АКЦИЗЫ
1 (340). Организация занимается производством алкогольной продукции. В ходе инвентаризации на складе была выявлена порча части алкогольной продукции с потерей потребительских качеств в результате повреждения тары.
Следует ли при таком выбытии алкогольной продукции производить исчисление и уплату акцизов?
Следует.
Объектами обложения акцизами признают, в частности, подакцизные товары, производимые плательщиками и реализуемые (передаваемые) ими на территории Республики Беларусь (подп. 1.1 п. 1 ст. 113 гл. 13 Налогового кодекса РБ, далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – НК).
Для целей гл. 13 НК реализацией (передачей) подакцизных товаров признают также передачу плательщиком произведенных им подакцизных товаров для использования на собственные нужды (подп. 2.3 п. 2 ст. 113 НК).
К использованию подакцизных товаров на собственные нужды относят любое использование плательщиком подакцизных товаров в производственных и непроизводственных целях, прочее выбытие подакцизных товаров, в т.ч. включение стоимости этих подакцизных товаров:
– в затраты плательщика по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемые при налогообложении;
– во внереализационные расходы при исчислении налога на прибыль для организаций (подоходного налога с физических лиц – для индивидуальных предпринимателей), а также за счет иных источников. Исключением являются фактические потери подакцизных товаров при хранении, перемещении и транспортировке в пределах норм естественной убыли, утвержденных в установленном порядке. Для целей гл. 13 НК они признаются использованием на собственные нужды.
При этом под естественной убылью понимают потери (уменьшение количества продукции при сохранении качества в пределах требований нормативных правовых актов), являющиеся следствием естественного изменения физико-химических свойств и (или) воздействия метеорологических факторов. К естественной убыли не относят технологические потери и потери от брака, потери, вызванные нарушением требований технических нормативных правовых актов, правил перевозки грузов, несовершенством средств защиты товаров от потерь и состоянием применяемого технологического оборудования, а также потери вследствие повреждения тары и изменения качества продукции.
Поскольку прочее выбытие подакцизных товаров отнесено к их использованию на собственные нужды и порча товаров при хранении в результате повреждения тары не относится к естественной убыли, то при порче произведенной алкогольной продукции организации-производителю следует исчислить акцизы.
2 (341). Произведенные из давальческого сырья подакцизные товары вывозят из Республики Беларусь в Чехию.
При применении освобождения от акцизов в данном случае будет ли производиться вычет уплаченных при приобретении подакцизного сырья сумм акцизов, приходящихся на эти обороты, у собственника подакцизного давальческого сырья и готовой подакцизной продукции?
Вычет будет производиться не у собственника, а у переработчика подакцизного давальческого сырья.
Налоговыми вычетами признают суммы акцизов, предъявленные (уплаченные) на территории Республики Беларусь при приобретении (получении) подакцизных товаров (ввозе на территорию Республики Беларусь подакцизных товаров), использованных для производства других подакцизных товаров, в т.ч. уплаченные (возмещенные) собственником давальческого сырья (подп. 2.1 п. 2 ст. 123 НК).
Суммы акцизов, уплаченные при приобретении (ввозе на территорию Республики Беларусь) подакцизных товаров, использованных в производстве подакцизных товаров, вывезенных за пределы территории Республики Беларусь, подлежат вычету (возврату) у лиц, являющихся плательщиками акцизов. При этом вычету (возврату) подлежат суммы акцизов, уплаченные по подакцизным товарам, использованным в качестве сырья, стоимость которых фактически отнесена (списана) в отчетном периоде на себестоимость вывезенных подакцизных товаров.
Суммы акцизов, уплаченные (возмещенные) при приобретении (получении, ввозе на территорию Республики Беларусь), в т.ч. на основании договоров поручения, комиссии и иных аналогичных гражданско-правовых договоров, подакцизных товаров, использованных в качестве давальческого сырья для производства других подакцизных товаров, вывезенных за пределы территории Республики Беларусь, подлежат вычету (возврату) у лиц, являющихся плательщиками акцизов, производящими подакцизные товары из давальческого сырья. При этом вычету (возврату) подлежат суммы акцизов, предъявленные владельцами (собственниками) подакцизных товаров в соответствии с п. 9 ст. 120 НК, которые фактически использованы в качестве давальческого сырья для производства других подакцизных товаров, вывезенных в отчетном периоде за пределы территории Республики Беларусь в целях их дальнейшей передачи (зачету) владельцам (собственникам) указанного сырья для возмещения их расходов по уплате (возмещению) сумм акцизов при приобретении (получении, ввозе на территорию Республики Беларусь) подакцизных товаров.
Подлежащие вычету (возврату) суммы акцизов плательщик указывает в налоговой декларации (расчете) по акцизам отдельной строкой. Они зачитываются в счет предстоящих платежей или возвращаются налоговыми органами по письменному заявлению плательщика из бюджета на основании представленных налоговых деклараций (расчетов) по акцизам (п. 4 ст. 123 НК).
Таким образом, при применении освобождения от акцизов при вывозе подакцизных товаров из Республики Беларусь в Чехию вычет сумм акцизов, уплаченных при приобретении подакцизного сырья и приходящихся на эти обороты, будет производиться у переработчика подакцизного давальческого сырья, так как именно он осуществляет производство подакцизных товаров, а не у собственника подакцизного давальческого сырья и готовых товаров.
Причем вычтенные суммы акцизов по подакцизному давальческому сырью, уплаченные и предъявленные собственником этого сырья переработчику, передаются переработчиком владельцам (собственникам) указанного сырья для возмещения их расходов по уплате (возмещению) сумм акцизов при приобретении (получении, ввозе на территорию на территорию Республики Беларусь) подакцизного давальческого сырья.
3 (342). Организация, применяющая упрощенную систему налогообложения (УСН), ввозит подакцизные товары из Российской Федерации.
Следует ли в данном случае производить исчисление и уплату акцизов?
Следует.
При импорте товаров на территорию одного государства – участника Таможенного союза с территории другого государства – участника Таможенного союза косвенные налоги взимают налоговые органы государства-импортера (если иное не установлено законодательством этого государства в части товаров, подлежащих маркировке акцизными марками (учетно-контрольными марками, знаками)). Косвенные налоги не взимаются при импорте на территорию государства – участника Таможенного союза товаров, которые в соответствии с законодательством этого государства не подлежат налогообложению при ввозе на его территорию. Вышеизложенное определено ст. 3 Соглашения о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе от 25.01.2008 (далее – Соглашение).
Теперь обратимся к норме п. 1 ст. 2 Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в Таможенном союзе, принятого решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества от 11.12.2009 № 26 (далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – Протокол по товарам). Взимание косвенных налогов по товарам, импортируемым на территорию одного государства – члена Таможенного союза с территории другого государства – члена Таможенного союза, если иное не установлено Протоколом по товарам, осуществляет налоговый орган государства – члена Таможенного союза, на территорию которого импортированы товары, по месту постановки на учет налогоплательщиков – собственников товаров, включая налогоплательщиков, применяющих специальные режимы налогообложения.
Из норм НК следует, что для организаций, применяющих УСН, сохраняется общий порядок исчисления и уплаты налогов, сборов (пошлин), взимаемых при ввозе (вывозе) товаров на таможенную территорию Республики Беларусь (подп. 3.1 п. 3 ст. 286 НК).
На основании изложенного организация, применяющая УСН, должна исчислить и уплатить акцизы при ввозе подакцизных товаров из Российской Федерации. Данное правило действует и в отношении подакцизных товаров, ввозимых из Республики Казахстан.
4 (343). Белорусская организация в условиях действия Таможенного союза ввезла из Российской Федерации подакцизные товары, приобретенные у резидента Республики Казахстан.
Надо ли в этом случае производить уплату акцизов?
Надо.
Если товары приобретаются на основании договора (контракта) между налогоплательщиками одного государства – члена Таможенного союза и другого государства – члена Таможенного союза и при этом товары импортируются с территории третьего государства – члена Таможенного союза, косвенные налоги уплачивает налогоплательщик государства – члена Таможенного союза, на территорию которого импортированы товары, – собственник товаров (подп. 1.2 п. 1 ст. 2 Протокола по товарам).
Соответственно при ввозе из Российской Федерации товаров, приобретенных у резидента Республики Казахстан, уплату акцизов производит белорусский импортер – собственник этих товаров.
5 (344). Белорусская организация производит подакцизные товары и реализует их в условиях действия Таможенного союза в Российскую Федерацию. Электронное подтверждение уплаты косвенных налогов получено налоговым органом РБ.
Имеет ли право резидент применить в данном случае освобождение от уплаты акцизов при экспорте подакцизных товаров в Российскую Федерацию, если заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов в бумажном виде белорусским поставщиком получено не было?
Для подтверждения обоснованности применения освобождения от уплаты акцизов налогоплательщик государства – члена Таможенного союза, с территории которого вывезены товары, должен, исходя из п. 2 ст. 1 Протокола по товарам, представить в белорусский налоговый орган одновременно с налоговой декларацией следующие документы (их копии):
1) договоры (контракты) с учетом изменений, дополнений и приложений к ним.
В случае лизинга товаров или товарного кредита (товарного займа, займа в виде вещей) – договоры (контракты) лизинга, договоры (контракты) товарного кредита (товарного займа, займа в виде вещей); договоры (контракты) на изготовление товаров; договоры (контракты) на переработку давальческого сырья;
2) выписку банка, подтверждающую фактическое поступление выручки от реализации экспортированных товаров на счет налогоплательщика-экспортера, если иное не предусмотрено законодательством государства – члена Таможенного союза;
3) заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов (далее – Заявление).
Заявление должно быть составлено по форме согласно приложению 1 к Протоколу об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств – членов Таможенного союза об уплаченных суммах косвенных налогов и иметь отметку налогового органа государства – члена Таможенного союза, на территорию которого импортированы товары, об уплате косвенных налогов, освобождении или ином порядке исполнения налоговых обязательств (в оригинале или в копии по усмотрению налоговых органов государств – членов Таможенного союза);
4) транспортные (товаросопроводительные) документы, предусмотренные законодательством государства – члена Таможенного союза, подтверждающие перемещение товаров с территории одного государства – члена Таможенного союза на территорию другого государства – члена Таможенного союза.
Указанные документы не представляются в случае, если для отдельных видов перемещения товаров оформление таких документов не предусмотрено законодательством государства – члена Таможенного союза;
5) иные документы, подтверждающие обоснованность применения освобождения от уплаты акцизов, предусмотренные законодательством государства – члена Таможенного союза, с территории которого экспортированы товары.
Налоговый орган должен проверить обоснованность применения освобождения от уплаты акцизов, а также принять (вынести) соответствующее решение согласно законодательству государства – члена Таможенного союза, с территории которого экспортированы товары (п. 5 ст. 1 Протокола по товарам).
В случае непредставления в налоговый орган Заявления налоговый орган вправе принять (вынести) решение о подтверждении обоснованности применения освобождения от уплаты акцизов в отношении операций по реализации товаров, экспортированных с территории одного государства – члена Таможенного союза на территорию другого государства – члена Таможенного союза, при наличии в налоговом органе одного государства – члена Таможенного союза подтверждения в электронном виде от налогового органа другого государства – члена Таможенного союза факта уплаты акцизов в полном объеме (освобождения от уплаты акцизов).
Таким образом, при наличии подтверждения в электронном виде от налогового органа РФ факта уплаты акцизов в полном объеме и представлении документов, предусмотренных п. 2 ст. 1 Протокола по товарам (за исключением заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов), плательщик имеет право на применение освобождения от акцизов на основании решения белорусского налогового органа.
Андрей Недоступ, аудитор
НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
6 (345). В 2013 г. представительство польской компании в Республике Беларусь планирует оказывать услуги организациям Республики Беларусь. При этом представительство планирует уплачивать в бюджет Республики Беларусь только НДС, так как местом реализации оказываемых услуг признана территория Республики Беларусь, а налог на прибыль – в Польше – стране регистрации иностранной компании.
Правомерен ли отказ представительства уплачивать налог на прибыль в Республики Беларусь?
Неправомерен, если деятельность иностранной компании относится к осуществляемой через постоянное представительство.
Для ответа на вопрос нужно выяснить, будет ли деятельность иностранной компании относиться к осуществляемой через постоянное представительство.
Обратимся к норме ст. 139 НК. Постоянным представительством иностранной организации, расположенным на территории Республики Беларусь, признается:
1) обособленное структурное подразделение (учреждение) или иное место производства товаров, выполнения работ, оказания услуг, осуществления иной деятельности, расположенные на территории Республики Беларусь, через которые осуществляется предпринимательская и иная деятельность иностранной организации, позволяющая получать прибыль, за исключением деятельности, предусмотренной абз. 2–5 части первой п. 5 ст. 139 НК.
Справочно: не признается постоянным представительством иностранной организации в Республике Беларусь место, используемое ею исключительно для одной или нескольких следующих целей:
– хранение, демонстрация или поставка товаров собственного производства. Поставкой считают доставку и отгрузку товаров без их реализации на территории Республики Беларусь через постоянное представительство;
– закупка товаров для иностранной организации;
– сбор или распространение информации для иностранной организации;
– осуществление иных видов деятельности, если при этом деятельность в целом носит подготовительный или вспомогательный характер (абз. 2–5 части первой п. 5 ст. 139 НК);
2) организация или физическое лицо, осуществляющие деятельность от имени иностранной организации и (или) в ее интересах и (или) имеющие и использующие полномочия иностранной организации на заключение контрактов или согласование их существенных условий.
Важно! Если иностранная организация выполняет работы и (или) оказывает услуги на территории Республики Беларусь, то место выполнения работ, оказания услуг иностранной организации признается постоянным представительством при условии, что указанная деятельность осуществляется в течение 90 дней непрерывно или в совокупности в течение одного календарного года (п. 3 ст. 139 НК).
Если деятельность иностранной организации осуществляется на территории Республики Беларусь через постоянное представительство, она обязана уплачивать не только НДС, но и налог на прибыль.
Так, плательщиками налога на прибыль признаются организации, в т.ч. иностранные (ст. 125 НК). Объектом обложения налогом на прибыль считаются валовая прибыль, а также дивиденды и приравненные к ним доходы, признаваемые таковыми в соответствии с п. 1 ст. 35 НК, начисленные белорусскими организациями. Валовой прибылью в целях НК для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство, признают сумму прибыли иностранной организации, полученную через постоянное представительство натерритории Республики Беларусь от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и внереализационных доходов, уменьшенных на сумму внереализационных расходов (ст. 126 НК).
Особенности исчисления и уплаты НДС иностранными организациями в Республике Беларусь определены ст. 92 НК. В соответствии с ней при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь иностранными организациями, не осуществляющими деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство и не состоящими в связи с этим на учете в налоговых органах РБ, обязанность по исчислению и перечислению в бюджет НДС возлагается на состоящие на учете в налоговых органах РБ организации и индивидуальных предпринимателей, приобретающих данные товары (работы, услуги), имущественные права. Такие организации и индивидуальные предприниматели имеют права и несут обязанности, установленные ст. 21 и 22 НК.
Таким образом, иностранные организации, которые не осуществляют деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство и не состоят в связи с этим на учете в налоговых органах РБ, не обязаны исчислять и уплачивать НДС при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь. Налоговые обязательства по уплате НДС в Республике Беларусь в такой ситуации возлагаются только на те иностранные компании, которые осуществляют деятельность через постоянное представительство и состоят на учете в налоговых органах РБ.
Юрий Веремейко, юрист
7 (346). Следует ли отражать в разд. I части I налоговой декларации (расчета) по НДС стоимость испорченных товаров?
Не следует.
Объектами обложения НДС признают обороты по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь (подп. 1.1 п. 1 ст. 93 НК).
В стр. 1–9 части I налоговой декларации (расчета) по налогу на добавленную стоимость организации отражают:
– налоговую базу по операциям по реализации объектов, приходящихся (по моменту фактической реализации объектов) на отчетный период;
– налоговую базу по операциям по реализации объектов, со дня отгрузки которых в отчетном периоде истекло 60 дней, если в этом отчетном периоде плательщикам, определяющим момент фактической реализации объектов в соответствии с п. 2 ст. 100 НК (т.е. "по оплате"), не поступила оплата за отгруженные объекты;
– суммы увеличения налоговой базы, определенные п. 18 ст. 98 НК. Причем суммы увеличения налоговой базы по операциям, указанным в стр. 1–9, нужно отражать соответственно в той строке, в которой отражена налоговая база по указанным операциям (подп. 10.1 п. 10 Инструкции о порядке заполнения налоговых деклараций (расчетов) по налогам (сборам), книги покупок, утвержденной постановлением МНС РБ от 15.11.2010 № 82, далее – Инструкция).
В разд. I части I налоговой декларации (расчета) по налогу на добавленную стоимость не отражают операции, непризнаваемые объектом налогообложения (подп. 10.11 п. 10 Инструкции).
Стоимость испорченных товаров до 2012 г. нужно было отражать в налоговой декларации (расчете) по налогу на добавленную стоимость, поскольку ее следовало относить к прочему выбытию. Так как прочее выбытие товаров не является в 2012 г. реализацией в отношении исчисления НДС, то такое выбытие товаров, в т.ч. и при их порче, в налоговой декларации (расчете) по налогу на добавленную стоимость отражать не следует.
Д-т 91 – К-т 41
– на стоимость товаров, испорченных в результате стихийного бедствия;
Д-т 94 – К-т 41
– на стоимость товаров, испорченных в результате иных случаев;
Д-т 44 – К-т 94
– на стоимость испорченных товаров в пределах норм естественной убыли;
Д-т 73-2 (субсчет "Расчеты по возмещению ущерба") – К-т 94
– на стоимость потерь от порчи товаров, если установлены виновные лица;
Д-т 90 – К-т 94, 73-2
– на стоимость потерь от порчи товаров при отсутствии виновных лиц, а также при вынесении судебного постановления об отказе в удовлетворении требований о взыскании с виновных лиц денежных сумм;
Д-т 50 (70) – К-т 73-2
– взыскана стоимость потерь от порчи товаров*.
__________________________
*Корреспонденция счетов составлена редакцией.
Андрей Недоступ, аудитор
8 (347). Белорусская организация – комитент на основании договора комиссии с казахстанской организацией – комиссионером осуществляет через этого комиссионера реализацию своей продукции на территории Республики Казахстан.
Какие документы являются основанием для применения комитентом нулевой ставки НДС?
Основанием для применения ставки НДС в размере 0 % при реализации организациями РБ на основании договоров комиссии, поручения или иных аналогичных гражданско-правовых договоров через иностранные организации и (или) физических лиц, являющихся налогоплательщиками государств – членов Таможенного союза, товаров, вывезенных (без обязательств об обратном ввозе на территорию Республики Беларусь) в государства – члены Таможенного союза в целях их последующей реализации в пределах либо за пределы таможенной территории Таможенного союза, является наличие у комитента:
– договора комиссии, поручения или иного аналогичного гражданско-правового договора;
– транспортных (товаросопроводительных) документов, подтверждающих отгрузку товаров комиссионеру;
– таможенной декларации, оформленной комиссионером и заверенной таможенным органом государства – члена Таможенного союза, подтверждающей вывоз товаров с территории государств – членов Таможенного союза в целях их постоянного размещения. Комитент представляет в налоговый орган по месту постановки на учет таможенную декларацию одновременно с налоговой декларацией (расчетом) по НДС в случае, если вывоз товаров осуществляется в государства – члены Таможенного союза в целях их дальнейшей реализации комиссионером за пределы таможенной территории Таможенного союза при условии, что законодательством государства – члена Таможенного союза уплата НДС при ввозе товаров с территории Республики Беларусь не возложена на комиссионера, поверенного или агента;
– заявления о ввозе товаров, представленного комитентом в налоговый орган по месту постановки на учет одновременно с налоговой декларацией (расчетом) по НДС в случае, если законодательством государства – члена Таможенного союза уплата НДС при ввозе товаров с территории Республики Беларусь возложена на комиссионера, поверенного (агента) либо покупателя (п. 7 ст. 102 НК).
Поскольку продукция белорусского комитента реализована на территории Республики Казахстан, т.е. без ее вывоза за пределы государств – членов Таможенного союза, то комитент применяет нулевую ставку НДС на основании вышеперечисленных документов, за исключением таможенной декларации, оформленной комиссионером и заверенной таможенным органом государства – члена Таможенного союза, подтверждающей вывоз товаров с территории государств – членов Таможенного союза в целях их постоянного размещения.
Андрей Недоступ, аудитор
БУХУЧЕТ-2012
9 (348). Организация розничной торговли приобрела товар, у которого в процессе хранения выцвела упаковка. Торговая организация сменила упаковку на новую и продала товар по более высокой цене.
Как отразить в бухгалтерском учете расходы на доработку товара?
На счете 44.
В комментарии к счету 44 "Расходы на реализацию", содержащемся в Инструкции о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной постановлением Минфина РБ от 29.06.2012 № 50 (далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – Инструкция № 50), приведено следующее.
В организациях, осуществляющих торговую и торгово-производственную деятельность, на счете 44 отражают расходы, связанные с реализацией товаров, на транспортировку товаров, на оплату труда, на содержание зданий, сооружений, инвентаря, на хранение, подработку и упаковку товаров, на рекламу, другие аналогичные по назначению расходы.
Расходы на подработку и упаковку товаров, в результате которой улучшилось их качество, следует отражать на счете 44.
10 (349). Комплектующие, которые организация использует в производстве, упакованы в бумажные пакеты. Таким образом, в процессе производства образуются бумажные отходы, т.е. макулатура.
В каком порядке следует отразить в бухгалтерском учете данную хозяйственную операцию?
На субсчете 10-6 "Прочие материалы" учитывают наличие и движение отходов производства, неисправимого брака, материалов, полученных от выбытия основных средств, которые не могут быть использованы как материалы, топливо или запасные части в организации, изношенных шин и утильной резины и т.п. (п. 15 Инструкции № 50). Следовательно, полученные бумажные отходы необходимо отразить в учете записью: Д-т 10-6 – К-т 20.
В соответствии с п. 13 Инструкции по бухгалтерскому учету доходов и расходов, утвержденной постановлением Минфина РБ от 30.09.2011 № 102, в состав прочих доходов и расходов по текущей деятельности, учитываемых на счете 90 "Доходы и расходы по текущей деятельности" (субсчета 90-7 "Прочие доходы по текущей деятельности", 90-8 "Прочие расходы по текущей деятельности"), включаются доходы и расходы, связанные с реализацией и прочим выбытием запасов (за исключением продукции, товаров).
Фактическую себестоимость реализованной макулатуры нужно отразить записью:
Д-т 90-8 – К-т 10-6.
Доход от реализации макулатуры необходимо отразить записью:
Д-т 51 "Расчетные счета", 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" и др. – К-т 90-7.
Начисление НДС, исчисляемого из дохода от реализации макулатуры, нужно отразить по дебету счета 90 "Доходы и расходы по текущей деятельности" (отдельный субсчет) и кредиту счета 68 "Расчеты по налогам и сборам".
Татьяна Рыбак, начальник главного управления регулирования бухгалтерского учета, отчетности и аудита Минфина РБ, канд. экон. наук, доцент, аудитор, DipIFR
УЧЕТ ТРУДА И ЕГО ОПЛАТЫ
11 (350). Работник предъявил в бухгалтерию листок нетрудоспособности, оформленный на период с 3 по 12 сентября 2012 г. На работу он вышел с 10 сентября. То есть оказалось, что листок нетрудоспособности был закрыт через 2 дня после выхода работника на работу.
Как правильно произвести оплату работнику за 10 и 11 сентября?
Начислить только заработную плату.
Заработная плата представляет собой вознаграждение за труд, которое наниматель обязан выплатить работнику за выполненную работу в зависимости от ее сложности, количества, качества, условий труда и квалификации работника с учетом фактически отработанного времени, а также за периоды, включаемые в рабочее время (ст. 57 Трудового кодекса РБ (далее – ТК)).
Трудовой договор – это соглашение между работником и нанимателем (нанимателями), в соответствии с которым работник обязуется выполнять работу по определенной одной или нескольким профессиям, специальностям или должностям соответствующей квалификации согласно штатному расписанию и соблюдать внутренний трудовой распорядок, а наниматель обязуется предоставлять работнику обусловленную трудовым договором работу, обеспечивать условия труда, предусмотренные законодательством о труде, локальными нормативными правовыми актами и соглашением сторон, своевременно выплачивать работнику заработную плату (ст. 1 ТК).
Из приведенных норм следует, что наниматель обязан выплатить работнику заработную плату за фактически отработанное время.
Пособие же по временной нетрудоспособности представляет собой выплату по государственному социальному страхованию и направлено на обеспечение работнику нормальных условий существования в период временной нетрудоспособности, когда он, как правило, не имеет возможности самостоятельно получать доходы. Указанные пособия назначаются за пропущенные по графику работы рабочие дни (часы), удостоверенные листком нетрудоспособности (п. 35 Положения о порядке обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности и по беременности и родам, утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 30.09.1997 № 1290).
Следовательно, пособие не может быть начислено работнику за 10 и 11 сентября, поскольку его назначают только за пропущенные рабочие дни.
Юрий Веремейко, юрист
ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУБЪЕКТОВ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ
12 (351). Основной вид деятельности организации – деятельность танцевальных залов, дискотек, школ танцев. Услуги оказываются в арендуемых помещениях. Данные помещения территориально расположены в разных местах города.
Обязателен ли для принятия денежных средств от населения кассовый аппарат или можно использовать квитанцию о приеме наличных денежных средств при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг)?
При соблюдении определенных условий КСА не обязателен.
Порядок приема наличных денежных средств при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг регулирует Положение № 924/16.
Случаи, когда юридические лица (индивидуальные предприниматели) вправе осуществлять прем наличных денежных средств без применения кассового оборудования, перечислены в п. 31 Положения № 924/16. Так, например, организации вправе принимать наличные денежные средства при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг без применения кассового оборудования и (или) платежных терминалов в т.ч. при выполнении работ, оказании услуг вне постоянного места осуществления деятельности (подп. 31.13 п. 31 Положения № 924/16)*.
__________________________
* Положение о порядке использования кассового оборудования, платежных терминалов, автоматических электронных аппаратов, торговых автоматов и приема наличных денежных средств, банковских пластиковых карточек в качестве средства осуществления расчетов на территории Республики Беларусь при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг, осуществлении деятельности в сфере игорного бизнеса, лотерейной деятельности, проведении электронных интерактивных игр, утвержденное постановлением Совета Министров и Нацбанка РБ от 06.07.2011 № 924/16 (далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – Положение № 924/16).
Из вопроса следует, что организация при осуществлении деятельности танцевальных залов, дискотек, школ танцев оказывает услуги разъездного характера. Если такой вид услуг оказывается вне постоянного места осуществления деятельности, то прием наличных денежных средств в данном случае может осуществляться без применения кассового оборудования.
При этом необходимо отметить, что каждый факт приема наличных денежных средств должен быть оформлен документом с определенной степенью защиты, информация об изготовлении и реализации бланка которого включена в электронный банк данных бланков документов и документов с определенной степенью защиты и печатной продукции. Одним из таких документов является квитанция о приеме наличных денежных средств при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг) без применения кассовых суммирующих аппаратов и (или) специальных компьютерных систем и платежных терминалов. Ее форма утверждена постановлением Минторга РБ от 23.08.2011 № 34 "О мерах по реализации постановления Совета Министров Республики Беларусь от 6 июля 2011 г. № 912".
13 (352). Организация переехала в новый офис. При переезде была утеряна коробка, в которой находились кассовый аппарат и вся документация на него.
Что теперь делать? Куда обращаться?
В правоохранительные органы и инспекцию МНС.
В случае хищения либо уничтожения кассового оборудования такое оборудование подлежит снятию с регистрации в инспекции МНС по заявлению субъекта хозяйствования. Данная норма определена подп. 10.9 п. 10 и п. 12 Инструкции о порядке регистрации в инспекциях Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь кассового оборудования, квитанций формы КВ-1, квитанций для приема наличных денежных средств при оплате юридической помощи, оказанной физическому лицу адвокатами, и снятия их с регистрации, утвержденной постановлением МНС РБ от 05.09.2011 № 44 (далее – Инструкция № 44).
Перечень документов, которые организация должна представить в налоговый орган для снятия с регистрации кассового оборудования, определен подп. 2.24 п. 2 единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 17.02.2012 № 156 (далее – перечень административных процедур). Это заявление организации, эксплуатационная документация (паспорт (формуляр) на кассовое оборудование и фискальный отчет).
Решение о снятии кассового оборудования с регистрации по заявлению организации оформляется путем проставления штампа инспекции МНС о снятии с регистрации кассового оборудования на первом листе обложки паспорта (формуляра) на кассовое оборудование, который возвращается субъекту хозяйствования (п. 13 Инструкции № 44).
Таким образом, при обнаружении факта хищения, уничтожения кассового оборудования субъекту хозяйствования необходимо обращаться в инспекцию МНС по месту регистрации утраченного кассового оборудования для его снятия с регистрации.
Одновременно напоминаем, что при любом факте утраты, хищения какого-либо предмета, документа и т.п. субъекту хозяйствования необходимо незамедлительно обращаться в органы внутренних дел для розыска утраченных вещей.
Наталья Рощина, экономист