Налогообложение
1 (418). Сотрудник организации, являющейся местом его основной работы, в мае 2011 г. в целях получения стандартного налогового вычета, установленного подп. 1.2 п. 1 ст. 164 Налогового кодекса РБ (далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – НК), представил в бухгалтерию документы, подтверждающие, что его совершеннолетний сын с сентября 2010 г. начал получать первое высшее образование в БГУ на дневной форме обучения. При этом второй родитель данного ребенка в 2006 г. лишен родительских прав.
В каком порядке следует предоставить стандартный налоговый вычет в данной ситуации?
При определении размера налоговой базы в соответствии с п. 3 ст. 156 НК плательщик имеет право применить стандартный налоговый вычет в размере 81 000 руб. в месяц на каждого ребенка до 18 лет и (или) каждого иждивенца (подп. 1.2 п. 1 ст. 164 НК). Вдове (вдовцу), одинокому родителю, приемному родителю, опекуну или попечителю данный стандартный налоговый вычет предоставляется в размере 162 000 руб. в месяц на каждого ребенка до 18 лет и (или) каждого иждивенца.
Напомним, что иждивенцами для их родителей, в частности, являются студенты и учащиеся дневной формы обучения старше 18 лет, получающие среднее, первое высшее, первое среднее специальное или первое профессионально-техническое образование.
Согласно внесенным в НК дополнениям с 2011 г., если второй родитель ребенка лишен родительских прав, граждан, воспитывающих ребенка, относят к категории одиноких родителей.
Данный стандартный налоговый вычет предоставляют с месяца рождения ребенка, установления опеки, попечительства или появления иждивенца.
С учетом того что в рассматриваемом случае право на стандартный налоговый вычет возникает с месяца, когда ребенок начал получать соответствующее образование, налоговым агентом перерасчет подоходного налога должен быть произведен следующим образом:
– за сентябрь – декабрь 2010 г. исходя из размера стандартного налогового вычета, действовавшего в 2010 г., – 75 000 руб.;
– за январь – апрель 2011 г. – 162 000 руб.
При этом перерасчет за 2010 г. может быть произведен налоговым агентом только по согласованию с налоговым органом по месту жительства этого физического лица (п. 4 ст. 181 НК).
В данных целях необходимо осуществить следующие действия:
– налоговый агент обязан в 30-дневный срок со дня выявления указанных фактов (в рассматриваемом случае – со дня представления сотрудником соответствующих документов) направить в налоговый орган по месту его жительства соответствующее сообщение об излишне удержанной сумме подоходного налога;
– налоговый орган в 30-дневный срок должен направить налоговому агенту сообщение, в котором следует указать, представлялась ли плательщиком налоговая декларация (расчет) за эти налоговые периоды и учтены ли налоговым органом соответствующие суммы при определении сумм подоходного налога исходя из налоговых деклараций (расчетов). Такое сообщение является основанием для возврата (невозврата) сумм подоходного налога с физических лиц налоговым агентом.
2 (419). Сотрудником организации, являющейся местом его основной работы, в октябре 2011 г. в бухгалтерию в целях получения социального налогового вычета, установленного подп. 1.1 п. 1 ст. 165 НК, представлены документы, подтверждающие, что он учится в БГЭУ на заочном отделении на условиях оплаты, где получает первое высшее образование. Оплата за обучение производится за счет кредитных средств ОАО "АСБ Беларусбанк".
При этом в документах, подтверждающих погашение данного кредита, помимо оплаты основного долга и процентов по нему также указаны:
– проценты, начисленные за каждый день просрочки на сумму просроченной задолженности по кредиту;
– пеня, начисленная за каждый день просрочки на сумму не уплаченных в срок процентов за пользование кредитом.
Бухгалтерией вычет был предоставлен только на сумму погашенного основного долга и процентов по нему. По остальным расходам в вычете сотруднику было отказано.
Правомерны ли в данном случае действия бухгалтерии?
Правомерны.
При определении размера налоговой базы в соответствии с п. 3 ст. 156 НК плательщик имеет право применить социальный налоговый вычет в сумме, уплаченной им в течение налогового периода за свое обучение в учреждениях образования РБ при получении первого высшего, первого среднего специального или первого профессионально-технического образования, а также на погашение кредитов банков РБ, займов, полученных от белорусских организаций и (или) белорусских индивидуальных предпринимателей (включая проценты по ним, за исключением процентов по просроченным кредитам и займам, просроченных процентов по ним), фактически израсходованных им на получение такого образования (подп. 1.1 п. 1 ст. 165 НК).
Следовательно, при погашении кредита вычет можно предоставить только на сумму расходов в виде погашения непосредственно задолженности по кредиту и процентов по нему.
При этом вычет не предоставляют на проценты:
– по просроченным кредитам (займам);
– начисленные на проценты по просроченным кредитам (займам).
С учетом изложенного действия бухгалтерии, выразившиеся в отказе предоставить социальный налоговый вычет, установленный подп. 1.1 п. 1 ст. 165 НК, на сумму процентов, начисленных за каждый день просрочки на сумму просроченной задолженности по кредиту, а также пени, начисленной за каждый день просрочки на сумму не уплаченных в срок процентов за пользование кредитом, правомерны.
Анна Павлова, экономист
2. Иностранная компания (Испания) выставила счет на оплату за сопровождение и охрану груза белорусской организации, для которой доставили груз из Испании.
Облагается ли сумма платежа этой иностранной компании налогом на доходы?
Объектом обложения налогом на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство, признают доходы, полученные плательщиком от источников в Республике Беларусь, в т.ч. по сопровождению и охране грузов. Исключение составляют доходы от услуг по обязательному сопровождению и охране грузов, предусмотренному законодательством государства, по территории которого перемещается груз, оказываемых организациями иностранного государства, законодательством которого установлены требования по таким обязательному сопровождению и охране (подп. 1.12.12 п. 1 ст. 146 НК).
Налог на доходы исчисляют, удерживают и перечисляют в бюджет налоговые агенты – юридические лица, начисляющие и (или) выплачивающие доход иностранной организации, не осуществляющей деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство (п. 3 ст. 150 НК). Указанные юридические лица имеют права и несут обязанности, установленные ст. 23 НК.
Следовательно, в случае приобретения белорусской организацией у испанского резидента, не осуществляющего свою деятельность через постоянное представительство в Беларуси, услуг по сопровождению и охране грузов такие услуги (за исключением услуг, указанных в скобках в подп. 1.12.12 п. 1 ст. 146 НК) согласно белорусскому законодательству будут облагаться налогом на доходы по ставке 15 % (п. 1 ст. 149 НК). Кроме того, налоговый резидент обязан представить в налоговый орган и налоговую декларацию (расчет) по налогу на доходы в порядке, установленном ст. 150 НК.
Исходя из положений ст. 4 и 5 Конвенции между Правительством Союза Советских Социалистических Республик и Правительством Испании об избежании двойного налогообложения доходов и имущества от 01.03.1985, которая применима к Республике Беларусь, доходы испанской организации от оказания услуг по сопровождению и охране грузов должны облагаться налогом в Испании.
Для целей применения положений международных договоров для Республики Беларусь по вопросам налогообложения иностранная организация, являющаяся фактическим владельцем дохода, представляет по форме и в порядке, которые установлены МНС, подтверждение того, что она имеет постоянное местонахождение в том иностранном государстве, с которым Республика Беларусь имеет действующий для нее международный договор по вопросам налогообложения (ст. 151 НК). Подтверждение должно быть заверено компетентным органом соответствующего иностранного государства, и оно может быть представлено в налоговый орган как до, так и после уплаты налога на доходы.
Порядок предоставления налоговых преференций (льгот), предусмотренный международными соглашениями, изложен в ст. 151 НК и в Инструкции о порядке представления подтверждения постоянного местонахождения иностранной организации, утвержденной постановлением МНС РБ от 15.11.2010 № 82.
А теперь обратим внимание на исключение из общего правила по налогообложению, которое содержит подп. 1.12.12 п. 1 ст. 146 НК.
Доходы нерезидента не будут облагаться налогом, если они исполнены в рамках услуг по обязательному сопровождению и охране груза.
Сопровождение и охрану груза признают обязательными в том случае, когда они предусмотрены нормами законодательства иностранного государства, по территории которого следует груз, или международными соглашениями. Сопровождение и охрана груза, как правило, требуются при транспортировке опасных, особо опасных, негабаритных, скоропортящихся грузов, живности и др.
Общие вопросы регулирования перевозок таких грузов содержатся:
– в Европейском соглашении о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ), заключенном в г. Женеве 30.09.1957 (Республика Беларусь присоединилась к нему 5 мая 1993 г.);
– в Соглашении о международном железнодорожном грузовом сообщении (СМГС) от 01.11.1951.
На конвоирование (обязательное сопровождение) грузов указано в ст. 23 Таможенной конвенции Организации Объединенных Наций о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Конвенция МДП, 1975 г.) в отношении дорожных транспортных средств, составов транспортных средств или контейнеров.
Чаще всего эти услуги оказывают государственные организации (службы) иностранных государств.
Следовательно, если при перевозке грузов, осуществляемой иностранным резидентом, необходимы обязательное сопровождение и охрана таких грузов, то доходы, выплачиваемые этой иностранной организации, не подлежат налогообложению в Республике Беларусь.
В данном случае не требуется представлять в белорусский налоговый орган подтверждение о резидентстве иностранной организации и налоговую декларацию по налогу на доходы.
Татьяна Филатова, экономист
3 (420). Иностранная компания с постоянным местом нахождения в Швейцарии является учредителем совместного закрытого акционерного общества (СЗАО) – резидента РБ. Часть акций, принадлежащих швейцарской компании, продана другой иностранной организации, не осуществляющей деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство, по стоимости, превышающей номинальную стоимость акций.
Следует ли признавать иностранную организацию с постоянным местом нахождения в Швейцарии плательщиком налога на доходы в Республике Беларусь?
Да, следует.
Доходами от источников в Беларуси признают доходы (в т.ч. авансовые платежи), начисляемые (выплачиваемые) иностранной организацией от отчуждения долей в уставном фонде (паев, акций) организаций, находящихся на территории Республики Беларусь, либо их части (п. 3 ст. 146 НК).
Объектом обложения налогом на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Беларуси через постоянное представительство, признают доходы, полученные плательщиком от источников в Республике Беларусь, в т.ч. доходы от отчуждения долей в уставном фонде (паев, акций) организаций, находящихся на территории Беларуси, либо их части (подп. 1.11.4 п. 1 ст. 146 НК).
Налог на доходы исчисляют и перечисляют в бюджет юридические лица, начислившие и (или) выплатившие доход иностранной организации, не осуществляющей деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство, так как указанные юридические лица являются налоговыми агентами (п. 3 ст. 150 НК).
Учитывая изложенное, иностранная организация (резидент Швейцарии), являясь учредителем СЗАО – резидента РБ, признается плательщиком налога на доходы при продаже части акций этого предприятия другой иностранной организации. В приведенной ситуации перечисление в бюджет удержанных сумм налога на доходы и представление налоговой декларации (расчета) по налогу на доходы от имени иностранной организации могут быть осуществлены ее представителем по месту регистрации СЗАО.
Основанием для освобождения от удержания и перечисления налога на доходы с доходов иностранной организации (резидента Швейцарии) от продажи части акций СЗАО может служить представление в налоговый орган подтверждения постоянного местонахождения организации в Швейцарии.
Для целей применения положений международных договоров РБ по вопросам налогообложения иностранная организация, являющаяся фактическим владельцем дохода, должна представить подтверждение того, что она имеет постоянное местонахождение в том иностранном государстве, с которым есть международный договор РБ по вопросам налогообложения по форме и в порядке, установленным МНС, которое должно быть заверено компетентным органом соответствующего иностранного государства.
Ирина Петрович, аудитор
Ответ подготовлен с учетом официального разъяснения налоговых органов.
Страхование
4 (421). Организация заключает с физическими лицами договоры подряда, согласно которым физические лица обязаны:
1) оказать курьерские услуги (доставку товаров покупателя организации);
2) раздавать рекламные листовки на улицах, выставках;
3) производить маркетинговые исследования путем обзвона потенциальных покупателей.
Должна ли организация уплачивать за них взносы по страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в каждом из указанных случаев?
Такой обязанности нет.
Ответ на этот вопрос в полной мере зависит от того, каков характер распределения между сторонами договора подряда (гражданином, работающим по данному договору (подрядчиком), и организацией, в которой работает этот гражданин по данному договору (заказчиком)) ответственности за контроль за безопасным ведением работ, являющихся предметом договора.
Это обусловлено тем, что страховая защита по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний распространяется не на все категории граждан, работающих по гражданско-правовым договорам (одной из разновидностей которых и является договор подряда), а только на те из них, в отношении которых страхователь (т.е. заказчик) обеспечивает контроль за безопасным ведением работ (п. 243 Положения о страховой деятельности в Республике Беларусь, утвержденного Указом Президента РБ от 25.08.2006 № 530 "О страховой деятельности" (далее – Положение)), которым урегулированы порядок и условия проведения данного вида обязательного страхования.
Обратимся к п. 3 постановления Пленума Верховного Суда РБ от 22.12.2005 № 12 "О некоторых вопросах применения судами законодательства об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний". В нем сказано, что отличительной особенностью гражданско-правовых договоров, по которым исполнители – физические лица подлежат обязательному страхованию, является наличие у заказчика – страхователя обязанности осуществлять контроль за безопасным ведением ими работ. Такая обязанность может быть возложена техническим нормативным правовым актом, устанавливающим правила безопасности данного вида работ, либо предусмотрена в гражданско-правовом договоре. Если работа выполнялась гражданином (группой граждан) по гражданско-правовому договору без обязанности заказчика по контролю за ее безопасным ведением, ответственность за наступление вредных последствий определяетсяпо нормам Гражданского кодекса РБ (далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – ГК).
Позиция Белгосстраха в настоящее время состоит в следующем: если предметом гражданско-правового договора (договора подряда) являются работы, в отношении которых техническим нормативным правовым актом, устанавливающим правила безопасности данного вида работ, на страхователя (заказчика) возложена обязанность по осуществлению контроля за их безопасным ведением и (или) такая обязанность предусмотрена условиями самого гражданско-правового договора (договора подряда), гражданин, выступающий в качестве исполнителя (подрядчика) по данному договору, подлежит обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и за него следует уплачивать страховые взносы по данному виду обязательного страхования.
Характер работ, которые выполняют лица, указанные в вопросе, по мнению автора, не предполагает ни законодательно установленной обязанности, ни предусмотренной договором обязанности и возможности осуществлять контроль за безопасным ведением ими работ со стороны заказчика. Поэтому страховые взносы по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний за данную категорию лиц уплачивать не следует.
Если же организация сочла необходимым обеспечивать такой контроль и специально указала это в гражданско-правовом договоре (договоре подряда), то страховые взносы за указанных лиц нужно уплачивать в общеустановленном порядке с суммы выплачиваемого вознаграждения.
Вадим Дражин, ведущий специалист управления страхования от несчастных случаев и профессиональных заболеваний БРУСП "Белгосстрах"
Валютное законодательство
5 (422). Указом Президента РБ от 09.08.2011 № 347 "О внесении изменений и дополнений в Указ Президента Республики Беларусь от 27 марта 2008 г. № 178" (далее – Указ № 347) отменена регистрация сделок на услуги.
Надо ли производить перерегистрацию сделки по договору на оказание услуг, зарегистрированной до вступления в силу Указа № 347, если произошла перемена лиц в обязательствах?
Надо.
Указ № 178 в редакции Указа № 347 вступает в силу с 16 ноября. С указанной даты экспортер (импортер) по каждому внешнеторговому договору, предусматривающему возмездную передачу товаров, общая стоимость которых с учетом приложений и дополнений к этому договору составляет 3 000 евро в эквиваленте и более, обязан до даты отгрузки (поступления) товаров либо проведения (поступления) платежей зарегистрировать сделку в банке, обслуживающем счет экспортера (импортера), в порядке, установленном Нацбанком (подп. 1.11 п. 1 Указа № 178 в редакции Указа № 347).
До 16 ноября согласно редакции подп. 1.11 п. 1 Указа № 178 экспортер (импортер) обязан зарегистрировать сделку в банке, обслуживающем его счет, не только до отгрузки товаров, но и до передачи охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, выполнения работ и оказания услуг.
Как видим, у организаций с 16 ноября будет отсутствовать обязанность регистрировать сделки по внешнеторговым договорам на оказание услуг, выполнение работ, передачу охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности.
Вместе с тем резиденты обязаны перерегистрировать сделку при реорганизации резидента либо при перемене лиц в обязательстве по внешнеторговому договору со стороны экспортера (импортера) (подп. 1.16.1 п. 1 Указа № 178 в редакции Указа № 347). При этом в подп. 1.16.1 п. 1 Указа № 178 отсутствуют исключения в отношении перерегистрации сделок, зарегистрированных до вступления в силу Указа № 347.
Валерий Шулековский, заместитель начальника управления мониторинга внешнеэкономической деятельности Нацбанка РБ
6 (423). В каком порядке следует применять льготу по обязательной продаже валютной выручки, предусмотренную Декретом Президента РБ от 28.01.2009 № 1 "О стимулировании производства и реализации товаров (работ, услуг)"?
Все льготы по обязательной продаже делятся на 2 группы:
1) перечисленные в Указе Президента РБ от 17.07.2006 № 452 "Об обязательной продаже иностранной валюты";
2) установленные отдельными решениями Президента, в число которых входит и Декрет Президента РБ от 28.01.2009 № 1 "О стимулировании производства и реализации товаров (работ, услуг)" (далее – Декрет №1).
Коммерческие организации, созданные с 1 апреля 2008 г., с местом нахождения и при осуществлении деятельности на территории Республики Беларусь, за исключением населенных пунктов с численностью населения свыше 50 тыс. человек согласно перечню, утверждаемому Советом Министров по согласованию с Президентом, в течение 5 лет со дня их создания освобождаются от обязательной продажи иностранной валюты, поступившей по сделкам с юридическими лицами – нерезидентами и физическими лицами – нерезидентами от реализации товаров (работ, услуг) собственного производства, в т.ч. от сдачи имущества в аренду (подп. 1.1 п. 1 Декрета № 1).
Инструкция о порядке осуществления обязательной продажи иностранной валюты на внутреннем валютном рынке, утвержденная постановлением Правления Нацбанка РБ от 13.09.2006 № 129 (далее – Инструкция № 129), предусматривает, что обязательная продажа иностранной валюты не осуществляется "в иных случаях по решению Президента Республики Беларусь, предусматривающему для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей полное или частичное освобождение от обязательной продажи средств в иностранной валюте, поступающих на их счета" (подп. 24.6 п. 24 Инструкции № 129).
В п. 27 Инструкции № 129 сказано, что при использовании юридическим лицом права неосуществления обязательной продажи в случаях, указанных в подп. 24.4–24.6 п. 24 Инструкции № 129, не позднее 7 рабочих дней со дня поступления выручки в иностранной валюте на счет юридического лица в банк одновременно следует представить:
а) реестр распределения;
б) платежное(-ые) поручение(-я) на перечисление иностранной валюты, не подлежащей обязательной продаже, с транзитного счета на соответствующую цель, либо на текущий (расчетный) счет юридического лица или индивидуального предпринимателя с одновременным представлением платежного(-ых) поручения(-ий) на перевод иностранной валюты с текущего (расчетного) счета на соответствующую цель, либо на специальный счет для аккумулирования при неосуществлении обязательной продажи;
в) документы, обосновывающие неосуществление обязательной продажи (договор или иные документы, подтверждающие проведение соответствующей гражданско-правовой сделки), за исключением случаев, установленных в подп. 24.5-1–24.6 п. 24 Инструкции № 129.
Таким образом, при применении льготы, установленной Декретом № 1, в банк необходимо представить только документы, указанные в пунктах "а" и "б".
При заполнении реестра распределения необходимо руководствоваться письмом Нацбанка РБот 30.04.2008 № 31-14/753 "О применении норм Инструкции о порядке осуществления обязательной продажи иностранной валюты на внутреннем валютном рынке". Им установлено, что в рамках проверки правильности заполнения гр. 3 "Наличие оснований для неосуществления обязательной продажи" реестра распределения в случаях, определенных подп. 24.3, 24.4–24.5 п. 24 Инструкции № 129, банк проверяет наличие ссылки на документы, обосновывающие неосуществление обязательной продажи. В иных случаях неосуществления юридическим лицом обязательной продажи банк проверяет лишь наличие ссылки на пункт либо подпункт Инструкции № 129. Таким образом, при применении льготы, установленной Декретом № 1, в гр. 3 реестра распределения должна быть сделана ссылка на подп. 24.6 п. 24 Инструкции № 129.
Осуществляя проверку правильности составления реестра распределения, банк должен руководствоваться информацией, указанной юридическим лицом в реестре распределения. При этом в функции банка не входит контроль за достоверностью информации, приведенной юридическим лицом.
Сергей Овсейко, канд. юрид. наук, канд. экон. наук
Вопросы права
7 (424). Налоговый орган произвел в объекте торговли контрольную закупку. В ходе ее проведения было установлено, что при реализации товара продавец не пробил по кассовому аппарату сумму покупки. По данному факту были составлены акт проверки и протокол об административном правонарушении, в котором зафиксировано нарушение порядка приема наличных денежных средств при реализации товаровза наличный расчет. Магазин работает более 5 лет, и такие нарушения ранее не допускались.
Возможно ли в данном случае применение к магазину ответственности в виде предупреждения?
Нет, но при наличии определенных обстоятельств возможно освобождение от ответственности.
За нарушение установленного порядка приема денежных средств при реализации товаров за наличный расчет административная ответственность предусмотрена ст. 12.18 Кодекса РБ об административных правонарушениях (далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – КоАП), причем не для юридического лица (магазина), а для его работника, допустившего такое нарушение, – в виде штрафа от 20 до 50 базовых величин. Необходимо отметить, что КоАП предусмотрено за совершение различных административных правонарушений применение различных видов административных взысканий, в т.ч. и предупреждение (ст. 6.2 КоАП). Однако за нарушение установленного порядка приема денежных средств при реализации товаров за наличный расчет работником юридического лица определен только один вид административного взыскания – штраф. В то же время при рассмотрении дела об административном правонарушении учитываются обстоятельства, смягчающие административную ответственность. Их наличие имеет значение не только при определении размера штрафа.
Физическое лицо, совершившее административное правонарушение, может быть освобождено от административной ответственности по ст. 8.3 КоАП в том случае, если имеют место следующие обстоятельства:
– предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий такого правонарушения;
– добровольное возмещение или устранение причиненного вреда либо исполнение возложенной на лицо обязанности, за неисполнение которой налагается административное взыскание;
– совершение административного правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости.
8 (425). В ходе проведенной внеплановой оперативной тематической проверки представители налогового органа выявили факт приема работником организации наличных денежных средств без использования кассового оборудования. Работник организации пояснил проверяющим, что соответствующее кассовое оборудование на объекте никогда установлено не было. В связи с этим прием денег он оформлял первичным учетным документом, информация об изготовлении и реализации бланка которого заносится в электронный банк данных об изготовленных и реализованных бланках первичных учетных документов и контрольных знаках.
Может ли работник быть привлечен к ответственности и к какой?
Нет, так как вина работника отсутствует.
Нарушение определенного порядка приема денежных средств при реализации товаров (работ, услуг) за наличный расчет работником юридического лица влечет наложение на него штрафа в размере от 20 до 50 базовых величин (ст. 12.18 КоАП). В то же время в изложенной ситуации ответственность к нему применена быть не может, поскольку руководство организации не установило на объекте необходимое кассовое оборудование. Это исключает наличие в деянии работника вины.
Сама же организация может быть привлечена к ответственности за отсутствие кассовых суммирующих аппаратов и специальных компьютерных систем, билетопечатающих машин, таксометров для приема наличных денежных средств при продаже товаров, выполнении работ и оказании услуг (ст. 12.20 КоАП). Такое нарушение повлечет наложение штрафа в размере от 10 до 200 базовых величин. Конкретный размер штрафа определяют с учетом характера правонарушения, характера и размера причиненного вреда, обстоятельств, смягчающих или отягчающих административную ответственность, а также финансово-экономического положения организации (ч. 3 ст. 7.1 КоАП).
9 (426). Организация получила от налоговой инспекции запрос на представление заверенных копий документов по взаимоотношениям с контрагентом, в отношении которого инспекция проводит налоговую проверку.
Вправе ли налоговые органы требовать представления таких документов и если да, то какие могут быть последствия их непредставления?
Право должностного лица налогового органа, проводящего проверку, истребовать у государственных органов, иных организаций и физических лиц, обладающих документами или информацией, имеющими отношение к деятельности или имуществу проверяемого плательщика, на безвозмездной основе необходимые для проверки документы или информацию установлено ст. 75 НК. Срок представления таких документов – не менее 2 рабочих дней, вид представления – копии или выписки из документов, заверенные должным образом. При невозможности представления таких копий или выписки организация должна представить подлинники документов.
Отказ плательщика (иного обязанного лица) от выдачи затребованных должностным лицом налогового органа при проведении проверки документов или информации либо непредставление их в установленный срок влекут ответственность, предусмотренную ст. 13.8 КоАП. Так, за непредставление в определенный срок плательщиком, налоговым агентом, иным лицом в налоговый орган документов и иных сведений, которые они обязаны представлять в соответствии с налоговым законодательством или по запросу налогового органа для осуществления налогового контроля, в т.ч. совершенное должностным лицом юридического лица (индивидуальным предпринимателем), предусмотрена административная ответственность в виде штрафа в размере 2 базовых величин с увеличением его на 1 базовую величину за каждые 3 календарных дня просрочки представления документов и иных сведений, но не более 30 базовых величин.
Важно! Не является административным правонарушением непредставление в установленный срок плательщиком, налоговым агентом, иным лицом в налоговый орган документов и иных сведений, которые они обязаны представлять по налоговому законодательству, если этот срок превышает 2 рабочих или календарных дня, а просрочка представления документов и иных сведений составила не более 1 рабочего дня.
Если налоговый орган выяснит, что представленные плательщиком, налоговым агентом, иным лицом в налоговый орган документы и иные сведения, которые они обязаны представлять в соответствии с налоговым законодательством или по запросу налогового органа для осуществления налогового контроля, содержат недостоверные данные, в т.ч. совершенные должностным лицом юридического лица (индивидуальным предпринимателем), и это повлияло или в обстоятельствах, при которых нарушение совершено, могло повлиять на правильность применения налоговым органом налогового законодательства, к организации будет применен штраф в размере от 2 до 30 базовых величин.
Наталья Рощина, экономист
Организация деятельности субъектов хозяйствования
10 (427). Представительство иностранной компании осуществляет на территории Республики Беларусь предпринимательскую деятельность и отгружает автомобильным транспортом товары белорусским субъектам хозяйствования, в т.ч. товары, закупленные этим представительством в Республике Беларусь. Один из получателей товаров потребовал от представительства указать в ТТН-1 адрес и наименование головной компании.
Как правильно заполнить указанный документ?
Основанием для списания товарно-материальных ценностей у грузоотправителя и оприходования их у грузополучателя, а также для складского, оперативного и бухгалтерского учета является товарно-транспортная накладная формы ТТН-1. Ее должны применять юридические лица всех форм собственности (п. 2 Инструкции по заполнению типовых форм первичных учетных документов ТТН-1 "Товарно-транспортная накладная" и ТН-2 "Товарная накладная", утвержденной постановлением Минфина РБ от 18.12.2008 № 192 (далее – Инструкция № 192)).
Накладные формы ТТН-1 предназначены для учета движения товаров при их перемещении с участием транспортных средств, расчетов за их перевозки и учета выполненной транспортной работы.
Товары, поступающие из-за пределов Республики Беларусь, принимают на учет на основании документов, выписанных грузоотправителем.
Из содержания вопроса следует, что представительство иностранной компании товары закупает и отгружает на территории Республики Беларусь белорусским субъектам хозяйствования. Таким образом, товар, принадлежащий иностранной компании, начинает и завершает свое движение на территории республики. В данном случае представительство иностранной организации, действуя от ее имени, является грузоотправителем. Представительству необходимо заполнить документ на отгрузку товаров, предусмотренный белорусским законодательством, т.е. ТТН-1.
В накладной в обязательном порядке должны быть заполнены:
– реквизиты, содержащие сведения:
об участниках совершаемой хозяйственной операции (грузоотправителе, грузополучателе, заказчике автомобильной перевозки (плательщике));
ее содержании и оценке в натуральных, количественных и денежных показателях;
лицах, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления, с указанием их должностей, фамилий, инициалов и личных подписей (п. 4 Инструкции № 192);
– строки, указанные в п. 16 Инструкции № 192.
В частности, в строке "УНП" необходимо указать учетный номер плательщика грузоотправителя, грузополучателя, заказчика автомобильной перевозки (плательщика); в строках "Грузоотправитель", "Грузополучатель" – соответственно наименование и адрес грузоотправителя и грузополучателя.
Что касается участия в перевозочном процессе филиалов, представительств, то при отгрузке (получении) товара филиалом, представительством или иным обособленным подразделением организации в строках "Грузоотправитель", "Грузополучатель" указывают наименование и адрес подразделения, а также наименование головной организации.
Таким образом, при заполнении ТТН-1 в графе "УНП грузоотправителя" должен быть указан УНП представительства иностранной компании, присвоенный ей в белорусском налоговом органе.
В строке "Грузоотправитель" товарно-транспортной накладной формы ТТН-1 необходимо указать полное наименование представительства и его адрес в Беларуси, а также наименование головной организации без указания адреса ее места нахождения в иностранном государстве.
Татьяна Филатова, экономист
11 (428). Постановлением Минсельхозпрода РБ от 14.06.2011 № 40 признано утратившим силу постановление данного ведомства от 22.11.2005 № 69 (далее – постановление № 69), которым были утверждены формы первичных документов для сельскохозяйственных организаций.
Вправе ли сельскохозяйственные организации применять первичные документы по формам, которые были утверждены постановлением Минсельхозпрода № 69?
Вправе.
Сельское хозяйство – особая отрасль, где возникает необходимость применения большого количества учетных документов, подтверждающих факт совершения хозяйственных операций. Формы первичных документов бухгалтерского учета для сельскохозяйственных и иных организаций, осуществляющих производство сельскохозяйственной продукции, а также инструкция о порядке применения и заполнения форм этих первичных документов были утверждены постановлением № 69.
Постановлением Минсельхозпрода РБ от 14.06.2011 № 40 постановление № 69 утратило силу.
Вместе с тем приказом Минсельхозпрода РБ от 01.07.2011 № 268 установлены примерные формы учетных документов для сельскохозяйственных и иных организаций, осуществляющих производство сельскохозяйственной продукции и продукции рыбоводства и Инструкция о порядке применения и заполнения примерных форм учетных документов для сельскохозяйственных и иных организаций, осуществляющих производство сельскохозяйственной продукции и продукции рыбоводства. Бланки форм, изготовленные в соответствии с постановлением № 69, можно применять до полного их использования.
Отметим, что приказом Минсельхозпрода РБ от 01.07.2011 № 269 установлены примерные формы учетных документов, регистров бухгалтерского учета для организаций по агрохимическому обслуживанию сельского хозяйства, рыболовства, рыбоводства, а также инструкция о порядке их заполнения. Бланки форм, изготовленные в соответствии с постановлением Минсельхозпрода РБ от 11.11.2002 № 28, утратившим силу в настоящее время, можно применять до полного их использования.
Приказом Минсельхозпрода РБ от 01.07.2011 № 267 установлены примерные бланки специализированных форм товарно-транспортных накладных и приемных квитанций для сельскохозяйственных и перерабатывающих сельскохозяйственную продукцию организаций. Среди форм документов значится накладная – приходный ордер на отпуск ценностей за наличный расчет РП-4.
Елена Примак, экономист
12 (429). Обязательно ли ставить печать при внесении исправлений в первичные учетные документы (в частности, товарные и товарно-транспортные накладные)?
Рассмотрим нормы документов, в которых изложен порядок внесения исправительных записей.
В первичных учетных документах стирание записей и неоговоренные исправления не допускаются. Неправильные записи в первичных учетных документах следует исправлять путем их зачеркивания и надписи правильных. Такая норма приведена в ст. 9 Закона РБ от 18.10.1994 № 3321-XI "О бухгалтерском учете и отчетности" (с учетом изменений и дополнений). Заверение исправлений печатью названным Законом не предусмотрено.
Реквизиты в бланках строгой отчетности должны быть написаны разборчиво и ясно. Подчистки и помарки в них не допускаются. Исправлять ошибочные записи следует методами, позволяющими установить дату, основание исправления и лицо, его осуществившее. Исправление ошибочных записей осуществляют путем зачеркивания тонкой чертой неправильных сумм, текста и надписи над зачеркнутым исправленных текста и суммы таким образом, чтобы можно было прочитать зачеркнутое. Одновременно лицо, осуществившее исправление, делает запись "Исправлено" с указанием даты, основания поправки, фамилии и инициалов лица, ее осуществившего (п. 4 Инструкции о порядке использования и бухгалтерского учета бланков строгой отчетности, утвержденной постановлением Минфина РБ от 18.12.2008 № 196).
Таким образом, названные документы не предусматривают заверение исправлений, вносимых в документы, печатью.
Вместе с тем, в п. 16 письма Минфина РБ от 15.07.2004 № 15-9/338 "О порядке применения товарнотранспортных и товарных накладных" сказано, что в случае обнаружения ошибок, неточностей в заполненной накладной допустимо делать исправления способом, не мешающим прочтению предыдущей записи, с обязательным проставлением даты и подписи лица, внесшего исправления, и заверением внесенных исправлений печатью.
Татьяна Сукристик, аудитор
Таможенное законодательство
13 (430). Польский производитель планирует осуществлять поставки своей продукции на белорусский рынок. Для представления своих интересов на территории Республики Беларусь он открыл представительство. Последнее (от имени и по поручению производителя) будет осуществлять рекламную деятельность, поиск потенциальных покупателей, заключение договоров на поставку товаров.
Какой статус для таможенных целей будет иметь указанное представительство: лицо государства – члена Таможенного союза или иностранное лицо?
Иностранное лицо.
В целях применения Таможенного кодекса Таможенного союза (далее – ТК ТС) различают лица государств – членов Таможенного союза и иностранные лица (ст. 4 ТК ТС). К первым относят юридические лица, организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством государства – члена Таможенного союза; ко вторым – лица, не являющиеся лицами государств – членов Таможенного союза.
Представительством иностранной организации признают ее обособленное подразделение, расположенное на территории Республики Бела-русь, осуществляющее защиту и представление интересов иностранной организации и иные не противоречащие законодательству функции. Представительство иностранной организации считается созданным на территории Беларуси с момента получения разрешения на его открытие в установленном законодательством порядке (ст. 51-1 ГК).
Порядок открытия и деятельности представительств иностранных организаций в Республике Беларусь регулирует соответствующее Положение, утвержденное постановлением Совета Министров РБ от 22.07.1997 № 929. Представительства юридических лиц и иных организаций, зарегистрированных в установленном порядке в иностранном государстве, открываются и осуществляют деятельность на территории республики на основании разрешений, выдаваемых МИД, если иное не установлено законодательными актами РБ. Представительство организации не является юридическим лицом и имеет право заниматься предпринимательской деятельностью на территории Беларуси только от имени и по поручению представляемой им организации.
Поскольку представительство польской организации не является юридическим лицом, а представляет собой обособленное подразделение этой организации, расположенное на территории Республики Беларусь, для таможенных целей данное представительство на территории республики будет признано иностранным лицом.
Андрей Аброскин, экономист, специалист таможенного дела