НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
1 (353). От подоходного налога с физических лиц в соответствии с подп. 1.11 п. 1 ст. 163 Налогового кодекса РБ (далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – НК) освобождаются стипендии, выплачиваемые обучающимся.
Следует ли облагать подоходным налогом стипендии, начисленные аспирантам, докторантам и ординаторам?
Следует только стипендии, начисленные ординаторам.
Аспирантам и докторантам, обучающимся по очной форме за счет средств республиканского бюджета, выплачивают стипендию, размеры которой устанавливаются в соответствии с законодательством РБ (п. 57 Инструкции по подготовке научных кадров высшей квалификации в Республике Беларусь, утвержденной постановлением Высшей аттестационной комиссии, Минобразования РБ и НАН Беларуси от 26.07.2004 № 109/46/2).
Такие стипендии относятся к доходам, полученным от источников в Республике Беларусь.
Отметим, что в отношении стипендий обучающихся ст. 163 НК предусматривает освобождение от подоходного налога с физических лиц.
Так, от подоходного налога с физических лиц освобождаются выплачиваемые за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, средств государственного внебюджетного Фонда социальной защиты населения РБ:
– стипендии обучающихся;
– надбавки к стипендиям за успехи в учебе, научной и общественной работе;
– доплаты к стипендиям;
– материальная помощь обучающимся;
– стипендии, учреждаемые Президентом (подп. 1.11 и подп. 1.12 п. 1 ст. 163 НК).
Отметим, что аспиранты (адъюнкты) и докторанты также относятся к обучающимся (ст. 30 Кодекса РБ об образовании (далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – Кодекс)).
Финансирование расходов на обеспечение социальной защиты обучающихся осуществляется за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, а также иных источников в соответствии с законодательством (ст. 36 Кодекса). При этом к мерам социальной защиты обучающихся относятся и стипендии (ст. 38 Кодекса), выплачиваемые в т.ч. аспирантам и докторантам.
Таким образом, стипендии, получаемые аспирантами и докторантами, не подлежат обложению подоходным налогом с физических лиц.
Что же касается стипендий ординаторам, то здесь необходимо отметить следующее.
Клиническим ординаторам очной формы, подготовка которых осуществляется за счет бюджетных средств, выплачивается стипендия (см. Инструкцию о порядке организации и прохождения подготовки в клинической ординатуре, утвержденную постановлением Минздрава РБ от 06.01.2009 № 2).
Клинической ординатурой признают высшую форму профессиональной подготовки врачей-специалистов, основанную на принципе индивидуального обучения, в целях углубления профессиональных знаний и совершенствования практических навыков, освоения передовых медицинских технологий, решения задач кадрового обеспечения здравоохранения (ст. 61 Закона РБ от 18.06.1993 № 2435-ХII "О здравоохранении").
Подготовка в клинической ординатуре осуществляется в государственных учреждениях, обеспечивающих получение высшего медицинского (фармацевтического) образования и (или) повышение квалификации и переподготовку медицинских (фармацевтических) работников, а также в государственных медицинских научных организациях.
Вместе с тем согласно ст. 30 Кодекса клинические ординаторы не относятся к обучающимся.
Таким образом, стипендии, начисленные клиническим ординаторам, подлежат обложению подоходным налогом с физических лиц.
2 (354). Можно ли с доходов, выплачиваемых ординаторам в виде стипендий, произвести при налогообложении стандартные налоговые вычеты?
Можно.
При определении размера налоговой базы по подоходному налогу плательщик имеет право на применение стандартных налоговых вычетов (п. 1 ст. 164 НК).
Указанные стандартные налоговые вычеты предоставляет плательщику наниматель по месту основной работы (службы, учебы) плательщика на основании документов, подтверждающих его право на такие налоговые вычеты (п. 3 ст. 164 НК). При отсутствии места основной работы (службы, учебы) стандартные налоговые вычеты предоставляют плательщику по его письменному заявлению при предъявлении трудовой книжки, а при отсутствии трудовой книжки – по письменному заявлению плательщика с указанием причины ее отсутствия:
– налоговый агент;
– налоговый орган – по доходам, подлежащим налогообложению в соответствии с п. 1 ст. 178 НК, по окончании налогового периода при подаче налоговой декларации (расчета).
При этом для целей НК местом основной учебы признают учреждение образования (организацию, реализующую образовательные программы послевузовского образования), в котором плательщик получает в дневной форме получения образования основное образование (подп. 2.14 п. 2 ст. 153 НК).
Основное образование в Республике Беларусь включает в себя следующие уровни: дошкольное образование; общее среднее образование; профессионально-техническое образование; среднее специальное образование; высшее образование; послевузовское образование (ст. 12 Кодекса).
С учетом того что клиническая ординатура не относится ни к одному из уровней основного образования, учреждение, в котором оно осуществляется, не признается местом основной учебы.
Таким образом, учреждение, в котором осуществляется подготовка в клинической ординатуре, при налогообложении стипендий вправе предоставить стандартные налоговые вычеты только при условии, что у ординатора отсутствует место основной работы (службы, учебы), что должно подтверждаться трудовой книжкой плательщика, а при ее отсутствии – его письменным заявлением с указанием причины отсутствия трудовой книжки.
Анна Павлова, экономист
ОПЛАТА ЛИСТКОВ НЕТРУДОСПОСОБНОСТИ
3 (355). Работник представил листок нетрудоспособности в связи с травмой в быту, выданный на период с 16 по 27 августа 2012 г. В строке "Особые отметки" указано: "Нарушен режим. С 27 по 30 августа 2012 г. не являлся на прием к врачу. Явился трудоспособным 31 августа 2012 г." Работник работает по графику 5-дневной рабочей недели.
В каком размере и как в таком случае исчислить пособие по временной нетрудоспособности?
За 27 августа пособие следует назначить в размере 50 % от начисленного.
Пособие по временной нетрудоспособности следует назначать в размере 80 % среднедневного (среднечасового) заработка за рабочие дни (часы) по графику работы работника, приходящиеся на первые 6 календарных дней нетрудоспособности, и в размере 100 % среднедневного (среднечасового) заработка за последующие рабочие дни (часы) непрерывной временной нетрудоспособности (п. 27 Положения о порядке обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности и по беременности и родам, утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 30.09.1997 № 1290 (далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – Положение № 1290)).
В случае нарушения режима, установленного врачом или комиссией по назначению государственных пособий семьям, воспитывающим детей, и пособий по временной нетрудоспособности, создаваемой плательщиком страховых взносов (далее – комиссия по назначению пособий), пособие по временной нетрудоспособности назначается в размере 50 % от пособия, исчисленного в соответствии с п. 27 Положения № 1290, со дня его нарушения на срок, устанавливаемый комиссией по назначению пособий (подп. 29.2 п. 29 Положения № 1290).
По графику 5-дневной рабочей недели работник в связи с временной нетрудоспособностью пропустил 8 рабочих дней, из которых 4 дня приходятся на первые 6 календарных днейвременной нетрудоспособности.
27 августа 2012 г. (последний день освобождения от работы в связи с временной нетрудоспособностью) работник нарушил режим, предписанный врачом, поэтому за этот день пособие назначается в размере 50 % от исчисленного.
Таким образом, пособие по временной нетрудоспособности назначается комиссией по назначению пособий в размере 80 % среднедневного заработка с 16 по 17 и с 20 по 21 августа 2012 г.; в размере 100 % среднедневного заработка с 22 по 24 августа 2012 г.; в размере 50 % среднедневного заработка за 27 августа 2012 г. За выходные дни 18, 19, 25, 26 августа 2012 г. пособие по временной нетрудоспособности не назначается.
4 (356). Женщина представила листок нетрудоспособности по беременности и родам с 4 сентября 2012 г. по 7 января 2013 г. До 1 августа 2012 г. она работала полный рабочий день по графику 5-дневной рабочей недели. С 1 августа 2012 г. ей установлен неполный рабочий день (4 часа при 5-дневной рабочей неделе).
Как исчислить пособие по беременности и родам работнице?
Установление неполного рабочего времени не влияет на расчет пособия.
Пособие по беременности и родам исчисляют из среднедневного (среднечасового) заработка, определяемого путем деления заработка за соответствующий период (пп. 31–34 Положения № 1290) на число рабочих дней (часов) по графику работы работника в данном периоде. При этом в число рабочих дней (часов), на которые делится заработок, не включают периоды освобождения от работы в связи с временной нетрудоспособностью, трудовым и социальным отпусками, простоем не по вине работника и в других случаях, предусмотренных законодательством.
Пособие по беременности и родам работнице назначайте за пропущенные по графику работы рабочие дни (часы), удостоверенные листком нетрудоспособности (п. 35 Положения № 1290).
Лицам, которым установлено неполное рабочее время, пособие по беременности и родам следует назначать за рабочие дни (часы) по графику работы до перехода на неполное рабочее время независимо от того, когда наступил отпуск по беременности и родам (п. 41 Положения № 1290).
Следовательно, факт установления неполного рабочего времени работнице с 1 августа 2012 г. на размер пособия по беременности и родам влияния не оказывает. Пособие по беременности и родам необходимо назначить исходя из среднечасового заработка за рабочие часы, пропущенные по графику ее работы до перехода на неполное рабочее время.
При выборе периода, за который определяется среднечасовой заработок для исчисления пособия по беременности и родам, применяют общее правило, установленное п. 31 Положения № 1290 (среднечасовой заработок определяется за июль и август 2012 г.).
5 (357). Работница представила листок нетрудоспособности по уходу за больным внуком в возрасте 4 лет при амбулаторном лечении с 14 по 17 сентября 2012 г.
Имеет ли она право на пособие по временной нетрудоспособности по уходу за больным ребенком?
Имеет, если за нее уплачены страховые взносы.
Право на пособие по уходу за больным ребенком в возрасте до 14 лет имеют мать, отец, усыновитель (удочеритель), опекун, попечитель либо другое лицо, непосредственно осуществляющее уход за ребенком, на которых распространяется государственное социальное страхование и за которых,а также ими самими в предусмотренных законодательством случаях уплачиваются обязательные страховые взносы на социальное страхование. Это предусмотрено ст. 18 Закона РБ от 30.10.1992 № 1898-ХII "О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей".
Пособие по временной нетрудоспособности по уходу за больным ребенком в возрасте до 14 лет при амбулаторном лечении назначается лицам, осуществляющим уход за ним, на период, в течение которого ребенок по заключению врача нуждается в уходе, но не более чем на 14 календарных дней по одному случаю заболевания (травмы) (п. 15 Положения № 1290).
Таким образом, если бабушка осуществляла уход за больным ребенком, что подтверждается листком нетрудоспособности, и за нее уплачивались обязательные страховые взносы на социальное страхование, то она имеет право на пособие по временной нетрудоспособности.
Лариса Капыльская, начальник отдела социального страхования
Фонда социальной защиты населения Минтруда и соцзащиты РБ
ВАЛЮТНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
6 (358). Белорусская организация заключила с резидентом РФ договор комиссии. По этому договору белорусская организация (комитент) поручает нерезиденту-комиссионеру приобрести товар и реализовать его на территории России или какой-либо другой страны (за исключением Республики Беларусь).
Для выполнения данного поручения организация перечислила нерезиденту денежные средства.
В данной ситуации возникли вопросы:
6.1. В какие сроки организация должна вернуть в Республику Беларусь перечисленную нерезиденту сумму, если нерезидент не выполнит поручение по договору комиссии?
Сроки завершения экспортно-импортных внешнеторговых операций определены подп. 1.4 п. 1 Указа Президента РБ от 27.03.2008 № 178 "О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций" (далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – Указ № 178). Данным подпунктом не установлен срок возврата ранее перечисленных комиссионеру денежных средств для выполнения им поручения.
6.2. В какие сроки комитент должен обеспечить поступление в Республику Беларусь выручки за реализованные нерезидентом товары?
В течение 120 дней.
Внешнеторговым договором следует считать договор между резидентом и нерезидентом, предусматривающий возмездную передачу товаров, охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности,выполнение работ, оказание услуг (подп. 1.1 п. 1 Указа № 178). Резиденты при экспорте обязаны не позднее 90 календарных дней обеспечить завершение каждой внешнеторговой операции в полном объеме (по договорам комиссии – не позднее 120 календарных дней) с даты отгрузки товаров (передачи охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности), выполнения работ, оказания услуг (подп. 1.4 п. 1 Указа № 178).
Таким образом, к экспорту относится также возмездная передача товаров по договору комиссии.
Так как резидент выступает в качестве комитента по договору комиссии, предполагающему передачу денежных средств комиссионеру для приобретения товара и его дальнейшей реализации комиссионером, он действует в соответствии с нормой части первой подп. 1.4 п. 1 Указа № 178 и является экспортером товаров. При этом резидент-комитент обязан в течение 120 календарных дней (не позднее) обеспечить:
– или поступление денежных средств за реализованный товар в объеме, определенном условиями договора;
– или возврат приобретенного для него комиссионером товара.
В указанных случаях отсчет 120 дней следует вести с даты отгрузки товара комиссионеромнерезидентом покупателю.
7 (359). Белорусская организация (комитент) по условиям договора комиссии получила от нерезидента-комиссионера выручку за реализованные им товары за минусом комиссионного вознаграждения, предусмотренного договором комиссии.
Будет ли являться нарушением Указа № 178 то, что выручка поступила не в полном объеме?
Нет, если это предусмотрено договором.
Если резидент выступает в качестве комитента по договору комиссии, он является импортером услуги, оказываемой нерезидентом-комиссионером в виде исполнения поручения по договору комиссии. При этом обязательством по импорту является выполнение нерезидентом-комиссионером поручения по договору комиссии.
Нерезидент-комиссионер, исполнивший поручение нерезидента-комитента по договору комиссии, вправе удержать причитающееся ему комиссионное вознаграждение из суммы средств, подлежащих перечислению нерезиденту-комитенту, если это обусловлено договором комиссии. В данном случае объем экспортной выручки для резидента-комитента исчисляется с учетом комиссионного вознаграждения.
В учете комитента:
Д-т 45 – К-т 41
– на стоимость отгруженного комиссионеру товара;
Д-т 52 – К-т 90-1
– на часть выручки, поступившей от комиссионера (за минусом комиссионного вознаграждения);
Д-т 44 – К-т 60
– на сумму комиссионного вознаграждения;
Д-т 60 – К-т 90-1
– произведен зачет задолженности перед комиссионером на сумму комиссионного вознаграждения;
Д-т 90-2 – К-т 68
– на сумму НДС, исчисленного из общего объема выручки*.
__________________________
* Корреспонденция счетов составлена редакцией.
8 (360). Предприятие заключило импортный договор на изготовление промышленного оборудования и перечислило нерезиденту денежные средства. По истечении некоторого времени было установлено, что в договоре предприятия отсутствует условие о сроке изготовления товара. Имеется только письмо нерезидента, в котором указан срок изготовления товара – 120 дней.
С учетом того что завершение импортного договора ограничено 60 днями с даты платежа за товар, можно ли продлить срок завершения операции?
Можно при соблюдении определенных условий.
Продление договора возможно, если резидент:
– согласовал приобретение указанного оборудования с соответствующим вышестоящим государственным органом, облисполкомом или Минским горисполкомом, в подчинении (составе) которого он находится (для организаций без ведомственной подчиненности и индивидуальных предпринимателей – с облисполкомом или Минским горисполкомом);
– не нарушил условия, определенные п. 2 постановления Совета Министров РБ от 05.11.2011 № 1483/22 "Об установлении сроков завершения внешнеторговых операций по отдельным видам внешнеторговых договоров и условиях продления сроков завершения внешнеторговых операций" (далее – постановление).
Если срок изготовления оборудования поимпортному договору превышает срок, определенный валютным законодательством РБ, организация при наличии указанного согласования и соблюдения условий, определенных постановлением, обязана обеспечить завершение этой внешнеторговой операции в сроки, установленные соответствующим внешнеторговым договором, но не позднее 180 календарных дней с даты проведения платежа (подп. 1.2 п. 1 постановления).
Условие относительно сроков изготовления товаров может быть предусмотрено как в самом договоре, так и в приложении к нему, являющемся неотъемлемой частью данного договора (например, в письме).
Важно! Вышеизложенное не действует, если в письме нерезидента будет отсутствовать ссылка на договор. Такое письмо нельзя считать неотъемлемой частью договора.
Валерий Шулековский, заместитель начальника управления мониторинга
внешнеэкономической деятельности Нацбанка РБ
ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУБЪЕКТОВ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ
9 (361). Организации, в т.ч. иностранные, участвуют в ярмарках и иных аналогичных мероприятиях на территории Республики Беларусь.
В каком порядке они могут принимать наличные денежные средства при реализации ими товаров и услуг в таких случаях?
Необходимо учесть, что юридические лица при осуществлении розничной торговли на ярмарках, иных аналогичных мероприятиях (выставки-продажи, выставки-ярмарки) вправе принимать наличные денежные средства без использования кассового оборудования, но с оформлением квитанции о приеме наличных денежных средств при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг) без применения кассовых суммирующих аппаратов и (или) специальных компьютерных систем и платежных терминалов или приходного кассового ордера (далее – бланки документов для приема денег).
Данные требования установлены подп. 31.2 п. 31 Положения № 924/16*.
__________________________
* Положение о порядке использования кассового оборудования, платежных терминалов, автоматических электронных аппаратов, торговых автоматов и приема наличных денежных средств, банковских пластиковых карточек в качестве средства осуществления расчетов на территории Республики Беларусь при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг, осуществлении деятельности в сфере игорного бизнеса, лотерейной деятельности, проведении
электронных интерактивных игр, утвержденное постановлением Совета Министров и Нацбанка РБ от 06.07.2011
№ 924/16 (далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – Положение № 924/16).
электронных интерактивных игр, утвержденное постановлением Совета Министров и Нацбанка РБ от 06.07.2011
№ 924/16 (далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – Положение № 924/16).
Справочно: приобрести бланки документов для приема денег можно в РУП "Информационно-издательский центр по налогам и сборам", РУП "Издательство "Белбланкавыд", РУП "Белпочта".
При этом следует руководствоваться нормами Инструкции о порядке приобретения, учета, хранения, использования и возврата бланков документов с определенной степенью защиты, включенных в перечень бланков документов и документов с определенной степенью защиты и печатной продукции, информация о которых подлежит включению в электронный банк данных бланков документов и документов с определенной степенью защиты и печатной продукции, утвержденной постановлением МНС, Минфина и Минсвязи РБ от 12.08.2012 № 33/77/17 (далее – постановление № 33/77/17).
Что касается иностранных организаций, осуществляющих или собирающихся осуществлять в Республике Беларусь предпринимательскую деятельность, им нужно учесть еще и положения НК. В частности, они обязаны в порядке, установленном пп. 2–6 ст. 66 НК, стать на учет в налоговом органе вне зависимости от того, будет ли в дальнейшем их деятельность признана деятельностью через постоянное представительство в Республике Беларусь (п. 4 ст. 22 НК).
Справочно: представительство организации имеет право осуществлять деятельность, направленную на достижение целей, ради которых оно открыто, с момента получения разрешения на открытие представительства.
Деятельность организаций на территории Республики Беларусь без открытия представительства запрещена, за исключением:
– осуществления деятельности через организацию или физическое лицо, признаваемые постоянным представительством иностранной организации в соответствии с подп. 1.2 п. 1 ст. 139 НК;
– проведения на территории Республики Беларусь концертно-зрелищных мероприятий, в т.ч. концертов, аттракционов, зверинцев, цирковых программ (п. 11 Положения о порядке открытия и деятельности в Республике Беларусь представительств иностранных организаций, утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 22.07.1997 № 929).
После этого иностранная организация может приобрести бланки документов для приема денег в РУП "Информационно-издательский центр по налогам и сборам", РУП "Издательство "Белбланкавыд" или РУП "Белпочта" в соответствии с постановлением № 33/77/17.
Как вариант иностранная организация, реализующая товары (услуги) на ярмарке, проводимой на территории Республики Беларусь, может на основании договора комиссии передать их для реализации (поручить их реализацию) организатору ярмарки или иному плательщику РБ, которые обязаны соблюдать требования приема наличных денежных средств, установленные постановлением № 33/77/17, и могут приобрести бланки документов для приема денег либо зарегистрировать кассовое оборудование.
Кроме того, иностранная организация может открыть в одном из банков РБ банковский счет, на который покупатели будут иметь возможность перечислять денежные средства в оплату товаров (услуг). Это позволит исключить необходимость приобретения бланков для приема денег и наличных расчетов покупателей товаров (услуг) с иностранной организацией на ярмарке.
Прием иностранной валюты при расчетах за товары и услуги на территории Республики Беларусь может осуществляться в порядке и в случаях, предусмотренных Законом РБ от 22.07.2003 № 226-З "О валютном регулировании и валютном контроле", а также Правилами проведения валютных операций, утвержденными постановлением Правления Нацбанка РБ от 30.04.2004 № 72, в частности при наличии разрешения Нацбанка.
За нарушение порядка приема денежных средств при реализации товаров (работ, услуг) предусмотрена административная ответственность. Так, нарушение установленного порядка приема денежных средств при реализации товаров (работ, услуг) за наличный расчет работником юридического лица влечет наложение штрафа в размере от 20 до 50 базовых величин (БВ) (ст. 12.18 Кодекса РБ об административных правонарушениях (далее – КоАП)).
За незаконное принятие иностранной валюты в качестве платежного средства предусмотрена административная ответственность в виде штрафа в размере от 10 до 50 БВ (за повторное правонарушение – от 50 до 100 БВ) (ст. 11.1 КоАП).
Николай Савельев, экономист
10 (362). Должен ли платежный документ (чек), выдаваемый торговыми организациями, содержать наименование торговой организации – продавца?
Должен.
Юридическим лицам запрещается использовать кассовое оборудование, не обеспечивающее наличие на платежном документе информации, предусмотренной государственными стандартами РБ. Данная норма определена п. 24 Положения № 924/16.
Государственный стандарт РБ СТБ 1364.0-2007 "Аппараты кассовые суммирующие и специальные компьютерные системы. Общие технические условия" предусматривает такую обязанность, как наличие на платежном документе (чеке) наименования продавца (подп. 5.3.1 п. 5 стандарта, п. 15 табл. 1).
Таким образом, платежные документы (чеки), выдаваемые покупателям торговыми организациями, использующими кассовое оборудование, должны содержать наименование продавца – магазина.
11 (363). Организация продает товары и оказывает услуги, при реализации которых не требуется применение кассового оборудования.
Как правильно оформлять прием наличных денежных средств, в т.ч. по окончании рабочего дня (смены)?
Документальное оформление приема наличных денежных средств (в т.ч. авансовых платежей, задатка и денежных средств, принимаемых в качестве залога) без кассового оборудования и платежных терминалов зависит от вида случая продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг. Такие случаи указаны в пп. 32 и 33 Положения № 924/16.
Так, юридические лица, осуществляющие прием наличных денежных средств (в т.ч. авансовых платежей, задатка и денежных средств, принимаемых в качестве залога) при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг без применения кассового оборудования и платежных терминалов в случаях, предусмотренных в подп. 31.1–31.3 (если стоимость единицы продаваемого непродовольственного товара составляет либо превышает 3 БВ), 31.12, 31.14–31.16, 31.19–31.21 п. 31 Положения № 924/16, должны оформлять каждый факт приема наличных денежных средств документом с определенной степенью защиты, информация об изготовлении и реализации бланка которого включена в электронный банк данных бланков документов и документов с определенной степенью защиты и печатной продукции (далее – ЭБД) (п. 32 Положения № 924/16). Этим документом является квитанция о приеме наличных денежных средств при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг) без применения кассовых суммирующих аппаратов и (или) специальных компьютерных систем и платежных терминалов. Ее форма утверждена постановлением Минторга РБ от 23.08.2011 № 34.
Таким образом, если организация осуществляет продажу товаров, выполнение работ, оказание услуг в случаях, определенных п. 32 Положения № 924/16, и каждый факт приема наличных денежных средств оформляет указанной выше квитанцией, то по окончании рабочего дня (смены) ей не надо оформлять приходный кассовый ордер.
Справочно: перечень бланков документов и документов с определенной степенью защиты и печатной продукции, информация о которых подлежит включению в ЭБД, утвержден постановлением Совета Министров РБ от 06.07.2011 № 912.
Прием наличных денежных средств при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг в случаях, указанных в подп. 31.1–31.3 (за исключением реализации непродовольственных товаров, стоимость единицы которых составляет либо превышает 3 базовые величины), 31.4–31.11, 31.18, 31.22–31.24 п. 31 Положения № 924/16, осуществляют с отражением в приходных кассовых ордерах по окончании рабочего дня (смены) общей суммы выручки за рабочий день (смену)) (п. 33 Положения № 924/16). В отношении перечисленных случаев квитанция о приеме наличных денежных средств при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг) без применения кассовых суммирующих аппаратов и (или) специальных компьютерных систем и платежных терминалов заполняется только по требованию покупателя (потребителя).
Типовая форма приходного кассового ордера КО-1 как первичного учетного документа по оформлению кассовых операций в белорусских рублях и порядок его заполнения утверждены постановлением Минфина РБ от 29.03.2010 № 38.
Таким образом, прием наличных денежных средств в случаях, указанных в части первой п. 33 Положения № 924/16, в т.ч. при розничной торговле на торговых местах на рынках товарами (за исключением случаев реализации непродовольственных товаров, когда стоимость единицы этих товаров составляет либо превышает 3 базовые величины), осуществляется с отражением в приходных кассовых ордерах по окончании рабочего дня (смены) общей суммы выручки за рабочий день (смену).
Пример
Торговая организация реализует непродовольственные товары (одежду) на торговом месте на рынке. За рабочий день (смену) ею продано:
– 2 ед. товара, стоимость каждой единицы которого превышает 3 БВ, – на сумму 900 тыс. руб. Денежные средства от покупателей приняты с оформлением квитанций;
– 3 ед. товара (стоимость каждой единицы которого менее 3 БВ) на сумму 80 тыс. руб., на которые квитанции не оформлялись.
В данном случае торговой организации необходимо отразить в приходном кассовом ордере по окончании рабочего дня (смены) общую сумму выручки за рабочий день (смену), а именно 980 тыс. руб., независимо от того, выдавался по требованию покупателя (потребителя) документ, подтверждающий факт приобретения товара, или нет.
Наталья Рощина, экономист