НДС И ТУРИСТИЧЕСКИЕ УСЛУГИ
1 (451). Туроператор отдал на реализацию комиссионеру тур. В договоре комиссии установлена цена тура, которая должна быть перечислена туроператору. Превышение фактической цены реализации тура над установленной ценой является вознаграждением комиссионера.
Что является у туроператора налоговой базой по НДС: полученная от комиссионера сумма (минимальная первоначально установленная в договоре цена) или вся цена реализации тура?
Вся цена реализации тура.
Обратимся к пп. 1 и 2 ст. 98 Налогового кодекса РБ (далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – НК). В них установлено, что налоговая база по НДС при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), имущественных прав, исчисленная исходя из:
– применяемых цен (тарифов) на товары (работы, услуги), имущественные права с учетом акцизов (для подакцизных товаров) без включения в них НДС;
– регулируемых розничных цен, включающих в себя НДС.
Положения п. 1 ст. 98 НК распространяются на обороты по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав их собственником, правообладателем на основе договоров поручения, комиссии и иных аналогичных гражданско-правовых договоров.
Вещи, поступившие к комиссионеру от комитента либо приобретенные комиссионером за счет комитента, являются собственностью последнего. Такая норма содержится в ст. 886 Гражданского кодекса РБ (далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – ГК).
Таким образом, денежные средства, поступившие комиссионеру от реализации тура, являются собственностью туроператора независимо от способа установления цены и вознаграждения комиссионера (в т.ч. в виде разницы в ценах). Следовательно, вся сложившаяся цена реализации тура включается в выручку у туроператора при исчислении налогов, определяемых из выручки, а сумма комиссионного вознаграждения учитывается в составе расходов при исчислении налога на прибыль.
2 (452). Турагентство оказывает иностранному туристу один вид услуги – бронирование авиабилетов.
Следует ли по реализации данной услуги исчислить НДС?
Следует.
Объектом обложения НДС признаются обороты по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь. Обороты, местом реализации которых не является территория Республики Беларусь, не облагаются НДС(ст. 93 НК).
Местом реализации работ, услуг считается территория Республики Беларусь, если деятельность организации осуществляется на территории Республики Беларусь и (или) местом ее нахождения является Республика Беларусь и ею выполняются работы, оказываются услуги, реализуются имущественные права (за исключением имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности), не предусмотренные подп. 1.1–1.4 п. 1 п. 33 НК. Такая норма установлена в подп. 1.5 п. 1 ст. 33 НК.
Аналогичное положение содержится в ст. 3 Протокола о порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе (для случаев, когда иностранный турист является резидентом Российской Федерации или Казахстана) (далее – Протокол).
Услуги по бронированию билетов не поименованы в ст. 33 НК и ст. 3 Протокола. Следовательно, местом их реализации является место деятельности лица, их оказывающего, т.е. территория Республики Беларусь.
Таким образом, при оказании услуг по бронированию авиабилетов туристам как из Российской Федерации и Казахстана, так и из иных государств возникает объект для исчисления НДС по ставке 20 %. Льгота по НДС по Указу Президента РБ от 02.06.2006 371 "О некоторых мерах государственной поддержки развития туризма в Республике Беларусь" (далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – Указ 371) и подп. 1.31 п. 1 ст. 94 НК не применяется, так как иностранному туристу оказывается один вид услуг, что не позволяет отнести эту услугу к туристической.
3 (453). Турагентство заключило договор с резидентом Литовской Республики на организацию отдыха в выходные дни работников представительства нерезидента, аккредитованного в Республике Беларусь, – иностранных и белорусских граждан. В данные услуги включены услуги по проезду, проживанию, питанию, организации культурно-массовых мероприятий.
Применяется ли по этим услугам льгота по НДС?
Нет, не применяется.
Освобождаются от налогообложения обороты по реализации туристических услуг по организации на территории Республики Беларусь экскурсионного обслуживания, туристических услуг по организации путешествий иностранных туристов в пределах Республики Беларусь по перечням таких услуг, утверждаемым Президентом РБ, и услуг гидов-переводчиков, экскурсоводов, оказываемых иностранным туристам (подп. 1.31 п. 1 ст. 94 НК).
Обратимся к Указу 371. В нем сказано, что к освобождаемым от НДС туристическим услугам по организации путешествий иностранных туристов в пределах Республики Беларусь относятся следующие услуги:
– по организации проживания туристов;
– организации питания туристов;
– организации перевозок туристов различными видами транспорта;
– организации спортивных, познавательных, оздоровительных, экскурсионных мероприятий в соответствии с программой пребывания.
Обратимся к Закону РБ "О туризме" (в ред. от 16.06.2010 № 139-З, вступившей в силу с 6 октября 2010 г.). В нем определено следующее.
Турист – физическое лицо, совершающее туристическое путешествие на период более 24 ч или осуществляющее не менее одной ночевки в стране (месте) временного пребывания.
Туристическое путешествие – организованное путешествие (поездка, передвижение, пребывание) физических лиц за пределы их места жительства (места пребывания) с целью отдыха, познавательными и другими целями без занятия трудовой, предпринимательской, иной приносящей доход деятельностью, оплачиваемой и (или) приносящей прибыль (доход) из источника в посещаемой стране (месте).
Нерезиденты РБ – физические лица, имеющие постоянное место жительства за пределами Республики Беларусь, а также юридические лица и организации, не являющиеся юридическими лицами, с местом нахождения за пределами Республики Беларусь, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств.
Таким образом, работающие в иностранном представительстве на территории Республики Беларусь иностранные граждане, а также граждане Республики Беларусь не относятся к иностранным туристам, совершающим туристическое путешествие. Соответственно оборот по реализации туристических услуг для этих граждан по договору с резидентом Литовской Республики облагается НДС по ставке 20 %.
4 (454). Турагентство в течение 2010 г. организует так называемые шоп-туры в Украину. В тур входит доставка туристов автобусом, услуги сопровождающего лица, а также услуги по организации тура.
Облагается ли НДС оборот по реализации данных услуг?
Не облагается, если указанные услуги составляют тур.
Объектом налогообложения признаются обороты по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь. Обороты, местом реализации которых не является территория Республики Беларусь, не облагаются НДС (ст. 93 НК).
Местом реализации работ, услуг, имущественных прав считается территория Республики Беларусь, если услуги фактически оказываются на территории Республики Беларусь в сфере культуры, искусства, образования, физической культуры, туризма, отдыха и спорта. Такая норма установлена в подп. 1.3 п. 1 ст. 33 НК.
Туристические услуги – услуги, оказываемые туристу во время осуществления тура или в связи с ним согласно договору оказания туристических услуг.
Тур – путешествие в соответствии с программой тура с одновременным предоставлением комплекса туристических услуг (не менее 2), сформированного туроператором.
Турист – физическое лицо, совершающее путешествие за пределы своего места жительства в течение периода, не превышающего 12 месяцев подряд, с целью отдыха, с деловыми, познавательными и другими целями без занятия трудовой, предпринимательской, иной приносящей доход деятельностью, оплачиваемой и (или) приносящей прибыль (доход) из источника в посещаемой стране (месте).
Данные определения содержатся в ст. 1 Закона РБ "О туризме" (в редакции, действовавшей до 6 октября 2010 г.).
В рассматриваемой ситуации шоп-тур включает несколько услуг, туристы во время тура не занимаются трудовой, предпринимательской, иной приносящей доход деятельностью, оплачиваемой и (или) приносящей прибыль (доход) из источника в посещаемой стране (месте) (закупка товаров без их реализации в стране закупки не относится к предпринимательству).
Следовательно, местом реализации туристических услуг, формирующих шоп-тур, признается место их оказания (т.е. в данном случае – не территория Республики Беларусь) и объект для исчисления НДС не возникает (оборот по реализации этих услуг отражается в стр. 9а налоговой декларации по НДС).
Исходя из ст. 1 новой редакции Закона РБ "О туризме" тур – сформированный туроператором для реализации комплекс туристических услуг, включающий не менее 2 из следующих 3 видов услуг: по перевозке, размещению, иные туристические услуги (по питанию, организации туристического путешествия, экскурсионные и др.), не являющиеся сопутствующими услугам по перевозке или размещению, позволяющие совершить туристическое путешествие; туристическое путешествие – организованное путешествие (поездка, передвижение, пребывание) физических лиц за пределы их места жительства (места пребывания) с целью отдыха, познавательными и другими целями без занятия трудовой, предпринимательской, иной приносящей доход деятельностью, оплачиваемой и (или) приносящей прибыль (доход) из источника в посещаемой стране (месте).
В рассматриваемой ситуации присутствуют 2 из 3 услуг, необходимых для признания деятельности туром: услуга по перевозке и услуга по организации туристического путешествия, что позволяет отнести шоп-тур к туристическим услугам и не исчислять НДС по обороту по его реализации.
Наталья Нехай, экономист
НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
5 (455). Чем отличается применение нулевой ставки по работам (услугам), выполняемым для организаций Российской Федерации и для организаций Республики Казахстан?
Ставка НДС 0 % не применяется для организаций Республики Казахстан при реализации работ (услуг), связанных с экспортом товаров, и при ремонте транспортных средств.
Ставка НДС устанавливается в размере 0 % при реализации работ (услуг) по сопровождению, погрузке, перегрузке и иных подобных работ (услуг), непосредственно связанных с реализацией товаров, помещенных под таможенные режимы экспорта, реэкспорта, а также вывезенных (без обязательств об обратном ввозе на территорию Республики Беларусь) в Российскую Федерацию (в т.ч. товаров, не происходящих с территории государств – участников Таможенного союза, для постоянного их размещения в Российской Федерации), при условии документального подтверждения фактического вывоза товаров за пределы Республики Беларусь (подп. 1.1.1 п. 1 ст. 102 НК).
К работам (услугам) по сопровождению, погрузке, перегрузке и иным подобным работам (услугам), непосредственно связанным с реализацией товаров, относятся следующие:
– по сопровождению товаров, включая услуги по охране;
– по погрузке, разгрузке и перегрузке (кроме трубопроводного транспорта) товаров;
– по хранению товаров;
– таможенных агентов (п. 3 ст. 102 НК).
Для обоснования применения ставки НДС 0 % плательщики представляют в налоговый орган документы, определенные п. 3 ст. 102 НК. При этом одним из условий применения ставки 0 % является указание в документах, подтверждающих выполнение (оказание) работ (услуг), реквизитов свидетельства о помещении товаров под таможенный режим экспорта, реэкспорта и разрешения на таможенный транзит вывозимых товаров, а в отношении товаров, вывозимых на территорию Российской Федерации, – реквизитов транспортных (товаросопроводительных) документов о перевозке вывозимого товара на территорию Российской Федерации.
Следовательно, в отношении реализуемых товаров, вывозимых на территорию Республики Казахстан в условиях отсутствия таможенного оформления и таможенного контроля, у продавцов будут отсутствовать свидетельство о помещении товаров под таможенный режим экспорта, реэкспорта и разрешение на таможенный транзит вывозимых товаров.
Таким образом, при реализации работ (услуг), непосредственно связанных с реализацией товаров, экспортируемых на территорию Республики Казахстан в условиях отсутствия таможенного оформления и таможенного контроля, применяется ставка НДС в размере 20 %.
Также НК установлено, что основанием для применения ставки НДС 0 % при реализации работ (услуг) по ремонту (модернизации, переоборудованию) транспортных средств (включая части транспортных средств), ввезенных с территории Российской Федерации на территорию Республики Беларусь для ремонта (модернизации, переоборудования) с последующим вывозом отремонтированных (модернизированных, переоборудованных) транспортных средств (включая части транспортных средств) на территорию Российской Федерации, является представление плательщиком в налоговый орган по месту постановки на учет копий следующих документов:
– договора (контракта), заключенного с налогоплательщиком Российской Федерации;
– документов, подтверждающих ввоз транспортных средств (включая части транспортных средств) с территории Российской Федерации на территорию Республики Беларусь (транспортные, товаросопроводительные документы, иные документы, подтверждающие перемещение транспортных средств) для ремонта (модернизации, переоборудования);
– документов, подтверждающих выполнение (оказание) работ (услуг) по ремонту (модернизации, переоборудованию) транспортных средств (включая части транспортных средств);
– документов, подтверждающих вывоз отремонтированных (модернизированных, переоборудованных) транспортных средств (включая части транспортных средств) с территории Республики Беларусь на территорию Российской Федерации (транспортные, товаросопроводительные и иные документы, подтверждающие перемещение транспортных средств) (п. 7 ст. 102 НК).
Таким образом, ставка НДС 0 % не применяется (применяется ставка 20 %) при реализации работ (услуг) по ремонту (модернизации, переоборудованию) транспортных средств (включая части транспортных средств), ввезенных с территории Республики Казахстан на территорию Республики Беларусь, поскольку положениями п. 7 ст. 102 НК определены основания для при-менения нулевой ставки по таким работам (услугам) только для Российской Федерации.
Ольга Смольник, экономист
6 (456). Организация включена в перечень организаций, на которые распространяется действие Указа Президента РБ от 19.04.2010 № 187 "О стимулировании в 2010 году развития промышленного производства". Названным указом установлено, что освобождаются от уплаты в бюджет суммы превышения НДС (кроме НДС, взимаемого при ввозе товаров на таможенную территорию Республики Беларусь) и налога на прибыль, подлежащих уплате за соответствующий период 2010 г., по сравнению с суммой налогов, подлежавших уплате за соответствующий период 2009 г., скорректированных с учетом изменений налогового законодательства в 2010 г. и увеличенных на коэффициент, учитывающий прогнозный индекс цен производителей промышленной продукции на 2010 г. и установленное соответствующим органом государственного управления индивидуальное задание по росту объема производства продукции.
В каком порядке следует корректировать сумму НДС, уплаченную в 2009 г., для сравнения ее с суммой налога, подлежащей уплате за соответствующий период 2010 г.?
Так как в 2010 г. основная ставка НДС была увеличена до 20 %, для расчета суммы превышения НДС над исчисленной суммой к уплате в бюджет в 2009 г. следует привести сумму налога за 2009 г. к условиям ставки, действующей в 2010 г.
Такая корректировка может быть проведе-на 2 способами, которые дадут одинаковый результат.
Первый способ.
Расчет можно произвести по следующей формуле:
НДС 20 % = НДС 18 % / 18 % × 20 %.
В приведенной формуле НДС 18 % – это НДС, подлежащий уплате по ставке 18 % (исходя из данных за 2009 г.); НДС 20 % – это НДС, подлежащий уплате по ставке 20 % (скорректированный в вышеуказанном порядке).
Например, в 2009 г. организация уплатила в бюджет НДС по ставке 18 % в размере 100 млн. руб. Если бы в 2009 г. ставка налога была 20 %, то организация уплатила бы в бюджет 111,1 млн. руб. (100 млн. руб. / 18 % × 20 %).
Второй способ более сложный.
Расчет делается по следующей формуле:
НДС 20 % = (НДС 18 % × 118 % / 18 % – НДС 18 %) × 20 % / 100 %.
Для определения суммы НДС, остающейся в распоряжении организации в октябре 2010 г., необходимо от суммы НДС, подлежащей уплате за октябрь 2010 г., отнять сумму НДС, подлежавшую уплате за октябрь 2009 г., которая умножена на коэффициент, учитывающий прогнозный индекс цен производителей промышленной продукции на 2010 г. и установленное соответствующим органом государственного управления индивидуальное задание по росту объема производства продукции.
Например, сумма превышения за октябрь 2010 г. равна 22 250 тыс. руб. (150 000 – 100 000 × 20 % / 18 % × 109,5 % × 105 %), где:
150 000 тыс. руб. – сумма НДС, исчисленная к уплате за октябрь 2010 г.;
109,5 % – прогнозный индекс цен производителей промышленной продукции на 2010 г.;
105 % – установленное соответствующим органом государственного управления индивидуальное задание по росту объема производства продукции.
Данный порядок разъяснен в письме МНС РБ от 05.10.2010 № 2-1-10/1186 (см.: "ГБ", 2010, 39, с. 42–47).
От редакции:
Обращаем внимание, что в материале С. Кольцова "Превышение по налогам остается в распоряжении промышленных предприятий" (см.: "ГБ", 2010, № 31, с. 44–47) в отсутствие разъяснений специалистов МНС был предложен иной порядок расчета. В настоящее время этот материал необходимо применять с учетом положений письма МНС, указанного в ответе.
7 (457). Организация реализует ценные бумаги, применяя освобождение от НДС. Кроме того, она имеет обороты, облагаемые НДС по ставке 20 %.
Рассмотрим вопросы, возникшие в приведенной ситуации.
7.1. Как в налоговой декларации (расчете) по НДС отражаются обороты по реализации ценных бумаг?
Прежде всего, отметим, что обороты по реализации на территории Республики Беларусь ценных бумаг освобождаются от НДС. Такая норма установлена подп. 1.36 п. 1 ст. 94 НК. Следовательно, в налоговой декларации (расчете) по НДС обороты по реализации ценных бумаг должны быть отражены как освобожденные от НДС обороты.
При реализации приобретенных ценных бумаг налоговая база НДС определяется как разница между ценой реализации и ценой приобретения этих ценных бумаг. При этом цены приобретения и реализации определяются с учетом НДС. Такие разъяснения приведены в п. 3 ст. 98 НК.
Таким образом, при реализации ценных бумаг (в т.ч. акций) плательщик вправе воспользоваться освобождением от НДС. Налоговая база, определенная в соответствии с п. 3 ст. 98 НК, отражается по стр. 9 "По операциям, освобождаемым от НДС" налоговой декларации (расчета) по НДС.
7.2. Как следует производить распределение налоговых вычетов?
Сумма "входного" налога, приходящаяся на освобождаемый оборот, подлежит распределению в порядке, установленном п. 24 ст. 107 НК (методом удельного веса или раздельного учета), и включению в затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемые при налогообложении (пп. 2, 3 ст. 106 НК).
7.3. В каком порядке исчисляется НДС, если ценная бумага реализуется по цене приобретения?
Если у плательщика отсутствует доход от реализации ценных бумаг (разница между ценой реализации и ценой приобретения), то у него отсутствует обязанность по исчислению налога в связи с отсутствием налоговой базы.
8 (458). Строительная организация выполняет ремонт подъездной дороги и дорог общего пользования садоводческого товарищества.
Облагается ли стоимость этих работ НДС?
Строительство или ремонт дорог общего пользования, расположенных в пределах садоводческого товарищества (по генеральному плану), освобождаются от обложения НДС. Строительство или ремонт дорог общего пользования, выполняемые за пределами границ товарищества, облагаются НДС. Обоснуем сделанный вывод.
Обороты по реализации на территории Республики Беларусь работ по строительству, содержанию и ремонту объектов садоводческих товариществ по перечню таких работ, утверждаемому Президентом РБ, освобождены от НДС (подп. 1.40 п. 1 ст. 94 НК).
Перечень работ по строительству, содержанию и ремонту объектов садоводческих товариществ, обороты по реализации которых на территории Республики Беларусь освобождаются от обложения НДС, утвержден Указом Президента РБ от 17.04.2010 № 185 "О некоторых вопросах обложения налогом на добавленную стоимость оборотов по реализации работ по строительству, содержанию и ремонту объектов садоводческих товариществ" (далее – Указ № 185).
Указ № 185 вступил в силу с 21 апреля 2010 г., но свое действие он распространяет на отношения, возникшие с 1 января 2010 г.
Под объектами садоводческого товарищества для целей Указа № 185 понимаются объекты общего пользования товарищества. Перечень этих объектов приведен в абз. 3 части второй п. 2 Положения о садоводческом товариществе, утвержденного Указом Президента РБ от 28.01.2008 № 50 "О мерах по упорядочению деятельности садоводческих товариществ". К указанным объектам относятся дороги, расположенные на земельных участках общего пользования товарищества.
Александр Светлаков, экономист
9 (459). Общество с ограниченной ответственностью (ООО), расположенное в г. Минске, отремонтировало автомобиль физическому лицу. При выполнении ремонта ООО использовало услуги сторонней организации – закрытого акционерного общества (ЗАО), расположенного в Минском районе. ЗАО в заказ-наряде указало стоимость произведенного ремонта, отдельно выделив стоимость использованных при ремонте запасных частей. ООО в своем заказ-наряде сформировало полную стоимость услуг по ремонту и начислило налог на услуги со всей стоимости ремонта, включая стоимость использованных ЗАО запасных частей.
Должно ли ЗАО платить налог на услуги по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств для физических лиц?
Не должно.
Объектом обложения налогом на услу-ги является оказание плательщиками услуг по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств для физических лиц (подп. 1.9 п. 1 ст. 267 НК).
Значит, ЗАО не должно платить налог на услуги. Несмотря на то что оно ремонтировало автомобиль, принадлежащий физическому лицу, услуги по ремонту автомобиля оно оказало фактически юридическому лицу (ООО).
10 (460). Ситуация изложена в предыдущем вопросе.
От какой стоимости услуг должно платить налог на услуги ООО?
От общей стоимости услуг.
Налоговая база налога на услуги определяется как выручка от реализации услуг без включения в них налога на услуги (п. 2 ст. 267 НК).
Определение выручки от реализации услуг по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств для физических лиц должно производиться с учетом нормы п. 5 Инструкции о налоге на услуги, утвержденной решением Минского городского Совета депутатов от 16.12.2009 № 257 "О бюджете города Минска на 2010 год", т.е. без учета стоимости приобретенных и использованных непосредственно для оказания таких услуг материалов (в т.ч. расходных), комплектующих изделий, запасных частей и деталей.
В данном случае материалы, используемые для ремонта автомобиля физического лица, ООО не приобретало. Фактически ООО приобрело услугу сторонней организации по ремонту автомобиля.
Отметим, что если из акта законодательства или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, то подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). В таком случае подрядчик выступает в роли генерального подрядчика (ст. 660 ГК). Кроме того, цена, указанная в договоре подряда, должна включать компенсацию издержек подрядчика и причитающееся ему вознаграждение (п. 2 ст. 663 ГК).
Поэтому в сложившейся ситуации несмотря на п. 5 вышеназванной Инструкции у ООО налогом на услуги будет облагаться вся выручка от реализации услуг по техническому обслуживанию и ремонту транспортного средства физического лица, т.е. с учетом стоимости материалов, использованных ЗАО при выполнении ремонта.
Иван Данилов, экономист
ЗАПОЛНЯЕМ НАЛОГОВОЫЕ ДЕКЛАРАЦИИ
11 (461). Организация в процессе своей деятельности иногда продает или конвертирует валюту.
По каким строкам отражаются средства, полученные от продажи и конвертации валюты (по стр. 1 или стр. 4) при заполнении части I "Расчет налоговой базы (валовой прибыли) и суммы налога" налоговой декларации (расчета) по налогу на прибыль и сбору на развитие территорий? По каким строкам декларации показываются расходы по приобретению валюты (по стр. 2 или стр. 4.2 декларации)?
Выручка от реализации иностранной валюты отражается в стр. 1 части I налоговой декларации (расчета) по налогу на прибыль и сбору на развитие территорий. Расходы (стоимость проданной валюты и комиссии банка) учитываются в составе затрат и показываются по стр. 2 "Затраты по производству и реализации произведенных товаров (работ, услуг); товаров приобретенных; имущественных прав; ценных бумаг, учитываемые при налогообложении; покупная стоимость товаров приобретенных; цена приобретения ценных бумаг" части I налоговой декларации (расчета).
Это объясняется следующим. Пунктом 1 ст. 126 НК объектом обложения налогом на прибыль признаются валовая прибыль, а также дивиденды и приравненные к ним доходы, начисленные белорусскими организациями.
Для белорусских организаций валовой прибылью признается сумма прибыли от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и внереализационных доходов, уменьшенных на сумму внереализационных расходов.
При этом по нормам пп. 1 и 3 ст. 127 НК прибыль (убыток) от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав (за исключением основных средств, нематериальных активов) определяется как положительная (отрицательная) разница между выручкой от их реализации, уменьшенной на суммы налогов и сборов, уплачиваемых из выручки, и затратами по производству и реализации товаров (работ, услуг),имущественных прав, учитываемыми при налогообложении.
При исчислении налога на прибыль в отношении реализации иных активов применяются положения, установленные для реализации товаров (работ, услуг), если иное не определеногл. 14 НК.
Справочно: товаром признается имущество (за исключением имущественных прав), реализуемое либо предназначенное для реализации (п. 1 ст. 29 НК).
12 (462). На балансе организации находится база отдыха, где отдыхают только работники организации.
Можно ли расходы по содержанию такой базы отразить в стр. 4.2 "Внереализационные расходы" разд. I части I налоговой декларации (расчета) по налогу на прибыль и сбору на развитие территорий?
Нет.
Расходы по содержанию баз отдыха, неиспользуемых в предпринимательской деятельности, в состав внереализационных расходов, учитываемых при налогообложении, не включаются. Поэтому в рассматриваемой ситуации в 2010 г. расходы по содержанию базы отдыха не отражаются в стр. 4.2 разд. I части II налоговой декларации (расчета). Объясняется это так.
В стр. 4.2 разд. I части II налоговой декларации отражаются внереализационные расходы, учитываемые для целей налогообложения. Напомним, что форма налоговой декларации (расчета) по налогу на прибыль и сбору на развитие территорий утверждена постановлением МНС РБ от 31.12.2009 № 87 (приложение 2).
При исчислении налога на прибыль под внереализационными расходами понимаются расходы, потери, убытки, произведенные плательщиком для осуществления своей деятельности и непосредственно не связанные с производством и реализацией товаров (работ, услуг), имущественных прав.
Внереализационные расходы определяются на основании документов бухгалтерского учета (при необходимости посредством проведения расчетных корректировок к данным бухгалтерского учета в рамках ведения налогового учета) и отражаются в том отчетном периоде, в котором они фактически были понесены плательщиком, если иное не установлено ст. 129 НК. Перечень таких расходов приведен в п. 3 ст. 129 НК.
Так, к внереализационным расходам относятся суммы затрат организаций по содержанию находящихся на их балансе и неиспользуемых в предпринимательской деятельности детских оздоровительных учреждений, учреждений образования, объектов жилищного фонда (в т.ч. домов престарелых и инвалидов), здравоохранения, детских дошкольных учреждений, учреждений культуры и спорта, а также затрат на эти цели при долевом участии организаций в содержании указанных учреждений и объектов.
Аналогичная норма в 2009 г. была предусмотрена в п. 2 ст. 2 Закона РБ "О налогах на доходы и прибыль" (далее – Закон).
Справочно: учреждением признается организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично (ст. 120 ГК).
Дом (база) отдыха – оздоровительная организация с регламентированным режимом пребывания отдыхающих (см. Конвенцию санаторно-курортного лечения и оздоровления населения Республики Беларусь, утвержденную постановлением Совета Министров РБ от 04.11.2006 № 1478).
В состав организаций здравоохранения из числа санаторно-курортных объектов включены, в частности, санатории и лечебно-трудовые профилактории (пп. 5, 8 постановления Минздрава РБ от 28.09.2005 № 35 "Об утверждении номенклатуры организаций здравоохранения").
В прошлом году эти расходы также не отражались в налоговой декларации (расчете) по налогу на прибыль (форма декларации была утверждена постановлением МНС РБ от 22.12.2008 № 110 (приложение 1)).
13 (463). Организация уплачивает налог на прибыль по 2 ставкам: основной (24 %) и уменьшенной.
Нужно ли и если нужно, то каким методом распределять налог на недвижимость при заполнении налоговой декларации (расчета) по налогу на прибыль и сбору на развитие территорий для определения размера прибыли, облагаемой по разным ставкам? Вправе ли предприятие предусмотреть в учетной политике распределение налога на недвижимость пропорционально выручке, отражаемой в бухгалтерском учете по счету 90 "Реализация"?
В затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг) по операциям, прибыль от которых подлежит обложению налогом на прибыль по разным ставкам, суммы налога на недвижимость могут быть включены прямым способом или распределены пропорционально выручке, полученной по соответствующим операциям. Методика распределения должна быть закреплена в учетной политике предприятия. Это следует из ст. 141, 142 и 190 НК.
Суммы налога на недвижимость учитываются в затратах по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав при налогообложении (кроме сумм налога на недвижимость, исчисленных со стоимости зданий и сооружений сверхнормативного незавершенного строительства).
По операциям, прибыль от которых освобождается от налога на прибыль (в т.ч. с использованием высвобождаемых сумм налога на прибыль по целевому назначению) или подлежит обложению налогом на прибыль по пониженным налоговым ставкам, а также по операциям, по которым в соответствии с гл. 14 НК предусмотрен отличный от общеустановленного порядок учета прибыли (убытков), плательщики обязаны вести раздельный учет выручки и затрат по производству и реализации товаров (работ, услуг). При этом:
– прямые затраты, которые на основании первичных учетных документов непосредственно связаны с той или иной операцией, относятся к соответствующей операции прямым счетом без распределения;
– косвенные затраты (включая общепроизводственные, общехозяйственные расходы), которые на основании первичных учетных документов непосредственно не могут быть отнесены к той или иной операции, распределяются между операциями пропорционально сумме выручки, полученной по соответствующим операциям, или пропорционально иному критерию распределения, определенному согласно учетной политике организации, принятой для расчета себестоимости реализованной продукции (работ, услуг).
При заполнении декларации налог на недвижимость подлежит отражению в стр. 2 части I "Расчет налоговой базы (валовой прибыли) и суммы налога" налоговой декларации (расчета) по налогу на прибыль и сбору на развитие территорий.
Справочно: основная ставка налога на прибыль установлена в размере 24 %. Для некоторых категорий организаций определены пониженные ставки этого налога.
Так, организации, осуществляющие производство лазерно-оптической техники, у которых доля такой техники в стоимостном выражении в общем объеме их производства составляет не менее 50 %, уплачивают налог на прибыль по ставке 10 %.
По ставке 5 % уплачивают налог на прибыль члены научно-технологической ассоциации, созданной в соответствии с законодательством Белорусским государственным университетом, в части выручки от реализации информационных технологий и услуг по их разработке.
Основная ставка налога на прибыль понижается на 50 % при налогообложении прибыли, полученной от реализации высокотехнологичных товаров (работ, услуг) собственного производства (кроме торговой и торгово-закупочной деятельности) организациями, включенными в перечень высокотехнологичных организаций, утверждаемый Президентом РБ. Средства, высвобождаемые в результате уменьшения ставки налога на прибыль, направляются указанными организациями на финансирование технического переоснащения. В случае их нецелевого использования обложение налогом на прибыль производится по ставке 24 %.
Иван Данилов, экономист
УЧЕТ КАССОВЫХ ОПЕРАЦИЙ
14 (464). В отношении отдельных торговых объектов постановлением Совета Министров и Нацбанка РБ от 09.01.2002 № 18/1 "О приеме наличных денежных средств при реализации товаров (работ, услуг) и о некоторых вопросах использования кассовых суммирующих аппаратов и специальных компьютерных систем" (далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – постановление № 18/1) предусмотрена обязанность установки платежных терминалов для регистрации операций, производимых с использованием банковских пластиковых карточек. Основной критерий – определенная сумма выручки от продажи товаров за год.
Что в данном случае понимается под выручкой от продажи товаров в торговом объекте? Какие торговые объекты обязаны установить платежные терминалы?
Под выручкой от продажи товаров понимаются все денежные поступления, полученные торговыми объектами в оплату реализованных товаров (работ, услуг) за предыдущий календарный год в размере более 15 000 базовых величин.
К торговым объектам, в обязанности которых входит установка платежных терминалов, относятся организации, осуществляющие торговлю и (или) оказывающие платные услуги населению через магазины (павильоны с торговым залом), магазины-склады, торговые объекты общественного питания (рестораны, кафе, бары, столовые производственных организаций и учреждений, обеспечивающих получение высшего образования).
Перечень таких организаций определен постановлением № 18/1 (приложение 1).
15 (465). Гаражные кооперативы принимают членские взносы наличными денежными средствами.
Подпадает ли прием указанных взносов под действие постановления 18/1?
Нормы постановления 18/1 не распространяются на прием наличных денежных средств, вносимых членами гаражных кооперативов, а также членами кооперативов, осуществляющих эксплуатацию автомобильных стоянок, организаций застройщиков, в уплату членских, вступительных, целевых и дополнительных взносов, уполномоченными на это членами правления.
В указанном случае прием наличных денежных средств, вносимых членами кооператива в уплату взносов, уполномоченным на это членом правления должен осуществляться с использованием приходных кассовых ордеров и квитанций либо по ведомостям установленной формы, которые являются бланками строгой отчетности (т.е. без использования приходных кассовых ордеров и квитанций). Данная норма определена Указом Президента РБ от 28.01.2008 № 43 "О деятельности организаций-застройщиков, гаражных кооперативов и кооперативов, осуществляющих эксплуатацию автомобильных стоянок" и Положением о создании и деятельности гаражных кооперативов и кооперативов, осуществляющих эксплуатацию автомобильных стоянок, утвержденным этим указом.
Напомним, что форма приходного кассового ордера (КО-1) и порядок его заполнения определены постановлением Минфина РБ от 29.03.2010 № 38.
16 (466). Частное унитарное предприятие планирует открыть интернет-магазин по розничной продаже мебели, образцы которой выставлены в демонстрационном зале выставочного павильона и на арендованной площади в мебельном магазине.
Каков порядок приема предоплаты за товар непосредственно в офисе, в магазине и на дому у покупателя?
Частное унитарное предприятие при продаже мебели должно осуществлять прием наличных денежных средств (в т.ч. полученных в качестве предоплаты) следующим образом:
– в офисе предприятия, а также на торговом месте в магазине – с применением кассовых суммирующих аппаратов;
– на дому у покупателя – с использованием первичных учетных документов, информация об изготовлении и реализации бланков которых заносится в ЭБД.
Вышеизложенное следует из норм подп. 1.13 п. 1 ст. 22 НК и постановления 18/1.
Как правило, при реализации товаров (работ, услуг) за наличный расчет плательщик обязан обеспечивать прием наличных денежных средств (включая авансовые платежи, задаток и денежные средства, принимаемые в качестве залога) с применением кассовых суммирующих аппаратов и (или) специальных компьютерных систем, билетопечатающих машин, таксометров, модели(модификации) которых включены в Государственный реестр моделей (модификаций) кассовых суммирующих аппаратов и специальных компьютерных систем, используемых на территории Республики Беларусь.
В то же время постановлением № 18/1 определены случаи, когда организации могут принимать наличные денежные средства (в т.ч. авансовые платежи, задаток и денежные средства, принимаемые в качестве залога) без применения КСА (СКС) (подп. 2.2 п. 2 постановления № 18/1).
В частности, такое право имеют организации, осуществляющие электронную торговлю, торговлю с доставкой товаров на дом или иное определенное место, выполнение работ и оказание услуг вне постоянного места осуществления деятельности (подп. 2.2.13 п. 2 постановления № 18/1).
Возможность приема наличных денежных средств (в т.ч. предоплаты) без применения КСА в случаях продажи товаров в офисе предприятия или через торговый объект подп. 2.2 п. 2 постановления 18/1 не предусмотрена.
Светлана Новик, экономист
ТАМОЖЕННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
17 (467). Белорусская организация периодически осуществляет временный ввоз железнодорожных вагонов из третьих стран. До 6 июля 2010 г. при их помещении под таможенный режим временного ввоза (согласно Таможенному кодексу Республики Беларусь) применялось полное освобождение от ввозных таможенных пошлин, налогов, предусмотренное Указом Президента РБ от 04.05.2004 211 "Об особенностях правового регулирования таможенного режима временного ввоза товаров" (далее – Указ 211). С 6 июля 2010 г. вступил в силу Таможенный кодекс таможенного союза.
Предусматривается ли с 6 июля подобное освобождение?
Да, предусматривается.
С 6 июля полное освобождение временно ввозимых железнодорожных грузовых вагонов от ввозных таможенных пошлин и налогов предусматривается:
– до 1 сентября 2010 г. – решением Комиссии таможенного союза от 18.06.2010 № 331 и Указом № 211;
– до 19 ноября – решением Комиссии таможенного союза от 17.08.2010 № 370 (далее – решение КТС № 370).
Случаи полного освобождения временно ввозимых товаров от ввозных таможенных пошлин и налогов с 6 июля определяются международными договорами и решением Комиссии таможенного союза от 18.06.2010 № 331 "Об утверждении перечня товаров, временно ввозимых с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов, а также об условиях такого освобождения, включая его предельные сроки" (далее – решение КТС № 331).
До 6 июля 2010 г. такие случаи определялись международными договорами и решениями Президента РБ, в частности Указом № 211.
С принятием решения КТС № 331 такая категория временно ввозимых товаров, как железнодорожные вагоны, была исключена из перечня товаров, полностью освобождаемых от ввозных таможенных пошлин, налогов при временном ввозе. Вместе с тем решением КТС № 331 было предусмотрено, что до 1 сентября 2010 г. в отношении железнодорожных грузовых вагонов (коды ТН ВЭД ТС 8606 10 000 0, 8606 30 000 0,8606 9100 0, 8606 91 000 0, 8606 92 000 0, 8606 99 000 0) применяются нормы законодательств государств – членов Таможенного союза, действовавшие до вступления в силу данного решения. То есть освобождение, предусмотренное Указом № 211, фактически продлено до названной даты.
С 22 октября 2010 г. вступило в силу решение КТС № 370, которое внесло изменения в решение КТС № 331 и продлило до 19 ноября 2010 г. применение указанного освобождения. То есть по таможенным декларациям, зарегистрированным таможенными органами с 22 октября, железнодорожные грузовые вагоны освобождаются от ввозных таможенных пошлин иналогов. По таможенным декларациям, зарегистрированным до 22 октября 2010 г., ввозные таможенные пошлины и налоги, уплаченные при временном ввозе таких вагонов, подлежат возврату по обращению плательщиков в установленном порядке.
Отметим, что решение КТС № 370 касается также и иных товаров, в частности некоторых автомобильных транспортных средств (коды ТН ВЭД ТС 8701 20 101 3, 8701 20 901 7, 8704 23 910 8, 8704 23 990 7, 8716 39 300 1, 8716 39 300 2, 8716 39 590 1), а также комбайнов, предназначенных для уборки зерновых, технических, масличных и других культур, жаток фронтальных навесных, прицепных. Однако такие товары не попадали под действие Указа № 211 и соответственно сегодня могут временно ввозиться только с уплатой ввозных таможенных пошлин, налогов.
ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУБЪЕКТОВ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ
18 (468). Вправе ли наниматель установить в штатном расписании наименование должности "специалист" либо требуется конкретное наименование, например, "инженер"? Можно ли предусмотреть наименование должности "ведущий специалист"?
Наниматель самостоятельно в зависимости от трудовой функции работника устанавливает наименование должности.
Отнесение выполняемых работ к конкретным должностям и присвоение работникам соответствующей квалификации следует осуществлять в порядке, определяемом коллективным договором, соглашением или нанимателем в соответствии с Единым квалификационным справочником должностей служащих (ЕКСД) (ст. 61 Трудового кодекса РБ (далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – ТК)).
При этом во всех случаях должности служащего присваивается ее базовое наименование согласно Общегосударственному классификатору Республики Беларусь "Профессии рабочих и должности служащих" (ОКПД) (например, директор, менеджер, специалист, экономист и т.д.), для которой ЕКСД предусмотрена квалификационная характеристика, а при необходимости – полное наименование должности. Указанная норма определена Общими положениями ЕКСД, утвержденными постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 30.03.2004 № 32, в редакции постановления от 30.10.2007 № 135 (далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – Общие положения ЕКСД).
Наименование базовой должности "специалист" может быть применено только в тех случаях, когда работнику для решения вопросов, вытекающих из характера производства или вида деятельности, необходимы знания, полученные в объеме высшего или среднего специального образования, и его трудовые функции не предусмотрены должностными обязанностями квалификационных характеристик других должностей специалистов, содержащихся в выпусках ЕКСД.
В ОКПД, а также ЕКСД содержится понятие "специалист" в качестве одной из категорий служащих, которое применяется в т.ч. и в нормативных правовых актах для обобщения всех наименований должностей специалистов, имеющих код 2 по ОКПД.
Таким образом, наниматель самостоятельно, с учетом порядка, изложенного выше, в зависимости от содержания поручаемой работнику трудовой функции принимает решение об установлении конкретного наименования должности специалиста.
Если функциональными обязанностями работника предусмотрено выполнение должностных обязанностей, предусмотренных квалификационными характеристиками инженерных должностей, то в зависимости от конкретного содержания его трудовой функции в штатном расписании организации в качестве полного либо базового применяется наименование должности "инженер".
19 (469). В каких случаях применяется наименование должности "специалист"? Можно ли предусмотреть наименование должности "ведущий специалист"?
Должность ведущего специалиста является самостоятельной должностью и вводится в штатное расписание организации при условии поручения работнику функций руководителя и ответственного исполнителя работ по одному из направлений деятельности организации или ее структурного подразделения либо обязанности по координации и методическому руководству исполнителями с учетом рационального разделения труда в конкретных организационно-технических условиях.
Обращаем внимание, что наименования должностей специалистов, а также их должностные обязанности должны обеспечивать реализацию основных функций и задач, возложенных на подразделение, и соответствовать квалификационным справочникам.
20 (470). В филиале организации имеется вакантная должность директора филиала. Руководитель организации предполагает назначить на эту должность работника, имеющего лишь общее среднее образование (11 классов средней школы).
Вправе ли руководитель в порядке исключения возложить обязанности на такого работника?
Нет, не вправе.
Отнесение выполняемых работ к конкретным тарифным разрядам (должностям) и присвоение работнику соответствующей квалификации следует осуществить в порядке, определяемом коллективным договором, соглашением или нанимателем на основании квалификационных справочников, утвержденных в установленном порядке (ст. 61 ТК).
Поскольку обязанности руководителя организации (ее обособленного подразделения) предполагают высокую меру ответственности, то при назначении на указанные должности соответственно требуется наличие у работников профессиональных знаний, умений и навыков, которые подтверждаются установленными законодательством документами.
В связи с этим порядок исключения при назначении на должности руководителей, предусмотренный Общими положениями ЕКСД, наниматель вправе применять только в отношении лиц, имеющих недостаточный уровень либо другой профиль образования по сравнению с требованиями, предусмотренными соответствующей квалификационной характеристикой.
Таким образом, для назначения на должность директора филиала лица, имеющего только общее среднее образование, оснований не имеется.
21 (471). Руководитель организации предполагает принять машинистом экструдера работника, у которого нет присвоенной квалификации по данной профессии.
Можно ли принять данного работника в качестве ученика машиниста экструдера, обучить его данной профессии и присвоить ему квалификационный разряд в этой организации?
Такого права нет.
В случае, когда работник не имеет присвоенной в установленном порядке квалификации по профессии "машинист экструдера", прием его на работу осуществляется по данной профессии без указания разряда. Такая норма закреплена в Положении о гарантиях работникам, направляемым нанимателем на профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации и стажировку, утвержденном постановлением Совета Министров РБ от 24.01.2008 № 101. Понятие "ученик" законодательством о труде и иными нормативными правовыми актами не определено.
Такие работники должны направляться на профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации в очной (дневной) форме обучения и соответственно пройти обучение по названной профессии. В течение периода обучения за счет средств нанимателя им осуществляется выплата заработной платы из расчета тарифной ставки рабочего 1-го разряда, предусмотренной в организации. После обучения данным рабочим присваиваются в установленном порядке профессия и соответствующий квалификационный разряд.
Профессиональную подготовку кадров на производстве по профессиям рабочих и присвоение рабочим соответствующей квалификации следует осуществлять, руководствуясь Положением о непрерывном профессиональном обучении рабочих (служащих), утвержденным постановлением Совета Министров РБ от 15.05.2007 № 599, Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих (далее – ЕТКС) и перечнем профессий для подготовки рабочих на производстве, утвержденным постановлением Минобразования, Минфина, Минтруда и соцзащиты и Минэкономики РБ от 28.02.2003 № 14/25/29/56.
Отнесение выполняемых работ к конкретным тарифным разрядам (должностям) и присвоение работникам соответствующей квалификации надо осуществлять в порядке, определяемом коллективным договором, соглашением или нанимателем согласно ЕТКС (ст. 61 ТК).
При этом порядок формирования и работы квалификационной комиссии, проведения квалификационных экзаменов и другие вопросы, связанные с присвоением квалификационных разрядов рабочим, предусмотрены Общими положениями Единого квалификационного справочника должностей служащих, утвержденными постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 30.03.2004 № 34, с изменениями и дополнениями.
Таким образом, наниматель вправе самостоятельно присваивать квалификацию рабочим с учетом норм законодательства.
Светлана Василевич, экономист