НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
1 (472). Российская фирма имеет на территории Беларуси постоянное представительство, которое осуществляет предпринимательскую деятельность и соответственно является плательщиком налогов, сборов (пошлин), установленных законодательством РБ. В бухгалтерском учете представительства этой фирмы числится недвижимое имущество (здание), расположенное в Беларуси.
Часть этого здания российская фирма использует непосредственно в своей предпринимательской деятельности, а часть предполагает передать по договору во временное безвозмездное пользование в текущем году белорусской организации, занимающейся научными прикладными исследованиями.
Рассмотрим вопросы, возникшие в приведенной ситуации.
1.1. Кто должен исполнять налоговые обязательства по налогу на недвижимость по этому объекту недвижимости?
Рассмотрим, как в ситуации, изложенной в вопросе, определяется плательщик этого налога.
Объектами обложения налогом на недвижимость признаются в т.ч. здания и сооружения, являющиеся собственностью или находящиеся во владении, в хозяйственном ведении или оперативном управлении плательщиков-организаций (ст. 185 Налогового кодекса РБ (далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – НК)).
Плательщиками налога на недвижимость признаются организации и физические лица (ст. 183 НК). При этом иностранные организации подпадают под понятие организаций (подп. 2.2 п. 2 ст. 13 НК).
В отношении иностранных организаций законодательством предусмотрены некоторые особенности в части признания их плательщиками налога на недвижимость (ст. 184 НК). Так, если иностранная организация, не осуществляющая деятельность на территории Республики Беларусь через постоянное представительство, имеет на территории республики объект недвижимости и передает его в аренду белорусской организации, то плательщиком налога на недвижимость будет организация-арендатор (лизингополучатель, ссудополучатель). В отношении иностранных организаций, осуществляющих деятельность на территории Республики Беларусь через постоянное представительство, ст. 184 НК такой нормы не установлено. Таким образом, плательщиком налога на недвижимость в этом случае может быть либо иностранная, либо белорусская организация, что определяется условиями договора.
Из вышеизложенного можно сделать следующий вывод.
По той части здания, которая находится в собственности нерезидента и не передана во временное пользование, плательщиком налога нанедвижимость будет являться российская фирма.
По недвижимому имуществу, которое нерезидент собирается передать во временное безвозмездное пользование, налог на недвижимость исчисляется и уплачивается в бюджет в зависимости от того, у кого это имущество находится на балансе по договору:
– если имущество передается на баланс белорусской организации, то налог на недвижимость исчисляет и уплачивает белорусская организация;
– если же эта часть здания продолжает оставаться на балансе (в учете) российской организации, то налоговое обязательство по налогу на недвижимость исполняет российская организация через свое постоянное представительство.
1.2. Является ли передача имущества в пользование белорусской научной организации на безвозмездной основе оказанием безвозмездной иностранной помощи?
Является.
Безвозмездная передача россиянами помещения в пользование белорусской организации, занимающейся научными разработками, подпадает под понятие "оказание безвозмездной иностранной помощи". Белорусской организации необходимо зарегистрироваться в Департаменте по гуманитарной деятельности Управления делами Президента РБ.
Объясним почему. Иностранной безвозмезд-ной помощью считаются денежные средства, в т.ч. в иностранной валюте, товары (имущество), безвозмездно предоставляемые в пользование, владение, распоряжение организациям и физическим лицам Республики Беларусь (далее – получатели) иностранными государствами, международными организациями, иностранными организациями и гражданами, а также лицами без гражданства и анонимными жертвователями. Данная норма определена подп. 1.1 п. 1 Декрета Президента РБ от 28.11.2003 № 24 "О получении и использовании иностранной безвозмездной помощи" (далее – Декрет № 24).
Указанным документом также определены цели направления и использования иностранной безвозмездной помощи. Так, полученная иностранная безвозмездная помощь обязательно должна быть:
– зарегистрирована в Департаменте по гуманитарной деятельности Управления делами Президента РБ – при соответствии целям, указанным в Декрете № 24;
– возвращена получателем иностранному го-сударству, международной организации, иностранным организациям, гражданам и лицам без гражданства, предоставившим иностранную безвозмездную помощь, – при несоответствии целям, определенным в Декрете № 24.
Отметим, что иностранная безвозмездная помощь, используемая для проведения научных исследований, разработок, обучения, а также для реализации научно-исследовательских программ, соответствует целям, предусмотренным в п. 4 Декрета № 24. Следовательно, белорусская организация, использующая в названных выше целях предоставляемые российской компанией помещения, должна обратиться в указанный Департамент для регистрации иностранной помощи.
2 (473). В 2010 г. белорусской организацией начисляются дивиденды российской организации, которая является одним из учредителей белорусской организации.
Рассмотрим вопросы, возникшие в приведенной ситуации.
2.1. По какой ставке облагаются доходы нерезидента, если существует международное соглашение с Российской Федерацией?
При налогообложении дивидендов в Республике Беларусь ставка налога на доходы по дивидендам – 12 %.
Иностранные организации, не осуществляющие деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство, но извлекающие доходы из источников в Республике Беларусь, являются плательщиками налога на доходы (ст. 145 НК).
Объектом обложения налогом на доходы признаются в т.ч. доходы иностранной организации в виде дивидендов и приравненных к ним доходов (подп. 1.4 п. 1 ст. 146 НК).
Напомним, что дивидендом признается любой доход, начисленный унитарным предприятием собственнику его имущества, иной организацией (кроме простого товарищества) участнику (акционеру) по принадлежащим ему долям (паям, акциям) в порядке распределения прибыли, остающейся после налогообложения (п. 1 ст. 35 НК).
Ставка налога на доходы по дивидендам равна 12 % (п. 1 ст. 149 НК).
Теперь рассмотрим нормы Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество от 21.04.1995 (далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – Соглашение с Россией). В ст. 9 Соглашения с Россией указано, что дивиденды, выплачиваемые предприятием одного договаривающегося государства лицу с постоянным местопребыванием в другом договаривающемся государстве, могут облагаться налогом в другом государстве. Однако такие дивиденды могут также облагаться налогом в договаривающемся государстве, в котором предприятие, выплачивающее дивиденды, является лицом с постоянным местопребыванием, и в соответствии с законодательством этого государства, но взимаемый налог не должен превышать 15 % валовой суммы дивидендов.
Как видим, законодательство РБ предоставляет более льготный режим налогообложения, чем это предусмотрено Соглашением с Россией, и ставка налогообложения дивидендов российского резидента в этом случае будет равна 12 %.
Д-т 84 – К-т 75-2
– начислены дивиденды учредителю – российской организации;
– начислены дивиденды учредителю – российской организации;
Д-т 75-2 – К-т 68
– начислен налог на доходы по ставке 12 %;
Д-т 75-2 – К-т 51, 52
– перечислены дивиденды российской организации*.
_______________________
* Проводки составлены редакцией.
2.2. Как российской организации избежать двойного налогообложения доходов?
Для избежания двойного налогообложения российскому резиденту необходимо получить в белорусском налоговом органе справку о суммах удержанного и перечисленного в бюджет Республики Беларусь налога. Эта справка выдается по месту постановки на учет налогового агента – белорусской организации, выплатившей доход. Форма справки приведена в приложении 4 к постановлению МНС РБ от 31.12.2009 № 86.
Ставки и порядок налогообложения получаемых из Беларуси дивидендов российской организацией регулируются законодательством РФ.
Двойного налогообложения доходов российских резидентов можно избежать, применяя положения Соглашения с Россией и законодательства РФ.
Так, Соглашением с Россией установлено, что, если лицо с постоянным местопребыванием в одном договаривающемся государстве получает доход в другом договаривающемся государстве, который в соответствии с положениями названного Соглашения может облагаться налогом в другом государстве, сумма налога на этот доход, подлежащая уплате в другом государстве, может быть вычтена из суммы налога, взимаемого с лица в связи с таким доходом в первом государстве (ст. 20).
Таким образом, если российская компания получает доход (дивиденды) из источников в Республике Беларусь, который облагается налогом в Беларуси, сумма налога на этот доход, которая уплачена в Беларуси (или часть этой суммы), может быть вычтена из суммы налога, взимаемого в России.
Татьяна Филатова, экономист
3 (474). Для организации Республики Беларусь на территории Украины оказана услуга – размещены баннеры на украинском сайте. Оплата произведена в иностранной валюте.
Нужно ли уплачивать НДС на территории Республики Беларусь с той суммы, которую перечислили на территорию Украины? Если нужно, то по какому курсу этот оборот отражается в налоговой декларации по НДС?
Нужно.
На сумму оплаты за услугу следует начислить НДС по ставке 20 %. Объясним почему.
Для того чтобы узнать, необходимо ли исчислять НДС при оказании услуг иностранной организацией, нужно определить место реализации такой услуги. Так, в ст. 92 НК сказано, что при реализации услуг на территории Республики Беларусь иностранными организациями, не осуществляющими деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство и не состоящими в связи с этим на учете в налоговых органах РБ, обязанность по исчислению и перечислению в бюджет НДС возлагается на состоящие на учете в налоговых органах РБ организации, приобретающие данные услуги.
Место реализации определяется в соответ-ствии со ст. 33 НК. Местом реализации услуг признается территория Республики Беларусь, если покупатель (приобретатель) услуг осуществляет деятельность на территории Республики Беларусь и (или) местом его нахождения (местом жительства) является Республика Беларусь (подп. 1.4.3 п. 1 ст. 33 НК). Приведенное положение применяется в отношении рекламных услуг, информационного обеспечения и иных аналогичных работ, услуг.
Справочно: реклама – информация об объекте рекламирования, распространяемая в любой форме с помощью любых средств, предназначенная для неопределенного круга лиц (потребителей рекламы), направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования,формирование или поддержание интереса к нему и (или) его продвижение на рынке (ст. 2 Закона РБ от 10.05.2007 № 225-З "О рекламе").
Таким образом, местом оказания услуги по размещению баннеров на украинском сайте, относящейся к рекламной, признается территория Республики Беларусь, поскольку ее заказчиком является белорусский резидент, независимо от того, что фактически услуга оказывалась на территории Украины. Следовательно, на сумму оплаты за услугу нужно начислить НДС по ставке 20 %.
Стоимость рекламной услуги без НДС должна отражаться в гр. 2 стр. 13 налоговой декларации, а сумма НДС – в гр. 4. При этом стоимость услуги пересчитывается из иностранной валюты в белорусские рубли по курсу, установленному Нацбанком РБ, на момент фактической реализации, т.е. на день оплаты услуг.
Наталья Нехай, экономист
ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
4 (475). По лицензионному договору резидент передает нерезиденту право показа документальных фильмов на территории государства нерезидента через интернет-сайты прокатчика. По договору прокатчик перечисляет за каждые полгода резиденту денежные средства. Расчеты осуществляются не позднее 60 дней после подписания актов о приемке-сдаче результата использования права показа фильмов.
Рассмотрим вопросы, которые возникают в приведенной ситуации.
4.1. Какая дата будет являться датой начала внешнеторговой операции, от которой необходимо исчислять срок 90 календарных дней, в которые прокатчик должен оплатить право показа фильмов?
Датой начала внешнеторговой операции в изложенной ситуации считается дата подписания согласованного сторонами акта о приемке-сдаче результата использования права показа документальных фильмов. Это следует из определения внешнеторговой операции, приведенного в подп. 1.1 п. 1 Указа Президента РБ от 27.03.2008 № 178 "О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций" (далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – Указ № 178). Внешнеторговая операция – это, в частности, каждый этап передачи исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (далее – права) в рамках одного внешнеторгового договора (совокупность указанных этапов, осуществленных в рамках одного внешнеторгового договора в течение одного дня), оформленный актом о полученных правах либо иным документом (иными документами), который должен быть завершен поступлением денежных средств (абз. 5 подп. 1.1 п. 1 Указа № 178).
4.2. Являются ли полугодовые периоды этапами, указанными в абз. 5 подп. 1.1 п. 1 Указа № 178, после завершения которых должна быть проведена оплата на основании актов приемки-сдачи результата использования права показа фильмов?
Периоды, предусмотренные проектом договора, в течение которых прокатчик использует предоставленные ему права показа, в соответствии с нормами Указа № 178 будут являться этапами передачи данных прав.
5 (476). Нормами подп. 1.3 п. 1 постановления Правления Нацбанка РБ от 09.07.2009 № 101 "О проведении внешнеторговых операций" (далее – постановление № 101) определено, что резиденты при экспорте обязаны обеспечить завершение нерезидентами внешнеторговых операций по договорам, предусматривающим поставку дорогостоящей (свыше 100 000 евро) автотракторной техники и запасных частей, необходимых для технического обслуживания данной техники, не позднее 720 календарных дней с даты отгрузки товаров.
Распространяется ли критерий стоимости (свыше 100 000 евро) на запасные части, необходимые для технического обслуживания автотракторной техники?
Нормами постановления № 101 установлено, что к дорогостоящей автотракторной технике относится техника, стоимость одной единицы которой составляет более 100 000 евро в эквиваленте. То есть если, например, грузовой автомобиль или уборочный комбайн стоит более100 000 евро в эквиваленте, то при продаже такой машины продавец вправе получить экспорт-ную выручку за запасные части, необходимые для ее технического обслуживания в течение 720 календарных дней с даты отгрузки.
Если общая стоимость отгруженных единиц техники превышает 100 000 евро, но каждая из них стоит меньше этой суммы, то в данном случае применяются требования Указа № 178 в отношении сроков завершения внешнеторговых операций. По общему правилу резиденты обязаны обеспечить завершение внешнеторговой операции при экспорте в срок не позднее 90 календарных дней с даты отгрузки товара.
Справочно: к автотракторной технике относятся: легковые, грузовые, специальные автомобили, автобусы, троллейбусы, их кузова, тракторы, экскаваторы, сельскохозяйственные машины, автопоезда, контрейлеры, мотоколяски и другая техника на колесном и гусеничном ходу (п. 1 Правил перевозок автотракторной техники железнодорожным транспортом общего пользования, утвержденных постановлением Минтранса РБ от 31.03.2008 № 40).
Валерий Шулековский, начальник управлениямониторинга внешнеэкономической деятельностиНацбанка РБ
ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ
6 (477). Организация планирует издать приказ руководителя на проведение инвентаризации перед составлением годовой бухгалтерской отчетности за 2010 г.
В какие сроки должна проводиться инвентаризация перед составлением годовой бухгалтерской отчетности за 2010 г.?
Сроки проведения инвентаризации перед составлением годовой бухгалтерской отчетности установлены п. 7 Инструкции по инвентаризации активов и обязательств, утвержденной постановлением Минфина РБ от 30.11.2007 № 180 (далее – Инструкция № 180).
Инвентаризация основных средств, нематериальных активов, незавершенного строительства, сырья, материалов, готовой продукции, товаров для реализации (в т.ч. товаров на складах, товаров в розничной торговле, тары под товаром и порожней, покупных изделий, продуктов подсобного сельского хозяйства) должна быть проведена не ранее 1 ноября (т.е. на 1 ноября 2010 г., 1 декабря 2010 г., 1 января 2011 г.); незавершенного производства и полуфабрикатов – не ранее 1 ноября (т.е. на 1 ноября 2010 г., 1 декабря 2010 г., 1 января 2011 г.); животных на выращивании и откорме (в т.ч. молодняка животных) – не ранее 1 ноября (т.е. на 1 ноября 2010 г., 1 декабря 2010 г., 1 января 2011 г.); денежных средств – не ранее 1 декабря (т.е. на 1 декабря 2010 г., 1 января 2011 г.); обязательств и других активов – не ранее 1 декабря (т.е. на 1 декабря 2010 г., 1 января 2011 г.).
Если по объективным причинам проведение инвентаризации перед составлением годовой бухгалтерской отчетности в указанные сроки невозможно, дата начала такой инвентаризации может быть ранее указанных сроков.
Особенности порядка проведения инвентаризации отдельных видов активов (предметов проката, животных на выращивании и откорме (в т.ч. молодняка животных) и птицы, продовольственных товаров в организации розничной торговли и общественного питания, остатков незавершенного производства, драгоценных металлов, библиотечных фондов, объектов интеллектуальной собственности и др.) устанавливаются нормативными правовыми актами республиканских органов государственного управления, иных организаций, подчиненных Совету Министров РБ, осуществляющих методологическое руководство бухгалтерским учетом и отчетностью организаций соответствующих отраслей экономики.
Анна Крупнова, консультант Главного управления регулирования бухгалтерского учета, отчетности и аудита Минфина РБ
Виталий Раковец, аудитор
ВОПРОСЫ ПРАВА
7 (478). Организация приобрела на аукционе имущественный комплекс государственного унитарного предприятия и зарегистрировала переход права собственности на него. Впоследствии она заключила договор купли-продажи здания, приобретенного в составе имущественного комплекса. При обращении в организацию по государственной регистрации недвижимого имущества за регистрацией договора купли-продажи и перехода права собственности в совершении данных регистрационных действий было отказано на том основании, что здание не исключено из состава имущественного комплекса.
Правомерен ли такой отказ?
Отказ регистратора правомерен по следующим основаниям. Случаи, когда государственная регистрация изменения состава предприятия является обязательной, определены п. 5 Положения о порядке совершения регистрационных действий в отношении предприятия как имущественного комплекса, утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 01.06.2004 № 650.
Так, государственная регистрация изменения предприятия является обязательной:
– в случаях несоответствия сведений, содержащихся в едином государственном регистре недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним, сведениям, содержащимся в представленных для государственной регистрации сделки с предприятием документах;
– до государственной регистрации сделки с объектом недвижимости, входящим в состав предприятия.
Таким образом, до совершения сделки купли-продажи здания, входящего в состав предприятия как имущественного комплекса, необходимо в установленном порядке принять решение об изменении состава предприятия и произвести государственную регистрацию этого изменения.
8 (479). Две организации подали заявление и необходимые документы для участия в аукционе по продаже объекта, находящегося в республиканской собственности. Для участия в аукционе в день его проведения явились представители только одной из организаций. По их мнению, в подобном случае продажа объекта должна была осуществляться их организации по цене, увеличенной на 5 % по сравнению с первоначальной. Однако в продаже объекта организатором аукциона было отказано.
Правомерны ли его действия?
Действия организатора аукциона правомерны, поскольку в рассматриваемой ситуации заявления на участие в аукционе изначально были поданы двумя участниками.
Предмет аукциона продается участнику аукциона при его согласии по начальной цене, увеличенной на 5 %, в случае, когда на участие в аукционе подана только одна заявка и аукцион в силу этого признан несостоявшимся (подп. 1.4 п. 1 Указа Президента РБ от 05.05.2009 № 232 "О некоторых вопросах проведения аукционов (конкурсов)", далее – Указ № 232).
Законодательство предусматривает право участника аукциона, подавшего заявление на участие в нем, отказаться от участия посредством неявки на аукцион (п. 24 Положения о порядке организации и проведения аукционов по продаже объектов государственной собственности и на право заключения договора аренды земельного участка для обслуживания недвижимого имущества, утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 26.03.2008 № 462).
Таким образом, несмотря на то что на аукцион явился только один из участников, объект не может быть ему продан, поскольку Указ № 232 не предусматривает возможности реализации имущества без торгов по цене, увеличенной на 5 % по сравнению с первоначальной, в случае, когда заявки (заявления) на участие в аукционе были поданы не одним, а двумя участ-никами.
9 (480). Республиканскому унитарному предприятию принадлежит неиспользуемое здание, на которое не оформлен технический паспорт и не имеется документов, удостоверяющих его государственную регистрацию.
Возможна ли продажа на аукционе данного здания без указанных документов?
Продажа здания возможна. Это определено п. 7-1.3 Указа Президента РБ от 14.09.2006 № 575 "О порядке распоряжения государственным имуществом", согласно которому решение об отчуждении (продаже на аукционе, по конкурсу, без проведения аукциона либо конкурса) зданий, право собственности на которые не зарегистрировано в установленном порядке, может приниматься без наличия документов, удостоверяющих государственную регистрацию прав на данное имущество. До продажи данного имущества Государственный комитет по имуществу РБ обеспечивает проведение технической инвентаризации и составление технических паспортов.
Таким образом, республиканское унитарное предприятие вправе инициировать продажу неиспользуемого здания, на которое не оформлен технический паспорт и не имеется документов, удостоверяющих его государственную регистрацию. Продажа здания на аукционе будет осуществлена после изготовления Государственным комитетом по имуществу РБ технического паспорта. Покупатель данного здания должен будет возместить расходы по проведению технической инвентаризации и составлению технического паспорта.
Государственная регистрация создания здания, договора его купли-продажи и прав покупателя на это здание также будет осуществлена после проведения аукциона по заявлению покупателя.
Роман Томкович, канд. юрид. наук