НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
1 (385). В октябре 2012 г. по итогам работы за 9 месяцев 2012 г. организация начислила дивиденды своим учредителям – белорусским организациям.
В какой срок организация должна представить налоговую декларацию по налогу на прибыль в части дивидендов и уплатить налог на прибыль по дивидендам?
Декларацию представлять не надо, налог на прибыль по дивидендам следует уплатить не позднее 22 ноября 2012 г.
Дивидендом признают любой доход, начисленный унитарным предприятием собственнику его имущества, иной организацией (кроме простого товарищества) участнику (акционеру) по принадлежащим данному участнику (акционеру) долям (паям, акциям) в порядке распределения прибыли, остающейся после налогообложения (п. 1 ст. 35 Налогового кодекса РБ (далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – НК)).
Дивиденды, а также приравненные к ним доходы, признаваемые таковыми в соответствии с п. 1 ст. 35 НК, начисленные белорусскими организациями, являются объектом обложения налогом на прибыль (п. 1 ст. 126 НК).
Налоговую базу налога на прибыль по дивидендам определяют белорусские организации, их начислившие (п. 4 ст. 141 НК).
Датой начисления дивидендов является дата принятия решения о распределении прибыли путем объявления и выплаты дивидендов, а по дивидендам, начисленным унитарными предприятиями, – дата отражения в бухгалтерском учете обязательств по выплате (передаче) соответственно дивидендов и доходов, приравненных к дивидендам.
Ставка налога на прибыль по дивидендам, начисленным белорусскими организациями, составляет 12 % (п. 5 ст. 142 НК).
Налоговым периодом налога на прибыль с дивидендов, начисленных белорусскими организациями, признается календарный месяц (п. 1 ст. 143 НК).
Сумму налога на прибыль с дивидендов исчисляют как произведение налоговой базы и налоговой ставки. Ее удерживают и перечисляют в бюджет белорусские организации, начислившие дивиденды (п. 12 ст. 143 НК). Такие белорусские организации признаются налоговыми агентами, имеют права и несут обязанности, установленные ст. 23 НК.
Д-т 84 – К-т 75-2 "Расчеты по выплате дивидендов и других доходов"
– начислены дивиденды учредителям – юридическим лицам;
Д-т 75-2 – К-т 68
– начислен налог на прибыль по дивидендам*.
__________________________
* Здесь и далее корреспонденция счетов составлена редакцией.
В 2012 г. налоговые агенты должны производить перечисление в бюджет сумм налога на прибыль по дивидендам не позднее 22-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором были начислены дивиденды. Значит, организация, указанная в вопросе, должна уплатить в бюджет налог на прибыль с дивидендов не позднее 22 ноября 2012 г.
Д-т 84 – К-т 70
– начислены дивиденды учредителям – физическим лицам, работникам организации;
Д-т 70 – К-т 68
– исчислен подоходный налог с суммы начисленных дивидендов.
Также отметим, что с 1 января 2012 г. отменена обязанность организаций представлять в налоговые инспекции налоговые декларации (расчеты) сумм налога на прибыль с дивидендов не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором были начислены дивиденды.
Справочно: со 2 февраля 2012 г. форма налоговой декларации (расчета) по налогу на прибыль и отчислениям в инновационный фонд (приложение 3 к постановлению МНС РБ от 15.11.2010 № 82) изложена в редакции постановления МНС РБ от 02.01.2012 № 1 и не содержит части III "Расчет суммы налога на прибыль с дивидендов".
Поэтому организация, начислившая дивиденды в октябре 2012 г., не должна представлять в налоговую инспекцию налоговую декларацию (расчет) суммы налога на прибыль с дивидендов, причем не только в ноябре 2012 г., но и по итогам 2012 г.
Напомним, что суммы начисленных организацией дивидендов и приравненных к ним доходов не относятся на затраты или внереализационные расходы, учитываемые при налогообложении (подп. 1.10 п. 1 ст. 131 НК), а у получающих организаций дивиденды не включаются в состав внереализационных доходов (подп. 4.8 п. 4 ст. 28 НК).
2 (386). Чем отличается налогообложение дивидендов, начисленных белорусским организациям, от налогообложения дивидендов, начисленных иностранным организациям, не осуществляющим деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство?
Их облагают разными налогами.
Дивиденды, начисленные иностранным организациям, не осуществляющим деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство, облагают налогом на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство, в порядке, установленном гл. 15 НК.
Ставка налога на доходы с дивидендов составляет также 12 %. Налоговым периодом налога на доходы признают календарный месяц, на который приходится дата возникновения обязательства по уплате налога на доходы.
Сумму налога на доходы исчисляют как произведение налоговой базы и налоговой ставки.
Налог на доходы исчисляют, удерживают и перечисляют в бюджет юридические лица, начисляющие и (или) выплачивающие доход иностранной организации, не осуществляющей деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство. Указанные юридические лица признаются налоговыми агентами и имеют права, несут обязанности, установленные ст. 23 НК.
Налоговая декларация (расчет) по налогу на доходы представляется юридическим лицом РБ, начисляющим и (или) выплачивающим доход иностранной организации, не осуществляющей деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство, в налоговую инспекцию по месту постановки на учет такого юридического лица не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 5 ст. 150 НК).
Если бы в изложенной выше ситуации белорусская организация в октября 2012 г. начислила дивиденды иностранной организации, то она должна была бы не позднее 20 ноября 2012 г. представить в налоговую инспекцию налоговую декларацию. Налог на доходы перечисляется в бюджет не позднее 22-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. То есть в нашем примере не позднее 22 ноября 2012 г.
3 (387). Землеустроительные службы местных исполнительных комитетов обязаны ежегодно не позднее 10 февраля представлять в налоговые инспекции информацию о земельных участках.
Может ли налоговая инспекция привлечь землеустроительную службу местного исполнительного комитета к административной ответственности за непредставление или неполное представление указанной информации?
Может.
Землеустроительные службы местных исполнительных комитетов должны представлять налоговым органам сведения о наличии земель (площадь, функциональное использование, целевое назначение и кадастровая стоимость земельных участков на 1 января налогового периода) по месту нахождения земельного участка. Такие сведения представляются ежегодно, не позднее 10 февраля, и по форме, утвержденной в электронном виде (п. 3 ст. 202 НК).
Порядок и форма представления информации утверждены совместным приказом МНС и Госкомимущества РБ от 29.03.2012 № 50.
Непредставление в установленный срок плательщиком, налоговым агентом, иным лицом в налоговый орган документов и иных сведений, которые они обязаны представлять в соответствии с налоговым законодательством или по запросу налогового органа для осуществления налогового контроля, влечет наложение штрафа в размере 2 базовых величин с увеличением его на 1 базовую величину за каждые 3 календарных дня просрочки представления документов и иных сведений, но не более 30 базовых величин (ч. 1 ст. 13.8 КоАП).
Таким образом, за непредставление в установленный срок или представление в неполном объеме иным лицом (в данном случае землеустроительной службой) в налоговую инспекцию сведений о наличии земель, которые оно обязано представлять согласно п. 3 ст. 202 НК, может быть применена административная ответственность на основании ч. 1 ст. 13.8 КоАП.
В то же время следует учитывать, что за представление землеустроительной службой сведений не по утвержденной форме административная ответственность не предусмотрена.
Данная ответственность может быть применена к землеустроительной службе и за несвоевременное представление информации о земельных участках, на которых расположены объекты сверхнормативного незавершенного строительства.
Справочно: с 1 января 2012 г. на земельные участки (части земельного участка), занятые объектами сверхнормативного незавершенного строительства, применяются ставки земельного налога, увеличенные на коэффициент 2.
В связи с этим землеустроительные службы местных исполнительных комитетов обязали в течение 10 рабочих дней со дня обнаружения таких объектов либо по запросу налоговых инспекций представлять налоговым инспекциям по месту нахождения этих земельных участков (частей земельного участка) следующую информацию о них: площадь, функциональное использование, целевое назначение, кадастровую стоимость земельных участков (частей земельного участка) на 1 января налогового периода, а также период пользования этими земельными участками (частями земельного участка) (часть пятая п. 3 ст. 202 НК).
Иван Данилов, экономист
4 (388). Работница организации растит сына 2008 г.р. Ей предоставляется стандартный налоговый вычет в размере 123 000 бел. руб. Отец ребенка в 2009 г. был лишен родительских прав. Рассмотрим вопросы, возникшие в данной ситуации.
4.1. Имеет ли право организация предоставить этой работнице стандартный налоговый вычет по подоходному налогу в двойном размере?
Такое право есть.
Вдове (вдовцу), одинокому родителю, приемному родителю, опекуну или попечителю стандартный налоговый вычет предоставляется в размере 246 000 бел. руб. в месяц на каждого ребенка до 18 лет и (или) каждого иждивенца (подп. 1.2 п. 1 ст. 164 НК). При этом НК непосредственно предусмотрено, что одинокими родителями признаются:
– мать (отец), не состоящая (не состоящий) в браке, имеющая (имеющий) ребенка, сведения об отце (о матери) которого записаны в книге записей актов о рождении по указанию матери (отца);
– родитель, если второй родитель ребенка умер или лишен родительских прав.
Предоставление стандартного налогового вычета в размере 246 000 бел. руб. в месяц вдове (вдовцу), одинокому родителю при их вступлении в брак прекращается с месяца, следующего за месяцем усыновления (удочерения) ребенка.
Таким образом, в настоящее время мать ребенка, если второй родитель ребенка лишен родительских прав, имеет право на получение вычета в повышенном размере.
Приведенная норма применяется с 1 января 2011 г. (Закон РБ от 15.10.2010 № 174-З "О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Республики Беларусь"). Таким образом, с января 2011 г. работница имеет право на получение стандартного налогового вычета в увеличенном размере.
До указанной даты налоговое законодательство предусматривало, что одиноким родителям стандартный налоговый вычет предоставляется в повышенном размере, однако одинокими родителями признавались:
– мать (отец), не состоящая (не состоящий) в браке, имеющая (имеющий) ребенка, сведения об отце (о матери) которого записаны в книге записей актов о рождении по указанию матери (отца);
– родитель, если второй родитель ребенка умер.
Следовательно, в 2009 и 2010 гг. мать ребенка, отец которого был лишен родительских прав, не могла признаваться одиноким родителем и соответственно не получала стандартный налоговый вычет в повышенном размере.
4.2. Можно ли этой работнице предоставить в 2012 г. указанные налоговые вычеты за 2011 г.?
Можно.
Предоставить право на получение вычетов работнице за 2011 г. организация может в настоящее время. При перерасчете размера вычетов за прошлые месяцы возникает излишне уплаченная сумма налога.
Излишне удержанные налоговым агентом суммы подоходного налога с физических лиц налоговый агент может засчитать в уплату предстоящих платежей по подоходному налогу с физических лиц либо возвратить плательщику (п. 3 ст. 181 НК).
В случае прекращения налоговым агентом выплат доходов плательщику (в т.ч. вследствие прекращения трудового договора (контракта), расторжения гражданско-правового договора либо по иной причине) налоговый агент производит возврат излишне удержанного подоходного налога с физических лиц плательщику.
Д-т 70 – К-т 68
– методом "красное сторно" отражены излишне удержанные налоговым агентом суммы подоходного налога;
Д-т 70 – К-т 50
– произведена выплата излишне удержанного ранее подоходного налога.
Возврат плательщику излишне удержанных сумм подоходного налога с физических лиц производится за счет общей суммы подоходного налога с физических лиц, подлежащей удержанию с доходов плательщиков и уплате в бюджет, или за счет собственных средств налогового агента с последующим возмещением этих расходов за счет общей суммы подоходного налога с физических лиц, подлежащей удержанию с доходов плательщиков и уплате в бюджет.
В случае если у налогового агента отсутствуют выплаты доходов физическим лицам (в т.ч. вследствие прекращения трудового договора (контракта), расторжения гражданско-правового договора) либо налоговый агент не осуществляет финансово-хозяйственную деятельность, то возврат сумм излишне удержанного подоходного налога с физических лиц плательщику производит налоговый орган на основании заявления плательщика, представляемого в налоговый орган по месту постановки на учет налогового агента. Налоговый орган по месту постановки на учет налогового агента не позднее 5 дней со дня подачи заявления плательщика истребует у налогового агента документы, подтверждающие факт излишнего удержания и перечисления в бюджет подоходного налога с физических лиц с доходов плательщика.
Налоговый агент в 7-дневный срок со дня получения обращения налогового органа представляет в налоговый орган документы, указанные выше. Возврат плательщику сумм излишне удержанного налога производит налоговый орган не позднее 1 месяца со дня подачи заявления плательщиком.
Излишне удержанные налоговым агентом суммы подоходного налога с физических лиц с доходов плательщика, полученных в предшествующие налоговые периоды, но не более чем за 3 предшествующих года, подлежат возврату налоговым агентом (п. 4 ст. 181 НК).
Юрий Веремейко, юрист
5 (389). Предприятие в августе 2012 г. заключило договор с учреждением образования об оказании образовательных услуг своему специалисту (получает первое высшее образование).
Необходимо ли включать в доходы данного специалиста для исчисления подоходного налога сумму перечисленных денежных средств за его обучение?
Нет, если будут выполнены 3 условия.
От подоходного налога с физических лиц освобождают доходы, полученные плательщиком, имеющим право на социальный налоговый вычет по подп. 1.1 п. 1 ст. 165 НК, в виде безналичной оплаты организацией или индивидуальным предпринимателем стоимости его обучения в учреждениях образования РБ при получении первого высшего, первого среднего специального, первого профессионально-технического образования, а также в виде расходов на погашение кредитов (включая проценты по ним) банков РБ, фактически израсходованных плательщиком на такое образование (подп. 1.35 п. 1 ст. 163 НК).
Иными словами, данную льготу можно применить, если будут выполнены сразу 3 условия:
1) обучение должно осуществляться в учреждении образования РБ;
2) высшее (среднее специальное или профессионально-техническое) образование должно получаться впервые;
3) предприятие должно оплатить расходы на обучение в безналичной форме.
Если указанные условия соблюдены, то в рассматриваемом случае расходы предприятия на обучение специалиста не будут являться для него доходом, подлежащим обложению подоходным налогом, при представлении предприятию следующих документов:
– справки (ее копии) учреждения образования РБ, подтверждающей, что плательщик являлся обучающимся учреждения образования и получает либо получал первое высшее, первое среднее специальное или первое профессионально-техническое образование, с указанием периода получения образования;
– копии договора о подготовке специалиста на платной основе, заключенного с учреждением образования РБ.
6 (390). Семья, состоящая на учете для улучшения жилищных условий, меняет свою однокомнатную квартиру на трехкомнатную с доплатой из собственных сбережений в момент заключения договора купли-продажи. При этом в отношении новой квартиры будет заключен брачный контракт о соотношении долей собственности супругов.
Документы, подтверждающие нуждаемость в улучшении жилищных условий и другие документы, подтверждающие указанную сделку, представлены одним из супругов по месту основной работы.
Каков порядок предоставления имущественного налогового вычета, установленного подп. 1.1 п. 1 ст. 166 НК, в данной ситуации?
Вычет предоставляется пропорционально долям супругов либо в соответствии с их письменным заявлением.
При определении размера налоговой базы по подоходному налогу плательщик имеет право на применение имущественного налогового вычета в сумме фактически произведенных им и членами его семьи (супругом (супругой), их не состоящими в браке на момент осуществления расходов детьми и иными лицами, признанными в судебном порядке членами семьи плательщика), состоящими на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, расходов:
– на строительство либо приобретение на территории Республики Беларусь индивидуального жилого дома или квартиры;
– на погашение кредитов банков РБ, займов, полученных от белорусских организаций и (или) белорусских индивидуальных предпринимателей (включая проценты по ним, за исключением процентов, уплаченных за несвоевременный возврат (погашение) кредитов, займов и (или) за несвоевременную уплату процентов по кредитам, займам), фактически израсходованных ими на эти цели (подп. 1.1 п. 1 ст. 166 НК).
Документами, подтверждающими факт приобретения квартиры и фактически произведенные плательщиком и членами его семьи расходы на ее приобретение, будут являться:
– справка (ее копия) местного исполнительного и распорядительного органа или иного государственного органа и других государственных организаций, организаций негосударственной формы собственности по месту работы (службы), подтверждающая, что плательщик и члены его семьи состоят на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Справка выдается по форме, утвержденной постановлением Минжилкомхоза РБ от 27.12.2010 № 28 "О некоторых мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 27 октября 2010 г. № 552" (приложение № 14);
– документы, подтверждающие регистрацию права собственности на квартиру;
– договор купли-продажи квартиры;
– документы, подтверждающие фактическую оплату товаров (работ, услуг, в т.ч. риэлтерских услуг), квитанции к приходным кассовым ордерам, платежные инструкции о перечислении денежных средств со счета плательщика на счет продавца, товарные и кассовые чеки, акты о закупке товаров у физических лиц и другие документы.
При этом документы, подтверждающие фактически произведенные расходы на приобретение квартиры, должны содержать информацию о фамилии, имени, отчестве плательщика, сумме и дате оплаты, назначении платежа, если такие требования предусмотрены законодательством, регулирующим порядок оформления указанных документов.В случае если документы не содержат указанных реквизитов, к ним следует приложить справку получателя платежа, скрепленную печатью.
В рассматриваемой ситуации имущественный налоговый вычет может быть произведен на основании договора купли-продажи в размере сумм, фактически уплаченных на момент его заключения (в размере доплаты из собственных сбережений).
При приобретении индивидуальных жилых домов и квартир в общую долевую либо общую совместную собственность размер имущественного налогового вычета распределяется между участниками общей долевой либо общей совместной собственности пропорционально их доле либо в соответствии с их письменным заявлением (в случае приобретения индивидуального жилого дома или квартиры в общую совместную собственность).
7 (391). Сотрудник организации женат на женщине с 2 несовершеннолетними детьми, которые им не усыновлены. Отец этих детей уплачивает алименты. В браке у данного сотрудника родился совместный ребенок.
В каком размере сотруднику могут быть предоставлены стандартные налоговые вычеты, установленные подп. 1.2 п. 1 ст. 164 НК?
В размере 123 000 руб.
При определении размера налоговой базы по подоходному налогу плательщик имеет право применить стандартный налоговый вычет в размере 123 000 руб. в месяц на ребенка до 18 лет и (или) каждого иждивенца (подп. 1.2 п. 1 ст. 164 НК).
При этом родителям, имеющим 2 и более детей в возрасте до 18 лет, такой стандартный налоговый вычет предоставляется в размере 246 000 руб. на каждого ребенка в месяц.
Основанием для осуществления данного стандартного налогового вычета являются имеющиеся у налогового агента сведения о наличии у плательщика ребенка (детей), а при отсутствии таких сведений – копия свидетельства о рождении ребенка (детей), либо исполнительный лист на взыскание средств на содержание ребенка (детей), либо заявление плательщика на удержание алиментов в добровольном порядке (п. 4 ст. 164 НК).
Стандартный налоговый вычет предоставляется обоим родителям (за исключением родителей, лишенных родительских прав), родителям-воспитателям в детских домах семейного типа, детских деревнях (городках), приемному родителю, вдове (вдовцу), одинокому родителю, опекуну или попечителю,на содержании которых находятся ребенок и (или) иждивенец.
Так как в рассматриваемой ситуации сотрудник организации не является родителем 2 детей (они им не усыновлены), в отношении их он не имеет права на стандартный налоговый вычет. Стандартный налоговый вычет может быть предоставлен только на третьего совместного ребенка в размере 123 000 руб. в месяц на основании представленных им документов, указанных выше.
8 (392). В организацию в сентябре 2012 г. в качестве основного работника принята новая сотрудница, которая согласно представленным в бухгалтерию документам одна воспитывает 2 несовершеннолетних детей. С отцом этих детей она разведена, и он после развода умер. В другом браке она не состояла и не состоит.
В каком размере организация, как налоговый агент, вправе при исчислении подоходного налога предоставлять ей стандартный налоговый вычет на детей?
В размере 492 000 руб. в месяц.
При определении размера налоговой базы по подоходному налогу плательщик имеет право применить стандартный налоговый вычет в размере 123 000 руб. в месяц на ребенка до 18 лет и (или) каждого иждивенца (подп. 1.2 п. 1 ст. 164 НК)).
При этом родителям, имеющим 2 и более детей в возрасте до 18 лет или детей-инвалидов в возрасте до 18 лет, такой стандартный налоговый вычет предоставляется в размере 246 000 руб. на каждого ребенка в месяц.
Кроме того, право на вычет в двойном размере имеют также вдовы (вдовцы), одинокие родители, приемные родители, опекуны или попечители.
Напомним, что одинокими родителями признают:
– мать (отца), не состоящую (не состоящего) в браке, имеющую (имеющего) ребенка, сведения об отце (о матери) которого записаны в книге записей актов о рождении по указанию матери (отца);
– родителя, если второй родитель ребенка умер или лишен родительских прав.
Отметим, что предоставление стандартного налогового вычета в двойном размере вдове (вдовцу), одинокому родителю при их вступлении в брак прекращается с месяца, следующего за месяцем усыновления (удочерения) ребенка.
С учетом изложенного в рассматриваемой ситуации новая сотрудница имеет право на вычет в двойном размере по 2 основаниям:
1) как воспитывающая 2 несовершеннолетних детей;
2) как являющаяся одиноким родителем.
Вместе с тем стандартный налоговый вычет плательщикам, относящимся к двум и более категориям, может быть предоставлен в размере, не превышающем 246 000 руб. в месяц на каждого ребенка и (или) каждого иждивенца (п. 2 ст. 164 НК).
Таким образом, организация, как налоговый агент, вправе при исчислении подоходного налога предоставлять данной сотруднице стандартный налоговый вычет, установленный подп. 1.2 п. 1 ст. 164 НК, в размере 492 000 руб. в месяц.
Анна Павлова, экономист
9 (393). Организация – резидент РБ приобрела у белорусского банка банковский золотой слиток массой 7 500 г, который в дальнейшем обратно реализован банку. Операции по купле-продаже слитка осуществлены путем переводов рублевого эквивалента по безналичному металлическому счету без фактического получения и передачи слитка.
Является ли данная операция объектом обложения НДС и подлежит ли она отражению в налоговой декларации (расчете) по НДС?
Не является.
Условия проведения банковской операции по покупке и продаже драгоценных металлов определяют в договоре, заключаемом банком с клиентом. Покупка и продажа драгметаллов может быть осуществлена путем их безналичного перевода или путем передачи наличных драгоценных металлов. Данная норма предусмотрена пп. 17, 26 Инструкции по совершению банками банковских операций с драгоценными металлами, утвержденной постановлением Правления Нацбанка РБ от 10.12.2004 № 186.
Характеристика счетов, предназначенных для учета драгоценных металлов, включает в себя следующие понятия:
– металлические счета – обезличенные, депозитные, вкладные металлические счета, предназначенные для размещения и учета золота, серебра, платины, палладия (для Нацбанка также иридия, родия, рутения, осмия);
– обезличенный металлический счет – металлический счет, предназначенный для учета золота, серебра, платины и палладия в виде банковских слитков (для Нацбанка также иридия, родия, рутения, осмия в виде легкоплавкой губки, порошка с чистой массой металла не менее 99,90 %) без указания их индивидуальных признаков (п. 2 Инструкции о порядке открытия и ведения счетов в драгоценных металлах, утвержденной постановлением Правления Нацбанка РБ от 04.04.2006 № 57).
Д-т 60 – К-т 51
– перечислены средства на покупку безналичных драгоценных металлов;
Д-т 55-2 (субсчет "Счета в драгоценных металлах") – К-т 60
– отражено поступление безналичных драгоценных металлов на обезличенный металлический счет.
Обороты по реализации на территории Республики Беларусь драгоценных металлов и драгоценных камней, в т.ч. при реализации организациями банкам, между банками, банками организациям и физическим лицам банковских и мерных слитков из драгоценных металлов, слитковых (инвестиционных) монет из драгоценных металлов, освобождены от обложения НДС (подп. 1.17.5 п. 1 ст. 94 НК).
С учетом изложенного оборот по реализации банку драгоценных металлов с обезличенного металлического счета подлежит освобождению от НДС с отражением по стр. 8 разд. I части 1 налоговой декларации (расчета) по НДС.
Д-т 51 – К-т 90-7 (субсчет "Прочие доходы по текущей деятельности")
– поступила от банка оплата за продажу драгоценного металла с обезличенного металлического счета;
Д-т 90-8 (субсчет "Прочие расходы по текущей деятельности") – К-т 55-2
– списана стоимость реализованного драгоценного металла.
Ирина Петрович, аудитор
10 (394). Организация арендует теннисный корт 1 раз в неделю для своих работников. С работников плата не взимается.
Следует ли организации исчислять НДС от стоимости платы за аренду корта?
Не следует.
По разъяснениям МНС (см. письмо МНС РБ от 14.03.2008 № 2-1-9/236 "Об актуальных вопросах по исчислению НДС" (вопрос 17)) и исходя из ст. 93 НК, объектом обложения НДС не являются обороты по передаче внутри организации, а также индивидуальным предпринимателем для собственных нужд произведенных и приобретенных товаров (работ, услуг), имущественных прав для собственного потребления непроизводственного характера, стоимость которых не относится на издержки производства и обращения.
Поскольку в указанной ситуации не происходит безвозмездного оказания услуг, а теннисный корт используется для собственного потребления, то объект обложения НДС при списании за счет собственных средств затрат на аренду отсутствует.
При этом необходимо наличие распоряжения (приказа) руководителя организации об аренде корта для проведения спортивных мероприятий. В этом распоряжении (приказе)должно быть указано, что такие расходы осуществляются для целей организации. В таком случае будет иметь место собственное потребление непроизводственного характера.
Д-т 90-8 (субсчет "Прочие расходы по текущей деятельности", аналитический счет "Расходы, неучитываемые при налогообложении") – К-т 60
– на стоимость аренды теннисного корта;
Д-т 18 – К-т 60
– на сумму НДС, выставленную арендодателем;
Д-т 68 – К-т 18
– принят к вычету указанный НДС.
Наталья Нехай, экономист
11 (395). Следует ли белорусскому заказчику услуг по проектированию фасада здания исчислять НДС в Республике Беларусь, если эти услуги оказаны литовской организацией, не осуществляющей деятельности в Республике Беларусь через постоянное представительство?
Следует.
При реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь иностранными организациями, не осуществляющими деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство и не состоящими в связи с этим на учете в налоговых органах РБ,обязанность по исчислению и перечислению в бюджет НДС возлагается на состоящих на учете в налоговых органах РБ организации и индивидуальных предпринимателей, приобретающих данные товары (работы, услуги), имущественные права. Такие организации и индивидуальные предприниматели имеют права и несут обязанности, установленные ст. 21 и 22 НК (ст. 92 НК).
Следовательно, необходимо определить место реализации оказанных услуг, для чего обратимся к ст. 33 НК.
Местом реализации работ, услуг, имущественных прав признают территорию Республики Беларусь, если покупатель (приобретатель) работ, услуг, имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности осуществляет деятельность на территории Республики Беларусь и (или) местом его нахождения (местом жительства) является Республика Беларусь (подп. 1.4 п. 1 ст. 33 НК).
Положения подп. 1.4 п. 1 ст. 33 НК применяют также в отношении оказания аудиторских, консультационных, маркетинговых, юридических, бухгалтерских, инжиниринговых (включая предпроектные, проектные услуги, проектно-конструкторские разработки), рекламных услуг, услуг по обработке информации, предоставлению информации, дизайнерских услуг (включая услуги по разработке дизайн-макетов), выполнения научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических (технологических) работ.
Дизайнерские услуги – услуги по проектированию художественных форм, внешнего вида изделий, фасадов зданий, интерьеров помещений, художественному конструированию (п. 3 ст. 33 НК).
Таким образом, если дизайнерские услуги оказываются резиденту РБ, то местом реализации этих услуг является территория Республики Беларусь.
На основании изложенного белорусская организация должна исчислить НДС в Республике Беларусь при приобретении таких услуг в общеустановленном порядке.
Д-т 08 – К-т 60
– отражена стоимость услуг по проектированию фасада здания;
Д-т 18 – К-68
– исчислен НДС от стоимости услуг.
Андрей Недоступ, аудитор
ТАМОЖЕННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
12 (396). Белорусское предприятие планирует осуществлять поставки из Польши в Беларусь ткани, которую будет использовать в собственном производстве. Готовая продукция будет реализовываться на территории Таможенного союза.
В данной ситуации возникли следующие вопросы:
12.1. На каких условиях возможен импорт указанных товаров в Республику Беларусь с точки зрения требований таможенного законодательства?
При использовании ткани для производства продукции, реализацию которой планируется осуществлять на территории Таможенного союза, такая ткань должна быть помещена под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления. Выпуск для внутреннего потребления – это таможенная процедура, при помещении под которую иностранные товары находятся и используются на таможенной территории Таможенного союза без ограничений по их пользованию ираспоряжению, если иное не установлено Таможенным кодексом Таможенного союза (далее – ТК ТС) (ст. 209 ТК ТС).
Условиями помещения товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления в соответствии со ст. 210 ТК ТС являются:
1) уплата ввозных таможенных пошлин, налогов, если не установлены тарифные преференции, льготы по уплате таможенных пошлин, налогов;
2) соблюдение запретов и ограничений;
Товары, в отношении которых предусмотрены запреты и ограничения, определены Единым перечнем товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами – участниками Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами, который утвержден решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества (Высшего органа Таможенного союза) от 27.11.2009 № 19 "О едином нетарифном регулировании Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации".
Рассматриваемые товары под действие указанного Единого перечня не подпадают;
3) представление документов, подтверждающих соблюдение ограничений в связи сприменением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер.
Отметим, что к рассматриваемым товарам специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные меры в настоящее время не применяются.
Справочно: применение специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер предусмотрено Указом Президента РБ от 12.10.2009 № 498 "О специальной пошлине на ввозимые на таможенную территорию Республики Беларусь сетки стеклянные (стеклосетки)", решениями Комиссии Таможенного союза от 22.06.2011 № 699-706, от 18.11.2011 № 856, от 09.12.2011 № 904, решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 24.05.2012 № 49 "О мерах по защите экономических интересов производителей металлопроката с полимерным покрытием в Таможенном союзе".
12.2. Какие таможенные платежи необходимо уплатить при ввозе ткани и по каким ставкам?
Ввозная таможенная пошлина, НДС, таможенный сбор.
Применительно к рассматриваемым товарам такими платежами являются ввозная таможенная пошлина и НДС.
Ставки ввозных таможенных пошлин установлены Единым таможенным тарифом Таможенного союза. Он утвержден Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 № 54 "Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза и Единого таможенного тарифа Таможенного союза". Такие ставки дифференцированы в зависимости от классификации товаров по ТН ВЭД ТС. Рассматриваемые товары классифицируются преимущественно в группах 50–55, 57–60 разд. XI "Текстильные материалы и текстильные изделия" ТН ВЭД ТС, и ставки ввозных таможенных пошлин на них различаются и на отдельные из таких товаров рассмотрены в таблице. В отношении товаров, происходящих из Польши, действующим законодательством каких-либо преференций по уплате ввозных таможенных пошлин не предусмотрено.
НДС в отношении рассматриваемых товаров исчисляется по ставке 20 % (ст. 102 НК). Подлежащая уплате сумма рассчитывается от таможенной стоимости, увеличенной на подлежащую уплате ввозную таможенную пошлину.
Дополнительно отметим, при помещении ткани под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления подлежит уплате таможенный сбор за совершение таможенных операций. Его ставка по данному товару установлена в размере 20 евро Указом Президента РБ от 13.07.2006 № 443 "О таможенных сборах".
12.3. Надо ли при таможенном декларировании ввозимой ткани представлять документы, подтверждающие соответствие?
Не надо.
Положением о порядке ввоза продукции (товаров), подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия, на таможенную территорию Таможенного союза, утвержденным решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 № 319 "О техническом регулировании в таможенном союзе" (далее – решение КТС № 319), определено, что подача таможенной декларации (в частности, на помещение товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления) на продукцию (товары) должна сопровождаться представлением таможенному органу одного из документов, подтверждающих соблюдение установленных ограничений. К таким документам относятся:
– сертификат соответствия и иные документы, предусмотренные законодательством государства – члена Таможенного союза, на территории которого товар помещается под таможенные процедуры;
– декларация о соответствии, предусмотренная законодательством государства – члена Таможенного союза, на территории которой товар помещается под таможенные процедуры;
– сертификат соответствия Таможенного союза, оформленный по единой форме, на товары, включенные в Единый перечень продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия в рамках Таможенного союза с выдачей единых документов, утвержденный решением КТС № 319.
Вышеуказанный Единый перечень не включает в себя такую позицию, как "ткани". Отсутствует она и в постановлении Госстандарта РБ от 16.12.2008 № 60 "Об утверждении перечня продукции, работ, услуг и иных объектов оценки соответствия, подлежащих обязательному подтверждению соответствия в Республике Беларусь".
В связи с этим представление при таможенном декларировании рассматриваемых товаров документов, подтверждающих соответствие, не требуется.
Андрей Аброскин, экономист, специалист таможенного дела налогообложение