обязанности или поступления их на военную службу по контракту, в т.ч. председателям, членам и секретарям комиссий по приписке, призывных и врачебных комиссий, врачам-специалистам и среднему медицинскому персоналу, техническим работникам и лицам обслуживающего персонала, выделенным для работы в военных комиссариатах (на призывных (сборных) пунктах) во время приписки и призыва граждан на военную службу, службу в резерве, на сборы, проведения медицинского освидетельствования или медицинского переосвидетельствования, а также для отправки призванных граждан из военных комиссариатов на сборные пункты или в воинские части, за время участия в указанных мероприятиях по месту их работы следует:
– выплачивать средний заработок, возмещать расходы, связанные с наймом (поднаймом) жилья, оплатой проезда в другую местность и обратно, командировочные расходы;
– предоставлять гарантии и компенсации, установленные законодательством о труде и иными законодательными актами РБ (ст. 7 Зако-на РБ от 05.11.1992 № 1914-XII "О воинской обязанности и военной службе" (далее – Закон № 1914-XII)).
Финансирование мероприятий, связанных с исполнением гражданами воинской обязанности, должно быть произведено за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов и средств организаций в порядке, установленном Правительством РБ (ст. 8 Закона № 1914-XII).
Компенсация расходов, понесенных организациями независимо от форм собственности в связи с исполнением ст. 7 Закона № 1914-XII (в части, касающейся врачей-специалистов, среднего медицинского персонала, технических работников и лиц обслуживающего персонала), частей второй и третьей ст. 8 Закона № 1914-XII, в 2003–2004 гг. производилось Минобороны, с 2005 г. – областными (Минским городским) исполнительными комитетами (п. 4 постановления Совета Министров РБ от 17.12.2003 № 1642"О финансировании мероприятий, связанных с исполнением гражданами Республики Беларусь воинской обязанности").
Затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемые при налогообложении, представляют собой стоимостную оценку использованных в процессе производства и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных средств, нематериальных активов, трудовых ресурсов и иных расходов на их производство и реализацию, отражаемых в бухгалтерском учете (п. 1 ст. 130 НК).
В состав внереализационных доходов не следует включать средства, поступившие в рамках целевого финансирования из бюджета и использованные по целевому назначению, за исключением средств, поступивших в рамках целевого финансирования из бюджета либо государственных внебюджетных фондов, из бюджета Союзного государства в налоговых периодах, следующих за периодами, в которых расходы, покрытые такими средствами, были учтены при налогообложении (подп. 4.1 п. 4 ст. 128 НК).
С учетом вышеизложенного расходы организации, связанные с оплатой труда работников, командированных для проведения мероприятий по приписке граждан к призывному участку на период военной приписной кампании, подлежат возмещению из бюджета и не учитываются при налогообложении.
Ирина Петрович, аудитор
Ответ подготовлен с учетом официальногоразъяснения налоговых органов
11 (441). Организация на протяжении 2011 г. размещает отходы на полигоне. Владелец полигона в течение года выставляет счета только на оплату услуг полигона без предъявления к уплате сумм экологического налога за захоронение отходов производства, объясняя это тем, что налог будет исчислен и предъявлен по итогам года.
Кто несет ответственность за то, что экологический налог не поступает вовремя в бюджет?
Собственник отходов.
В 2011 г. собственник полигона должен (ст. 208 НК):
1) исчислить налог за захоронение отходов;
2) предъявить исчисленный налог к уплате собственникам отходов производства дополнительно к тарифам за захоронение отходов производства на объектах захоронения;
3) уплатить экологический налог в размере фактически полученных от собственников отходов производства сумм экологического налога за захоронение отходов производства;
4) представить в налоговые инспекции налоговые декларации (расчеты) по экологическому налогу.
Исполнение налогового обязательства возложено на собственника отходов производства.
Напомним, что налоговое обязательство возлагают на плательщика с момента возникновения обстоятельств, предусматривающих уплату соответствующего налога, т.е. при возникновении объекта налогообложения (ст. 28, 36 НК). Объектом обложения экологическим налогом являются фактические объемы отходов производства, подлежащие захоронению.
Именно плательщик обязан уплачивать установленные налоговым законодательством налоги и за невыполнение или ненадлежащее выполне-ние возложенных на него обязанностей несет ответственность в соответствии с законодательными актами (ст. 22 НК).
Исходя из сложившейся практики налоговых проверок налоговые инспекции отражают в актах проверок организаций – собственников отходов факты неуплаты экологического налога за захоронение отходов, начисляют пени и применяют меры принудительного взыскания и административной ответственности с момента возникновения обязательства по уплате налога за отчетный период.
Так, неуплата или неполная уплата плательщиком, иным обязанным лицом суммы налога, сбора (пошлины) влекут наложение штрафа на индивидуального предпринимателя в размере20 % от неуплаченной суммы налога, сбора (пошлины), но не менее 2 базовых величин, а на юридическое лицо – в размере 20 % от неуплаченной суммы налога, сбора (пошлины), но не менее 10 базовых величин (ч. 1 ст. 13.6 КоАП).
О взысканных в принудительном порядке с собственника отходов суммах экологического налога за захоронение отходов налоговые инспекции информируют владельца объекта захоронения для проведения соответствующих корректировок в учетных регистрах организации.
Если собственник отходов производства и владелец объекта захоронения отходов состоят на учете в разных налоговых органах, то о взыскании сумм экологического налога с собственника сообщается в инспекцию МНС по месту постановки на учет владельца объекта захоронения.
В случае уплаты в бюджет владельцем объекта захоронения отходов сумм экологического налога в размере меньшем, чем перечислено собственником отходов, организация – владелец объекта захоронения отходов также подлежит привлечению к административной ответственности в виде штрафа.
Например, неуплата или неполная уплата плательщиком, иным обязанным лицом суммы экологического налога за захоронение отходов производства, совершенные должностным лицом юридического лица по неосторожности (за исключением выявленных в результате камеральных проверок), если сумма доначисленного экологического налога за период выполнения должностным лицом соответствующих функций составляет более 1, но не более 3 % от общей суммы исчисленных плательщиком, иным обязанным лицом за указанный период сумм налогов, сборов (пошлин), учет которых осуществляют налоговые органы, влекут наложение штрафа на должностных лиц организации – собственника отходов в размере от 8 до 12 базовых величин (п. 3 ст. 13.6 КоАП).
Кроме того, на суммы своевременно не перечисленного в бюджет экологического налога за захоронение отходов производства налоговая инспекция начислит пени в порядке, установленном ст. 52 НК.
Светлана Новик, экономист