НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
1 (316). Работник согласно решению суда восстановлен на работе. С предприятия в его пользу взыскана за время вынужденного прогула сумма в размере 13 276 310 руб. за период с 29 июля 2008 г. по 25 мая 2009 г., а также выплачена денежная компенсация за нанесенный моральный вред в размере 1 300 000 руб.
Указанные суммы выплачены работнику в январе 2010 г.
Как правильно исчислить подоходный налог?
Вначале обратимся к нормам Трудового кодекса РБ (далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – ТК).
Так, при восстановлении работника на прежней работе, а также при изменении формулировки причины увольнения, которая препятствовала поступлению работника на новую работу, ему должен быть выплачен средний заработок за время вынужденного прогула (ст. 244 ТК).
ТК также предусмотрено, что в случаях увольнения без законного основания или с нарушением установленного порядка увольнения либо незаконного перевода на другую работу суд вправе по требованию работника вынести решение о возмещении морального вреда, причиненного ему указанными действиями. Размер морального вреда определяется судом (ст. 246 ТК).
Объектом обложения подоходным налогом с физических лиц признаются доходы, полученные плательщиками от источников в Республике Беларусь (п. 1 ст. 153 Особенной части Налогового кодекса РБ (далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – НК)). При этом согласно подп. 1.6 и 1.10 п. 1 ст. 154 НК к доходам, полученным от источников в Республике Беларусь, относятся:
– вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, включая денежные вознаграждения и надбавки за особые условия работы (службы), выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия (бездействие) на территории Республики Беларусь;
– суммы, полученные в качестве компенсации (возмещения) морального вреда в соответствии с законодательством.
От подоходного налога освобождаются все виды компенсаций, предусмотренные законодательными актами, постановлениями Правительства, в т.ч. компенсации (возмещение) морального вреда при утрате трудоспособности, связанной с увечьем или иным повреждением здоровья, со смертью лица, состоящего с плательщиком в отношениях близкого родства или свойства, опекуна, попечителя и подопечного, а также в связи с потерей кормильца. Исключением из данного правила являются компенсации за неиспользованный трудовой отпуск, износ транспортных средств, оборудования, инструментов и приспособлений, принадлежащих работнику. Они не освобождаются от подоходного налога (подп. 1.3 п. 1 ст. 163 НК).
Из вышеизложенного видно, что суммы компенсаций (возмещения) морального вреда, выплачиваемых в иных случаях, чем перечислены выше, подлежат налогообложению.
При определении налоговой базы подоходного налога с физических лиц учитываются все доходы плательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах (п. 1 ст. 156 НК).
Суммы, выплаченные работнику, являются вознаграждением за выполнение трудовых обязанностей, а в отношении компенсации за нанесение морального вреда льгот НК не установлено. Значит, эти суммы признаются его доходом, подлежащим обложению подоходным налогом.
Организация, от которой плательщик получил такие доходы, обязана исчислить, удержать у плательщика и перечислить в бюджет исчисленную сумму подоходного налога (п. 1 ст. 175 НК).
При этом доходы, выплачиваемые по решению суда, а также доходы, выплачиваемые в виде индексации заработной платы и денежного довольствия в связи с повышением цен на товары (работы, услуги), в виде премий и вознаграждений любого характера и периодичности, включаются в доходы того месяца, в котором осуществляется их начисление, независимо от того, за какие периоды времени такие суммы выплачиваются (подп. 3.3 п. 3 ст. 175 НК).
Таким образом, наниматель обязан выплатить работнику сумму за время вынужденного прогула и компенсацию за нанесение морального вреда, определенную решением суда, с удержанием из нее подоходного налога по ставке 12 % (п. 1 ст. 173 НК).
Налоговый агент также обязан удержать исчисленную сумму подоходного налога непосредственно из доходов плательщика при их фактической выплате и перечислить в бюджет суммы исчисленного и удержанного подоходного налога не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода и (или) дня перечисления дохода со счетов налоговых агентов в банке на счета плательщика либо по его поручению на счета третьих лиц в банках.
Отметим, что удержание у плательщика исчисленной суммы подоходного налога производится налоговым агентом за счет любых денежных средств, выплачиваемых им плательщику, при фактической выплате денежных средств плательщику либо по его поручению третьим лицам (п. 8 ст. 175 НК).
2 (317). Сотрудник организации получает первое высшее образование в Минском филиале Московского государственного университета экономики, статистики и информатики (МЭСИ) на основании договора на оказание образовательных услуг в форме экстерната. Предметом договора является предоставление образовательных услуг в соответствии с программой высшего профессионального образования и по утвержденному в установленном порядке аттестационному плану с целью получения соответствующей квалификации и выдачей диплома. Оплата осуществляется на основании дополнительного соглашения к договору, в котором определена стоимость консультационных услуг в соответствии с индивидуальным учебным планом и аттестационным учебным планом. После оплаты обучающемуся предоставляются консультационная и методическая помощь в изучении учебных курсов, техническое сопровождение текущей аттестации, осуществление исполнителем контроля самостоятельной работы обучающегося с использованием дистанционных образовательных технологий с последующим допуском к мероприятиям текущей аттестации по соответствующим учебным дисциплинам.
Есть ли в данном случае возможность предоставления социального налогового вычета по подоходному налогу в соответствии с подп. 1.1 п. 1 ст. 165 НК?
Есть.
При определении размера налоговой базы плательщик имеет право применить социальный налоговый вычет в сумме, уплаченной им в течение налогового периода:
– за свое обучение в учреждениях образования Республики Беларусь при получении первого высшего, первого среднего специального или первого профессионально-технического образования;
– на погашение кредитов банков Республики Беларусь, займов, полученных от белорусских организаций и (или) белорусских индивидуальных предпринимателей (включая проценты по ним, за исключением процентов по просроченным кредитам и займам, просроченных процентов по ним).
То есть указанные суммы должны быть фактически израсходованы плательщиком на получение первого высшего, первого среднего специального или первого профессионально-технического образования (подп. 1.1 п. 1 ст. 165 НК).
К учреждениям образования Республики Беларусь относятся учреждения образования, получившие специальные разрешения (лицензии) на осуществление образовательной деятельности.
К таким учреждениям, в частности, относятся Минские филиалы государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования "Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ)" и "Российский государственный социальный университет"*.
__________________________
* Полный перечень учреждений образования, обучение в которых дает право на социальный налоговый вычет, установленный подп. 1.1 п. 1 ст. 165 НК, размещен на официальном сайте МНС РБ (www.nalog.by).
Таким образом, сотрудник организации будет иметь право на социальный налоговый вычет. Для этого ему необходимо представить налоговому агенту:
– справку (ее копию) учреждения образования, подтверждающую, что он является студентом данного учреждения образования и получает первое высшее образование;
– копию договора, заключенного с учреждением образования, об оказании образовательных услуг на платной основе;
– документы, подтверждающие фактическую оплату образовательных услуг.
Такие документы должны содержать информацию о фамилии, имени, отчестве плательщика, сумме и дате оплаты, назначении платежа. Если документы не содержат указанных реквизитов, к ним должна быть приложена справка получателя платежа с недостающей информацией, скрепленная печатью.
3 (318). В торговой организации в соответствии с коллективным договором выплата заработной платы работникам осуществляется 20-го числа каждого месяца в следующем порядке:
– офисным работникам – путем перечисления денежных средств на карт-счета;
– продавцам на объектах розничной торговли – путем выдачи наличных денежных средств из выручки.
Каков порядок перечисления подоходного налога в данном случае?
Белорусским организациям, белорусским индивидуальным предпринимателям, иностранным организациям, осуществляющим деятельность на территории Республики Беларусь через постоянное представительство, постоянные представительства международных организаций в республике, дипломатические представительства и консульские учреждения иностранных государств в Респиблике Беларусь, от которых плательщик получил доходы, обязаны исчислить, удержать у него и перечислять в бюджет сумму подоходного налога (п. 1 ст. 175 НК).
Налоговые агенты обязаны перечислять в бюджет суммы исчисленного и удержанного подоходного налога с физических лиц не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода и (или) дня перечисления дохода со счетов налоговых агентов в банке на счета плательщика либо по его поручению на счета третьих лиц в банках (п. 9 ст. 175 НК).
Таким образом, торговая организация как налоговый агент при перечислении заработной платы на карт-счета своих работников должна в этот же день уплатить в бюджет удержанный с нее подоходный налог.
В иных случаях, когда выплата дохода производится не за счет денежных средств, полученных в банке, а, например, из выручки, налоговые агенты обязаны перечислять в бюджет исчисленные и удержанные суммы подоходного налога с физических лиц не позднее дня, следующего за днем фактического получения плательщиком дохода.
То есть торговая организация подоходный налог, исчисленный и удержанный с заработной платы продавцам на объектах розничной торговли, может перечислить на следующий день после ее выплаты.
Анна Павлова, экономист
4 (319). Организация заключает договоры по изготовлению землеустроительных дел по заказам юридических и физических лиц.
Возникает ли в данной ситуации объект обложения налогом на услуги?
Не возникает.
Налог на услуги исчислять не следует. Объясняется это следующим.
Объектом обложения налогом на услуги признается оказание плательщиками услуг, в т.ч. с недвижимым имуществом.
Данная норма определена п. 1 ст. 267 НК.
Работой признается деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организации и (или) физических лиц (ст. 30 НК).
Услуга – это деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе ее осуществления.
Установлен закрытый перечень услуг, связанных с операциями с недвижимым имуществом (п. 54 Указаний по заполнению формы государственной статистической отчетности 12-УН "Отчет об объеме платных услуг населению", утвержденных постановлением Белстата от 06.11.2009 № 288 (с изменениями и дополнениями)). Данный перечень включает аренду жилого и нежилого фонда; риэлтерские услуги; услуги в системе технической инвентаризации; услуги по предоставлению в аренду машин и оборудования, легковых и грузовых автомобилей, других видов транспортного оборудования.
Организация по землеустройству в течение 2 рабочих дней после изготовления землеустроительного дела или получения его от лица, выполнившего работы по договору субподряда, в соответствии с п. 41 Указа Президента РБ от 27.12.2007 № 667 (с изменениями и дополнениями) должна передать землеустроительное дело с заявлением о государственной регистрации создания земельного участка и возникновения права на него (при наличии в договоре подряда соответствующих полномочий организации по землеустройству на обращение за такой регистрацией) в организацию по государственной регистрации. Она также сообщает заинтересованному лицу о дате и месте получения свидетельства (удостоверения) о государственной регистрации. Если полномочия на обращение за государственной регистрацией не переданы заинтересованным лицом в соответствии с договором подряда организации по землеустройству, организация в тот же срок должна передать землеустроительное дело заинтересованному лицу для обращения за государственной регистрацией создания земельного участка и возникновения права на него самостоятельно.
Определение деятельности, связанной с выполнением работ в приведенной ситуации, содержится в Законе РБ от 14.07.2008 № 396-З "О геодезической и картографической деятельности". Так, геодезическая и картографическая деятельность – это научно-техническая, производственная, управленческая и иная деятельность по выполнению работ, оказанию услуг в области геодезии и картографии и получению геодезических и картографических материалов и данных.
В зависимости от назначения выполняемых работ геодезическая и картографическая деятельность включает в себя также геодезические и картографические работы, необходимость выполнения которых определяется потребностями республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов, иных организаций, физических лиц, в т.ч. индивидуальных предпринимателей.
Учитывая вышеизложенное, выполняемые работы по изготовлению землеустроительных дел по заказам юридических и физических лиц, приводящие к появлению полезного материального результата, не признаются объектом обложения налогом на услуги.
По решениям Минского городского Совета депутатов от 16.12.2009 № 257 "О бюджете города Минска на 2010 год", Брестского областного Совета депутатов от 24.12.2009 № 247 "Об областном бюджете на 2010 год", Витебского областного Совета депутатов от 18.12.2009 № 192 "Об областном бюджете на 2010 год" под услугами с недвижимым имуществом в целях исчисления налога на услуги на указанных территориях следует понимать только услуги риэлтерских организаций согласно перечню работ, осуществляемых риэлтерской организацией при оказании услуг, утвержденному постановлением Минюста и Госкомимущества РБ от 01.09.2006 № 50/31.
Ответ подготовлен на основании разъяснения по данному вопросу, приведенного в письме МНС РБ от 22.07.2010 № 2-2-25/857.
5 (320). На балансе организации имеется 2 склада. В одном из них хранятся минеральные удобрения, в другом – сельскохозяйственная техника. Организация наряду с другими видами деятельности осуществляет обслуживание различных сельскохозяйственных организаций.
Возможно ли по данным сооружениям применить льготу по налогу на недвижимость?
Нет.
Освобождаются от налога на недвижимость здания и сооружения сельскохозяйственного назначения, используемые организациями для производства продукции растениеводства, животноводства, рыбоводства и пчеловодства. Данный порядок определен подп. 1.9 п. 1 ст. 186 НК.
Таким образом, здания и сооружения организаций, не являющихся производителями сельскохозяйственной продукции, косвенно участвующие в производстве сельскохозяйственной продукции (помещения, используемые для хранения сельскохозяйственной техники, административные здания, склады для хранения минеральных удобрений), подлежат обложению налогом на недвижимость в общеустановленном порядке.
6 (321). Организация в 2010 г. на протяжении I полугодия не осуществляла деятельность и не имела выручки от реализации товаров (работ, услуг).
Вправе ли организация включить в состав затрат, учитываемых при налогообложении, налог на недвижимость?
Да, вправе.
Суммы налога на недвижимость в 2010 г. включаются в затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемые при налогообложении, кроме сумм налога на недвижимость, исчисленных со стоимости зданий и сооружений сверхнормативного незавершенного строительства в соответствии со ст. 190 НК.
Других ограничений по включению в затраты, учитываемые при налогообложении, налога на недвижимость законодательством не предусмотрено.
Учитывая вышеизложенное, исчисленные суммы налога на недвижимость, за исключением сумм налогов, невключаемых в затраты на основании ст. 190 НК, следует относить к затратам по производству и реализации продукции, товаров (работ, услуг), учитываемым при налогообложении, вне зависимости от наличия или отсутствия выручки от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав.
7 (322). На балансе предприятия числится объект, который включен в Перечень объектов сверхнормативного незавершенного строительства, утвержденный постановлением Совета Министров РБ от 10.03.2009 № 302. Названным Перечнем срок окончания строительства по этому объекту определен на 2009 г. Строительство в строк не завершено.
Имело ли право предприятие применить льготу по налогу на прибыль, направленную на финансирование капитальных вложений в 2009 г.?
Не имело.
В 2009 г. льгота по налогу на прибыль, направленную на финансирование капитальных вложений производственного назначения и жилищного строительства, а также на погашение кредитов банков, полученных и использованных на эти цели, не предоставлялась организациям, имеющим в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении объекты сверхнормативного незавершенного строительства производственного назначения (объекты, по которым превышены нормативные сроки строительства, предусмотренные проектной документацией). Данный порядок был установлен частью двенадцатой подп. "в" п. 2 ст. 5 Закона РБ "О налогах на доходы и прибыль".
Эти ограничения не распространялись на организации, завершающие строительство объектов сверхнормативного незавершенного строительства в сроки, определенные Советом Министров РБ.
Перечень объектов сверхнормативного незавершенного строительства и сроки завершения их строительства в 2009–2010 гг. установлены постановлением № 302.
Таким образом, в случае незавершения в 2009 г. строительства объектов, включенных в Перечень объектов сверхнормативного незавершенного строительства, утвержденный постановлением № 302, со сроком завершения их строительства в 2009 г., организация не имела права на применение льготы в отношении прибыли, направленной на финансирование капитальных вложений в течение всего 2009 г.
Ирина Петрович, аудитор
8 (323). Организация освобождена от уплаты в бюджет суммы превышения НДС и налога на прибыль на основании Указа Президента РБ от 19.04.2010 № 187 "О стимулировании в 2010 году развития промышленного производства".
В каком порядке следует отразить в учете суммы превышения налогов?
Высвобождаемые средства отражаются в бухгалтерском учете в соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета в порядке, определяемом Минфином РБ. Приведенная норма предусмотрена в п. 7 Положения о порядке определения организациями суммы превышения налогов в соответствующий период 2010 года, утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 17.05.2010 № 736.
Порядок отражения таких операций установлен в Инструкции о порядке отражения в бухгалтерском учете средств, высвобождаемых в результате предоставления налоговых льгот, утвержденной постановлением Минфина РБ от 18.03.2010 № 38.
В бухгалтерском учете начисление и использование высвобождаемых средств в результате предоставления льгот по уплате налогов, сборов (пошлин) отражаются в следующем порядке:
Д-т 90 – К-т 68 – НДС;
Д-т 99 – К-т 68 – налог на прибыль.
Зачисление высвобождаемых средств в размере предоставленной льготы по уплате налогов, сборов (пошлин) отражается бухгалтерской записью: Д-т 68 – К-т 86.
Хозяйственные операции, связанные с направлением целевого финансирования на приобретение (создание) и модернизацию основных средств и нематериальных активов, в бухгалтерском учете отражаются в общеустановленном порядке по дебету счета 08 "Вложения во внеоборотные активы".
Принятие на бухгалтерский учет объектов в качестве основных средств и нематериальных активов производится так: Д-т 01, 04 – К-т 08.
Одновременно отражается использование целевого финансирования: Д-т 86 – К-т 83 (субсчет "Фонд пополнения собственных оборотных средств за счет целевых средств").
Если целевое финансирование направляется на приобретение сырья и материалов (пополнение производственных запасов), товаров, увеличение объемов конкурентоспособной продукции и другие аналогичные цели, то в бухгалтерском учете это отражается по дебету счетов 10 "Материалы", 15 "Заготовление и приобретение материалов", 16 "Отклонение в стоимости материалов", 18 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным товарам, работам, услугам", 41 "Товары" в корреспонденции с кредитом счетов 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами".
Стоимость материальных ценностей, использованных на производство продукции, товаров, работ и услуг, отражается записью: Д-т 20, 23, 25, 26 – К-т 10, 15, 16, 41.
Одновременно показывается использование целевого финансирования: Д-т 86 – К-т 83 (субсчет "Фонд пополнения собственных оборотных средств за счет целевых средств").
Списание использованного целевого финансирования в результате предоставления льгот по налогам производится следующим образом: Д-т 86 – К-т 83 (субсчет "Фонд пополнения собственных оборотных средств за счет целевых средств").
Иван Данилов, экономист
РАСЧЕТЫ С ФСЗН
9 (324). В соответствии с табелем учета рабочего времени работник в июне 2010 г. отработал 22 рабочих дня, т.е. полный месяц. Фактически за месяц ему начислено 240 000 руб. Обязательные страховые взносы с этой суммы составляют 84 000 руб. (240 000 руб. × (28 % + 6 % + 1 %)).
Правильно ли рассчаны обязательные страховые взносы в Фонд социальной защиты населения (далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – Фонд) за июнь 2010 г.?
Неправильно.
Сумма обязательных страховых взносов, исчисленная с выплат, начисленных в пользу работника, и подлежащая уплате за истекший месяц, должна быть не менее суммы этих взносов, исчисленной из размера минимальной заработной платы (МЗП), установленной законодательством и проиндексированной в месяце, за который начислены взносы. Такое требование содержится в п. 5 Положения об уплате обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты, утвержденного Указом Президента РБ от 16.01.2009 № 40.
При занятости работников неполное рабочее время и (или) неполный месяц обязательные страховые взносы, подлежащие уплате за истекший месяц, должны быть не менее суммы названных взносов, исчисленной из суммы размера МЗП (с учетом индексации) пропорционально времени, отработанному в соответствующем месяце.
Условие об обязательной уплате минимальной суммы обязательных страховых взносовне применяется при их исчислении с выплат, начисленных в пользу лиц, выполняющих работы по гражданско-правовым договорам, осужденных к лишению свободы или находящихся в лечебно-трудовых профилакториях и привлекаемых к выполнению оплачиваемых работ, работающих в общественных и религиозных организациях (объединениях).
Размер МЗП, порядок его установления и условия повышения определяются законодательством (ст. 59 ТК).
Справочно: с 1 января 2010 г. постановлением Совета Министров РБ от 26.12.2009 № 1700 "Об установлении размера минимальной заработной платы" МЗП установлена в следующих размерах: месячная МЗП – 258 600 руб.; часовая МЗП – 1 530 руб.
Размер МЗП в течение года подлежит индексации в порядке, предусмотренном законодательством для индексации доходов населения с учетом инфляции (ст. 2 Закона РБ от 17.07.2002 № 124-З "Об установлении и порядке повышения размера минимальной заработной платы" (с изменениями и дополнениями)).
При расчете сумм индексации следует руководствоваться гл. 2 Инструкции о порядке и условиях индексации денежных доходов населения в связи с инфляцией, а также при несвоевременной выплате заработной платы, пенсий, стипендий и пособий, утвержденной постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 05.05.2009 № 57. Индексация денежных доходов производится, если индекс потребительских цен, исчисленный нарастающим итогом с момента предыдущей индексации, превысит 5%-й порог. Размер индекса потребительских цен, применяемый при индексации, сохраняется на весь период до очередного превышения 5%-го порога. При индексации денежных доходов используется индекс потребительских цен, публикуемый Национальным статистическим комитетом. Индексация денежных доходов осуществляется в пределах норматива, устанавливаемого законодательством РБ.
Индексация осуществляется по нормативу, определенному Указом Президента РБ от 28.01.2006 № 55 "О нормативе индексации денежных доходов населения с учетом инфляции".
Индекс потребительских цен за июнь к январю 2010 г. не превысил 5%-й порог. Следовательно, МЗП за июнь 2010 г. не индексируется и составляет 258 600 руб.
Таким образом, бухгалтеру за июнь 2010 г. необходимо было начислить и удержать с работника обязательные страховые взносы в размере 90 510 руб. (258 600 руб. × (28 % + 6 % + 1 %)).
Следовательно, за июнь 2010 г. нужно доначислить и удержать обязательные страховые взносы в Фонд в сумме 6 510 руб.
10 (325). 20 июля 2010 г. предприятие заключило с работником договор об использовании принадлежащего ему легкового автомобиля на основании ст. 106 ТК. Размер компенсации за использование автомобиля был определен в размере 200 000 руб. ежемесячно (без обеспечения горюче-смазочными материалами).
Необходимо ли начислять на данный вид выплат взносы по государственному социальному страхованию в Фонд?
Такой необходимости нет.
С 1 января 2009 г. обязательные страховые взносы, в т.ч. по профессиональному пенсионному страхованию, не начисляются на компенсации, предусмотренные законодательством РБ (кроме компенсаций, выплачиваемых: за неиспользованный трудовой отпуск; вместо предупреждения о предстоящем высвобождении; за особые условия труда); суммы, выплачиваемые в возмещение дополнительных расходов, связанных с выполнением работниками трудовых обязанностей. Такая норма установлена п. 6 Перечня видов выплат, на которые не начисляются взносы по государственному социальному страхованию, в том числе по профессиональному пенсионному страхованию, в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты и по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Белорусское республиканское унитарное страховое предприятие "Белгосстрах", утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 25.01.1999 № 115 (с изменениями и дополнениями) (далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – Перечень № 115). Законодательством определена компенсация работникам за использование транспортного средства: работники, использующие свои транспортные средства, оборудование, инструменты и приспособления для нужд нанимателя, имеют право на получение за их износ (амортизацию) компенсации, размер и порядок выплаты которой устанавливаются по договоренности с нанимателем. Такая норма содержится в ст. 106 ТК.
Следовательно, п. 6 Перечня № 115 дает основание для исключения компенсации, выплачиваемой работнику за использование автомобиля, из состава объекта для начисления обязательных страховых взносов в Фонд.
11 (326). Следует ли начислять обязательные страховые взносы в Фонд на суммы средств, перечисляемых Государственной инспекцией охраны животного и растительного мира при Президенте РБ страховщику для осуществления страховой выплаты по обязательному государственному страхованию работникам?
Не следует.
Указом Президента РБ от 29.06.2010 № 341 утверждено Положение о порядке и условиях проведения обязательного государственного страхования работников Государственной инспекции охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь (далее – Положение). Обязательное государственное страхование работников Государственной инспекции охраны животного и растительного мира при Президенте РБ введено с 1 июля 2010 г.
В Положении определяются порядок и условия проведения обязательного государственного страхования работников Государственной инспекции охраны животного и растительного мира при Президенте РБ на случай причинения вреда их жизни, здоровью и (или) имуществу, а также осуществления страховых выплат в случае уничтожения или повреждения имущества членов их семьи.
Обязательное государственное страхование работников Государственной инспекции охраны животного и растительного мира при Президенте РБ осуществляется за счет средств, предусматриваемых в республиканском бюджете на содержание указанной Государственной инспекции.
Суммы страховых платежей (взносов), уплачиваемых нанимателем по законодательству РБ в пользу отдельных категорий работников по договорам обязательного государственного личного страхования, указаны в п. 17 Перечня № 115.
Таким образом, на сумму средств, перечисляемых Государственной инспекцией охраны животного и растительного мира при Президенте РБ страховщику за счет средств, предусмотренных в республиканском бюджете на ее содержание, для осуществления страховой выплаты по обязательному государственному страхованию работникам обязательные страховые взносы, в т.ч. по профессиональному пенсионному страхованию, в Фонд не начисляются.
Справочно: страховыми случаями по обязательному государственному страхованию на основании п. 3 Положения являются:
– гибель (смерть) застрахованного лица:
вследствие причинения вреда его жизни или здоровью в связи с исполнением служебных обязанностей (в т.ч. вследствие преступного посягательства) в период службы (работы) застрахованного лица в Государственной инспекции или в связи с предыдущей до увольнения деятельностью застрахованного лица в течение одного года после его увольнения (освобождения от занимаемой должности);
в результате ранения (контузии), травмы, увечья, заболевания при исполнении служебных обязанностей (в т.ч. вследствие преступного посягательства);
– причинение застрахованному лицу:
в связи с исполнением служебных обязанностей (в т.ч. вследствие преступного посягательства) тяжкого или менее тяжкого телесного повреждения, не повлекшего инвалидности;
при исполнении служебных обязанностей тяжкого или менее тяжкого телесного повреждения, не повлекшего инвалидности, легкого телесного повреждения;
– установление застрахованному лицу инвалидности вследствие причинения вреда его жизни или здоровью:
в связи с исполнением служебных обязанностей (в т.ч. вследствие преступного посягательства) или в связи с предыдущей до увольнения деятельностью застрахованного лица в течение одного года после его увольнения;
при исполнении служебных обязанностей, наступившей в результате ранения (контузии), травмы, увечья, заболевания (в т.ч. вследствие преступного посягательства);
– уничтожение или повреждение имущества, принадлежащего застрахованному лицу или членам его семьи, в связи с исполнением служебных обязанностей (в т.ч. вследствие преступного посягательства).
12 (327). Бухгалтер излишне начислила себе пособие по беременности и родам в сумме 447 000 руб. В настоящее время она находится в отпуске по беременности и родам и возвращать излишне полученную сумму отказывается.
Как правильно поступить нанимателю в данной ситуации?
Обратимся к п. 54 Положения о порядке обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности и по беременности и родам, утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 30.09.1997 № 1290 (с изменениями и дополнениями) (далее – Положение). В нем разъяснено, что:
– суммы пособий, излишне выплаченные вследствие злоупотребления со стороны получателя, удерживаются плательщиком в установленном законодательством порядке. В случае невозможности удержания указанных сумм они взыскиваются в судебном порядке;
– суммы пособий, излишне выплаченные по вине плательщика, возмещаются органам Фонда за счет плательщика.
Д-т 69 – К-т 70
– начислено пособие, в т.ч. и излишне начисленное;
Д-т 70, 73 – К-т 69
– на сумму излишне начисленного по вине работника пособия, удержанного у него из заработной платы;
Д-т 92 – К-т 69
– на сумму излишне начисленного пособия, возмещаемого Фонду за счет собственных средств плательщика, остающихся после налогообложения*.
__________________________
* Проводки составлены редакцией.
Расходы на выплаты, которые не принимаются к зачету в счет обязательных страховых взносов в Фонд, указаны в п. 53 Положения:
– исчисление пособий с нарушением законодательства;
– исчисление пособий на основании листков нетрудоспособности, оформленных с нарушением установленных требований;
– завышение плательщиком размера пособия по беременности и родам.
В данной ситуации сложно сделать вывод о том, по какой причине произошло излишнее начисление пособия. Так как получатель пособия отказывается добровольно возместить излишне выплаченную сумму пособия по временной нетрудоспособности, то расценить, вина это нанимателя или злоупотребление со стороны получателя пособия по беременности и родам, можно будет после решения суда.
Если будет установлено, что переплата организацией работнику суммы пособия по временной нетрудоспособности возникла вследствие допущенной бухгалтером ошибки (т.е. по вине страхователя), то данная сумма подлежит возмещению в Фонд страхователем. Если же суммы пособий излишне выплачены вследствие злоупотребления со стороны получателя (бухгалтера), то тогда удержания производятся плательщиком с получателя в определенном законодательством порядке.
Владимир Грихутик, начальник контрольно-ревизионного отдела ФСЗН Минтруда и соцзащиты РБ
ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ
13 (328). Организация осуществляет оптовую торговлю запчастями к автомобилям. В договоре на поставку запчастей указана цель приобретения – оптовая торговля (с последующей поставкой в розничную сеть).
Может ли организация реализовать этот товар юридическим лицам как конечным потребителям для собственного производства и (или) потребления?
В приведенной ситуации, по всей вероятности, имеет место приобретение запчастей у импортера. Такой вывод можно сделать из того, что в договоре поставки указана цель приобретения запчастей. Подтвердим его положениями, приведенными в п. 12 Инструкции о порядке формирования и применения цен и тарифов, утвержденной постановлением Минэкономики РБ от 10.09.2008 № 183 (далее – Инструкция № 183):
Отпускные цены на товары иностранного происхождения, предназначенные для последующей реализации юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям для собственного производства и (или) потребления, поставки на переработку на давальческих условиях, а также на товары согласно приложению 1 к Инструкции № 183, формируются импортерами путем добавления надбавки в размере не более 30 % к сумме контрактных цен, таможенных платежей, транспортных расходов, иных расходов, связанных с выполнением установленных законодательством требований при импорте товаров, расходов по страхованию, процентов по кредитам.
Отпускные цены на иные товары иностранного происхождения, ввезенные субъектами предпринимательской деятельности для последующей реализации на территории Республики Беларусь, формируются исходя из контрактных цен, таможенных платежей, транспортных расходов, иных расходов, связанных с выполнением установленных законодательством требований при импорте товаров, расходов по страхованию, процентов по кредитам и с учетом конъюнктуры рынка.
Поскольку в договоре присутствует запись "с последующей поставкой в розничную сеть", то цены на запчасти импортером сформированы без ограничения торговой надбавки. Следовательно, если реализовать их организациям для собственного потребления, то будет нарушен порядок ценообразования. За это к продавцу-оптовику будут применены меры ответственности.
Так, нарушение установленного порядка формирования цен влечет наложение штрафа в размере до 40 базовых величин (ст. 12.4 КоАП РБ).
14 (329). Могут ли юридические лица приобретать в розничной сети товары по безналичному расчету для собственного производства и (или) потребления?
Приобретение товаров из розничной торговой сети для собственного потребления и производства законодательством не запрещено. К примеру, в магазине розничной торговли можно приобрести канцтовары и другие подобные материалы. Но приобретение товаров из розничной торговой сети для производства продукции (услуг, работ) экономически невыгодно. Это могут быть только единичные случаи.
Валентина Прохожая, экономист
УЧЕТ ЗАЙМОВ
15 (330). В июле 2010 г. организация выдала беспроцентные ссуды (займы) работникам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, в размере 150 млн. руб.
Какой источник необходимо показывать в качестве источника выданного займа? Используются ли в данном случае средства амортизационного фонда?
Для обобщения информации о наличии и движении сумм распределенной чистой прибыли, нераспределенной прибыли или непокрытого убытка организации предназначен счет 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)" (Инструкция по применению Типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденная постановлением Минфина РБ от 30.05.2003 № 89).
Расходы на потребление, связанные с выдачей займов (ссуд) работникам в соответствии с законодательством, в т.ч. на строительство жилья, отражаются записями: Д-т 84, субсчет "Фонд потребления", – К-т 76.
Возврат займов (ссуд) показывается методом "красное сторно":
Д-т 84, субсчет "Фонд потребления", – К-т 76.
В то же время согласно п. 80 Инструкции о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов, утвержденной постановлением Минэкономики, Минфина и Минстройархитектуры РБ от 27.02.2009 № 37/18/6, использование амортизационного фонда при выдаче ссуд и приобретении жилья работникам организации, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, отражается на забалансовых счетах записью:
К-т 010 "Амортизационный фонд воспроизводства основных средств", 013 "Амортизационный фонд воспроизводства нематериальных активов".
Суммы, полученные в погашение данных ссуд или в качестве оплаты указанными работниками приобретенного для них жилья, относятся на увеличение амортизационного фонда: Д-т 010, 013.
Отметим, что как амортизационный фонд, так и чистая прибыль используются для выдачи ссуд работникам и на иные цели в пределах имеющихся средств.
При формировании учетной политики организации по конкретному направлению ведения и организации бухгалтерского учета осуществляется выбор одного способа из нескольких, допускаемых законодательством и нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету (п. 12 Инструкции по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации", утвержденной постановлением Минфина РБ от 17.04.2002 № 62).
Нормативными документами по бухгалтерскому учету не определено, какой из источников (амортизационный фонд или фонд потребления) должен использоваться в первоочередном порядке при наличии обоих. Данный вопрос следует закрепить в учетной политике организации.
Анна Крупнова, консультант Главного управления регулирования бухгалтерского учета, отчетности и аудита Минфина РБ
Виталий Раковец, аудитор