ОБРАЩЕНИЕ С ОТХОДАМИ ПРОИЗВОДСТВА
1 (364). Разрешение на хранение и захоронение отходов производства выдано организации райинспекцией природных ресурсов, так как на захоронение вывозятся только неопасные отходы и отходы 4-го класса опасности в количестве, равном 85 т в год. В связи с увеличением объемов производства, количества сотрудников увеличивается и количество отходов, вывозимых на захоронение (около 150 т).
Надо ли получать новое разрешение на хранение и захоронение отходов производства или достаточно внести изменения в ранее выданное?
Надо получить новое разрешение.
Выдачу разрешений производят территориальные органы Минприроды по месту нахождения объектов хранения отходов и объектов захоронения отходов, в т.ч.:
– Минский городской комитет природных ресурсов и охраны окружающей среды – в случае хранения, захоронения отходов производства в г. Минске;
– областные комитеты природных ресурсов и охраны окружающей среды – в случаях, если среди отходов производства, заявляемых к хранению, захоронению на территории области, имеются отходы 1–3-го класса опасности или суммарное количество отходов производства, подлежащих хранению, захоронению на территории области, составляет свыше 100 т в год;
– районные, городские или городские и районные инспекции природных ресурсов и охраны окружающей среды – в случае хранения, захоронения отходов производства на территории соответствующих административно-территориальных единиц. Исключение – случаи, предусмотренные в абз. 3 п. 3 Положения о порядке выдачи и аннулирования разрешений на хранение и захоронение отходов производства, а также приостановления их действия, утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 23.07.2010 № 1104 (далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – Положение № 1104).
В рассматриваемой ситуации следует выделить 2 временных периода:
– первый – когда количество вывозимых на захоронение отходов производства составляло менее 100 т в год и соответственно органом выдачи разрешения была районная инспекция природных ресурсов и охраны окружающей среды;
– второй – когда количество вывозимых на захоронение отходов производства составило более 100 т в год и соответственно органом выдачи разрешения должен быть областной комитет природных ресурсов и охраны окружающей среды.
Таким образом, увеличение в организации до 150 т количества отходов производства, подлежащих захоронению, не является основанием для внесения изменений в ранее выданное разрешение, так как районная инспекция может выдать такое разрешение, если количество отходов, подлежащих захоронению, не превышает 100 т в год. Следовательно, организация должна получить новое разрешение на хранение и захоронение отходов производства в областном комитете природных ресурсов и охраны окружающей среды. Порядок получения разрешения определен Положением № 1104.
От редакции:
Для получения разрешений заявитель должен представить в орган выдачи разрешений документы, предусмотренные в подп. 6.24 п. 6 Единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальныхпредпринимателей, утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 17.02.2012 № 156, а именно:
1) заявку на хранение и (или) захоронение отходов производства по установленной форме.
Форма содержится в приложении 1 к постановлению Минприроды РБ от 22.10.2010 № 44;
2) расчет годового количества образования отходов производства на основании нормативов образования отходов производства;
3) акт инвентаризации отходов производства, оформленный по устанавливаемой Минприроды форме.
Форма содержится в приложении 3 к Инструкции о порядке инвентаризации отходов производства, утвержденной постановлением Минприроды РБ от 29.02.2008 № 17 (далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – Инструкция № 17);
4) копию инструкции по обращению с отходами производства организации (индивидуального предпринимателя).
2 (365). Организация осуществляет строительные работы, разборку старых зданий. При строительстве производится ликвидация зеленых насаждений.
В процессе указанных работ образуются древесные отходы, бой кирпича, облицовочной плитки, штукатурки и т.д.
Рассмотрим вопросы, которые возникли в приведенной ситуации.
2.1. Каков порядок обращения с древесными отходами?
При рассмотрении порядка обращения с тем или иным отходом первоначально следует определить его:
– качественные характеристики – т.е. наименование, классификацию, опасные свойства в соответствии с классификатором отходов, образующихся в Республике Беларусь, утвержденным постановлением Минприроды РБ от 08.11.2007 № 85;
– количественные характеристики – объем, периодичность, нормативы образования. Эти показатели определяются в процессе проведения инвентаризации отходов производства, порядок проведения которой определен Инструкцией № 17.
Так, например, древесные отходы строительства можно отнести к позиции "древесные отходы строительства" – код 1720200 классификатора отходов, для которых установлен 4-й класс опасности. Часть отходов, образующихся при ликвидации зеленых насаждений, можно отнести, например, к позиции "сучья, ветки, вершины" – код 1730200 классификатора отходов (неопасные отходы).
Приоритетность использования отходов по отношению к их обезвреживанию или захоронению и, в свою очередь, приоритетность обезвреживания отходов по отношению к их захоронению установлены ст. 4 Закона РБ от 20.07.2007 № 271-З "Об обращении с отходами" (далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – Закон № 271-З).
Таким образом, при формировании порядка обращения с тем или иным отходом и отчуждения отходов следует первоначально рассмотреть возможность передачи отхода на использование либо обезвреживание. На сайтах www.ecoinfo.by, www.minpriroda.gov.by размещены реестры объектов по использованию, объектов обезвреживания отходов, к сведениям которых в первую очередь необходимо обратиться при формировании системы обращения с отходами в организации.
При наличии в указанных реестрах сведений об объектах по использованию рассматриваемых видов отходов, объектах их обезвреживания данные отходы подлежат отчуждению на данные объекты в установленном порядке.
При отсутствии зарегистрированных объектов по использованию, объектов обезвреживания рассматриваемых видов отходов либо при отсутствии технологических и иных возможностей у субъектов хозяйствования – собственников зарегистрированных объектов по приемке на использование или обезвреживание данных отходов отходы подлежат вывозу на захоронение.
Указанные действия возможны при наличии разрешения на захоронение отходов производства, порядок получения которогоопределен Положением № 1104.
Также, по мнению автора, возможно в определенных ситуациях рассмотреть иной порядок обращения с образующимися древесными материалами. Так, древесные материалы при соблюдении необходимых требований и условий целесообразно отнести к дровам по ГОСТ 3243-88 "Дрова. Технические условия" (либо иному виду продукции (материала, полуфабриката) по техническому нормативному правовому акту, устанавливающему требования к рассматриваемым материалам). В подобной ситуации на порядок обращения с такими древесными материалами не распространяются требования законодательства об обращении с отходами, так как дрова по ГОСТ 3243-88 отходами не являются.
2.2. Как следует классифицировать бой кирпича, облицовочной плитки, штукатурки и т.д., полученный при сносе зданий и сооружений? Как санкционировать их применение для устройства и укрепления строительных площадок, временных дорог?
Отходы – это вещества или предметы, образующиеся в процессе осуществления экономической деятельности, жизнедеятельности человека и не имеющие определенного предназначения по месту их образования либо утратившие полностью или частично свои потребительские свойства (ст. 1 Закона № 271-З).
Потребительские свойства кирпича, облицовочной плитки и других строительных материалов (т.е. требования к ним) установлены техническими нормативными правовыми актами на данные виды продукции. Бой кирпича и плитки не соответствует установленным требованиям и не может относиться к категории продукции по техническим нормативным правовым актам, так как утратил потребительские свойства и подпадает под определение "отход".
Таким образом, к порядку обращения с боем кирпича, облицовочной плитки и отходов других строительных материалов следует применять требования, установленные Законом № 271-З.
Так, отходы в качестве вторичного сырья должны использоваться на объектах по использованию отходов в соответствии с техническими нормативными правовыми актами (п. 1 ст. 28 Закона № 271-З). То есть для использования рассматриваемых видов отходов для устройства строительных площадок, временных дорог и т.п. необходимо, чтобы данные объекты были зарегистрированы в реестре объектов по использованию отходов, а также был разработан технический нормативным правовой акт, в котором предусмотрена возможность и установлены требования к использованию отходов для устройства строительных площадок, временных дорог.
При этом объекты по использованию отходов – это сооружения (комплекс сооружений) и оборудование, предназначенные для использования отходов. Строительные площадки и временные дороги не являются сооружениями и оборудованием, предназначенными для использования отходов. Соответственно они не могут быть зарегистрированы в реестре объектов по использованию отходов. Также отсутствует общераспространенный технический нормативный правовой акт, в котором предусмотрена возможность и установлены требования к использованию отходов для устройства строительных площадок, временных дорог. Более того, применение строительных отходов для устройства временных дорог не предусмотрено Методическими рекомендациями по организации и содержанию строительной площадки, утвержденными приказом Минстройархитектуры РБ от 28.04.2010 № 140.
Отметим, что применение отходов для устройства строительных площадок, временных дорог без выполнения указанных выше требований может быть расценено контролирующими органами как размещение отходов вне санкционированных мест, и потому могут быть применены соответствующие предусмотренные природоохранным законодательством санкции.
Для того чтобы избежать указанных санкций, можно воспользоваться следующей информацией. Для устройства временных дорог в т.ч. пригодны к применению материалы по ГОСТ 25607-94 "Смеси щебеночно-гравийно-песчаные для покрытий и оснований автомобильных дорог и аэродромов. Технические условия". При доведении показателей смеси рассматриваемых строительных отходов до требований, установленных для одного из материалов по ГОСТ 25607-94, применение данной смеси не будет являться обращением с отходами. При этом объектом по использованию отходов в данном случае будут являться оборудование и площадка, на которой осуществляется эксплуатация оборудования, применяемого для доведения показателей смеси строительных отходов до требований, установленных рассматриваемым техническим нормативным правовым актом.
3 (366). В процессе деятельности предприятия образовались отходы, в т.ч. алюминиевый кабель с толстым (объемным) слоем изолирующего полимерного материала на жиле кабеля.
Каким образом следует осуществлять передачу такого отхода, как кабель? Не будет ли размер изолирующего слоя препятствием для этого?
При классификации отходов алюминиевого кабеля целесообразно отнести его к позиции "отходы кабелей" – код 3531400 классификатора отходов, образующихся в Республике Беларусь, утвержденного постановлением Минприроды РБ от 08.11.2007 № 85. Для данного отхода установлен 4-й класс опасности в соответствии с классификатором.
При обращении с таким видом отходов, как кабель, и рассмотрении вопроса его отчуждения необходимо установить наличие объектов по использованию отхода в соответствующем реестре, размещенном на сайтах www.ecoinfo.by, www.minpriroda.gov.by. Объекты по использованию отходов кабелей зарегистрированы у ОАО "Белцветмет" (в т.ч. в цехах в областных центрах республики).
Приемка рассматриваемых отходов, содержащих алюминий, должна осуществляться в соответствии с требованиями ГОСТ 1639-92 "Лом и отходы цветных металлов и сплавов. Общие технические условия". Из табл. 2 данного ГОСТа следует, что кабельный лом и проводники тока в изоляции различного химического состава (т.е. отходы кабелей) принимаются без ограничений по толщине изоляции и содержанию алюминия.
Сергей Юрча, главный специалист
сектора разрешительной деятельности
управления обращения с отходами
Минприроды РБ
НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
4 (367). Работник организации состоял на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий и построил 1-комнатную квартиру в 2005 г. Имущественный налоговый вычет он получает до настоящего времени (октябрь 2012 г.). В 2011 г. в его семье родилась двойня и работник вновь стал на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. Им был получен льготный кредит в банке, и в 2012 г. начато строительство 3-комнатной квартиры.
Имеет ли право работник получить имущественный налоговый вычет на строительство 3-комнатной квартиры?
Имеет.
Право на имущественный налоговый вычет, предусмотренный подп. 1.1 п. 1 ст. 166 Налогового кодекса РБ (далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – НК), имеют плательщики и члены их семей, состоящие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, если они были признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий по основаниям, установленным законодательными актами РБ.
При этом в случае применения (частичного применения) плательщиком имущественного налогового вычета он не вправе применить такой вычет в отношении иной квартиры или иного индивидуального жилого дома.
Ограничение в виде повторности предоставления имущественного налогового вычета было введено с 1 января 2006 г. Следовательно, после 1 января 2006 г. плательщик имеет право воспользоваться имущественным налоговым вычетом на строительство (приобретение) жилья на территории Республики Беларусь только 1 раз.
В рассматриваемой ситуации правовые основания для применения имущественного налогового вычета у работника по расходам, связанным со строительством квартиры, возникли до 1 января 2006 г.
Таким образом, являясь в соответствии с законодательством нуждающимся в улучшении жилищных условий, работник имеет право получить имущественный налоговый вычет по суммам расходов, направленным на строительство 3-комнатной квартиры, так как данное получение вычета не является для него повторным.
5 (368). Работником в 2012 г. понесены расходы на реконструкцию индивидуального жилого дома.
Рассмотрим вопросы, которые возникли в данной ситуации.
5.1. Имеет ли работник право на получение имущественного налогового вычета?
Имеет, при условии снятия с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Плательщики и члены их семей, осуществившие расходы на реконструкцию индивидуального жилого дома или квартиры на основании договора строительного подряда, имеют право на получение имущественного налогового вычета при условии, что в результате такой реконструкции они утрачивают основания для признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий (подп. 1.1 п. 1 ст. 166 НК).
Таким образом, работник имеет право на получение имущественного налогового вычета по расходам, понесенным им в 2012 г. на реконструкцию индивидуального жилого дома. При этом необходимым условием является представление нанимателю решения (его копии) местного исполнительного и распорядительного органа либо иного государственного органа, другой организации, принявших плательщика или члена его семьи на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, о снятии с такого учета в связи с осуществленной реконструкцией индивидуального жилого дома
5.2. Какие документы он должен представить в бухгалтерию для получения вычета?
Имущественный налоговый вычет на реконструкцию индивидуального жилого дома предоставляют плательщику на основании следующих документов:
– справки (ее копии) местного исполнительного и распорядительного органа или иного государственного органа и других государственных организаций, организаций негосударственной формы собственности по месту работы (службы), подтверждающей, что плательщик и члены его семьи состоят на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий или состояли на таком учете на момент заключения кредитного договора или договора займа.
Справочно: такую справку выдают по форме согласно приложению 14 к постановлению Минжилкомхоза РБ от 27.12.2010 № 28 "О некоторых мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 27 октября 2010 г. № 552";
– решения (его копии) местного исполнительного и распорядительного органа либо иного государственного органа, другой организации, принявших плательщика или члена его семьи на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, о снятии с такого учета в связи с осуществленной реконструкцией индивидуального жилого дома;
– договора строительного подряда на реконструкцию индивидуального жилого дома;
– подтверждающих фактическую оплату плательщиком выполненных работ (услуг) по договору строительного подряда;
– копии кредитного договора – при получении плательщиком в банках РБ кредитов на реконструкцию индивидуального жилого дома;
– копии договора займа – при получении заемных средств от белорусских организаций и (или) белорусских индивидуальных предпринимателей на реконструкцию индивидуального жилого дома;
– подтверждающих фактическое погашение кредитов банков РБ, займов, полученных от белорусских организаций и (или) белорусских индивидуальных предпринимателей на реконструкцию индивидуального жилого дома (включая проценты по ним, за исключением процентов, уплаченных за несвоевременный возврат (погашение) кредитов, займов и (или) за несвоевременную уплату процентов по кредитам, займам);
– копии свидетельства о рождении ребенка (детей), свидетельства о браке, о расторжении брака, решения суда – при получении имущественного налогового вычета членами семьи (п. 2 ст. 166 НК).
6 (369). Организация проводит рекламные игры. В соответствии с условиями игры физические лица должны вырезать определенное количество штрих-кодов из упаковки определенных товаров и получить один из призов: мягкую игрушку, кружку, упаковку чая или кофе.
Следует ли организации исчислить и уплатить в бюджет подоходный налог с физических лиц исходя из стоимости выданных призов?
Не следует, если по условиям игры не требуются сведения о получателях призов.
Объектом обложения подоходным налогом с физических лиц не признают доходы, полученные плательщиками в размере стоимости товаров, розданных в рамках проведения рекламы и рекламных игр, если по условиям их проведения отсутствуют сведения о получателях таких товаров (подп. 2.17 п. 2 ст. 153 НК).
Таким образом, если организация выдает призы в рамках рекламной игры без необходимости предъявления физическим лицом паспорта или иного документа, удостоверяющего личность, что предусмотрено условиями проведения рекламной игры, то доход в виде выданных товаров (призов) не подлежит обложению подоходным налогом с физических лиц.
Николай Савельев, экономист
7 (370). Организация предоставила другой организации беспроцентный денежный заем. За несвоевременный возврат займа в порядке судебного приказного производства с должника взысканы проценты за пользование чужими денежными средствами.
Возникает ли в данной ситуации объект обложения НДС?
Объектами обложения НДС признают обороты по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь (ст. 93 НК).
Поскольку предметом договора займа являются денежные средства, а деньги для целей НДС в соответствии с частью четвертой п. 3 ст. 93 НК не относятся к товарам, то объект обложения НДС при предоставлении безвозмездного займа отсутствует.
Операции по предоставлению возмездных денежных займов освобождены от обложения НДС (подп. 1.47 п. 1 ст. 94 НК).
На основании указанной нормы объектом обложения НДС признают проценты, уплата которых предусмотрена договором займа.
Д-т 51 – К-т 66, 67
– получен денежный заем;
Д-т 91 – К-т 66, 67
– начислены проценты, уплата которых предусмотрена договором займа*.
____________________________
* Здесь и далее корреспонденция счетов составлена редакцией.
Увеличение налоговой базы на суммы санкций предусмотрено при получении санкций за нарушение покупателями (заказчиками) условий договоров (подп. 18.2 п. 18 ст. 98 НК).
Увеличение налоговой базы НДС на сумму санкций, полученных за нарушение условий договоров займа, не предусмотрено.
Д-т 90 – К-т 76
– начислены по решению суда проценты (санкции) за пользование чужими денежными средствами;
Д-т 76 – К-т 51
– перечислены указанные санкции займодавцу.
Исходя из изложенного проценты за пользование предоставленными денежными средствами, взысканные по решению суда за несвоевременный возврат займа, не признают объектом обложения НДС.
8 (371). Организация производит прием белья в стирку и химчистку. Стирку и химчистку осуществляет другая организация.
Будет ли организация, осуществляющая прием белья в стирку и химчистку, освобождаться от НДС?
Будет при соблюдении определенного условия.
Освобождены от обложения НДС обороты по реализации на территории Республики Беларусь населению услуг по стирке и химической чистке (подп. 1.43 п. 1 ст. 94 НК).
При отнесении оказываемых организациями и индивидуальными предпринимателями услуг к услугам, перечисленным в подп. 1.43 п. 1 ст. 94 НК, необходимо руководствоваться положениями Общегосударственного классификатора Республики Беларусь (ОКРБ 015-2003) "Услуги населению", утвержденного постановлением Госстандарта РБ от 09.12.2003 № 49 (далее – ОКРБ 015-2003) (письмо МНС РБ от 05.01.2010 № 2-1-9/9).
При этом к услугам по стирке и химической чистке относятся услуги непосредственно по химической чистке, включая прочие услуги при химической чистке, услуги прачечных.
К услугам по стирке белья для населения, освобождаемым от НДС, относятся те услуги, которые классифицированы в ОКРБ 015-2003 как услуги прачечных (стирка прямого и фасонного х/б и льняного белья, стирка верхних мужских сорочек и т.д.).
Организация является заказчиком услуг по стирке белья у сторонней организации. При этом в стирку может приниматься белье не только от граждан, но и от юридических лиц (больница, детский сад и др.).
Льгота по НДС может быть применена только по услугам, оказываемым населению.
9 (372). Организация – резидент РФ, не имеющая представительства в Республике Беларусь, планирует выполнение строительно-монтажных работ в Республике Беларусь. Для выполнения ряда работ по договору организации необходимо будет привлечь субподрядные организации: российские (не имеющие представительства в РБ) и белорусские.
Какие налоговые обязательства в Республике Беларусь возникнут у организации в связи с выполнением строительномонтажных работ?
Иностранные организации признаются плательщиками налогов и сборов на территории Республики Беларусь и несут обязанность по уплате соответствующих налогов и сборов по деятельности, осуществляемой в Республике Беларусь (часть вторая п. 3 ст. 14 НК).
Рассмотрим норму п. 1 ст. 139 НК. Ею разъяснено, что постоянным представительством иностранной организации, расположенным на территории Республики Беларусь, признается:
– обособленное структурное подразделение (учреждение) или иное место производства товаров, выполнения работ, оказания услуг, осуществления иной деятельности, расположенные на территории Республики Беларусь, через которые осуществляется предпринимательская и иная деятельность иностранной организации, позволяющая получать прибыль, за исключением следующих видов деятельности:
хранения, демонстрации или поставки товаров собственного производства. Поставкой считаются доставка и отгрузка товаров без их реализации на территории Республики Беларусь через постоянное представительство;
закупки товаров для иностранной организации;
сбора или распространения информации для иностранной организации;
осуществления иных видов деятельности, если при этом деятельность в целом носит подготовительный или вспомогательный характер;
– организация или физическое лицо, осуществляющие деятельность от имени иностранной организации и (или) в ее интересах и (или) имеющие и использующие полномочия иностранной организации на заключение контрактов или согласование их существенных условий.
Строительная площадка, монтажный или сборочный объект признаются постоянным представительством иностранной организации, если такие площадка или объект существуют на территории Республики Беларусь в течение периода, превышающего 180 дней в любом 12-месячном периоде, начинающемся или заканчивающемся в соответствующем налоговом периоде (п. 4 ст. 139 НК).
Началом существования строительной площадки признается более ранняя из следующих дат:
– дата подписания акта о передаче площадки подрядчику (акта о допуске персонала субподрядчика для выполнения его части совокупного объема работ);
– дата фактического начала работ.
Иностранные организации, в т.ч. генеральные подрядчики, субподрядчики, осуществляющие строительство или сборку объектов и состоящие на учете в налоговых органах РБ, уплачивают НДС с начала осуществления такой деятельности на территории Республики Беларусь (п. 2 ст. 92 НК).
При реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь иностранными организациями, не осуществляющими деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство и не состоящими в связи с этим на учете в налоговых органах РБ, обязанность по исчислению и перечислению в бюджет НДС возлагается на состоящих на учете в налоговых органах РБ организации и индивидуальных предпринимателей, приобретающих данные товары (работы, услуги), имущественные права (п. 1 ст. 92 НК).
Таким образом, если организация будет выполнять работы на объекте более 180 дней в году, то ее деятельность будет рассматриваться как деятельность иностранной организации, осуществляемая на территории Республики Беларусь через постоянное представительство. В таком случае у организации возникнет обязанность по исчислению и уплате НДС и налога на прибыль с начала осуществления строительства.
Если строительно-монтажные работы организацией будут выполняться менее 180 дней, то НДС будет уплачивать покупатель этих работ.
Анна Уралова, экономист
10 (373). Организация в июле 2012 г. ввезла из Российской Федерации подакцизный сидр фруктово-ягодный для последующей реализации. Оплата данного товара не производилась.
Надо ли было произвести уплату акцизов при ввозе указанного сидра?
Надо.
При импорте товаров на территорию одного государства – участника Таможенного союза с территории другого государства – участника Таможенного союза косвенные налоги взимают налоговые органы государства-импортера, если иное не установлено законодательством этого государства в части товаров, подлежащих маркировке акцизными марками (учетно-контрольными марками, знаками). Косвенные налоги не взимают при импорте на территорию государства – участника Таможенного союза товаров, которые в соответствии с законодательством этого государства не подлежат налогообложению при ввозе на его территорию (ст. 3 Соглашения о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе от 25.01.2008 (далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – Соглашение)).
Порядок взимания косвенных налогов и механизм контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров осуществляют в соответствии с отдельным протоколом, заключаемым между сторонами Соглашения (ст. 4 Соглашения). В настоящее время это Протокол о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в Таможенном союзе от 11.12.2009 (далее по тексту рубрики " Вопрос – ответ" – Протокол).
Так, косвенные налоги по товарам, импортируемым на территорию одного государства – члена Таможенного союза с территории другого государства – члена Таможенного союза, взимает налоговый орган государства – члена Таможенного союза, на территорию которого импортированы товары, по месту постановки на учет налогоплательщиков – собственников товаров, включая налогоплательщиков, применяющих специальные режимы налогообложения, с учетом особенностей, предусмотренных подп. 1.1–1.5 п. 1 ст. 2 Протокола. При этом для целей Протокола собственником товаров признают лицо, которое обладает правом собственности на товары или к которому переход права собственности на товары предусматривается договором (контрактом).
Налоговой базой для обложения акцизами являются объем, количество (иные показатели) импортированных подакцизных товаров в натуральном выражении, в отношении которых установлены твердые (специфические) ставки акцизов, либо стоимость импортированных подакцизных товаров, в отношении которых установлены адвалорные ставки акцизов.
Налоговую базу для исчисления акцизов определяют на дату принятия на учет налогоплательщиком импортированных подакцизных товаров, но не позднее срока, установленного законодательством государства – члена Таможенного союза, на территорию которого импортированы подакцизные товары (п. 4 ст. 2 Протокола).
Объектами обложения акцизами признают ввозимые на территорию Республики Беларусь подакцизные товары и (или) возникновение иных обстоятельств, с наличием которых Налоговый кодекс, законы по вопросам таможенного регулирования в Республике Беларусь, таможенное законодательство Таможенного союза, международные договоры, регулирующие взимание косвенных налогов в Таможенном союзе, и (или) акты Президента связывают возникновение обязанности по уплате акцизов (подп. 1.2 п. 1 ст. 113 НК).
Организация осуществила ввоз подакцизного товара, и налоговая база для исчисления акцизов по этому товару не зависит от его стоимости. Поэтому при ввозе из РоссийскойФедерации подакцизного сидра фруктовоягодного, полученного без оплаты, ей следовало произвести исчисление и уплату акцизов.
Д-т 41 – К-т 68
– отражены начисленные акцизы.
11 (374). Вправе ли белорусский экспортер произведенных подакцизных товаров применить освобождение от акцизов (при наличии подтверждающих освобождение от акцизов документов), если эти товары передаются в порядке предметов залога залогодателем залогодержателю при неисполнении обеспеченного залогом обязательства в Чехию?
Вправе при наличии подтверждающих освобождение от акцизов документов.
Объектами обложенияакцизами признают подакцизные товары, производимые плательщиками и реализуемые (передаваемые) ими на территории Республики Беларусь (подп. 1.1 п. 1 ст. 113 НК).
Для целей исчисления акцизов реализацией (передачей) подакцизных товаров признают также передачу подакцизных товаров:
– в качестве предметов залога залогодателем залогодержателю (кредитору) при неисполнении обеспеченного залогом обязательства;
– по соглашению о предоставлении отступного или новации, договору займа, договору аренды (финансовой аренды (лизинга)) (п. 2 ст. 113 НК).
Освобождают от акцизов при реализации (передаче) подакцизные товары, помещенные под таможенную процедуру экспорта, реэкспорта, а также вывезенные (без обязательств об обратном ввозе на территорию Республики Беларусь) в государства – члены Таможенного союза при условии подтверждения фактического вывоза подакцизных товаров за пределы территории Республики Беларусь (подп. 1.5 п. 1 ст. 114 НК).
Действие подп. 1.5 п. 1 ст. 114 НК не распространяется на реализацию (передачу) подакцизных товаров, вывозимых за пределы Республики Беларусь по товарообменным (бартерным) операциям.
Подтверждением фактического вывоза подакцизных товаров за пределы Республики Беларусь (кроме вывоза подакцизных товаров в государства – члены Таможенного союза) является наличие у плательщика:
– контракта, заключенного с нерезидентом РБ, на основании которого осуществляется реализация (передача) подакцизных товаров;
– копии заверенной личной номерной печатью должностного лица таможенного органа декларации на товары с отметками таможенного органа о выпуске подакцизных товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой с отметкой таможенного органа РБ "Товар вывезен" и указанием даты выдачи подтверждения или заверенный личной номерной печатью должностного лица таможенного органа специальный реестр вывезенных подакцизных товаров с отметкой таможенного органа РБ "Товар вывезен" и указанием даты выдачи подтверждения (представляются в налоговый орган одновременно с налоговой декларацией (расчетом) по акцизам плательщиками, не осуществляющими декларирование таможенным органам товаров в виде электронного документа). Плательщики, осуществляющие декларирование таможенным органам товаров в виде электронного документа, представляют в налоговый орган одновременно с налоговой декларацией (расчетом) по акцизам информацию о подтверждении вывоза подакцизных товаров за пределы Республики Беларусь в виде реестра номеров электронных таможенных деклараций на товары, выпущенные в соответствии с заявленной таможенной процедурой, с указанием даты и номера разрешения на убытие товара за пределы Республики Беларусь. Форму и порядок заполнения реестра номеров электронных таможенных деклараций на товары, являющегося приложением к налоговой декларации (расчету) по акцизам, утверждает МНС (п. 2 ст. 114 НК).
Таким образом, при наличии подтверждающих освобождение от акцизов документов в рассматриваемой ситуации белорусская организация имеет право на освобождение от акцизов.
Андрей Недоступ, аудитор